ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ В 90-г и ХХв - НАЧАЛО XXI: итоги и последствие
|
Введение 3
Глава 1. ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ
В 1990-2005гг 15
1.1 Особенности и перспективы развития политических процессов в
транзитный период 15
1.2 Этапы становление и стабилизации новой политической системы 25
1.3. Формирования новых демократических институтов политической власти 36
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
КЫРГЫЗСТАН ПОСЛЕ «РЕВОЛЮЦИИ ТЮЛПАНОВ» (2005-н.в) 49
2.1. Проведение Конституционной реформы и укрепление режима К. С.
Бакиева 49
2.2. Политические кризисы 2005- 2009 годы и его последствия 60
2.3. Кыргызстан в поисках путей выхода из кризиса: и их влияние на процесс модернизации 74
Заключения 87
Библиографический список
Глава 1. ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ
В 1990-2005гг 15
1.1 Особенности и перспективы развития политических процессов в
транзитный период 15
1.2 Этапы становление и стабилизации новой политической системы 25
1.3. Формирования новых демократических институтов политической власти 36
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
КЫРГЫЗСТАН ПОСЛЕ «РЕВОЛЮЦИИ ТЮЛПАНОВ» (2005-н.в) 49
2.1. Проведение Конституционной реформы и укрепление режима К. С.
Бакиева 49
2.2. Политические кризисы 2005- 2009 годы и его последствия 60
2.3. Кыргызстан в поисках путей выхода из кризиса: и их влияние на процесс модернизации 74
Заключения 87
Библиографический список
Актуальность темы исследования определяется тем, что глубокие политические изменения последних тридцатилетних в Кыргызстане нередко рассматриваются в контексте общего процесса демократизации, охватившего многие страны и регионы всего мира. Эти изменения связаны, в первую очередь, с существенным ослаблением позиций тоталитаризма и распространением вширь демократической системы.
Точка отсчета нового этапа формационного развития нашей республики начинается с основополагающего законодательного акта страны «Декларация о государственной независимости» (1991г.), определявшей степень самостоятельности национального государства.
С момента обретения подлинной независимости (1991г.), исходному рубежу, с которого в Кыргызстане начался процесс строительства национальной государственности, трансформации политической системы, был выбран капиталистические ориентированный путь развития. По типу формирующейся политической системы Кыргызская Республика оказалась в числе молодых государств, которые перенесли на национальную почву заимствованные у Запада буржуазно-демократические, государственно-правовые и политические реформы.
Кыргызстан, как и другие страны СНГ, не завоевал свою независимость, не выстрадал ее в мучительной борьбе, а просо ее получил, можно сказать, как подарок судьбы. Данное обстоятельство во многом определяет и весь ход политических процессов в Кыргызстане, которые в большинстве своем сформировались, на наш взгляд, в результате внешнеполитических действий.
На современном этапе развития на политические процессы, становление ее политической системы - в особенности на государство, политические и правовые отношения, политическую деятельность и политические сознание в республики большее влияние оказывает внешнеполитические факторы.
Можно отметить, что государственные устройства бывших среднеазиатских республик постепенно приобретают схожие черты, и эти черты не в пользу демократических преобразований.
Особенность развития политических процессов в Кыргызстане состоит в том, что они - не только результат взаимодействия формальных и неформальных общественно-политических структур, но и влияния совокупности геополитических, экономических, социально-демографических и т.д. факторов объективного и субъективного характера.
Естественное перекрещивание исторического, политического и государствоведческого подходов к изучению политических процессов в Кыргызстане требует исследования многих сложных вопросов, таких как выяснение характера транзита, его завершенности или незавершенности, в случае последнего - определение этапа, на котором находятся наше государство, закономерностей и особенностей переходного периода и его динамики, а также таких, на первый взгляд совершенно ясных проблем, как модель государственного устройства (форма правления, форма государственного устройства и политический режим), развитие институтов парламентаризма, многопартийности и партийной структуры и др.
Таким образом, очевидной проблемой, требующего особого изучения, является, архисложные проблемы переходного периода от тоталитаризма к демократии имеет не только теоретический, но и практический интерес, поскольку в каждой стране он имеет свою специфику, основой которого являются особенности политического, социально-экономического и культурного ландшафта.
Объектом исследования является политические процессы в Кыргызстане в 90-г. ХХ - начало XXI: итоги и последствия.
Предметом исследования выступают политические процессы в Кыргызской Республике в указанных хронологических рамках, в частности общие и особенные черты процессов демократизации Кыргызстана в условиях транзитного периода развития общества.
