Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях

Работа №90152

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы212
Год сдачи2020
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях 12
1.1 Научные подходы к изучению проблемы кризиса в психологии 12
1.2 Адаптационные возможности человека, как предмет психологического
исследования 24
1.3 Проблема оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисе
Глава 2 Эмпирическое исследование адаптационных возможностей человека в кризисе 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Анализ полученных результатов исследования 51
2.2.1 Этап диагностики до психокоррекционного воздействия
(констатирующий этап) 51
2.2.2 Результаты исследования адаптационных возможностей после
реализации психолого-педагогической коррекционной программы «Кризис: как обрести опору и стойкость» (контрольный этап) 65
2.2.3 Сравнение результатов исследования адаптационных возможностей до и после реализации психолого-педагогической коррекционной программы
«Кризис: как обрести опору и стойкость» 78
Заключение 94
Список использованной литературы 97
Приложения

Актуальность проблемы исследования. События, происходящие в жизни современной личности, включают различные периоды, среди которых возникают критические ситуации, которые могут привести к переживанию тяжелых психологических кризисов. Социальная действительность, как политическая, так и экономическая, нередко становится для личности мощным стрессогенным фактором, а долговременный стресс обычно выступает провокатором кризиса. Жизненные кризисы детерминируются социальными ситуациями и внутриличностным конфликтом человека. Поэтому, большинство нервно-психических и психосоматических расстройств, возникающих в условиях кризиса - результат нарушения процесса адаптации людей и неустойчивость их адаптационных механизмов в длительных и кратковременных экстремальных ситуациях.
В этой связи кризисная психологическая помощь решает задачи развития адаптационных возможностей человека - его личностных ресурсов и организации мероприятий по психологической оптимизации данных возможностей в кризисных ситуациях, установлении причин и преодоления последствий кризисных явлений. Развитые адаптационные возможности позволяют человеку проживать боле качественный уровень жизнедеятельности, повышая ее эффективность, сохраняя и укрепляя психосоматическое здоровье.
Философский аспект кризиса в жизни человека, связанный с резким развитием цивилизации был представлен западными и отечественными философами Р. Генон, П. Тилих, А. Швейцер, П. Сорокин и др.
Во многих работах, посвященных методологии исследования, раскрываются различные подходы к феномену кризиса в психологическом аспекте. З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, и др. рассматривали кризис как состояние, сопровождающее развитие, становление личности. В экзистенциально-гуманистическом и трансперсональном направлении Р. Ассаджиоли, С. Гроф, А. Маслоу, К. Юнг и др. кризис понимается как неотъемлемой частью в процессе жизни человека. С. Гроф, Дж. Хэлифакс рассматривали кризис через духовное становление человека.
Зарубежные психологи Р. Ассаджиоли, Д. Тайарст, К. Юнг, Дж. Якобсон и др. и отечественные ученые К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, О.Е. Баксанский, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский. С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Юрьева и др. кризис характеризуют как предпосылку важнейших личностных изменений, как положительных, так и негативных.
Психологами выделяются виды кризисов: кризисы развития (В.Г. Ромек, Э. Эриксон, Н.О. Зиновьева, Е.А. Ипполитова, Е.И. Крукович, И.Г. Малкина-Пых, К.Н. Поливанова, Р.Р. Попова, И.А. Ральникова, Д.Б. Эльконин, О.В. Хухлаева и др.), кризисы утраты (В.Г. Ромек, А.А. Осипова, Н.Г. Осухова и др.), травматические кризисы (Л.Д. Демина, А.В. Полетаева, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, В. Ленс, И.А. Ральникова и др.). Психологами В.В. Антиповым, Е.И. Крукович, И.Г. Малкиной-Пых, А.А. Осиповой, В.Г. Ромек и др. предложены направления психологической практики и терапии по нормализации состояния людей, перенесших экстремальные ситуации техногенного и др. плана.
