Введение з
Глава 1. Теоретические основы исследования продвижения образовательной организации в сети Интернет 7
1.1 Понятие, функции, виды и стратегии продвижения 7
1.2 Образовательные организации как объект продвижения 16
1.3 Инструменты продвижения образовательной организации в сети Интернет
26
Глава 2. Продвижение частного колледжа «Тьютория» в сети Интернет 35
2.1 Общая характеристика деятельности колледжа «Тьютория» 35
2.2 Анализ маркетинговой среды колледжа «Тьютория» 47
2.3 Проект продвижения частного колледжа «Тьютория» в сети Интернет 54
Заключение 63
Список используемой литературы и источников 65
Приложение 1 72
В современном мире рынок образовательных услуг постоянно развивается и не стоит на месте. Учебные заведения продвигают свои услуги, что, соответственно, повышает конкурентоспособность образовательных учреждений, так как абитуриенты становятся все более осведомленными в вопросах выбора места получения среднего профессионального или высшего образования. Это приводит к тому, что целевая аудитория становится более требовательной и избирательной. Именно поэтому необходимо с особым вниманием подходить к организации рекламной деятельности образовательных учреждений.
В настоящее время Интернет - наиболее динамично развивающаяся среда информационного обмена в истории человечества. С каждым днем возможности доступа к Интернету возрастают и упрощаются, что позволяет значительно расширить круг пользователей данного ресурса. Продвижение в сети Интернет имеет ряд преимуществ: реклама в сети сравнительно недорогая, охватывает огромную аудиторию и дает высокую эффективность, так как рассчитана именно на потенциальных потребителей. Также следует упомянуть такие критерии, как известность бренда, повышение лояльности аудитории, формирование положительного образа.
Интернет - это рекламное пространство, популярность которого в наши дни только возрастает и активно вытесняет традиционную рекламу. Продвижение образовательных услуг посредством Интернета включает в себя размещение информации об услугах на собственном сайте, распространение информации в социальных сетях, на сайтах партнёров, рассылку электронных писем и многое другое.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время при выборе будущей профессии и вуза абитуриенты стали чаще обращаться за информацией в сеть Интернет. По этой причине организациям необходимо в своей коммуникационной стратегии делать акцент на продвижение своих услуг в сети Интернет. В связи с этим было принято решение разработать официальный сайт, социальные сети и запустить контекстную и таргетированную рекламу для колледжа «Тьютория».
Степень научной проработанности проблемы:
Понятие «продвижение» рассматривается в трудах таких авторов, как В.Е. Ланкин, ]И. Л. Kaлyжcкий, Дж. Росситер, Л. Перси, Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев.
Понятие «услуга» характеризуется в работах таких авторов, как В. М. Семенов, Ф. Котлер, С.В. Мхитарян, О. Е. Васильева.
Понятие «образовательная услуга» анализируется в трудах таких авторов, как Н.Н. Терещенко, В.Н. Зотов, А.П. Гусев.
Понятие «стратегия продвижения» рассматривается в трудах таких авторов, как А.Б. Звездов, М.С. Туровский, Г.А. Жарков, Е.А. Смирнова, Ф. Колкр.
Понятие «жизненный цикл образовательных услуг» исследуется в работах М.Г. Подопригора, Т.А. Половова, Ю.В. Меркурьева, И.А. Иванова.
Объект: продвижение образовательных услуг в сети Интернет.
Предмет: стратегия интернет-продвижения образовательных услуг частного российского колледжа нового поколения «Тьютория».
Цель ВКР: разработать стратегию продвижения образовательной организации в сети Интернет для частного российского колледжа нового поколения «Тьютория».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Охарактеризовать понятие «продвижение» и его основные характеристики;
2. Проанализировать функции и инструменты продвижения;
3. Изучить понятие «услуга» и его основные характеристики;
4. Выявить специфику продвижения образовательных услуг;
5. Изучить деятельность российского частного колледжа «Тьютория»;
6. Проанализировать маркетинговую среду колледжа «Тьютория»;
7. Разработать проект по продвижению колледжа в сети Интернет.
