Введение 3
Глава 1. Речевое поведение ведущего ток-шоу 5
1.1 Коммуникативные параметры портретного интервью 5
1.2 Типологии коммуникативных стратегий и тактик в исследованиях
телевизионной и живой разговорной речи 14
Глава 2. Коммуникативные стратегии и тактики в ток-шоу «Судьба человека» 28
2.1 Презентация героя в ток-шоу «Судьба человека»: коммуникативные
тактики и стратегии 28
2.2 Самопрезентация ведущего в ток-шоу «Судьба человека»:
коммуникативные тактики и стратегии 47
Заключение 57
Библиографический список 59
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей портретного интервью на современном телевидении.
Актуальность исследования связана с тенденцией использования портретного интервью не только на федеральных телеканалах, но и на сетевых ресурсах. Разработка методов распространения портретного интервью предполагает изменение содержательных и структурных элементов, проявляющихся в различных форматах портретного интервью. А это значит, что в зависимости от типа цепочки передач этот мультимедийный продукт приобретает свою специфику в плане организационной составляющей и тематической направленности, выбора героев, состава вопросов, моделей поведения ведущего и его методов взаимодействия с гостем и аудиторией. Каждый раз в технологии создания портретных интервью появляется что-то новое, и эти обновления должны быть изучены, новые стратегии и тактики, при условии, что это будет сделано не только на телевидении, но и в сети, в том числе в видеоблогах.
Проблема исследования: как стратегии и тактики презентации, используемые в жанре портретного интервью на телевидении, формируют образ героя и способствуют самопрезентации ведущего.
Объект исследования - портретное интервью.
Предмет исследования - типология коммуникативных стратегий и тактик в портретном интервью.
Цель работы - выявление и сравнение основных приемов, стратегий и тактик проведения портретного интервью в ток-шоу «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1) Рассмотреть коммуникативные параметры портретного интервью
2) провести анализ типологии коммуникативных стратегий и тактик в исследованиях телевизионной и живой разговорной речи;
3) проанализировать презентацию героя в ток-шоу «Судьба человека»;
4) рассмотреть самопрезентацию ведущего в ток-шоу «Судьба человека».
Для получения необходимого результата использовались методы описания, ситуационного исследования и сравнительного анализа.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в изучении тактик самопрезентации ведущего и презентации героя, это рассматривается с точки зрения конкретных методов приведённых ниже в теоретической части выпускной работы.
Значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования ее результатов при изучении и преподавании современных методов воздействия медиа на аудиторию.
Новизна дипломной работы заключается в изучении стратегий и тактик портретного интервью на телеканале «Россия-1» в ток-шоу «Судьба человека», которые определяет личность интервьюера и интервьюируемого, их межличностные отношения и обсуждаемые темы.
Эмпирическая база: телевизионная программа «Судьба человека» на телеканале «Россия-1» (проанализировано 28 выпусков 2017-2020 гг.).
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка. Объем работы - 68 страниц, использовано 62 источника литературы.
Исследование, цель которого заключалась в выявлении и сравнении основных приемов, стратегий и тактик проведения портретного интервью в ток-шоу «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым, позволило получить следующие результаты:
Из раздела 1.1 мы делаем вывод, что интервью - это сложное явление, которое представляет собой разговор интервьюируемого и интервьюера на актуальные и интересные темы для аудитории. Главной целью интервью является получение необходимой информации от интервьюируемого. Разные авторы и ученые разделяют жанр интервью на множество видов, каждый из которых имеет свои функции и особенности. Жанр портретного интервью сосредоточен на том, чтобы раскрыть героя с разных сторон. В этом жанре разговор ведется от имени собственного «Я». Для интервью портрета свойственна вопросно-ответная форма текста.
Из раздела 1.2 можно сделать вывод, что журналист должен четко определять тип собеседника, и в соответствии с этим, выбирать тактику ведения интервью. По ходу беседы человек ведет себя по-разному, следовательно, интервьюер должен уметь оперативно применять различные стратегии. Тактики и стратегии интервью достаточно хорошо рассмотрены в исследовательской литературе, основываются на знаниях и достижениях различных областей науки.
В разделе 2.1 нами были рассмотрены множество основных тактик в ток-шоу «Судьба человека». Каждый выпуск программы индивидуален, и Борис очень часто импровизирует, не идет строго по «шаблону», поэтому в данном параграфе мы рассмотрели тактики, которые повторяются с наибольшей регулярностью.
Проведенное исследование в разделе 2.2 позволило нам получить информацию о коммуникативной стратегии самопрезентации ведущего и речевого поведения Бориса Корчевникова. Важно отметить, что эта стратегия не является приоритетной в рамках программы, но специфика авторского ток-шоу позволяет ведущему быть важным элементом в речевой коммуникации.
Таким образом, цель нашего исследования в выявлении и сравнении основных приемов, стратегий и тактик проведения портретного интервью в ток-шоу «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым - достигнута. Основными тактиками и стратегиями ток-шоу «Судьба человека» являются: т. представления героя программы, т. запроса самоидентификации героя, т. запроса самохарактеризации героя, т. ретроспекции. т. провокации. т. коммуникативная самоподача, т. рассуждения.
Данные результаты, полученные в ходе работы, могут стать основой для описания новых речевых стратегий и тактик медийных фигур.