Глава 1. Формирование этно-художественной культуры у школьников посредством изготовления авторской куклы в русском народном костюме . ... 5
1.1. Психолого - педагогические основы формирования этно-
художественной культуры у школьников 5
1.2. Теоретические основы формирования этно-художественной культуры
школьников посредством изготовления авторской куклы 10
1.3 Исторический анализ формирования и развития русского народного костюма, авторской куклы 16
Глава 2. Методы обучения изготовлению авторской куклы как средство формирования этно-художественной культуры у школьников 22
2.1. Концептуальные подходы к процессу обучения изготовления авторской
куклы как средство формирования этно-художественной культуры школьников 22
2.2. Методы и технологии изготовления авторской куклы в национальном
костюме 25
2.3 Разработка методических рекомендаций по обучению школьников
изготовлению авторской куклы в национальном костюме 28
Заключение 36
Список литературы и источников 38
Приложение 43
Актуальность исследования: В настоящее время в государственную образовательную систему активно внедряются элементы этнокультурного и этно -художественного образования. В «Законе об образовании» и «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. В «Концепции этнокультурного образования в РФ» разработанной на основе вышеуказанных документов актуализируется необходимость развития этно-художественного образования» как целенаправленного педагогического процесса приобщения учащихся к народной художественной культуре в образовательных учреждениях.
Исследование традиций русской культуры, в частности, русского народного костюма, вмещающего в себя многие виды декоративно -прикладного искусства (ткачества, вышивки, кружевоплетения) позволяет лучше понять свою национальную культуру, укрепить систему ценностей современного человека. С давних времен мастерами было освоено искусство изготовления русских кукол, впитавших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Русская кукла, считающаяся одним из самых загадочных символов России, - это неотъемлемый атрибут древних обрядов. [1]
Изготовление авторской куклы в русском народном костюме - одно из направлений декоративно-прикладного творчества. На наш взгляд, пробудить у детей чувство причастности к истории Родины. Знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Изучение и уважительное отношение к своим корням, предкам, традициям - это залог формирования здорового поколения как в нравственно-психологическом аспекте, в чем остро нуждается современное российское общество.
Проблему формирования и развития интересов личности рассматривали Б.Г. Ананьев, Б.И. Додонов, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и многие другие. О роли народных традиций в обучении и воспитании писали, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, Л.Н. Лазарева, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ национальной культуры (Г.Н. Волков, Л.В. Ершова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.).
Теоретическое изучение народной куклы как феномена народной культуры представлено в трудах Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, И.Н. Котовой, М.А. Некрасовой и др., в которых кукла рассмотрена с общекультурных позиций. В настоящее время происходит возрождение ценностей и традиций национальной культуры, формирование ценностного потенциала становится более реальным и закономерным. К сожалению, изучению народной куклы не уделяется достаточно внимания в работе с младшими школьниками.
Таким образом, было выявлено противоречие между осознанием необходимости формирования интереса к народным традициям у младших школьников и недостаточной разработанностью эффективных средств, форм, методов для этого.
Цель исследования формирование этно-художественной культуры школьников посредством изготовления авторской куклы в русском народном костюме
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические основы формирования этно -художественной культуры у школьников.
2. Выявить теоретические основы формирования этно-художественной культуры школьников посредством изготовления авторской куклы
3. Провести исторический анализ формирования и развития русского народного костюма, авторской куклы.
4. Рассмотреть концептуальные подходы к процессу обучения изготовления авторской куклы как средство формирования этно-художественной культуры школьников
5. Проанализировать методы и технологии изготовления авторской куклы в национальном костюме
6. Разработать методические рекомендации по обучению школьников изготовлению авторской куклы в русском национальном костюме
Объект исследования: процесс формирования этно-художественной культуры школьников.
Предмет исследования: формирование этно-художественной культуры школьников посредством изготовления авторской куклы в русском народном костюме.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у школьников этно-художественной культуры возможно посредством изучения ими традиционных особенностей куклы в русском народном костюме и овладения процессом ее изготовления.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы,
Источники и база исследования: в качестве источников исследования были использованы нормативные документы и материалы педагогического процесса СПб ГБУ "Доме молодежи Василеостровского района" в студии изобразительного искусства "Акварель" у Луниной Виктории Павловны в дистанционном режиме. Группа разновозрастная, возраст детей 10-12 лет, занятия проводились 2 раза в неделю, в связи с сложившейся ситуацией ребята продолжили обучения в дистанционном онлайн режиме по скайпу.