Степень изученности проблемы. Насыщенность и динамизм общественно-политической жизни суверенного Кыргызстана, возрастание роли политических надстроек, активно воздействующих на изменения в базисных структурах, их подвижность и неустойчивость, тенденция к новым, нередко резким переменам и сдвигам в государственно-политической сфере превращают проблемы современной общественно-политической трансформации Кыргызстана в актуальный и самостоятельный объект исследования. Разработка этой сложной и обширной темы предполагает разные уровни анализа: от теоретических обобщений, основанных на выявлении закономерностей, особенностей и тенденций политических процессов в мировом масштабе до региональных (Центральноазиатский регион) и страновых исследований.
В данном исследовании выделено несколько крупных работ. Работы, анализирующие широкий круг специфических проблем перехода от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии на опыте бывших социалистических стран. Во-первых, это теоретические труды, изучающие особенности трансформационных процессов посткоммунистических стран (многоэтапность), перехода от тоталитаризма к новой эффективной модели государственного развития. Во-вторых, исследования, в которых разрабатываются теория моделей государственного устройства и всесторонне анализируются позитивные и негативные последствия выбора той или иной модели республиканского правления. Особо хотелось бы выделить исследования М. Шугарта и Дж. Кэри , которые представили анализ режимов с выборным президентом, в частности президентского, премьер- президентского и президентско-парламентского, с обстоятельным разбором их преимуществ и недостатков, а также труд «Президенциализм и демократия»4, раскрывающий основные характеристики президентской системы, с их позитивным и негативным влиянием на развитие демократии.
Труды, посвященные изучению политических партий в контексте анализа политической организации общества и демократии. Большую теоретическую и практическую значимость для понимании динамики партогенеза, становления партийных систем представляет труды теоретиков, они внесли огромный вклад в теорию партийного строительства и соперничества партий при различных избирательных системах, а также в исследование политических последствий избирательных систем и их влияния на формирование партий и партийных систем.
Работы ученных стран СНГ, посвященных исследованию, как мировых проблем , так и страновой проблематики: 1) проблемы перехода от тоталитаризма и авторитарных режимов к демократическому обществу, формирование новой социально-стратификационной структуры рассматриваются в работах В. Гельмена, Д. Фадеева, А. Клямкина и др. Эти авторы настаивают на необходимость в период переходного периода в России установления авторитаризма, в силу сложности стоящих перед ней задач экономического, социально-политического культурного развития; 2) ряд российских исследований посвящен анализу конкретных аспектов политической трансформации, государственного строительства в России и Кыргызстане. 3) серьезный вклад в разработку проблем многопартийности в обществе переходного периода внесен работами В. Лапаевой, Ю. Юдина, В. Олещук, К. Орловой и др.; 4) труды казахстанских ученых, посвященные тенденций современного политического процесса анализа не. Они важны для понимания сущности происходящего образований не только в Казахстане, но и в Кыргызстане поскольку динамика и сущность преобразований в обоих государствах весьма близки друг другу. Проблемы переходного периода в центре внимания в исторической и политических науках. Большое внимание уделяется трансформации советской политической системы, ее основных институтов а также отдельных компонентов гражданского общества и правового государства в Казахстане , деятельности Казахстанского парламента. Пристальное внимание привлекает деятельность политических партий и становление многопартийности в Казахстане; 4) исследования кыргызстанских ученых, анализирующих современные политические процессы в странах Центальноазиатского региона . Особое внимание привлекает Т. Ожукеевой , использующей цивилизационные работа подходы: во-первых, к исследованию политических процессов в государствах Центральной Азии, реализации в их практике конституционно-правового принципа разделения властей В создания институтов новой политической системы (президетства, парламентаризма, многопартийности которые подробно рассматриваются не только в Кыргызстане, но и в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. По мнению автора, действенность принципа разделения властей зависит от многих исторических факторов, таких как особенности становления и эволюции государственных органов, расстановки классовых сил в стране; во-вторых, к анализу уникального опыта создания национальной государственности в странах региона в условиях реальной независимость. В заключении Т. Ожукеева делает вывод, что во всех государствах региона принцип разделения власти закреплен в Конституциях, однако способы их разделения и взаимодействия не одинаковы, различны и способы их реализации. Однако она отмечает, что президентская власть во всех странах региона приобретает гипертрофированный характер, подчиняя себе все остальные ветви власти.
Научные исследования кыргызстанских ученых, анализирующих различные аспекты политического развития современного Кыргызстана. Начальному периоду суверенизации посвящен ряд фундаментальных исследований, посвященных проблеме трансформации политической системы в целом и ее непосредственных субъекто.
