Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения профессиональных деформаций специалистов образовательной сферы 9
1.1. Понятие, структура и виды профессиональной деформации личности .... 9
1.2. Синдром «эмоционального выгорания» как условие проявления
профессиональной деформации 15
1.3. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями
здоровья 23
1.4. Специфика работы специалистов, сопровождающих обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья 29
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения 82
Вопрос профессиональной деформации личности очень актуален в наше время. Его актуальность обусловлена, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека и, естественно, накладывает свой отпечаток на его личность. Вторым аспектом актуальности этой темы является отсутствие исследований по этой важной проблеме. Феномен профессиональной деформации отражается в фундаментальном принципе психологии - принципе неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Именно социальная активность человека является ключевой характеристикой личности.
Одной из важнейших задач общества является формирование гармонично развитой личности, а не одностороннего профессионала. Но для эффективного решения этой проблемы необходимы компетентные рекомендации психологов, которые можно дать, только внимательно изучив феномен «профессиональной деформации».
Профессиональная деятельность оказывает значительное влияние на динамику личностных черт человека. В 1926 г. в своей книге «Личность и профессия» Басов М.Я. писал: «... когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп» [9, С. 15].
В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, она приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований, приобретенных в процессе профессиональной деятельности, довольно широк, однако все их можно разделить на две группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в обществе и коллективе, и астенические изменения, которые, в свою очередь, препятствуют успешному функционированию личности. Значительную часть негативных новообразований представляет собой группа изменений, которые называются жестким ролевым поведением, оно вызывает профессиональные деформации личности. Образованию таких дезадаптивных изменений в наибольшей степени подвержены профессии, которые принадлежат системе «человек - человек»: например, учитель, журналист, врач, юрист, психолог и др.
Цель исследования: изучение выраженности профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте психологической готовности к инклюзивному образованию.
Объект исследования: профессиональные деформации специалистов, осуществляющих инклюзивное образование.
Предмет исследования: профессиональные деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме профессиональных деформаций в трудах зарубежных и отечественных авторов; проанализировать психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и специфику работы с ними.
2. Разработать программу исследования и осуществить подбор специальных методик, направленных на изучение профессиональных деформаций.
3. Эмпирическим путем выявить специалистов, склонных к профессиональным деформациям; проанализировать особенности профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья .
4. Разработать программу профилактики профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотезы исследования:
1. Профессиональные деформации специалистов инклюзивной сферы образования, выраженные совокупностью таких личностных характеристик как авторитарность, некритичность мышления, ригидность в поведении, с одной стороны, и недостаточная психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности в данной сфере, с другой стороны, могут выступить в качестве сопряженных факторов.
2. Выраженность профессиональных деформаций будет взаимосвязана с высоким уровнем эмоционального выгорания специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретико-методологические основания исследования: представления о сущности и структуре профессиональной деформации личности (С.П. Андреев, Э.Ф. Зеер, В.Е. Орел, Е.И. Рогов); концепция об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский); представления о детях с ОВЗ как объекте психолого-педагогического воздействия в условиях инклюзивного образования (С.В. Алехина, Н.Д. Соколова, Д.Н. Исаев); модели, описывающие суть феномена «профессионального (эмоционального) выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова).
Методы и методические инструменты исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: методика «Диагностика авторитарности»
(Э.Ф. Зеер); «Методика определения рефлексивности мышления» (О.С. Анисимов); «Методика измерения ригидности» (Н.В. Киршеева, Н.В. Рябчикова); «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко); опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию» (Н.А. Першина, О.А. Сычев);
- методы математико-статистической обработки данных: И-Критерий Манна-Уитни; корреляционный анализ по методу Спирмена; регрессионный анализ.
Описание выборочной совокупности.
Эмпирическое исследование проводилось на базе образовательных учреждений города Барнаула. В исследовании на добровольной основе приняли участие специалисты, сопровождающие обучение детей с ОВЗ (педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, социальные педагоги). Общий объем испытуемых составил 60 человек.
