Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка политической деятельности Ван Мана в современной историографии

Работа №90139

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ВАН МАНА В СОВРЕМЕННОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 12
1.1. Литература 1950-х гг 12
1.2. Литература 1960-х гг 15
1.3 Литература 1970-1980 гг 16
1.4. Литература 1990-х гг 20
1.5. Литература 2000-х гг 21
1.6. Литература 2010-х гг 27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ВАН МАНА В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ 33
2.1. Литература 1950-х гг 33
2.2. Литература 1960-х гг 37
2.3. Литература 1970-х гг 39
2.4. Литература 1980-х гг 42
2.5. Литература 1990-х гг 49
2.6. Литература 2000-х гг 54
2.7. Литература 2010-х гг 58
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ВАН МАНА В СОВРЕМЕННОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ КИТАЯ 63
3.1. Литература 1950-х гг 63
3.2. Литература 1960-х гг 65
3.3. Литература 1970-х гг 66
3.4. Литература 1980-х гг 68
3.5. Литература 1990-х гг 70
3.6. Литература 2000-х гг 71
3.7. Литература 2010-х гг 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
Список использованной литературы и источников

Актуальность исследования. Появившиеся в историографии новые подходы, интенсивное развитие научного знания, появление новых источников обуславливают важность появления новых оценок исторических событий.
Как известно, историческая наука, так или иначе, испытывает влияние времени. При этом важно подчеркнуть, что на формирование исторического мнения оказывают влияние как идеология, так и методологическая концепция, превалирующие в обществе. В связи с этим, важным представляется проследить эволюцию оценок в современной историографии на примере правления императора ханьской эпохи Ван Мана.
Исследование деятельности Ван Мана, известного как своими реформами, так и своим падением, и его роли в истории ханьского Китая примечательно неоднозначностью оценок в современной историографии. Изначальная тенденциозность и спорность его оценки в древнекитайских источниках усугубилась политизированностью в историографии его изучения, особенно после основания КНР в 1949 г., повлекшего новый всплеск интереса к истории Китая как на Западе, так и в Советском Союзе.
Хотя развернувшаяся после этого эпохального события дискуссия о формационной принадлежности ханьского периода и вызвала увеличение интереса к этой эпохе, в том числе и к правлению Ван Мана, она же послужила причиной все большего влияния политических и других внеакадемических факторов на его изучение, вплоть до откровенно вопиющих примеров.
Именно поэтому, чтобы избежать повторения в будущем подобных ошибок, связанных с тенденциозностью и влиянием политики на академическую деятельность, необходимы исследования, напоминающие об этом и стремящиеся к объективности.
Объектом исследования является современная историография второй половины XX - начала XXI вв. эпохи правления Ван Мана.
Предметом исследования является комплекс исторических и социально-политических концепций и взглядов, тесно связанных с непосредственным исследованием истории правления Ван Мана и оценкой его роли в истории Китая.
Историографический обзор. В отечественной историографии отсутствуют работы подобного характера, соответственно, в качестве историографии проблемы мы берем исследования, изучающие политическую деятельность Ван Мана и исторический период, связанный с его правлением. В нашей работе мы исследовали три группы исторических работ, а именно, отечественные, западные (англоязычные) и китайские исторические исследования.
В отечественном востоковедении личность первого правителя- реформатора ханьского Китая не получила подробного освещения - отсутствуют полноценные монографии, посвящённые Ван Ману. Статьи, публикующиеся в журналах, как правило, посвящены частным вопросам, мимоходом касаясь при этом личности самого правителя.
Хотя в отечественной историографии современного периода вышло немало статей и монографий, затрагивающих правление Ван Мана, мы можем выделить из них несколько основополагающих работ, иллюстрирующих различие оценок деятельности этого правителя от восхваления до яростной критики.
Ярким примером безусловно положительной оценки деятельности Ван Мана являются «Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века» (1961), написанные Г.Я. Смолиным и Р.Ф. Итсом. Позитивное отношение авторов к Ван Ману обусловлено направленностью его реформ «на облегчение положения народа» .
Л. С. Васильев в своих работах1 также всячески оправдывает Ван Мана.
По его мнению, деятельность Ван Мана была позитивной, а сам он пал лишь из-за не зависящих от него природных катаклизмов.
Среди исследователей, крайне отрицательно оценивавших правление Ван Мана, мы в первую очередь можем выделить Т. В. Степугину, чья яростная критика Ван Мана продолжается на протяжении десятилетий в написанных ею работах.
Представителем пытающихся дать Ван Ман более взвешенную и объективную оценку можно назвать Ю. Л. Кроля. Будучи одним из наиболее выдающихся отечественных исследователей ханьской эпохи, в своих работах он неизменно стремится объективно оценить Ван Мана и пего политическую деятельность.
Для современной западной историографии в оценке правления Ван Мана присутствует дискуссионность. Как и в отечественной историографии, выделяются апологетический, отрицательный и более объективный взгляды на политическую деятельность Ван Мана.