Правда последние рассматриваются различению, без учета сложной динамики и противоречий в рамках единой интегрированной системы политических отношений. При этом упор делается на описание институтов, а не анализ процесса взаимодействия всех элементов политической системы. Одним из первых исследований в этой области является работа У. Чотонов, в которой производится общий анализ проблем, связанных с начальным этапом становления и проведения первых реформ по созданию новых демократических институтов (1991-1995 гг.). Большое внимание уделено вопросам экономической и социальной политики государств, проводимой и переходный к рыночным отношениям период. Несомненным достоинством этого труда является привлечение автором широкого круга исторических источников.
Особое внимание уделяется исследования кыргызских учёных, анализирующих современные политические процессы в странах Центральноазиатского региона . Особое внимание привлекает работа Т. Ожукеевой, использующей цивилизационные подходы: во-первых, к исследованию политических процессов в государствах центральной Азии, реализации в их практике конституционно-правового принципа разделения властей и создания институтов новой политической системы (президентства, парламентаризма, многопартийности), которые подробно рассматриваются не только в Кыргызстане, но и остальных странах Центральной Азии.
Исследования кыргызских ученых, анализирующих различные аспекты политического развития современного Кыргызстана. Начальному периоды суверенизации посвящён ряд фундаментальных исследований, посвященных проблеме трансформации политической системы в целом и ее непосредственных субъектов. Одним из первых исследований в этой области является работа У. Чотонова, в которой проводится общий анализ проблем, связанных с начальным этапом становления суверенитета и проведения первых реформ по созданию новых демократических институтов (1991-1995 гг.).
В кыргызской истографии есть ряд исследований, раскрывающих создание в укрепление кыргызской государственности в период независимости, а также государственную политику, проводимую в 1991¬1998 гг. в социально-экономической сфере.
Особо необходимо выделить труды У. Чиналиева. В работе «Реализация принципа разделения властей в современном Кыргызстане» автор анализирует сущность теории разделение властей на три ветви. Существенный вклад в разработку и анализ конкретных политических институтов, таких как президенциализм, парламентаризм, многопартийность и др. внесли коллективные работы «Политическая история Кыргызстана» (2001 г.) и «Политический Кыргызстан» (2001 г.).
Анализа процесса эволюции, структуры и деятельности законодательного органа после конституционных изменений 1996г. посвящена работа «Парламент и парламентаризм» в Кыргызстане» .
В работах Ч. Нусупова рассматривается роль и место национальной идеологии как важного элемента политической культуры при формировании гражданского общества и укрепления реформированной политической системы республики, а также дается философско-культурологический анализ развития национальной культуры и государственности кыргызского народа.
Исключительные значение для кыргызской историографии имеет публикация сборника «Аксыйский дневник», содержащий статьи независимых журналистов и другие материалы периодической печати, объективно отражающие хронику трагических событий первой половины 2002 г. в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. Авторы открыто без обиняков заявляют о виновности в этой трагедии чиновников высшего ранга.
Современные политические процессы, происходящие в Кыргызстане после приобретения независимости, интересуют многих отечественных историков, политологов и юристов, посвятивших различным аспектам исследуемой проблемы свои многочисленные публикации . Несмотря на некоторую фрагментарность, они характеризуются глубиной анализа и новым подходом к осмыслению разнообразных проблем сложного и противоречивого пути становления независимого Кыргызстана.
Анализ программных источников, документов и материалов позволил сделать следующий вывод относительно степени изученности данной проблемы в литературе. Избранная тема исследования не рассматривалась в прямой постановке в качестве научной проблемы, в том числе и в докторских диссертациях. В силу того, что изучение данной проблемы носит прикладной, либо односторонний характер, а количество проблем, связанных с политической динамикой, ширится, считаем важным изучение политических процессов в единстве всех их составляющих - процессов институционализации, механизма функционирования, социальных и культурных взаимодействий, совместных действий представителей политической элиты, формирующихся политических партий и общественно-политических движений. Диссертационное исследование проблемы политических процессов в ракурсе взаимодействий субъектов и институтов, социальной направленности, на наш взгляд, поможет восполнить недостающие звенья изучения этой проблемы. Это тем более важно в настоящее время, когда в стране обозначена стратегия развития, реализация которой возможна только в комплексе политических и социальных решений.
Целью диссертационного исследования является рассмотреть проблемы политического процесса в Кыргызстане в 90-г. ХХв. - начало XXI: итоги и последствии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть особенности и перспективы развитие политических процессов Кыргызстана в транзитный период;
- определить этапы становление и стабилизации новой политической системы, а также формирования новых демократических институтов политической власти;
- рассмотреть проведение Конституционной реформы и укрепление режима К. С. Бакиева после «Революции тюльпанов»;
- проанализировать политические кризисы 2007-2010 годы и его последствия и их влияние на процесс модернизации.
