Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования совладающего поведения личности в контексте стрессоустойчивости работников многофункционального центра .
1.1 Анализ и основные подходы изучения совладающего поведения личности в контексте стрессоустойчивости
1.2 Специфика трудовой деятельности работников многофункционального
центра в контексте стрессоустойчивости
1.3 Психологический портрет женщин молодого и зрелого возраста Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование совладающего поведения личности в контексте стрессоустойчивости работников многофункционального центра Error! Bookmark not defined.39
2.1 Программа и методы исследования 39
2.2 Анализ результатов исследования совладающего поведения личности в контексте стрессоустойчивости работников многофункционального центра 45
2.3 Оптимизация стрессоустойчивости посредством метода порождающих
игр, как технологии обучения принятия решений в ситуациях неопределенности 56
Выводы по 2 главе
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 79
В современном обществе выбор профессии может определяться как стремлению к желаемому уровню благосостояния, так и внутренним потенциалом личности, которая стремится к развитию. Работники многофункционального центра являются представителями группы профессий «человек-человек», в этой связи они особенно сталкиваются с ситуациями, субъективно воспринимаемыми ими, как трудные, на протяжении всей профессиональной деятельности. В основном, это ситуации стресса, которые по-разному сказываются на личности сотрудника, влияя не только на эффективность оказываемых ими услуг, но и на профессиональное развитие личности. В связи с этим перед психологией встает задача выявления наиболее эффективных стратегий совладающего поведения, учитывая конкретный уровень профессиональной самореализации личности, что в свою очередь способствует эффективности труда и удовлетворенности в жизни в целом.
Отечественные и зарубежные ученые изучали разные вопросы в области совладающего поведения. В рамках субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна (была выдвинута и развита система идей об особенностях деятельности, осуществляемой человеком (субъектом).
Р. Лазарус и С. Фолкман (1964, 1984,1993) в рамках когнитивного транзактного подхода дали определение совладающему поведению как постоянно изменяющимся когнитивным и поведенческим усилиям индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, оцениваемые индивидом как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы.
В исследованиях авторов Н.А. Сирота 1994, В.М. Ялтонский 1995, 8.С. КоЬаза 1979, З.Я. МабФ 1990 была отображена работа по изучению механизма действия копинг-стратегий, их взаимосвязь с копинг-ресурсами. Н. Хаан (1977) в своих работах изучала и разграничила понятие «копинг» и психологической защиты». Т.Л. Крюкова изучала психологические закономерности совладающего поведения.
Исследованием копинг-ресурсов занимались Е.А. Дорьева, С.А. Хазова и описали феноменологию и динамические процессы в системе копинг - ресурсов субъекта.
Также существуют работы, посвященные изучению возрастных особенностей копинг-поведения (Н.А. Сирота 1994, В.М. Ялтонский 1995, Е.В. Куфтяк 2002, М.В. Сапоровская 2001). Г.А. Виленская, И.М. Никольская, Р.М. Грановская изучали особенности копинг-стратегий в различных возрастных периодах, от детства до зрелости. Изучением особенностей копинг-стратегий гендерных групп занимались Н.О. Белорукова, О.Б. Подобина.
Изучение феномена стрессоустойчивости и саморегуляции осуществляли такие ученые, как П.К. Анохин, В.Е. Клочко, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, И.М. Семенов. Важнейший вклад в постановку и раскрытие важных аспектов проблемы саморегуляции психики внесла научная школа В.М. Бехтерева, а также его ученики и последователи Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Д. Гринберг и др.
Исследование вопросов, связанных со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях Ф.Б. Березин 1988, С.В. Запускалов, Б.С. Положий 1993, Г.С. Никифоров 2000, Г. Матулене 2002, В.А. Абабков, М. Перре 2004, А.Б. Леонова 2004, V. Vinokur 2003.
Работы, посвящённые изучению психосоциальных факторов риска отдельных групп работников (работников социальной направленности, учителей, врачей), имеются в единичных количествах в отечественной литературе (А.Р. Галимов, В.Т. Кайбышев 2005, Е.А. Гревцова 2007, Н.И. Симонова 2008, Е.Г. Степанов 2008). В своих исследованиях Е.С. Старченкова выделила уровни совладания со стрессом. А.П. Катунин в своих исследованиях отмечает, устойчивость поведения сотрудников в условиях стресса (стрессоустойчивость) является важнейшим фактором обеспечения надежности, эффективности и успеха индивидуальной и профессиональной деятельности работника.
