Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

Работа №90120

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретическое обоснование исследования феномена школьного буллинга 7
1.1. Феномен школьного буллинга в образовательном пространстве: теория
и практика 7
1.2. Модели диагностики и профилактики школьного буллинга 18
Глава 2. Методическое обоснование исследования феномена школьного буллинга 27
2.1. Исследовательский дизайн, экспериментальный план, инструментарий
исследования 27
2.2. Описание и анализ экспериментальных результатов исследования 35
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения

Актуальность. Буллинг - одна из часто встречающихся негативных проблем в современных школах, которая создает психологическую напряженность в образовательной среде, провоцирует риски психологической безопасности и антивитального поведения. Наличие школьного буллинга проводит к снижению успеваемости, повышению уровня агрессии, формированию насильственного поведения в школе, эмоциональным и невротическим проблемам. Нередко жертвы буллинга подвержены не только психологическим, но и физическим травмам, что сильно усугубляет их положение в коллективе и, как следствие, порождает еще большее давление со стороны агрессора.
Буллинг определяет ситуация длительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
По определению С.В. Кривцовой, детский буллинг - это повторяющиеся в течение длительного времени агрессивные действия одних детей по отношению к другим. Существенные признаки буллинга- неравенство сил агрессора и жертвы, повторяемость, острая эмоциональная реакция жертвы.
Главным критерием буллинга как феномена жестокого поведения является осознанное причинение психологического или физического насилия более слабому. При рассмотрении термина в контексте проблемы психического здоровья, становится понятным важность и актуальность исследований направленных на выявление оценки школьного буллинга.
Ведь четкое понимание специфики феномена необходимо для обучения специалистов, которые смогут своевременно отслеживать предикторы буллинга и проводить профилактические мероприятия, способствующие психологическому и физическому здоровью учащихся.
Больший вклад в исследование проблемы буллинга внесли скандинавские исследователи: шведский школьный врач Петер-Пауль Хайнеманн и норвежский психолог Дан Ольвеус, педагог и социолог Эрлинг Георг Руланн, шведский когнитивный психолог Анатоль Пикас, финский психолог Кристина Салмивалли.
В отечественной психологии исследованием травли или буллинга занимались: И.С. Кон, С.Н. Ениколопов, В.С. Собкин, Кривцова С.В., Белевич А.А., Шапкина А.Н., Солдатова Г.У., Бочавер А.А., Хломов К.Д.
Объект: феномен школьного буллинга.
Предмет: предикторы рисков школьного буллинга в популяционных исследованиях.
Цель: диагностика предикторов риска школьного буллинга с учетом популяционных диагностических норм.
Задача: пропедевтика и профилактика школьного буллинга в формате антибуллинговых образовательных программ.
Гипотезы:
1. Индекс риска школьного буллинга носит поло-возрастной характер.
2. Виды школьного буллинга не зависят от поло-возрастной группы.
3. Предикторами рисков буллинга выступают показатели социально-психологической безопасности.
Теоретико-методологическую базу составили зарубежные психологические теории школьного буллинга таких авторов как: Петер- Пауль Хайнеманн, Дан Ольвеус, Хорст Каспер, Сандра Дайхманн, а также отечественные психологические исследования школьного буллинга Кривцовой С.В., Белевич А.А., Шапкиной А.Н., Солдатовой Г.У., Бочавер А.А., Хломова К.Д.
Методы исследования - популяционный диагностический скрининг с последующим сравнением данных экспериментальной и контрольной группы (классы с фактами и без фактов буллинга).
В исследовании использованы тестовые опросные методы, предназначенные для массовых диагностических скринингов в системе образования.
Методики исследования - профессиональные методики для выявления и оценки риска школьного буллинга, имеющие опыт популяционных обследований в школах РФ в формате анонимных массовых скринингов: опросник SMOB Каспера, опросник ОРБ А.А.Бочавер, К.Д.Хломов. Опросники позволяют выявить индикацию буллинга в классах с учетом количественной и качественной оценки фактов буллинга и его видов (1), критериев и рисков ситуаций буллинга (2).
