ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия 7
1.1 Понятие интерактивного обучения 7
1.2 Характеристика основных интерактивных методов обучения 16
1.3 Исследование практических примеров интерактивного обучения в дизайн-
образовании 26
ГЛАВА II. Применение интерактивных методов по обучению графическому дизайну 32
2.1 Разработка цикла уроков с применением интерактивных методов: цели и
задачи, выбор методов 32
2.2 Разработка цикла уроков по дизайну с применением интерактивных методов
обучения 35
2.3 Создание пособия - презентации по применению интерактивных методов в
обучении 46
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 62
Глава I. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия 7
1.1 Понятие интерактивного обучения 7
1.2 Характеристика основных интерактивных методов обучения 16
1.3 Исследование практических примеров интерактивного обучения в дизайн-
образовании 26
ГЛАВА II. Применение интерактивных методов по обучению графическому дизайну 32
2.1 Разработка цикла уроков с применением интерактивных методов: цели и
задачи, выбор методов 32
2.2 Разработка цикла уроков по дизайну с применением интерактивных методов
обучения 35
2.3 Создание пособия - презентации по применению интерактивных методов в
обучении 46
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 62
Проблема исследования. Проблема обучения всегда находится в центре исследований психологии и педагогики. В современной педагогике существует образовательная парадигма, отрицающая восприятие человека как пассивного объекта воспитания и обучения, качество которых обусловлены деятельностью преподавательского состава образовательного учреждения. Активные методы обучения в последние десятилетия имели не систематический характер, поэтому в образовательные стандарты третьего поколения были включены интерактивные формы обучения.
Введение форм интерактивного обучения в качестве обязательного элемента обучения в вузе, безусловно, является положительным аспектом реформы высшего образования в нашей стране, но сама система образования пока не готова к переходу на новые принципы. [19, с. 224]
Ситуация усугубляется отсутствием современных разработок в области активного обучения, а старые работы часто недоступны. Поэтому развитие многих теорий активного обучения сегодня неоправданно прекратилось или приостановилось, а те работы, которые публикуются, не редко носят поверхностный характер. [18, с. 462]
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Ключевые методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Интерактивный процесс обучения - специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В настоящее время значительно возрос интерес к интерактивному обучению, так как решает многие образовательные задачи.
Во-первых, данный метод обучения формирует модель диалогического взаимодействия людей. Он развивает партнерские отношения, навыки исследовательской и проблемно-поисковой деятельности. Меняет восприятие окружающей действительности у обучаемых, вследствие применения различных видов деятельности, встречающихся в жизни при решении социальных и государственных задач демократического общества.
Во-вторых, формирует уважение к личности учащегося, а значит, позволит ему в учебной деятельности добиться отличных результатов. Уважение и признание закладывается благодаря комфортному психологическому климату в обучении.
В-третьих, интерактивное обучение направлено на развитие личности: как познавательных, так и созидательных способностей. Важен опыт самостоятельной деятельности обучающегося, его ответственность в любой деятельности.
Обзор используемой литературы. Проблемы, связанные с развитием творческого потенциала личности, в зарубежной психолого-педагогической науке разрабатывались К. Роджерсом, А. Маслоу и другими. Психолог Карл Рэнсом Роджерс - американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что процесс обучения проходит успешно» [21, с. 286]. В нашей стране активность учения человека была обоснована Л. С.
Выготским и С. Л. Рубинштейном. Их ведущими идеями являются положения об общественно-историческом характере сознания, о единстве сознания и деятельности.
Вопросами применения интерактивных методов обучения занимались: Е. Я. Галимова, Г. Драйден, С. С. Кашлев. В работах С. М. Кожуховской, М. В. Лин, С. М. Михалкова рассмотрен процесс изучения дизайна как науки, рассмотрены ключевые понятия и разделы познания науки. Очень познавательна и полезна для практической части работы была статья О. В. Серовой «Применение интерактивных способов при профессиональном обучении в области дизайна» [34, с. 90-95], где понятие интерактивности рассматривается как взаимодействие людей «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».
Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова в статье «Интерактивное обучение» данное понятие связывают с применением информационных технологий, ресурсов сети Интернет, электронных учебников, дистанционным образованием, работой в режиме он-лайн. По их мнению, современные ИКТ способствуют участникам «живого общения» осуществлять «активный обмен сообщения между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [31, с. 35].
По мнению Б. Ц. Бадмаева, автора учебного пособия для студентов вузов «Методика преподавания психологии» «при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную, или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную» [1, с. 304].
