Адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях 12
1.1 Научные подходы к изучению проблемы кризиса в психологии 12
1.2 Адаптационные возможности человека, как предмет психологического
исследования 24
1.3 Проблема оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисе
Глава 2 Эмпирическое исследование адаптационных возможностей человека в кризисе 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Анализ полученных результатов исследования 51
2.2.1 Этап диагностики до психокоррекционного воздействия
(констатирующий этап) 51
2.2.2 Результаты исследования адаптационных возможностей после
реализации психолого-педагогической коррекционной программы «Кризис: как обрести опору и стойкость» (контрольный этап) 65
2.2.3 Сравнение результатов исследования адаптационных возможностей до и после реализации психолого-педагогической коррекционной программы
«Кризис: как обрести опору и стойкость» 78
Заключение 94
Список использованной литературы 97
Приложения
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях 12
1.1 Научные подходы к изучению проблемы кризиса в психологии 12
1.2 Адаптационные возможности человека, как предмет психологического
исследования 24
1.3 Проблема оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисе
Глава 2 Эмпирическое исследование адаптационных возможностей человека в кризисе 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Анализ полученных результатов исследования 51
2.2.1 Этап диагностики до психокоррекционного воздействия
(констатирующий этап) 51
2.2.2 Результаты исследования адаптационных возможностей после
реализации психолого-педагогической коррекционной программы «Кризис: как обрести опору и стойкость» (контрольный этап) 65
2.2.3 Сравнение результатов исследования адаптационных возможностей до и после реализации психолого-педагогической коррекционной программы
«Кризис: как обрести опору и стойкость» 78
Заключение 94
Список использованной литературы 97
Приложения
Актуальность проблемы исследования. События, происходящие в жизни современной личности, включают различные периоды, среди которых возникают критические ситуации, которые могут привести к переживанию тяжелых психологических кризисов. Социальная действительность, как политическая, так и экономическая, нередко становится для личности мощным стрессогенным фактором, а долговременный стресс обычно выступает провокатором кризиса. Жизненные кризисы детерминируются социальными ситуациями и внутриличностным конфликтом человека. Поэтому, большинство нервно-психических и психосоматических расстройств, возникающих в условиях кризиса - результат нарушения процесса адаптации людей и неустойчивость их адаптационных механизмов в длительных и кратковременных экстремальных ситуациях.
В этой связи кризисная психологическая помощь решает задачи развития адаптационных возможностей человека - его личностных ресурсов и организации мероприятий по психологической оптимизации данных возможностей в кризисных ситуациях, установлении причин и преодоления последствий кризисных явлений. Развитые адаптационные возможности позволяют человеку проживать боле качественный уровень жизнедеятельности, повышая ее эффективность, сохраняя и укрепляя психосоматическое здоровье.
Философский аспект кризиса в жизни человека, связанный с резким развитием цивилизации был представлен западными и отечественными философами Р. Генон, П. Тилих, А. Швейцер, П. Сорокин и др.
Во многих работах, посвященных методологии исследования, раскрываются различные подходы к феномену кризиса в психологическом аспекте. З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, и др. рассматривали кризис как состояние, сопровождающее развитие, становление личности. В экзистенциально-гуманистическом и трансперсональном направлении Р. Ассаджиоли, С. Гроф, А. Маслоу, К. Юнг и др. кризис понимается как неотъемлемой частью в процессе жизни человека. С. Гроф, Дж. Хэлифакс рассматривали кризис через духовное становление человека.
Зарубежные психологи Р. Ассаджиоли, Д. Тайарст, К. Юнг, Дж. Якобсон и др. и отечественные ученые К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, О.Е. Баксанский, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский. С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Юрьева и др. кризис характеризуют как предпосылку важнейших личностных изменений, как положительных, так и негативных.
Психологами выделяются виды кризисов: кризисы развития (В.Г. Ромек, Э. Эриксон, Н.О. Зиновьева, Е.А. Ипполитова, Е.И. Крукович, И.Г. Малкина-Пых, К.Н. Поливанова, Р.Р. Попова, И.А. Ральникова, Д.Б. Эльконин, О.В. Хухлаева и др.), кризисы утраты (В.Г. Ромек, А.А. Осипова, Н.Г. Осухова и др.), травматические кризисы (Л.Д. Демина, А.В. Полетаева, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, В. Ленс, И.А. Ральникова и др.). Психологами В.В. Антиповым, Е.И. Крукович, И.Г. Малкиной-Пых, А.А. Осиповой, В.Г. Ромек и др. предложены направления психологической практики и терапии по нормализации состояния людей, перенесших экстремальные ситуации техногенного и др. плана.