Ярким представителем апологетического подхода в оценке Ван Мана можно назвать выдающегося исследователя ханьского периода Х. Биленштейна, в своих работах демонстрировавшего определенную идеализацию этого правителя. По его мнению, личность Ван Мана была выдающейся, как и его реформы, которые улучшили бы ситуацию в стране, если бы не грандиозные стихийные бедствия, вызвавшие неизбежное падение его режима. Среди отрицательно характеризующих Ван Мана исследователей выделяется В. Эберхард, крайне негативно оценивший его правление и реформы, резко ухудшившие ситуацию в стране.
Примером исследователей, стремившихся объективно оценить Ван Мана, является Р. Томсен, который в написанной им единственной биографии этого правителя на английском языке пытается абстрагироваться от тенденциозности древнекитайских летописей и дать правлению и реформам Ван Мана взвешенную и осторожную оценку.
Наконец, что касается современной историографии Китая, в ней тоже присутствовала сильная дискуссионность, осложнившаяся мощным влиянием на нее политических факторов. Например, Ян Чуннянь в своей статье крайне негативно относится к Ван Ману как к выразителю идей реакционного конфуцианства, поскольку во время создания его работы шли кампании по критике Конфуция, а также правоуклонистов во главе с Дэн Сяопином. Примером более взвешенного подхода можно назвать статью автора Мэн Цзюя, считавшего, что реформы Ван Мана изначально были направлены на преодоление кризиса и, тем самым, несли благие намерения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что оценка политической деятельности Ван Мана современной историографии, хотя и представлена во множестве работ, но остается противоречивой. В связи с этим, оценка действий Ван Мана зависит от того, что именно актуально для исследования.
Цель работы состоит в исследовании изменения оценки политической деятельности Ван Мана в современной историографии его правления.
Для выполнения этой цели нами будут выполнены следующие задачи:
1. показать круг историографических источников, связанных с исследованием правления Ван Мана в современной отечественной и западной историографии, а также историографии Китая.
2. выявить характерные особенности стадий исследования правления Ван Мана в течение II пол. ХХ-начала XXI вв.
3. исследовать базисные основания взглядов и концепций на эпоху Ван Мана в историографии II пол. ХХ-начала XXI вв.
4. проследить степень влияния на историографию II пол. ХХ-начала XXI вв. внеакадемических (идеологических и субъективных) факторов.
5. определить степень воздействия на современную отечественную историографию китайских и западных исследований.
Хронологические и территориальные рамки. В качестве нижней границы изучаемого нами периода выбран 1949 г., дата образования Китайской Народной Республики (КНР), после которой как в западной, так и в советской историографии начался новый подъём интереса к истории Китая и, соответственно, к Ван Ману как одному из ярких её представителей. В качестве нижней границы изучаемого периода взят 2019 г. Территориальные рамки работы включают в себя КНР, РФ и англоговорящие страны.
Анализ источниковой базы. Данная работа обладает историографическим акцентом, вследствие чего нами был привлечен широкий круг историографических источников. Широкомасштабно использовались работы отечественных исследователей.
Поскольку же сам смысл и структура нашей работы состоят в полномасштабном привлечении и исследовании не исторических источников, а именно современной историографии, наша источниковая база, помимо историографических источников, крайне небольшая.
Если говорить об исторических источниках, то источниковая база данного исследования состоит лишь из одного источника, относящегося к типу «летописей», а именно «Хань шу», исторической хроники империи Западная Хань, составленной в I в. великим историографом Бань Гу. Важность ее заключается в том, что это, по сути, единственный источник о правлении, деятельности и личности императора Ван Мана. Таким образом, именно на нее стремятся опираться авторы исследований, где оценивается Ван Ман. Соответственно, для адекватного понимания исследований и необходимости увидеть оригинальную трактовку оценки Ван Мана нами использовался данный источник эпохи древности, который также необходимо полноценно понимать.
Характеристика методологической основы магистерской диссертации. Методологические принципы исследования включают в себя:
1. принцип историзма, позволяющий исследовать историческое явление с точки зрения его возникновения, развития и соотношения с другими явлениями;
2. принцип объективности, который позволяет приблизиться к реальности прошлого.
При создании работы использован комплекс общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция) и исторических (проблемно-хронологический, использующийся для упорядочивания историографического материала по историческим периодам, и сравнительно-исторический) методов исследования, позволивших изучить проблему оценки личности Ван Мана. Что касается научной теории, послужившей методологической основой для данной магистерской диссертации, то она была выбрана, исходя прежде всего из целей нашей работы.
Как известно, в историографии до сих пор не существует чёткой и точно определённой оценки личности, деятельности и исторической роли Ван Мана. В связи с этим, важно установить, насколько часто и на основании каких факторов происходила его оценка. Крайне важно для нас проанализировать, на основе каких факторов, особенно внеакадемических, и в связи с какими историческими событиями изменялось отношение учёных к Ван Ману. Именно поэтому нами применяется интеллектуальная история.