Научная новизна исследования.
1) доказана взаимосвязь структурных компонентов профессиональной деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, таких как авторитарность, некритичность мышления и ригидность в поведении с синдромом эмоционального выгорания;
2) показано, что профессиональная деформация и психологическая готовность к реализации инклюзивного образования выступают в качестве полярных факторов у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, обобщении и углублении представлений о профессиональных деформациях специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, а также о факторах, препятствующих становлению их психологической готовности к работе с данной категорией обучающихся. Для категории специалистов сферы инклюзивного образования подтверждено, что эмоциональное выгорание является фактором риска профессиональных деформаций.
Практическая значимость исследования заключается, в том, что предложена программа занятий с элементами тренинга, ориентированная на профилактику профессиональных деформаций в среде специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая будет полезна для образовательных организаций, внедряющих положения инклюзивного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; методами, адекватными предмету, цели и задачам исследования; использованием качественной и количественной оценки результатов; статистическим подтверждением значимости полученных данных.
Апробация исследования: результаты исследования доведены до руководства образовательных учреждений города Барнаула с целью ознакомления и принятия дальнейших мер, позволяющих предотвратить профессиональные деформации у специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ. По итогам работы написана и опубликована статья в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты» [54].
Положения, выносимые на защиту:
1. В качестве структурных компонентов профессиональной
деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, выступает психологическая триада: авторитарность, некритичность
мышления и ригидность в поведении.
2. Профессиональная деформация специалистов, сопровождающих
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, представленная выраженной авторитарностью, некритичностью, ригидностью и высокая степень эмоционального выгорания являются сопутствующими психологическими феноменами.
3. Профессиональная деформация и психологическая готовность специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в условиях инклюзивного образования выступают в качестве взаимно несовместимых факторов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем работы (без приложений) составляет 81 страницу.
В работе 12 рисунков, 5 таблиц. Список использованной литературы состоит из 70 наименований, 3 из них - на иностранном языке.
Настоящая работа была посвящена теоретически-экспериментальному изучению выраженности профессиональных деформаций у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ литературных источников, освещающих проблему исследования, позволил установить, что под профессиональной деформацией следует понимать воздействие профессии на психологические характеристики человека, затрудняющие его поведение в повседневной, «непрофессиональной» жизни, и, в конечном итоге, влияющие на эффективность профессиональной деятельности. Исследования показывают, что наиболее подверженными профессиональным деформациям являются представители профессий типа «человек - человек», среди которых значимое место отводится работникам сферы образования. Профессиональная деформация - это крайне опасное явление, поскольку оно не является кратковременным. Оно опасно еще и тем, что влияет не только на самих специалистов, но и на получателей их помощи и услуг. В связи с указанным, возникает необходимость своевременной диагностики профессиональных деформаций и поиска максимально эффективных методов профилактики и коррекции расстройств функционального состояния, сопряженных с ними.
В рамках данного исследования были выдвинуты предположения о том, что: профессиональные деформации специалистов инклюзивной сферы образования, выраженные совокупностью таких личностных характеристик как авторитарность, некритичность мышления, ригидность в поведении, с одной стороны, и недостаточная психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности в данной сфере, с другой стороны, могут выступить в качестве сопряженных факторов. Выраженность профессиональных деформаций будет взаимосвязана с высоким уровнем эмоционального выгорания специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование осуществлялось на базе образовательных учреждений города Барнаула при использовании следующего психодиагностического инструментария: методика «Диагностика авторитарности» (Э.Ф. Зеер); «Методика определения рефлексивности мышления» (О.С. Анисимов); «Методика измерения ригидности» (Н.В. Киршеева, Н.В. Рябчикова); «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию» (Н.А. Першина, О.А. Сычев). В исследовании на добровольной основе приняли участие специалисты, сопровождающие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (психологи, логопеды, социальные педагоги). Общий объем испытуемых составил 60 человек.
