Профессиональные деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения профессиональных деформаций специалистов образовательной сферы 9
1.1. Понятие, структура и виды профессиональной деформации личности .... 9
1.2. Синдром «эмоционального выгорания» как условие проявления
профессиональной деформации 15
1.3. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями
здоровья 23
1.4. Специфика работы специалистов, сопровождающих обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья 29
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения 82
Глава I. Теоретические основы изучения профессиональных деформаций специалистов образовательной сферы 9
1.1. Понятие, структура и виды профессиональной деформации личности .... 9
1.2. Синдром «эмоционального выгорания» как условие проявления
профессиональной деформации 15
1.3. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями
здоровья 23
1.4. Специфика работы специалистов, сопровождающих обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья 29
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения 82
Вопрос профессиональной деформации личности очень актуален в наше время. Его актуальность обусловлена, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека и, естественно, накладывает свой отпечаток на его личность. Вторым аспектом актуальности этой темы является отсутствие исследований по этой важной проблеме. Феномен профессиональной деформации отражается в фундаментальном принципе психологии - принципе неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Именно социальная активность человека является ключевой характеристикой личности.
Одной из важнейших задач общества является формирование гармонично развитой личности, а не одностороннего профессионала. Но для эффективного решения этой проблемы необходимы компетентные рекомендации психологов, которые можно дать, только внимательно изучив феномен «профессиональной деформации».
Профессиональная деятельность оказывает значительное влияние на динамику личностных черт человека. В 1926 г. в своей книге «Личность и профессия» Басов М.Я. писал: «... когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп» [9, С. 15].
В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, она приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований, приобретенных в процессе профессиональной деятельности, довольно широк, однако все их можно разделить на две группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в обществе и коллективе, и астенические изменения, которые, в свою очередь, препятствуют успешному функционированию личности. Значительную часть негативных новообразований представляет собой группа изменений, которые называются жестким ролевым поведением, оно вызывает профессиональные деформации личности. Образованию таких дезадаптивных изменений в наибольшей степени подвержены профессии, которые принадлежат системе «человек - человек»: например, учитель, журналист, врач, юрист, психолог и др.
Цель исследования: изучение выраженности профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте психологической готовности к инклюзивному образованию.
Объект исследования: профессиональные деформации специалистов, осуществляющих инклюзивное образование.
Предмет исследования: профессиональные деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме профессиональных деформаций в трудах зарубежных и отечественных авторов; проанализировать психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и специфику работы с ними.
2. Разработать программу исследования и осуществить подбор специальных методик, направленных на изучение профессиональных деформаций.
3. Эмпирическим путем выявить специалистов, склонных к профессиональным деформациям; проанализировать особенности профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья .
4. Разработать программу профилактики профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотезы исследования:
1. Профессиональные деформации специалистов инклюзивной сферы образования, выраженные совокупностью таких личностных характеристик как авторитарность, некритичность мышления, ригидность в поведении, с одной стороны, и недостаточная психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности в данной сфере, с другой стороны, могут выступить в качестве сопряженных факторов.
2. Выраженность профессиональных деформаций будет взаимосвязана с высоким уровнем эмоционального выгорания специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретико-методологические основания исследования: представления о сущности и структуре профессиональной деформации личности (С.П. Андреев, Э.Ф. Зеер, В.Е. Орел, Е.И. Рогов); концепция об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский); представления о детях с ОВЗ как объекте психолого-педагогического воздействия в условиях инклюзивного образования (С.В. Алехина, Н.Д. Соколова, Д.Н. Исаев); модели, описывающие суть феномена «профессионального (эмоционального) выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова).
Методы и методические инструменты исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: методика «Диагностика авторитарности»
(Э.Ф. Зеер); «Методика определения рефлексивности мышления» (О.С. Анисимов); «Методика измерения ригидности» (Н.В. Киршеева, Н.В. Рябчикова); «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко); опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию» (Н.А. Першина, О.А. Сычев);
- методы математико-статистической обработки данных: И-Критерий Манна-Уитни; корреляционный анализ по методу Спирмена; регрессионный анализ.