В психологии вместе с понятием «кризис» используются термины «ситуация», «кризисная ситуация» (П. Бергер, К. Левин, Т. Лукман, Я.Дж. Мид, Г.У. Олпорт, З.Н. Панфиленко, Х. Хекхаузен, Н.Г. Осухова и др.); «критические жизненные ситуации» (Л.И. Анциферова, Ф.Е. Василюк и др.), «кризисный процесс» (Е.А. Ипполитова и др.); «кризисное событие» (Ш. Бюлер, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Пергаменщик и др.); «жизненная ситуация» (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. Н.Г. Осухова и др.); «кризисное состояние» (С.Н. Петросьян и др.), которое исследуется через понятия травма, стресс, посттравматическое стрессовое расстройство (Вундт, У. Джемс, Р. Йеркс, Дж. Додсон, У. Кеннон, Т. Кокс, Р. Лезарус и др., В.В. Абаков, В.В. Бодров, А.В. Вальдман, А.А. Виру, Н.Е. Водопьянова, Т.С. Кабанченко, М.М. Козловская, О.С. Медведев, Г.И. Косицкий, Л.А.
Китаев-Смык, А.А. Криулина, А.Б. Леонова, И.Г. Малкина-Пых, В.Л. Марищук, К.И. Погодаев, В.М. Смирнов, Ю.В. Щербатых и др.).
Адаптационные возможности человека в психологии изучаются через дефиницию понятий «адаптация», «адаптивность». Философский, психолого - социологический анализ адаптационных процессов представлен в работах Р. Даймонда, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Т.Г. Дичева, Д.Н. Дубровина, В.З. Когана, Н.Г. Колызаевой, В.И. Лебедева, А.Г. Маклакова, А.А. Суханова, К.Е. Тарасовой, А.В. Фурмана, С.В. Чермянина и др.; вопросы социальной адаптации и социализации представлены в работах К.А. Абульхановой- Славской, Л.В. Бура, О.А. Воскрекасенко, А.Н. Жмырикова, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, И.С. Кона, А.А. Началджана, А.В. Петровского, Л.М. Растовой, А.А. Реана, Т.В. Середы, А.В. Сиомичева, Т. Шибутани и др.; социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Н.Б. Березанской, Б.З. Вульфова, Л.С. Выготского, А.В. Мудрика, В.В. Нурковой, А.В. Петровского, А.А. Реана и др.
Эффективность адаптации человека в психологии связывается с понятиями «адаптивность», как способность человека к адаптации и «адаптационные возможности», как свойства, обеспечивающие данную возможность. В психологии личности проблеме адаптивности посвящены исследования А. Адлера, Г. Айзенка, Дж. Келли, Г. Кэттелла, А. Маслоу, Г. Олпорта, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Дж. Роттера, Б.Ф. Скиннера, Л. Филипса, З. Фрейда, Э. Фромма, Х. Хартманна, К. Хорни, К.Г. Юнга, Г.Н. Александрова, Ю.А. Александровского, Б.Г. Ананьева, И.А. Аршавского, Ф.Б. Березина, М.И. Бобневой, С.Ю. Головина, П.С. Гуревич, И.В. Давыдовского, В.К. Калиненко, Л.М. Колпаковой, И.Ю. Кулагиной, Г.П. Левковской, А.Г. Маклакова, А.В. Петровского, В.И. Розова, В.Г. Селятицкой, A.M. Столяренко, А.В. Фурмана, В.М. Ямницкого, М.Г. Ярошевский и др.
Методологической основой оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в данном исследовании стал комплекс психологических методов, используемых в психологической коррекции с клиентами в кризисных ситуациях.
Метод кризисной интервенции или психотерапии кризисных состояний Б.Д. Карвасарского, Е.И. Крукович, В.Г. Ромек и др., созданный на осознании причинно-следственных взаимосвязях состояния человека, устраняющий у него чувство неопределенности и позволяющий уменьшать психическое напряжение и тревогу.
Методы экзистенциальной психотерапии Ф.Е. Василюка, Л.А. Пергаменщика и др. направленные на самоопределение, постановку жизненных целей. Методы гештальттерапии (ГТ) М. Джонсон, Ф. Перлз, Ж. Робин, Х. Сименс, Ф. Стивен, Е. Мазур и др. как направления экзистенциально-гуманистического подхода, обращенного на эмоциональный уровень саморегуляции работы с кризисами.
