Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политическая элита Китая конца XIX - начала XX века и ее реформаторские предложения

Работа №90141

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы127
Год сдачи2020
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КРИЗИС ЦИНСКОЙ МОНАРХИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX -
НАЧАЛО XX ВВ.) 23
1.1. Причины кризиса империи Цин 23
1.2 Политика «самоусиления» как реакция элиты на системный кризис 36
ГЛАВА II. ЛИДЕРЫ РЕФОРМАТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ И ИХ
РЕФОРМАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 49
2.1 Цзай Тянь 49
2.2 Кан Ю-вэй 58
2.3 Лян Ци-чао 65
ГЛАВА III. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ И
ИХ ИДЕИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ СИНХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 77
3.1 Оценка правления Цыси 77
3.2 Сунь Ят-сен 85
3.3 Юань Шикай и оценка его президентства 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЯ: 117
I. Источники: 117
II. Исследования: 118

Общественно-политические настроения страны в конце XIX - начале XX вв. были двойственными: усилившаяся в конце XIX в. угроза полного колониального порабощения и раздела страны империалистическими державами способствовала пробуждению национального самосознания и усилению чувства единства интересов китайского народа в борьбе против колонизаторов; в противоположном же направлении продолжали действовать такие факторы как пережитки феодальной раздробленности, раздел страны на сферы влияния, засилье иностранного капитала, господствующее положение маньчжурской знати, большие различия разговорных диалектов китайского языка в разных районах.
На этой основе возникло буржуазно-национальное движение, одним из первых проявлений которого была деятельность реформаторов, развернувшаяся в конце XIX в. Духовной основой этой деятельности стало учение Конфуция, переработанное Кан Ю-вэем и Сунь Ят-сеном. Относительно высокий уровень исторического самосознания является одной из национальных характерных черт китайцев, в котором идеологические представления как интереснейший исторический феномен занимают ведущую роль. Со времен династии Хань (206 - 25 гг. до н.э.), когда данное учение было провозглашено официальной государственной религией (I век до н.э.), китайский народ жил по заветам Конфуция.
Синологи сходятся во мнении, что в Китае конфуцианство всегда было и остается оптимистичным и жизнеутверждающим началом, в то время как даосизм - начало пессимистичное, что любой китаец чтит букву учения Конфуция, когда его жизнь спокойна и радостна, и исповедует даосизм, когда удача отворачивается от него.
Большинство современных культурологов и синологов - специалистов по конфуцианству и китайской традиции - сходятся в признании того факта, что конфуцианская духовная традиция как основной формат идейно-политических стереотипов и «стиля жизни» китайцев оказывает существенное влияние на все те процессы, которые происходили в китайском обществе, самым непосредственным образом определяя специфику его развития.
Объект исследования - общественно - политическое развитие Китая в конце XIX - начале XX века.
Предмет исследования - политическая элита Китая и ее реформаторские предложения по политическому и социально-экономическому преобразованию Китая конца XIX - начала XX века.
Историография проблемы.
Для написания исследования было изучено 94 научных труда. Особое значение в изучении истории Китая Нового времени имеют исследования Л. Н. Борох. Так, в трудах «Влияние буддийской философии на утопию Кан Ю- вэя» и «Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков. Лян Ци-чао: теория обновления народа» показана история Лян Ци-чао и его разочарование в собственной теории, также анализ теории обновления народа Лян Ци-чао осуществлен в контексте приобщения представителей китайской мысли к духовным ценностям западной цивилизации.
Важна для исследования китайской общественной мысли монография Л. Н. Борох «Общественная мысль Китая и социализм (Начало ХХ века)», в которой исследователь вскрыла истоки революционной идеологии в Китае и активное участие в ее образовании Сунь Ятсена. В монографии рассматривается история проникновения в Китай первых сведений о социалистических теориях и социалистическом движении стран Запада. Исследуется влияние собственной утопической традиции на процесс восприятия китайским обществом западных учений, анализируются взгляды крупнейших теоретиков того времени - Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао, Сунь Ят¬сена, их отношение к социализму .
Безусловно, одно из главных мест в изучении Китая и его деятелей занимают работы С.Л. Тихвинского, знатока китайской культуры в различных ее проявлениях. Его труды посвящены глубокому исследованию актуальных проблем истории китайского общества и государства в новое и новейшее время. Так, для написания магистерской диссертации были использованы его статьи «Китайский утопист Кан Ю-вэй (из истории китайской общественной мысли)» «Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй», «Путь Китая к объединению и независимости, 1898- 1949», «Сунь Ятсен. Внешнеполитические воззрения и практика».
Жизнь Кан Ю-вэя, его взгляды на политическое и общественное устройство страны, а также формирование его концепции показаны в статьях Д.А. Максимова «Политико-правовое учение Кан Ювэя», Д.Е. Мартынова «Этапы интеллектуальной биографии Кан Ю-вэя (1858-1927): к рецепции западной культуры на Дальнем Востоке» К.В. Плешакова «Универсалистский пацифизм Кан Ю-вэя», Р. Фельбера «Учение Кан Ю- вэя о мире Датун - теория утопического коммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов?».
Представления об обстановке, царившей в Китае во время движения тайпинов, дают труды Б.В. Ветрова «Развитие революционного мировоззрения Сунь Ятсена в 1917-1922 гг.», «Границы Китая: история формирования» под общ. ред. В.С. Мясникова и Е.Д. Степанова, А.Г. Крымова «Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900- 1917)».
Взгляды Сунь Ят-сена на политическое и общественное устройство в Китае охарактеризованы в статьях В.Н. Левченко «Политические взгляды Сунь Ят-сена», Н.Л. Мамаевой «О «трех политических установках» Сунь Ятсена» .
Неоконфуцианство как философское течение также охарактеризовано в статьях и трудах Н. Ю. Агеевой «Осмысление эволюционизма в раннем творчестве Кан Ю-вэя и Лян Ци-чао», «Духовная культура Китая» энциклопедия в 5 т. под ред. М.Л. Титаренко, В. Л. Ларина «Юго-Западный Китай во второй половине XVII - 70-х годах XIX в.: проблемы региональной истории», А. М. Ушкова «Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность», Вэнь-Лань Фань «Новая история Китая. Том I. 1840 - 1901 гг.».
Таким образом, историография исследования достаточно подробно дает представление об изучаемом объекте, в частности, о конфуцианстве и его идейных течениях на протяжении тысячелетия идейно доминировавших в Китае и сохраняющих свои главенствующие позиции по сей день.