Методы исследования: традиционный анализ литературы, вторичный анализ данных, традиционный анализ документов, анализ статистических данных, контент-анализ, наблюдение, З^ЮТ-анализ, PEST-анализ, конкурентный анализ.
Практическая значимость результатов: результаты данной работы были внедрены в деятельность колледжа «Тьютория», а также в качестве модели продвижения могут использоваться другими образовательными организациями, с целью продвижения своей компании или образовательных услуг в сети Интернет.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первом параграфе первой главы «Понятие, функции, виды и стратегии продвижения» определяются понятие продвижение, его функции, виды, стратегии, а также инструменты, с помощью которых можно продвигать товар или услугу, изученных особенности, положительные и отрицательные с стороны.
Во втором параграфе первой главы «Образовательные организации как объект продвижения» дается определение понятия «услуга», рассмотрена ее классификация. определяются понятие «образовательная услуга», а также ее особенности продвижения.
В третьем параграфе первой главы «Инструменты продвижения образовательной организации в сети Интернет» рассматривается, эффективные способы продвижения образовательной организации в сети Интернет, используя цифровые инструменты продвижения.
В первом параграфе второй главы «Общая характеристика деятельности колледжа «Тьютория»» дается подробная характеристика деятельности российского частного колледжа нового поколения «Тьютория».
Во втором параграфе второй главы «Анализ маркетинговой среды колледжа «Тьютория»» проводятся основные анализы, такие как сравнительный анализ, SWOT-анализ, выявление сильных и слабых конкурентов, а также определение целевой аудитории. Данный параграф позволит выбрать верный вектор построения проекта продвижения образовательной организации.
В третьем параграфе второй главы «Проект продвижения частного колледжа «Тьютория» в сети Интернет» рассматриваются этапы создания и продвижения сайта колледжа, разработка социальных сетей, настройка контекстной и таргетированной рекламы, а также подводятся промежуточные итоги рекламной кампании.
За последние несколько лет рынок образовательных услуг переживает подъем. За счет активной деятельности в сети Интернет компании пытаются принять активное участие в жизни своей целевой аудитории, стараясь приблизить её к бренду. Необходимость данной работы была вызвана выходом на рынок российского частного колледжа нового поколения «Тьютория», который необходимо продвигать в сети Интернет среди потенциальной аудитории.
Изучив понятие и инструменты продвижения, используемые региональными и федеральными образовательными организациями, можно точно сказать, что их использование становиться не прихотью, а необходимостью.
Рассмотрев жизненный цикл услуг, а также тенденции рынка образовательных услуг, можно прийти к заключению, что правильно разработанная коммуникационная стратегия позволит наиболее эффективно продвигать образовательные услуги среднего специального образования в сети Интернет.
В ходе выпускной квалификационной работы нам удалось разработать и создать сайт российского частного колледжа нового поколения «Тьютория», зарегистрировать организацию и вести аккаунты в 4 социальных сетях, с целью информирования целевой аудитории о деятельности колледжа. на данные площадки. Привлечение аудитории на официальный сайт, а также в социальные сети осуществлялось через контекстную и таргетированную рекламу, электронную рассылку. Использование данного комплекса инструментов привело к хорошим результатам за короткий промежуток времени.
Постепенно о колледже «Тьютория» узнают все больше школьников, увеличивается конверсия на сайте, а также звонки по телефону, с целью узнать поподробнее, о стоимости, о специальностях, об условиях. Также этот факт подтверждает активность в социальных сетях, появляются первые комментарии, репосты и запросы в директ.
Проведя маркетинговые исследования колледжа «Тьютория» можно отметить, что он стремится к лидирующей позиции на рынке города Барнаула,
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанный проект можно использовать для продвижение различных образовательных организаций, а именно колледжей, училищ, институтов, университетов, не только на территории Алтайского края, но и Российской Федерации.
1. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» // «Российская газета», ст. 13.
2. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // "Российская газета" от 24.10.1995 г.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
4. Артшулер, И. Г. О стратегии, маркетинге и консалтинге. Занимательно
• для внимательных: науч. изд. / И. Г. Артшулер. - Москва: Дело, 2016. - 440 с.