Механизмы перестройки системы жизненных перспектив в переломных событиях, соматическая терапия психической травмы с акцентом на телесный опыт в возникновении травмы и работе с ней В.Ф. Василюка, Л.А. Пергаменщика, И.А. Ральниковой. Концепции психического и психологического здоровья человека Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, концепция психологического образования, обеспечивающие устойчивое здоровье и предпосылки воспитания психологической культуры личности, ее психологической устойчивости в трудные моменты жизни.
Субъектно-деятельностный подход в осознании особенностей собственного совладающего поведения в совокупности психодиагностических средств (проективных тестов, анкет и др.) и рассмотрении копинг-поведения в моделирующих играх.
Теории социального научения А. Бандура, формирования идентичности Э. Эриксона, транзактный подход Р. Лазаруса, когнитивно - поведенческая терапия А. Бека, А. Эллис и др., ролевая теория и психодрама Дж. Морено и др. Практико-ориентированные подходы к фасилитации (созданию условий, способствующих развитию) и регуляции совладающего поведения субъекта А. Бандура, Э. Эриксона, Р. Лазарус и др.
Тренинги навыков совладания Дж. Форман и др. Теория фундаментальных эмоций Е.Е. Изарда направленная на рассмотрение эмоций как мотивационной системы человека, личностных процессов. Метод символдрамы, позволяющий процесс формирования символов интегрироваться личности; релаксационные приемы Э. Джекобсона, ориентированные на оснознавание состояния «релакса», как противоположного стрессовому состоянию. Метод нервно-мышечной релаксации раскрыт Е.В. Долгополовым, Б.А. Смирновым и др. психологами в комплексной психотерапии экстремальных ситуаций.
Форма групповой кризисной психотерапии, направленной на удовлетворение необходимости в содействии со стороны окружающих, усиливающей адаптационные возможности человека.
Целью исследования является изучение динамики адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, посредством психолого-педагогической коррекционной программы.
Объектом исследования является совладание человека с кризисной ситуацией.
Предмет исследования - оптимизация адаптационных возможностей человека как фактора совладания с кризисной ситуацией.
Задачи исследования:
1. проанализировать и зарубежную отечественную научно - психологическую литературу по проблемам адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, рассмотреть основные критерии, составляющие понятие «адаптационные возможности человека», изучить проблему оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисе, рассмотреть особенности психологической коррекции адаптационных возможностей человека в кризисе;
2. разработать методику эмпирического исследования адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации;
3. провести эмпирическое исследование, направленное на изучение адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях и его возможностей совладания с кризисной ситуацией посредством участия в реализации психолого-педагогической коррекционной программы;
4. разработать и апробировать психолого-педагогическую коррекционную программу, направленную на оптимизацию адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях.
В рамках данного исследования была поставлена следующая гипотеза: развитие нервно-психической устойчивости, саморегуляции снижение показателей тревоги, депрессии, расширение диапазона коппинг стратегий, могут выступать в качестве предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию в результате участия в психолого-педагогической коррекционной программе по оптимизации уровня адаптации.
Теоретико-методологическими основаниями исследования стали: «подходы к пониманию критических ситуаций (Ф.Е. Василюк) и видов кризиса (А.А. Осипова)» [150], представления о механизмах перестройки системы жизненных перспектив в контексте переломных событий в жизни (И.А. Ральникова), концепция психического и психологического здоровья (Л.Д. Демина, И.А. Ральникова), представления об адаптационных возможностях преодоления жизненных кризисов (А.Г. Маклаков, Ф.Б. Березин), методы кризисной интервенции кризисных состояний (Е.И. Крукович, В.Г. Ромек).
В диссертационном исследовании использованы методы исследования: анализ вторичных источников по исследуемой проблеме, методы сбора и фиксации данных: многоуровненвый тест «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В Чермянин), тест опросник депрессии (В.А. Жмурова), методика на определение «Стрессоустойчивости и социальной адаптации» (Т. Холмс. Р. Раге), тест «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина), тест-опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазаруса), тест «Миссисипская шкала посттравматического стрессового расстройства» (Н.М. Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор); методы математико-статистической обработки данных - коэффициент ранговой корреляции Спирмана, U-критерий Манна-Уитни, т-тест с использованием пакета «SPSS Statistics 22.0».
В эмпирическом исследовании приняли участие 60 человек, из них 50% - мужчин, 50% - женщин в возрасте 25 - 35 лет. Выборку составили клиенты кабинета социально-психологической помощи населению Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Ю.К. Эрдмана.
