Введение 3
Глава 1. ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ
В 1990-2005гг 15
1.1 Особенности и перспективы развития политических процессов в
транзитный период 15
1.2 Этапы становление и стабилизации новой политической системы 25
1.3. Формирования новых демократических институтов политической власти 36
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
КЫРГЫЗСТАН ПОСЛЕ «РЕВОЛЮЦИИ ТЮЛПАНОВ» (2005-н.в) 49
2.1. Проведение Конституционной реформы и укрепление режима К. С.
Бакиева 49
2.2. Политические кризисы 2005- 2009 годы и его последствия 60
2.3. Кыргызстан в поисках путей выхода из кризиса: и их влияние на процесс модернизации 74
Заключения 87
Библиографический список
Актуальность темы исследования определяется тем, что глубокие политические изменения последних тридцатилетних в Кыргызстане нередко рассматриваются в контексте общего процесса демократизации, охватившего многие страны и регионы всего мира. Эти изменения связаны, в первую очередь, с существенным ослаблением позиций тоталитаризма и распространением вширь демократической системы.
Точка отсчета нового этапа формационного развития нашей республики начинается с основополагающего законодательного акта страны «Декларация о государственной независимости» (1991г.), определявшей степень самостоятельности национального государства.
С момента обретения подлинной независимости (1991г.), исходному рубежу, с которого в Кыргызстане начался процесс строительства национальной государственности, трансформации политической системы, был выбран капиталистические ориентированный путь развития. По типу формирующейся политической системы Кыргызская Республика оказалась в числе молодых государств, которые перенесли на национальную почву заимствованные у Запада буржуазно-демократические, государственно-правовые и политические реформы.
Кыргызстан, как и другие страны СНГ, не завоевал свою независимость, не выстрадал ее в мучительной борьбе, а просо ее получил, можно сказать, как подарок судьбы. Данное обстоятельство во многом определяет и весь ход политических процессов в Кыргызстане, которые в большинстве своем сформировались, на наш взгляд, в результате внешнеполитических действий.
На современном этапе развития на политические процессы, становление ее политической системы - в особенности на государство, политические и правовые отношения, политическую деятельность и политические сознание в республики большее влияние оказывает внешнеполитические факторы.
Можно отметить, что государственные устройства бывших среднеазиатских республик постепенно приобретают схожие черты, и эти черты не в пользу демократических преобразований.
Особенность развития политических процессов в Кыргызстане состоит в том, что они - не только результат взаимодействия формальных и неформальных общественно-политических структур, но и влияния совокупности геополитических, экономических, социально-демографических и т.д. факторов объективного и субъективного характера.
Естественное перекрещивание исторического, политического и государствоведческого подходов к изучению политических процессов в Кыргызстане требует исследования многих сложных вопросов, таких как выяснение характера транзита, его завершенности или незавершенности, в случае последнего - определение этапа, на котором находятся наше государство, закономерностей и особенностей переходного периода и его динамики, а также таких, на первый взгляд совершенно ясных проблем, как модель государственного устройства (форма правления, форма государственного устройства и политический режим), развитие институтов парламентаризма, многопартийности и партийной структуры и др.
Таким образом, очевидной проблемой, требующего особого изучения, является, архисложные проблемы переходного периода от тоталитаризма к демократии имеет не только теоретический, но и практический интерес, поскольку в каждой стране он имеет свою специфику, основой которого являются особенности политического, социально-экономического и культурного ландшафта.
Объектом исследования является политические процессы в Кыргызстане в 90-г. ХХ - начало XXI: итоги и последствия.
Предметом исследования выступают политические процессы в Кыргызской Республике в указанных хронологических рамках, в частности общие и особенные черты процессов демократизации Кыргызстана в условиях транзитного периода развития общества.