Анализ выраженности у специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, характеристик, являющихся структурными компонентами профессиональной деформации (авторитарности, некритичности мышления и ригидности), показал, что у большинства из них эти характеристики не выражены. Вместе с тем, значительная часть специалистов выявили склонность к авторитарному поведению, некритичность мышления и неготовность меняться и гибко реагировать на спонтанно изменяющиеся жизненные ситуации.
В ходе исследования выраженности у специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, показателей синдрома эмоционального выгорания, удалось установить, что они составляют «группу риска» (у каждого из них присутствует хотя бы один выраженный симптом «выгорания»). Также было обнаружено, что по мере выраженности склонности к профессиональным деформациям количество симптомов «выгорания» у специалистов в большинстве случаев увеличивается.
Оценка психологической готовности к инклюзивному образованию специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, показала недостаточную готовность у большинства респондентов. Так, было констатировано, что в их знаниях в области инклюзивного образования отмечаются довольно значительные пробелы и что специалисты недостаточно уверены в своих умениях и навыках по организации совместного обучения детей с психофизическим развитием, соответствующим норме, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с этим, они показывают готовность к освоению форм и методов работы, которые позволят обеспечить максимально эффективные условия для организации инклюзивного образования.
Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что компоненты, входящие в структуру профессиональной деформации (авторитарность, некритичность мышления и ригидность в поведении), у специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют прямую взаимосвязь с эмоциональным выгоранием и обратную с психологической готовностью к выполнению профессиональных обязанностей в условиях инклюзивного образования.
Таким образом, выдвинутые гипотезы данного исследования в полной мере подтвердились.
По итогам эмпирического исследования была разработана программа занятий с элементами тренинга «Я - хозяин своей жизни», направленная на развитие внутренних ресурсов специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ, позволяющих предотвратить профессиональные деформации.
Дальнейший интерес в рамках рассматриваемой проблемы может быть связан с:
- проверкой выдвинутых нами гипотез на большей по численности выборке;
- с апробацией предложенной программы занятий с элементами тренинга с последующей оценкой ее эффективности.
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: ЛПА Кафедра-М, 1998. 272 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
3. Алехина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность педагога // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №4 (22). С. 117-127.
4. Андреев С.П., Орел В.Е. Разработка методики диагностики профессиональной деформации учителя // Научный поиск. Вып. 3. ЯрГУ,
2002. С. 165-173.
5. Анисимов О.С. Рефлексивная акмеология. М.: РАГС, 2008. 215 с.
6. Анциферова Л.И. Условия деформации личности // Новые исследования. М.: Наука, 1998. С. 32-38.
7. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности. М.: Когито-Центр, 2017. 310 с.
8. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство. М.: Дело, 2005. 496 с.
9. Басов М.Я. Личность и профессия: К научному обоснованию выбора профессии. М.: Гос. изд-во, 1926. 68 с.
10. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. М.: Педагогика, 2007. 247 с.
11. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности // Коллектив, личность, общение.1987. С. 42-43.
12. Белов В.М. Психология здоровья. СПб.: Алетейя, 1997. 231 с.
13. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2003. 105 с.
14. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит профессионала // Медицина Санкт-Петербурга. 1997. №11. С. 25-31.
15. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
16. Голубева Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. Волгоград: Учитель, 2014. 95 с.
17. Горюнова Л.В. Состояние и перспективы подготовки педагогических кадров нового типа при широком понимании инклюзии // Международный образовательный форум. М.: Вузовская книга, 2013. С. 50-54.
18. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Изд. 6-е, дополн. СПб.: Речь, 2010. 560 с.
19. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб.: Питер, 1999. 218 с.
20. Домрачева С.А. Изучение эмоционального выгорания педагогов // Концепт. 2015. №18. С. 71-75.
21. Друзь В.А., Клименко А.И. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания // Физическое воспитание студентов. 2010. №1. С. 34-37.
22. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 336 с.
23. Зеер Э.Ф. Психология профессий М.: Академический Проект,
2003. 336 с.
24. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект, 2005. 240 с.
25. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. 380 с.
26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
27. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. СПб.: ППМИ, 2003. 186 с.
28. Капитанец Е.Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. 2015. №2. С. 17-23.