Научная новизна исследования:
- определена совокупность индикаторов оценки адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию и их динамики в ходе прохождения психологической коррекции;
- доказано, что предиктором оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию, является развитие нервно-психической устойчивости; саморегуляции; снижения показателей тревоги, депрессии; улучшения когнитивных функций; диапозона коппинг-стратегий, в результате участия в психолого-педагогической коррекционной программе.
Теоретическая значимость исследования:
- определены «теоретико-методологические основания» [150] предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях;
- описаны особенности психокорреционной работы в кризисных
ситуациях через систематизацию методов кризисной интервенции, экзистенциональной психотерапии, гештальттерапии, концепции психического и психологического здоровья, субъектно-деятельностного подхода, копинг-стратегий, транзактного подхода, теории социального научения, психодрамы, теории фундаментальных эмоций, символдрамы, активной нервно-мышечной релаксации.
Практическая значимость исследования: полученные научные результаты могут быть использованы в целях оказания психологической помощи средствами психолого-педагогической коррекционной программы, направленной на оптимизацию адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях; в лекционных материалах для студентов, осваивающих курс кризисной психологи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптационные возможности личности в кризисной ситуации, с одной стороны и стрессоустойчивость, а также нервно-психическая устойчивость, с другой стороны, являются сопряженными психологическими параметрами: чем выше адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях, тем выше уровень стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости в ситуации кризиса.
2. Недостаточная сформированность адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях проявляется в деструктивных стратегиях его поведения (конфронтации, дистанцировании, избегании), нарушая качество жизни, и нуждается в оптимизации.
3. Усиление нервно-психической устойчивости, саморегуляции, снижение показателей тревоги, депрессии, расширение диапозона копинг-стратегий, могут выступать в качестве предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего критическую ситуацию в результате участия в психолого-педагогической коррекционной программе по повышению уровня адаптации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты магистерского диссертационного исследования были обсуждены на VI Региональной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 27.04.2019) с докладом по теме «Адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях»А11 Региональной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 25.04.2020) с докладом по теме «Психологическая коррекция адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации».
В этой связи кризисная психологическая помощь решает задачи развития адаптационных возможностей человека - его личностных ресурсов и организации мероприятий по психологической оптимизации данных возможностей в кризисных ситуациях, установлении причин и преодоления последствий кризисных явлений. Развитые адаптационные возможности позволяют человеку проживать боле качественный уровень жизнедеятельности, повышая ее эффективность, сохраняя и укрепляя психосоматическое здоровье.
Философский аспект кризиса в жизни человека, связанный с резким развитием цивилизации был представлен западными и отечественными философами Р. Генон, П. Тилих, А. Швейцер, П. Сорокин и др.
Во многих работах, посвященных методологии исследования, раскрываются различные подходы к феномену кризиса в психологическом аспекте. З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, и др. рассматривали кризис как состояние, сопровождающее развитие, становление личности. В экзистенциально-гуманистическом и трансперсональном направлении Р. Ассаджиоли, С. Гроф, А. Маслоу, К. Юнг и др. кризис понимается как неотъемлемой частью в процессе жизни человека. С. Гроф, Дж. Хэлифакс рассматривали кризис через духовное становление человека.
Зарубежные психологи Р. Ассаджиоли, Д. Тайарст, К. Юнг, Дж. Якобсон и др. и отечественные ученые К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, О.Е. Баксанский, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский. С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Юрьева и др. кризис характеризуют как предпосылку важнейших личностных изменений, как положительных, так и негативных.
Психологами выделяются виды кризисов: кризисы развития (В.Г. Ромек, Э. Эриксон, Н.О. Зиновьева, Е.А. Ипполитова, Е.И. Крукович, И.Г. Малкина-Пых, К.Н. Поливанова, Р.Р. Попова, И.А. Ральникова, Д.Б. Эльконин, О.В. Хухлаева и др.), кризисы утраты (В.Г. Ромек, А.А. Осипова, Н.Г. Осухова и др.), травматические кризисы (Л.Д. Демина, А.В. Полетаева, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, В. Ленс, И.А. Ральникова и др.). Психологами В.В. Антиповым, Е.И. Крукович, И.Г. Малкиной-Пых, А.А. Осиповой, В.Г. Ромек и др. предложены направления психологической практики и терапии по нормализации состояния людей, перенесших экстремальные ситуации техногенного и др. плана.