В психологии вместе с понятием «кризис» используются термины «ситуация», «кризисная ситуация» (П. Бергер, К. Левин, Т. Лукман, Я.Дж. Мид, Г.У. Олпорт, З.Н. Панфиленко, Х. Хекхаузен, Н.Г. Осухова и др.); «критические жизненные ситуации» (Л.И. Анциферова, Ф.Е. Василюк и др.), «кризисный процесс» (Е.А. Ипполитова и др.); «кризисное событие» (Ш. Бюлер, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Пергаменщик и др.); «жизненная ситуация» (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. Н.Г. Осухова и др.); «кризисное состояние» (С.Н. Петросьян и др.), которое исследуется через понятия травма, стресс, посттравматическое стрессовое расстройство (Вундт, У. Джемс, Р. Йеркс, Дж. Додсон, У. Кеннон, Т. Кокс, Р. Лезарус и др., В.В. Абаков, В.В. Бодров, А.В. Вальдман, А.А. Виру, Н.Е. Водопьянова, Т.С. Кабанченко, М.М. Козловская, О.С. Медведев, Г.И. Косицкий, Л.А.
Китаев-Смык, А.А. Криулина, А.Б. Леонова, И.Г. Малкина-Пых, В.Л. Марищук, К.И. Погодаев, В.М. Смирнов, Ю.В. Щербатых и др.).
Адаптационные возможности человека в психологии изучаются через дефиницию понятий «адаптация», «адаптивность». Философский, психолого - социологический анализ адаптационных процессов представлен в работах Р. Даймонда, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Т.Г. Дичева, Д.Н. Дубровина, В.З. Когана, Н.Г. Колызаевой, В.И. Лебедева, А.Г. Маклакова, А.А. Суханова, К.Е. Тарасовой, А.В. Фурмана, С.В. Чермянина и др.; вопросы социальной адаптации и социализации представлены в работах К.А. Абульхановой- Славской, Л.В. Бура, О.А. Воскрекасенко, А.Н. Жмырикова, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, И.С. Кона, А.А. Началджана, А.В. Петровского, Л.М. Растовой, А.А. Реана, Т.В. Середы, А.В. Сиомичева, Т. Шибутани и др.; социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Н.Б. Березанской, Б.З. Вульфова, Л.С. Выготского, А.В. Мудрика, В.В. Нурковой, А.В. Петровского, А.А. Реана и др.
Эффективность адаптации человека в психологии связывается с понятиями «адаптивность», как способность человека к адаптации и «адаптационные возможности», как свойства, обеспечивающие данную возможность. В психологии личности проблеме адаптивности посвящены исследования А. Адлера, Г. Айзенка, Дж. Келли, Г. Кэттелла, А. Маслоу, Г. Олпорта, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Дж. Роттера, Б.Ф. Скиннера, Л. Филипса, З. Фрейда, Э. Фромма, Х. Хартманна, К. Хорни, К.Г. Юнга, Г.Н. Александрова, Ю.А. Александровского, Б.Г. Ананьева, И.А. Аршавского, Ф.Б. Березина, М.И. Бобневой, С.Ю. Головина, П.С. Гуревич, И.В. Давыдовского, В.К. Калиненко, Л.М. Колпаковой, И.Ю. Кулагиной, Г.П. Левковской, А.Г. Маклакова, А.В. Петровского, В.И. Розова, В.Г. Селятицкой, A.M. Столяренко, А.В. Фурмана, В.М. Ямницкого, М.Г. Ярошевский и др.
Методологической основой оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в данном исследовании стал комплекс психологических методов, используемых в психологической коррекции с клиентами в кризисных ситуациях.
Метод кризисной интервенции или психотерапии кризисных состояний Б.Д. Карвасарского, Е.И. Крукович, В.Г. Ромек и др., созданный на осознании причинно-следственных взаимосвязях состояния человека, устраняющий у него чувство неопределенности и позволяющий уменьшать психическое напряжение и тревогу.
