ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗ КАК СРЕДСТВО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ
1.1. Формирование медиаобраза в СМИ 7
1.2. Образ насилия как атрибут власти 16
1.3. Мифы и сказки в создании новостной повестки 27
ГЛАВА 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОТЕСТА В СМИ
2.1. Морфология протеста: мифы, сказки, социальные стереотипы 37
2.2. Участники протестных акций и мифология насилия в СМИ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Тема, затрагивающая медиаобраз в СМИ, довольно хорошо изучена. Множество работ посвящены медиаобразу, его развитию, способам построения; изучено, какими методами его создания пользуются те или иные средства массовой информации.
Построение медиаобраза тесно переплетено с мифотворчеством. Различные СМИ, будь то провластные или оппозиционные, создают свои мифы, которые затем транслируют аудитории. Мифы достаточно «живучи», так как подстраиваются под реальные события, обрастают новыми деталями, передаются от одного поколения к другому. Нам же интересно, как именно средства массовой информации создают мифы, какие сказочные сюжеты являются базовыми для создания определенной картины мира или представления об определенных проявлениях человеческой жизни. В нашем случае - это представление, мифотворчество о насилии, к примеру.
Тема данного исследования актуальна и обуславливается политическими и социокультурными реалиями современной России. Освещение протестной активности является неотъемлемой частью журналистского исследования, так как медиаобраз участников протестной акции, который создают средства массовой информации, может поменяться в зависимости от событий, произошедших во время митинга. Также то, какой медиаобраз создают средства массовой информации, отражает внутреннюю обстановку в стране.
Необходимо изучить, какую мифотворческую систему выстраивают и применяют СМИ, какие базовые сказочные образы они используют для трансляции их аудитории.
Актуальность данного исследования определяется его очевидной теоретической и практической значимостью, а также постоянной трансформацией мифов и медаобразов, использующихся средствами массовой информации, для воздействия на широкие массы населения; применением новых способов при создании медиаобразов и социальных мифов.
Объектом данного исследования является медийный образ участника протестных акций, формируемый российскими СМИ.
Предметом исследования в данной работе являются методы и технологии формирования мифа, социального стереотипа, медиаобраза участника протестных акций в журналистских материалах.
Целью данной работы является изучение технологий создания медиаобраза участника протестной акции в СМИ, формирования различных социальных мифов о власти и насилии.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
1. Определить понятие «медиаобраз» в СМИ;
2. Рассмотреть образ насилия как атрибут власти;
3. Изучить, как мифы и сказки участвуют в создании новостной повестки;
4. Определить морфологию протеста. Какие мифы и сказки используют такие СМИ как: «Медуза», «РБК», «Новая газета», «Российская газета»;
5. Изучить медиаобраз участника протестной акции и мифологию насилия в СМИ.
Степень разработанности проблемы. Исследования на тему медиаобраза можно найти в работах А. С. Салтыкова «Понятие медиаобраза и его основные характеристики», Т. И. Гусакова «Формирование медиаобраза посредством воздействия эмотивного компонента медиасообщения на реципиента», В. А. Пищальникова «СМИ как среда формирования новых когнитивных структур», О.Г. Скидан «Формирование медиаобраза в печатных СМИ: лингвокогнитивный аспект» и у других авторов. Мифы также хорошо изучены. Про них писали такие авторы как: В. Я. Пропп «Морфология волшебной сказки», Р. Барт «Мифологии».
Исследования на тему насилия можно найти в работах таких авторов как: С. Жижек «О насилии», Х. Арендт «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме».
Эмпирической базой для исследования послужили - материалы «Медузы» (издание признано иностранным агентом, поэтому его материалы сопровождаются предупреждением, что данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента), «Новой газеты», «РБК», «Российской газеты» за 2019, 2021 годы.
Новизна исследования заключается в анализе значительного объема массмедийного контента о протестной активности граждан и противостоянии власти и политической несистемной оппозиции сквозь призму структуралистской концепции В. Я. Проппа, позволяющей выявить параллели в формировании массмедийной картины мира и структуре популярных волшебных сказок как отражении мифологического мышления аудитории. Кроме того, при анализе массмедийной картины мира, отражающей протестную активность в России, осмыслены механизмы конструирования образа насилия и символического насилия с опорой на теоретические построения М. Фуко.