Практическая значимость исследования: Материалы исследования могут быть применимы на занятиях по предметам профессиональной направленности в системе СПО при подготовке специалистов направления моделирование швейных изделий и направления дизайн одежды.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что формирование интереса младших школьников к национальным традициям является одной из актуальных проблем современной школы. Народные традиции позволяют человеку сохранить свои национальные корни, свою самобытность и самоуважение. Значение народных традиций в воспитании младших школьников очень велико, поэтому задача приобщения детей к народным традициям на сегодняшний день становится одной из важнейших в образовании школьников. В ходе проведенного исследования были решены теоретические и практические задачи: рассмотрены особенности формирования интереса младших школьников к национальным традициям.
Охарактеризована народная кукла как средство формирования у младших школьников интереса к национальным традициям, изучен и проанализирован педагогический опыт по проблеме исследования, проведена экспериментальная работа по формированию у младших школьников интереса к национальным традициям в процессе изучения народных кукол.
В процессе изучения литературы мы выявили, что народные куклы являются важной составной частью народной культуры и имеют большие возможности для формирования у младших школьников интереса к национальным традициям. Народные куклы несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, женских и мужских ролях, материнстве. В этой традиционности заключается их главное отличие от современных игрушек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Изучая народные куклы, младшие школьники знакомятся с традициями, обрядами и обычаями своих предков, а также с особенностями народного костюма.
Экспериментальная работа, проведенная в 3 классе, подтвердила гипотезу исследования о том, что формирование у младших школьников интереса к национальным традициям в процессе изучения народных кукол будет эффективным если: обучающиеся знакомятся с русскими народными традициями с учетом региональных особенностей; младший школьник является субъектом творческой деятельности по изготовлению народной куклы.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение. Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования интереса младших школьников к национальным традициям в процессе изучения народных кукол и может быть продолжено в дальнейшем.
1. Костюм в русском стиле. Городской вышитый костюм конца XIX - начала
XX века. (Составление Людмилы Скляр. Вступительное слово Дарьи Разумихиной) - М.: ООО Бослен, 2015.
2. Черноморец А.Д. Секреты старинного шитья. Энциклопедия вышивки. - М.:
ООО Печатная слобода, 2014.
3. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Учебное пособие. - М.: Планета
музыки, 2016.
4. Горожанина С. Русский народный свадебный костюм. - М.: Культура и тра
диции, 2004.
5. Ефимов А.В., Белгорская Р.М. Русская вышивка и кружево. - М.: Изобрази
тельное искусство, 1982.
6. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М.: Советская Россия, 1990.
7. Маслова Г.С. Орнамент русской вышивки. - М.: Наука, 1978.
8. Черноморец А.Д. Вышивка в современном костюме. - К.: Реклама, 1987.
9. Черноморец А.Д. Ажурная вышивка и игольное кружево. - К.: Час, 1992.
10. Группа «Русский традиционный костюм»ййрз://ук.сош/1тай со81ише
11. Группа Студия традиционного костюма «Русские начала»ййрз://ук.сош/с1иЬ13366851
12. Лекция Андрея Скаткова «Архитектоника и реконструкция северного ко- соклинного сарафана» https ://www.youtube. com/watch?v=AAMUI g3 vML g
13. Лекция Андрея Боровского «Комплекс Шабельской»: вехи мифологизации народного костюма в XX веке.https://www.youtuЬe.coш/watch?v=2xшe-rUt168&t=2437s
14. Лекция Андрей Боровского «Традиционный костюм в круге жизни русского человека»https://www.youtuЬe.coш/watch?v=PRDXkMXTdшE
15. Агаева И.В. Тайны старинногоремесла/И.В. Агаева,
М.И. Згинникова,В.И. Станкевич,М.А. Хамитулина.-Белгород: КОНСТАНТА, 2007. - 72 с.
16. Басаргина А.А. Народные праздники в школе: методическое пособие / А.А. Басаргина. - Белгород: КОНСТАНТА, 2002. - 120 с.
17. Берстенева Е.В. Традиционная народная кукла своими руками / Е.В. Берсте- нева. - Белгород, 2013. - 115с.
18. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской: учеб. -метод.