5. Беквит, Г. Четыре ключа к маркетингу услуг / Г. Беквит. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. - 252 с.
6. Белый С. 55 способов привлечь миллион клиентов / С. Белый, А.В. Куфтырев. - Санкт-Петербург, 2013. - 143 с.
7. Васильев, Г. А. Поведение потребителей: учебник / Г. А. Васильев.
• Москва: Вузовский учебник, 2018. - 237 с.
8. Гитомер Дж. Бизнес в социальных сетях. Как продавать, лидировать и побеждать / Дж. Гитомер. - Санкт-Петербург, 2012. - 192 с.
9. Гольдштейн Г.Я. Маркетинг: Учебное пособие для магистрантов / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев, - Таганрог: Издательство ТРТУ, 2014. - 107 с.
10. Гугнина Г.В. Технологии продвижения образовательных услуг на рынок / Г.В Гугнина, Е.В. Самсонова, М.В. Самсонова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. - 305-311 с.
11. Данченок, Л.А. Маркетинг в социальных медиа.
Интернетмаркетинговые коммуникации / Л.А. Данченок. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 288 с.
12. Ермолова Наталия. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Соод1е+ /Наталья Ермолова. - Москва, 2016. - 358 с.
13. Захарова Ю.А. Стратегии продвижения товаров / Ю.А. Захарова - Москва: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 160 с.
14. Кеглер Т. Реклама и маркетинг в Интернете / Т. Кеглер, П. Доулинг. - Москва: Алыпина Паблишер, 2013г. - 335 с.
15. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / пер. с англ. 12-е Европ. - Изд. М.; СПб.; Киев: Издательский дом «Вильямс», 2009. - 1072 с.
16. Красюк, И.Н. Маркетинговые коммуникации: Учебник / И.Н. Красюк. - Москва: Инфра-М, 2018. - 416 с.
17. Лифанова, С.А. Образовательные услуги как экономический объект / С.А. Лифанова // 1оигпа1оГ81ЬепапМеШса18с1епсез. - 2008г. - № 1. - 191-196 с.
18. Парабеллум А. Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса / А. Парабеллум, Н. Мрочковский, В. Калаев. - Санкт-Петербург, 2013. - 176с.
19. Песоцкий, Е. А. Реклама и мотивация потребителей / Е.А. Песоцкий. - Москва: ИЛ, 2014. - 240 с.
20. Подопригора М.Г. Системный подход к выявлению и управлению
трансакционными издержками вуза на рынке образовательных услуг // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник научных трудов XIV Международной научно-практической конференции. Ч.2. - Санкт-
Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С.237-244.
21. Подопригора М.Г. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг // Креативная экономика. - Москва: ООО Изд-во «Креативная экономика», 2010. - № 7. - С. 67-71.
22. Подопригора М.Г. Этап жизненного цикла организации как критерий формирования инструментария менеджмента // Неделя науки - 2008: Сб. тезисов. Том 2. -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 264-267.
23. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 453 с.
24. Росситер Дж. Р. Реклама и продвижение товаров / Дж. Р. Росситер, Л. Перси. - Санкт-Петербург: Питер, 2011г. - 345 с.
25. Сагинова, О. В. Интегрированные коммуникации: учебник
/ О. В. Сагинова. - Москва: Академия, 2019. - 319 с.
26. Суздалева Г.Р. Инструменты продвижения товаров и услуг / Г.Р. Суздалева, Е.А. Дробышева - Москва: Эксмо, 2012. - 314 с.
27. Терещенко Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: Монография. - Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 2005. - 267 с.
28. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 228 с.
29. Чжан Ч. Разработка стратегии по продвижению нового товара на рынок/ Ч. Чжан // В сборнике: экономические аспекты технологического развития современной промышленности материалы Международной научнопрактической конференции. - 2016. - С. 311-314.
30. Шуст Анна. Текст, который продает товар, услугу или бренд / Анна Шуст. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 216 с.
