ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 6
1.1. Общественное мнение как социальный институт 6
1.2. Механизмы влияния социальных сетей на человека 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 45
2.1. Анкетирование по теме «Частота использования социальных сетей» 45
2.2 Анализ влияния SMM продвижения в социальной сети Instagram на общественное мнение 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 66
Сложно поспорить с тем фактом, что на данный момент мы живем в реалиях настоящего информационного взрыва. Прогресс не стоит на месте, и каждый день мы можем наблюдать, как развиваются все сферы нашей жизни: общество, технологии, образование, наука.
С каждым годом потоков информации становится все больше, увеличивается объем информации, пути и скорость её получения. Среднестатистический пользователь просматривает около ста страниц социальных медиа в день. Можно сказать, что такие площадки уже стали неотъемлемой частью жизни человека. Наряду с этим число людей, не являющимися пользователями социальных сетей падает. Интернет давно стал полностью интегрирован в повседневную жизнь не только молодого, но и старшего поколения. Следовательно, именно социальные сети стали основным источником получения информации и главным механизмом формирования сознания.
Этот подводит к вопросу о том, может ли существовать осознанное потребление информации при ее постоянном потоке? Многие современные исследования подтверждают автоматическое усвоение информации, которая откладывается на подсознательном уровне. Все современное общество вовлечено в использование социальных сетей и находится под прямым его воздействием. Общественное мнение является отражением существующей действительности, что проявляется в разных сферах у разных социальных групп.
Актуальность темы заключается в том, интернет позволил создать новую платформу для непрерывного получения информации людьми, а значит непрерывному формированию общественного мнения. Данное информационное поле оказывает влияние на большую часть повседневной жизни общества и состояние мира. Оно может выступать методом управления и формирования общественного мнения, ценностей, сознания, а главное желаний. Такое воздействие не всегда имеет положительный результат.
В век информационных технологий социальные сети являются главным рычагом управления общественного сознания.
Тема дипломной работы - «Влияние социальных сетей на общественное мнение».
Объектом дипломной работы выступает общественное мнение.
Предметом является влияние социальных сетей на общественное мнение.
Цель работы - рассмотреть, какое влияние на общественное мнение оказывают социальные сети.
Для достижения поставленной цели, в работе возникают следующие задачи:
1. Рассмотреть общественное мнение как социальный институт.
2. Проанализировать роль общественного мнения.
3. Исследовать связь общественного мнения и сознания человека.
4. Рассмотреть популярные социальные сети в России.
5. Изучить способы влияния социальных сетей на человека.
6. Проанализировать последствия интеграции социальных сетей в жизнь общества.
7. Провести анализ влияния социальных сетей на общественное мнение.
8. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
9. Провести анализ влияния SMM продвижения в социальной сети Instagram на общественное мнение.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, 2 главы: одной теоретической, посвященной рассмотрению аспектов общественного мнения и социальных сетей, и одной практической, посвященной результатам эмпирического исследования, программу социологического исследования, заключение, список литературы и использованных источников.
Современному обществу характерно общественное мнение, что означает, что большинство людей мыслят шаблонно. Общественное мнение - это относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления. Общественное мнение, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, общественное мнение может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. Мнения общества передаются из поколения в поколение и разрушить их, зачастую, бывает очень нелегко.
Общественное мнение можно характеризовать как совокупность мыслей, идей, мировоззрений в современном течение потока социальной информации. Само общественное мнение развивается за счёт далеко продвинутых средств массовой информации, которые становятся как коммуникативным регулятором информации, так и направляющим механизмом, корректируя общественное мнение в нужном русле.
Важным фактором формирования общественного мнения являются социальные сети.
Социальные сети основательно закрепились в нашей жизни. Сейчас нет ни одного человека, который не имел бы аккаунта в какой-либо социальной сети. Для одних — это просто средство общения, для других — некий способ заявить о себе.
Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. На сегодняшний день существует различное множество социальных сетей, самыми известными из которых являются: ВКонтакте, Instagram, Twitter и Facebook.
К примеру, аккаунт в социальной сети Instagram большинство людей заводят для того, чтобы поделиться фотографиями, видео из своей жизни, получить мнения, комментарии и одобрение со стороны других пользователей, в то время как «Вконтакте» направлена в большей степени на общение между пользователями, в основном, этой социальной сетью пользуются для обмена сообщениями. Для ведения микроблога и просмотра новостей человеку будет удобен «Twitter», его, в основном, используют новостные издания, известные личности и люди шоу-бизнеса: певцы, актеры, шоумены и т.д. Социальная сеть Facebook также направлена по больше части на общение между людьми, причем это социальная сеть с действительно широкими возможностями. Для рядовых пользователей он, в первую очередь, нужен для легкого общения с друзьями, не ограниченного ни временем, ни пространством. Для представителей бизнеса Фейсбук является мощной SMM-платформой, позволяющей расширить аудиторию и поднять узнаваемость бренда.
Но у каждого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. Социальные сети не являются исключением из этого правила. Помимо положительных моментов есть и обратная сторона медали. Среди положительных моментов использования социальных сетей можно выделить следующие: быстрый обмен информацией; общение; новые знакомства; приятное времяпровождение; самообразование; новые возможности.