Опросник SMOB - опросный метод диагностики фактов и рисков буллинга в школе, имеющий надежную репутацию профессиональной методики и широкий опыт применения в зарубежной и отечественной практике. Опросник измеряет прямую оценку буллинга.
Опросник ОРБ - дополняет диагностику ситуации буллинга с учетом оценки индексов ситуации психологической безопасности в школьном коллективе. Опросник измеряет опосредованную оценку буллинга.
Выбор методик осуществлен по критериям квалификационного соответствия:
- релевантность методики диагностической задаче
- статус валидного и надежного диагностического инструментария
- публикационный рейтинг в научных изданиях
- репутация в профессиональном сообществе
- опыт применения в школьных популяционных обследованиях
- психометрическая статистика на отечественной выборке
- возможность сравнительной оценки популяционных тестовых норм
Практическая значимость: Проведение исследования, отражающего актуальные данные наличия буллинга в нашем регионе на примере учащихся лицея. Измерение не только прямой, но и опосредованной оценки буллинга, что поможет выявить как факты действий буллинга, так и возможные риски его развития.
Новизна: Выявление предикторов рисков буллинга 1 и 2 типа. Получение актуальных статистических и математических данных, у учащихся нашего региона.
Эмпирическая база исследования:
Выборка составила 137 школьников в МОУ с фактами буллинга, дифференцирована по полу и возрасту, с 6 по 11 класс. Возрастной порог выборки обусловлен нижней границей тестовых инструментов (10-11 лет).
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения и заключения, а так же списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования буллинга в подростковом возрасте было установлено, что буллинг - это форма межличностного взаимодействия, при которой один человек или группа осознано выступает обидчиком, а другой - жертвой, который заведомо слабее психологически или физически, длительно и систематично, подвергающейся физическому,
психологическому, эмоциональному насилию, агрессии.
Особенностями поведенческих реакций подростков - участников буллинга, является агрессивный, или же защитный характер, а также эксграпунитивная направленность. Также у подростков - участников буллинга, могут проявляться следующие типы
поведения: защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведение; ситуативное, включающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое), реакции пассивного осознаваемого типа; творческое, предполагающее осознанный выбор стратегии, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий.
Для подростков характерна склонность разрешать конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. В основе используемых подростками копинг-стратегий в отношении ситуаций буллинга лежат такие механизмы, как: психологическая защита, физическое восстановление, рефлексия, агрессивная реакция.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что основными возрастными этапами, наиболее подверженными феномену буллинга, являются периоды 10-11 лет и 14-15 лет, что соответствует 6-му и 9-му классам.
Основой показателя буллинга и показателя риска буллинга является форма физического, а не психологического буллинга. В свою очередь, носителями и жертвами буллинга, особенно 1 типа могут быть оба пола. Достоверных предикторов связи показателя буллинга и показателя риска буллинга с полом не выявлено.
Предиктором факта буллинга стала шкала равноправия опросника ОРБ, что указывает на один из главных критериев в определении буллинг- ситуации.
Предиктором риска буллинга могут стать все 4 шкалы опросника: шкала небезопасности, шкала благополучия, шкала разобщенности и шкала равноправия.
Дифференциальный диагностический профиль буллинга уточняет выше доказанные результаты, согласно которым за фактом и риском буллинга скрываются действия буллинга, возникающие в ситуациях небезопасности и разобщенности (1 фактор: показатель буллинга 0,79) А отсутствие буллинга (2 фактор: показатель буллинга - 0,50) связано с
ситуациями равноправия и психологического благополучия.
Непосредственным предиктором 1 типа буллинга является нарушение психологической безопасности, а предиктором буллинга 2 типа - разобщенность в школьном коллективе.



1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2018.- 303 с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова-М.: ЮНИТИ. - 2019. - 201 с.
3. Аверьянов А.И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов
МГПИ // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Мат-лы междунар. научн.-
пракг. конф. - Вып. 4. Том 15. - Одесса, 2016. - С. 22-26.
4. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2014. - 311 с.
5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, 2010. - 512 с.
6. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М.: Инфра -М, 2015. - 512 с.
7. Бз-рон Р. Ричардсон Д. Агрессия. / уч. пособие. - М.: Юрайт, 2017. - 336 с.
8. Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. - М.: «Олма-Пресс», 2015. -344 с.
9. Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева - СПб., 2015.
10. Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2015. - 15 марта (№ 18)- С. 3.
11. Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни детей, приводящие к психическому дистрессу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hllp://www.helpline74.ru/docs.php?id=l
12. Бутенко В.Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск, 2015. - 148с
13. Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников/ А.С.Белкин. - Свердловск: Изд-воСПИ, 2013 - 138 с
14. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 240 с.
15. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Под. ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2018. - 240 с.
16. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное
пособие для студ. пед. вузов / сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.:
«Академия», 2016. -624 с.
17. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Психология. - №8. - С. 160-164
18. Гутгенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. - СПб.: Акад. проект, 2016. - 301 с.
19. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. - 211 с.
20. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В.А. Никитина. - М.: Просвещение, 2016. - 147 с.
21. Екимова В.И., Залалдинова A.M. Жертвы и обидчики в ситуации
буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. - 2015. -
Том 4. - №4. - С. 5—10.
22. Ермолова Т.В. Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен:
исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) // Современная зарубежная
психология. - 2015. Т. 4. - № 1. - С. 65—90.
23. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон, Ломов Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - С. 8-20.
24. Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц. - М.: Прогресс. 1994. - 272 с.
25. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. — СПб.: Питер, 2015. — С. 240-276.
26. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. журнал. - 2005. - Т. 26. - №2. - С. 5 - 15.
27. Курбатова Т.Н. Психология агрессин//Агрессня/Отв. ред. А. М. Ельяшевич. - СПб.: Хамелеон, 2014. - С. 56 -63.
28. Кривцова С.В. «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных». - М.: Юрайт, 2011. - 203 с.
29. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». - 2016. - № 11. - С. 15-18.
30. Коломинский, Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. - Мн.: ТетраСистемс, - 2017. - 432 с.
31. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб.: Градиент, 2017. - 512 с.
32. Макарова Ю.Л. Тендерные особенности поведения участников
подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко¬
критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 6. - № 5А. - С. 181-192.
33. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2017. - № 4. - С. 90-92.
34. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 960 с.
35. Мосина О. А., Устенко В. С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 144-148.
36. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. - М.: Флинта: Наука, 2017. - 301 с.
37. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков. Эмоциональный и
кризисный механизм. - СПб.: издательство «Лань», Санкт-
Петербургский Университет МВД, 2019. - 199 с.
38. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак. - М. Просвещение, 1991. -196 с.
39. Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: 2001. - 203 с.
40. Нечаева М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2018.
-№ 1.- С. 73-80.
41. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Выпуск 6 (108) 2016. - С. 151 -154.
42. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика
старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 190 с.
43. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. -СПб.: Градиент, 2015. - 420 с.
44. Реан А.А. Психология подростка /А.А. Реан. - СПб.: Прайм- Еврознак 2016. - 480 с.
45. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти [хрестоматия] /А.А. Реан. 4-е изд., дополненное и переработанное. - СПб.: Питер, 2014. - 455 с.
46. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности /Х.Ремшмидт. - М.: Юрайт, 2014. - 322 с.
47. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга.
- М.: Юрайт, 2012. - 264 с.
48. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. В.Г.Степанов. - М.: «Академия», 2018. - 320 с.
49. Теоретико-методические основы деятельности педагога- психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно- возрастной аспект /под общ. ред. К. С. Шалагиновой.- Тула: Изд-во «ГРИФ и К», -2014.- 237.
50. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления/ Д.И.Фельдштейн. - М.: Флинта, 2019. - 366 с.
51. Хорнн К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ.
- М.: Прогресс. 2015. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