31. Instagram: эффективное продвижение от А до Я. - М.: Ingate, 2014. - 35 с.
32. Busche. Powering Content: Building a Nonstop Content Marketing Machine / Busche. - Wiley: O'Reilly Media, 2017. - 250 p.
33. Kingsnorth S. Digital Marketing Strategy / S. Kingsnorth. - TBS/GBS, 2016.
- 296 p.
34. Kotler P. Marketing 4.0: From Products to Customers to the Human Spirit / P. Kotler. - Wiley, 2017. - 208 p.
35. Capwell D. Social Media Marketing Agency: The Best Business Model Book to Creating a $10,000 and more per Month SMMA with Facebook Advertisements, Autom / D. Capwell. - Independently Published, 2019. - 178 p.
36. Pulizzi J. Killing Marketing: How Innovative Businesses Are Turning Marketing Cost Into Profit / J. Pulizzi, R. Rose. - McGraw-Hill Education, 2017. - 315 p.
Интернет-ресурсы
37. 10+ основных и эффективных способов рекламы своего продукта или
услуги в Интернете [Электронный ресурс]. URL:
https://habr.com/ru/company/sendpulse/blog/299782/ (дата обращения:
14.04.2021).
38. 8 эффективных способов продвижения услуг в интернете [Электронный ресурс]. URL: https://news.ners.ru/8-effektivnyh-sposobov-prodvizheniya-uslug- v-internete.html (дата обращения: 04.02.2021).
39. SEO-копирайтинг. Как приручить поисковик. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.google.ru/books/edition/SEO_копирайтинг_как_при/SkJVCg AAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&kptab=overview (дата обращения: 18.04.2021).
40. Анатомия бизнеса. Бизнес в INSTAGRAMM [Электронный ресурс].
URL: http://biz-anatomy.ru/vse-stati/smm-prodvizhenie-v-sotssetyakh/kak-
prodvinut-svoj-biznes-v-instagram (дата обращения: 12.04.2021).
41. Все о рекламе и продвижение в Интернете. [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/books/edition/Всё_о_рекламе_и_продви/YXzrQlP0 ez8C?hl=ru&gbpv=1&kptab=overview (дата обращения: 25.02.2021).
42. Дропшипинг - альтернативная инфраструктура сбыта и
продвижения/М.Л. Калужский. [Электронный ресурс]. URL:
http://ecommercelaw.ru/articles/dropshipping-alternativnaja-infrastruktura-sbyta-i- prodvizhenija-kaluzhskij.html (дата обращения: 22.03.2021).
43. Загайнова А.А. Основные проблемы рынка образовательных услуг в
современной России. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/94.pdf (дата
обращения: 10.03.2021).
44. Записки маркетолога. Таргетинг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_t/targeting/ (дата обращения: 06.03.2021).
45. Интернет-маркетинг образовательных услуг. Соболева Т.Н. [Электронный ресурс]. 1Ж1/ https://cyberleninka.ru/art 1с1е/п/т1егпе1-тагке1тд- obrazovate1nyh-us1ug (дата обращения: 15.04.2021).
46. Интернет-торговля в России. Продвижение компаний в социальных сетях [Электронный ресурс]. ПРЕ: http://www.up2go.ru/researches/internet- й/670.Ыш1 (дата обращения: 02.03.2021).
47. Как изменила пандемия рынок образования [Электронный ресурс]. ПРЬ: https://rg.ru/2020/10/20/reg-cfo/kak-izmeni1a-pandemiia-rynok-obrazovaniia.htm1 (дата обращения: 20.05.2021).
48. Как продвигать учебное заведение в социальных сетях? [Электронный ресурс]. ПРЬ: https://www.ucheba.ru/artic1e/6234 (дата обращения: 11.05.2021).
49. Кузнецов Б.А. Экономика и организация издательской деятельности [Электронный ресурс]. ПРЬ: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook795/01/part- 011.htm (дата обращения: 24.05.2021).
50. Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения [Электронный ресурс]. ПРЬ: https://www.iep.ru/fi1es/PePEc/gai/wpape rH31K1yachko.pdf (дата обращения: 22.03.2021).