Служебная деятельность работников многофункционального центра предъявляет требования к личности, что, несомненно, отражается на стрессоустойчивости, поэтому важно понимать ее структуру и выделить основные компоненты.
Необходимость рассмотрения содержательной структуры стрессоустойчивости, которая раскрывается в особенностях совладающего поведения личности работников многофункционального центра, других факторов и механизмов воздействия на профессиональную деятельность в целом (в том числе социологических: стаж, опыт, семейное положение и др.).
Таким образом, актуальность изучения особенностей формирования стрессоустойчивости личности работников многофункционального центра определяется ее высокой значимостью для решения вопросов удержания в профессии.
Целью исследования является изучение совладающего поведения личности работников многофункционального центра в контексте стрессоустойчивости.
Объект исследования - совладающее поведение личности.
Предмет исследования - совладающее поведение личности в контексте стрессоустойчивости.
Для достижения цели эмпирического исследования и проверки выдвинутых гипотез решались следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основания совладающего поведения личности в контексте стрессоустойчивости, провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Разработать программу эмпирического исследования по изучению совладающего поведения личности в контексте стрессоустойчивости на примере работников многофункционального центра, подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Эмпирически определить особенности совладающего поведения
личности в контексте стрессоустойчивости работников многофункционального центра, имеющих различный стаж профессиональной деятельности в учреждении, разное семейное положение и возраст. Провести интерпретацию и анализ полученных результатов проведенного исследования.
4. Разработать, провести и описать результаты апробации тренингов по
методу порождающих игр: «Стрессоустойчивость», «Эмоции», «Конфликты».
Гипотезы исследования
1. существуют содержательные особенности совладающего поведения
личности в контексте стрессоустойчивости работников многофункционального центра;
2. можно выделить структурные компоненты стрессоустойчивости, которые проявляются в различиях качеств личности и проактивного совладающего поведения (копинга) работников многофункционального центра, в зависимости от возраста и общего стажа деятельности в учреждении.
3. стрессоустойчивость можно определить в особенностях сформировавшегося проактивного совладающего поведения (копинга) работников многофункционального центра.
Новизна исследования
В ходе проведенного исследования выявлено, что совладающего поведения личности работников многофункционального центра определяется разными социально-психологическими факторами, что формирует стрессоустойчивость.
Отсутствуют исследования по данному вопросу у работников многофункциональных центров.
Предложен метод порождающих игр для работы с оптимизацией стрессоустойчивости, как технологии обучения принятия решений в ситуациях неопределенности в профессиональной деятельности.
Выявлено своеобразие качеств личности, проактивного совладающего поведения (копинга) работников многофункционального центра в контексте стрессоустойчивости.
Теоретическая значимость
В результате проведенного исследования дана содержательная характеристика качеств личности, проактивного совладающего поведения (копинга) работников многофункционального центра в контексте стрессоустойчивости. Определены особенности социально -психологических факторов, совладающего поведения (копинга), а также их влияние на стрессоустойчивость работников многофункционального центра с разным возрастом. Установлено, что стрессоустойчивость включает определенные личностные качества, что позволяет реализовать совладающее поведение (копинг) работникам многофункционального центра, что напрямую зависит от возраста.
Практическая значимость
Определено влияние совладающего поведения личности работников многофункционального центра на сформированность стрессоустойчивости в профессиональной деятельности, что формирует способность к эффективным действиям в принятии решений в ситуациях неопределенности, в системе «специалист-заявитель».
Полученные результаты позволяют рекомендовать использование метода порождающих игр в мероприятиях адаптации новых работников, а также развитию способности принимать эффективные действия в условиях неопределенности, что будет способствовать снижению эмоционального выгорания работников со стажем.
Полученные теоретические и эмпирические данные, а также выработанные практические рекомендации могут быть использованы психологами для эффективного решения задач повышения профессионализма в системе «специалист-заявитель».