Степень изученности проблемы. Насыщенность и динамизм общественно-политической жизни суверенного Кыргызстана, возрастание роли политических надстроек, активно воздействующих на изменения в базисных структурах, их подвижность и неустойчивость, тенденция к новым, нередко резким переменам и сдвигам в государственно-политической сфере превращают проблемы современной общественно-политической трансформации Кыргызстана в актуальный и самостоятельный объект исследования. Разработка этой сложной и обширной темы предполагает разные уровни анализа: от теоретических обобщений, основанных на выявлении закономерностей, особенностей и тенденций политических процессов в мировом масштабе до региональных (Центральноазиатский регион) и страновых исследований.
В данном исследовании выделено несколько крупных работ. Работы, анализирующие широкий круг специфических проблем перехода от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии на опыте бывших социалистических стран. Во-первых, это теоретические труды, изучающие особенности трансформационных процессов посткоммунистических стран (многоэтапность), перехода от тоталитаризма к новой эффективной модели государственного развития. Во-вторых, исследования, в которых разрабатываются теория моделей государственного устройства и всесторонне анализируются позитивные и негативные последствия выбора той или иной модели республиканского правления. Особо хотелось бы выделить исследования М. Шугарта и Дж. Кэри , которые представили анализ режимов с выборным президентом, в частности президентского, премьер- президентского и президентско-парламентского, с обстоятельным разбором их преимуществ и недостатков, а также труд «Президенциализм и демократия»4, раскрывающий основные характеристики президентской системы, с их позитивным и негативным влиянием на развитие демократии.
Труды, посвященные изучению политических партий в контексте анализа политической организации общества и демократии. Большую теоретическую и практическую значимость для понимании динамики партогенеза, становления партийных систем представляет труды теоретиков, они внесли огромный вклад в теорию партийного строительства и соперничества партий при различных избирательных системах, а также в исследование политических последствий избирательных систем и их влияния на формирование партий и партийных систем.
Работы ученных стран СНГ, посвященных исследованию, как мировых проблем , так и страновой проблематики: 1) проблемы перехода от тоталитаризма и авторитарных режимов к демократическому обществу, формирование новой социально-стратификационной структуры рассматриваются в работах В. Гельмена, Д. Фадеева, А. Клямкина и др. Эти авторы настаивают на необходимость в период переходного периода в России установления авторитаризма, в силу сложности стоящих перед ней задач экономического, социально-политического культурного развития; 2) ряд российских исследований посвящен анализу конкретных аспектов политической трансформации, государственного строительства в России и Кыргызстане. 3) серьезный вклад в разработку проблем многопартийности в обществе переходного периода внесен работами В. Лапаевой, Ю. Юдина, В. Олещук, К. Орловой и др.; 4) труды казахстанских ученых, посвященные тенденций современного политического процесса анализа не. Они важны для понимания сущности происходящего образований не только в Казахстане, но и в Кыргызстане поскольку динамика и сущность преобразований в обоих государствах весьма близки друг другу. Проблемы переходного периода в центре внимания в исторической и политических науках. Большое внимание уделяется трансформации советской политической системы, ее основных институтов а также отдельных компонентов гражданского общества и правового государства в Казахстане , деятельности Казахстанского парламента. Пристальное внимание привлекает деятельность политических партий и становление многопартийности в Казахстане; 4) исследования кыргызстанских ученых, анализирующих современные политические процессы в странах Центальноазиатского региона . Особое внимание привлекает Т. Ожукеевой , использующей цивилизационные работа подходы: во-первых, к исследованию политических процессов в государствах Центральной Азии, реализации в их практике конституционно-правового принципа разделения властей В создания институтов новой политической системы (президетства, парламентаризма, многопартийности которые подробно рассматриваются не только в Кыргызстане, но и в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. По мнению автора, действенность принципа разделения властей зависит от многих исторических факторов, таких как особенности становления и эволюции государственных органов, расстановки классовых сил в стране; во-вторых, к анализу уникального опыта создания национальной государственности в странах региона в условиях реальной независимость. В заключении Т. Ожукеева делает вывод, что во всех государствах региона принцип разделения власти закреплен в Конституциях, однако способы их разделения и взаимодействия не одинаковы, различны и способы их реализации. Однако она отмечает, что президентская власть во всех странах региона приобретает гипертрофированный характер, подчиняя себе все остальные ветви власти.