Конфуцианство и неоконфуцианство было неоднократным объектом изучения В. П. Васильева и Н. И. Зоммера, интересовавшихся духовным феноменом конфуцианства. С. М. Георгиевский (1851-1893 гг.) обозначил свои взгляды на конфуцианство в монографии «Принципы жизни Китая». Новаторскими работами о конфуцианстве и неокунфуцианстве были статья Ю. Б. Козловского, труды Л. С. Переломова, Л. С. Васильева, Ю. Л. Кроля, А. С. Мартынова, Э. С. Кульпина, посвященные решению задач генезиса китайской мысли и собственно конфуцианства (проблеме государственного устройства и политики). Нельзя не отметить фундаментальность работ А. И. Кобзева В. В. Малявина, А. Е. Лукьянова, Л. П. Делюсина, О. Н. Борох, А. В. Ломанова, отразивших современное им состояние китайского общества в связи с возрождением конфуцианских идей и других ученых.
Подчеркнем важность трудов Л. С. Переломова «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая»; «Конфуций: жизнь, учение, судьба»; «Конфуций: Лунь Юй, написанных с марксистских позиций и акцентирующих внимание на теории и практике легизма.
В работах вышеуказанных А. И. Кобзева, А. Е. Лукьянова, В. В. Малявина, А. С. Мартынова и Л. С. Переломова рассматриваются различные стороны конфуцианской доктрины и ее роль в китайском обществе; М. Л. Титаренко определил статус неоконфуцианства и его значение для современности.
Большое значение для написания исследования имеет труд профессора Фань Вэнь-ланя - создателя многочисленных трудов по самым различным вопросам китайской истории, директор первого созданного после победы народной революции Научно-исследовательского института истории в системе Академии наук КНР - Института новой истории Китая. В «Новой истории Китая» подробно описана политическая жизнь Китая того периода, когда китайский народ начал свою великую борьбу против иностранных завоевателей и маньчжуро-китайских феодалов. В первом томе «Новой истории Китая» дается объективная оценка реформаторского движения 1898 года. Подвергнута тщательному анализу структура этого движения. Автор дает характеристику деятелям реформаторского движения, показывая наряду с действительными либералами (например, Кан Ю-вэй, после 1898 года перешел в лагерь монархической реакции) и сравнительно радикальных деятелей - Тань Сы-туна, Тан Цай-чана. Деятельность профессора Фань Вэнь- ланя, наполненная серьезной научно-исследовательской и педагогической работой в области истории, в то же время неразрывно связана с борьбой китайского народа за свое национальное и социальное освобождение в течение последних десятилетий.
Для лучшего понимания причин политических событий, происходящих в Китае в конце XIX - начале XX, была изучена монография Г. В. Ефимова «Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911 - 1913 гг.). Факты и проблемы». Автор монографии анализирует политическую жизнь Китая конца XIX - начала XX в. и участие в ней революционера-демократа Сунь Ят-сена. Книга Г.В. Ефимова обобщает исследования советских ученых, отечественные и зарубежные архивные материалы (в частности, лондонский Foreign Office Archives). Книга опирается на обширный круг источников, документов и литературы на русском, китайском и английском языках, на русскую и зарубежную периодику 1911-1913 годов.
Новая история Китая также была изучена по труду В.Г. Дацышен «Новая история Китая». В данном труде проанализирована Новая история Китая, начиная с образования Цинской империи в 40-х гг. XVII века и заканчивая распадом Китайской империи в 1918 г.
Цель исследования - комплексный анализ реформаторских предложений политической элиты Китая по политическому и социально-экономическому преобразованию Китая конца XIX - начала XX века.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
1. Изучить причины кризиса империи Цин.
2. Проанализировать политику самоусиления с точки зрения реакции элиты на системный кризис.
3. Дать оценку деятельности лидерам реформаторского движения (Цзай Тянь, Кан Ювэй, Лян Ци-чао.)
4. Охарактеризовать результаты правления Цыси.
5. Определить влияние Сунь Ят-сена на становление китайской государственности в начале XX в.
6. Дать оценку деятельности Юань Шикая на посту президента Китайской Народной Республики.
Хронологические рамки исследования.
Исторические границы диссертационного исследования охватывают период от оформления организованного революционного и реформаторского движений в 1880-х годах XIX века до начала Синьхайской революции в 1911 году.
Нижняя хронологическая грань - конец XIX в., соответствующий периоду зарождения реформаторского движения в Китае.
Верхняя хронологическая грань - 1911 г. - Синьхайская буржуазная революция и свержение Цинской империи, начало нового этапа истории Китая - республиканского.
Для выявления роли политических деятелей в общественной жизни страны проводится исторический экскурс в более ранние периоды истории Китая.
Методология и методы исследования.
Модернизационный подход. Теория модернизации призвана объяснить процесс модернизации в обществе, так как анализирует внутренние факторы развития конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные, которые способствуют социальному прогрессу и развитию общества, и предпринимают попытку объяснить процесс социальной эволюции. Хотя никто из ученых не отрицает сам процесс модернизации общества (переход от традиционного к индустриальному обществу), сама теория подверглась значительной критике как со стороны марксистов, так и представителей идеи свободного рынка, так и сторонников теории зависимости по той причине, что представляет упрощенное представление об историческом процессе. Главной целью модернизационного подхода является изучение модернизации. В одних случаях модернизация способствует относительно безболезненному переходу от традиционного общества к современному. В других она стимулирует нарастание конфликтных и даже деструктивных процессов, приводящих к национальной катастрофе.
В частности, в диссертационном исследовании показано, как поражение от стран Запада в войнах и мощные антиправительственные восстания по всей империи заставили руководство Китая отказаться от политики изоляции от внешнего мира и жесткого курса на сохранение сложившихся социально-экономических отношений. Во второй половине Х1Х-начале XX вв. Китай прошел через ряд этапов внутренней политики, направленной на модернизацию китайского общества и усиление империи, которые традиционно именуются «самоусиление», «сто дней реформ» и «новая политика». Таким образом, очевидно, что модернизация в стране началась с опозданием и в конечном счете, хоть и не была первопричиной, стимулировала нарастание конфронтационных процессов в китайском обществе.
Для написания диссертационного исследования применялись следующие методы: историко-генетический, проблемно-хронологический, системный и историко-сравнительный.