Теоретико-методологические основания:
- субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова, А.В. Брушлинский);
- когнитивный транзактный подход к совладающему со стрессом поведению (Р. Лазарус, С. Фолкман);
- отечественный подход к стрессу (трудным жизненным ситуациям) и совладанию с ним (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методики исследования: Опросник «Адаптивные
стратегии поведения» (АСП) (Н.Н. Мельникова, 2000 г.), опросник «Проактивного совладающего поведения (копинга)» (Greenglas, Schwarzer и Taubert, 1999 г., в адаптации Е.С. Старченковой 2009 г.), методика «Большая пятерка личностных качеств» (Р. МакКрае, П. Коста 1985 г., в адаптации А.Г. Грецова), методика «Степень хронического утомления» (А.Б. Леонова, И.В. Шишкина, модификация 2003 г.).
3. Статистический анализ (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена, регрессионный анализ).
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа SPSS for Windows 13.0.7.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, использованием математико-статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к валидности и надежности используемых методов исследования.
Положения, выносимые на защиту :
В соответствии с возрастом выделяются содержательные особенности проактивного совладающего поведения (копинга) личности в контексте стрессоустойчивости работников многофункционального центра.
Стрессоустойчивость можно определить в личностных качествах и особенностях сформировавшегося совладающего поведения (копинга) работника многофункционального центра.
Эмпирическая база исследования.
Эмпирическую базу исследования составили сотрудники КАУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края, в возрасте от 20 до 45 лет (с их письменного личного согласия), имеющие различный стаж работы и семейное положение. Общий объем выборки составил 64 человека.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования представлялись на Молодёжном научном форуме «Дни молодежной науки» в 2019 году.
Данные исследования были внедрены в работу КАУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края города Барнаула, с целью повышения эффективности психологического сопровождения работников с разным возрастом и стажем работы в системе «специалист-заявитель», для профилактики эмоционального выгорания и развития стрессоустойчивости.
Опубликованы материалы исследования:
Шамардина М.В., Овчинникова Т.А. Оптимизация стрессоустойчивости у работников социальной сферы посредством порождающих игр // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2019. N2, С.110-117. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/6129/4925.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, 6 приложений. Содержание работы излагается на 94 страницах, включая 2 таблицы, 0 диаграмм и 9 рисунков. Список литературы содержит 99 наименований, из них 3 на иностранном языке. Структура диссертации соответствует изложенным целям и задачам, поставленным в диссертационном исследовании.
В работе нами были рассмотрены категории копинг, совладающее поведение, стрессоустойчивость, а также выявлена их взаимосвязь. В настоящее время проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности наиболее актуальна. Поэтому в психологической науке появляется множество отечественных и зарубежных работ касательно данной проблемы. Несмотря на это, вопрос структуры совладающего поведения в контексте стрессоустойчивости остается мало изученным. Отсутствуют исследования общей структуры совладающего поведения. Также отсутствуют исследования по данному вопросу у работников многофункциональных центров.
На первом этапе нашей работы был осуществлен теоретически анализ зарубежной и отечественной литературы подходов к изучению совладающего поведения, стрессоустойчивости, понятия «совладающее поведение» и «стрессоустойчивость», их взаимосвязь и влияние. Также были выделены специфические характеристики профессиональной деятельности сотрудников многофункционального центра. На втором этапе была разработана и осуществлена программа эмпирического исследования. На третьем этапе были проведены работы по обработке и интерпретации полученных данных, подведению итогов исследования, описанию выводов и заключений.
В процессе работы нами были решены поставленные задачи.
Проведен анализ литературы по проблеме исследования, выявлены сущностные характеристики и определения совладающего поведения в контексте стрессоустойчивости работников многофункционального центра.
В большинстве зарубежных и отечественных научных источников понятие «копинг» отождествляют с понятием «совладающее поведение» и определяют как совокупность поведенческих и когнитивных усилий применяемых для управления или устранения ситуации, воспринимаемой как превышающей ресурсы личности.
Существует несколько подходов, раскрывающих данное понятие, но четкого единого понятия в психологической науке пока не сформировано.
Стрессогенные ситуации в профессиональной деятельности работника многофункционального центра, прежде всего, обусловлены спецификой работы «специалист-заявитель». Также в рамках данной деятельности к работнику предъявляется множество требований. Перечисленные факторы оказывают разное воздействие, так как существуют различия в восприятии одних и тех же стрессовых ситуаций. Значительную роль в противодействии последствиям данных факторов и сохранении психической целостности играет стрессоустойчивость.