Методы исследования. Работа носит аналитико-обобщающий характер и строится на теоретическом инструментарии, разработанном В.Я. Проппом и М. Фуко.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении большого количества источников, раскрывающих такие концепты как «медиаобраз», «власть», «насилие», «участник протестной акции» и др.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов -практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Проанализировав множество публикаций, связанных с митингами, протестующими, изучив то, как средства массовой информации формируют медиаобраз реальности и людей, мы пришли к выводу, что мифы/мифотворчество и сказки, какими бы далекими они не казались на первый взгляд от журналистики, встроены в материалы довольно тесно. Базовые образы антагонистов, протагонистов вплетены в культурный код, который мы с легкостью считываем, погружаясь в журналистские тексты. Какие-то сказочные или мифические параллели видны не сразу, но определенные образы встречаются сплошь и рядом. Так, например, в текстах, посвященных социальным проблемам, часто можно встретить волшебного помощника, или, конечно же, никогда не обходится без классического злодея или героя, пожертвовавшего собой ради других.
Мифы и сказки, хоть и наделены отличительными культурными особенностями, все же часто пересекаются со сказаниями других стран. Это связано с некой базой, на которой строятся многочисленные сюжеты различных народов. Благодаря этой базе обнаруживаются совпадения в мифах, которые создают люди. Так, например, желтая уточка является символом протеста не только в России, но и в таких странах, как - Бразилия и даже Китай.
Мифотворчество - важный элемент в формировании медиаобраза, так как миф, которому удалось выйти за пределы определенного издания, сохраняется в памяти не просто множества людей, он сохраняется в истории. Такие мифы подстраиваются под реальные события, обрастают новыми подробностями, что продлевает их жизнь и дает возможность дойти от одного поколения к другому.
Именно поэтому мифы могут нести в себе опасность. Мифы, которые были рассчитаны на определенную аудиторию, могут уже не подойти следующему поколению. Это мы могли наблюдать в ходе анализа издания «Российская газета», которое, при описании митингующего, апеллировало к советскому мифотворчеству, стереотипы и нормы морали которого новому поколению просто непонятны с точки зрения их ценности.
Мифотворчество может быть связано не только с образом, который примеряют на конкретную группу людей или одного определенного человека, но оно также может касаться и множества областей человеческой жизни, оно может касаться даже понятий абстрактных. Мифотворчество может затронуть и понятие насилия. Для нас важно об этом помнить, так как тема нашего исследования завязана на понятиях о власти, противодействии ей, а, следовательно, и мер, которые применяет власть, чтобы сохранить тот порядок, который ей выгоден.
С помощью средств массовой информации власть может создать миф о том, что применение насилия - это необходимая мера. Аудитория, читающая издание, которое транслирует подобные мысли, может с течением времени поверить в их правдивость и разумность.
Потребляя информацию, которую транслируют нам средства массовой информации, важно помнить, что информация эта оценочна и не отражает полную картину мира. И это касается как провластных средств массовой информации, так и оппозиционных, так как оба этих противоположных лагеря предоставляют только ту информацию, которая выгодна данному изданию.
Чтобы картина мира была более полной, важно сопоставлять материалы разных СМИ, сравнивать, анализировать и приходить к своим выводам. Порой, при таком сравнении материалов обнаруживаются совпадения, подтверждающие тот факт, что средства массовой информации, придерживающиеся противоположных политических позиций, используют одну мифотворческую систему, но показывают ее под разным углом. Обзор на этот определенный миф, как мы уже говорили, зависит от того, какой политической позиции придерживается редакция. Так, например, при использовании советской мифотворческой системы, «Российская газета» одобряла образ мыслей того времени, пыталась переложить их на современность, что, конечно же, вышло неудачно, так как система ценностей того времени не подходит под нынешние реалии. А вот «Новая газета» наоборот смотрела на советское мифотворчество с отрицательной стороны, называя насилие над протестующими - репрессиями против всего гражданского общества страны.
В целом в результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
• во-первых, медиаобраз протестующего в оппозиционных изданиях складывается, как образ мучеников. В основном это создается за счет того, что образ Алексея Навального, как главного представителя оппозиции в России, СМИ представляют именно так - мученик, жертва, человек, который заключен под стражу из-за своих взглядов. Характеристики, которые содержит в себе его образ, автоматически переносятся на всю оппозицию. Также, образ протестующих как мучеников оппозиционные издания дополняют фотоматериалами, где аудитории наглядно показывают, какие насильственные действия были применены к митингующим. Протестующие еще и потому жертвы, что не могут противостоять власти, полицейским и сотрудникам ОМОНа, которые предстают в образе Левиафана - чудовища, которое невозможно победить.
