Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания 6
1.1 Подходы к пониманию психологических особенности личности 6
1.2 Понятие «синдрома эмоционального выгорания» в современной
психологии 14
1.3 Психологические особенности личности как фактор развития
эмоционального выгорания у педагогов 19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Результаты исследования и их анализ 29
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 62
Профессия педагога является одной из самых необходимых и востребованных профессий общества. Каждый год учебные заведения выпускают немало специалистов в этой области, и к каждому из них предъявляется огромное количество требований, различных по своей направленности. Педагог должен в совершенстве знать предмет, который преподает, методику преподавания, педагогику, возрастную и педагогическую психологию, формы и методы обучения и воспитания, основы гигиены, этики, эстетики, должен обладать широким кругозором. Также эта профессия требует особой ответственности, большой самоотдачи, терпения, наблюдательности, усидчивости и т.д. Профессиональная программа учителя представляет собой качественно-описательную модель, квалификационную характеристику, характеризующую объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей и свойств личности, нужных преподавателю.
На сегодняшний день к специалистам педагогической области также предъявляются требования психологического характера. Это заключается в том, что педагогам необходимо иметь навыки регулирования своей психики, навыки самокоррекции, а также умения справляться с возникающими психологическими проблемами. Следует отметить, что нерешенные психологические проблемы могут в последующем оборачиваться психическим и физическим нездоровьем педагога, различными профессиональными деформациями его личности.
Также следует сказать, что, то насколько продуктивной будет работа педагога, зависит от его личных психологических особенностей, а также от имеющихся у педагогов целей и мотивов своей педагогической деятельности. К сожалению, в современном мире мало внимания уделяется этому вопросу при отборе и подготовке будущих педагогов. Между тем, искаженные мотивы, ложные установки повышают риски профессиональной неудовлетворенности и эмоционального истощения. Таким образом, встает вопрос о довольно распространенной и актуальной проблеме, которая существует и анализируется многими учеными довольно длительное время — это эмоциональное выгорание педагогов.
Представляется важным изучить психологические особенности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания с целью выявления их психологических особенностей, прогнозирования и психологической поддержки педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Объект: психологические особенности личности.
Предмет: психологические особенности педагогов.
Цель: содержательные характеристики психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать инструментарий для диагностики эмоционального выгорания педагогов и их психологических особенностей.
3. Провести исследование психологических особенностей педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
4. Проанализировать полученные в исследовании результаты.
5. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на профилактику и преодоление эмоционального выгорания.
Гипотезы:
1. Вероятно, что для педагогов с высокими показателями невротичности, раздражительности и депрессивности характерен высокий уровень эмоционального выгорания.
2. Возможно, у педагогов со средним и высоким уровнем эмоционального выгорания велики риски неплодотворных ориентаций.
Теоретико-методологические основания исследования:
- трехфакторная модель выгорания (К. Маслач и С. Джексон), а также взгляды Н.Е. Водопьяновой на феномен выгорания;
- психологический подход Б.С. Братуся к пониманию смысловой сферы личности;
- диспозиционная теория личности Г. Олпорта.
Методы исследования:
Анализ психологической литературы;
Анкетирование;
Психологическое тестирование:
- «Диагностика профессионального выгорания» ((К. Маслач, С. Джексон)» в адаптации Н.Е.Водопьяновой;
- Методика М.Н. Мироновой «Изучение смысловых уровней в структуре личности педагога»;
- Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг и Р. Гампел). Адаптирован и модифицирован на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т.И.Ронгинской по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом.
Практическая значимость данной работы заключается в расширении взглядов на понятие эмоционального выгорания педагогов и связанных с ним психологических особенностей личности, а также в разработке рекомендаций для педагогов с целью профилактики и преодоления эмоционального выгорания.
Выборку исследования составили 68 педагогов школ Алтайского края.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Анализ литературы по данной теме показал, что связь эмоционального выгорания с различными сторонами жизни и деятельности педагогов всесторонне исследуется. Большое значение в литературе придается самой личности педагогов, их психологическим особенностям. Разные авторы выделяют и рассматривают различные аспекты личности педагогов как детерминанты эмоционального выгорания, количество научной информация в данном направлении постоянно увеличивается и систематизируется.
Мир не стоит на месте и в системе образования непрерывно происходят изменения, которые в разной степени влияют на всех участников образовательного процесса. Поэтому не стоит прекращать исследования, направленные на выявление различных негативных факторов, отрицательно влияющих на существование столь важного в социуме института образования. Открытие новых факторов и явлений, влияющих на образовательную деятельность, как положительно, так и отрицательно, может позволить улучшить работу педагогов в образовательных учреждениях и снизить неблагоприятные эффекты.
Проведенное в данной работе исследование показало, что степень эмоционального выгорания тесно связана с различными психологическими особенностями личности педагога. Также было выявлено, что для педагогов с высокими показателями невротичности, раздражительности и депрессивности действительно характерен высокий уровень эмоционального выгорания. Для педагогов со средним и высоким уровнем эмоционального выгорания велики риски неплодотворных ориентаций. Помимо этого были выявлены и другие закономерности и особенности.
Исследуемая проблема влияния психологических особенностей личности на эмоциональное выгорание является очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, их личность, деятельность, психическое здоровье и эмоциональное состояние, но и на тех, кто находится рядом с ними. Отрицательному влиянию подвергаются семья, близкие, коллеги, и, конечно же, ученики, на которых направлена деятельность педагога. Эмоционально «сгоревший» педагог с трудом выполняет свои профессиональные функции и негативно влияет на развитие личности ученика, зачастую даже подавляя это развитие.
Цель подготовки педагогов должна быть связана не только с формированием навыков осуществления профессиональной деятельности, но и, что существенно, личностных характеристик будущих профессионалов.