Хронологические рамки исследования охватывают время с конца 90¬г. XX - начало XXI вв.
Источниковая база исследования. В соответствии с задачами исследования был привлечен ряд источников. Конституция Кыргызской Республики, Законодательство Кыргызской Республики, нормативно-правовые акты, указы и постановления главы государства. Регламенты Законодательного Собрания и Собрания народных представителей, официальные документы и протоколы сессий Жогорку Кенеша, данные ЦИК. Особое место в базе источников по тематике диссертации занимают архива КР. Документами, заложившими основы политического процесса независимого Кыргызстана, стали: «Декларация о государственном суверенитете» от 15 декабря 1990 г. и «Декларация о государственной независимости» от 31 августа 1991 г.
Зарубежные и отечественные историко-политические концепции, информационные и статические данные, представляющие исследователю шифровые данные, характеризующие качественную сторону исторических процессов, событий и фактов с количественной точки зрения. х использование помогает анализировать и качественную, и количественную характеристику исторической действительности.
Методологическая основа. Политические процессы в Кыргызской Республике, как комплексная проблема, может быть исследована, основываясь а применении различных теоретико-методологических парадигм современной политологии и истории. В основу исследования и анализа особенностей формирован я политический процессы Кыргызстана были положены такие принципы исследования, как диалектика, объективность, реализм, транзитология, общелогические методы анализ, синтез, обобщение, сравнение.
В процессе исследования мы опирались так же на различные методы в изучении политологии и других гуманитарных наук. Важное место занимали историзм и компаративный подход, поскольку без сопоставления настоящего с прошлым, выяснения факторов и механизмов развитая и трансформации политической системы невозможно понять политическую реальность современного кыргызстанского общества. Еще одним методологическим принципом работы является системный анализ, рассматривающий политическую процесса как сложное, развивающееся многоуровневое явление тесно взаимосвязанное с политической культурой, менталитетом и социально-экономическими процессами внутри государства.
В целом, методологическая основа диссертации, обусловлена спецификой проблемы политического процесса Кыргызстана и связанных с ней исследуемых задач.
Структура работы определена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, включающих параграфов, заключения и библиографического списка. В рамках введения определена актуальность исследуемой темы, охарактеризованы степень изученности проблемы, выделены объект и предмет исследовательской работы, определены её цель, задачи, проанализированы источниковая база, методология и методы исследования.
Точка отсчета нового этапа формационного развития нашей республики начинается с основополагающего законодательного акта страны «Декларация о государственной независимости» (1991г.), определявшей степень самостоятельности национального государства.
С момента обретения подлинной независимости (1991г.), исходному рубежу, с которого в Кыргызстане начался процесс строительства национальной государственности, трансформации политической системы, был выбран капиталистические ориентированный путь развития. По типу формирующейся политической системы Кыргызская Республика оказалась в числе молодых государств, которые перенесли на национальную почву заимствованные у Запада буржуазно-демократические, государственно-правовые и политические реформы.
Кыргызстан, как и другие страны СНГ, не завоевал свою независимость, не выстрадал ее в мучительной борьбе, а просо ее получил, можно сказать, как подарок судьбы. Данное обстоятельство во многом определяет и весь ход политических процессов в Кыргызстане, которые в большинстве своем сформировались, на наш взгляд, в результате внешнеполитических действий.
На современном этапе развития на политические процессы, становление ее политической системы - в особенности на государство, политические и правовые отношения, политическую деятельность и политические сознание в республики большее влияние оказывает внешнеполитические факторы.
Можно отметить, что государственные устройства бывших среднеазиатских республик постепенно приобретают схожие черты, и эти черты не в пользу демократических преобразований.
Особенность развития политических процессов в Кыргызстане состоит в том, что они - не только результат взаимодействия формальных и неформальных общественно-политических структур, но и влияния совокупности геополитических, экономических, социально-демографических и т.д. факторов объективного и субъективного характера.
Естественное перекрещивание исторического, политического и государствоведческого подходов к изучению политических процессов в Кыргызстане требует исследования многих сложных вопросов, таких как выяснение характера транзита, его завершенности или незавершенности, в случае последнего - определение этапа, на котором находятся наше государство, закономерностей и особенностей переходного периода и его динамики, а также таких, на первый взгляд совершенно ясных проблем, как модель государственного устройства (форма правления, форма государственного устройства и политический режим), развитие институтов парламентаризма, многопартийности и партийной структуры и др.