29. Кетриш Е.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 120 с.
30. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. № 61/106
URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability. shtml
(дата обращения: 22.03.2020)
31. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983. 405 с.
32. Королева Е.Г., Шустер Э.Г. Синдром эмоционального выгорания // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2007. №3. С. 108-111.
33. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие. СПб.: Речь, 2003. 182 с.
34. Ларенцова Л.И., Терехина Н.В. Феномен эмоционального выгорания: механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов // Прикладная юридическая психология. 2011. №2. С. 37-48.
35. Лебединская К.С. Задержка психического развития. М.: Педагогика, 2007. 280 с.
36. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие. М.: Издательство Московского ун-та. 1985. 165 с.
37. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др.; под ред. В.И. Лубовского. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2005. 464 с.
38. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования // Научные сообщения ЧИППКРО. 2014. №2 (19). С. 40-47.
39. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива. М.: Изд-во
Института психотерапии, 2004. 147 с.
40. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
41. Матер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 2006. 284 с.
42. Митчелл Д. Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве / пер. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. М.: Педагогика-Пресс, 2009. 284 с.
43. Михальченко К.А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. СПб.: Реноме, 2012. С. 77-79.
44. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.: Академия,
2010. 356 с.
45. Назарова Н.М., Моргачева Е.Н. Сравнительная специальная педагогика. М.: Академия, 2011. 319 с.
46. Ножичкина Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции // Среднее профессиональное образование. 2009. №6. С. 66-69.
47. Носкова О.Г. Психология труда / под ред. Е.А. Климова. М.: Академия, 2004. 384 с.
48. Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. Екатеринбург, 1999. С. 113-115.
49. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Том 22. №1. С. 90-101.
50. Очерки поведенческой психологии здоровья: Аргументы, факты, тесты / под ред. Н. А. Барабаш. Кемерово: КГМА, 1995. 245 с.
51. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. 2010. №9(83). С. 47.
52. Першина Н.А., Сычев О.А. Готовность педагогов Алтайского края и Республики Алтай к реализации инклюзивного образования // Развитие личности в образовательном процессе: сборник трудов XIV Всероссийской научно-практической конференции (г. Бийск, 10 июня 2016 г.) / отв. ред. Л.А. Мокрецова. Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. С. 73-80.
53. Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования. М.: Министерство экономического развития РФ, 2012. 60 с.
54. Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты: материалы IX Международной научно - практической конференции. 13 марта 2020 г. / Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова; под ред. Г.Я. Дарчинова. Казань: «Познание» Казанского инновационного университета, 2020. С. 99-105.
55. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: ВЛАДОС, 2003. 336 с.
56. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания ПКИ:
http://www.elitarium.ru/sindrom рго1еззюпа1подо vvgoraniia.html (дата
обращения: 24.03.2020)
57. Свенцицкий А.Л. Организационная психология. М.: Юрайт, 2017. 504 с.
58. Соколова Н.Д., Калиникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М.: ВЛАДОС, 2005. 180 с.
59. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М.: АРКТИ, 2007. 80 с.
60. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. Изд. 2-е, стереотип. М.: Академия, 2001. 374 с.
61. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития // Школьная пресса. 2013. №4. С. 24-32.
62. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика. Николаев: ООО «Балашов», 2004. 80 с.
63. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ URL: http://273^3^/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273 -fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 22.03.2020)
64. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 35-40.
65. Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара, 2002. Вып. 2. С. 41-45.
66. Шаповалова О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. Н. Новгород, 2006. 48 с.
67. Щербатых Ю.В. Системный подход к преодолению психологических стрессов // Психология стресса и совладающего поведения в современном Российском обществе: Материалы I междунар. научно -практ. конференции. К., 2010. С. 238.
68. Freudenberger H.J. Burn-out: the organizational menace. July, 1977. Р. 26-27.
69. Maher E. The burnout syndrome // Consylting and Clinical Psychologie. 1983. Vol. 7. P. 8-12.
70. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job Burnout // Annual. Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397-422.