Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Псевдорасследовательская журналистика в документальном цикле «Следствие вели...»

Работа №90061

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ: ИСТОРИЯ,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 6
1.1. История расследовательской журналистики: от «разгребателей грязи» к
современным проектам 6
1.2 Методы журналистского расследования 21
1.3. Разновидности журналистского расследования на современном телевидении
32
Выводы по 1 главе 43
ГЛАВА II. ПСЕВДОРАССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ЦИКЛЕ «СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ С ЛЕОНИДОМ
КАНЕВСКИМ ...» 45
2.1. Особенности современной псевдорасследовательской журналистики .... 45
2.2 Анализ документального цикла «Следствие вели с Леонидом Каневским»45
Выводы по 2 главе: 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Словосочетание «журналистское расследование» актуально в лексическом корпусе массмедиа. Во всем мире считается, что расследовательская журналистика - это эффективная форма контроля.
Круг проблем, которыми занимаются журналисты-расследователи, достаточно широк - это и экономические преступления, и факты коррупции и мошенничества, и криминальные происшествия, и убийства, и экологические правонарушения, и забытые страницы прошлого.
Свидетельством высокого социального статуса такого вида публикаций служит большое количество специализированных расследовательских изданий («Ваш тайный советник», «Совершенно секретно», «Секретные материалы», «Новая газета», «Stringer» и др.), в редакциях существуют соответствующие журналистские отделы.
На телевидении смотрящим предлагаются разные виды расследований: «исторические» («Тайны разведки», «Особая папка»), по различным социальным проблемам («Специальный корреспондент», «Спецрасследование», «Честный детектив»), документальные циклы из криминальной жизни («Криминальная Россия», «Документальный детектив», «Вне закона», «Чистосердечное признание» и т. п.).
На сегодняшний день имеется огромное число классических учебников и пособий, посвященных жанру журналистского расследования.
Теоретики, исследователи, практикующие журналисты на страницах собственных научных работ и монографий детально разбирают специфику жанра: эпопею формирования, технологию подготовки материала, разработку соответствующей методологии, отбор стилистических решений практических задач.
Квалификационная работа, посвященная профессиональной рефлексии, призвана помочь, с одной стороны, вопроизвести и обобщить ключевые знания о журналистском расследовании как жанре и как методе, а с другой стороны - изучить на примере документального цикла «Следствие вели с Леонидом Каневским ...», как организуется «конкретный» режим работы над журналистским расследованием, какова очередность операций и процедур, особенность принятия решений, тесно связанных с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, изучаемыми документами в ходе журналистского расследования.
В этом и заключается актуальность данной работы.
Объект исследования - журналистское расследование на телевидении.
Предмет исследования - авторские журналистские расследования в документальном цикле «Следствие вели с Леонидом Каневским ...».
Цель работы - произвести анализ документального цикла «Следствие вели с Леонидом Каневским .», на предмет реализации в нем требований, предъявляемых к журналистскому расследованию как жанру и как методу.
Для осуществления обозначенной цели следует решить следующие задачи:
1) систематизировать научные представления об истории развития журналистского расследования;
2) выявить черты журналистского расследования как жанра и как метода;
3) определить универсальные и специфические черты жанра журналистское расследование;
4) провести всесторонний анализ хода и результата расследований в документальном цикле «Следствие вели с Леонидом Каневским .».
Теоретико-методологическую базу бакалаврской работы составили труды Е. П. Прохорова, Г. Чевозеровой, Г. Лазутиной, С. Корконосенко, Г. Мельник, Е. Пронина, П. Алексеева, А. Панина и других исследователей.
В работе применены следующие методы: метод критического изучения источников использовался при изучении литературы вопроса; жанровый анализ привлекался при анализе публикаций с позиций требований, предъявляемых к журналистскому расследованию.
Эмпирическую базу работы составили материалы документального цикла «Следствие вели с Леонидом Каневским ...». 149 передач за период с 08.01.2020 по 23.12.2020
Практическая важность работы состоит в возможности применения полученных результатов в творческой деятельности журналистов при работе над журналистским расследованием, а также в повышении качества журналистских расследований.
Структура и объем ВКР. В соответствии с целью и решаемыми задачами выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Общий объем работы - 61 страница, было использовано 60 источников литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, цель которого заключалась в выявлении особенностей,
методов и приёмов для создания псевдожурналистского расследования на современном российском телевидении, позволило получить следующие результаты.