Описание выборочной совокупности.
Эмпирическое исследование проводилось на базе образовательных учреждений города Барнаула. В исследовании на добровольной основе приняли участие специалисты, сопровождающие обучение детей с ОВЗ (педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, социальные педагоги). Общий объем испытуемых составил 60 человек.
Научная новизна исследования.
1) доказана взаимосвязь структурных компонентов профессиональной деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, таких как авторитарность, некритичность мышления и ригидность в поведении с синдромом эмоционального выгорания;
2) показано, что профессиональная деформация и психологическая готовность к реализации инклюзивного образования выступают в качестве полярных факторов у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, обобщении и углублении представлений о профессиональных деформациях специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, а также о факторах, препятствующих становлению их психологической готовности к работе с данной категорией обучающихся. Для категории специалистов сферы инклюзивного образования подтверждено, что эмоциональное выгорание является фактором риска профессиональных деформаций.
Практическая значимость исследования заключается, в том, что предложена программа занятий с элементами тренинга, ориентированная на профилактику профессиональных деформаций в среде специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая будет полезна для образовательных организаций, внедряющих положения инклюзивного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; методами, адекватными предмету, цели и задачам исследования; использованием качественной и количественной оценки результатов; статистическим подтверждением значимости полученных данных.
Апробация исследования: результаты исследования доведены до руководства образовательных учреждений города Барнаула с целью ознакомления и принятия дальнейших мер, позволяющих предотвратить профессиональные деформации у специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ. По итогам работы написана и опубликована статья в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты» [54].
Положения, выносимые на защиту:
1. В качестве структурных компонентов профессиональной
деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, выступает психологическая триада: авторитарность, некритичность
мышления и ригидность в поведении.
2. Профессиональная деформация специалистов, сопровождающих
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, представленная выраженной авторитарностью, некритичностью, ригидностью и высокая степень эмоционального выгорания являются сопутствующими психологическими феноменами.
3. Профессиональная деформация и психологическая готовность специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в условиях инклюзивного образования выступают в качестве взаимно несовместимых факторов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем работы (без приложений) составляет 81 страницу.
В работе 12 рисунков, 5 таблиц. Список использованной литературы состоит из 70 наименований, 3 из них - на иностранном языке.
Одной из важнейших задач общества является формирование гармонично развитой личности, а не одностороннего профессионала. Но для эффективного решения этой проблемы необходимы компетентные рекомендации психологов, которые можно дать, только внимательно изучив феномен «профессиональной деформации».
Профессиональная деятельность оказывает значительное влияние на динамику личностных черт человека. В 1926 г. в своей книге «Личность и профессия» Басов М.Я. писал: «... когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп» [9, С. 15].
В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, она приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований, приобретенных в процессе профессиональной деятельности, довольно широк, однако все их можно разделить на две группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в обществе и коллективе, и астенические изменения, которые, в свою очередь, препятствуют успешному функционированию личности. Значительную часть негативных новообразований представляет собой группа изменений, которые называются жестким ролевым поведением, оно вызывает профессиональные деформации личности. Образованию таких дезадаптивных изменений в наибольшей степени подвержены профессии, которые принадлежат системе «человек - человек»: например, учитель, журналист, врач, юрист, психолог и др.
Цель исследования: изучение выраженности профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте психологической готовности к инклюзивному образованию.
Объект исследования: профессиональные деформации специалистов, осуществляющих инклюзивное образование.
Предмет исследования: профессиональные деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме профессиональных деформаций в трудах зарубежных и отечественных авторов; проанализировать психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и специфику работы с ними.
2. Разработать программу исследования и осуществить подбор специальных методик, направленных на изучение профессиональных деформаций.