1. Историко-генетический метод предполагает анализ истоков и причин изучаемого явления, т.е. его зарождение и развитие. С помощью этого метода было изучено реформаторское движение в Китае конца XIX - начала XX века.
2. Проблемно-хронологический метод предполагает деление исторического материала на ряд более узких проблем, изучаемых в хронологической последовательности. Этот метод был использован для изучения развития взглядов политической элиты Китая. Позволил проследить революцию - 2 этапа.
3. Системный метод состоит в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития, анализе системы и структуры того или иного явления. Это метод применялся для анализа политики «самоусиления» в Китае. К нему примыкает историко-структурный метод, с помощью которого была раскрыта взаимосвязь реформаторских предложений политической элиты Китая конца XIX - начала XX века и дальнейшего социально-экономического развития страны.
4. Историко-сравнительный метод, позволяющий охарактеризовать причинно-следственные закономерности и понять те механизмы, которые и определяют происходящие исторические процессы. В нашем исследовании метод позволил выявить особенные черты каждого реформатора, а также то, что движение за реформы было не однородным по своему составу и по политическим взглядам его участников.
Принципы исследования.
В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективность, историзм, принцип системности и системный подход.
1. Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Абсолютную объективность можно определить как воспроизведение объекта таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. В историческом познании с учетом объективности затрудняется тем, что исследователь лишен возможности непосредственного наблюдения своего объекта, поскольку прошлое уже не существует в данный момент времени, а все знание о нем приходит сквозь призму источников.
Изучение истории Китая в означенный хронологический период с позиций этого принципа помогло выявить объективные закономерности, которые определили процесс общественно-политического развития страны второй половины XIX - начала XX в., а также позволило опираться на факты исторических событий и рассмотреть реформаторские явления в их многогранности и противоречивости.
2. Принцип историзма. Его значение заключается, прежде всего, в обосновании глубинной связи времен, обусловленности настоящего и будущего историческим прошлым. Принцип историзма - это установка на изучение любого явления в его генезисе и развитии, это поиск в широком смысле истоков событий и этапов их развития и объяснение событий именно с точки зрения их истоков и этапов.
Принцип историзма был использован для обращения к историографии изучаемой проблемы, к причинам возникновения и контексту развития реформаторских предложений политической элиты Китая второй половины XIX - начала XX в.
3. Принцип системности и системный подход. Все объекты и явления состоят из взаимодействующих частей, то есть представляют собой некие целостности, свойства которых как целого не сводятся к свойствам составляющих их частей, а возникают только вследствие взаимодействий.
Принцип системности применялся для изучения объекта диссертационного исследования с точек зрения разных теорий, а также анализа реформаторских предложений политической элиты Китая на его социально-экономическое преобразование в конце XIX - начале XX века.
Таким образом, принципы объективности, историзма, системности базируются на диалектико-материалистической методологии изучения исторических процессов.
Источники исследования.
Источники исследования можно разделить на четыре группы.
1. Первую группу составили нормативно-правовые источники. В частности, особо следует отметить Временную Конституцию и Указы периода «Сто дней реформ».
Всего проанализировано 42 указа. Данная группа источников помогла раскрыть основные направления предлагаемых реформ; задачи, которые ставили перед собой реформаторы; проследить влияние иностранных веяний в реформаторском движении. Так, первым и главным из указов является Указ от 11 июня 1898 года «Об основном политическом курсе государства, проведении преобразований и открытии столичного университета для поднятия образования в Китае до уровня европейских стран», который ознаменовал начало реформ на последующие 103 дня. В этом Указе император в общих выражениях призывал к преобразованиям только в области просвещения, но четко подчеркнул решимость к борьбе с консервативными сановниками.
Также наиболее важным из документов этого периода являются указы о поощрении изобретательства и научных открытий в целях содействия развитию китайской промышленности, торговли и сельского хозяйства; об открытии в Пекине центральных департаментов по горнорудному делу, по сельскому хозяйству, промышленности и торговли и по железным дорогам; о строительстве и закупке паровых машин и станков; о содействии чайной и шелковой промышленности; об упразднении на государственных экзаменах сочинений по архаическому стилю «багу»; об открытии столичного университета; о поощрении открытия частных школ; о включении в школьные программы «западных» наук; о поощрении научных методов ведения сельского хозяйства и применении европейской агротехнической науки; о суровом наказании чиновников, чинящих препятствия развитию торговли; о модернизации вооруженных сил; о поощрении издания газет, журналов, переводов иностранных книг; об упразднении некоторых ненужных административных и военных учреждений и о сокращении штатов чиновников; об очистке личного состава армии от «мертвых душ»; о пересмотре статуса, запрещавшего маньчжурам заниматься торговлей и ремеслами; о проведении государственных экзаменов по новым дисциплинам (современному политическому положению и экономике); об открытии в столице медицинского института; о разрешении шэныпи и чиновникам всех рангов обращаться с меморандумами непосредственно к императору и т. д..
Отдельным источником необходимо считать Временную Конституцию, которая была принята 10 марта 1912 г. Национальным собранием Китая. В соответствии с этим документом Китай представлял собой «республику во главе с президентом. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из двух палат: сената и палаты представителей. Временная Конституция состояла из семи разделов. Эта Конституция имела компилятивный характер, комбинируя западные политические образцы с целью утвердить в Китае парламентско-президентскую республику».
Таким образом, Временная Конституция, являющаяся по своему характеру буржуазно-республиканской, указывала, что «суверенные права Китайской Республики принадлежат всему народу», и что народ пользуется свободой личности, свободой жительства, имущественной свободой, свободой слова, переписки, союзов, вероисповедания и т.д.
2. Труды лидеров реформаторского движения конца XIX - начала XX века. Данная группа источников позволила проанализировать основные идеи реформаторов и дать оценку деятельности лидерам реформаторского движения.
Так, анализ трудов Кан Ю-вэя показал, что идея реформ впервые оформилась в его труде «Исследование о поддельных классических канонах Синьской школы» («Синьсюэ вэйцзин као»). Ссылаясь на отдельные сохранившиеся высказывания Конфуция, Кан Ю-вэй подвергал критике самоуправство чиновников при цинском дворе и указывал на незаконный характер правления в Китае иноземной маньчжурской династии. Главным содержанием всех подлинно конфуцианских канонов Кан Ю-вэй объявлял учение Конфуция о реформах государственного строя. В «Исследовании учения Конфуция о реформе государственного строя» («Кунцзы гай чжи као») Кан Ю-вэй показал Конфуция как реформатора, основоположника теории о необходимости проведения периодических изменений в области государственного управления. Он указывал на необходимость заимствования у западных стран современных форм политического управления в виде парламентской системы.
