Интерактивные методы обучения навыкам графического дизайна на примере образовательной деятельности студии Art-club
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1Интерактивный метод как одно из направлений современного обучения. 7
1.2. История внедрения интерактивных методов обучения в образовательный
процесс 15
1.3. Классификация интерактивных методов обучения 20
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДИИ «ART CLUB» 32
2.1. Педагогический опыт разработки и применения интерактивных методов
обучения графическому дизайну 32
2.2. Специфика реализации интерактивных методов обучения в
образовательном процессе студии «Art club» 37
2.3. Разработка игры по созданию поздравительной открытки 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59-64
ГЛАВА I ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1Интерактивный метод как одно из направлений современного обучения. 7
1.2. История внедрения интерактивных методов обучения в образовательный
процесс 15
1.3. Классификация интерактивных методов обучения 20
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДИИ «ART CLUB» 32
2.1. Педагогический опыт разработки и применения интерактивных методов
обучения графическому дизайну 32
2.2. Специфика реализации интерактивных методов обучения в
образовательном процессе студии «Art club» 37
2.3. Разработка игры по созданию поздравительной открытки 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59-64
Актуальность исследования обусловлена тем, что настоящее время характеризуется очень большим объемом информационных потоков, стремительными темпами внедрения новейших технологий,
интеграционными тенденциями в мировом обществе. Указанные процессы имеют большое влияние на образование в целом, а также на систему дополнительного образования в связи с этим значительно повышаются требования к учащимся. Сейчас во всех сферах человеческой деятельности ощущается насущная потребность в специалистах, способных к принятию решений в нестандартных ситуациях, инновационному мышлению, установлению эффективных коммуникаций именно поэтому в
образовательной деятельности студии «Art club» были внедренны методы интерактивные методы обучения. Дополнительное образование также как и основное профессиональное образование призвано научить каждого своего выпускника находить пути решения различных проблем, сформировать способности к самостоятельному творческому мышлению, плодотворному взаимодействию с окружающими с целью достижения личных и общих целей.
Важным шагом на пути к созданию в системе дополнительного образования условий подготовки конкурентоспособного специалиста становится внедрение интерактивного обучения, поскольку оно позволяет отойти от стандартов мышления, стереотипа действий, способствует становлению характера, предопределяет развитие всех трех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой. Интерактивное обучение мы понимаем как происходящее в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где студент и преподаватель являются равноправными, равнозначными субъектами. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.
Несмотря на активизацию научных исследований в направлении интерактивного обучения, актуальной задачей современной педагогики остается разработка и применение в учебных заведения сценариев занятий, построенных на принципах интерактивного взаимодействия участников учебного процесса. Среди моделей обучения выделяют: традиционную или классическую, активную и интерактивную (в некоторых литературных источниках интерактивную модель не отделяют от активной).
Степень изученности проблемы. Проблему внедрения интерактивного обучения исследовали отечественные и зарубежные методисты Балицкая Н.Г, Андреев В.И, Беспалько В. П,. Григорьев, В.К., Когут, О. С., Кравчик, О. О., Садыков Т. М. Маркова, Л. В., Капранова, Е. А Панфилова А. П., Сиротинко, О. Г. Леушина, Е.А, и др.
Как считают ученые и практики, приобретения знаний, формирования умений и навыков, развитие личностных и профессионально значимых качеств в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста являются наиболее эффективными при использовании в образовательном процессе интерактивных методов обучения.
Теоретические основы применения современных технологий в учебном процессе Высшей школы раскрыты в трудах Соловов, А.В,. Козлова, М. Л., Токтарова В.И.. Андронова, О.В.,Сысоевой, Сидоренко, П. М. и других исследователей. Активные методы обучения интенсивно разрабатывали такие ученые, как Л. К. Асимова, О. В. Баева, Н. Н. Богомолова, Ю. Н. Емельянов, В. П. Захаров, Д. Н. Кавтрадзе, Е. А. Михайлова, В. Я. Платанов,
В настоящее время учеными исследуются интерактивные методы обучения, которые способствуют повышению мотивации и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Например, К. Устемиров, Б. А. Абдыкаримов, А. М. Абдыров, Т. К. Мусалимов, Ш. А. Кирабаева изучают вопросы проблемного обучения, новых педагогических технологий, поисковую активизацию учащихся, создающую ситуацию успеха, творческого сотрудничества.
Целью дипломной работы является освещение опыта внедрения интерактивных методов и средств обучения графическому дизайну в системе дополнительного образования, а также разработка инерактивной игры по созданию поздравительной открытки. Из поставленной цели следуют следующие задачи:
1. Рассмотреть историю внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс
2. Интерактивный метод как одно из направлений современного обучения.
