Психологические особенности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
|
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания 6
1.1 Подходы к пониманию психологических особенности личности 6
1.2 Понятие «синдрома эмоционального выгорания» в современной
психологии 14
1.3 Психологические особенности личности как фактор развития
эмоционального выгорания у педагогов 19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Результаты исследования и их анализ 29
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 62
1.1 Подходы к пониманию психологических особенности личности 6
1.2 Понятие «синдрома эмоционального выгорания» в современной
психологии 14
1.3 Психологические особенности личности как фактор развития
эмоционального выгорания у педагогов 19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Результаты исследования и их анализ 29
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 62
Профессия педагога является одной из самых необходимых и востребованных профессий общества. Каждый год учебные заведения выпускают немало специалистов в этой области, и к каждому из них предъявляется огромное количество требований, различных по своей направленности. Педагог должен в совершенстве знать предмет, который преподает, методику преподавания, педагогику, возрастную и педагогическую психологию, формы и методы обучения и воспитания, основы гигиены, этики, эстетики, должен обладать широким кругозором. Также эта профессия требует особой ответственности, большой самоотдачи, терпения, наблюдательности, усидчивости и т.д. Профессиональная программа учителя представляет собой качественно-описательную модель, квалификационную характеристику, характеризующую объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей и свойств личности, нужных преподавателю.
На сегодняшний день к специалистам педагогической области также предъявляются требования психологического характера. Это заключается в том, что педагогам необходимо иметь навыки регулирования своей психики, навыки самокоррекции, а также умения справляться с возникающими психологическими проблемами. Следует отметить, что нерешенные психологические проблемы могут в последующем оборачиваться психическим и физическим нездоровьем педагога, различными профессиональными деформациями его личности.
Также следует сказать, что, то насколько продуктивной будет работа педагога, зависит от его личных психологических особенностей, а также от имеющихся у педагогов целей и мотивов своей педагогической деятельности. К сожалению, в современном мире мало внимания уделяется этому вопросу при отборе и подготовке будущих педагогов. Между тем, искаженные мотивы, ложные установки повышают риски профессиональной неудовлетворенности и эмоционального истощения. Таким образом, встает вопрос о довольно распространенной и актуальной проблеме, которая существует и анализируется многими учеными довольно длительное время — это эмоциональное выгорание педагогов.
Представляется важным изучить психологические особенности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания с целью выявления их психологических особенностей, прогнозирования и психологической поддержки педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Объект: психологические особенности личности.
Предмет: психологические особенности педагогов.
Цель: содержательные характеристики психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать инструментарий для диагностики эмоционального выгорания педагогов и их психологических особенностей.
3. Провести исследование психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
4. Проанализировать полученные в исследовании результаты.
5. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на профилактику и преодоление эмоционального выгорания.
Гипотезы:
1. Вероятно, что для педагогов с высокими показателями невротичности, раздражительности и депрессивности характерен высокий уровень эмоционального выгорания.
2. Возможно, у педагогов со средним и высоким уровнем эмоционального выгорания велики риски неплодотворных ориентаций.
Теоретико-методологические основания исследования:
- трехфакторная модель выгорания (К. Маслач и С. Джексон), а также взгляды Н.Е. Водопьяновой на феномен выгорания;
- психологический подход Б.С. Братуся к пониманию смысловой сферы личности;
- диспозиционная теория личности Г. Олпорта.
Методы исследования:
Анализ психологической литературы;
Анкетирование;
Психологическое тестирование:
- «Диагностика профессионального выгорания» ((К. Маслач, С. Джексон)» в адаптации Н.Е.Водопьяновой;
- Методика М.Н. Мироновой «Изучение смысловых уровней в структуре личности педагога»;
- Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг и Р. Гампел). Адаптирован и модифицирован на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т.И.Ронгинской по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом.
Практическая значимость данной работы заключается в расширении взглядов на понятие эмоционального выгорания педагогов и связанных с ним психологических особенностей личности, а также в разработке рекомендаций для педагогов с целью профилактики и преодоления эмоционального выгорания.
Выборку исследования составили 68 педагогов школ Алтайского края.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
На сегодняшний день к специалистам педагогической области также предъявляются требования психологического характера. Это заключается в том, что педагогам необходимо иметь навыки регулирования своей психики, навыки самокоррекции, а также умения справляться с возникающими психологическими проблемами. Следует отметить, что нерешенные психологические проблемы могут в последующем оборачиваться психическим и физическим нездоровьем педагога, различными профессиональными деформациями его личности.
Также следует сказать, что, то насколько продуктивной будет работа педагога, зависит от его личных психологических особенностей, а также от имеющихся у педагогов целей и мотивов своей педагогической деятельности. К сожалению, в современном мире мало внимания уделяется этому вопросу при отборе и подготовке будущих педагогов. Между тем, искаженные мотивы, ложные установки повышают риски профессиональной неудовлетворенности и эмоционального истощения. Таким образом, встает вопрос о довольно распространенной и актуальной проблеме, которая существует и анализируется многими учеными довольно длительное время — это эмоциональное выгорание педагогов.
Представляется важным изучить психологические особенности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания с целью выявления их психологических особенностей, прогнозирования и психологической поддержки педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Объект: психологические особенности личности.
Предмет: психологические особенности педагогов.
Цель: содержательные характеристики психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать инструментарий для диагностики эмоционального выгорания педагогов и их психологических особенностей.