Таким образом, в ходе проведенной работы поставленная цель была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сб. научн. трудов. / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
3. Аминов Н. А. Дифференциальный подход в исследовании структурной организации главных компонентов педагогических способностей / Н. А. Аминов // Вопр. психологии. - №5. - С. 5-17.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. - С. 71-72.
5. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М., 1999. - С. 291
6. М. В. Буланова-Топоркова. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д:Феникс, 2002. 2002
7. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. Сб. научных трудов. - СПб., 2000. - С.443-463.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
9. Волканевский С. В. Рефлексивность как детерминанта синдрома "психического выгорания" личности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.03) / Волканевский, Сергей Валерьевич; Ярославский гос. университет им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2010. - 26 с.
10. Воробьева, М.А. Исследование эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М.А. Воробьева // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. - 2006. - №1. - С. 70-75.
11. Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск: Харвест, 1998. — 551 с.
12. Голубева, Э.А. Комплексное исследование способностей (к 90- летию Бориса Михайловича Теплова) / Э.А. Голубева // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. - 1986. - №5 сентябрь-октябрь 1986. - с. 18-31.
13. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003 - 480 с.
14. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы [Текст] / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой. СПб., 1997. - С. 237 - 245.
15. Гурова О.С. Аверина Е.Д. Социальные представления педагогов о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего школьного образования // Известия Алтайского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - 2015. - № 3/1 (87).
16. Добреньков В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2006. — 448 с.
17. Дьячкова Елена Станиславовна Личностные особенности
педагогов с разной степенью профессионального выгорания // Вестник ТГУ. 2011. №10. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/lichnostnye-
osobennosti-pedagogov-s-raznoy-stepenyu-professionalnogo-vygoraniya дата обращения: 13.06.2019).
18. Зимняя И.А Педагогическая психология. М.: Логос, 2004 - 384 с.
19. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание / Е.А.Коняева, Л.Н. Павлова. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос. пед. ун-та, 2012 - 131 с.
20. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2004.- №11.-41с.
21. Леонтьев Д.А. Гордон Олпорт - архитектор психологии личности / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал / Ред. А.В. Брушлинский. - 2002. - Том23 №3 май-июнь 2002. - с. 23-31.
22. Лоуренс А. Первин, Оливер П. Джон. Психология личности. Теория и исследования. — М.: 2001 - 607 с.
23. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М.:
Просвещение, 2003. - 286 с.
24. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008 - № 2 - С. 3-16.
25. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. С. 471.
26. Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в
процессе профессионализации учителя.[Текст]:
Дис.канд.псих.наук./Мальцева Н.В. Екатеринбург. 2005-С.190
27. Маслаков С. И. К вопросу о профессионально значимых качествах личности педагога // Территория науки. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalno-znachimyh- kachestvah-lichnosti-pedagog-a (дата обращения: 12.06.2019).
28. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-еизд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
29. Миронова М.Н. Очерк исследования смысловых структур личности педагога // Национальный психологический журнал.- 2015. - № 2(18) - С. 95-107.
30. МКБ-10 ВОЗ. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр. Классификация клинических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. - М.: Медицина, 2007. - 644 с.
31. Неруш, Т.Г. Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности: монография [Текст] / Т.Г. Неруш, Ю.Г. Поваренков. - Саратов, 2012. - 222 с., с.36-37.
32. Никифоров Г.С. Психология менеджмента 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 639 с.
33. Орел В.Е. синдром психического выгорания личности: монография.[Текст]/ Орел В.Е.- Ярославль:Изд-во «Институт психологии РАН». 2005-330с.
34. Осухова Н.Г., Кожевникова В.В. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания // Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников /Под ред. Н.Г.Осуховой. - М.: Изд-во «Амиго-пресс», 2006. - С.96 - 112.
35. Ридецкая О.Г. Психология одаренности Учебно- практическое пособие - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010 - 374 с.
36. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002, № 3. - С. 85-95.],
37. Рукавишников, А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.03 / А. А. Рукавишников. - М. : РГБ, 2003 - 177 с.
38. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М. : Прогресс, 2002. - 123-130 с.
39. Сергеева А. Д. Дефиниции социальных способностей: проблемное поле // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1011-1014. — URL https://moluch.ru/archive/62/9478/ (дата обращения: 13.04.2019.
40. Сергеева И. В. Особенности эмоциональной регуляции
профессиональной деятельности учителя в напряженных ситуациях [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.07) / Сергеева Инесса Викторовна ; Славянский гос. пед. университет . - Славянск, 2003. - 200 с.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.
42. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №5, С.3-9.
43. Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
44. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Вопросы психологии, 2008, № 5. С. 18-21.
45. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как
показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В.
Форманюк//Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С. 57-63.;
46. Харченова Ирина Степановна Мотивы как основа становления
эмотивно-аксиологической сферы субъекта // Сибирский педагогический журнал. 2011. №6. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/motivy-kak-osnova-stanovleniya-emotivno- aksiologicheskoy-sfery-subekta (дата обращения: 13.06.2019).
47. Черкалина Е. В.. Особенности отношения к школе администрации и педагогического коллектива в условиях инновационной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.05) /Черкалина Елена Васильевна; Москва: 2006 Г., - 28 с.
48. Чигрина, Е. И. Профилактика синдрома эмоционального выгорания / Е. И. Чигрина // Народная асвета. - 2011. - № 5. - С. 19-24.
49. PsyLab.info Фрайбургский_личностный_опросник Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZpsylab.info/, свободный - (13.06.2019).
50. PSYCHOJOURNAL.RU Гордон Олпорт: диспозициональная
теория личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychojournal.ru/psychologists/146-gordon-olport-dispozicionalnaya- teoriya-lichnosti.html свободный - (13.06.2019).