3. Составить классификацию методов интерактивного обучения
4. Проанализировать педагогический опыт разработки и применения интерактивных методов в обучении графическому дизайну
5. Выявить специфику реализации интерактивных методов обучения в образовательном процессе студии «Art club»
6. Разработать интерактивную игру по элементам графического дизайна
Объект исследования - интерактивные методы обучения
Предмет исследования - интерактивные методы обучения навыкам графического дизайна на примере образовательной деятельности студии «Art club
Методология исследования. Методологической основой исследования являются: ведущие идеи системного подхода (Л.фон Берталанфи,
И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Ю.Г.Юдин); целостно-функциональный подход к исследованию самореализации личности (С.И.Кудинов, А.И.Крупнов); ценностный подход к рассмотрению сущности процесса самореализации (Е.В.Бондаревская, В.В.Николина, В.А.Сластенин, Е.И.Шиянов); гуманно-личностный подход (Ш.А.Амонашвили,
Е.В.Бондаревская, Г.А.Игнатьева, А.Маслоу, К.Роджерс, В.И.Слободчиков), как особая организация обучения, воспитания, развития личности, а также гармонизация взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса; личностно-деятельностный подход к обучению (Г.М.Андреева, Т.Н.Беркалиев, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, А.С.Выготский,
Б.С.Гершунский, Е.С.Заир-Бек, И.А.Зимняя, Е.В.Коротаева, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Парыгин, О.А.Сафонова, В.А.Сластенин, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, И.С. Якиманская, E.H. Шиянов); методологические идеи содержания естественнонаучного образования (Б.Д.Комиссаров, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков).
Методы исследования: общенаучные методы (описание, анализ, синтез), наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты. Источники исследования: основными источниками исследования для нашей работы послужили интернет-источники с электронными публикациями статей по теме исследования. Также источником нам послужил в написании работы и исследовании интерактивных методов в обучении Федеральный государственный стандарт основного общего образования .
Теоретическая и практическая значимость работы. Приведенная в ходе исследования выводы могут найти свое применение в исследованиях, посвященных вопросам интерактивного метода обучения, а также стать основой для разработки учебных планов и методических пособий. Разработанную нами игру можно использовать в учебном процессе не только в системе дополнительного образования, но и в системе среднего профессионального образования.
Структура диплома: диплом имеет традиционную структуру:
введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. В каждой главе содержится по три параграфа. В первой главе раскрываются общие теоретические вопросы, касающиеся интерактивного образования. Во второй главе рассматривается опыт интерактивного образования в системе дополнительного образования, во втором параграфе мы рассматриваем 5
специфику реализации интерактивных методов обучения в образовательном процессе студии «Art club» В третьем параграфе рассматриваются виды игр и описывается разработка интерактивной игры по созданию поздравительной открытки. В заключении даются основные выводы. Приложение содержит эскизы по разработки интерактивной игры. Список литературы и источников содержит 54 наименования. Общий объем составляет 64 страницы.
интеграционными тенденциями в мировом обществе. Указанные процессы имеют большое влияние на образование в целом, а также на систему дополнительного образования в связи с этим значительно повышаются требования к учащимся. Сейчас во всех сферах человеческой деятельности ощущается насущная потребность в специалистах, способных к принятию решений в нестандартных ситуациях, инновационному мышлению, установлению эффективных коммуникаций именно поэтому в
образовательной деятельности студии «Art club» были внедренны методы интерактивные методы обучения. Дополнительное образование также как и основное профессиональное образование призвано научить каждого своего выпускника находить пути решения различных проблем, сформировать способности к самостоятельному творческому мышлению, плодотворному взаимодействию с окружающими с целью достижения личных и общих целей.
Важным шагом на пути к созданию в системе дополнительного образования условий подготовки конкурентоспособного специалиста становится внедрение интерактивного обучения, поскольку оно позволяет отойти от стандартов мышления, стереотипа действий, способствует становлению характера, предопределяет развитие всех трех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой. Интерактивное обучение мы понимаем как происходящее в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где студент и преподаватель являются равноправными, равнозначными субъектами. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.
Несмотря на активизацию научных исследований в направлении интерактивного обучения, актуальной задачей современной педагогики остается разработка и применение в учебных заведения сценариев занятий, построенных на принципах интерактивного взаимодействия участников учебного процесса. Среди моделей обучения выделяют: традиционную или классическую, активную и интерактивную (в некоторых литературных источниках интерактивную модель не отделяют от активной).
Степень изученности проблемы. Проблему внедрения интерактивного обучения исследовали отечественные и зарубежные методисты Балицкая Н.Г, Андреев В.И, Беспалько В. П,. Григорьев, В.К., Когут, О. С., Кравчик, О. О., Садыков Т. М. Маркова, Л. В., Капранова, Е. А Панфилова А. П., Сиротинко, О. Г. Леушина, Е.А, и др.