В психологии вместе с понятием «кризис» используются термины «ситуация», «кризисная ситуация» (П. Бергер, К. Левин, Т. Лукман, Я.Дж. Мид, Г.У. Олпорт, З.Н. Панфиленко, Х. Хекхаузен, Н.Г. Осухова и др.); «критические жизненные ситуации» (Л.И. Анциферова, Ф.Е. Василюк и др.), «кризисный процесс» (Е.А. Ипполитова и др.); «кризисное событие» (Ш. Бюлер, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Пергаменщик и др.); «жизненная ситуация» (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. Н.Г. Осухова и др.); «кризисное состояние» (С.Н. Петросьян и др.), которое исследуется через понятия травма, стресс, посттравматическое стрессовое расстройство (Вундт, У. Джемс, Р. Йеркс, Дж. Додсон, У. Кеннон, Т. Кокс, Р. Лезарус и др., В.В. Абаков, В.В. Бодров, А.В. Вальдман, А.А. Виру, Н.Е. Водопьянова, Т.С. Кабанченко, М.М. Козловская, О.С. Медведев, Г.И. Косицкий, Л.А.
Китаев-Смык, А.А. Криулина, А.Б. Леонова, И.Г. Малкина-Пых, В.Л. Марищук, К.И. Погодаев, В.М. Смирнов, Ю.В. Щербатых и др.).
Адаптационные возможности человека в психологии изучаются через дефиницию понятий «адаптация», «адаптивность». Философский, психолого - социологический анализ адаптационных процессов представлен в работах Р. Даймонда, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Т.Г. Дичева, Д.Н. Дубровина, В.З. Когана, Н.Г. Колызаевой, В.И. Лебедева, А.Г. Маклакова, А.А. Суханова, К.Е. Тарасовой, А.В. Фурмана, С.В. Чермянина и др.; вопросы социальной адаптации и социализации представлены в работах К.А. Абульхановой- Славской, Л.В. Бура, О.А. Воскрекасенко, А.Н. Жмырикова, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, И.С. Кона, А.А. Началджана, А.В. Петровского, Л.М. Растовой, А.А. Реана, Т.В. Середы, А.В. Сиомичева, Т. Шибутани и др.; социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Н.Б. Березанской, Б.З. Вульфова, Л.С. Выготского, А.В. Мудрика, В.В. Нурковой, А.В. Петровского, А.А. Реана и др.
Эффективность адаптации человека в психологии связывается с понятиями «адаптивность», как способность человека к адаптации и «адаптационные возможности», как свойства, обеспечивающие данную возможность. В психологии личности проблеме адаптивности посвящены исследования А. Адлера, Г. Айзенка, Дж. Келли, Г. Кэттелла, А. Маслоу, Г. Олпорта, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Дж. Роттера, Б.Ф. Скиннера, Л. Филипса, З. Фрейда, Э. Фромма, Х. Хартманна, К. Хорни, К.Г. Юнга, Г.Н. Александрова, Ю.А. Александровского, Б.Г. Ананьева, И.А. Аршавского, Ф.Б. Березина, М.И. Бобневой, С.Ю. Головина, П.С. Гуревич, И.В. Давыдовского, В.К. Калиненко, Л.М. Колпаковой, И.Ю. Кулагиной, Г.П. Левковской, А.Г. Маклакова, А.В. Петровского, В.И. Розова, В.Г. Селятицкой, A.M. Столяренко, А.В. Фурмана, В.М. Ямницкого, М.Г. Ярошевский и др.
Методологической основой оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в данном исследовании стал комплекс психологических методов, используемых в психологической коррекции с клиентами в кризисных ситуациях.
Метод кризисной интервенции или психотерапии кризисных состояний Б.Д. Карвасарского, Е.И. Крукович, В.Г. Ромек и др., созданный на осознании причинно-следственных взаимосвязях состояния человека, устраняющий у него чувство неопределенности и позволяющий уменьшать психическое напряжение и тревогу.
Методы экзистенциальной психотерапии Ф.Е. Василюка, Л.А. Пергаменщика и др. направленные на самоопределение, постановку жизненных целей. Методы гештальттерапии (ГТ) М. Джонсон, Ф. Перлз, Ж. Робин, Х. Сименс, Ф. Стивен, Е. Мазур и др. как направления экзистенциально-гуманистического подхода, обращенного на эмоциональный уровень саморегуляции работы с кризисами.
