Введение 3
Глава I. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия 7
1.1 Понятие интерактивного обучения 7
1.2 Характеристика основных интерактивных методов обучения 16
1.3 Исследование практических примеров интерактивного обучения в дизайн-
образовании 26
ГЛАВА II. Применение интерактивных методов по обучению графическому дизайну 32
2.1 Разработка цикла уроков с применением интерактивных методов: цели и
задачи, выбор методов 32
2.2 Разработка цикла уроков по дизайну с применением интерактивных методов
обучения 35
2.3 Создание пособия - презентации по применению интерактивных методов в
обучении 46
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 62
Проблема исследования. Проблема обучения всегда находится в центре исследований психологии и педагогики. В современной педагогике существует образовательная парадигма, отрицающая восприятие человека как пассивного объекта воспитания и обучения, качество которых обусловлены деятельностью преподавательского состава образовательного учреждения. Активные методы обучения в последние десятилетия имели не систематический характер, поэтому в образовательные стандарты третьего поколения были включены интерактивные формы обучения.
Введение форм интерактивного обучения в качестве обязательного элемента обучения в вузе, безусловно, является положительным аспектом реформы высшего образования в нашей стране, но сама система образования пока не готова к переходу на новые принципы. [19, с. 224]
Ситуация усугубляется отсутствием современных разработок в области активного обучения, а старые работы часто недоступны. Поэтому развитие многих теорий активного обучения сегодня неоправданно прекратилось или приостановилось, а те работы, которые публикуются, не редко носят поверхностный характер. [18, с. 462]
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Ключевые методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Интерактивный процесс обучения - специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В настоящее время значительно возрос интерес к интерактивному обучению, так как решает многие образовательные задачи.
Во-первых, данный метод обучения формирует модель диалогического взаимодействия людей. Он развивает партнерские отношения, навыки исследовательской и проблемно-поисковой деятельности. Меняет восприятие окружающей действительности у обучаемых, вследствие применения различных видов деятельности, встречающихся в жизни при решении социальных и государственных задач демократического общества.
Во-вторых, формирует уважение к личности учащегося, а значит, позволит ему в учебной деятельности добиться отличных результатов. Уважение и признание закладывается благодаря комфортному психологическому климату в обучении.
В-третьих, интерактивное обучение направлено на развитие личности: как познавательных, так и созидательных способностей. Важен опыт самостоятельной деятельности обучающегося, его ответственность в любой деятельности.
Обзор используемой литературы. Проблемы, связанные с развитием творческого потенциала личности, в зарубежной психолого-педагогической науке разрабатывались К. Роджерсом, А. Маслоу и другими. Психолог Карл Рэнсом Роджерс - американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что процесс обучения проходит успешно» [21, с. 286]. В нашей стране активность учения человека была обоснована Л. С.
Выготским и С. Л. Рубинштейном. Их ведущими идеями являются положения об общественно-историческом характере сознания, о единстве сознания и деятельности.
Вопросами применения интерактивных методов обучения занимались: Е. Я. Галимова, Г. Драйден, С. С. Кашлев. В работах С. М. Кожуховской, М. В. Лин, С. М. Михалкова рассмотрен процесс изучения дизайна как науки, рассмотрены ключевые понятия и разделы познания науки. Очень познавательна и полезна для практической части работы была статья О. В. Серовой «Применение интерактивных способов при профессиональном обучении в области дизайна» [34, с. 90-95], где понятие интерактивности рассматривается как взаимодействие людей «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».
Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова в статье «Интерактивное обучение» данное понятие связывают с применением информационных технологий, ресурсов сети Интернет, электронных учебников, дистанционным образованием, работой в режиме он-лайн. По их мнению, современные ИКТ способствуют участникам «живого общения» осуществлять «активный обмен сообщения между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [31, с. 35].
По мнению Б. Ц. Бадмаева, автора учебного пособия для студентов вузов «Методика преподавания психологии» «при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную, или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную» [1, с. 304].
Введение интерактивных методов обучения в разделы практики аудиторных занятий должно основываться на подготовке профессиональных кадров и в области дизайна, а также способствовать расширению компетенций выпускника, связанных с потребностями рынка труда и запросами обучающихся, их предпринимательских качеств и конкурентоспособности. Современному дизайнеру необходимо быть готовым к самообразованию, исследовательской деятельности в изучении теории дизайна, а также созданию проектов в данной сфере.