3. Эмпирическим путем выявить специалистов, склонных к профессиональным деформациям; проанализировать особенности профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья .
4. Разработать программу профилактики профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотезы исследования:
1. Профессиональные деформации специалистов инклюзивной сферы образования, выраженные совокупностью таких личностных характеристик как авторитарность, некритичность мышления, ригидность в поведении, с одной стороны, и недостаточная психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности в данной сфере, с другой стороны, могут выступить в качестве сопряженных факторов.
2. Выраженность профессиональных деформаций будет взаимосвязана с высоким уровнем эмоционального выгорания специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретико-методологические основания исследования: представления о сущности и структуре профессиональной деформации личности (С.П. Андреев, Э.Ф. Зеер, В.Е. Орел, Е.И. Рогов); концепция об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский); представления о детях с ОВЗ как объекте психолого-педагогического воздействия в условиях инклюзивного образования (С.В. Алехина, Н.Д. Соколова, Д.Н. Исаев); модели, описывающие суть феномена «профессионального (эмоционального) выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова).
Методы и методические инструменты исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: методика «Диагностика авторитарности»
(Э.Ф. Зеер); «Методика определения рефлексивности мышления» (О.С. Анисимов); «Методика измерения ригидности» (Н.В. Киршеева, Н.В. Рябчикова); «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко); опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию» (Н.А. Першина, О.А. Сычев);
- методы математико-статистической обработки данных: И-Критерий Манна-Уитни; корреляционный анализ по методу Спирмена; регрессионный анализ.
Описание выборочной совокупности.
Эмпирическое исследование проводилось на базе образовательных учреждений города Барнаула. В исследовании на добровольной основе приняли участие специалисты, сопровождающие обучение детей с ОВЗ (педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, социальные педагоги). Общий объем испытуемых составил 60 человек.
Научная новизна исследования.
1) доказана взаимосвязь структурных компонентов профессиональной деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, таких как авторитарность, некритичность мышления и ригидность в поведении с синдромом эмоционального выгорания;
2) показано, что профессиональная деформация и психологическая готовность к реализации инклюзивного образования выступают в качестве полярных факторов у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, обобщении и углублении представлений о профессиональных деформациях специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, а также о факторах, препятствующих становлению их психологической готовности к работе с данной категорией обучающихся. Для категории специалистов сферы инклюзивного образования подтверждено, что эмоциональное выгорание является фактором риска профессиональных деформаций.
Практическая значимость исследования заключается, в том, что предложена программа занятий с элементами тренинга, ориентированная на профилактику профессиональных деформаций в среде специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая будет полезна для образовательных организаций, внедряющих положения инклюзивного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; методами, адекватными предмету, цели и задачам исследования; использованием качественной и количественной оценки результатов; статистическим подтверждением значимости полученных данных.
Апробация исследования: результаты исследования доведены до руководства образовательных учреждений города Барнаула с целью ознакомления и принятия дальнейших мер, позволяющих предотвратить профессиональные деформации у специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ. По итогам работы написана и опубликована статья в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты» [54].
Положения, выносимые на защиту:
1. В качестве структурных компонентов профессиональной
деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, выступает психологическая триада: авторитарность, некритичность
мышления и ригидность в поведении.
2. Профессиональная деформация специалистов, сопровождающих
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, представленная выраженной авторитарностью, некритичностью, ригидностью и высокая степень эмоционального выгорания являются сопутствующими психологическими феноменами.
3. Профессиональная деформация и психологическая готовность специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в условиях инклюзивного образования выступают в качестве взаимно несовместимых факторов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем работы (без приложений) составляет 81 страницу.
В работе 12 рисунков, 5 таблиц. Список использованной литературы состоит из 70 наименований, 3 из них - на иностранном языке.