Механизмы перестройки системы жизненных перспектив в переломных событиях, соматическая терапия психической травмы с акцентом на телесный опыт в возникновении травмы и работе с ней В.Ф. Василюка, Л.А. Пергаменщика, И.А. Ральниковой. Концепции психического и психологического здоровья человека Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, концепция психологического образования, обеспечивающие устойчивое здоровье и предпосылки воспитания психологической культуры личности, ее психологической устойчивости в трудные моменты жизни.
Субъектно-деятельностный подход в осознании особенностей собственного совладающего поведения в совокупности психодиагностических средств (проективных тестов, анкет и др.) и рассмотрении копинг-поведения в моделирующих играх.
Теории социального научения А. Бандура, формирования идентичности Э. Эриксона, транзактный подход Р. Лазаруса, когнитивно - поведенческая терапия А. Бека, А. Эллис и др., ролевая теория и психодрама Дж. Морено и др. Практико-ориентированные подходы к фасилитации (созданию условий, способствующих развитию) и регуляции совладающего поведения субъекта А. Бандура, Э. Эриксона, Р. Лазарус и др.
Тренинги навыков совладания Дж. Форман и др. Теория фундаментальных эмоций Е.Е. Изарда направленная на рассмотрение эмоций как мотивационной системы человека, личностных процессов. Метод символдрамы, позволяющий процесс формирования символов интегрироваться личности; релаксационные приемы Э. Джекобсона, ориентированные на оснознавание состояния «релакса», как противоположного стрессовому состоянию. Метод нервно-мышечной релаксации раскрыт Е.В. Долгополовым, Б.А. Смирновым и др. психологами в комплексной психотерапии экстремальных ситуаций.
Форма групповой кризисной психотерапии, направленной на удовлетворение необходимости в содействии со стороны окружающих, усиливающей адаптационные возможности человека.
Целью исследования является изучение динамики адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, посредством психолого-педагогической коррекционной программы.
Объектом исследования является совладание человека с кризисной ситуацией.
Предмет исследования - оптимизация адаптационных возможностей человека как фактора совладания с кризисной ситуацией.
Задачи исследования:
1. проанализировать и зарубежную отечественную научно - психологическую литературу по проблемам адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, рассмотреть основные критерии, составляющие понятие «адаптационные возможности человека», изучить проблему оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисе, рассмотреть особенности психологической коррекции адаптационных возможностей человека в кризисе;
2. разработать методику эмпирического исследования адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации;
3. провести эмпирическое исследование, направленное на изучение адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях и его возможностей совладания с кризисной ситуацией посредством участия в реализации психолого-педагогической коррекционной программы;
4. разработать и апробировать психолого-педагогическую коррекционную программу, направленную на оптимизацию адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях.
В рамках данного исследования была поставлена следующая гипотеза: развитие нервно-психической устойчивости, саморегуляции снижение показателей тревоги, депрессии, расширение диапазона коппинг стратегий, могут выступать в качестве предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию в результате участия в психолого-педагогической коррекционной программе по оптимизации уровня адаптации.
Теоретико-методологическими основаниями исследования стали: «подходы к пониманию критических ситуаций (Ф.Е. Василюк) и видов кризиса (А.А. Осипова)» [150], представления о механизмах перестройки системы жизненных перспектив в контексте переломных событий в жизни (И.А. Ральникова), концепция психического и психологического здоровья (Л.Д. Демина, И.А. Ральникова), представления об адаптационных возможностях преодоления жизненных кризисов (А.Г. Маклаков, Ф.Б. Березин), методы кризисной интервенции кризисных состояний (Е.И. Крукович, В.Г. Ромек).
В диссертационном исследовании использованы методы исследования: анализ вторичных источников по исследуемой проблеме, методы сбора и фиксации данных: многоуровненвый тест «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В Чермянин), тест опросник депрессии (В.А. Жмурова), методика на определение «Стрессоустойчивости и социальной адаптации» (Т. Холмс. Р. Раге), тест «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина), тест-опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазаруса), тест «Миссисипская шкала посттравматического стрессового расстройства» (Н.М. Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор); методы математико-статистической обработки данных - коэффициент ранговой корреляции Спирмана, U-критерий Манна-Уитни, т-тест с использованием пакета «SPSS Statistics 22.0».
В эмпирическом исследовании приняли участие 60 человек, из них 50% - мужчин, 50% - женщин в возрасте 25 - 35 лет. Выборку составили клиенты кабинета социально-психологической помощи населению Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Ю.К. Эрдмана.