Научные исследования кыргызстанских ученых, анализирующих различные аспекты политического развития современного Кыргызстана. Начальному периоду суверенизации посвящен ряд фундаментальных исследований, посвященных проблеме трансформации политической системы в целом и ее непосредственных субъекто.
Правда последние рассматриваются различению, без учета сложной динамики и противоречий в рамках единой интегрированной системы политических отношений. При этом упор делается на описание институтов, а не анализ процесса взаимодействия всех элементов политической системы. Одним из первых исследований в этой области является работа У. Чотонов, в которой производится общий анализ проблем, связанных с начальным этапом становления и проведения первых реформ по созданию новых демократических институтов (1991-1995 гг.). Большое внимание уделено вопросам экономической и социальной политики государств, проводимой и переходный к рыночным отношениям период. Несомненным достоинством этого труда является привлечение автором широкого круга исторических источников.
Особое внимание уделяется исследования кыргызских учёных, анализирующих современные политические процессы в странах Центральноазиатского региона . Особое внимание привлекает работа Т. Ожукеевой, использующей цивилизационные подходы: во-первых, к исследованию политических процессов в государствах центральной Азии, реализации в их практике конституционно-правового принципа разделения властей и создания институтов новой политической системы (президентства, парламентаризма, многопартийности), которые подробно рассматриваются не только в Кыргызстане, но и остальных странах Центральной Азии.
Исследования кыргызских ученых, анализирующих различные аспекты политического развития современного Кыргызстана. Начальному периоды суверенизации посвящён ряд фундаментальных исследований, посвященных проблеме трансформации политической системы в целом и ее непосредственных субъектов. Одним из первых исследований в этой области является работа У. Чотонова, в которой проводится общий анализ проблем, связанных с начальным этапом становления суверенитета и проведения первых реформ по созданию новых демократических институтов (1991-1995 гг.).
В кыргызской истографии есть ряд исследований, раскрывающих создание в укрепление кыргызской государственности в период независимости, а также государственную политику, проводимую в 1991¬1998 гг. в социально-экономической сфере.
Особо необходимо выделить труды У. Чиналиева. В работе «Реализация принципа разделения властей в современном Кыргызстане» автор анализирует сущность теории разделение властей на три ветви. Существенный вклад в разработку и анализ конкретных политических институтов, таких как президенциализм, парламентаризм, многопартийность и др. внесли коллективные работы «Политическая история Кыргызстана» (2001 г.) и «Политический Кыргызстан» (2001 г.).
Анализа процесса эволюции, структуры и деятельности законодательного органа после конституционных изменений 1996г. посвящена работа «Парламент и парламентаризм» в Кыргызстане» .
В работах Ч. Нусупова рассматривается роль и место национальной идеологии как важного элемента политической культуры при формировании гражданского общества и укрепления реформированной политической системы республики, а также дается философско-культурологический анализ развития национальной культуры и государственности кыргызского народа.
Исключительные значение для кыргызской историографии имеет публикация сборника «Аксыйский дневник», содержащий статьи независимых журналистов и другие материалы периодической печати, объективно отражающие хронику трагических событий первой половины 2002 г. в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. Авторы открыто без обиняков заявляют о виновности в этой трагедии чиновников высшего ранга.
Современные политические процессы, происходящие в Кыргызстане после приобретения независимости, интересуют многих отечественных историков, политологов и юристов, посвятивших различным аспектам исследуемой проблемы свои многочисленные публикации . Несмотря на некоторую фрагментарность, они характеризуются глубиной анализа и новым подходом к осмыслению разнообразных проблем сложного и противоречивого пути становления независимого Кыргызстана.
