Глава 1. Теоретическое обоснование исследования феномена школьного буллинга 7
1.1. Феномен школьного буллинга в образовательном пространстве: теория
и практика 7
1.2. Модели диагностики и профилактики школьного буллинга 18
Глава 2. Методическое обоснование исследования феномена школьного буллинга 27
2.1. Исследовательский дизайн, экспериментальный план, инструментарий
исследования 27
2.2. Описание и анализ экспериментальных результатов исследования 35
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Актуальность. Буллинг - одна из часто встречающихся негативных проблем в современных школах, которая создает психологическую напряженность в образовательной среде, провоцирует риски психологической безопасности и антивитального поведения. Наличие школьного буллинга проводит к снижению успеваемости, повышению уровня агрессии, формированию насильственного поведения в школе, эмоциональным и невротическим проблемам. Нередко жертвы буллинга подвержены не только психологическим, но и физическим травмам, что сильно усугубляет их положение в коллективе и, как следствие, порождает еще большее давление со стороны агрессора.
Буллинг определяет ситуация длительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
По определению С.В. Кривцовой, детский буллинг - это повторяющиеся в течение длительного времени агрессивные действия одних детей по отношению к другим. Существенные признаки буллинга- неравенство сил агрессора и жертвы, повторяемость, острая эмоциональная реакция жертвы.
Главным критерием буллинга как феномена жестокого поведения является осознанное причинение психологического или физического насилия более слабому. При рассмотрении термина в контексте проблемы психического здоровья, становится понятным важность и актуальность исследований направленных на выявление оценки школьного буллинга.
Ведь четкое понимание специфики феномена необходимо для обучения специалистов, которые смогут своевременно отслеживать предикторы буллинга и проводить профилактические мероприятия, способствующие психологическому и физическому здоровью учащихся.
Больший вклад в исследование проблемы буллинга внесли скандинавские исследователи: шведский школьный врач Петер-Пауль Хайнеманн и норвежский психолог Дан Ольвеус, педагог и социолог Эрлинг Георг Руланн, шведский когнитивный психолог Анатоль Пикас, финский психолог Кристина Салмивалли.
В отечественной психологии исследованием травли или буллинга занимались: И.С. Кон, С.Н. Ениколопов, В.С. Собкин, Кривцова С.В., Белевич А.А., Шапкина А.Н., Солдатова Г.У., Бочавер А.А., Хломов К.Д.
Объект: феномен школьного буллинга.
Предмет: предикторы рисков школьного буллинга в популяционных исследованиях.
Цель: диагностика предикторов риска школьного буллинга с учетом популяционных диагностических норм.
Задача: пропедевтика и профилактика школьного буллинга в формате антибуллинговых образовательных программ.
Гипотезы:
1. Индекс риска школьного буллинга носит поло-возрастной характер.
2. Виды школьного буллинга не зависят от поло-возрастной группы.
3. Предикторами рисков буллинга выступают показатели социально-психологической безопасности.
Теоретико-методологическую базу составили зарубежные психологические теории школьного буллинга таких авторов как: Петер- Пауль Хайнеманн, Дан Ольвеус, Хорст Каспер, Сандра Дайхманн, а также отечественные психологические исследования школьного буллинга Кривцовой С.В., Белевич А.А., Шапкиной А.Н., Солдатовой Г.У., Бочавер А.А., Хломова К.Д.
Методы исследования - популяционный диагностический скрининг с последующим сравнением данных экспериментальной и контрольной группы (классы с фактами и без фактов буллинга).
В исследовании использованы тестовые опросные методы, предназначенные для массовых диагностических скринингов в системе образования.
Методики исследования - профессиональные методики для выявления и оценки риска школьного буллинга, имеющие опыт популяционных обследований в школах РФ в формате анонимных массовых скринингов: опросник SMOB Каспера, опросник ОРБ А.А.Бочавер, К.Д.Хломов. Опросники позволяют выявить индикацию буллинга в классах с учетом количественной и качественной оценки фактов буллинга и его видов (1), критериев и рисков ситуаций буллинга (2).