Настоящая работа была посвящена теоретически-экспериментальному изучению выраженности профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ литературных источников, освещающих проблему исследования, позволил установить, что под профессиональной деформацией следует понимать воздействие профессии на психологические характеристики человека, затрудняющие его поведение в повседневной, «непрофессиональной» жизни, и, в конечном итоге, влияющие на эффективность профессиональной деятельности. Исследования показывают, что наиболее подверженными профессиональным деформациям являются представители профессий типа «человек - человек», среди которых значимое место отводится работникам сферы образования. Профессиональная деформация - это крайне опасное явление, поскольку оно не является кратковременным. Оно опасно еще и тем, что влияет не только на самих специалистов, но и на получателей их помощи и услуг. В связи с указанным, возникает необходимость своевременной диагностики профессиональных деформаций и поиска максимально эффективных методов профилактики и коррекции расстройств функционального состояния, сопряженных с ними.
В рамках данного исследования были выдвинуты предположения о том, что: профессиональные деформации специалистов инклюзивной сферы образования, выраженные совокупностью таких личностных характеристик как авторитарность, некритичность мышления, ригидность в поведении, с одной стороны, и недостаточная психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности в данной сфере, с другой стороны, могут выступить в качестве сопряженных факторов. Выраженность профессиональных деформаций будет взаимосвязана с высоким уровнем эмоционального выгорания специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование осуществлялось на базе образовательных учреждений города Барнаула при использовании следующего психодиагностического инструментария: методика «Диагностика авторитарности» (Э.Ф. Зеер); «Методика определения рефлексивности мышления» (О.С. Анисимов); «Методика измерения ригидности» (Н.В. Киршеева, Н.В. Рябчикова); «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию» (Н.А. Першина, О.А. Сычев). В исследовании на добровольной основе приняли участие специалисты, сопровождающие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (психологи, логопеды, социальные педагоги). Общий объем испытуемых составил 60 человек.
Анализ выраженности у специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, характеристик, являющихся структурными компонентами профессиональной деформации (авторитарности, некритичности мышления и ригидности), показал, что у большинства из них эти характеристики не выражены. Вместе с тем, значительная часть специалистов выявили склонность к авторитарному поведению, некритичность мышления и неготовность меняться и гибко реагировать на спонтанно изменяющиеся жизненные ситуации.
В ходе исследования выраженности у специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, показателей синдрома эмоционального выгорания, удалось установить, что они составляют «группу риска» (у каждого из них присутствует хотя бы один выраженный симптом «выгорания»). Также было обнаружено, что по мере выраженности склонности к профессиональным деформациям количество симптомов «выгорания» у специалистов в большинстве случаев увеличивается.
Оценка психологической готовности к инклюзивному образованию специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, показала недостаточную готовность у большинства респондентов. Так, было констатировано, что в их знаниях в области инклюзивного образования отмечаются довольно значительные пробелы и что специалисты недостаточно уверены в своих умениях и навыках по организации совместного обучения детей с психофизическим развитием, соответствующим норме, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с этим, они показывают готовность к освоению форм и методов работы, которые позволят обеспечить максимально эффективные условия для организации инклюзивного образования.
Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что компоненты, входящие в структуру профессиональной деформации (авторитарность, некритичность мышления и ригидность в поведении), у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют прямую взаимосвязь с эмоциональным выгоранием и обратную с психологической готовностью к выполнению профессиональных обязанностей в условиях инклюзивного образования.
Таким образом, выдвинутые гипотезы данного исследования в полной мере подтвердились.
По итогам эмпирического исследования была разработана программа занятий с элементами тренинга «Я - хозяин своей жизни», направленная на развитие внутренних ресурсов специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, позволяющих предотвратить профессиональные деформации.
Дальнейший интерес в рамках рассматриваемой проблемы может быть связан с:
- проверкой выдвинутых нами гипотез на большей по численности выборке;
- с апробацией предложенной программы занятий с элементами тренинга с последующей оценкой ее эффективности.