Тань Сы-тун «Учение о гуманности» («Жэнь сюэ»). Анализ данного труда показал, что автор являлся патриотом Китая и защитником буржуазно-республиканских идей. С целью противостояния завоевательных движений иностранцев Тань Сы-тун предлагал идею союза пяти стран Азии, в том числе, Китая, Афганистана, Персии, Кореи и Турции, нуждавшихся в ликвидации монархии и учреждении республиканского демократического строя.
Лян Ци-чао «Лэличжуи тайдоу Бяньцинь» (Учение Бентама - корифея утилитаризма). В указанном труде Лян Цичао обращался к учению Будды, когда разъяснял принципы европейского утилитаризма. В сочинении, посвященном создателю этой теории И. Бентаму, сформулированный им принцип «наибольшего счастья наибольшему числу людей» Лян Цичао оценил как «высший эталон добродетели». В интерпретации Лян Цичао позиция Бентама заключалась в том, что «людям необходимо знать критерии добра и зла, т.е. понять, что побуждать человека увеличивать свое счастье называется добром, заставлять же человека своему счастью препятствовать называется злом. Данный принцип действует во всем мире (на территории сы хай, «четырех морей»), и многие столетия служит высшим критерием во всех учениях о добродетели».
3. Третьей группой источников являются Программы партий.
С помощью указанной группы источников были выявлены основные проблемы во внутренней и внешней политике Китая, которые необходимо было решить реформаторам.
В первую очередь, это Программа Сунь Ят-сена «Тунмэнхуэя», основанная на т. н. «новых трех народных принципах», которые синтезировали традиционное и новое, положили в основу концепции возрождения страны идею государственного суверенитета и создания социально ориентированного единого и неделимого Китая.
Конституция Китайской Республики была основана на Трех народных принципах (сань минь чжу и) - принципах национализма, народовластия и народного благосостояния, сформулированных основателем Китайской Республики Сунь Ят-сеном и являющихся важнейшей частью его политического учения. Признавая необходимость введения демократии западного образца, приспособленной к условиям Китая, Сунь Ят-сен при разработке им основ первой в Азии конституционной демократической республики широко использовал политические доктрины и традиции Запада.
Принцип национализма (минь цзу) предполагает не только отстаивание равноправного и суверенного статуса Китая в международном сообществе, но и обеспечение равенства всех этнических групп, составляющих китайскую нацию. Став нацией, свободной от иностранного господства, Китай сможет сосредоточить свои усилия на сохранении и всестороннем развитии традиционной китайской культуры.
Если принцип национализма имеет целью укрепление национального самосознания, то принцип народовластия (минь цюань) призван обеспечить каждому человеку право осуществлять политические и гражданские свободы, которыми он обладает. Принцип народовластия лежит в основе организационной структуры органов власти, судебной системы, разделения и взаимодействия властей.
Принцип народного благосостояния (минь шэн) предполагает достижение этой цели путем построения экономически процветающего и справедливого общества.
Труд Сунь Ят-сеня «Три народных принципа и будущее Китая» являлся, по сути, политической доктриной, направленной на превращение Китая в свободное, процветающее и сильное государство.
Также можно отметить «Призыв к учению» от 1898 г. («Цюань сюэ пянь») хугуанского наместника Чжан Чжидуна, в котором излагал программу реформ в области образования, основанную на возрождении конфуцианства в сочетании с усвоением технических достижений Запада (учитывая важность этой книги для успеха предпринимаемых реформ, император даже предложил распространить ее среди чиновников разных рангов и учащейся молодежи).
«Коллективный меморандум», написанный Кан Ю-вэем и его учениками Лян Ци-чао и Май Мэн-хуа в 1895 году, состоял из двух частей. Авторы указывали, что Китай должен незамедлительно изменить устаревшие методы государственного управления, законы и обычаи, тормозящие развитие страны .
4. Четвертую группу источников составили материалы периодической печати Китая.
Патриотический подъем, вызванный войной с Японией, и развернувшееся движение за реформы вызвали появление в 1895-1898 гг. большое количество различных газет, журналов и публицистической литературы либерально-буржуазного направления.
Так, в общественно-политическом журнале «Современные задачи» («Шиубао») печатались меморандумы императору, отвечавшие устремлениям реформаторов, столичные и провинциальные новости, переводы статей из английских, японских и французских журналов и газет.
Журнал «Чжисиньбао» («Знание нового») активно выступал в защиту китайского предпринимательства, интересов китайских эмигрантов в США, Японии и других странах.
Журнал «Популярная наука» («Тунсюэбао») публиковал сведения об иностранных государствах и международной жизни.
Журнал «Новая наука» («Синьсюэбао») уделял наряду с политическими вопросами большое внимание проблемам современной математики и физики .
Из журналов «Чжисиньбао» и «Журнала хунаньской научной ассоциации» («Сянсюэ синьбао»), а также ежедневной газеты хунаньских реформаторов «Хунаньская газета» («Сянбао») можно узнать о том, что реформаторы призывали к изучению западных общественно-политических и прикладных наук, рекомендовали укреплять авторитет императора для оказания твердого отпора иностранным державам.
Таким образом, данная группа источников помогла выявить основные общественно-политические настроения политической элиты Китая анализируемого периода. Реформаторы призывали к сплочению сил Китая для противодействия захватнической политике западных стран, стремившихся превратить его в колонию, а также указывали на необходимость повышения уровня грамотности в стране. Одновременно с этим они закладывали прочную основу для публицистики «нового стиля» и передовых идей, которые в равной мере относятся и к сфере идеологии, и к художественному творчеству. Основным лейтмотивом газет и журналов Китая того времени являлась пропаганда равноправных договоров Китая с иностранными государствами.
Апробация.
Отдельные положения настоящей работы были успешно апробированы в форме доклада на ежегодной региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» в Алтайском государственном университете в апреле 2019 г., тема доклада «Реформаторское направление общественно-политической мысли Китая конца XIX - начала XX века». Выступление на конференции позволило выявить проблемные места в данной работе и определить наиболее актуальные направления для дальнейшего исследования.
Структура работы.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии в количестве 94 наименований.