Совладающее поведение личности в ситуациях неопределенности определяет эффективность и последствия принимаемых решений. В соответствии с возрастом можно выделить содержательные особенности проактивного совладающего поведения (копинга) личности в контексте стрессоустойчивости работников многофункционального центра.
Стрессоустойчивость можно определить в личностных качествах и особенностях сформировавшегося совладающего поведения (копинга) работника многофункционального центра.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Сотрудник многофункционального центра сознателен, доброжелателен, эмоционально устойчив. В возрасте более 26 лет более доброжелателен, сознателен и открыт к новому опыту, чем его коллега в возрасте до 26 лет.
2. Преобладающей стратегией поведения является пассивная, контактная, предвосхищающая возможные стрессоры стратегия поведения. Действия по минимизации стрессовой нагрузки происходит еще задолго до момента когда такая ситуация произойдет.
3. Чем ниже у сотрудника уровень активности изменения себя, тем ниже становится и уровень эмоциональной устойчивости. Это говорит о том, что активное изменение себя ведет к улучшению адаптации путем изменения восприятия ситуаций, лучшему знанию себя.
4. Чем выше эмоциональная устойчивость сотрудника, тем чаще в ситуации стресса он уходит от контакта с фрустрирующей средой, физически не отдаляясь от неё. Уход от контакта происходит путем замыкания во внутреннем, «своём» мире, концентрации на своих внутренних переживаниях.
5. При активном изменении внешней среды у сотрудника отмечается, активное снижение уровня экстраверсии. Сотрудник становится более продуктивным в своей деятельности, сконцентрированным на деле, а не на общении.
6. Чем выше уровень экстраверсии у сотрудника, тем чаще он прибегает к применению основной стратегии по результатам нашего исследования - «Превентивное преодоление». Открытый к общению и контакту сотрудник, более предусмотрителен к потенциально стрессовым ситуациям. В ходе активного общения он узнает о возможных ситуациях и способах их предотвращения. Происходит улучшение навыков общения и повышается эффективность решения конфликтов и затруднительных ситуаций.
Полученные результаты позволяют говорить об оказании влияния на совладающее поведение в ситуации неопределенности и общем уровне стрессоустойчивости: уровень экстраверсии, уровень эмоциональной устойчивости.
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы доказаны, цель работы достигнута.
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. С. 35-40
2. Абульханова, К.А. Время личности и ее жизненного пути // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. N 1 Том 1. С. 165-200.
3. Аведисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимов Д.Ф. Копинг и механизмы его реализации [Текст] / А.С. Аведисова, Л.С. Канаева, Д.Ф. Ибрагимов: аналитический обзор // Российский психиатрический журнал. 2017. № 4. С. 64.
4. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 2016. - С. 2742.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 2015, том 15, № 1. С. 3-18.
6. Арутюнян, А. А. Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — N 15.1. — С. 56-60. — ПКИ https://moluch.ru/archive/119/33099/(дата обращения: 10.04.2019).
7. Бакулина, А. С. Общение в социальной работе // Сборник публичных лекций преподавателей кафедры социальной работы и социального права Филиала РГСУ в г. Люберцы / Ред. - сост. Н. Н. Волкова, Н. В. Кузнецова. - М.: Изд-во Перо, 2016. - С. 51-68.
8. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и
перспективы психологических исследований. Психологические
исследования, 2016, 9(45), 2. ИВЕ: http://psystudy.ru(дата обращения:
22.04.2020).
9. Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2015. - №1 - С. 100-111.
10. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и практические проблемы. — Ин-т психологии РАН., 2016. - С. 623
11. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - Москва: ИПРАН, 1995. - С. 136.
12. Борисов, Д. Поведение человека в условиях стресса // Аналитика культурологии, 2016, N 1, С. 135-138.
13. Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 5(49). - С.580-689.
14. Брушлинский А.В. Психология субъекта - М.: ИП РАН, 2003. - С. 272.
15. Варютина Ю.С., Никуленкова О.Е. Исследование стресса и
стрессоустойчивости в зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» ИВЕ:
https://scienceforum.ru/2015/article/2015014790(дата обращения: 10.04.2019)
16. Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник для
бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Водопьянова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 283.
17. Ветрова И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции [Текст] / И.И. Ветрова / Совладающее поведение: Современное состояние и 67
перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 179-215.
