Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

Работа №90154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия 7
1.1 Понятие интерактивного обучения 7
1.2 Характеристика основных интерактивных методов обучения 16
1.3 Исследование практических примеров интерактивного обучения в дизайн-
образовании 26
ГЛАВА II. Применение интерактивных методов по обучению графическому дизайну 32
2.1 Разработка цикла уроков с применением интерактивных методов: цели и
задачи, выбор методов 32
2.2 Разработка цикла уроков по дизайну с применением интерактивных методов
обучения 35
2.3 Создание пособия - презентации по применению интерактивных методов в
обучении 46
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 62

Проблема исследования. Проблема обучения всегда находится в центре исследований психологии и педагогики. В современной педагогике существует образовательная парадигма, отрицающая восприятие человека как пассивного объекта воспитания и обучения, качество которых обусловлены деятельностью преподавательского состава образовательного учреждения. Активные методы обучения в последние десятилетия имели не систематический характер, поэто­му в образовательные стандарты третьего поколения были включены интерак­тивные формы обучения.
Введение форм интерактивного обучения в качестве обязательного эле­мента обучения в вузе, безусловно, является положительным аспектом рефор­мы высшего образования в нашей стране, но сама система образования пока не готова к переходу на новые принципы. [19, с. 224]
Ситуация усугубляется отсутствием современных разработок в области активного обучения, а старые работы часто недоступны. Поэтому развитие многих теорий активного обучения сегодня неоправданно прекратилось или приостановилось, а те работы, которые публикуются, не редко носят поверх­ностный характер. [18, с. 462]
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профес­сиональном учебном заведении. Ключевые методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Современ­ный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятель­ности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Интерактивный процесс обучения - специальная форма организации по­знавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнози­руемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интел­лектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В настоящее время значительно возрос интерес к интерактивному обучению, так как решает многие образовательные задачи.
Во-первых, данный метод обучения формирует модель диалогического взаимодействия людей. Он развивает партнерские отношения, навыки исследо­вательской и проблемно-поисковой деятельности. Меняет восприятие окружа­ющей действительности у обучаемых, вследствие применения различных ви­дов деятельности, встречающихся в жизни при решении социальных и государ­ственных задач демократического общества.
Во-вторых, формирует уважение к личности учащегося, а значит, позво­лит ему в учебной деятельности добиться отличных результатов. Уважение и признание закладывается благодаря комфортному психологическому климату в обучении.
В-третьих, интерактивное обучение направлено на развитие личности: как познавательных, так и созидательных способностей. Важен опыт самостоя­тельной деятельности обучающегося, его ответственность в любой деятельно­сти.
Обзор используемой литературы. Проблемы, связанные с развитием творческого потенциала личности, в зарубежной психолого-педагогической науке разрабатывались К. Роджерсом, А. Маслоу и другими. Психолог Карл Рэнсом Роджерс - американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что процесс обучения проходит успешно» [21, с. 286]. В нашей стране активность учения человека была обоснована Л. С.
Выготским и С. Л. Рубинштейном. Их ведущими идеями являются положения об общественно-историческом характере сознания, о единстве сознания и дея­тельности.
Вопросами применения интерактивных методов обучения занимались: Е. Я. Галимова, Г. Драйден, С. С. Кашлев. В работах С. М. Кожуховской, М. В. Лин, С. М. Михалкова рассмотрен процесс изучения дизайна как науки, рас­смотрены ключевые понятия и разделы познания науки. Очень познавательна и полезна для практической части работы была статья О. В. Серовой «Примене­ние интерактивных способов при профессиональном обучении в области ди­зайна» [34, с. 90-95], где понятие интерактивности рассматривается как взаи­модействие людей «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблю­дают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».
Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова в статье «Интерактивное обучение» данное понятие связывают с применением информационных технологий, ресурсов сети Интернет, электронных учебников, дистанционным образованием, работой в режиме он-лайн. По их мнению, современные ИКТ способствуют участникам «живого общения» осуществлять «активный обмен сообщения между пользо­вателем и информационной системой в режиме реального времени» [31, с. 35].
По мнению Б. Ц. Бадмаева, автора учебного пособия для студентов вузов «Методика преподавания психологии» «при применении интерактивных мето­дов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнова­ния, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди кол­лективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная со­седом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную, или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную» [1, с. 304].
Введение интерактивных методов обучения в разделы практики аудитор­ных занятий должно основываться на подготовке профессиональных кадров и в области дизайна, а также способствовать расширению компетенций выпускни­ка, связанных с потребностями рынка труда и запросами обучающихся, их предпринимательских качеств и конкурентоспособности. Современному дизай­неру необходимо быть готовым к самообразованию, исследовательской дея­тельности в изучении теории дизайна, а также созданию проектов в данной сфере.