В СССР журналистского расследования в принципе не было, так как все СМИ находились в тотальном контроле у властных структур. Однако первые публикации, связанные с расследовательской тематикой, стали активно появляется в 1970-е годы. Подобного рода материалы связаны с именами двух журналистов, работающих в «Литературной газете» - Аркадием Ваксбергом и Юрием Щекочихиным. На Ленинградском телевидении в конце 1980 года начала выходить в эфир программа Александра Невзорова «600 секунд».
Телепередача пользовалась большим успехом, так как с первого выпуска была нацелена на остросоциальные темы. А. Д. Константинов, Д. Рендал, Н. Бергер и др. рассматривают журналистское расследование как метод творческой деятельности. В доказательство тому они приводят доводы, которые позволяют определить расследование как метод: личная инициатива; первичное расследование; определённый круг тем, связанный с правонарушением; трудности в получении необходимой информации.
В свою очередь Н. Бергер, утверждает, что журналистское расследование это «особый метод профессиональной деятельности журналиста, структурно представляющий собой синтез двух уровней: гносеологического и репрезентативного». Любое журналистское расследование связано с правонарушением.
Исследователями были выделены разновидности расследований в зависимости от темы: политические преступления, исторические тайны, экономические преступления, экологические, криминальные, спортивные и социальные журналистские расследования.
На современном российском телевидении журналистское расследование реализуется в трёх жанровых формах телепрограмм: репортаж, очерк и ток-шоу Репортаж отражает работу корреспондента практически в реальном времени, что позволяет телезрителю ощутить себя участником события.
Примером такого жанра может служить «Следствие вели...». В очерке журналисты ставят перед собой цель - выявить скрытые стороны той или иной проблемы и раскрыть суть человеческих действий.
Токшоу, несмотря на свои качественные характеристики, не способно в полном объёме реализовать журналистское расследование и, как следствие, приводит к появлению программ с псевдорасследовательской направленностью. Одним из примеров подобного рода телепрограмм является «Честный понедельник» («НТВ»).
А. Д. Константинов, теоретик и практик журналистского расследования, выделяет следующие этапы работы:
1) составление плана мероприятий;
2) сбор и обработка полученной информации;
3) работа с источниками информации;
4) систематизация полученных сведений;
5) составление доказательной базы;
6) юридическая экспертиза;
7) подготовка выхода в эфир.
При работе связанной со сбором и обработкой информации, корреспонденты используют ряд общетеоретических методов, в который входят: проработка документов, наблюдение, интервью, эксперимент. Несмотря на то, что юридическая экспертиза стоит на предпоследнем месте, корреспондент должен задумываться о своей правовой и этической безопасности уже на первом этапе.
Для этого ему необходимы правовые знание, которые содержаться в Конституции РФ, Гражданском, Уголовном 62 кодексах РФ, закон «О СМИ». И этические знания, содержащиеся в кодексе профессиональной этики российского журналиста.
Документальные телефильмы посвящены уголовным делам с 1917 по 1991 год. Некоторые из них стали сюжетами фильмов и книг, другие же долго оставались под запретом упоминания из цензурных соображений. Помимо рассказов о достижениях отечественной криминалистики, данной телепередаче свойственно «не просто рассказать о преступлениях и злоумышленниках советского времени, а показать ушедшую эпоху так, чтобы молодые зрители смогли прочувствовать дух ушедшего времени, а зрители постарше - ностальгию по прошлому». С этой целью в фильмах не просто рассказывается о преступлениях, но и даётся объяснение бытовых деталей советского времени, которые могут быть непонятны молодому телезрителю (например, объясняют, что макулатуру нужно было собирать для того, чтобы получить дефицитный томик Дюма, или наглядно показываютна продуктовой корзине, какое количество еды можно было купить на 30 рублей).
С начала съёмок передачи Каневский оговорил право на свою точку зрения: Кто-то был осуждён, кто-то ещё от чего-то пострадал, кто-то был невиновен — наша программа выдвигает свою версию происшедшего и в этом очень важно моё восприятие тех событий. Меня же зритель воспринимает, как автора, рассказчика, исследователя, который сам покопался в архивах. Почти каждый выпуск заканчивается фразой: «Впрочем, это уже совсем другая история».
Название цикла является отсылкой к циклу советских и российских детективных телефильмов 1970-2000-х годов «Следствие ведут ЗнаТоКи», где Леонид Каневский исполнил одну из главных ролей.