Научная новизна исследования:
- определена совокупность индикаторов оценки адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию и их динамики в ходе прохождения психологической коррекции;
- доказано, что предиктором оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию, является развитие нервно-психической устойчивости; саморегуляции; снижения показателей тревоги, депрессии; улучшения когнитивных функций; диапозона коппинг-стратегий, в результате участия в психолого-педагогической коррекционной программе.
Теоретическая значимость исследования:
- определены «теоретико-методологические основания» [150] предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях;
- описаны особенности психокорреционной работы в кризисных
ситуациях через систематизацию методов кризисной интервенции, экзистенциональной психотерапии, гештальттерапии, концепции психического и психологического здоровья, субъектно-деятельностного подхода, копинг-стратегий, транзактного подхода, теории социального научения, психодрамы, теории фундаментальных эмоций, символдрамы, активной нервно-мышечной релаксации.
Практическая значимость исследования: полученные научные результаты могут быть использованы в целях оказания психологической помощи средствами психолого-педагогической коррекционной программы, направленной на оптимизацию адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях; в лекционных материалах для студентов, осваивающих курс кризисной психологи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптационные возможности личности в кризисной ситуации, с одной стороны и стрессоустойчивость, а также нервно-психическая устойчивость, с другой стороны, являются сопряженными психологическими параметрами: чем выше адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях, тем выше уровень стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости в ситуации кризиса.
2. Недостаточная сформированность адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях проявляется в деструктивных стратегиях его поведения (конфронтации, дистанцировании, избегании), нарушая качество жизни, и нуждается в оптимизации.
3. Усиление нервно-психической устойчивости, саморегуляции, снижение показателей тревоги, депрессии, расширение диапозона копинг-стратегий, могут выступать в качестве предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего критическую ситуацию в результате участия в психолого-педагогической коррекционной программе по повышению уровня адаптации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты магистерского диссертационного исследования были обсуждены на VI Региональной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 27.04.2019) с докладом по теме «Адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях»А11 Региональной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 25.04.2020) с докладом по теме «Психологическая коррекция адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации».
Теоретический анализ научной литературы позволил проанализировать основные содержательные характеристики адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, рассмотреть проблему оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисе, описать предикторы оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию.
Проведенное в рамках магистерской диссертации эмпирическое исследование подтвердило поставленную в работе гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1 Глубокая изученность проблемы подтвердила ее актуальность и недостаточную освещенность, важным аспектом которой явился выбор предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию. Исследования нынешних психологических идей свидетельствуют о доминировании групповой кризисной терапии, ориентированной на краткосрочное разрешение актуальных, жизненно значимых ситуаций для человека, результат которой - формирование новых адаптационных моделей функционирования личности, с выстраиванием конструктивных поведенческих паттернов.
2. В проведенном нами исследовании установлено, что оптимизация адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации - условие успешного преодоления кризисных ситуаций.
3. Теоретический анализ проблематики адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в рамках работ зарубежных и отечественных исследователей позволяет сделать вывод об отсутствии целостной теории адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях.
4. Исходя из цели, задач и объекта исследования нами была разработана психолого-педагогическая коррекционная программа «Кризис: как обрести опору и стойкость», направленная на развитие нервно-психической устойчивости, саморегуляции, снижение показателей тревоги, депрессии, улучшение когнитивных функций, расширение диапозона коппинг стратегий. Программа в своей основе включает:
- форму групповой кризисной психотерапии, которая отличается высокой результативностью, удовлетворяет необходимость в содействии со стороны окружающих, усиливает адаптационные возможности;
- тренинг навыков совладания;
- высокоэффективные в кризисной психологической поддержке методы кризисной интервенции, методы экзистенциальной психотерапии (направление гештальттерапии), механизмы перестройки системы жизненных перспектив в переломных событиях, соматическую терапию психической травмы, концепцию «психического и психологического здоровья», совокупность копинг-стратегий, практико-ориентированные подходы к фасилитации и регуляции совладающего поведения (транзактный подход, когнитивно-поведенческая терапия, ролевая теория, психодрама), когнитивный подход, теорию фундаментальных эмоций, символдраму, релаксационные приемы.
В ходе осуществления программы в кабинете социально-психологической помощи населению Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Ю.К. Эрдмана у участников экспериментальной группы выявлены высокие показатели по всем критериям ее эффективности: уровни тревожности, депрессии, стрессоустойчивости, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, поведенческая регуляция, коммуникативные способности, личностный адаптационный потенциал, копинг-стратегии в преодолении кризисных ситуаций (конфронтация, дистанцирование, избегание), конструктивные формы поведения в кризисных ситуациях.