Опросник SMOB - опросный метод диагностики фактов и рисков буллинга в школе, имеющий надежную репутацию профессиональной методики и широкий опыт применения в зарубежной и отечественной практике. Опросник измеряет прямую оценку буллинга.
Опросник ОРБ - дополняет диагностику ситуации буллинга с учетом оценки индексов ситуации психологической безопасности в школьном коллективе. Опросник измеряет опосредованную оценку буллинга.
Выбор методик осуществлен по критериям квалификационного соответствия:
- релевантность методики диагностической задаче
- статус валидного и надежного диагностического инструментария
- публикационный рейтинг в научных изданиях
- репутация в профессиональном сообществе
- опыт применения в школьных популяционных обследованиях
- психометрическая статистика на отечественной выборке
- возможность сравнительной оценки популяционных тестовых норм
Практическая значимость: Проведение исследования, отражающего актуальные данные наличия буллинга в нашем регионе на примере учащихся лицея. Измерение не только прямой, но и опосредованной оценки буллинга, что поможет выявить как факты действий буллинга, так и возможные риски его развития.
Новизна: Выявление предикторов рисков буллинга 1 и 2 типа. Получение актуальных статистических и математических данных, у учащихся нашего региона.
Эмпирическая база исследования:
Выборка составила 137 школьников в МОУ с фактами буллинга, дифференцирована по полу и возрасту, с 6 по 11 класс. Возрастной порог выборки обусловлен нижней границей тестовых инструментов (10-11 лет).
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения и заключения, а так же списка использованной литературы.
В ходе проведенного исследования буллинга в подростковом возрасте было установлено, что буллинг - это форма межличностного взаимодействия, при которой один человек или группа осознано выступает обидчиком, а другой - жертвой, который заведомо слабее психологически или физически, длительно и систематично, подвергающейся физическому,
психологическому, эмоциональному насилию, агрессии.
Особенностями поведенческих реакций подростков - участников буллинга, является агрессивный, или же защитный характер, а также эксграпунитивная направленность. Также у подростков - участников буллинга, могут проявляться следующие типы
поведения: защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведение; ситуативное, включающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое), реакции пассивного осознаваемого типа; творческое, предполагающее осознанный выбор стратегии, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий.
Для подростков характерна склонность разрешать конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. В основе используемых подростками копинг-стратегий в отношении ситуаций буллинга лежат такие механизмы, как: психологическая защита, физическое восстановление, рефлексия, агрессивная реакция.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что основными возрастными этапами, наиболее подверженными феномену буллинга, являются периоды 10-11 лет и 14-15 лет, что соответствует 6-му и 9-му классам.
Основой показателя буллинга и показателя риска буллинга является форма физического, а не психологического буллинга. В свою очередь, носителями и жертвами буллинга, особенно 1 типа могут быть оба пола. Достоверных предикторов связи показателя буллинга и показателя риска буллинга с полом не выявлено.
Предиктором факта буллинга стала шкала равноправия опросника ОРБ, что указывает на один из главных критериев в определении буллинг- ситуации.
Предиктором риска буллинга могут стать все 4 шкалы опросника: шкала небезопасности, шкала благополучия, шкала разобщенности и шкала равноправия.
Дифференциальный диагностический профиль буллинга уточняет выше доказанные результаты, согласно которым за фактом и риском буллинга скрываются действия буллинга, возникающие в ситуациях небезопасности и разобщенности (1 фактор: показатель буллинга 0,79) А отсутствие буллинга (2 фактор: показатель буллинга - 0,50) связано с
ситуациями равноправия и психологического благополучия.
Непосредственным предиктором 1 типа буллинга является нарушение психологической безопасности, а предиктором буллинга 2 типа - разобщенность в школьном коллективе.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2018.- 303 с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова-М.: ЮНИТИ. - 2019. - 201 с.
3. Аверьянов А.И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов
МГПИ // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Мат-лы междунар. научн.-
пракг. конф. - Вып. 4. Том 15. - Одесса, 2016. - С. 22-26.
4. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2014. - 311 с.
5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, 2010. - 512 с.
6. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М.: Инфра -М, 2015. - 512 с.
7. Бз-рон Р. Ричардсон Д. Агрессия. / уч. пособие. - М.: Юрайт, 2017. - 336 с.
8. Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. - М.: «Олма-Пресс», 2015. -344 с.
9. Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева - СПб., 2015.
10. Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2015. - 15 марта (№ 18)- С. 3.
11. Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни детей, приводящие к психическому дистрессу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hllp://www.helpline74.ru/docs.php?id=l
12. Бутенко В.Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск, 2015. - 148с
13. Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников/ А.С.Белкин. - Свердловск: Изд-воСПИ, 2013 - 138 с
14. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 240 с.
15. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Под. ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2018. - 240 с.
16. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное
пособие для студ. пед. вузов / сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.:
«Академия», 2016. -624 с.
17. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Психология. - №8. - С. 160-164
18. Гутгенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. - СПб.: Акад. проект, 2016. - 301 с.
19. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. - 211 с.
20. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В.А. Никитина. - М.: Просвещение, 2016. - 147 с.
21. Екимова В.И., Залалдинова A.M. Жертвы и обидчики в ситуации
буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. - 2015. -
Том 4. - №4. - С. 5—10.
22. Ермолова Т.В. Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен:
исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) // Современная зарубежная
психология. - 2015. Т. 4. - № 1. - С. 65—90.
23. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон, Ломов Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - С. 8-20.
24. Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц. - М.: Прогресс. 1994. - 272 с.
25. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. — СПб.: Питер, 2015. — С. 240-276.
26. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. журнал. - 2005. - Т. 26. - №2. - С. 5 - 15.
27. Курбатова Т.Н. Психология агрессин//Агрессня/Отв. ред. А. М. Ельяшевич. - СПб.: Хамелеон, 2014. - С. 56 -63.
28. Кривцова С.В. «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных». - М.: Юрайт, 2011. - 203 с.
29. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». - 2016. - № 11. - С. 15-18.
30. Коломинский, Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. - Мн.: ТетраСистемс, - 2017. - 432 с.
31. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб.: Градиент, 2017. - 512 с.
32. Макарова Ю.Л. Тендерные особенности поведения участников
подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко¬
критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 6. - № 5А. - С. 181-192.
33. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2017. - № 4. - С. 90-92.
34. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 960 с.
35. Мосина О. А., Устенко В. С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 144-148.
36. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. - М.: Флинта: Наука, 2017. - 301 с.
37. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков. Эмоциональный и
кризисный механизм. - СПб.: издательство «Лань», Санкт-
Петербургский Университет МВД, 2019. - 199 с.
38. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак. - М. Просвещение, 1991. -196 с.
39. Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: 2001. - 203 с.
40. Нечаева М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2018.
-№ 1.- С. 73-80.
41. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Выпуск 6 (108) 2016. - С. 151 -154.
42. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика
старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 190 с.
43. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. -СПб.: Градиент, 2015. - 420 с.
44. Реан А.А. Психология подростка /А.А. Реан. - СПб.: Прайм- Еврознак 2016. - 480 с.
45. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти [хрестоматия] /А.А. Реан. 4-е изд., дополненное и переработанное. - СПб.: Питер, 2014. - 455 с.
46. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности /Х.Ремшмидт. - М.: Юрайт, 2014. - 322 с.
47. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга.
- М.: Юрайт, 2012. - 264 с.
48. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. В.Г.Степанов. - М.: «Академия», 2018. - 320 с.
49. Теоретико-методические основы деятельности педагога- психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно- возрастной аспект /под общ. ред. К. С. Шалагиновой.- Тула: Изд-во «ГРИФ и К», -2014.- 237.
50. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления/ Д.И.Фельдштейн. - М.: Флинта, 2019. - 366 с.
51. Хорнн К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ.
- М.: Прогресс. 2015. - 208 с.