Во введении представлены структурные инструменты для магистерского исследования, в т.ч. актуальность темы, цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена историография проблемы, методология и методы работы, обозначены хронологические рамки и принципы исследования, проанализированы источники магистерской работы.
В первой главе «КРИЗИС ЦИНСКОЙ МОНАРХИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)», которая состоит из двух пунктов, проанализированы причины кризиса империи Цин и дана характеристика политики «самоусиления» как реакции элиты на системный кризис.
Во второй главе «ЛИДЕРЫ РЕФОРМАТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ И ИХ РЕФОРМАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ», которая делится на три пункта, изучены взгляды таких лидеров реформаторства как Цзай Тянь, Кан Ю-вэй и Лян Ци-чао.
В третьей главе «ПРЕДСТАВИТЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ И ИХ ИДЕИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ СИНХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ», состоящей из трех пунктов, дана характеристика правления Цыси, проанализированы политические взгляды Сунь Ят-сена и дана оценка президентства Юань Шикая.
В заключении приведены основные выводы по проведенному магистерскому исследованию.
В библиографии представлен список использованных источников, исследований и диссертаций по проблеме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С середины XVIII века маньчжурская династия Цин, правившая с 1644 года, изолировала Китай от влияния западной цивилизации, надеясь укрепить суверенитет страны и оградить ее экономику от иностранной конкуренции. Однако такая политика принесла печальные плоды: помешала участию Китая в начавшейся промышленной революции, обрекла его на технологическую и военную отсталость и в конечном счете на беззащитность перед внешней агрессией.
В результате поражения Китая во второй «опиумной» войне по Тяньцзиньским (1858 г.) и Пекинским договорам (1860 г.) капиталистические Англия и Франция навязали цинскому правительству ряд обязательств, обеспечивавших иностранному капиталу крайне выгодные условия для проникновения в страну. В то же время прекращение военных, действий против иностранных интервентов позволило цинскому правительству перебросить все наличные войска на подавление крестьянских, и национальных восстаний. Заинтересованность капиталистических держав в скорейшей стабилизации внутриполитического положения в Китае после того, как они смогли получить у Цинов столь большие уступки, привела к фактическому военному союзу маньчжуро-китайских феодалов с англо-французскими капиталистами против восставшего китайского народа.
Установление дипломатических и торговых отношений Цинской империи с капиталистическими державами после окончания второй «опиумной» войны способствовало постепенному увеличению в правительстве сторонников заимствования Китаем западной военной техники.
Доктрина усвоения «заморских дел», т. е. необходимости для цинского Китая срочно перенять военно-технические достижения заморских стран - буржуазных государств Европы и США, - явилась своеобразной теоретической основой политики «самоусиления» правящих кругов Цинской империи, осуществлявшейся в период между окончанием второй «опиумной» войны в 1860 г. и началом войны с Японией 1894-1895 гг. Целью политики «самоусиления» было укрепление феодального военно-бюрократического аппарата цинского режима в целях борьбы с народными выступлениями.
Сторонники реформ сознавали необходимость «усвоения западных дел», в первую очередь, западных технологий. В ходе «самоусиления» были заложены основы фабрично-заводской промышленности, созданы учебные заведения нового типа, появились переводы западной научно-технической, а затем и общественно-политической литературы, с 1883 г. началось создание военно-морского флота.
И хотя сторонники политики «самоусиления» были заинтересованы в сохранении традиционных отношений и стремились только усилить военную составляющую без кардинальных реформ, это тем не менее, объективно содействовало развитию зачатков капитализма. В целом реформы 1898 г. были направлены не на разрушение старой системы, а на ее преобразование за счет устранения явно устаревших традиций, стоящих на пути прогресса страны.
Следующая попытка «встать на дорогу перемен» вошла в историю как «Сто дней реформ». Зачинателями реформаторского движения были император Цзай Тянь, Вэнь Тун-хэ, Чжан Цянь, Кан Ю-вэй и другие. Хотя их взгляды были кое в чем различны, но так или иначе все они являлись полуфеодальными, полукапиталистическими фигурами. Они надеялись, что Китай тоже пойдет по пути, подобному «революции Мэйдзи». Они брали за образец опыт успешной модернизации Японии и связали свои надежды с молодым императором, принявшим тронное имя Гуан-сюй («Блестящее продолжение»).
Сторонники реформ образовали неофициальный «внутренний кабинет» при императоре и были направлены в правительственные учреждения, оттесняя старых сановников. Затем последовало более 60 указов о реформировании различных отраслей государственного управления, экономики и общественной жизни.
Еще одна общая черта - идея о том, как «хорошо все заживут, когда мы придем к власти». Эта идея также отражена во всех идейных лозунгах восстания, в том числе и в реформаторском движении конца XIX - начала XX вв. Китайские восстания противоположны западным революциям в том смысле, что их целью было не разрушение старого, а восстановление разрушенного. Однако объективные условия Китая совершенно исключали такой путь, что и послужило главной причиной поражения переворота 1898 года; в этом же причина неизбежных неудач всех реформаторских движений после 1898 года.
Таким образом, во второй половине XIX-начале XX вв. Китай прошел через ряд этапов внутренней политики, направленной на модернизацию китайского общества и усиление империи, которые традиционно именуются «самоусиление», «сто дней реформ» и «новая политика». Безусловно, такие события не могли не отразиться в общественно-политической жизни страны.
Принцип «сохранения расы», выдвинутый Кан Ю-вэем и Лян Ци-чао, был реакционным. Так, Кан Ю-вэй обоснование и содержание реформ строил на конфуцианских основах. Он был против революции, национализма и буржузно-демократических ценностей и полагал, что Китай может возродиться лишь путем единения всего общества. Развивая теорию Кан Ю- вэя, Лян Ци-чао выдвинул «принцип управления Поднебесной». Этот принцип состоял в том, что «массы - основа, реформы - дополнение».
Все реформаторы, начиная с Кан Ю-вэя, отводили ведущее место в истории не народным массам, а отдельным личностям, героям, «призванным единолично искоренять общественное зло». Назначение реформ мыслители видели в том, чтобы изменить политическую систему с помощью отмены старой системы государственных экзаменов, создания школьной системы образования, изменения административной системы, местного самоуправления, борьбы против отмены нового.