Введение интерактивных методов обучения в разделы практики аудиторных занятий должно основываться на подготовке профессиональных кадров и в области дизайна, а также способствовать расширению компетенций выпускника, связанных с потребностями рынка труда и запросами обучающихся, их предпринимательских качеств и конкурентоспособности. Современному дизайнеру необходимо быть готовым к самообразованию, исследовательской деятельности в изучении теории дизайна, а также созданию проектов в данной сфере.
Цель работы - выявить закономерности применения интерактивных методов в дизайн-образовании.
Задачи работы:
1. Изучить сущность интерактивных методов в дизайн-образовании.
2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.
3. Выявить особенности современных интерактивных методов.
4. Создать цикл уроков по дизайну с применением интерактивных методов.
5. Создать пособие-презентацию по применению интерактивных методов в обучении.
Объект исследования - интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности в дизайн-образовании.
Предмет исследования - особенности применения интерактивных методов в дизайн-образовании.
Методы исследования:
• анализ литературы по теме педагогики, психологии, вопросам инновационных методов образования и дизайна;
• метод сравнительного анализа;
• общенаучные методы синтеза, индукции, дедукции.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Введение форм интерактивного обучения в качестве обязательного элемента обучения в вузе, безусловно, является положительным аспектом реформы высшего образования в нашей стране, но сама система образования пока не готова к переходу на новые принципы. [19, с. 224]
Ситуация усугубляется отсутствием современных разработок в области активного обучения, а старые работы часто недоступны. Поэтому развитие многих теорий активного обучения сегодня неоправданно прекратилось или приостановилось, а те работы, которые публикуются, не редко носят поверхностный характер. [18, с. 462]
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Ключевые методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Интерактивный процесс обучения - специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В настоящее время значительно возрос интерес к интерактивному обучению, так как решает многие образовательные задачи.
Во-первых, данный метод обучения формирует модель диалогического взаимодействия людей. Он развивает партнерские отношения, навыки исследовательской и проблемно-поисковой деятельности. Меняет восприятие окружающей действительности у обучаемых, вследствие применения различных видов деятельности, встречающихся в жизни при решении социальных и государственных задач демократического общества.
Во-вторых, формирует уважение к личности учащегося, а значит, позволит ему в учебной деятельности добиться отличных результатов. Уважение и признание закладывается благодаря комфортному психологическому климату в обучении.
В-третьих, интерактивное обучение направлено на развитие личности: как познавательных, так и созидательных способностей. Важен опыт самостоятельной деятельности обучающегося, его ответственность в любой деятельности.
Обзор используемой литературы. Проблемы, связанные с развитием творческого потенциала личности, в зарубежной психолого-педагогической науке разрабатывались К. Роджерсом, А. Маслоу и другими. Психолог Карл Рэнсом Роджерс - американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что процесс обучения проходит успешно» [21, с. 286]. В нашей стране активность учения человека была обоснована Л. С.
Выготским и С. Л. Рубинштейном. Их ведущими идеями являются положения об общественно-историческом характере сознания, о единстве сознания и деятельности.
Вопросами применения интерактивных методов обучения занимались: Е. Я. Галимова, Г. Драйден, С. С. Кашлев. В работах С. М. Кожуховской, М. В. Лин, С. М. Михалкова рассмотрен процесс изучения дизайна как науки, рассмотрены ключевые понятия и разделы познания науки. Очень познавательна и полезна для практической части работы была статья О. В. Серовой «Применение интерактивных способов при профессиональном обучении в области дизайна» [34, с. 90-95], где понятие интерактивности рассматривается как взаимодействие людей «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».
Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова в статье «Интерактивное обучение» данное понятие связывают с применением информационных технологий, ресурсов сети Интернет, электронных учебников, дистанционным образованием, работой в режиме он-лайн. По их мнению, современные ИКТ способствуют участникам «живого общения» осуществлять «активный обмен сообщения между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [31, с. 35].
По мнению Б. Ц. Бадмаева, автора учебного пособия для студентов вузов «Методика преподавания психологии» «при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную, или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную» [1, с. 304].
Введение интерактивных методов обучения в разделы практики аудиторных занятий должно основываться на подготовке профессиональных кадров и в области дизайна, а также способствовать расширению компетенций выпускника, связанных с потребностями рынка труда и запросами обучающихся, их предпринимательских качеств и конкурентоспособности. Современному дизайнеру необходимо быть готовым к самообразованию, исследовательской деятельности в изучении теории дизайна, а также созданию проектов в данной сфере.
Цель работы - выявить закономерности применения интерактивных методов в дизайн-образовании.