Анализ программных источников, документов и материалов позволил сделать следующий вывод относительно степени изученности данной проблемы в литературе. Избранная тема исследования не рассматривалась в прямой постановке в качестве научной проблемы, в том числе и в докторских диссертациях. В силу того, что изучение данной проблемы носит прикладной, либо односторонний характер, а количество проблем, связанных с политической динамикой, ширится, считаем важным изучение политических процессов в единстве всех их составляющих - процессов институционализации, механизма функционирования, социальных и культурных взаимодействий, совместных действий представителей политической элиты, формирующихся политических партий и общественно-политических движений. Диссертационное исследование проблемы политических процессов в ракурсе взаимодействий субъектов и институтов, социальной направленности, на наш взгляд, поможет восполнить недостающие звенья изучения этой проблемы. Это тем более важно в настоящее время, когда в стране обозначена стратегия развития, реализация которой возможна только в комплексе политических и социальных решений.
Целью диссертационного исследования является рассмотреть проблемы политического процесса в Кыргызстане в 90-г. ХХв. - начало XXI: итоги и последствии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть особенности и перспективы развитие политических процессов Кыргызстана в транзитный период;
- определить этапы становление и стабилизации новой политической системы, а также формирования новых демократических институтов политической власти;
- рассмотреть проведение Конституционной реформы и укрепление режима К. С. Бакиева после «Революции тюльпанов»;
- проанализировать политические кризисы 2007-2010 годы и его последствия и их влияние на процесс модернизации.
Хронологические рамки исследования охватывают время с конца 90¬г. XX - начало XXI вв.
Источниковая база исследования. В соответствии с задачами исследования был привлечен ряд источников. Конституция Кыргызской Республики, Законодательство Кыргызской Республики, нормативно-правовые акты, указы и постановления главы государства. Регламенты Законодательного Собрания и Собрания народных представителей, официальные документы и протоколы сессий Жогорку Кенеша, данные ЦИК. Особое место в базе источников по тематике диссертации занимают архива КР. Документами, заложившими основы политического процесса независимого Кыргызстана, стали: «Декларация о государственном суверенитете» от 15 декабря 1990 г. и «Декларация о государственной независимости» от 31 августа 1991 г.
Зарубежные и отечественные историко-политические концепции, информационные и статические данные, представляющие исследователю шифровые данные, характеризующие качественную сторону исторических процессов, событий и фактов с количественной точки зрения. х использование помогает анализировать и качественную, и количественную характеристику исторической действительности.
Методологическая основа. Политические процессы в Кыргызской Республике, как комплексная проблема, может быть исследована, основываясь а применении различных теоретико-методологических парадигм современной политологии и истории. В основу исследования и анализа особенностей формирован я политический процессы Кыргызстана были положены такие принципы исследования, как диалектика, объективность, реализм, транзитология, общелогические методы анализ, синтез, обобщение, сравнение.
В процессе исследования мы опирались так же на различные методы в изучении политологии и других гуманитарных наук. Важное место занимали историзм и компаративный подход, поскольку без сопоставления настоящего с прошлым, выяснения факторов и механизмов развитая и трансформации политической системы невозможно понять политическую реальность современного кыргызстанского общества. Еще одним методологическим принципом работы является системный анализ, рассматривающий политическую процесса как сложное, развивающееся многоуровневое явление тесно взаимосвязанное с политической культурой, менталитетом и социально-экономическими процессами внутри государства.
В целом, методологическая основа диссертации, обусловлена спецификой проблемы политического процесса Кыргызстана и связанных с ней исследуемых задач.
Структура работы определена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, включающих параграфов, заключения и библиографического списка. В рамках введения определена актуальность исследуемой темы, охарактеризованы степень изученности проблемы, выделены объект и предмет исследовательской работы, определены её цель, задачи, проанализированы источниковая база, методология и методы исследования.
31 августа 1991 году внеочередная сессия Верховного Совета Республики Кыргызстан приняла «Декларацию о государственной независимости Республики Кыргызстан», согласно которой Кыргызстан был объявлен независимым, суверенным, демократическим государством. Этот важный исторический документ, законодательно закреплявший независимость республики, положил начало новому этапу в новейшей истории государства.