Таким образом, очевидной проблемой, требующего особого изучения, является, архисложные проблемы переходного периода от тоталитаризма к демократии имеет не только теоретический, но и практический интерес, поскольку в каждой стране он имеет свою специфику, основой которого являются особенности политического, социально-экономического и культурного ландшафта.
Объектом исследования является политические процессы в Кыргызстане в 90-г. ХХ - начало XXI: итоги и последствия.
Предметом исследования выступают политические процессы в Кыргызской Республике в указанных хронологических рамках, в частности общие и особенные черты процессов демократизации Кыргызстана в условиях транзитного периода развития общества.
Степень изученности проблемы. Насыщенность и динамизм общественно-политической жизни суверенного Кыргызстана, возрастание роли политических надстроек, активно воздействующих на изменения в базисных структурах, их подвижность и неустойчивость, тенденция к новым, нередко резким переменам и сдвигам в государственно-политической сфере превращают проблемы современной общественно-политической трансформации Кыргызстана в актуальный и самостоятельный объект исследования. Разработка этой сложной и обширной темы предполагает разные уровни анализа: от теоретических обобщений, основанных на выявлении закономерностей, особенностей и тенденций политических процессов в мировом масштабе до региональных (Центральноазиатский регион) и страновых исследований.
В данном исследовании выделено несколько крупных работ. Работы, анализирующие широкий круг специфических проблем перехода от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии на опыте бывших социалистических стран. Во-первых, это теоретические труды, изучающие особенности трансформационных процессов посткоммунистических стран (многоэтапность), перехода от тоталитаризма к новой эффективной модели государственного развития. Во-вторых, исследования, в которых разрабатываются теория моделей государственного устройства и всесторонне анализируются позитивные и негативные последствия выбора той или иной модели республиканского правления. Особо хотелось бы выделить исследования М. Шугарта и Дж. Кэри , которые представили анализ режимов с выборным президентом, в частности президентского, премьер- президентского и президентско-парламентского, с обстоятельным разбором их преимуществ и недостатков, а также труд «Президенциализм и демократия»4, раскрывающий основные характеристики президентской системы, с их позитивным и негативным влиянием на развитие демократии.
Труды, посвященные изучению политических партий в контексте анализа политической организации общества и демократии. Большую теоретическую и практическую значимость для понимании динамики партогенеза, становления партийных систем представляет труды теоретиков, они внесли огромный вклад в теорию партийного строительства и соперничества партий при различных избирательных системах, а также в исследование политических последствий избирательных систем и их влияния на формирование партий и партийных систем.
Работы ученных стран СНГ, посвященных исследованию, как мировых проблем , так и страновой проблематики: 1) проблемы перехода от тоталитаризма и авторитарных режимов к демократическому обществу, формирование новой социально-стратификационной структуры рассматриваются в работах В. Гельмена, Д. Фадеева, А. Клямкина и др. Эти авторы настаивают на необходимость в период переходного периода в России установления авторитаризма, в силу сложности стоящих перед ней задач экономического, социально-политического культурного развития; 2) ряд российских исследований посвящен анализу конкретных аспектов политической трансформации, государственного строительства в России и Кыргызстане. 3) серьезный вклад в разработку проблем многопартийности в обществе переходного периода внесен работами В. Лапаевой, Ю. Юдина, В. Олещук, К. Орловой и др.; 4) труды казахстанских ученых, посвященные тенденций современного политического процесса анализа не. Они важны для понимания сущности происходящего образований не только в Казахстане, но и в Кыргызстане поскольку динамика и сущность преобразований в обоих государствах весьма близки друг другу. Проблемы переходного периода в центре внимания в исторической и политических науках. Большое внимание уделяется трансформации советской политической системы, ее основных институтов а также отдельных компонентов гражданского общества и правового государства в Казахстане , деятельности Казахстанского парламента. Пристальное внимание привлекает деятельность политических партий и становление многопартийности в Казахстане; 4) исследования кыргызстанских ученых, анализирующих современные политические процессы в странах Центальноазиатского региона . Особое внимание привлекает Т. Ожукеевой , использующей цивилизационные работа подходы: во-первых, к исследованию политических процессов в государствах Центральной Азии, реализации в их практике конституционно-правового принципа разделения властей В создания институтов новой политической системы (президетства, парламентаризма, многопартийности которые подробно рассматриваются не только в Кыргызстане, но и в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. По мнению автора, действенность принципа разделения властей зависит от многих исторических факторов, таких как особенности становления и эволюции государственных органов, расстановки классовых сил в стране; во-вторых, к анализу уникального опыта создания национальной государственности в странах региона в условиях реальной независимость. В заключении Т. Ожукеева делает вывод, что во всех государствах региона принцип разделения власти закреплен в Конституциях, однако способы их разделения и взаимодействия не одинаковы, различны и способы их реализации. Однако она отмечает, что президентская власть во всех странах региона приобретает гипертрофированный характер, подчиняя себе все остальные ветви власти.