Цель работы - выявить закономерности применения интерактивных методов в дизайн-образовании.
Задачи работы:
1. Изучить сущность интерактивных методов в дизайн-образовании.
2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.
3. Выявить особенности современных интерактивных методов.
4. Создать цикл уроков по дизайну с применением интерактивных методов.
5. Создать пособие-презентацию по применению интерактивных методов в обучении.
Объект исследования - интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности в дизайн-образовании.
Предмет исследования - особенности применения интерактивных методов в дизайн-образовании.
Методы исследования:
• анализ литературы по теме педагогики, психологии, вопросам инновационных методов образования и дизайна;
• метод сравнительного анализа;
• общенаучные методы синтеза, индукции, дедукции.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Интерактивный процесс обучения позволяет одновременно решать определенное количество задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных сближений между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных методов в процессе обучения, как показывает практика, минимизирует нервную нагрузку обучающихся, позволяет менять виды их деятельности, переключать внимание и концентрироваться на узловых вопросах тем занятий.
Внедрение и использование интерактивных методов является крайне важной задачей в воспитании молодых специалистов. В последнее время работодатели, родители, высшая школа направляют все большее внимание на воспитание человека активной, ищущей мысли, способного работать в команде и противостоять стрессовым ситуациям, коммуникабельного, обладающего навыками проектирования, наделенного культурой анализа и труда. Потому выпускники образовательных учреждений должны обладать ключевыми компетенциями, иметь универсальные умения, позволяющие им понимать ситуацию и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Ключевые компетенции состоят из профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Первые относятся к свойству человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности, а последние принадлежат к личностным качества человека. Потому педагогам в обучении современных специалистов дизайнеров необходимо максимально расширить использование интерактивных методов, пробудить интерес обучающихся к будущей профессии, поможет им более полно овладеть профессиональными, знаниями и навыками, применять их на практике, ориентироваться в ранее неизведанных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей и задач.
Базой интерактивных методов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности дизайн (по отраслям) предусматривает при подготовке профессионального обучения в области дизайна наряду с традиционными формами и методами широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес занятий, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Таким образом, интерактивные методы не только важны, по мнению ведущих педагогов, но и прописаны в стандартах.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы на основе общей обучающей программы разработали программу с применением интерактивных методов и подробно описали содержание трёх уроков в предложенной программе, а также подготовили методическое пособие, которое поможет более качественно провести занятие, выбрать наиболее подходящие интерактивные методы обучения, оценить эффективность проведенного занятия.
1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
2. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы: монография. Шуя: Издво ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. - 117-118 с.
3. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные способы / О. Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2018. - 598 с.
4. Галимова, Е. Я. Использование Интерактивных Форм Обучения В Изучении Курса «Организационное Проектирование»: Науч. Доклад / Е. Я. Галимова - Москва: Машиностроение, 2018. - 276 с.
5. Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. - М., 2003. - 289 с.
6. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие./А. Н. Джуринский - М.: Дрофа, 2008. -314 с.
7. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник. / Под ред. Г.Б. Минер- вина, В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.
8. Драйден, Г. Революция в обучении / Г. Драйген; М., 2003. - 278 с.
9. Долгоруков, А. Метод сазе-зШбукак современная технология профессионально-ориентированного обучения. [электронный ресурс]-
НИр: //www.evolkov.net/case/case. stydy.h
10. Ефимов, А. В. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специальное оборудование интерьера / Авторы-составители А.В. Ефимов, М.В. Лазарева, В. Т. Шимко / Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2008. - 136 с.
11. Жданов, Н. В. Бионика для дизайнеров : учеб. пособие для вузов / Н. В. Жданов, - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 232 с.
12. Заенчик, В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн. Учебник для вузов / В.М. Заенчик - М.: Академия, 2006. - 320 с.
13. Зверев, А. М. 10 и 90 - новая статистика интеллекта // Знание - сила - 2007. - 38-54с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 302 с.
15. Зобова, А.М. Кейс-стади[электронный ресурс] - Режим доступа - URL : http : //www.magistr.net.ua/article/16 .htm
16. Интерактивные средства, виды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lektsii.org/9-60104.html (дата обращения: 14.03.2018).