Кыргызстан за эти годы прошел крайне сложный и противоречивый путь развития: от создания политических, экономических и правовых основ новой демократической политической системы до е системного кризиса, от первоначального благоприятствования парламентскому режиму до формирования суперпрезидентской республики, от построения основ демократии до узурпации власти и складывания авторитарно-семейных режимов двух первых президентов. Это сопровождалось периодически возникавшими кризисами власти (2002, 2005, 2006, 2007, 2010 гг.), внешним выражением которых стали досрочные роспуски Жогорку Кенеша (2004, 2007 гг.) с последующем перераспределением властных полномочий и статусных позиций между ветвям и власти с огромным перекосом в пользу президента, чему способствовали слабость гражданского обществ а и политических партий, их ограниченно е влияние на процесс принятия решений, малое представительство партий в Жогорку Кенеше.
Политический процесс в Кыргызстане за годы суверенитета развивался на фоне социально-политической нестабильности, экономического кризиса, криминализации власти, роста религиозно о экстремизма, резко о расслоен я общества, нарастания противоборства между политически и игроками и т.д.
В ходе этого периода Кыргызстан дважды имел опыт авторитарного перерождения и пережил два острых политических кризиса в марте 2005 г. и апреле 2010 г., закончившихся свержением авторитарно-семейных режимов двух первых президентов республики и попытками оппозиции переписать Конституцию с целью перехода от авторитаризма в ходе суперпрезидентской республики к парламентской республике.
С началом правления К. Бакиева связаны приход в политическую сферу криминалитета, рост национализма и регионального сепаратизма, незаконный передел собственности, семейное управление государством и контроль над всеми финансовыми потоками, резкие ухудшение экономических показателей страны, рост коррупции и безработицы, обнищание народных масс, перекрытие легальных каналов выражения недовольства и др.
Все эти беззакония завершились новым выступлением народных масс в апреле 2010 г, который также как и пять лет назад смел ненавистный режим, поскольку легального и мирного способа смета власти фактически не было.
Кыргызстан получил второй шанс для проведения системных преобразован я политической системы государства, модернизации общества и механизмов функционирования государственной власти; преодоления регионализма, клановости и коррупции; повышения материального благосостояния широких народных масс, и построения, в конечном итоге, реальной парламентской республики.
После апрельских событий 2010 г. в Кыргызстане можно охарактеризовать как период «оттепели» и начало очередной «волны» демократизации, направленной на восстановление демократических ценностей в Кыргызстане. При этом «новая демократия» в стране сохраняет специфический характер «управляемой» демократии, при которой население обладает основными гражданскими правами, но доминирующей силой, как и прежде, остается государство. Десять лет, прошедших после апрельских событий 2010 г., были полны е надежд и ожиданий. Насколько власть оправдала эти ожидания, что сделано для развития государства, экономики и общества - вот вопрос, который волнует если не всех, то многих.
1. Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 1993 года // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1993, № 7. С. 175.
2. Конституция Кыргызской Республики: принята референдумом Кыргызской Республики 21 октября 2007 года. Бишкек, 2009.
3. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек,2010.
4. Декларация Совета Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества Независимых Государств. Москва, Кремль, 26 дек. 1991 г. №142-Н // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1991. - №52. - 25 дек.
5. Декларация демократических партий ЭрК . За общество, за равных возможностей. // Слово Кыргызстана, 6 декабря 1991
6. Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, Астана, 5 июля 2005 года
7. Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1996, № 5. Ст. 63.
8. Постановление Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики «О результатах референдума (всенародного голосования) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года»
9. Постановление ВП №25 от 30 апреля 2010 г. «Об образовании конституционного совещания» // Слово Кыргызстана, 4 мая2010.
10. Закон от 23 сентября 1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Киргизской ССР» от 12 апреля 1990г.
11. Закон «О введении поста Президента и внесение изменений и дополнений в Конституцию Киргизской ССР» от 24 октября 1990г.
12. Закон «О реорганизации системы органов государственной власти и управления в Киргизской ССР и внесение изменений и дополнений в Конституцию Киргизской ССР» от 14 декабря 1990г.
13. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Киргизской ССР. Закон Киргизской ССР. 23 сентября 1989 г. // Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. - 1989 - № 17.