Как известно, предмет истории идей включает, как пишет Л. Г. Репина, «не только историю достижений человеческого интеллекта, то есть результатов интеллектуальной, творческой деятельности, но и историю самой этой деятельности в ее процессуальной незавершенности, и культурную среду, задающую ей свои условия и предпосылки». Соответственно, именно в современной интеллектуальной истории чрезвычайно важно «понимание социального контекста интеллектуальной деятельности как культурно-исторической ситуации, задающей не только условия, но вызовы и проблемы, которые требуют своего разрешения».
Опираясь на данную научную теорию, а также на системно-аналитический подход, давший возможность осмыслить работу с историографическим материалом и оформить результаты при помощи вышеуказанных принципов историзма и объективности, мы стремились выявить выраженные в исследованных нами научных работах идеи, ориентируясь на социокультурный контекст (особенно, по возможности, на реальные социально-политические обстоятельства), в котором они возникли.
Научная новизна. В нашем исследовании впервые в отечественной историографии проведен комплексный анализ эволюции оценок современной исторической науки на политическую деятельность Ван Мана.
Сведения об апробации. Промежуточные результаты исследования получили апробацию на региональных научно-практических конференциях. На VI региональной молодёжной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2019 г.) был сделан доклад «Оценка Ван Мана в советской историографии после 1949 г.» на секции «Актуальные проблемы развития государств Центральной Азии и КНР (для магистрантов и аспирантов)». На VII региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 2020 г.) был представлен доклад на тему «Оценка Ван Мана в современной историографии».
Структура работы. Состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Во введении нами обосновываются актуальность исследования, определяются его цели и задачи, описывается методологическая теория. Первая глава посвящена оценке Ван Мана в современной отечественной историографии. Во второй главе нами рассмотрена оценка Ван Мана в современной западной историографии. Третья глава представляет собой анализ оценки Ван Мана в современной историографии Китая. В заключении нами подводятся итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Яркая личность и неординарный правитель, Ван Ман жил в важную и сложную эпоху нараставшего социально-экономического кризиса. Хотя правление Ван Мана и закончилось его свержением, не следует отрицать важность самой его попытки найти выход из ухудшающейся ситуации. Его трагическая судьба привлекла внимание исследователей по всему миру.
Изучив оценку Ван Мана в современной китайской историографии, можно выделить определённые тенденции её развития на протяжении десятилетий. Мнения исследователей относительно Ван Мана очень часто различались и были достаточно спорными. Стоит отметить, что традиция тенденциозности оценки его личности идёт ещё со времён ханьской эпохи. Образ Ван Мана в некотором смысле демонизировался, поскольку, с одной стороны, он сверг династию Хань и «узурпировал» власть. С другой стороны, он потерпел поражение, что для древнекитайских историков было доказательством его нелегитимности и незаконности его правления. Даже его жизнеописание в «Хань шу» не было поставлено в один ряд с другими императорами.
После основания нового Китая начинается дискуссия с марксистских позиций о характере личности и правления Ван Мана. Проанализировав изученные нами работы, мы считаем, что в этот период (от основания КНР до начала «культурной революции») его оценка напрямую связана с внеакадемическими факторами. Именно в этот период на почве марксистской теории происходят так называемые «Пять золотых цветков» (ожесточенные дискуссии по основным на тот момент научно-теоретическим вопросам истории Китая), одним из которых была проблема периодизации древней истории Китая, а именно ее вопрос о времени появления в древнем Китае феодального строя. Таким образом, дискуссия о формационной принадлежности ханьского Китая повлекла за собой и дискуссии в отношении Ван Мана. Отрицательная оценка политической деятельности Ван Мана в тот период могла быть напрямую связана с его борьбой против более прогрессивного на тот момент класса землевладельцев, из-за чего Ван Ман мог обвиняться в реакционности и сопротивлению законам исторического развития.
Как мы видим, научная периодика КНР в области общественных наук, в том числе и истории, в течение 50-80-х гг., да и последующего времени, в значительной степени, является отражением проходивших в соответствующие годы в стране идеологических кампаний, вроде «большого скачка», «критики «банды четырех»», «четырех модернизаций», «борьбы против «буржуазной либерализации»» и т.д. Тем не менее, политизированность и тенденциозность его оценки лишь усугубилась с началом периода «культурной революции» (1966-1976) и стагнации исторической мысли. Вплоть до конца этой эпохи Ван Ман стал одним из символов реакционности, а его политическая деятельность вызывала бурную и яростную критику. По нашему мнению, это было связано с проходившей в те годы кампанией по «критике Линь Бяо и Конфуция». Ван Мана, с одной стороны, опиравшегося в своем правлении на конфуцианцев, а с другой, якобы похожего по характеру на Линь Бяо, стали активно критиковать и разоблачать как реакционного элемента. Ситуация лишь усугубилась, когда началась новая кампания по борьбе с «правыми уклонистами». По мнению критиков, приписывавшееся им стремление к «ревизионизму» объединило их с Ван Маном, аналогично в этом обвинявшемся.
В результате таких статей историческая объективность и реальные факты оказывались вторичными перед стремлением использовать натянутые и крайне сомнительные аналогии из прошлого.