17. Кумекер, Л. Свобода учиться, свобода учить / Л. Кумекер; М., 2002. - 291 с.
18. Кашлев, С.С. Интерактивные способы обучения в педагогике / С. С. Кашлев - Минск: Высшая школа, 2004. - 462 с.
19. Кашлев, С. С. Интерактивные способы обучения / С. С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.
20. Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержаниеиспосо- бы реализации / С.М. Кожуховская, М.: МГПУ, 2011. - 524 с.
21. Корчак Я. Дайте жить детям: Воспитание: умственное, нравственное, физическое / Я. Корчак - «Карапуз», 2010. - 286 с.
22. Кругликов, В.Н. Интерактивное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013, - Санкт-Петербург - 116 с.
23. Лин, М.В. Современный дизайн. Пошаговое руководство. Техника рисования во всех видах дизайна: от эскиза до реального проекта: архитектура, ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров, графический дизайн. /Пер. с англ. О. П. Бурмаковой. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 199 с.
24. Лопанова, Е.В., Рабочих, Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации [Текст]. - Омск, 2015 - 50-54 с.
25. Макарова, М.Н.Практическая перспектива: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/М.Н. Макарова-М.: Академический проект, 2005. - 400 с.
26. Международный журнал экспериментального образования [Электронный
ресурс]. — 2016. — № 4 (приложение). — 49 с. — Режим доступа:
https://www.expeducation.ru/ru/article/view7idM21 (дата обращения: 22.03.2018).
27. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2015. - 112 с.
28. Михайлов, С.М. Основы дизайна. Учебник/С.М. Михайлов - Казань: Новое знание, 2000. - 158 с.
29. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования [Текст]: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 432 с.
30. Основы дизайна и композиции: современные концепции : учеб. пособие для СПО / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. - 2-е изд., пере- раб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 183 с.
31. Панина,Т.С. Интерактивное обучение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/interaktivnoe-obuchenie (дата обращения: 10.01.2007
32. Позанова, И. А. Основы построения электронных учебно-методических
комплексов [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/osn-postr-elektr-uch-metod-kompleksov (дата обращения: 29.03.2018).
33. Покушалова, Л.В.Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Текст]/Л. В. Покушало- ва//Молодой ученый.-2011.-No 5. Т.2.- 155-157 с.
34. Серова, О. В. Применение интерактивных способов при профессиональном обучении в области дизайна//Теория и практика образования - 2015. - С. 90-95 с.
35. Современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ebeam-russia.ru (дата обращения: 01.04.2018).
36. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии/ Е.В. Совето- ва. [Текст] - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-285 с.
37. Суготовский В. Н. Системы и структуры как специфические предметы современного научного знания // Проблемы исследования систем и структур. - М.,2005. - 209 с.
38. Типологии уроков, методов и приемов обучения [Электронный ресурс].
• Режим доступа: http://shishkova.ru/students/typology.htm (дата обращения: 22.03.2018).
39. Федоров, Б. И. Наука обучать: Учеб. пособие./Б.И. Федоров, СПб., 2000.
• 378 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М., 2008. - 21 с.
41. Цирес, А. Г. Искусство архитектуры / А. Г. Цирес. - Москва : Юрайт, 2019. - 272 с.
42. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. - 2е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 208 с.
43. Чекмарев, А. А. Черчение : учебник для СПО / А. А. Чекмарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 275 с.
44. Шелестова Е. С. Современное состояние высшего образования в сфере дизайна // Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. С. 192-195.
45. Шимко, В.А. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход) / В.А. Шимко - М.: Архитектура-С, 2009.- 511 с.
46. Шокорова, Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация : учеб. пособие для СПО / Л. В. Шокорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 74 с.
47. Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей [Текст]/ Н. П. Шуберт// Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 11. - 78-80 с.
48. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г.Фокин: [Текст] - М.: Издательский центр “Академия“, 2013.-185 с.
49. Федоров, В.А. Инновационные технологии в управлении качеством образования/ В.А.Федоров, Е.Д. Колегова / под ред. Г.М. Романцева. [Текст] - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 198 с.
50. Хмаро, Н. В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). - Ярославль: Аверс Плюс, 2006. - 15 с.