Научные исследования кыргызстанских ученых, анализирующих различные аспекты политического развития современного Кыргызстана. Начальному периоду суверенизации посвящен ряд фундаментальных исследований, посвященных проблеме трансформации политической системы в целом и ее непосредственных субъекто.
Правда последние рассматриваются различению, без учета сложной динамики и противоречий в рамках единой интегрированной системы политических отношений. При этом упор делается на описание институтов, а не анализ процесса взаимодействия всех элементов политической системы. Одним из первых исследований в этой области является работа У. Чотонов, в которой производится общий анализ проблем, связанных с начальным этапом становления и проведения первых реформ по созданию новых демократических институтов (1991-1995 гг.). Большое внимание уделено вопросам экономической и социальной политики государств, проводимой и переходный к рыночным отношениям период. Несомненным достоинством этого труда является привлечение автором широкого круга исторических источников.
Особое внимание уделяется исследования кыргызских учёных, анализирующих современные политические процессы в странах Центральноазиатского региона . Особое внимание привлекает работа Т. Ожукеевой, использующей цивилизационные подходы: во-первых, к исследованию политических процессов в государствах центральной Азии, реализации в их практике конституционно-правового принципа разделения властей и создания институтов новой политической системы (президентства, парламентаризма, многопартийности), которые подробно рассматриваются не только в Кыргызстане, но и остальных странах Центральной Азии.
Исследования кыргызских ученых, анализирующих различные аспекты политического развития современного Кыргызстана. Начальному периоды суверенизации посвящён ряд фундаментальных исследований, посвященных проблеме трансформации политической системы в целом и ее непосредственных субъектов. Одним из первых исследований в этой области является работа У. Чотонова, в которой проводится общий анализ проблем, связанных с начальным этапом становления суверенитета и проведения первых реформ по созданию новых демократических институтов (1991-1995 гг.).
В кыргызской истографии есть ряд исследований, раскрывающих создание в укрепление кыргызской государственности в период независимости, а также государственную политику, проводимую в 1991¬1998 гг. в социально-экономической сфере.
Особо необходимо выделить труды У. Чиналиева. В работе «Реализация принципа разделения властей в современном Кыргызстане» автор анализирует сущность теории разделение властей на три ветви. Существенный вклад в разработку и анализ конкретных политических институтов, таких как президенциализм, парламентаризм, многопартийность и др. внесли коллективные работы «Политическая история Кыргызстана» (2001 г.) и «Политический Кыргызстан» (2001 г.).
Анализа процесса эволюции, структуры и деятельности законодательного органа после конституционных изменений 1996г. посвящена работа «Парламент и парламентаризм» в Кыргызстане» .
В работах Ч. Нусупова рассматривается роль и место национальной идеологии как важного элемента политической культуры при формировании гражданского общества и укрепления реформированной политической системы республики, а также дается философско-культурологический анализ развития национальной культуры и государственности кыргызского народа.
Исключительные значение для кыргызской историографии имеет публикация сборника «Аксыйский дневник», содержащий статьи независимых журналистов и другие материалы периодической печати, объективно отражающие хронику трагических событий первой половины 2002 г. в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. Авторы открыто без обиняков заявляют о виновности в этой трагедии чиновников высшего ранга.
Современные политические процессы, происходящие в Кыргызстане после приобретения независимости, интересуют многих отечественных историков, политологов и юристов, посвятивших различным аспектам исследуемой проблемы свои многочисленные публикации . Несмотря на некоторую фрагментарность, они характеризуются глубиной анализа и новым подходом к осмыслению разнообразных проблем сложного и противоречивого пути становления независимого Кыргызстана.
Анализ программных источников, документов и материалов позволил сделать следующий вывод относительно степени изученности данной проблемы в литературе. Избранная тема исследования не рассматривалась в прямой постановке в качестве научной проблемы, в том числе и в докторских диссертациях. В силу того, что изучение данной проблемы носит прикладной, либо односторонний характер, а количество проблем, связанных с политической динамикой, ширится, считаем важным изучение политических процессов в единстве всех их составляющих - процессов институционализации, механизма функционирования, социальных и культурных взаимодействий, совместных действий представителей политической элиты, формирующихся политических партий и общественно-политических движений. Диссертационное исследование проблемы политических процессов в ракурсе взаимодействий субъектов и институтов, социальной направленности, на наш взгляд, поможет восполнить недостающие звенья изучения этой проблемы. Это тем более важно в настоящее время, когда в стране обозначена стратегия развития, реализация которой возможна только в комплексе политических и социальных решений.