К началу 1980-х гг., в исследования периода правления Ван Мана вернулась некоторая объективность и дискуссионность. Хотя прежние дискуссии о реакционности Ван Мана продолжаются, в некоторых моментах ученые становятся единодушными, например, в осуждении его захватнической и реакционной внешней политики.
После наступления политики реформ и открытости, оценка Ван Мана постепенно перестала даваться лишь с классовой позиции, большое внимание в работах стало уделяться не только его правлению и политической деятельности, но и самой его личности и характеру. Дискуссии стали возникать уже в связи с противоречивостью черт в характере Ван Мана. В настоящее время в Китае он довольно популярен и известен как смелый реформатор, несмотря на провал. Ежегодно выходят как минимум десятки работ, касающиеся его личности, талантов, правления и исторической роли.
Изучив работы, написанные в Советском Союзе, можно сделать вывод, что на оценку политической деятельности Ван Мана повлияли как работы китайских исследователей, так и развернувшаяся дискуссия о формационной принадлежности ханьского периода. В зависимости от взглядов автора на этот вопрос происходила и оценка самого Ван Мана. Тем не менее, уже к 1960-м гг. дискуссия фактически была прекращена, а оценка деятельности Ван Мана на долгое время стала отрицательной. В последние годы в нашей стране появилось новое поколение исследователей ханьского периода истории Китая, а оценки Ван Мана стали более объективными.
Что касается современной англоязычной историографии политической деятельности Ван Мана, в них также изначально господствовала дискуссионность. Характерно, что из-за тенденциозности и спорности его образа, Ван Ман привлек пристальное внимание множества западных исследователей и стал одним из наиболее изучаемых на Западе фигур ханьской эпохи.
В вынесении оценки Ван Ману на Западе практически не прослеживается воздействия политических или иных внеакадемических факторов. В публикациях оценка личности и правления Ван Мана зависели во многом от того, как видел его сам исследователь, поэтому она могла кардинально отличаться от работы к работе. Более того, в 1 том «Кембриджской истории Китая» вошли работы, в которых оценки Ван Мана совершенно различаются. Стоит отметить при этом, что оценка Ван Мана западными исследователями напрямую зависела от их мнения о «Хань шу». Если автор считал, что летопись была «предвзятой» и обладала «вопиющей необъективностью», он мог положительно относиться к Ван Ману вплоть до его апологетики.
Подводя итоги данной работы, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, в историографии до сих пор нет твёрдо установившейся оценки Ван Мана. Это связано как с изменяющимися политическими условиями (КНР, СССР), так и с личными мнениями авторов работ (РФ, Запад). Всё это усиливается изначальной парадоксальностью, спорностью и тенденциозностью сложившегося в древнекитайской историографии образа Ван Мана. Не только его политическая деятельность, но и, например, причины его провала оставляет много места для его оценки современным автором в зависимости от его личного мнения.
Во-вторых, мы считаем, что тенденции оценки Ван Мана в отечественной, китайской и особенно западной историографии кардинально отличаются друг от друга. В отечественной историографии советского периода исследователи оценивали Ван Мана, как правило, исходя из сочетания таких не зависящих от них факторов, как отношения СССР с Китаем (к примеру, в период дружбы ряд исследователей мог подчёркивать позитивный характер реформ Ван Мана, а в годы раскола критиковать и объявлять его реакционером) или классовой и формационной теорий (здесь оценка зависела от определения, интересы какого класса представлял Ван Ман и был ли этот класс прогрессивен на данном этапе общественного развития). В западной историографии существуют достаточно хаотичные оценки Ван Мана, с минимальным влиянием внеакадемических факторов. В китайской же историографии всё, как правило, зависело от линии партии, в результате чего маоистским догмам необходимо было уделять ключевое внимание.
Наконец, парадоксальность и спорность оценки и самого образа Ван Мана происходят не только от многих недосказанностей и неясностей в древнекитайских источниках, но и от противоречивости его деятельности и жизни. По нашему мнению, деятельность Ван Мана можно поделить на два разных периода: в качестве благородного и достойного (как минимум, внешне) представителя знати при ханьского дворе, желающего покончить с нарастающим кризисом в конце Западной Хань, и императора, чья политическая деятельность (реформы и внешняя политика) привели, в той или иной степени, к резкому ухудшению положения народа, отказа от реформ и свержению режима Ван Мана.



1. Хань шу [ У^ ] // Проект электронизации философских трудов Китая. URL:http://ctext.org/han-shu/zhs(дата обращения 19.04.2020).
Исследования:
на русском языке:
1. Барабошкин, К. Е. Рассуждения китайских мыслителей конца древности и раннего средневековья о литературе / К. Е. Барабошкин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - № 1 - М.: 2017. - С. 107-110. - Режим доступа: http : //www. elibrary .ru,свободный. - Загл. с экрана.
2. Боровкова, Л. А. Царства «Западного края» во II-I веках до н. э. / Л. А. Боровкова. - М., 2001. - 368 с.