Задачи работы:
1. Изучить сущность интерактивных методов в дизайн-образовании.
2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.
3. Выявить особенности современных интерактивных методов.
4. Создать цикл уроков по дизайну с применением интерактивных методов.
5. Создать пособие-презентацию по применению интерактивных методов в обучении.
Объект исследования - интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности в дизайн-образовании.
Предмет исследования - особенности применения интерактивных методов в дизайн-образовании.
Методы исследования:
• анализ литературы по теме педагогики, психологии, вопросам инновационных методов образования и дизайна;
• метод сравнительного анализа;
• общенаучные методы синтеза, индукции, дедукции.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Интерактивный процесс обучения позволяет одновременно решать определенное количество задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных сближений между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных методов в процессе обучения, как показывает практика, минимизирует нервную нагрузку обучающихся, позволяет менять виды их деятельности, переключать внимание и концентрироваться на узловых вопросах тем занятий.
Внедрение и использование интерактивных методов является крайне важной задачей в воспитании молодых специалистов. В последнее время работодатели, родители, высшая школа направляют все большее внимание на воспитание человека активной, ищущей мысли, способного работать в команде и противостоять стрессовым ситуациям, коммуникабельного, обладающего навыками проектирования, наделенного культурой анализа и труда. Потому выпускники образовательных учреждений должны обладать ключевыми компетенциями, иметь универсальные умения, позволяющие им понимать ситуацию и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Ключевые компетенции состоят из профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Первые относятся к свойству человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности, а последние принадлежат к личностным качества человека. Потому педагогам в обучении современных специалистов дизайнеров необходимо максимально расширить использование интерактивных методов, пробудить интерес обучающихся к будущей профессии, поможет им более полно овладеть профессиональными, знаниями и навыками, применять их на практике, ориентироваться в ранее неизведанных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей и задач.
Базой интерактивных методов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности дизайн (по отраслям) предусматривает при подготовке профессионального обучения в области дизайна наряду с традиционными формами и методами широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес занятий, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Таким образом, интерактивные методы не только важны, по мнению ведущих педагогов, но и прописаны в стандартах.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы на основе общей обучающей программы разработали программу с применением интерактивных методов и подробно описали содержание трёх уроков в предложенной программе, а также подготовили методическое пособие, которое поможет более качественно провести занятие, выбрать наиболее подходящие интерактивные методы обучения, оценить эффективность проведенного занятия.
Внедрение и использование интерактивных методов является крайне важной задачей в воспитании молодых специалистов. В последнее время работодатели, родители, высшая школа направляют все большее внимание на воспитание человека активной, ищущей мысли, способного работать в команде и противостоять стрессовым ситуациям, коммуникабельного, обладающего навыками проектирования, наделенного культурой анализа и труда. Потому выпускники образовательных учреждений должны обладать ключевыми компетенциями, иметь универсальные умения, позволяющие им понимать ситуацию и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Ключевые компетенции состоят из профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Первые относятся к свойству человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности, а последние принадлежат к личностным качества человека. Потому педагогам в обучении современных специалистов дизайнеров необходимо максимально расширить использование интерактивных методов, пробудить интерес обучающихся к будущей профессии, поможет им более полно овладеть профессиональными, знаниями и навыками, применять их на практике, ориентироваться в ранее неизведанных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей и задач.
Базой интерактивных методов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности дизайн (по отраслям) предусматривает при подготовке профессионального обучения в области дизайна наряду с традиционными формами и методами широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес занятий, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Таким образом, интерактивные методы не только важны, по мнению ведущих педагогов, но и прописаны в стандартах.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы на основе общей обучающей программы разработали программу с применением интерактивных методов и подробно описали содержание трёх уроков в предложенной программе, а также подготовили методическое пособие, которое поможет более качественно провести занятие, выбрать наиболее подходящие интерактивные методы обучения, оценить эффективность проведенного занятия.
Подобные работы
- Интерактивные методы обучения навыкам графического дизайна на примере образовательной деятельности студии Art-club
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ТЕМЕ: «Технологии проектного обучения в дизайн образовании»
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Интерактивные методы обучении как средство формирования профессиональных компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Интерактивные методы обучения графическому дизайну в
профессиональной подготовке по специальности 54.02.01 Дизайн (по
отраслям)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2020 - Разработка интерактивного курса по графическому дизайну
для молодёжи
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕПКИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Художественная выставка как обучающая среда для проектов
дополнительного образования
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