Проведенная в ходе исследования экспериментальная проверка эффективности предложенной психолого-педагогической коррекционной программы позволила выявить пути преодоления дискретности адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, определить значимость процесса оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в сопровождении психолога.
Экспериментальная апробация психолого-педагогической программы подтвердила правильность выдвинутой гипотезы. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные показали, что программа является оптимальной, позволяющей оптимизировать адаптационные возможности человека в кризисной ситуации.
Несомненно, проблема адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях требует своего дальнейшего исследования. Вместе с тем, представленная в исследовании психолого-педагогическая коррекционная программа оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации, прошедшая апробацию, может быть рекомендована психологам, для осуществления кризисной психологической поддержки.
Проведенное в рамках магистерской диссертации эмпирическое исследование подтвердило поставленную в работе гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1 Глубокая изученность проблемы подтвердила ее актуальность и недостаточную освещенность, важным аспектом которой явился выбор предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию. Исследования нынешних психологических идей свидетельствуют о доминировании групповой кризисной терапии, ориентированной на краткосрочное разрешение актуальных, жизненно значимых ситуаций для человека, результат которой - формирование новых адаптационных моделей функционирования личности, с выстраиванием конструктивных поведенческих паттернов.
2. В проведенном нами исследовании установлено, что оптимизация адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации - условие успешного преодоления кризисных ситуаций.
3. Теоретический анализ проблематики адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в рамках работ зарубежных и отечественных исследователей позволяет сделать вывод об отсутствии целостной теории адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях.
4. Исходя из цели, задач и объекта исследования нами была разработана психолого-педагогическая коррекционная программа «Кризис: как обрести опору и стойкость», направленная на развитие нервно-психической устойчивости, саморегуляции, снижение показателей тревоги, депрессии, улучшение когнитивных функций, расширение диапозона коппинг стратегий. Программа в своей основе включает:
- форму групповой кризисной психотерапии, которая отличается высокой результативностью, удовлетворяет необходимость в содействии со стороны окружающих, усиливает адаптационные возможности;
- тренинг навыков совладания;
- высокоэффективные в кризисной психологической поддержке методы кризисной интервенции, методы экзистенциальной психотерапии (направление гештальттерапии), механизмы перестройки системы жизненных перспектив в переломных событиях, соматическую терапию психической травмы, концепцию «психического и психологического здоровья», совокупность копинг-стратегий, практико-ориентированные подходы к фасилитации и регуляции совладающего поведения (транзактный подход, когнитивно-поведенческая терапия, ролевая теория, психодрама), когнитивный подход, теорию фундаментальных эмоций, символдраму, релаксационные приемы.
В ходе осуществления программы в кабинете социально-психологической помощи населению Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Ю.К. Эрдмана у участников экспериментальной группы выявлены высокие показатели по всем критериям ее эффективности: уровни тревожности, депрессии, стрессоустойчивости, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, поведенческая регуляция, коммуникативные способности, личностный адаптационный потенциал, копинг-стратегии в преодолении кризисных ситуаций (конфронтация, дистанцирование, избегание), конструктивные формы поведения в кризисных ситуациях.
Проведенная в ходе исследования экспериментальная проверка эффективности предложенной психолого-педагогической коррекционной программы позволила выявить пути преодоления дискретности адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, определить значимость процесса оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в сопровождении психолога.
Экспериментальная апробация психолого-педагогической программы подтвердила правильность выдвинутой гипотезы. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные показали, что программа является оптимальной, позволяющей оптимизировать адаптационные возможности человека в кризисной ситуации.
Несомненно, проблема адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях требует своего дальнейшего исследования. Вместе с тем, представленная в исследовании психолого-педагогическая коррекционная программа оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации, прошедшая апробацию, может быть рекомендована психологам, для осуществления кризисной психологической поддержки.
Подобные работы
- ДОВЕРИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Адаптация взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2021 - Особенности пищевого поведения женщин среднего возраста в кризисных ситуациях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Патохарактерологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (Московский Институт Психоанализа)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕРОСУБЪЕКТНЫЕ РЕСУРСЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТОВ ТРУДА В СИТУАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЫВШИХ БЕЗРАБОТНЫХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2013 - «Жизненные перспективы спортсмена в период кризиса спортивной карьеры»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