3. Васильев, Л. С. История Востока [Текст] : в 2 т. / Л. С. Васильев. - М.: Высш. шк., 1993. Т. 1. - 1993. - 495 с.
4. Всемирная история. Т. 2 / Под редакцией Утченко С.Л. и др. - М., 1956. - 899 с.
5. Гринин, Л. Е. Социальная макроэволюция и исторический процесс (к постановке проблемы) / Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев // Философия и общество. - 2007. - №2 (46). - С.19-66. Режим доступа:http://www.elibrary.ru,свободный. - Загл. с экрана.
6. Гумилев, Л. Н. История народов хунну / Л. Н. Гумилев. - М.: Астрель, 2010. - 700, [1] с.
7. Гусаков, В. В. Западная политика империи Хань: предпосылки, стратегия, результаты / В. В. Гусаков // Россия и АТР. - 2009. - № 3 (65). - С. 5-10. - Режим доступа:http://www.elibrary.ru,свободный. - Загл. с экрана.
8. Гусаков, В. В. Политика Китая в Центральной Азии в эпоху династии Хань / В. В. Гусаков // Общество и государство в Китае. - Т. XLI. Ч. I. - М.: ИВ РАН, 2011. - С. 99-102. - Режим доступа:http://www.elibrary.ru,свободный. - Загл. с экрана.
9. Дельнов, А. А. Китайская империя / А. А. Дельнов. - М., 2013. - 560 с.
10. Древние китайцы в эпоху централизованных империй / М. В. Крюков [и др.]. - М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983. - 414, [1] с.
11. Думан, Л. И. Внешнеполитические связи Китая с сюнну в 1-111 вв. / Л. И. Думан // Китай и соседи в древности и средневековье / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения; [отв. ред. С. Л. Тихвинский, Л. С. Переломов; вступ. ст. С. Л. Тихвинского]. - М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1970. - С. 37-50.
12. Елисеефф, В. Цивилизация классического Китая: научно-популярная литература / В. Елисеефф, Д. Елисеефф. - Екатеринбург: У- Фактория, 2007. - 639 с.
13. История древнего мира: [в 3 кн. / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения]; под ред. И. М. Дьяконова [и др.]. - М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983. - [Кн. 2]: Расцвет древних обществ / [И. М. Дьяконов и др. ; отв. ред. И. С. Свенцицкая]. - Изд. 2-е, испр. - 573, [1] с.
14. История Китая / Л.С. Васильев, З.Г. Лапина, А.В. Меликсетов и др.; Под ред. А.В. Меликсетова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2002. - 736 с.
15. История Китая с древнейших времён до начала XXI века: В десяти томах. - Т. II: Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н. э. — III в. н. э.) / Гл. ред. Тихвинский С.Л.; Отв. ред. тома Переломов Л.С. - М., 2013. - 687 с.
16. История Китая с древнейших времён до наших дней / Отв. ред. Симоновская Л.В., Юрьев М.Ф. - М., 1974. - 534 с.
17. Итс, Р. Ф. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII в. / Р. Ф. Итс и Г. Я. Смолин. - Л.: Учпедгиз, 1961. - 216 с.
18. Ковалев, А. А. Император Китая в Хакасской степи / А. А. Ковалев // Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история. - Улан- Удэ: 2011. - С. 77-114. - Режим доступа:http://www.elibrary.ru,свободный. - Загл. с экрана.
19. Кравцова, М. Е. Истоки и этапы формирования института верховной власти и официальной идеологии Китая / М. Е. Кравцова // Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая - СПб., 2012. - С. 9-155.
20. Кроль, Ю. Л. Географический трактат «Истории Хань». Исследование / Ю. Л. Кроль // Страны и народы Востока. Вып. XXXII. - М.:, 2005. - С. 7-54.
21. Кроль, Ю. Л. Отношения империи и сюнну глазами Бань Гу / Ю. Л. Кроль // Страны и народы Востока. Вып. XXXII. - М.:, 2005. - С. 126-361.
22. Кроль, Ю. Л. Оценка Биленштайном Ван Мана в «Кембриджской истории Китая» / Ю. Л. Кроль // Общество и государство в Китае. Т. XXIV - М., 2004. - С. 235-241.
23. Крюгер, Т. Китай. История страны / Т. Крюгер. - М.: 2008. - 544 с.
24. Кудрин, В. И. Из истории аграрной политики в эпоху Хань / В. И. Кудрин // Аграрные отношения и крестьянские движения в Китае. - М., 1974.
- С. 71-98.
25. Кудрин, В. И. О некоторых сторонах социального кризиса империи Восточная Хань накануне восстания «желтых повязок» / В. И. Кудрин // Ученые записки ЛГУ. - 1962. - №304. - С.94-124.
26. Лёве, М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура / М. Лёве.
- М., 2005. - 224 с.
27. Малявин, В. В. Гибель древней империи / В. В. Малявин. - М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983. - 223, [1] с.
28. Малявин, В.В. Империя ученых / В. В. Малявин. - М., 2007. - 384 с.
29. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / Малявин, В. В.. - М., 2000. - 631 с.