Анализ литературных источников, освещающих проблему исследования, позволил установить, что под профессиональной деформацией следует понимать воздействие профессии на психологические характеристики человека, затрудняющие его поведение в повседневной, «непрофессиональной» жизни, и, в конечном итоге, влияющие на эффективность профессиональной деятельности. Исследования показывают, что наиболее подверженными профессиональным деформациям являются представители профессий типа «человек - человек», среди которых значимое место отводится работникам сферы образования. Профессиональная деформация - это крайне опасное явление, поскольку оно не является кратковременным. Оно опасно еще и тем, что влияет не только на самих специалистов, но и на получателей их помощи и услуг. В связи с указанным, возникает необходимость своевременной диагностики профессиональных деформаций и поиска максимально эффективных методов профилактики и коррекции расстройств функционального состояния, сопряженных с ними.
В рамках данного исследования были выдвинуты предположения о том, что: профессиональные деформации специалистов инклюзивной сферы образования, выраженные совокупностью таких личностных характеристик как авторитарность, некритичность мышления, ригидность в поведении, с одной стороны, и недостаточная психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности в данной сфере, с другой стороны, могут выступить в качестве сопряженных факторов. Выраженность профессиональных деформаций будет взаимосвязана с высоким уровнем эмоционального выгорания специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование осуществлялось на базе образовательных учреждений города Барнаула при использовании следующего психодиагностического инструментария: методика «Диагностика авторитарности» (Э.Ф. Зеер); «Методика определения рефлексивности мышления» (О.С. Анисимов); «Методика измерения ригидности» (Н.В. Киршеева, Н.В. Рябчикова); «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию» (Н.А. Першина, О.А. Сычев). В исследовании на добровольной основе приняли участие специалисты, сопровождающие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (психологи, логопеды, социальные педагоги). Общий объем испытуемых составил 60 человек.
Анализ выраженности у специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, характеристик, являющихся структурными компонентами профессиональной деформации (авторитарности, некритичности мышления и ригидности), показал, что у большинства из них эти характеристики не выражены. Вместе с тем, значительная часть специалистов выявили склонность к авторитарному поведению, некритичность мышления и неготовность меняться и гибко реагировать на спонтанно изменяющиеся жизненные ситуации.
В ходе исследования выраженности у специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, показателей синдрома эмоционального выгорания, удалось установить, что они составляют «группу риска» (у каждого из них присутствует хотя бы один выраженный симптом «выгорания»). Также было обнаружено, что по мере выраженности склонности к профессиональным деформациям количество симптомов «выгорания» у специалистов в большинстве случаев увеличивается.
Оценка психологической готовности к инклюзивному образованию специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, показала недостаточную готовность у большинства респондентов. Так, было констатировано, что в их знаниях в области инклюзивного образования отмечаются довольно значительные пробелы и что специалисты недостаточно уверены в своих умениях и навыках по организации совместного обучения детей с психофизическим развитием, соответствующим норме, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с этим, они показывают готовность к освоению форм и методов работы, которые позволят обеспечить максимально эффективные условия для организации инклюзивного образования.
Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что компоненты, входящие в структуру профессиональной деформации (авторитарность, некритичность мышления и ригидность в поведении), у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют прямую взаимосвязь с эмоциональным выгоранием и обратную с психологической готовностью к выполнению профессиональных обязанностей в условиях инклюзивного образования.
Таким образом, выдвинутые гипотезы данного исследования в полной мере подтвердились.
По итогам эмпирического исследования была разработана программа занятий с элементами тренинга «Я - хозяин своей жизни», направленная на развитие внутренних ресурсов специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, позволяющих предотвратить профессиональные деформации.
Дальнейший интерес в рамках рассматриваемой проблемы может быть связан с:
- проверкой выдвинутых нами гипотез на большей по численности выборке;
- с апробацией предложенной программы занятий с элементами тренинга с последующей оценкой ее эффективности.
Подобные работы
- Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЩЕНИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2017