Помимо общения в социальных сетях можно приятно провести свой досуг. Социальные сети предлагают нам различные развлекательные игры, интересную информацию, последние новости, источники вдохновения.
Читая новостную ленту, можно увидеть различные рецепты, советы, из которых можно подчеркнуть что-то для себя новое и попробовать применить полезные советы в повседневной жизни.
Что касается новых возможностей, то в социальных сетях можно зарабатывать деньги, продвигать свою компанию. Нельзя исключать и возможности знакомства с известными людьми. При наличии соответствующего творческого потенциала у человека появляется
возможность сотрудничества с музыкантами, фотографами, актерами, модельерами и иными влиятельными людьми.
Нельзя обойти стороной и отрицательные аспекты воздействия социальных сетей. Среди основных отрицательных моментов использования социальных сетей можно выделить: неприятный контент, риски; мошенники; развитие фобий; понижение самооценки; вирусы.
Таким образом, изучив все аспекты социальных сетей можно сделать вывод о том, что в современном мире жить без социальных сетей невозможно. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни, ведь множество положительных факторов делают их удобными для пользования и ежедневно упрощают нам жизнь.
1. Аверин, А. Н. Социальная коммуникация: учебное пособие / А.Н Аверин. - Москва : Проспект, 2016. - 128 с.
2. Агеев, В. С. Психологическое исследование социальных
стереотипов / В.С. Агеев // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 95-101.
3. Аканькина, В. В., Хакова Г. С., Кравченко Ю. П. Нравственная личность как общественный интерес / В. В. Аканькина, Г. С Хакова, Ю. П. Кравченко // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2014. - С.168-173.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : АСПЕКТ-ПРЕСС, 2009. - 375 с.
5. Аудитория Интернета в России в 2020 году. [Электронный ресурс].
- ПРЕ : https://mediascope.net/news/1250827/ (дата обращения:
15.04.2021)
6. Безбогова, М. С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи / Безбогова М.С // диссертация кандидата психологических наук. - Москва, 2016. - 211 с.
7. Благов, А. В. Анализ социальных сетей : учебное пособие для обучающихся / А. В. Благов, И. А. Рыцарев // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева" (Самарский университет). - Самара, 2020. - 101 с.
8. Бондарева, В. В. / В. В Бондарева // Институционарный порядок власти и церкви в христианско-историческом пространстве. Болгарский феномен. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Москва, 2014. № 10-2 (48). С. 41-45.
9. Волосников, Р. А. Влияние социальных медиа на формирование и
функционирование общественного мнения [Электронный ресурс]. - иРВ : https:ZZcvberleninka.ru/articleZn/vlivanie-sotsialnvh-media-na-
1огт1гоуап1е-1-1ипк151оп1гоуап1е:рЬ5сЬе^1уепподо-тпеп1уа (дата
обращения: 19.05.2021).
10. Вольчина, А. Е. Социальные сети как способ конструирования Я- образа в информационную эпоху / А. Е Вольчина // диссертация кандидата социологических наук. - Москва, 2018. - 185 с.
11. Гаитбаева, С. Аудитория шести крупнейших соцсетей в России в
2020 году: изучаем инсайты [Электронный ресурс]. - иРЕ:
https:ZZppc.worldZarticlesZauditoriva-shesti-krupnevshih-socsetev-v- rossii-v-2020-godu-izuchaem-insavtvZ (дата обращения: 22.05.2021).
12. Душкина, М. Р. РЯ и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология : учебное пособие по специальности «Связи с общественностью» / М. Р. Душкина. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 214 с.
13. Елишев, С. О. Социальное манипулирование молодежью / С. О. Елишев // Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Социологический факультет, Кафедра современной социологии. - Москва : Канон-плюс, 2019. - 335 с.
14. Жданко, А. В. Кибернетическая историософия, или Научная теория истории / А. В. Жаданко // Философия и общество. - Москва, 2003. - С. 5-22
15. Жеребцов, И. Л. Математическое моделирование динамики общественных процессов. / И. Л. Жеребцов. - Москва, 2012. - 214 с.
16. Журналисты XX века: люди и судьбы. - Москва : Олма-Пресс, 2013. - 823 с.
17. Загребельный, Г. Performance-маркетинг.Заставьте интернет работать на вас / Г. Загребельный. - Москва : Альпина Паблишер, 2017. - 270 с.
18. Ковалев, В. А. Стереотипы или новые способы манипулирования общественным сознанием / В. А. Ковалев. - Москва : Palmarium Academic Publishing, 2013. - 360 с.
19. Кон, И. С. Социологическая психология: избранные
психологические труды / И.С. Кон. - Воронеж, 1999. - 560 с.
20. Кречетова, А. Исследование аудитории Instagram: сервисом
пользуется каждый десятый в России, большинство - женщины [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.forbes.ru/tehnologii/343331-issledovanie-auditorii- instagram-servisom-polzuetsva-kazhdvv-desyatvv-v-rossii (дата
обращения: 18.05.2021).