18. Водопьянова, Н.Е. Копинг-стратегии как фактор
профессиональной адаптации [Текст] / Н.Е. Водопьянова, А.Н. Капустина //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина № 1 Т. 5.- СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - 73-82.
19. Гарбер, А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований / А. Н. Гарбер. — Текст: электронный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 17-19. — ИВЕ: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7325/(дата обращения: 18.04.2020).
20. Диянова, З. В. Психология личности. Закономерности и
механизмы развития личности: учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 173 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — ИВЕ:
https://urait.ru/bcode/454068(дата обращения: 17.04.2020).
21. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учеб. пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 182.
22. Журавлева, А. А., Третьяков, В. П. Порождающие игры как способ управления знаниями. // Вестник Санкт-петербургского университета. Серия 12: психология. Социология. Педагогика. 2012 N 4. С. 35-40
23. Залевский, Г. В. Психология личности: фиксированные формы поведения: учебное пособие для вузов / Г. В. Залевский. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 306 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // ИВЕ: https://urait.ru/bcode/456666(дата обращения: 15.04.2020).
24. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2016. - 648 с.
25. Знаков В.В. Психология половых и тендерных различий /Психология и практика. Вып. 3 / Отв. ред. В.И. Кашницкий. Институт педагогики и психологии. Кострома: Изд-во КГУ им. Некрасова, 2016.
26. Иванова, С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям // Образование и общество. 2017. N 6.
27. Иванова, Т. Ю. Теория сохранения ресурсов, как объяснительная модель возникновения стресса [Текст]/ Т. Ю. Иванова // Психология. Журнал Высшей школы экономики,2016. — Т. 10. — № 3. — С. 119-135.
28. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2016. — 432 с.
29. Кавун, Л. В. Психология личности. Теории зарубежных психологов: учебное пособие для вузов / Л. В. Кавун. — 2-е изд., испр. и доп.
— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 109 с.— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453222(дата обращения: 15.04.2020).
30. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В., Правдина К.А. Профилактика
профессионального стресса работников организации [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. 2015. N8 (130). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-professionalnogo-stressa-rabotnikov- organizatsii(дата обращения: 10.04.2019).
31. Карнаухов, В.А. Специфика защитно-совладающего поведения личности, и его взаимосвязь с психологическим здоровьем человека [Текст] / В.А. Карнаухов, Е.А. Евтушенко// Материалы V междунар. науч.-практ. конф. «Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы»
- Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 78-84.
32. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как интегративный фактор совместной деятельности сотрудников служебных коллективов: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.03 / Катунин Александр Петрович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Голицино, 2016. - С. 230.
33. Китаев-Смык, Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. - М.: Смысл, 2015. - С. 464.
34. Киреева, М.В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий / М.В. Киреева; НИУ БелГУ // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. - N 18(113), вып.11.-С. 288-290.
35. Китаев-Смык, Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности.
Выгорание души / Л. А. Китаев-Смык// Психопедагогика в
правоохранительных органах. -2018. - № 2. - С. 41-50.
36. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.,2015. -С. 368.
37. Кобозев, И.Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей // Вестник психотерапии.- 2011. - № 37(42).С.92-100.
38. Корнеенков, С. С. Психология и этика профессиональной деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. С. Корнеенков. — 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Профессиональное образование).— Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — НКБ: й11рз://игай.ги/Ьсобе/456862 (дата обращения: 01.06.2020).
39. Крюкова, Т. Л. Совладание с трудностями и жизненный стиль
современника / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова // Вестник костромского государственного университета. Серия: педагогика.
Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. - № 1. - С. 91-96.
40. Крюкова, Т. Л. Стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях / Т. Л. Крюкова // Журнал практического психолога. -
2010. - № 2. -С. 3-22.
41. Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы /Под. ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2008. - С. 55-66.
42. Крюкова, Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - N 4.
43. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения [Текст]: монография / Т.Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2017. С. 376
44. Кузьмина, Ю. М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика: монография [Текст] / Ю. М. Кузьмина. — Казань: КГТУ, 2016. — 154 с.
45. Кучина Т. И. Мотивы, ценности и эффективность управленческой деятельности менеджера//Социально-психологические факторы устойчивого социально-экономического развития: Материалы Всероссийской научной конференции. 2016. С. 82-86.
46. Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу [Текст] / Р. Лазарус / Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.: Изд-во «Женева», 2018. С. 121-126.
47. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус / Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Изд-во «Медицина», 2016. С. 178-208.
48. Леонов, Н. И. Психология общения : учеб. пособие для СПО / Н. И. Леонов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 193.
49. Либина, А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
71
2020. — 318 с. — (Высшее образование). — ХЗВЫ 978-5-534-11605-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — ОЖЕ: https://urait.ru/bcode/449260(дата обращения: 18.04.2020).
50. Либина Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций [Текст]: Автореф. .канд. психол. наук. / Е.В. Либина. М., 2006. 58 с.
51. Лозгачева О.В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С.35-37.
52. Лукашенко, Д. В. Закономерности и механизмы развития адаптивного потенциала личности / Д. В. Лукашенко // Человеческий капитал. - 2013. -№ 1(49). - С. 195-198.
53. Львова Е.Н., Митина О.В., Шлягина Е.И. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации неопределенности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 4. ИВЕ: http://psystudy.ru(дата обращения: 21.04.2020).
54. Макарченко Т.А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса / Т.А. Макарченко // Вестник Брянского государственного университета. -2015. - N 1. С.84-87.
55. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. — 2015. — Т. 22. — № 1. — С. 16-24
56. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст] / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. СПб.: Изд-во «Дом», 2008. 176 с.
57. Мерзлякова Д.Р. Профессиональные риски специалистов социономической сферы // Вектор науки ТГУ. - 2016. - № 3 (10). - С.157-159.
58. Митина О.В., Перпер А.М., Абдуллаева Л.Ш. Исследование взаимосвязи личностных характеристик и динамики эмоциональной сферы в
72
ситуации длительного стресса // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 63. С. 6. URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 13.03.2020).
59. Михайловский, М.Н. Принципы и подходы в тренинговой работе. / Современный тренинг: новые возможности в бизнесе и образовании. Геращенко А.Л., Геращенко Ж.В., Глушач Н.Н., Буренкова Е.Л., Котеленко Е.Ю., Белогруд И.Н., Воробьева О.А., Михайловский М.Н., Щербакова О.И., Хамматова Р.С., Бобкова М.В., Ушакова В.Д., Журавкина И.С., Ушакова
B. Д., Зарудная Е.А., Сажин В.Ю., Сердакова К.Г., Васякин Б.С., Пожарская Е.Л., Шульченко М.В. и др. Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции 22 октября 2015 года, Москва. Коллектив авторов. Москва, 2015. С. 41-45.
60. Михеева, А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2014. N 2.
61. Михеева, А.В. Индивидуально-личностные предикторы
стрессоустойчивости у мужчин и женщин: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Михеева Анастасия Валерьевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2017. - С. 249.
62. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» СПБ. 2015. - С. 34-37.
63. Никольская, И. М. Совладающее поведение в защитной системе человека / И. М. Никольская // Материалы междун. науч. -практ.конференции «Психология совладающего поведения» / Под ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюковой. Кострома, 2017. - С. 52-54.
64. Одинцова, М. А. Психология стресса : учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. —C. 299.
65. Польская Н.А., Мухаметзянова М.Н. Особенности эмоциональной регуляции в связи со стрессом и выгоранием //
Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 61. С. 10. ПРЕ:
http://psystudy.ru(дата обращения: 13.03.2020).
66. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии
стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] //
Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2016. N 3(17). ПРЕ: http://psystudy.ru(дата обращения: 01.03.2020).
67. Рыбников, В. Ю. Теоретические обоснования и психологические механизмы (модель) копинг-поведения субъекта профессиональной деятельности / В. Ю. Рыбников, Е. Н. Ашанина //Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2018. -№ 1. - С. 69-73.
68. Самоукина, Н. Карьера без стресса. - СПб: Питер, 2016. — С. 45.
69. Сафонова Н. А. Проблема положения женщины в современном российском обществе // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 250-251. — ПРЕ https://moluch.ru/archive/200/49082/(дата обращения: 21.03.2020).
70. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье // Общественные науки за рубежом: философия и социология/пер. с англ. А.Н. Лука. - М.: Прогресс. -
2015. - С. 128.
71. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2016. N 5(7). ПРЕ: http://psystudy.ru(дата обращения: 14.02.2020).