Методы экзистенциальной психотерапии Ф.Е. Василюка, Л.А. Пергаменщика и др. направленные на самоопределение, постановку жизненных целей. Методы гештальттерапии (ГТ) М. Джонсон, Ф. Перлз, Ж. Робин, Х. Сименс, Ф. Стивен, Е. Мазур и др. как направления экзистенциально-гуманистического подхода, обращенного на эмоциональный уровень саморегуляции работы с кризисами.
Механизмы перестройки системы жизненных перспектив в переломных событиях, соматическая терапия психической травмы с акцентом на телесный опыт в возникновении травмы и работе с ней В.Ф. Василюка, Л.А. Пергаменщика, И.А. Ральниковой. Концепции психического и психологического здоровья человека Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, концепция психологического образования, обеспечивающие устойчивое здоровье и предпосылки воспитания психологической культуры личности, ее психологической устойчивости в трудные моменты жизни.
Субъектно-деятельностный подход в осознании особенностей собственного совладающего поведения в совокупности психодиагностических средств (проективных тестов, анкет и др.) и рассмотрении копинг-поведения в моделирующих играх.
Теории социального научения А. Бандура, формирования идентичности Э. Эриксона, транзактный подход Р. Лазаруса, когнитивно - поведенческая терапия А. Бека, А. Эллис и др., ролевая теория и психодрама Дж. Морено и др. Практико-ориентированные подходы к фасилитации (созданию условий, способствующих развитию) и регуляции совладающего поведения субъекта А. Бандура, Э. Эриксона, Р. Лазарус и др.
Тренинги навыков совладания Дж. Форман и др. Теория фундаментальных эмоций Е.Е. Изарда направленная на рассмотрение эмоций как мотивационной системы человека, личностных процессов. Метод символдрамы, позволяющий процесс формирования символов интегрироваться личности; релаксационные приемы Э. Джекобсона, ориентированные на оснознавание состояния «релакса», как противоположного стрессовому состоянию. Метод нервно-мышечной релаксации раскрыт Е.В. Долгополовым, Б.А. Смирновым и др. психологами в комплексной психотерапии экстремальных ситуаций.
Форма групповой кризисной психотерапии, направленной на удовлетворение необходимости в содействии со стороны окружающих, усиливающей адаптационные возможности человека.
Целью исследования является изучение динамики адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, посредством психолого-педагогической коррекционной программы.
Объектом исследования является совладание человека с кризисной ситуацией.
Предмет исследования - оптимизация адаптационных возможностей человека как фактора совладания с кризисной ситуацией.
Задачи исследования:
1. проанализировать и зарубежную отечественную научно - психологическую литературу по проблемам адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, рассмотреть основные критерии, составляющие понятие «адаптационные возможности человека», изучить проблему оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисе, рассмотреть особенности психологической коррекции адаптационных возможностей человека в кризисе;
2. разработать методику эмпирического исследования адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации;
3. провести эмпирическое исследование, направленное на изучение адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях и его возможностей совладания с кризисной ситуацией посредством участия в реализации психолого-педагогической коррекционной программы;
4. разработать и апробировать психолого-педагогическую коррекционную программу, направленную на оптимизацию адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях.
В рамках данного исследования была поставлена следующая гипотеза: развитие нервно-психической устойчивости, саморегуляции снижение показателей тревоги, депрессии, расширение диапазона коппинг стратегий, могут выступать в качестве предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию в результате участия в психолого-педагогической коррекционной программе по оптимизации уровня адаптации.
Теоретико-методологическими основаниями исследования стали: «подходы к пониманию критических ситуаций (Ф.Е. Василюк) и видов кризиса (А.А. Осипова)» [150], представления о механизмах перестройки системы жизненных перспектив в контексте переломных событий в жизни (И.А. Ральникова), концепция психического и психологического здоровья (Л.Д. Демина, И.А. Ральникова), представления об адаптационных возможностях преодоления жизненных кризисов (А.Г. Маклаков, Ф.Б. Березин), методы кризисной интервенции кризисных состояний (Е.И. Крукович, В.Г. Ромек).