Целью диссертационного исследования является рассмотреть проблемы политического процесса в Кыргызстане в 90-г. ХХв. - начало XXI: итоги и последствии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть особенности и перспективы развитие политических процессов Кыргызстана в транзитный период;
- определить этапы становление и стабилизации новой политической системы, а также формирования новых демократических институтов политической власти;
- рассмотреть проведение Конституционной реформы и укрепление режима К. С. Бакиева после «Революции тюльпанов»;
- проанализировать политические кризисы 2007-2010 годы и его последствия и их влияние на процесс модернизации.
Хронологические рамки исследования охватывают время с конца 90¬г. XX - начало XXI вв.
Источниковая база исследования. В соответствии с задачами исследования был привлечен ряд источников. Конституция Кыргызской Республики, Законодательство Кыргызской Республики, нормативно-правовые акты, указы и постановления главы государства. Регламенты Законодательного Собрания и Собрания народных представителей, официальные документы и протоколы сессий Жогорку Кенеша, данные ЦИК. Особое место в базе источников по тематике диссертации занимают архива КР. Документами, заложившими основы политического процесса независимого Кыргызстана, стали: «Декларация о государственном суверенитете» от 15 декабря 1990 г. и «Декларация о государственной независимости» от 31 августа 1991 г.
Зарубежные и отечественные историко-политические концепции, информационные и статические данные, представляющие исследователю шифровые данные, характеризующие качественную сторону исторических процессов, событий и фактов с количественной точки зрения. х использование помогает анализировать и качественную, и количественную характеристику исторической действительности.
Методологическая основа. Политические процессы в Кыргызской Республике, как комплексная проблема, может быть исследована, основываясь а применении различных теоретико-методологических парадигм современной политологии и истории. В основу исследования и анализа особенностей формирован я политический процессы Кыргызстана были положены такие принципы исследования, как диалектика, объективность, реализм, транзитология, общелогические методы анализ, синтез, обобщение, сравнение.
В процессе исследования мы опирались так же на различные методы в изучении политологии и других гуманитарных наук. Важное место занимали историзм и компаративный подход, поскольку без сопоставления настоящего с прошлым, выяснения факторов и механизмов развитая и трансформации политической системы невозможно понять политическую реальность современного кыргызстанского общества. Еще одним методологическим принципом работы является системный анализ, рассматривающий политическую процесса как сложное, развивающееся многоуровневое явление тесно взаимосвязанное с политической культурой, менталитетом и социально-экономическими процессами внутри государства.
В целом, методологическая основа диссертации, обусловлена спецификой проблемы политического процесса Кыргызстана и связанных с ней исследуемых задач.
Структура работы определена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, включающих параграфов, заключения и библиографического списка. В рамках введения определена актуальность исследуемой темы, охарактеризованы степень изученности проблемы, выделены объект и предмет исследовательской работы, определены её цель, задачи, проанализированы источниковая база, методология и методы исследования.
31 августа 1991 году внеочередная сессия Верховного Совета Республики Кыргызстан приняла «Декларацию о государственной независимости Республики Кыргызстан», согласно которой Кыргызстан был объявлен независимым, суверенным, демократическим государством. Этот важный исторический документ, законодательно закреплявший независимость республики, положил начало новому этапу в новейшей истории государства.
Кыргызстан за эти годы прошел крайне сложный и противоречивый путь развития: от создания политических, экономических и правовых основ новой демократической политической системы до е системного кризиса, от первоначального благоприятствования парламентскому режиму до формирования суперпрезидентской республики, от построения основ демократии до узурпации власти и складывания авторитарно-семейных режимов двух первых президентов. Это сопровождалось периодически возникавшими кризисами власти (2002, 2005, 2006, 2007, 2010 гг.), внешним выражением которых стали досрочные роспуски Жогорку Кенеша (2004, 2007 гг.) с последующем перераспределением властных полномочий и статусных позиций между ветвям и власти с огромным перекосом в пользу президента, чему способствовали слабость гражданского обществ а и политических партий, их ограниченно е влияние на процесс принятия решений, малое представительство партий в Жогорку Кенеше.
Политический процесс в Кыргызстане за годы суверенитета развивался на фоне социально-политической нестабильности, экономического кризиса, криминализации власти, роста религиозно о экстремизма, резко о расслоен я общества, нарастания противоборства между политически и игроками и т.д.