Журналисты ищут темы, собирают факты, детали, на основе этого пишется сценарий. После чего снимается реконструкция событий тех лет. По словам самого Каневского, иногда приходилось оказывать давление своим авторитетом, чтобы помогли найти и разыскать, открыли доступ к редким архивам. Главная задача — встретиться с теми, кто вёл тогда следствие, показать их, дать информацию из первых рук. Во все времена главными героями были те профессионалы, которые делали своё дело, делали его сильно, точно, честно.
Таким образом, данная работа показала всю актуальность и
своевременность исследования проблематики журналистского расследования на современном телевидении. Стоит, однако, отметить, что этой работой проблемы, связанные с предметом нашего изучения не исчерпываются. Журналистское расследование представляется перспективным в плане научного исследования. Так, полагаем, что дальнейшей проработки требуют этические проблемы, возникающие при работе над журналистским
расследованием, которые не связаны напрямую с нарушением
законодательства, но тесно связаны с пренебрежением норм морали и профессионального долга; методология анализа полученной информации; результативность журналистского расследования, которая проявляется после выхода в эфир программ определённой направленности.


1. Алексеев П. В. Философия: учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2017. 608 с.
2. Афонин А. А. Основы экологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://afonin-59-bio.narod.ru/3_ecology/3_ecology. htm (дата обращения: 23.03.2021).
3. Бергер Н. В. Расследование как метод журналистской деятельности : автореф. дисс. ... докт. филол. наук.-Воронеж, 2016. 23 с.
4. Бергер Н. В. Жанр колонки в структуре журналистского расследования // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып.5. 2016. С. 96-104.
5. Ворошилов В. В. Журналистика. СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2018. 360 с.
6. Григорян М. Пособие по журналистике. М.: «Права человека», 2017. 192 с.
7. Журналистское расследование. История метода и современная практика / под общей редакцией А.Д. Константинова. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2018. 383 с.
8. Журналистское расследование: от замысла до воплощения / под общей ред. М. Н. Сивашевой. Кыргызстан, 2016. 146 с.
9. История отечественной журналистики. Вторая половина 80-х годов XX в. : хрестоматия : учеб. пособие для вузов / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. 399 с.
10. Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. М.: Изд-во МГУ, 1987. 57 с.
11. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2018. 400 с.
12. Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2014. 495 с.
13. Колесниченко А. В. Практическая журналистика : учеб. Пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018. 192 с.
14. Корконосенко С. Г. Введение в журналистику. М.: Издательство «КноРус», 2018. 272 с.
15. Коханова Л. А. Экологическая журналистика, PR и реклама : учеб. пособие для студентов вузов М.: ЮНИТИДАНА, 2017. 383 с.
16. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2017) : учеб. комплект : учеб. пособие : хрестоматия. М.: Флинта: Наука, 2018. 639 с.
17. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: «Аспект Пресс», 2019. 240 с.
18. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для вузов. М.: «Аспект Пресс», 2018. 240 с.
19. Лозовский Б. Н. Журналистика: профессиональные стандарты.
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 93 с.
20. Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Издательство Михайлова В. А, 2018. С. 72- 74.
21. Мельник Г. С. Основы творческой деятельности журналиста: конспект лекций и практикум / Г. С. Мельник, К. Е. Виноградова, Р. П. Лисеев. СПб.: С.- Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. 210 с.
22. Мисонжников Б. Я. Основы творческой деятельности журналиста / Б. Я. Мисонжников, А. А. Юрков. СПб.: Филол. ф-т. СПбГУ, 2019. 47 с.
23. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: учеб. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2015. 319 с.
24. Мищенко С. А. Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России : автореф.дисс. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2015. 20 с.
25. Неренц Д. В. Журналистские расследования США: новые методы организации и проведения (конец 1990-х - 2014 гг.) : дисс. ... канд. филол. наук. М. 2019. 214 с.
26. Правовые и этические нормы в журналистике / сост. Е. П. Прохоров и др.. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2019. 255 с.
27. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М.: МГУ, 1980.
346 с.
28. Орлова М. В. Экологическая журналистика: сущностные характеристики понятия // Вектор науки ТГУ. № 1(23). Тольятти, 2018. С.220 - 123.
29. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2019. 351 с.
30. Римский В. Журналистское расследование на выборах. М.: Права человека, 2019. 72 с.