• во-вторых, в провластных изданиях образ митингующих изрядно отличается от того образа, который создают оппозиционные издания. В провластных СМИ протестующие - это смутьяны, разрушители порядка, которые хотят ликвидировать нынешнюю власть лишь затем, чтобы посеять хаос. Для того чтобы создать такой образ, используют советское мифотворчество, советские стереотипы. Это мы доказали на примере издания «Российская газета», которая использовала советский стереотип о безработных, стереотип о своих и чужих, которые пытаются навредить стране.
• в-третьих, порой оппозиционные и провластные издания используют одни и те же мифы, одни и те же стереотипы, но преподносят их немного по - разному. Так, например, и оппозиционными, и провластными изданиями использовалось советское мифотворчество, использовался образ сыновей.
• в-четвертых, мифология затрагивает не только образ определенных личностей или социальных групп, но и такое понятие как «насилие». Так, например, «Российская газета» создает мифологию вынужденного насилия. Подобные мысль они аргументирует тем, что у сотрудников полиции не остается иного выбора, кроме как применения силы.
• в-пятых, наиболее запоминающиеся образы создаются с помощью проведения параллелей со сказочными персонажами, так как их образы просты и легко запоминаются.
Проанализировав значительный объем массмедийного контента о протестной активности граждан и противостоянии власти и политической несистемной оппозиции сквозь призму структуралистской концепции В. Я. Проппа, мы выявили параллели в формировании массмедийной картины мира и структуре популярных волшебных сказок как отражении мифологического мышления аудитории. Кроме того, при анализе массмедийной картины мира, отражающей протестную активность в России, нами были осмыслены механизмы конструирования образа насилия и символического насилия с опорой на теоретические построения М. Фуко.
1. Алпеева Т. М. Социальный миф: сущность, структура. Минск.: Сегмент, 1992. 41с.
2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 122 с.
3. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008. 424 с.
4. Арендт Х. Люди в темные времена. М.: Европа, 2003. 312 с.
5. Балалуева И. Медиаобраз и социообраз: процессы
взаимоуправления в информационном обществе // Право и управление. 2014. № 4 (33) С.60-87.
6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. / Сост. общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
7. Барт Р. Мифологии /Пер.с фр., вступ.ст. и коммент. С. Зенкина. 3е изд. М.: Академический проект, 2014. 351 с.
8. Бартминьский Е. Языковой образ мира : очерки по
этнолингвистике : [пер. с польского]. М.: Слово, 2005. 280 с.
9. Бирлайн Дж. Параллельная мифология. М.: Европа, 1997. 307 с.
10. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. 2007. №4. С.123-126.
11. Винокуров Е. Ю. Политическая философия Иммануила Канта в современных философских дискуссиях о мировом политическом устройстве. Калининград.: Принтесс, 2002.
12. Волков В. Н. Концепт «дисциплинарной власти» в современном культурологическом дискурсе // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. Ч. II. № 19. С.10-17.
13. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург.: Академия, 2013. 194 с.
14. Гаврилов А. А. Медиареальность как тип виртуальной реальности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11. Ч. 1. С.45-47.
15. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. 2013. №11 (160). С.91-103.
16. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Слово, 2008. 264 с.
17. Доровских В. И. Государственно-правовые взгляды Мишеля Фуко: дис. ... канд. юрид. наук. 44 с.
18. Жижек С. О насилии. М.: Европа, 2010. 184 с.
19. Зекрист Р. И. Концепция власти Мишеля Фуко // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 3: Обществ. Науки. 2012. № 2. С.40-46.
20. Каган М. С. O структуре мифологического сознания // Смыслы мифа: мифология в истории икультуре: сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. Серия «Мыслители». Вып. 8.СПб.: Издательство Санкт - Петербургское философское общество, 2001. 300 с.
21. Камю А. Бунтующий человек. М.: Европа, 2019. 448 с.
22. Кант И. Конец всего сущего// И. Кант. Трактаты и письма. М.: Европа, 1980. 712 с.
23. Кант И. Критика чистого разума. М.: Европа, 1994. 784 с.
24. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. 1786 // И. Кант. Трактаты и письма. М.: Европа, 1980. 678 с.
25. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. 312 с.
26. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во. Михайлова В. А., 2001. 200 с.