30. Манучарова, А. А. Феномен Минтана / А. А. Манучарова // Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая. - СПб.,
2012. - С. 324-355.
31. Мартынов, Д. Е. Конфуций, феодализм, социализм, потребление и Великое единение (диссертация Чэнь Хуань-чжана «Экономические принципы Конфуция и его школы») / Д. Е. Мартынов, А. В. Ткаченко // Учёные записки Отдела Китая ИВ РАН. - Вып. 21. - М.: ИВ РАН, 2016. - С. 249-265.
- Режим доступа:http://www.elibrary.ru,свободный. - Загл. с экрана.
32. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Введ., пер. и прим. Таскина В.С. - М., 1984. - 485 с.
33. Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье: Раздел «Ши хо чжи» из династийных историй / Вступ. статья и коммент. А. А. Бокщанина // АН СССР. Ин-т востоковедения. М.: ГРВЛ, 1980. 256 с. - пер. с кит. А. А. Бокщанина и Лин Кюнъи.
34. Межгосударственные отношения и дипломатия на древнем Востоке / Отв. ред. Стучевский Н. А. - М., 1987. - 311 с.
35. Никифоров, В. Н. Очерк истории Китая / В. Н. Никифоров. - М., 2002. - 448 с.
36. Очерки истории Китая: с древности до «опиумных войн» / под ред. Шан Юэ. - М.: Изд. вост. лит., 1959. - 579 с.
37. Петров, А. А. Ван Чун - древнекитайский материалист и просветитель / А. А. Петров. - М., 1954. - 104 с.
38. Симоновская, Л. В. Очерки истории Китая: пособие для учителя / Л. В. Симоновская, Г. Б. Эренбург, М. Ф. Юрьев. - М.: Учпедгиз, 1956. - 422 с.
39. Синицын, Е. П. Бань Гу - историк древнего Китая / Е. П. Синицын.
- М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1975. - 109, [2] с.
40. Степугина, Т. В. Государство и общество в древнем Китае / Т. В. Степугина // Государство на Древнем Востоке: сб. ст. - М., 2004. - С. 375-448.
41. Хрестоматия по истории древнего мира / под ред. В. В. Струве. - М.: Учпедгиз, 1950. - Т. 1: Древний Восток. - 354 с.
42. Чудодеев, Ю. В. Крах монархии в Китае / Ю. В. Чудодеев. - М.,
2013. - 392 с.
43. Шапиро, С. А. Ретроспективный анализ систем налогообложения в странах Древнего Востока / С. А. Шапиро, М. Г. Пилоян // Ученые записки Российской академии предпринимательства. - Т. 18. - № 1. - М.: Российская академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2019. - С. 188-206. - Режим доступа:http://www.elibrarv.ru,свободный. - Загл. с экрана.
44. Штейн, В. М. Гуань-цзы. Исследование и перевод / В. М. Штейн. - М., 1959. - 380 с.
на китайском языке:
45. Го Тинкан и др. Лунь ван ман дэ «тогу гайчжи» = Обсуждая «реформы со ссылкой на древность» Ван Мана // Вэньшичжэ. 1976. №1. С. 80-84.
46. Гу Силань, Ли Чанхуа. Есиньцзя, иньмоуцзя Ван Ман = Честолюбец и интриган Ван Ман // Аньхуэй шифань дасюэ сюэбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэ бань). 1974. №3. С. 14-18.
47. Е Шичан. Цун Ван Ман дао Дун Хань цзай шо «хоби» и цы = Одним словом говоря еще раз о «валюте» от Ван Мана до Восточной Хань // Чжунго цяньби. 2019. №5. С. 3-5.
48. Ли Цзудэ. Лунь Си Хань дэ хоби гайчжи цзянь лунь Си Хань дэ «чжун нун и шан» чжэнцэ = Обсуждая денежные реформы Западной Хань - вместе с обсуждением политики «благоприятствования сельскому хозяйству в ущерб торговле» Западной Хань // Лиши яньцзю. 1965. №3. С. 83-98.
49. Мэн Цзюй. Лунь Ван Ман гайчжи шибай дэ юаньинь - цзянь лунь чжугуань дунцзи юй кэгуань сяого дэ гуаньси = Обсуждая причины поражения реформ Ван Мана - вместе с обсуждением субъективных мотивов с объективными результатами // Лиши цзяосюэ вэньти. 1991. №3. С. 7-11.
50. Сунь Цзясян, Цэн Сянькай, Чжэн Чангань. Цзай чжунго гудай ши цзяосюэ чжун пипань цзычань цзецзи фаньдун лиши гуаньдянь дэ тиган (чугао) = Основные положения критики буржуазной реакционной точки зрения на историю при преподавании истории древнего Китая (первоначальный вариант) // Преподавание и исследование. 1958. №1. С. 54-62.
51. Хоу Цунлин, Ли Ханьбинь. Ван Ман гэсин дуй ци гайчжи чэнбай инсян дэ фэньси = Анализ влияния характера Ван Мана на успех и поражение его реформ // Цзяин сюэюань сюэбао. 2016. №6. С. 35-39.