пособие: В 2-х ч. Ч. 1. / С.И. Ботова, Т.И. Приставкина, А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000. - 248 с.
19. Букатов В.М. Традиционная крестьянская культура в жизни современных детей: метод. пособие / В.М. Букатов. - М.: РАО, 2005. - 80 с.
20. Василенко О.П. Народная кукла - средство возрождения традиционной культуры / О.П. Василенко // Начальная школа. - 2013. - №2. - С.7-11.
21. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с.
22. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2007. - 176 с.
23. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России / В.М. Григорьев. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 268 с.
24. Гришин Д.М. Народные традиции в воспитании / Д.М. Грищин, Г.П. Панарина. - Калуга, 1992. - 108 с.
25. Дайн Г.Л. Детский народный календарь (приметы, поверья, игры, рукоделие) / Г.Л. Дайн. - М.: Изд-во Культура и традиции, 2001. - 68 с.
26. Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла / М.Б. Дайн, Г.Л. Дайн. - М.:
Изд-во Культура и традиции, 2007. - 119 с.
27. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Омега-Л; МПСИ, 2006. - 262 с.
28. Долгова В. Славянские куклы-обереги своими руками / В.Долгова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2016. - 95 с.
29. Дьяченко Н.Н. Профессиональная ориентация и вовлечение молодежи в систему профтехобразования. - М. Высш. школа, 1971. - 231 с.
30. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры / М.С. Жиров. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 312 с.
31. Жиров М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины: история и современность / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2005. - 376 с.
32. Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Изд- во «Истоки», 2005. - 95 с.
33. Зубачевская Н.А. Эстетический интерес и условия его интенсификации / Н.А. Зубачевская // Вестник Челябинского университета. Сер. 5. Педагогика и психология. - 1996. - №1. - 72-28.
34. Иващенко Е.В. Приобщение младших школьников к национальным ценностям через изучение народной куклы / Е.В. Иващенко // Начальное образование.
• 2012. - № 4. - С.21-28.
35. Кастерина Н.Н. Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии де
тей/ Н.Н. Кастерина. - 1Ж1/ http://www.maam.ru/prezentacija-opyta-raboty-rol- narodnoi-trjapichnoi-kukly-v-vospitani-i-razviti-detei.html (дата обращения:
12.03.2018).
36. Ключевский В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. [Электронный
ресурс]. - 1Ж1/
http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm (дата обращения: 18.01.2018).
37. Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1990.
• 391 с.
38. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2000. - 176 с.
39. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с.
40. Краткий словарь по философии. - М.: Политиздат, 1979. - 413 с.
41. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1982. - 255 с.
42. Лазарев А.И. Народоведение: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве / А.И. Лазарев. - В 3 т. Т.1 - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997. - 252 с.
43. Лазарева Л.Н. Фольклорно-игровые традиции как основа совершенствования современного праздника/ Л.Н. Лазарева. - Челябинск, 1987. - 101 с.
44. Лазарева Л.Н. Этнография детства: традиции и современность / Л.Н. Лазарева // Дети и народные традиции: Материалы V Виноградовских чтений. Ч.2. - Челябинск, 1991. - С.190.
45. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова.
- М.: Знание, 1979. - 47 с.
46. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии / В.Н. Мясищев // Учен. записки ЛГУ. - 1957. - Вып.11. - С.3-23.
47. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1979. - 344 с.
48. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2002. - 489 с.
49. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковик, 1999. - 944 с.
50. Российскаяпедагогическаяэнциклопедия.В2т.Т. 1/Гл.ред.
В.В. Давыдов. - М.: Большая рос. энциклопедия, 1998. - 672 с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -
СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
52. Русская народная кукла как средство воспитания [Электронный ресурс]. - 1Ж1.: http://revolution.allbest.ru/manufacture/00209189_0.html (дата обращения - 12.09.2017)
53. [Лазарев, 1997, 8].
54. [Современный философский словарь, 2004, 301].
55. [Лазарева, 1987, 46].
56. [Григорьев, 1994, 4].
57. [Словарь ..., 2006, 178].
58. [Крысько, 1999, 205].
59. [Волков, 2007, 8].
60. [Григорьев, 1994, 172].
61. [Лазарева, 1987, 49].
62. [Волков, 2007].
63. [Агаева, 2007].
64. [Котова, 2003, 3].
65. [Иващенко, 2012].