В ходе этого периода Кыргызстан дважды имел опыт авторитарного перерождения и пережил два острых политических кризиса в марте 2005 г. и апреле 2010 г., закончившихся свержением авторитарно-семейных режимов двух первых президентов республики и попытками оппозиции переписать Конституцию с целью перехода от авторитаризма в ходе суперпрезидентской республики к парламентской республике.
С началом правления К. Бакиева связаны приход в политическую сферу криминалитета, рост национализма и регионального сепаратизма, незаконный передел собственности, семейное управление государством и контроль над всеми финансовыми потоками, резкие ухудшение экономических показателей страны, рост коррупции и безработицы, обнищание народных масс, перекрытие легальных каналов выражения недовольства и др.
Все эти беззакония завершились новым выступлением народных масс в апреле 2010 г, который также как и пять лет назад смел ненавистный режим, поскольку легального и мирного способа смета власти фактически не было.
Кыргызстан получил второй шанс для проведения системных преобразован я политической системы государства, модернизации общества и механизмов функционирования государственной власти; преодоления регионализма, клановости и коррупции; повышения материального благосостояния широких народных масс, и построения, в конечном итоге, реальной парламентской республики.
После апрельских событий 2010 г. в Кыргызстане можно охарактеризовать как период «оттепели» и начало очередной «волны» демократизации, направленной на восстановление демократических ценностей в Кыргызстане. При этом «новая демократия» в стране сохраняет специфический характер «управляемой» демократии, при которой население обладает основными гражданскими правами, но доминирующей силой, как и прежде, остается государство. Десять лет, прошедших после апрельских событий 2010 г., были полны е надежд и ожиданий. Насколько власть оправдала эти ожидания, что сделано для развития государства, экономики и общества - вот вопрос, который волнует если не всех, то многих.
Кыргызстан за эти годы прошел крайне сложный и противоречивый путь развития: от создания политических, экономических и правовых основ новой демократической политической системы до е системного кризиса, от первоначального благоприятствования парламентскому режиму до формирования суперпрезидентской республики, от построения основ демократии до узурпации власти и складывания авторитарно-семейных режимов двух первых президентов. Это сопровождалось периодически возникавшими кризисами власти (2002, 2005, 2006, 2007, 2010 гг.), внешним выражением которых стали досрочные роспуски Жогорку Кенеша (2004, 2007 гг.) с последующем перераспределением властных полномочий и статусных позиций между ветвям и власти с огромным перекосом в пользу президента, чему способствовали слабость гражданского обществ а и политических партий, их ограниченно е влияние на процесс принятия решений, малое представительство партий в Жогорку Кенеше.
Политический процесс в Кыргызстане за годы суверенитета развивался на фоне социально-политической нестабильности, экономического кризиса, криминализации власти, роста религиозно о экстремизма, резко о расслоен я общества, нарастания противоборства между политически и игроками и т.д.
В ходе этого периода Кыргызстан дважды имел опыт авторитарного перерождения и пережил два острых политических кризиса в марте 2005 г. и апреле 2010 г., закончившихся свержением авторитарно-семейных режимов двух первых президентов республики и попытками оппозиции переписать Конституцию с целью перехода от авторитаризма в ходе суперпрезидентской республики к парламентской республике.
С началом правления К. Бакиева связаны приход в политическую сферу криминалитета, рост национализма и регионального сепаратизма, незаконный передел собственности, семейное управление государством и контроль над всеми финансовыми потоками, резкие ухудшение экономических показателей страны, рост коррупции и безработицы, обнищание народных масс, перекрытие легальных каналов выражения недовольства и др.
Все эти беззакония завершились новым выступлением народных масс в апреле 2010 г, который также как и пять лет назад смел ненавистный режим, поскольку легального и мирного способа смета власти фактически не было.
Кыргызстан получил второй шанс для проведения системных преобразован я политической системы государства, модернизации общества и механизмов функционирования государственной власти; преодоления регионализма, клановости и коррупции; повышения материального благосостояния широких народных масс, и построения, в конечном итоге, реальной парламентской республики.
После апрельских событий 2010 г. в Кыргызстане можно охарактеризовать как период «оттепели» и начало очередной «волны» демократизации, направленной на восстановление демократических ценностей в Кыргызстане. При этом «новая демократия» в стране сохраняет специфический характер «управляемой» демократии, при которой население обладает основными гражданскими правами, но доминирующей силой, как и прежде, остается государство. Десять лет, прошедших после апрельских событий 2010 г., были полны е надежд и ожиданий. Насколько власть оправдала эти ожидания, что сделано для развития государства, экономики и общества - вот вопрос, который волнует если не всех, то многих.