21. Крупеникова, Л. Ш. Общественное мнение как социальный институт: модусы формирования, функционирования и изменения: учебное пособие / Л. Ш. Крупеникова // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет". - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2018. - 90 с.
22. Кули, Ч. Х. Социальная организация. / Кули Ч. Х. - Москва, 2019. - 234 с.
23. Кураева, С .В. К методологии исследования социальный сетей / С. В. Кураева // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2017. - № 5. С. 42.
24. Кустова, М. В. Досуг студентов: чтение или социальные сети? / М.
В. Кустова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с
международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). Челябинск: ЧГИК, 2018. - C. 106-108.
25. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липман. - Москва : Институт Фонда «Общественное мнение», 2014. - 384 с.
26. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майерс.
- Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2012. - 512 с
27. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - Санкт- Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. - 414 с.
28. Мельник, Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2016. - 159 с.
29. Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. - Москва : ИНФРА-М, 2020. — 558 с.
30. Мингазиева, К. Р. Массовые коммуникации и социальные стереотипы / К. Р. Мингазиева // Научная статья по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации». - 74 с.
31. Морозова, А. А. Проблемные моменты коммуникативного взаимодействия в социальных сетях / А. А. Морозова // Вестник ЧелГУ. 2014. №26 (355). — 44 с.
32. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности / А. А.Налчаджян. - Ереван, 2008. - 264 с.
33. Одоевский, В. Ф. 4338-й год : Петербургские письма / В. Ф. Одоевский, Ред. и вступ. ст. Ореста Цехновицер. - Москва : Огонек, 1926. - 64 с.
34. Оценка качества опроса в сложных реалиях сегодняшнего дня. Социальные медиа в исследовании общественного мнения / АО "Всероссийский центр изучения общественного мнения" (АО "ВЦИОМ") ; перевод с английского В. Л. Силаевой, О. А. Оберемко.
• Москва : AAPOR, 2017. - 76 с.
35. Партилхаева, Э. В. Англо-русский тематический словарь аббревиатур и акронимов из социальных сетей / Э. В. Партилхаева, М. К. Партилхаева // Министерство образования и науки Республики Бурятия. - Улан-Удэ, 2017. - 38 с.
36. Пейдж, Б. Связи с общественностью: мифы и проблемы / Б. Пейдж.
• Москва, 2005. - №2. - С. 75-83
37. Петрова, И. Любовь для «Одноклассников» / И. Петрова. - Москва, 2010. - С. 12.
38. Питерова А. Ю., Тетерина Е. А. Социальные стереотипы:
особенности формирования и изучения // Наука. Общество. Государство. 2016. №1 (13). [Электронный ресурс]. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnye-stereotipy-osobennosti- formirovaniya-i-izucheniya (дата обращения: 13.05.2021).
39. Пронина, М. А. Стертые грани разума (Стихотворения разных лет). / М. А. Пронина, - Краснодар, 2013-2017. - 105 с.
40. Пядышева, Т. Г. Методы влияния на общественное мнение //
Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. [Электронный ресурс]. - URL :
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metody-vliyaniya-na-obschestvennoe- mnenie (дата обращения: 19.05.2021).
41. Пятая колонна Интернета, или что такое астротурфинг? [Электронный ресурс]. - URL : http : ZZwww. internews. kzZnewsitem/29- 09-2008Z5007 (дата обращения: 29.04.2021).
42. Романова, Т. Е. Влияние социальных сетей на молодежь.
[Электронный ресурс]. - URL :
https://portalnp.snauka.ru/2014/12/2243 (дата обращения: 27.04.2021).
43. Садыгова, Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей / Т. С. Садыгова // Вектор науки ТЕУ. - Томск, 2016. - №. 3. - С. 10
44. Сергеева, Ю. Интернет и соцсети в России в 2021 году — вся
статистика. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.web-
canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya- statistika/ (дата обращения: 12.05.2021).
45. Сорокина Е., Федотченко Ю., Чабаненко К. В социальных сетях.
Twitter - 140 символов самовыражения / Е.Сорокина, Ю.
Федотченко, К. Чабаненко // Санкт - Петербург : Питер, 2011. - 144 с.
46. Социальные сети в 2020 году: глобальное исследование.
[Электронный ресурс]. - URL : https: //www.web-
canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (дата обращения: 12.05.2021).
47. Станкевич, М. Влияние социальных медиа на повседневность / М. Станкевич. - Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 228 c.
48. Сушко, В. А. Метод социометрии и анализ социальных сетей: учебное пособие / В. А Сушко // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Социологический факультет.
- Москва : Книжный дом Университет : Университетская книга, 2017. - 309 с.
49. Топюк, А. Влияние социальных сетей на морально-нравственные качества молодёжи / А. Топюк. - Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 705 c
50. Фоер, Ф. Без своего мнения! : как Google, Facebook, Amazon и Apple лишают вас индивидуальности / Ф. Франклин, перевод с английского К. А. Вантуха. - Москва : Эксмо, Бомбора, 2020. - 292с.
51. Хвостов, В. М. Общественное мнение к политической партии / В.М. Хвостов, проф. Моск. ун-та. - Москва : т-во И.Д. Сытина, 1906. - 63 с.