Начало XX века было для Китая периодом заметного роста новых социальных сил, порожденных капиталистическим укладом и усилившимся распадом позднефеодального социально-экономического строя. С ростом машинной промышленности как в национальном, так и в иностранном секторе ускорилось формирование китайских революционеров. Однако простые люди, большая часть которых была рабочими на фабриках и заводах, еще не стал серьезным фактором политического развития страны, хотя темпы его роста были довольно значительными.
Период президентства Юань Шикая (1912-1916 гг.) - наиболее сложный период истории республиканского Китая. Исследователи той эпохи традиционно отдают приоритет изучению политических игр, и в результате наименее изученным в отечественной и зарубежной историографии вопросом до сих пор остается роль конфуцианства в Китае после победы Синьхайской революции 1911 г. Между тем именно конфуцианство стало идеологической основой для попытки президента Юань Шикая восстановить монархию - благодаря его осторожной, выжидательной позиции в этом вопросе сторонникам конфуцианства удалось создать в стране благоприятную почву для движения в пользу реставрации монархии.



1. Временная конституция Китайской республики 1912 год [Текст] // Электрон. ресурс. - Режим доступа:ййрз:/^огМсопз1й:и1:юпз.ш/?р=569
2. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898) [Текст] / Н. Г. Сенин, Хиншун Ян. - М : Изд-во Академии наук СССР, 1961. - 299 с.
3. Кан Ю-вэй. «Датун-шу». Введение. Человеку присуще чувство сострадания [Текст] / Кан Ю-вэй // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). - М., 1961. - С. 115-129.
4. Кан, Ю-вэй. Да тун шу (Книга о Великом единении) [Текст] / К. Ю-Вэй. - Пекин, 1956.
5. Кан, Ю-вэй. Из книги «Датун шу» / Пер. С.Л. Тихвинского // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей Нового времени (1840-1898 гг.). - М. : 1961. - С. 111-130.
6. Кан, Ю-вэй. Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя. Предисловие [Текст] / Кан Ювэй // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). - М., 1961. - С. 130-134.
7. Кан, Ю-вэй. Комментарии к «Лиюнь». Отрывок из 1-го раздела [Текст] / Кан Ю-вэй // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). - М., 1961. - С. 111-115.
8. Кан, Ю-вэй. Синь-сюе вэй цзин као (Исследование о подделанных классических канонах Синьской школы) [Текст] / Кан, Ю-вэй. - Пекин, 1956.
9. Конфуций. Суждения и беседы [Текст] ; исследование А. А. Маслова ; Пер. П. Попова ; ред. О. Кох-Коханенко. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. - 304 с.
10. Лян Ци-чао. Лэличжуи тайдоу Бяньцинь (Учение Бентама - корифея утилитаризма) // Лян Ци-чао чжэсюэ сысян луньвэнь сюань (Избранные философские статьи Лян Ци-чао). Пекин, 1984.
11. Сунь Ят-сен. Три народных принципа и будущее Китая (21 декабря 1906 г.) [Текст] / Сунь Ят-сен [Электронный ресурс] // Золотой Лев. - 2006. - № 93/94. - иКТ:http://www.zlev.ru/93 34.htm
12. Тайпинское восстание 1850-1864 гг. Сборник документов [Текст] / Сост. В. П. Илюшечкин, О. Г. Соловьев. - М. : Издательство Восточной литературы, 1960. - 335 с.
13. Тань Сы-тун цюань цзи (Полное собрание [сочинений] Тань Сы- туна) [Текст] / Тань Сы-тун цюань цзи. - Пекин, 1954.
14. Хэ Сян-нин. Воспоминания о Сунь Ятсене [Текст] / Хэ Сян-нин. - М. : Прогресс, 1966. - 113 с.
II. Исследования:
15. Агеева, Н. Ю. Осмысление эволюционизма в раннем творчестве Кан Ювэя и Лян Цичао [Текст] / Н. Ю. Агеева // Общество и государство в Китае : 33 науч. конф. / РАН, Ин-т востоковедения ; отв. ред.-сост. Н. П. Свистунова. - М., 2003. - С. 168-178.
16. Бадюкова, Т. А. Конфуцианские традиции в общественно-политической жизни современного Китая (80-90-е гг. XX века) [Текст] / Т. А. Бадюкова // Пути Поднебесной: сб. науч. тр. Вып. II / редкол. : А. Н. Гордей (отв. ред.), Лу Гуйчэн (зам. отв. ред.) [и др.]. - Минск : РИВШ, 2011. - С. 325-336.
17. Бокщанин, А. А. Очерки истории государственных институтов в Китайской империи [Текст] / А. А. Бокщанин // Феномен восточного деспотизма: Структуры управления и власти. - М. : Наука, 1993. - С. 273-333.
18. Бокщанин, А. Г. История Китая [Текст] / А. Г. Бокщанин. - М. : Восточная литература, 2010. - 600 с.
19. Борох, Л. Н. Влияние буддийской философии на утопию Кан Ю- вэя [Текст] / Л. Н. Борох // XXXIV НК ОГК. - М., 2004. - С. 153-160.
20. Борох, Л. Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже Х1Х-ХХ веков : Лян Цичао : теория обновления народа [Текст] / Л. Н. Борох. - М. : Вост. лит., 2001. - 287 с.
21. Борох, Л. Н. Общественная мысль Китая и социализм (Начало ХХ века) [Текст] / Л. Н. Борох. - М. : Наука, 1984. - 300 с.
22. Васильев, Л. С. История Востока [Текст] : учебник для магистров: в 2 т. Т. II / Л. С. Васильев. - 6-е изд., перераб, и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 788 с.
23. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае [Текст] / Л. С. Васильев. - М. : ЛомоносовЪ, 2015. - 528 с.
24. Вестад, О. А. Беспокойная империя. Китай и мир с 1750 года [Текст]. - М.: Центрполиграф, 2014. - 640 с.
25. Ветров, Б. В. Развитие революционного мировоззрения Сунь Ятсена в 1917-1922 гг. [Текст] / Б. В. Ветров // Учен. зап. Харьковского ун-та : сб. науч. работ аспирантов каф. диалектич. и ист. материализма. - 1963. - Т. 143, вып. 1. - С. 57-64.
26. Все о Китае [Текст] : Сб. ст. / Фонд «Канун Золотого Века»; Сост. и гл. ред. Г. И. Царева]. - М. : Просвещение, 2001. - 633 с.
27. Ган Хуа. История революционной войны Тайпинского государства [Текст] / Хуа Ган. - М.: Издательство иностранной литературы, 1952. - 304 с.