51. Меркурьева Ю.В., Иванова И.А. Согласование интересов потребителей и производителей как основа развития образовательной услуги. ПРЕ: http://msk.treko.ru/show_artic1e_1604 (дата обращения: 27.03.2021).
52. На что обратить внимание при разработке и создании сайта:
[Электронный ресурс]. ПРЕ: https://rb.ru/opinion/pri-razrabotke/ст (дата
обращения: 22.03.2021).
53. О текстах на сайте: преимущества компании или как продать доверие [Электронный ресурс]. ПРЬ: https://1ps.ru/b1og/texts/2017/o-tekstax-na- sajte-preimushhestva-kompanii/_(дата обращения: 19.02.2021).
54. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования [Электронный ресурс]. ПРЬ: https://nsuem.ru/science/pub1ications/science_notes /issue.php?ELEMENT_ID=819_(дата обращения: 11.02.2021).
55. Почему SMM не может стоить 5000 в месяц? [Электронный ресурс]. URL: http: //www.cmsmagazine.ru/l ibrary/items/management/why- smm-can-not- Ье-5000-гиЬ^-а-топШ_(дата обращения: 07.03.2021).
56. Преимущества SMM продвижения в социальных сетях [Электронный
ресурс]. URL: http://ritmlife.ru/category-articles/36-smo-smm/398-smm-
rodvizhenie-v-socialnyh-setyah.html (дата обращения: 22.11.2021).
57. Преимущества создания сайта. [Электронный ресурс]. URL: https://orvin.ru/dlya-chego-nuzhen-sajt-kompanii-tseli-sozdaniya-biznes-sajta.html (дата обращения: 03.05.2021).
58. Продвижение и раскрутка социальных сетей [Электронный ресурс]. URL: http://olike.ru/ (дата обращения: 27.03.2021).
59. Продвижение, реклама и продажа услуг в интернете [Электронный ресурс]. URL: https://beseller.by/blog/prodvizheniye-i-prodazha-uslug-v-internete/ (дата обращения: 17.04.2021).
60. Проектирование элементов комплекса маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.mavriz.ru/articles/2002/2/325.html (дата обращения: 26.02.2021).
61. Рынок образовательных услуг. [Электронный ресурс]. URL: http://treko.ru/show_article_1604 (дата обращения: 12.04.2021).
62. Секреты и особенности Instagram [Электронный ресурс]. URL: http://blog.instamag.ru/post/49168212513/secrets-of-instagram (дата обращения: 19.03.2021).
63. Стоимость продвижения в социальных сетях. [Электронный ресурс].
URL: http://great-world.ru/stoimost-prodvizheniya-v-socialnyx-setyax/ (дата
обращения: 21.12.20).
64. Студия интернет-решений [Электронный ресурс]. URL: http://miolaweb.ru/uderzhanie-klientov/za-i-protiv-smm-prodvizheniya- cherezsocseti/ (дата обращения: 26.03.2021).
65. Творческая лаборатория ORZ [Электронный ресурс] / Кветна И. URL: http://blog.orz.com.ua/oshibki-kompanij-i-brendov-v-sotsial-ny/ (дата обращения: 10.04.2021).
66. Успешный контент-маркетинг [Электронный ресурс] // Rusability. URL: https://rusability.ru/content-marketing/8-rimerovspeshnogokontentmarketinga. - (дата обращения: 16.04.2021).
67. Что такое прямой маркетинг? [Электронный ресурс]. - URL: http://altmarketing.ru/direct-marketing-chto-
eto/#:~:text==Прямой%20маркетинг%20(он%20же%20директ- маркетинг,с%20целью%20получения%20измеряемого%20отклика (дата
обращения: 18.04.2021).
68. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 2007. №3. С. 12 решений для нового образования // Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/twelve/part2 (дата обращения: 02.05.2021).
69. Эволюция Интернет-рекламы. [Электронный ресурс]. URL:
https://lpgenerator.ru/blog/2013/08/08/evolyuciya-internet-reklamy/ (дата
обращения: 06.03.2021).