В диссертационном исследовании использованы методы исследования: анализ вторичных источников по исследуемой проблеме, методы сбора и фиксации данных: многоуровненвый тест «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В Чермянин), тест опросник депрессии (В.А. Жмурова), методика на определение «Стрессоустойчивости и социальной адаптации» (Т. Холмс. Р. Раге), тест «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина), тест-опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазаруса), тест «Миссисипская шкала посттравматического стрессового расстройства» (Н.М. Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор); методы математико-статистической обработки данных - коэффициент ранговой корреляции Спирмана, U-критерий Манна-Уитни, т-тест с использованием пакета «SPSS Statistics 22.0».
В эмпирическом исследовании приняли участие 60 человек, из них 50% - мужчин, 50% - женщин в возрасте 25 - 35 лет. Выборку составили клиенты кабинета социально-психологической помощи населению Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Ю.К. Эрдмана.
Научная новизна исследования:
- определена совокупность индикаторов оценки адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию и их динамики в ходе прохождения психологической коррекции;
- доказано, что предиктором оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию, является развитие нервно-психической устойчивости; саморегуляции; снижения показателей тревоги, депрессии; улучшения когнитивных функций; диапозона коппинг-стратегий, в результате участия в психолого-педагогической коррекционной программе.
Теоретическая значимость исследования:
- определены «теоретико-методологические основания» [150] предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях;
- описаны особенности психокорреционной работы в кризисных
ситуациях через систематизацию методов кризисной интервенции, экзистенциональной психотерапии, гештальттерапии, концепции психического и психологического здоровья, субъектно-деятельностного подхода, копинг-стратегий, транзактного подхода, теории социального научения, психодрамы, теории фундаментальных эмоций, символдрамы, активной нервно-мышечной релаксации.
Практическая значимость исследования: полученные научные результаты могут быть использованы в целях оказания психологической помощи средствами психолого-педагогической коррекционной программы, направленной на оптимизацию адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях; в лекционных материалах для студентов, осваивающих курс кризисной психологи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптационные возможности личности в кризисной ситуации, с одной стороны и стрессоустойчивость, а также нервно-психическая устойчивость, с другой стороны, являются сопряженными психологическими параметрами: чем выше адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях, тем выше уровень стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости в ситуации кризиса.
2. Недостаточная сформированность адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях проявляется в деструктивных стратегиях его поведения (конфронтации, дистанцировании, избегании), нарушая качество жизни, и нуждается в оптимизации.
3. Усиление нервно-психической устойчивости, саморегуляции, снижение показателей тревоги, депрессии, расширение диапозона копинг-стратегий, могут выступать в качестве предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего критическую ситуацию в результате участия в психолого-педагогической коррекционной программе по повышению уровня адаптации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты магистерского диссертационного исследования были обсуждены на VI Региональной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 27.04.2019) с докладом по теме «Адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях»А11 Региональной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 25.04.2020) с докладом по теме «Психологическая коррекция адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ научной литературы позволил проанализировать основные содержательные характеристики адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, рассмотреть проблему оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисе, описать предикторы оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию.
Проведенное в рамках магистерской диссертации эмпирическое исследование подтвердило поставленную в работе гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1 Глубокая изученность проблемы подтвердила ее актуальность и недостаточную освещенность, важным аспектом которой явился выбор предикторов оптимизации адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию. Исследования нынешних психологических идей свидетельствуют о доминировании групповой кризисной терапии, ориентированной на краткосрочное разрешение актуальных, жизненно значимых ситуаций для человека, результат которой - формирование новых адаптационных моделей функционирования личности, с выстраиванием конструктивных поведенческих паттернов.
2. В проведенном нами исследовании установлено, что оптимизация адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации - условие успешного преодоления кризисных ситуаций.