28. Головачева, Л. И. Цивилизация, Конфуций и будущее Китая [Текст] / Л. И. Головачева // Проблемы Дальнего Востока. - 1996. - № 1. - С. 111-122.
29. Границы Китая : история формирования [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т Дал. Востока; Под общ. ред. В. С. Мясникова, Е. Д. Степанова. - М. : Памятники ист. мысли, 2001. - 469 с.
30. Дацышен, В. Г. Новая история Китая [Текст] / В. Г. Дацышен. - Благовещенск : БГПУ, 2004. - 347 с.
31. Ермашев, И. И. Сунь Ят-сен [Текст] / И. И. Ермашев. - М. : Молодая гвардия, 1964. - 320 с.
32. Ефимов, Г. В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911 - 1913 гг.). Факты и проблемы [Текст] / Г. В. Ефимов. - М. : «Наука», 1974. - 416 с.
33. Ефимов, Г. В. Очерки по новой и новейшей истории Китая [Текст] / Г. В. Ефимов. - М. : Госполитиздат, 1951. - 584 с.
34. Замов, Э. А. Общественная мысль стран Востока [Текст] : учеб. пособие / Э. А. Замов ; [науч. ред. В. А. Кузьмин] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2017.
- 150 с.
35. Игнатенко, О. И. Конфуцианская мораль и современность [Текст] / О. И. Игнатенко // Пути Поднебесной: сб. науч. тр. Вып. II / редкол. : А. Н. Гордей (отв. ред.), Лу Гуйчэн (зам. отв. ред.) [и др.]. - Минск : РИВШ, 2011.
- С. 234-238
36. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898) [Текст] / Н. Г. Сенин, Хиншун Ян. - М : Изд-во Академии наук СССР, 1961. - 299 с.
37. История Китая [Текст]. Учебник / Под ред. А. В. Меликсетова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2002. - 736 с.
38. Каидзука, С. Конфуций. Первый учитель Поднебесной [Текст] / С. Каидзука. - М. : Центрполиграф, 2007. - 73 с.
39. Китайские социальные утопии [Текст] : сб. статей / под ред. Л.П. Делюсина. - М. : Наука, 1987. - 312 с.
40. Кобзев, А. И. Кан Ю-вэй [Текст] / А. И. Кобзев // Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. [Т. 1]: Философия. - М. : 2006. - С. 275 - 279.
41. Кобзев, А. И. Философия китайского неоконфуцианства [Текст] / А.И. Кобзев ; [Рос. акад. наук, Ин-т философии, Ин-т востоковедения]. - М. : «Вост. лит.» РАН, 2002. - 606 с.
42. Константинов, А. Китайская мечта [Текст] / А. Константинов // Русский репортер. - 2014. - № 37. - С. 18-21.
43. Кравцова, М. Е. История культуры Китая [Текст] / М. Е. Кравцова. - СПб. : Лань, 2003. - 415 с.
44. Крымов, А. Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900-1917) [Текст] / А. Г. Крымов. - М. : Наука, 1972. - 368 с.
45. Ларин, В. Л. Юго-Западный Китай во второй половине XVII - 70¬х годах XIX в. [Текст] : проблемы региональной истории / В. Л. Ларин ; Рос. АН, Дальневост. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. - М. : Наука, 1994. - 335 с.
46. Левченко, В. Н. Политические взгляды Сунь Ят-сена [Текст] / В. Н. Левченко // Сборник научных трудов (межвузовский) : Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. - М. : 2000.
47. Ли Шу. Политическая жизнь Китая в период революции 1911 года [Текст] / Ли Шу. - М. : Издательство иностранной литературы, 1956. - 214 с.
48. Максимов, Д. А. Политико-правовое учение Кан Ю-вэя [Текст] / Д. А. Максимов // Современный Китай: право, политика, общественная жизнь: Информ. мат-лы ИДВ РАН. Вып 7. - М., 2000. - С. 113-120.
49. Малявин, В. В. Конфуций [Текст] / В. В. Малявин. - 3-е изд. - М. : Молодая гвардия, 2007. - 368 с.
50. Мамаева, Н. Л. О «трех политических установках» Сунь Ятсена [Текст] / Н. Л. Мамаева // Общество и государство в Китае : двенадцатая науч. конф. - М., 1981. - Ч. 3. - С. 103-110.
51. Маочунь, Чжоу. Анализ влияния конфуцианской традиционной политической культуры на политическое развитие [Текст] / Чжоу Маочунь // Газета Дацинского педагогического института. - 2007. - № 1. - С. 36-38.
52. Мартынов Д. Е. Теория Кан Ю-вэя в изложении его ученика Лян Ци-чао [Текст] / Д. Е. Мартынов // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 158-166.
53. Мартынов, Д. Е. Этапы интеллектуальной биографии Кан Ю-вэя (1858-1927) : к рецепции западной культуры на Дальнем Востоке [Текст] / Д. Е. Мартынов // Хшра: Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. - 2008. - №2. - С. 48-54.
54. Мартынов Д. Е., Мартынова Ю. А. «Новое учение об истории» Лян Ци-чао. Лян Ци-чао. Новое учение об истории. [Традиционная история Китая] [Текст] : Перевод с китайского и примечания Д. Е. Мартынова // Вопросы философии. - 2019. - № 5. - С. 107-117.
55. Маслов, А. А. Тайный код Конфуция [Текст] / А. А. Маслов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 378 с.
56. Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая, 1894-1914 гг. [Текст] / О. Е. Непомнин. - М. : Наука, 1980. - 325 с.
57. Непомнин, О. Е. История Китая: эпоха Цин. XVII - начало XX века [Текст] / О. Е. Непомнин. - М. : Вост. лит., 2005. - 712 с.
58. Непомнин, О. Е. История Китая. XX век [Текст] / О. Е. Непомнин. - М. : Институт востоковедения РАН, Крафт-Ь, 2011. - 736 с.
59. Непомнин, О. Е. Экономическая история Китая (1864-1894) [Текст] / О. Е. Непомнин. - М., 1974.
60. Никифоров, В. Н. Восстание ихэтуаней. Документы и материалы [Текст] / В. Н. Никифоров. - М. : Наука, 1968. - 276 с.
61. Никифоров, В. Н. Очерк истории Китая (II тысячелетие до н. э. начало ХХ столетия) [Текст]. - М. : Инст. Дальнего Востока РАН, 2002. - 448 с.