52. Цай Шицзе. Лунь Ван Ман туди фалюй чжиду дэ гайгэ = Обсуждая реформу системы земельного права Ван Мана // Шаньдун гаодэн сюэсяо шэхуэй кэсюэ сюэбао. 2009. №11. С. 122-123.
53. Чжу Пэйшэн. Ван Ман «ванн тянь» чжи дэ шичжи = Суть системы «ван тянь» Ван Мана // Чжуннань миньцзу сюэюань сюэбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэ бань). 1983. №1. С. 61-63.
54. Чэн Ювэй. Лунь Ван Ман гайчжи чжун дэ «сышу» шэньфэнь = Обсуждая положение «лично зависимых» при реформах Ван Мана // Чжунчжоу сюэкан. 1983. №3. С. 106-107.
55. Чэнь Ичжэнь. Лунь Лю Сю = Рассуждая о Лю Сю // Сычуань дасюэ сюэбао (шэхуэй кэсюэ бань). 1957. №3. С. 83-91.
56. Чэнь Пэнчэн. Чжунго лиши цанькао тупянь шомин = Характеристика справочных иллюстраций к «Истории Китая» // Лиши цзяосюэ. 1964. №6. С. 54.
57. Чэнь Чжунфэн. Ван Ман ичжи шэ тань сысян дэ дандай цзеду = Современная трактовка идеи Ван Мана обуздать роскошь и коррупцию // Хуайбэй мэйтань шифань сюэюань сюэбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэ бань). 2008. №4. С. 99-101.
58. Ян Сянкуй. Чжоу ли нэйжун дэ фэньси цзи ци чжицзо шидай =
Анализ содержания «Чжоу ли» и эпоха его создания // Шаньдун дасюэ сюэбао.
1954. №1. С. 1-32.
59. Ян Чуннянь. Лунь Ван Ман фуби дэ шэхуэй цзичу = Обсуждая социальную основу реставрации Ван Мана // Бэйцзин шифань дасюэ сюэбао (шэхуэй кэсюэ бань). 1976. №3. С. 67-71.
на английском языке:
60. Anderson, G. To Change China: A Tale of Three Reformers / G. Anderson // Asia Pacific: Perspectives. - 2001. - №1. - P. 1-18.
61. Arbuckle, G. The Gongyang school and Wang Mang / G. Arbuckle // Monumenta Serica. - 1994. - Vol. 42. - P. 127-150.
62. Bielenstein, H. Emperor Kuang-Wu (A.D. 25-57) and the northern barbarians / H. Bielenstein. - Canberra, Australian National University, 1956. - 23 p.
63. Bielenstein, H. The restoration of the Han dynasty: The people. Vol. 3 / H. Bielenstein // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. -1967. - Vol. 39. - P. 1-198.
64. Bielenstein, H. The restoration of the Han dynasty: The civil war. Vol. 2 / H. Bielenstein // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. - 1959. - Vol. 31. - P. 1-287.
65. Bielenstein, H. The restoration of the Han dynasty: With prolegomena on the historiography of the Hou HanShu. Vol. 1 / H. Bielenstein // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. - 1954. - Vol. 26. - P. 1-209.
66. Bielenstein, H. Wang Mang, the restoration of the Han dynasty, and Later Han / H. Bielenstein // Twitchett D.C., Fairbank J.K. The Cambridge History of China. Vol. 01. The Ch'in and Han Empires, 221 B.C. - A.D. 220. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - P. 223-290.
67. Bowman, J. S. Columbia chronologies of Asian history and culture / J. S. Bowman. - New York: Columbia University Press, 2000. - xvi, 751 p.
68. Ch'en, C. Confucian, Legalist, and Taoist thought in Later Han / C. Ch'en // Twitchett D.C., Fairbank J.K. The Cambridge History of China. Vol. 01. The Ch'in and Han Empires, 221 B.C. - A.D. 220. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - P. 766-807.
69. De Crespigny, R. Northern frontier: the policies and strategy of the Later Han Empire / R. De Crespigny. - Canberra: Faculty of asian Studies, Australian National University, 1984. - 630 pp.
70. De Crespigny, R. Portents of protest in the Later Han dynasty: the memorials of Hsiang K'ai to Emperor Huan / R. De Crespigny. -Canberra: Faculty of Asian Studies in association with Australian National University Press, 1976. - vii, 124 pp.
71. De Crespigny, R. The last of the Han: being the chronicle of the years 181-220 A.D. as recorded in chapters 58-68 of the Tzu-chih t’ung-chien of Ssu-ma Kuang / R. De Crespigny. - Canberra, ANU Press, 1969. - xxxiii, 558 pp., two maps.
72. Dubs, H. H. Wang Mang and His Economic Reforms / H. H. Dubs // T'oung Pao. - Vol. 35. - Livr. 4. - 1940. - P. 219-265.
73. Dull, J. L. Kao-Tsu’s Founding and Wang Mang’s Failure: Studies in Han Time Legitimation / J. L. Dull. - Washington: University of Washington, 2006. - 67 p.