27. Клушина H. И. Убеждение и манипулирование: разграничение понятий // Русская речь. 2007. №5. С.50-53
28. Комарова Н. Миф о медиатизированном центре: постдюркгеймианский подход к ритуалу в анализе // Социологическое обозрение. Т. 9. № 2. 2010. С.124-133.
29. Коноплева Т. В. Медиаобразы органов власти (на примере Минюста России) // Государственное управление: электронный вестник. 2014. № 43. С.153-172.
30. Короченский А. П. «Пятая власть» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов н/Дону: Международный институт журналистики и филологии, 2002. 272 с.
31. Лакофф Дж. Метафоры, которым мы живём /Дж. Лакофф. М. Джонсон ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
32. Липпман У. Общественное мнение : [пер. с англ.]. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
33. Лосев А. Ф. Мифология // Философская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия. 1991. Т. 3. С.457-467.
34. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
35. Малюкова Д. С. Метафора в системе языковых средств конструирования образа политика в современном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. №1. С. 175-178
36. Мишучков А. А. Специфика и функции мифологического сознания: [электронный ресурс]. // Кредо. 2000. № 24. Режим доступа: http://credo.osu.ru/024/007.shtml (дата обращения: 18.04.2021).
37. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с.
38. Патнэм Х. Философия сознания : [пер. с англ.]. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 240 с.
39. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. 111 с.
40. Попова З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2009. 191 с.
41. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на ваше сознание. М.: У-Фактория, 2003. 368 с.
42. Рене Ж. Насилие и священное. М.: Европа, 2000. 448 с.
43. Русакова О. Ф. Современная политическая философия.
Екатеринбург.: Академия, 2010. 110 с.
44. Сезонов Т. В., Барабаш В. В. Особенности воздействия медиаобраза на массовую аудиторию женских глянцевых журналов // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч. практ. конф. (Чебоксары, 27 сент. 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2015. № 4 (6). С.162- 166.
45. Силантьев И. В. Дискурс и стереотип / И. В. Силантьев, Ю. В. Шатин // Критика и семиотика. № 1. 2014. С.10-17.
46. Силантьев И. В. Текст в системе дискурсных взаимодействий // Критика и семиотика. Вып. 7. 2004. С.98-123.
47. Смирнов А. В. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.
48. Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистик. М.: Мысль, 1982. 234 с.
49. Тихонова Е. В. Стереотипизация и дискриминация этнокультурных групп: «отмывание информации» и «язык вражды» новых медиа // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации: сб. науч. тр. М.: РУДН. 2015. С.485-503.
50. Турантаева А. Г., Егорова А. И. Образ власти в зеркале сознания рядовых граждан // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 2007. Т. 4. № 4. С.44-51.
51. Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. Коммерческие и социальные мифы / А. В. Ульяновский. СПБ., 2002. 544 с.
52. Ученова В. В. Беседы о журналистике. М.: Молодая гвардия, 1976. 206 с.
53. Филиппова Т. Мифы «верхов» мифы «низов». Природа контакта // Мифы и мифология в современной России; изд. 2-е, дополн. М.:, 2003. С.149-167.
54. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Европа, 2011. 288 с.
55. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Перевод с французского Владимира Наумова под ред. Ирины Борисовой. М.: «Ad Marginem», 1999. 480 c.
56. Фуко М. Эстетика существования // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: «Праксис», 2006. Ч. 3. С. 133-203.
57. Хочунская Л. В. Медиаобраз как диалог ценностей. М.: РУДН, 2011. 247 с.
58. Цилюрик Д. Д. Образ России в современном французском политическом медиадискурсе. М.: Слово, 2013. 45 с.
59. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: моногр. Екатеринбург : изд-во Уральского ГПУ, 2003. 251 с.
60. Bachelard G. La poetique de la reverie. Paris : PUF, 1999. 123 p.
61. Dreyfus H. L., Rabinow P. Michel Foucault: beyond structuralism and hermeneutics. Chicago: The University of Chicago press, 1983. 365 p.
62. Foucault M. M. Dillon: Conversation with Michel Foucault // The Threepenny Review. 1980. № 1. P. 4-5.
63. Goatly A. The Language of Metaphors. London: Routledge, 1997. 376 p.
64. Leech G. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983. 158 p.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. «Медуза» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://meduza.io/ (дата обращения: 27.09.2020).
2. «РБК» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 28.09.2020).
3. «Новая газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novayagazeta.ru/ (дата обращения: 29.09.2020).
4. «Российская газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/ (дата обращения: 26.09.2020).