Цель работы - выявить закономерности применения интерактивных ме­тодов в дизайн-образовании.
Задачи работы:
1. Изучить сущность интерактивных методов в дизайн-образовании.
2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.
3. Выявить особенности современных интерактивных методов.
4. Создать цикл уроков по дизайну с применением интерактивных мето­дов.
5. Создать пособие-презентацию по применению интерактивных методов в обучении.
Объект исследования - интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности в дизайн-образовании.
Предмет исследования - особенности применения интерактивных мето­дов в дизайн-образовании.
Методы исследования:
• анализ литературы по теме педагогики, психологии, вопросам иннова­ционных методов образования и дизайна;
• метод сравнительного анализа;
• общенаучные методы синтеза, индукции, дедукции.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Интерактивный процесс обучения позволяет одновременно решать опре­деленное количество задач, главной их которых является развитие коммуника­тивных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных сближений между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использова­ние интерактивных методов в процессе обучения, как показывает практика, ми­нимизирует нервную нагрузку обучающихся, позволяет менять виды их деятельности, переключать внимание и концентрироваться на узловых во­просах тем занятий.
Внедрение и использование интерактивных методов является крайне важной задачей в воспитании молодых специалистов. В последнее время рабо­тодатели, родители, высшая школа направляют все большее внимание на вос­питание человека активной, ищущей мысли, способного работать в команде и противостоять стрессовым ситуациям, коммуникабельного, обладающего навыками проектирования, наделенного культурой анализа и труда. Потому выпускники образовательных учреждений должны обладать ключевыми ком­петенциями, иметь универсальные умения, позволяющие им понимать ситуа­цию и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Ключевые компетенции состоят из профессиональных и надпрофессиональных компетен­ций. Первые относятся к свойству человека успешно достигать конкретного ре­зультата в реальной профессиональной деятельности, а последние принадлежат к личностным качества человека. Потому педагогам в обучении современных специалистов дизайнеров необходимо максимально расширить использование интерактивных методов, пробудить интерес обучающихся к будущей профес­сии, поможет им более полно овладеть профессиональными, знаниями и навы­ками, применять их на практике, ориентироваться в ранее неизведанных ситу­ациях профессиональной, личной и общественной жизни и достигать постав­ленных целей и задач.
Базой интерактивных методов являются интерактивные упражнения и за­дания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего про­фессионального образования по специальности дизайн (по отраслям) преду­сматривает при подготовке профессионального обучения в области дизайна наряду с традиционными формами и методами широкое использование актив­ных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес занятий, дол­жен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Таким образом, интерак­тивные методы не только важны, по мнению ведущих педагогов, но и прописа­ны в стандартах.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы на осно­ве общей обучающей программы разработали программу с применением ин­терактивных методов и подробно описали содержание трёх уроков в предло­женной программе, а также подготовили методическое пособие, которое помо­жет более качественно провести занятие, выбрать наиболее подходящие интер­активные методы обучения, оценить эффективность проведенного занятия.


1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
2. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки сту­дентов в педагогическом вузе: концептуальные основы: монография. Шуя: Издво ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. - 117-118 с.
3. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерак­тивные способы / О. Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2018. - 598 с.
4. Галимова, Е. Я. Использование Интерактивных Форм Обучения В Изу­чении Курса «Организационное Проектирование»: Науч. Доклад / Е. Я. Гали­мова - Москва: Машиностроение, 2018. - 276 с.
5. Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. - М., 2003. - 289 с.
6. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие./А. Н. Джуринский - М.: Дрофа, 2008. -314 с.
7. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник. / Под ред. Г.Б. Минер- вина, В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.
8. Драйден, Г. Революция в обучении / Г. Драйген; М., 2003. - 278 с.
9. Долгоруков, А. Метод сазе-зШбукак современная технология профессио­нально-ориентированного обучения. [электронный ресурс]-
НИр: //www.evolkov.net/case/case. stydy.h
10. Ефимов, А. В. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специаль­ное оборудование интерьера / Авторы-составители А.В. Ефимов, М.В. Лазаре­ва, В. Т. Шимко / Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2008. - 136 с.
11. Жданов, Н. В. Бионика для дизайнеров : учеб. пособие для вузов / Н. В. Жданов, - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 232 с.
12. Заенчик, В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: пред­метная среда и дизайн. Учебник для вузов / В.М. Заенчик - М.: Академия, 2006. - 320 с.
13. Зверев, А. М. 10 и 90 - новая статистика интеллекта // Знание - сила - 2007. - 38-54с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 302 с.
15. Зобова, А.М. Кейс-стади[электронный ресурс] - Режим доступа - URL : http : //www.magistr.net.ua/article/16 .htm
16. Интерактивные средства, виды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lektsii.org/9-60104.html (дата обращения: 14.03.2018).