14. Закон Киргизской ССР от 24 октября 1990 г. № 222 - XII «Об учреждении поста Президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР».
15. Закон «О реорганизации системы органов государственной власти и управления в Киргизской ССР и внесение изменений и дополнений в Конституцию Киргизской ССР» от 14 декабря 1990г.
16. Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. - 1990 - №18 - С.248
17. Закон об учреждения поста Президента Киргизской ССР и внесение изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР. 24 Октября 1990г. // Текущий архив ЗС ЖК, №222/Х11
18. Закон Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 9 ноября 2006 года № 180
19. Закон Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 15 января 2007 года № 2
20. Закон Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 9 ноября 2006 года.
21.
21. Сведения о результатах референдума по вопросу «Принятие Закона Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» // Центральная комиссия Кыргызской Республики по проведению выборов и референдумов.
22. Указ Президента Кыргызской Республики от 26 октября 2009 года
№ 425 «О мерах по обеспечению реализации Закона Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской Республики».
23. Архив Жогорку Кенеша Кыргызской Респблики (ЖК КР). Д.01-1, т.18, лл.174-188
II. Литературы
1. Анарбеков А.Б. Политическая модернизация в Кыргызской Республике
(1991—2008 гг.): Автореф. дисс. ...канд. полит. наук. Москва, 2010.
2. Анализ политических событий в Кыргызстане за I квартал 2007 г. / Квартальный отчет Института общественной политики
3. Арабаев А.А. Конституционное развитие Кыргызстана. Бишкек, 1998.
С. 61.
4. Аксыйский дневник. Ч. 1-11 - Б., 2002
5. Бекназаров А. Элдик курултайдагы жети талап аткарылды // Кыргыз Туусу. 20.04.2010
6. Борисов Н.А. Между современностью и традицией: политические альтернативы постсоветской Центральной Азии. М., 2010.
7. Бьюкенен Лж. Расчет согласия [Текст]. Логические
основания конституционной демократии / Лж. Бьюкенен, Г. Таллок.
8. Введение в историю кыргызской государственности / Бейшембиев Э., Джунушалиев Д., Мокрынин В., Плоских В. - Б.:Илим, 1994
9. Выбор Центральной Азии в цивилизационном пространстве. - Б.: Илим, 1996;
10. . Галиева З., Кыдыралиев М. Теория и практика партийного
строительства в России // Вестник КРСУ - Т.4 №9 - 2004 - С.31
11. Г анеева И. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань // Вечерний Бишкек, 2 октября 2015.
12. Гельман В. Трансформации и режимы: неопределенность и ее последствия // Россия регионов: трансформация политических режимов / Под общ. ред. В. Гельмана, С. Рыженкова, М. Бри. М., 2000. С. 34.
13. Грибанова Г. И., Сидоренко А. В. Федерализм и разрешение этнополитических конфликтов в современном обществе // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС: Научный журнал. СПб.: Изд- во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. Т. 3. № 3. С. 5-6.
14. Даниленко В. И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000. С. 635.
15. Джунушалиев Д., Какеев А., Плоских В. Исторические этапы кыргызской государственности. - Б.2003; Кыргызская государственность в ХХ в. (документы, история, комментарии) / Сост. Джуманалиев А. -Б., 2003
16. Джунушалиев Д., Плоских В. Трайбализм и проблемы развития Кыргызстана // Центральная Азия и Кавказ. - 2000 - №3(9)
17. Джусупбеков А., Ниязов Э. Становление многопартийности в Кыргызстане // Ренесанс или регресс. - Б.,1996. - С.216-217., Чотонов У. Суверенный Кыргызстан... - С.36
18. Дубнов А. Офицеры госнебезопасности // Время новостей. 2007. 24 августа.
19. Дугин А. Геополитика постмодерна. Времена новых империй: Очерки геополитики XXI века. СПб.: Амфора; ТИД Амфора, 2007. С. 8.
20. Жумалиев К. М., Ожукеева Т. О. XXI век: Институт президентства в Кыргызской Республике, Бишкек, 1998. С. 29.