74. Eberhard, W. A History of China / W. Eberhard. - Berkeley: University of California Press, 1969. - 367 p.
75. Elisseeff, D. et V. La Civilisation de la Chine classique / D. et V. Elisseeff. - Paris: Arthaud, 1979. - 629 p.
76. Gardiner, K. J. H. The Early History of Korea / K. J. H. Gardiner. - Canberra, ANU Press, 1969. - Maps, illustrations, viii, 78pp.
77. Hu, S. Wang Mang, the socialist emperor of nineteen centuries ago / S. Hu // Journal of the North China Branch of the Royal Asiatic Society. - 1928. - №59. - P. 218-230.
78. Korotayev, A. Introduction to Social Macrodynamics: Secular Cycles and Millennial Trends / A. Korotayev, A. Malkov, D. Khaltourina. - Moscow: KomKniga, 2006. - 176 p.
79. Kruger, R. All Under Heaven: A Complete History of China / R. Kruger. - Chichester: Wiley, 2003. - 422 p.
80. Lewis, M. E. Construction of Space in Early / M. E. Lewis. - Albany, NY: State University of New York, 2005. - 505 p.
81. Lewis, M.E. The Early Chinese Empires: Qin and Han / M. E. Lewis. - Massachusetts: Harvard University Press, 2007. - 321 p.
82. Littrup, L. Rudi Thomsen, Ambition and Confucianism. A biography of Wang Mang (Arhus: Aarhus University Press, 1988) / L. Littrup // Historisk Tidsskrift. - 1990. - Bind 90, №1. - P. 180-181.
83. Loewe, M. Everyday Life in Early Imperial China During the Han Period 202 BC-AD 220 / M. Loewe. - London: Batsford, 1968. - 208 p.
84. Loewe, M. The concept of sovereignty / M. Loewe // Twitchett D.C., Fairbank J.K. The Cambridge History of China. Vol. 01. The Ch'in and Han Empires, 221 B.C. - A.D. 220. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - P. 726-746.
85. Loewe, M. The Heritage Left to the Empires / M. Loewe // Loewe M., Shaughnessy E.L. The Cambridge History of Ancient China. From the Origins of Civilization to 221 BC. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - P. 967-1032.
86. Loewe, M. Wang Mang and his forbears: the making of the myth / M. Loewe // T'oung Pao. - 1994. - Vol. 80, №4-5. - P. 197-222.
87. May, B. Medical events in the time of Wang Mang / B. May, T. Tomoda // Pacific Journal of Oriental Medicine. - 2002. -Vol. 14. - P. 45-56.
88. Obrusanszky, B. Huns and Chinese frontier policies on the Silk Road /
B. Obrusanszky // Журнал фронтирных исследований. - 2018. - №3 (11). -
C. 59-72. - Режим доступа:http://www.elibrary.ru,свободный. - Загл. с экрана.
89. Pines, Y. The Messianic Emperor: A New Look at Qin’s Place in China’s History / Y. Pines // Birth of an Empire: The State of Qin revisited. - Berkeley: University of California Press, 2014. - P. 258-279.
90. Psarras, S.-K. Han and Xiongnu. A Reexamination of Cultural and Political Relations (II) / S.-K. Psarras // Monumenta Serica. - 2004. - Vol. 52. - P. 37-93.
91. Puett, M. Centering The Realm: Wang Mang, The Zhouli, And Early Chinese Statecraft / M. Puett // Statecraft and Classical Learning: The Rituals of Zhou in East Asian History. - Leiden: Brill, 2010. - P. 129-154.
92. Thomsen, R. Ambition and Confucianism, A Biography of Wang. Mang / R. Thomsen. - Aarhus: Aarhus University Press, 1988. - 249 p.
93. Sadao, N. The economic and social history of Former Han / N. Sadao // Twitchett D.C., Fairbank J.K. The Cambridge History of China. Vol. 01. The Ch'in and Han Empires, 221 B.C. - A.D. 220. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - P. 545-607.
94. Sargent, C. B. Subsidized History: Pan Ku and the Historical Records of the Former Han Dynasty / C. B. Sargent // The Far Eastern Quarterly. - Vol. 3. - No 2. -1944. - P. 119-143.
95. Tse, W. K. W. Dynamics of Disintegration: The Later Han Empire (25-220 CE) & Its Northwestern Frontier / W. K. W. Tse. - University of Pennsylvania,
2012.
96. Tye, R. Wang Mang / R. Tye. - South Uist, 1993. - 20 p.
97. Yates, R. D. S. The Changing Status of Slaves in the Qin-Han Transition / R. D. S. Yates // Birth of an Empire: The State of Qin revisited. - Berkeley: University of California Press, 2014. - P.206-223.
98. Zhao, D. The Confucian-Legalist State: A New Theory of Chinese History / D. Zhao. Oxford: Oxford University Press, 2015. 472 p.
99. Zhao, L. In Pursuit of the Great Peace: Han Dynasty Classicism and the Making of Early Medieval Literati Culture / L. Zhao. University of Pennsylvania,2013. - 341 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