31. Журналист в поисках информации / под ред. А. К. Симонова. 5-е изд., испр. и доп. М.: Галерия, 2018. 212 с.
32. Станько А. И. Журналистское расследование в СМИ. Ростов н/Д.: Литфонд, 2018. 220 с.
33. Тертычный А. А. Жанры в арсенале современной журналистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fanread.ru/book/10036243/ (дата обращения: 15.04.2021).
34. Тертычный А. А. Расследовательская журналистика: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2018. 384 с.
35. Тертычный А. А. Логическая культура журналиста : учебное пособие для вузов. М.: Икар, 2015. 394 с.
36. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 030600 «Журналистика» и спец. 030601 «Журналистика». М.: Аспект Пресс, 2018. 352 с.
37. Техника юридической безопасности для журналиста / под ред. А.К. Симонова. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Галерия», 2019. 160 с.
38. Чевозерова Г. В. Основы теории журналистики. Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2018. 136 с.
39. Федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1. О средствах массовой информации / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 10.03.2021).
40. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Об информации, информационных технологиях и о защите информации / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 18.04.2021).
41. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ. Об обеспечении доступа к
информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 19.04.2021)
42. Чистые перья. Сборник журналистских расследований (1999 - 2002). Сб. ст. под. ред. Л. Никитского. М.: Галерия, 2019. 272 с.
43. Шиблева Н. А. Жанр журналистского расследования и его функционирование в российских газетах // Молодой ученый. 2020. январь (№2). С. 237-239.
44. Шиблева Н. А. Работа журналиста с источниками информации . Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2020. 63 с.
45. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М.: РИП-холдинг, 2018. 164 с.
46. Шум Ю. А. Журналистское расследование: от теории к практике : учебник. М.: «Галерия», 2019. 164 с.
47. Шум Ю. А. Журналистское расследование. М: Барс, 2018. 118 с.
48. Шум Ю. А. Журналистское расследование. СПб.: издательство СПбГУП, 2018. 288 с.
49. Allan St. Online News: Journalism and the Internet. NY, Open University Press, 2006. 208 р.
50. CNN Power to the People [Электронный ресурс] // Adweek Magazine. NY, 2008. Режим доступа: http://www.adweek.com/news/advertising-branding/CNN- power-people-94887. (дата обращения: 15.05.2021).
51. Democratic Backers Question GOP Candidates in YouTube Debate // Fox News. 2007. Режим доступа: http://www.foxnews.com/story/0,2933,313681,00.html. (дата обращения: 17.05.2021).
52. Errol Barnett Explains How Works 360-Degree Video Of Haiti // Cable News
Network. Atlanta, 2010. Режим доступа:
http://edition.CNN.eom/video/#/video/tecli/2010/01/23/haiti360.barnett.magicwall.ClS. (дата обращения: 18.05.2021).
53. Octavia Nasr Fired By CNN Over Tweet Praising Late Ayatollah // The
Guardian. London, 2010. Режим доступа:
http://vvvv.guardian.co.uk/media/2010/iul/08/octavia-nasr-CNN-tveet-fired. (дата
обращения: 19.05.2021).
54. Parents charged in UAE after hidden baby found in carry-on // Cable News
Network. Atlanta, 2012. Режим доступа:
http: //edition. cnn. com/2012/07/10/world/meast/uae-baby-discovered- airport/index.html?iref=obinsite. (дата обращения: 20.05.2021).
55. Park R. News as a Form of Knowledge: A Chapter in the Sociology of Knowledge // American Journal of Sociology. - Vol. 45. - No. 5 (Mar., 1940). Рр. 669­686.
56. Thussu D. Legitimizing «Humanitarian Intervention?» CNN, NATO and the Kosovo Crisis // European Journal of Communication. 2000. №15 (3). 345-361р.
57. Turner Lost CNN, Fonda, Fortune, Feels 'Like a Dummy' //
BLOOMBERG.COM. 2010. Режим доступа:
http://www.bloomberg.com/apps/news?pid=newsarchive&sid=a2S9IquEJbYA. (дата
обращения: 20.05.2021).
58. Whitemore H. CNN: The Inside Story. Boston: Little, Brown and Company, 1990. 155р.
59. YouTube - Broadcast Yourself. San Bruno,2012. Режим доступа:
http://www.youtube.com/. (дата обращения 22.05.21).
60. You View - Extraordinary TV For Everyone. London 2012. Режим доступа: http://www.youview.com/. (дата обращения: 23.05.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