72. Сергиенко, Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. - 2017. - Т. 32.
- № 1. - С. 120-132.
73. Сергиенко, Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения / Е. А. Сергиенко // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А.
Сергиенко. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2018. - С. 67-83.
74. Скибицкая, И. Ю. Деловое общение: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Скибицкая, Э. Г. Скибицкий. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 247.
75. Слабинский, В. Ю. К вопросу концепции проактивности
[Электронный ресурс] / В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева // Медицинская психология в России: электрон. Науч. Журн. - 2016. - N 1(36) Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/ archiv_global/2016_1_36/nomer03.php (дата
обращения: 15.03.2020).
76. Слабинский, В. Ю. Проактивность как смыслоцентрированное свойство личности / В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева // Когнитивная психология: методология и практика. Коллективная монография. Под науч. Ред. В. М. Аллахвердова, Н. В. Дмитриевой, О. В. Защиринской, С. Н. Костроминой, Т. В. Черниговской, Ю. Е. Шелепина. - СПб.: ВВМ, 2015. - С. 161-170.
77. Соболева, Н. В. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов / Н. В. Соболева. — [Текст] // Молодой ученый. —
2016. — № 6 (110). — С. 707-710. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26960/(дата обращения: 01.06.2020).
78. Стецко, А.С. ПРОБЛЕМА СТРЕССА В ПСИХОЛОГИИ [Электронный ресурс] // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033277(дата обращения: 10.04.2019)
79. Стеблянко Ю.В. Роль и значение защитных механизмов в процессе стрессоустойчивости // Мир современной науки. - 2016. - № 3. - С.89-92.
80. Столяренко, Л. Д. Общая психология: учебник для
академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — С. 355.
81. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. - М.: Горизонт, 2018. — С. 256.
82. Тарабрина Н.В. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности [Текст] / под ред. Н.Е. Харламенковой ; Ин-т психологии Рос. акад. наук. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2017. - С. 344
83. Трущенко, М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М. Н. Трущенко. — Текст: электронный // Психологические науки: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 13-16.
- URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1643/(дата обращения:
18.04.2020).
84. Третьяков В. П. Общие закономерности планирования жизненного пути / В. П. Третьяков, С. С. Епатко // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования : сб. науч. тр. Междунар. науч. конф. молодых ученых : в 2 т. - СПб. : Скифия-принт, 2017.
- Т. 1. - С. 114-122.
85. Третьяков В. П. Порождающие игры. Практическое руководство по применению / В. П. Третьяков. - М. : Гуманитарный Центр, 2016. - 240 с.
86. Федоренко М.В. Стрессоустойчивость как показатель социальной адаптации // Филология и культура = Philology and Culture. - 2016. - № 17-18.
- С.138-142.
87. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Просвещение, 2018. — С. 13-16.
88. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему// Вестник ВГМУ. - 2006. Т. 5. - №3. - С. 112-121.
89. Чернова, Г. Р. Социальная психология : учебник для СПО / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 187.
90. Хилько, М. Е. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — С. 201
91. Шамардина М.В. Синдром эмоционального выгорания в контексте личностного адаптационного потенциала операторов call-центра // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. N2, С.78-85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/2599.
92. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — С. 457
93. Шатская С. В. Особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста // Молодой ученый. — 2018. — №37. — С. 142-145. — URL https://moluch.ru/archive/223/52627/(дата обращения: 05.03.2020).
94. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Е. А. Маслова. — М. : Издательство Питер, 2014. — С. 256.
95. Шпорт С.В. Гендерные особенности острой реакции на стресс // Российский психиатрический журнал. - 2017. - № 2. - С.41-47.
96. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Психология совладающего
поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы. В кн.:
А.Л.Журавлев, Т.Л.Крюкова, Е.А.Сергиенко (Ред.), Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 21-54.
97. Libin, E. (Eds.). Coping Intelligence: Efficient Life Stress
Management // Front. Psychol. 2017 Vol. 8:302. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00302
98. Richard, M. (Eds.). Stress Management: Managing Business And Personal Stress. - Publisher: Perception Business Books, 2016.
99. Frank B., Cary C., Valerie J.S. (Eds.). Organizational Stress Management: A Strategic Approach. - Publisher: Palgrave Macmillan, 2015.