17. Кумекер, Л. Свобода учиться, свобода учить / Л. Кумекер; М., 2002. - 291 с.
18. Кашлев, С.С. Интерактивные способы обучения в педагогике / С. С. Кашлев - Минск: Высшая школа, 2004. - 462 с.
19. Кашлев, С. С. Интерактивные способы обучения / С. С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.
20. Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержаниеиспосо- бы реализации / С.М. Кожуховская, М.: МГПУ, 2011. - 524 с.
21. Корчак Я. Дайте жить детям: Воспитание: умственное, нравственное, фи­зическое / Я. Корчак - «Карапуз», 2010. - 286 с.
22. Кругликов, В.Н. Интерактивное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы / Санкт-Петербургский государственный политехнический уни­верситет, 2013, - Санкт-Петербург - 116 с.
23. Лин, М.В. Современный дизайн. Пошаговое руководство. Техника рисо­вания во всех видах дизайна: от эскиза до реального проекта: архитектура, ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров, графический дизайн. /Пер. с англ. О. П. Бурмаковой. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 199 с.
24. Лопанова, Е.В., Рабочих, Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации [Текст]. - Омск, 2015 - 50-54 с.
25. Макарова, М.Н.Практическая перспектива: Учебное пособие для студен­тов высших учебных заведений/М.Н. Макарова-М.: Академический проект, 2005. - 400 с.
26. Международный журнал экспериментального образования [Электронный
ресурс]. — 2016. — № 4 (приложение). — 49 с. — Режим доступа:
https://www.expeducation.ru/ru/article/view7idM21 (дата обращения: 22.03.2018).
27. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2015. - 112 с.
28. Михайлов, С.М. Основы дизайна. Учебник/С.М. Михайлов - Казань: Но­вое знание, 2000. - 158 с.
29. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования [Текст]: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1. - Москва: Изда­тельский центр «Академия», 2008. - 432 с.
30. Основы дизайна и композиции: современные концепции : учеб. пособие для СПО / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. - 2-е изд., пере- раб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 183 с.
31. Панина,Т.С. Интерактивное обучение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/interaktivnoe-obuchenie (дата обращения: 10.01.2007
32. Позанова, И. А. Основы построения электронных учебно-методических
комплексов [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/osn-postr-elektr-uch-metod-kompleksov (дата обра­щения: 29.03.2018).
33. Покушалова, Л.В.Метод case-study как современная технология профес­сионально-ориентированного обучения студентов [Текст]/Л. В. Покушало- ва//Молодой ученый.-2011.-No 5. Т.2.- 155-157 с.
34. Серова, О. В. Применение интерактивных способов при профессиональ­ном обучении в области дизайна//Теория и практика образования - 2015. - С. 90-95 с.
35. Современные интерактивные технологии и методы обучения в образова­нии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ebeam-russia.ru (дата обра­щения: 01.04.2018).
36. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии/ Е.В. Совето- ва. [Текст] - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-285 с.
37. Суготовский В. Н. Системы и структуры как специфические предметы современного научного знания // Проблемы исследования систем и структур. - М.,2005. - 209 с.
38. Типологии уроков, методов и приемов обучения [Электронный ресурс].
• Режим доступа: http://shishkova.ru/students/typology.htm (дата обращения: 22.03.2018).
39. Федоров, Б. И. Наука обучать: Учеб. пособие./Б.И. Федоров, СПб., 2000.
• 378 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт общего обра­зования. - М., 2008. - 21 с.
41. Цирес, А. Г. Искусство архитектуры / А. Г. Цирес. - Москва : Юрайт, 2019. - 272 с.
42. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. - 2­е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 208 с.
43. Чекмарев, А. А. Черчение : учебник для СПО / А. А. Чекмарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 275 с.
44. Шелестова Е. С. Современное состояние высшего образования в сфере дизайна // Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. С. 192-195.
45. Шимко, В.А. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы тео­рии (средовой подход) / В.А. Шимко - М.: Архитектура-С, 2009.- 511 с.
46. Шокорова, Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация : учеб. пособие для СПО / Л. В. Шокорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 74 с.
47. Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность пре­подавателей [Текст]/ Н. П. Шуберт// Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 11. - 78-80 с.
48. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г.Фокин: [Текст] - М.: Из­дательский центр “Академия“, 2013.-185 с.
49. Федоров, В.А. Инновационные технологии в управлении качеством об­разования/ В.А.Федоров, Е.Д. Колегова / под ред. Г.М. Романцева. [Текст] - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 198 с.
50. Хмаро, Н. В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). - Ярославль: Аверс Плюс, 2006. - 15 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