3. Теоретический анализ проблематики адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в рамках работ зарубежных и отечественных исследователей позволяет сделать вывод об отсутствии целостной теории адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях.
4. Исходя из цели, задач и объекта исследования нами была разработана психолого-педагогическая коррекционная программа «Кризис: как обрести опору и стойкость», направленная на развитие нервно-психической устойчивости, саморегуляции, снижение показателей тревоги, депрессии, улучшение когнитивных функций, расширение диапозона коппинг стратегий. Программа в своей основе включает:
- форму групповой кризисной психотерапии, которая отличается высокой результативностью, удовлетворяет необходимость в содействии со стороны окружающих, усиливает адаптационные возможности;
- тренинг навыков совладания;
- высокоэффективные в кризисной психологической поддержке методы кризисной интервенции, методы экзистенциальной психотерапии (направление гештальттерапии), механизмы перестройки системы жизненных перспектив в переломных событиях, соматическую терапию психической травмы, концепцию «психического и психологического здоровья», совокупность копинг-стратегий, практико-ориентированные подходы к фасилитации и регуляции совладающего поведения (транзактный подход, когнитивно-поведенческая терапия, ролевая теория, психодрама), когнитивный подход, теорию фундаментальных эмоций, символдраму, релаксационные приемы.
В ходе осуществления программы в кабинете социально-психологической помощи населению Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Ю.К. Эрдмана у участников экспериментальной группы выявлены высокие показатели по всем критериям ее эффективности: уровни тревожности, депрессии, стрессоустойчивости, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, поведенческая регуляция, коммуникативные способности, личностный адаптационный потенциал, копинг-стратегии в преодолении кризисных ситуаций (конфронтация, дистанцирование, избегание), конструктивные формы поведения в кризисных ситуациях.
Проведенная в ходе исследования экспериментальная проверка эффективности предложенной психолого-педагогической коррекционной программы позволила выявить пути преодоления дискретности адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях, определить значимость процесса оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в сопровождении психолога.
Экспериментальная апробация психолого-педагогической программы подтвердила правильность выдвинутой гипотезы. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные показали, что программа является оптимальной, позволяющей оптимизировать адаптационные возможности человека в кризисной ситуации.
Несомненно, проблема адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях требует своего дальнейшего исследования. Вместе с тем, представленная в исследовании психолого-педагогическая коррекционная программа оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисной ситуации, прошедшая апробацию, может быть рекомендована психологам, для осуществления кризисной психологической поддержки.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Москва: Прометей, 2018. 538 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. 3-е изд. М.: Мысль, 2011. 297 с.
3. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. 204 с.
4. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П., Проблемы адаптации и учение о здоровье. М., 2006. 284 с.
5. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты / под ред. Э.М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. 299 с.
6. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
8. Айзенк Г. Психология: польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. Минск: Харвест, 2003.
9. Айзенк Г. Структура личности. СПб., 1999.
10. Акофф Р., Эмерли Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское радио, 1974. 282 с.
11. Александров А.Г. Оптимальные и адаптивные системы М.: Высшая школа, 1989. 263 с.
12. Александрова Н.Ю. Использование символдрамы в лечении
обсессивно-компульсивного невроза. Человек в изменяющемся мире // Использование символдрамы в лечении обсессивно-компульсивного невроза. Человек в изменяющемся мире: материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов-консультантов и
психотерапевтов и съезда психотерапевтов и психологов - консультантов Республики Башкортостан. Уфа, 2010. С. 10-14.
13. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 270 с.
14. Алексеев А.В. Об адекватности формул самовнушения. Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд - во КГУ, 2012. 168 с.
15. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. 4-е изд. М.: Наука, 2010. Т. 1. 372 с.
16. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведении. М.: Аспект Пресс, 2001.290 с.
17. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 477 с.
18. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям М.: Владос-Пресс, 2002. 176 с.
19. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. №1. С. 3-18.