Как считают ученые и практики, приобретения знаний, формирования умений и навыков, развитие личностных и профессионально значимых качеств в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста являются наиболее эффективными при использовании в образовательном процессе интерактивных методов обучения.
Теоретические основы применения современных технологий в учебном процессе Высшей школы раскрыты в трудах Соловов, А.В,. Козлова, М. Л., Токтарова В.И.. Андронова, О.В.,Сысоевой, Сидоренко, П. М. и других исследователей. Активные методы обучения интенсивно разрабатывали такие ученые, как Л. К. Асимова, О. В. Баева, Н. Н. Богомолова, Ю. Н. Емельянов, В. П. Захаров, Д. Н. Кавтрадзе, Е. А. Михайлова, В. Я. Платанов,
В настоящее время учеными исследуются интерактивные методы обучения, которые способствуют повышению мотивации и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Например, К. Устемиров, Б. А. Абдыкаримов, А. М. Абдыров, Т. К. Мусалимов, Ш. А. Кирабаева изучают вопросы проблемного обучения, новых педагогических технологий, поисковую активизацию учащихся, создающую ситуацию успеха, творческого сотрудничества.
Целью дипломной работы является освещение опыта внедрения интерактивных методов и средств обучения графическому дизайну в системе дополнительного образования, а также разработка инерактивной игры по созданию поздравительной открытки. Из поставленной цели следуют следующие задачи:
1. Рассмотреть историю внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс
2. Интерактивный метод как одно из направлений современного обучения.
3. Составить классификацию методов интерактивного обучения
4. Проанализировать педагогический опыт разработки и применения интерактивных методов в обучении графическому дизайну
5. Выявить специфику реализации интерактивных методов обучения в образовательном процессе студии «Art club»
6. Разработать интерактивную игру по элементам графического дизайна
Объект исследования - интерактивные методы обучения
Предмет исследования - интерактивные методы обучения навыкам графического дизайна на примере образовательной деятельности студии «Art club
Методология исследования. Методологической основой исследования являются: ведущие идеи системного подхода (Л.фон Берталанфи,
И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Ю.Г.Юдин); целостно-функциональный подход к исследованию самореализации личности (С.И.Кудинов, А.И.Крупнов); ценностный подход к рассмотрению сущности процесса самореализации (Е.В.Бондаревская, В.В.Николина, В.А.Сластенин, Е.И.Шиянов); гуманно-личностный подход (Ш.А.Амонашвили,
Е.В.Бондаревская, Г.А.Игнатьева, А.Маслоу, К.Роджерс, В.И.Слободчиков), как особая организация обучения, воспитания, развития личности, а также гармонизация взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса; личностно-деятельностный подход к обучению (Г.М.Андреева, Т.Н.Беркалиев, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, А.С.Выготский,
Б.С.Гершунский, Е.С.Заир-Бек, И.А.Зимняя, Е.В.Коротаева, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Парыгин, О.А.Сафонова, В.А.Сластенин, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, И.С. Якиманская, E.H. Шиянов); методологические идеи содержания естественнонаучного образования (Б.Д.Комиссаров, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков).
Методы исследования: общенаучные методы (описание, анализ, синтез), наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты. Источники исследования: основными источниками исследования для нашей работы послужили интернет-источники с электронными публикациями статей по теме исследования. Также источником нам послужил в написании работы и исследовании интерактивных методов в обучении Федеральный государственный стандарт основного общего образования .
Теоретическая и практическая значимость работы. Приведенная в ходе исследования выводы могут найти свое применение в исследованиях, посвященных вопросам интерактивного метода обучения, а также стать основой для разработки учебных планов и методических пособий. Разработанную нами игру можно использовать в учебном процессе не только в системе дополнительного образования, но и в системе среднего профессионального образования.
Структура диплома: диплом имеет традиционную структуру:
введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. В каждой главе содержится по три параграфа. В первой главе раскрываются общие теоретические вопросы, касающиеся интерактивного образования. Во второй главе рассматривается опыт интерактивного образования в системе дополнительного образования, во втором параграфе мы рассматриваем 5
специфику реализации интерактивных методов обучения в образовательном процессе студии «Art club» В третьем параграфе рассматриваются виды игр и описывается разработка интерактивной игры по созданию поздравительной открытки. В заключении даются основные выводы. Приложение содержит эскизы по разработки интерактивной игры. Список литературы и источников содержит 54 наименования. Общий объем составляет 64 страницы.
Таким образом, применение интерактивных технологий является необходимым компонентом для подготовки будущего поколения. Результаты проведенного педагогического исследования позволяют сделать вывод о том, что применение данного метода положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся и эффективности усвоения изучаемого материала.