3. Провести исследование психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
4. Проанализировать полученные в исследовании результаты.
5. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на профилактику и преодоление эмоционального выгорания.
Гипотезы:
1. Вероятно, что для педагогов с высокими показателями невротичности, раздражительности и депрессивности характерен высокий уровень эмоционального выгорания.
2. Возможно, у педагогов со средним и высоким уровнем эмоционального выгорания велики риски неплодотворных ориентаций.
Теоретико-методологические основания исследования:
- трехфакторная модель выгорания (К. Маслач и С. Джексон), а также взгляды Н.Е. Водопьяновой на феномен выгорания;
- психологический подход Б.С. Братуся к пониманию смысловой сферы личности;
- диспозиционная теория личности Г. Олпорта.
Методы исследования:
Анализ психологической литературы;
Анкетирование;
Психологическое тестирование:
- «Диагностика профессионального выгорания» ((К. Маслач, С. Джексон)» в адаптации Н.Е.Водопьяновой;
- Методика М.Н. Мироновой «Изучение смысловых уровней в структуре личности педагога»;
- Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг и Р. Гампел). Адаптирован и модифицирован на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т.И.Ронгинской по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом.
Практическая значимость данной работы заключается в расширении взглядов на понятие эмоционального выгорания педагогов и связанных с ним психологических особенностей личности, а также в разработке рекомендаций для педагогов с целью профилактики и преодоления эмоционального выгорания.
Выборку исследования составили 68 педагогов школ Алтайского края.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Анализ литературы по данной теме показал, что связь эмоционального выгорания с различными сторонами жизни и деятельности педагогов всесторонне исследуется. Большое значение в литературе придается самой личности педагогов, их психологическим особенностям. Разные авторы выделяют и рассматривают различные аспекты личности педагогов как детерминанты эмоционального выгорания, количество научной информация в данном направлении постоянно увеличивается и систематизируется.
Мир не стоит на месте и в системе образования непрерывно происходят изменения, которые в разной степени влияют на всех участников образовательного процесса. Поэтому не стоит прекращать исследования, направленные на выявление различных негативных факторов, отрицательно влияющих на существование столь важного в социуме института образования. Открытие новых факторов и явлений, влияющих на образовательную деятельность, как положительно, так и отрицательно, может позволить улучшить работу педагогов в образовательных учреждениях и снизить неблагоприятные эффекты.
Проведенное в данной работе исследование показало, что степень эмоционального выгорания тесно связана с различными психологическими особенностями личности педагога. Также было выявлено, что для педагогов с высокими показателями невротичности, раздражительности и депрессивности действительно характерен высокий уровень эмоционального выгорания. Для педагогов со средним и высоким уровнем эмоционального выгорания велики риски неплодотворных ориентаций. Помимо этого были выявлены и другие закономерности и особенности.
Исследуемая проблема влияния психологических особенностей личности на эмоциональное выгорание является очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, их личность, деятельность, психическое здоровье и эмоциональное состояние, но и на тех, кто находится рядом с ними. Отрицательному влиянию подвергаются семья, близкие, коллеги, и, конечно же, ученики, на которых направлена деятельность педагога. Эмоционально «сгоревший» педагог с трудом выполняет свои профессиональные функции и негативно влияет на развитие личности ученика, зачастую даже подавляя это развитие.
Цель подготовки педагогов должна быть связана не только с формированием навыков осуществления профессиональной деятельности, но и, что существенно, личностных характеристик будущих профессионалов.
Таким образом, в ходе проведенной работы поставленная цель была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Мир не стоит на месте и в системе образования непрерывно происходят изменения, которые в разной степени влияют на всех участников образовательного процесса. Поэтому не стоит прекращать исследования, направленные на выявление различных негативных факторов, отрицательно влияющих на существование столь важного в социуме института образования. Открытие новых факторов и явлений, влияющих на образовательную деятельность, как положительно, так и отрицательно, может позволить улучшить работу педагогов в образовательных учреждениях и снизить неблагоприятные эффекты.
Проведенное в данной работе исследование показало, что степень эмоционального выгорания тесно связана с различными психологическими особенностями личности педагога. Также было выявлено, что для педагогов с высокими показателями невротичности, раздражительности и депрессивности действительно характерен высокий уровень эмоционального выгорания. Для педагогов со средним и высоким уровнем эмоционального выгорания велики риски неплодотворных ориентаций. Помимо этого были выявлены и другие закономерности и особенности.
Исследуемая проблема влияния психологических особенностей личности на эмоциональное выгорание является очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, их личность, деятельность, психическое здоровье и эмоциональное состояние, но и на тех, кто находится рядом с ними. Отрицательному влиянию подвергаются семья, близкие, коллеги, и, конечно же, ученики, на которых направлена деятельность педагога. Эмоционально «сгоревший» педагог с трудом выполняет свои профессиональные функции и негативно влияет на развитие личности ученика, зачастую даже подавляя это развитие.
Цель подготовки педагогов должна быть связана не только с формированием навыков осуществления профессиональной деятельности, но и, что существенно, личностных характеристик будущих профессионалов.
Таким образом, в ходе проведенной работы поставленная цель была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Психологические особенности личности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - Различия в копинг-стратегиях педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5010 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - САМООТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Смысложизненные ориентации кризисных психологов с разным уровнем эмоционального выгорания (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