20. Анцыферова Л.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях // Психологический журнал. 1996. Т. 12. №1.
С. 3-15.
21. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.
22. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. М: Наука, 2010. 367 с.
23. Ассаджиоли Р., Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. Когда преобразование личности становтся кризисом. Ганга, 2018. 468 с.
24. Ахмеров Р.А. Библиографические кризисы личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
25. Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: аффективная сфера личности и психология общения. М.: КД Либроком, 2018. 368 с.
26. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 19-23.
27. Бандура А. Теория социального научения. Евразия, 2000. 320 с.
28. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности: практикум по психотерапии. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
29. Бекоева Д.Д. Практическая психология. М.: Академия, 2017. 192 с.
30. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Асабешха-Центр; Медиум, 1995.
31. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб.: Питер, 2014. 270 с.
32. Бернар, К. Лекции по экспериментальной патологии. М.: Наука, 1964. 402 с.
33. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
34. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. 368 с.
35. Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2016. 768 с.
36. Бочаров В.В., Карпова Э.Б., Чулкова В.А., Ялов А.М. Экстремальные и кризисные ситуации с позиции клинической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Вып. 1 . С. 12.
37. Бояринцев В.П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Психология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. Свердловск, 2014. 40 с.
38. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. 263 с.
39. Бутова В. Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами // Психолог. 2012. № 13-14.
40. Бэндлер Л, Гриндер Дж. Структура магии. СПб., 1996.
41. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Инфра-М, 2017. 214 с.
42. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007.
43. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. М.: Академический проект, 2014. 224 с.
44. Воспитание интереса к своему внутреннему: уроки общения в
начальной школе. [Электронный ресурс]http://davaiknam.ru/text/uroki-оЬзкетуа-у-пасЬа1епо] ^11ко!е-1 -к1азз^озрйате-^егез#1 (дата
обращения 03.02.2019).
45. Вундт В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты. Л., 1980. Т. 3. 216 с.
46. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: соч. в 6 т. М.: Педагогика, 2002. Т. 1. С. 111-165.
47. Гайда Е.Я., Мазур Е.С. Случай работы с психической травмой // Консультативная психология и психотерапия. 2010, № 4 (67). С. 68-86.
48. Генон Р. Кризис современного мира / под ред. А.Г. Дугина. М.: Арктогея, 1991. 160 с.
49. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 2017. 976 с.
50. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. М.: Атика, 2014. 134 с.
51. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Атика, 2016. 246 с.
52. Групповая психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. 384 с.
53. Гуревич П.С. Психология личности М.: Юнити-дана, 2013. 559 с.
54. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. С 20-30.
55. Давыдовский И.В. Геронтология. М., 1966.
56. Дарвин Ч. Собр. Соч: в 9 т. М., 1959. Т. 1. 675 с.
57. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные
механизмы: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского
государственного университета, 2000. 123 с.
58. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье личности: монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. 147 с.
59. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга: книга для учителей и
родителей [Электронный ресурс] https://waksoft.susu.ru/wp-
content/uploads/2018/08/Doktor-Pol-I.-Dennison-i-Geyl-Dennison-Gimnastika-mozga.pdf (дата обращения 02.03.2019).
60. Диагностика копинг-стратегий [Электронный ресурс]
http://psycabi.net/testy/178-ishchem-vykhod-iz-slozhnykh-situatsij-metodika-dlya-psikhologicheskoj-diagnostiki-koping-mekhanizmov-test-1<11а_|та (дата обращения 02.02.2019).
61. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: дис. ...канд. психол. наук. М., 2005.
62. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. М.,
2000.
63. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология: учебник для бакалавров. Москва: Изд-во Юрайт, 2019. 442 с.
64. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология: учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 442 с.
65. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение:
тренинг для студентов учреждений высшего образования / под ред. Н.Л. Кучинской. Минск, 2014. 30 с.
66. Залесский Д.Г. Заметки на полях по поводу некоторых понятий, используемых Х. Лёйнером. Киев: Киевское общество символдрамы, 2000. С. 58-60.