21. Жумалиев К., Ожукеева Т. ХХ век: государственная политика в Кыргызской Республике . - Б.: Илим, 1999; Осмонов О. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). - Б., 2005.
22. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. Казань, 2006. С. 171—202.
23. Иманалиев М. Развитие политической ситуации в Кыргызстане после 24 марта 2005 г.
24. Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен [Текст]. О понятиях "процесс", "изменение", "развитие" в политологии / М.В. Ильин // Полис. - 1993. - № 2. - С. 57-68.
25. Ильин М.В. Идеальная модель модернизации и пределы ее применимости [Текст] / М.В. Ильин. - М., 2001.
26. Кельдибеков А. К. 20 лет независимости Кыргызстана: обретаем силу, опыт и мудрость. Изд-во Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. СПб., 2011.
27. Койчуев Т., Брудный А. Независимый Кыргызстан: третий путь. - Б.: Илим, 1993
28. Койчуманова Ч. Становление политической системы суверенного Кыргызстана (1991-2003 гг.). Автореферат ... к.и.н. - Б., 2004.
29. Кулов Ф. На перевале. М., 2008. С. 223.
30. Курманов 3. Особенности политического развития Кыргызстана в постреволюционный период. Проблемы выбора формы правления // Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - № 2(44).
31. Курманов И. Законодательная власть Кыргызской Республики в глобализирующемся мире. Бишкек, 2012. С. 54.
32. Малабаев Дж. История государственности Кыргызстана. - Б.: Илим, 1997 - С.181 - 182
33. Маликова Б. Страна непуганных революционеров // Вечерний Бишкек, 7декабря 2012.
34. Малабаев Дж. История государственности Кыргызстана. - Б.: Илим, 1997; Кыргызы и Кыргызстан: опыт нового исторического осмысления.
- Б .: Илим, 1994
35. Мамыгтова Э. Проблемы становления политической оппозиции в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 4 (10). С. 51
36. Международная группа по предотвращению кризисов. Кыргызстан: после революции. Бишкек; Брюссель, 2005.
37. Медушевский А.Н. Революция в Киргизии: итоги и перспективы конституционных преобразований
38. Нусупов Ч. Национальная идеология и современность. - Б., 1997; Нусупов Ч. Национальная идеология, государство и гражданское общество. - Б., 2001.
39. Нусупов Ч. Философско-культурологические аспекты национальног самосознания. - Б.,2005
40. Ожукеева Т. Политические процессы в странах Центральной Азии. Принцип разделения властей. - Ки.1-2. - Б.,1995-1996.
41. Ожукеева Т. ХХ век: возрождение национальной государственности в Кыргызстане. - Б.,1993
42. Ожукеева Т. . Парламент и парламентаризм в Кыргызстане: опыт развития, становления, структура, работа. - Б., 1998
43. Омаров Н. М. Внешняя политика Кыргызской Республики в эпоху «стратегической неопределенности». Бишкек: Илим, 2005. С. 241.
44. Омаров Н.М. Государства Центральной Азии в эпоху глобализации: поиски стратегии развития. Бишкек, 2008. С. 68.
45. Олкотт М.Б. Центральная Азия: перспективы смены власти // Pro et Contra. 2005. № 1. С. 52-72.
46. Пай Л. Незападный политический процесс // Политическая наука.
2003. № 2. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. С. 66-85.
47. Панарин А.С. Философия политики [Текст] / А.С. Панарин. - М., 1994
48. Панфилова В. Выбирать придется президенту Бакиеву: в Киргизии разработаны три предварительных проекта новой Конституции республики // Независимая газета, 22 июня 2006.
49. Политическая трансформация: опыт Кыргызстана в мировом контексте. Учебное пособие под редакцией А.Б. Элебаевой. Бишкек, 2002. С. 77.
50. Ракымбай уулу Н. Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям: фабрика нацпроектов и/или протоправительство? // Информационно-аналитический портал «РКкд»
51. Россия 2005: реформы, политический процесс - в окружении «цветных революций»: Сб. матер. XII политологической конф. Барнаул, 2006.