62. Новая история Китая [Текст] / отв. ред. С. Л. Тихвинский. - М. : Наука, 1972. - 670 с.
63. Новая философская энциклопедия [Текст]. В четырех томах. / Ин¬т философии РАН. Научно-ред. совет : В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. - М. : Мысль, 2010. - Т. II, Е - М. - С. 250-254.
64. Новиков, Л. И. Политический реализм философии конфуцианства [Текст] / Л. И. Новиков // Пути Поднебесной: сб. науч. тр. Вып. II / редкол. : А. Н. Гордей (отв. ред.), Лу Гуйчэн (зам. отв. ред.) [и др.]. - Минск : РИВШ, 2011. - С. 407-415.
65. Общество и государство в Китае [Текст] : XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М. : Вост. лит., 2009. - 502 стр. - Вып. 1. - С. 266-273; С. 130-143.
66. Ольденбург, С. Конфуций: Жизнь, деятельность, мысли [Текст] / С. Ольденбург. - М. : Центрполиграф, 2017. - 160 с.
67. Паволодин, П. Л. Китай и современная китайско-европейская борьба [Текст] / П. Л. Паволодин. - М. : Товарищество Владимир Чичерин, 1900. - 70 с.
68. Переломов, Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая [Текст] / Л. С. Переломов. - М. : Наука, 1981. - 338 с.
69. Пивоварова, Э. П. Строительство социализма со спецификой Китая [Текст] : поиск пути / Э. П. Пивоварова ; Рос. АН, Ин-т Дальнего Востока. - М. : Наука, Изд. фирма «Вост. лит.», 1992. - 328 с.
70. Плешаков, К. В. Универсалистский пацифизм Кан Ю-вэя [Текст] / К. В. Плешаков // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. - 2002. - С. 149-161.
71. Позднеев, Д. М. Юань Шикай - президент Китайской Республики [Текст] / Д. М. Позднеев // Новое время. - 1912. - 9/22 февраля.
72. Поликарпова, Е. В. Трансформация китайской государственности в Новое и Новейшее время [Текст] / Е. В. Поликарпова // Lex Russica. - 2016. - № 2. - С. 147-174.
73. Родригес, А. М. Новая история стран Азии и Африки. ХУ1-Х1Х века. Часть 1 [Текст]. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 3 ч / А. М. Родригес. - М. : Владос, 2004. - 400 с.
74. Рыкова, С. Л. Ранние годы жизни и деятельности Чэнь Дусю (1879-1914 гг.) [Текст] / С. Л. Рыкова. - М.: ИВ РАН, 2004. - 162 с.
75. Селлман, Дж. Д. Кан Ю-вэй [Текст] / Дж. Д. Селлман // Великие мыслители Востока. - М., 1998. - С. 154-160.
76. Сидихменов, В. Я. Маньчжурские правители Китая [Текст] / В. Я. Сидихменов. - М.: Миринда, 2004. - 448 с.
77. Стабурова, Е. Ю. Утопия Тань Сытуна [Текст] / Е. Ю. Стабурова // Китайские социальные утопии. - М. : Наука, 1987. - С. 200-219.
78. Титаренко, М. Л. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 томах. Том 1: Философия [Текст] / М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - М. : Восточная литература, 2006. - 368 с.
79. Титаренко, М. Л. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 томах. Том 1: Мифология и религия [Текст] / М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - М. : Восточная литература, 2007. - 887 с.
80. Тихвинский, С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй. Книга 1. История Китая до ХХ века [Текст] / С. Л. Тихвинский. - М. : Наука, 2006. - 682 с.
81. Тихвинский, С. Л. Китай и соседи в новое и новейшее время [Текст] / С. Л. Тихвинский. - М. : Наука, 1982. - 454 с.
82. Тихвинский, С. Л. Китайский утопист Кан Ю-вэй (из истории китайской общественной мысли) [Текст] / Л. С. Тихвинский // Вопросы философии. - 1953. - №6. - С. 126 - 139.
83. Тихвинский, С. Л. Путь Китая к объединению и независимости, 1898-1949 [Текст] : по материалам биографии Чжоу Эньлая / С. Л. Тихвинский ; Рос. АН, Ин-т Дальнего Востока. - М. : Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1996. - 575 с.
84. Тихвинский, С. Л. Сунь Ятсен. Внешнеполитические воззрения и практика [Текст] / С. Л. Тихвинский; Избранные произведения: в 5 кн. - Кн. 2. - М. : Наука, 2006. - С. 6-152.
85. Усов, В. Н. Последний император Китая. Пу-И (1936-1967) [Текст] / В. Н. Усов. - М. : Олма-пресс, 2003. - 423 с.
86. Ушков, А. М. Утопическая мысль в странах Востока : традиции и современность [Текст] / А. М. Ушков. - М. : Издательство Московского университета, 1982. - 184 с.
87. Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I. 1840 - 1901 [Текст] / Пер. с кит. Р. В. Вятлина, В. Я. Сидихменова и др. / Ред. и пред. В. Н. Никифорова. - М. : Издательство иностранной литературы, 1955. - 630 с.
88. Фельбер, Р. Учение Кан Ювэя о мире Датун - теория утопического коммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? [Текст] / Пер. с нем. А. И. Куприна, К. Ю. Бема // Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX - начало ХХ в.). - М., ГРВЛ, 1988. - С. 39-62.
89. Философия китайского неоконфуцианства [Текст] / Под ред. А. И. Кобзева. - М. : Восточная литература, 2002. - 606 с.
90. Фицджералд, Ч. П. История Китая [Текст] / Ч. П. Фицджералд. - М . : Центрполиграф, 2008. - 640 с.
91. Хохлов, А. Н. Позиция президента Китая Юань Шикая в отношении конфуцианства и его попытка реставрации монархии в Китае [Текст] / А. Н. Хохлов // Восточный архив. - 2009. - № 1. - С. 56-63.
92. Хохлов, А. Н. Позиция президента Китая Юань Шикая в отношении конфуцианства и его попытка реставрации монархии в Китае [Текст] / А. Н. Хохлов // Восточный архив. - 2009. - № 2. - С. 70-75.
93. Чудодеев, Ю. В. Крах монархии в Китае [Текст] / Ю. В. Чудодеев. - М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2013. - 392 с.
94. Cohen Paul A. China unbound: evolving perspectives on the Chinese past. - London and New York: Routledge Curzon, Taylor & Francis Group, 2004. - 226 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