67. Залесский Д.Г. Луг зеленый. Метод символдрамы на «русской почве» // Журнал практического психолога. 1996. № 5. С. 53-54.
68. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: МГУ, 1971. 
69. Зиновьева Н.О., Н.Ф. Михайлова Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. 248 с.
70. Иванников В.А. Общая психология. Люберцы: Юрайт, 2016. 480 с.
71. Изард Е.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2012. 464 с.
72. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризис середины жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2005. 20 с.
73. Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: учебное пособие. Барнаул: АГУ, 2014. 114 с.
74. Йоманс Т. Психосинтез и другие интегративные психотерапии. М.: Смысл, 1997. 298 с.
75. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция Новосибирск: Наука, 2012. 148 с.
76. Калиненко В.
(дата обращения: 10.10.2019).
77. Калошина Т.Ю. Арт-терапия кризисных состояний // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 4. С. 154-169.
78. Козлов В.В. Кризис как предмет психологической работы // Материалы седьмой волны психологии. Минск: МАПН, 2006. С. 5-13.
79. Козлов В.В. Психология кризиса. М., 2013. 425 с.
80. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью: методическое пособие. Ярославль, 1999. 303 с.
81. Кокс Т. Стресс. М., 1981. 216 с.
82. Колпакова Л.М. Психологическая адаптивность как необходимое
качество жизнедеятельности // Царскосельские чтения. 2015. № 18. С. 352-354.
83. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1989. 15 с.
84. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание, 1996. 147 с.
85. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 2010. 186 с.
86. Кочарян А.С., Бурлачук Л.Ф., Жидко М.Е. Психотерапия / под ред. Л.Ф. Бурлачука. СПб.: Питер, 2012. 496 с.
87. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая
психотерапия. Москва: Гаудеамус, 2015. 464 с.
88. Кругликова В.С. Формирование готовности будущих специалистов физической культуры к профессиональной деятельности с юными спортсменами [Электронный ресурс]https://dlib.rsl.ru/01004322348(дата обращения 02.02.2019).
89. Крукович Е.И., Ромек В.Г. Кризисное вмешательство: учеб. метод. пособие. Минск: ЕГУ, 2003. 92 с.
90. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2.
С. 5-15.
91. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.
92. Кузнецова Л.Э., Репина Г.В. Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи // Молодой ученый. 2016. №24. С. 287-290.
93. Куклина Н.Б. Формирование адаптивных качеств учащихся. Из опыта работы социального педагога в общеобразовательной школе // Начальная школа. 2012. № 11. С. 71-75.
94. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие. М.: Академический проект, 2015. 420 с.
95. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Л.: Лениздат, 1970. С. 178 - 208.
96. Лачугина Ю. Н. Этика деловых отношений: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 96 с.
97. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М.: Юнити, 2011. 432 с.
98. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
99. Левковская Г.П., Сорочинская В.Е., Штифурок В.С. Адаптация первокурсников в условиях высшего учебного заведения: учебное пособие. М., 2001. 128 с.
100. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. М.: Эйдос, 1996.
101. Лёйнер Х. Психотерапия базисных расстройств при помощи символдрамы. Киев: Киевское общество символдрамы, 2000. С. 42-57.
102. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М: Смысл, 2012. 311 с.
103. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. 929 с.
104. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни - развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 1994. 224 с.
105. Линехан М. Руководство по тренингу навыков при терапии пограничного расстройства личности. СПб.: Диалектика, 2020. 336 с.
106. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: учебное пособие. Алматы: Казак. университет, 2001. 172 с.
107. Мазур Е. Гештальт-подход при оказании психотерапевтической помощи пострадавшим от землетрясения // Консультативная психология и психотерапия. 1984. Т 3. № 3.
108. Мазуренко А.Я. Психологическая коррекция. Новосибирск: Изд - во НГТУ, 2007. 132 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