52. Сааданбеков Ж. Современные политические тенденции в странах Центральной Азии в контексте авторитарных и демократических альтернатив. Автореферат ... д.полит.н. - Б., Койчуев Т. Центральная Азия: состояние, поиск, пути возможности. - Алматы, 1994 .
53. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 297.
54. Сооданбеков С., Укушев М. Конституционное право Кыргызской Республики. - Б.,2001 - С.88
55. Совместное заявление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и Президента Кыргызской Республики К.С. Бакиева, Бишкек, 26 апреля 2007 года.
56. Сыгдыгкова З.Б. За кулисами демократии по-кыргызски. Бишкек, 1997. С. 3.
57. Токтосунова Э. С. Значение цивилизационной принадлежности в
перспективе развития Кыргызстана после событий 24 марта 2005 года // Политика и общество. 2000. № 1-2 (28-29) (Кыргызский
национальный университет им. Ж. Баласагына). С. 15-16.
58. Троицкий Е. Ф. Современный политический кризис в Кыргызстане и его международные последствия // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2007. № 36.
59. Чернов В. Революция и порядок // Наше мнение. - 2006. - № 3.
60. Чиналиев У. Реализация принципа разделения властей в современном Кыргызстане. - Киев, 1998
61. Чиналиев У. Становление кыргызской государственности в переходный период. - М., 2000
62. Чиналиев У. Кыргызстан на пути демократии: трансформация политической системы. - М., 2004
63. Чиналиев У. Особенности формирования гражданского общества в Кыргызской Республике. - М.: Ник, 2001 - С.69
64. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997 - С. 236.
65. Чотонов У. Суверенный Кыргызстан: выбор исторического пути. - Б.: Кыргызстан, 1995
66. Чотонов У. Новейшая история Кыргызстана (1985-1998гг.). - Б., 1998
67. Чернов В. Революция и порядок // Наше мнение. - 2006. - № 3.
68. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Пер. с нем. О. Н. Трубачева. 2-е изд., стер. М.: Прогресс, 1987. Т. 3. С. 386.
69. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.,
2004. С. 27.
70. Элебаева А., Пухова М. Особенности политической трансформации в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ
71. Элебаева А.Б. Политическая трансформация: опыт Кыргызстана в мировом контексте. Бишкек, 2002. С. 77.
72. Эсенбаев А. «Революция Тюльпанов» в Кыргызстане и особенности трансформации политической системы: попытка осмысления // Власть. - 2009. - № 3.
73. Сйагдупоу Z. Revolution, Repression and Re-election in 2005: China’s Response to Political Developments in Central Asia // China and Eurasia Forum Quarterly. 2006. № 1. P. 31-36.
74. International Crisis Group. Central Asia: Border Disputes and Conflict Potential. Osh; Brussels, 2002.
75. Huskey E. Kyrgyzstan: The Fate of Political Liberalization // Conflict, Cleavage, and Change in Central Asia and the Caucasus / Ed. by K. Dawisha and B. Parrott. Cambridge, 1997. P. 242-276.
76. Haghayeghi M. Islam and Politics in Central Asia... - P.116 Linz J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe. Baltimore — London, 1996. P. 156.
77. Said E. W. Orientalism. New York, 1978.
78.Sari Y., Yigit S. Foreign Policy Re-orientation and Political Symbolism in Kyrgyzstan // Central Asia - Caucasus Analyst. 2006. 14 June
79. Slaughter R. Poor Kyrgyzstan // National Interest. 2002. № 3. P. 55-65.
III. Интернет-ресурсы
1. Официальный сайт Президента Кыргызской Республики. - Режим доступа: http: //www.president.kg/ru
2. Официальный сайт ЦИК Кыргызской Республики - cec.shailoo.gov.kg.
3. Официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики - minjust.gov.kg/
4. Официальный сайт Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. - Режим доступа: http: //www.kenesh.kg/ru.
5. Информационное агентство «Фергана.Ру» [http://www.ferghana.ru/].
6. Информационно-аналитический портал «PR.kg» [http:// www.pr.kg/].