Анализируя предоставленную классификацию интерактивных методов обучения, можно считать, что она соответствует такому условию, как самореализация личности учащегося. Данный вывод подтверждается следующими аргументами. Во-первых, самореализация ученика возможна только в действии и анализируется относительно его личного пространства. Итак, рассматривая самореализацию учащихся в учебной деятельности, она определяется как динамическое взаимодействие обучающегося со своим внутренним миром и внешним - обязательным пространством в форме активности, при котором происходит переход его потенциальных возможностей в актуальные, а результативность характеризуется ощущением успеха. Как было упомянуто выше, интерактивные методы обучения предполагают обязательное взаимодействие участников образовательного процесса. Во-вторых, одним из основных видов интерактивных методов обучения является игра - совместная деятельность, которая представляет собой одну из главных психолого-педагогических основ процесса самореализации в учебной деятельности. В-третьих, эмоциональные переживания ощущение ситуации успеха, осознанность и рефлексия осуществляемой деятельности также является неотъемлемой частью процесса самореализации личности.
Также мы отметили, использование в учебной деятельности рассмотренных интерактивных методов обучения способствует самореализации личности учащегося, значительно повышает качество обучения и является важной "движущей силой" общего развития.
Наш опыт в студи «Art-Club» позволяет утверждать, что при выборе методов взаимодействия участников учебного процесса целесообразно остановиться на интерактивных методах обучения, поскольку они позволяют создать комфортные условия, при которых каждый студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Интерактивное
взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одной мысли над другой. Во время интерактивного обучения студенты учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать взвешенные решения. Интерактивное обучение способствует формированию ценностей, навыков и умений студентов, помогает созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать настоящим лидером студенческого коллектива.
Внедрение интерактивных методов в образовательный процесс дает возможность разнообразить занятия с разных дисциплины, создать комфортные условия для обучения, что является основой формирования мотивации к активизации педагогического процесса и делает эту модель эффективной, как для учащихся, так и для преподавателей. В завершении мы создали интерактивную игру по созданию открытки, которую включим в образовательный процесс студии «Art-Club» Игру можно использовать, как настольную или в компьютерной среде. Подходя к итогу, можно сказать, что основной целью нашей работы была разработка интерактивной игры. Цель была достигнута на основе изученного материала. Игру мы планируем ввести в учебный процесс.
Анализируя предоставленную классификацию интерактивных методов обучения, можно считать, что она соответствует такому условию, как самореализация личности учащегося. Данный вывод подтверждается следующими аргументами. Во-первых, самореализация ученика возможна только в действии и анализируется относительно его личного пространства. Итак, рассматривая самореализацию учащихся в учебной деятельности, она определяется как динамическое взаимодействие обучающегося со своим внутренним миром и внешним - обязательным пространством в форме активности, при котором происходит переход его потенциальных возможностей в актуальные, а результативность характеризуется ощущением успеха. Как было упомянуто выше, интерактивные методы обучения предполагают обязательное взаимодействие участников образовательного процесса. Во-вторых, одним из основных видов интерактивных методов обучения является игра - совместная деятельность, которая представляет собой одну из главных психолого-педагогических основ процесса самореализации в учебной деятельности. В-третьих, эмоциональные переживания ощущение ситуации успеха, осознанность и рефлексия осуществляемой деятельности также является неотъемлемой частью процесса самореализации личности.
Также мы отметили, использование в учебной деятельности рассмотренных интерактивных методов обучения способствует самореализации личности учащегося, значительно повышает качество обучения и является важной "движущей силой" общего развития.
Наш опыт в студи «Art-Club» позволяет утверждать, что при выборе методов взаимодействия участников учебного процесса целесообразно остановиться на интерактивных методах обучения, поскольку они позволяют создать комфортные условия, при которых каждый студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Интерактивное
взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одной мысли над другой. Во время интерактивного обучения студенты учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать взвешенные решения. Интерактивное обучение способствует формированию ценностей, навыков и умений студентов, помогает созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать настоящим лидером студенческого коллектива.
Внедрение интерактивных методов в образовательный процесс дает возможность разнообразить занятия с разных дисциплины, создать комфортные условия для обучения, что является основой формирования мотивации к активизации педагогического процесса и делает эту модель эффективной, как для учащихся, так и для преподавателей. В завершении мы создали интерактивную игру по созданию открытки, которую включим в образовательный процесс студии «Art-Club» Игру можно использовать, как настольную или в компьютерной среде. Подходя к итогу, можно сказать, что основной целью нашей работы была разработка интерактивной игры. Цель была достигнута на основе изученного материала. Игру мы планируем ввести в учебный процесс.





