ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ И УРБАНИСТИКА 7
1.1. Урбанистика как наука и популярное тематическое
направление в медиадискурсе 7
1.2. Терминология, принципы и составляющие мультимедиа 11
1.3. Веб-дизайн и юзабилити как важные аспекты интернет -
ресурса 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
МЕДИАПРОЕКТА «ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ» 32
2.1. Формулирование идеи и фокусировка темы мультимедийного
проекта 32
2.2. Формат представления публикации как важная составляющая
транслирования смыслов 34
2.3. Поиск героев мультимедийного проекта и критерии их
подбора 37
2.4. Выбор локаций для описания как важный этап формирования
содержания проекта 40
2.5. Планирование структуры проекта и создание мультимедийных
элементов 44
2.6. Разработка дизайна и верстка проекта 49
2.7. Выпуск готового материала и его продвижение на разных
площадках 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Современные интернет-СМИ не ограничены в выборе тем для своих публикаций; в последнее время и столичные, и региональные издания все больше внимания уделяют проблемам в сфере урбанистики и создают материалы именно на эту тематику. Эта тенденция пришла в Россию относительно недавно - в 2010-х годах. Города развивались, вместе с тем появлялись новые проблемы, связанные с городской средой, россияне же, в свою очередь, начинали активнее интересоваться, как можно сделать свой населенный пункт лучше.
В это время происходил масштабный процесс трансформации московской городской среды, завершившийся созданием в центре города парка «Зарядье» (2014-2017). Эта «урбанистическая революция» в столице стала образцом для всех крупных городов России. На VIII Московском урбанистическом форуме столичный опыт урбанизации был признан модельным, а властям поставлена задача создать комфортную среду не только в крупных центрах, но на всей территории России.
Медиасфера не могла не обратиться к столь популярной теме - и начался «урбанистический бум»: СМИ стали активно осваивать современные концепции и язык урбанизма, интенсивно обсуждать проблематику современного города. В этих дискуссиях утверждался своего рода урбанистический дискурс - концепты, словарь и модальности обсуждения городской проблематики.
Важную роль здесь сыграло и то, что в это время уже активно функционировал интернет, а значит у горожан был неограниченный доступ к изучению мирового урбанистского опыта и возможность самостоятельно выдвигать инициативы по изменению городской среды, запускать собственные проекты и онлайн-ресурсы на эту тематику.
Актуальность данного исследования определяется его очевидной теоретической и практической значимостью, а также
1) смещением интереса аудитории со стандартных журналистских публикаций к мультимедийным проектам с яркой визуальной составляющей и интерактивностью;
2) необходимостью осмысления в медиа и в академической среде таких обсуждаемых процессов, как урбанизация и усиление интереса к благоустройству городской среды;
3) необходимостью усовершенствования и постоянного обновления принципов и приемов разработки мультимедийных продуктов, чтобы соответствовать запросу современной аудитории.
Объектом исследования в данной работе выступают современные мультимедийные проекты на тему урбанистики.
Предметом исследования являются проблемы производства данных проектов: подбор команды, выбор площадки, где будет размещен будущий проект, разработка концепта материала и т. д.
Целью данной работы является выявление характеристик и черт качественного и успешного мультимедийного проекта на тему урбанистики и создание собственного продукта на основе полученных результатов.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1) рассмотреть урбанистику как науку и как актуальную тематику медиапродуктов;
2) рассмотреть существующую терминологию в сфере мультимедиа и определить смысловые отличия различных понятий;
3) выявить основные аспекты веб-дизайна и юзабилити, необходимые для качественной реализации мультимедийного проекта, и подробно разобрать их;
4) с учетом всех полученных данных разработать идею собственного медиапродукта на тему урбанистики ;
5) используя полученные данные и знания, создать вышеописанный мультимедийный проект, опубликовать на выбранной площадке и оценить его актуальность.
Степень изученности темы. Активно изучать отражение «урбанистического бума» в медиа академическое сообщество начало только в середине 2010-х годов. Так, тематика урбанистики в российском медиадискурсе и мультимедиа в целом разрабатывается в трудах С. Н. Оводовой, В. В. Абашева, Н. В. Прохоровой, О. Силантьевой, С. И. Симаковой, Д. В. Шпилевой. С. Ю. Сидорова, Н. Н. Скрипниковой, Д. Ю. Кульчицкой, Е. В. Уваровой, И. В. Зиновьева и др.
Однако работ, рассматривающих не столько обычные публикации СМИ об урбанистских проблемах, сколько крупные мультимедийные спецпроекты в этой тематике, практически нет, поэтому, можно сказать, что данное направление разработано довольно слабо.
Эмпирическую базу исследования составили российские мультимедийные проекты на тему урбанистики; материалом исследования послужили использованные приемы дизайна и режиссуры данных ресурсов, их структура, особенности использования мультимедийных технологий, формы интерактивности.
Методы исследования. Работа носит аналитико-обобщающий характер и основывается на реализации общенаучных (описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный) методов и частных методов, обусловленных задачами и спецификой объекта и предмета исследования, - структурного и функционально анализов.
Теоретическая значимость исследования видится в том, что оно уточняет и обобщает российский опыт создания мультимедийных проектов на тему урбанистики. Также исследование выявляет новейшие тенденции конструирования и продвижения подобных продуктов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа представляет интерес для журналистов -практиков, так как ее результаты и выводы могут быть использованы для создания собственных медиапродуктов, повышения их качества и усиления интереса аудитории к ним.
Структура работы. Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, цель которого заключалась в выявлении характеристик и черт качественного и успешного мультимедийного проекта на тему урбанистики и создании собственного продукта на основе полученных результатов, позволило получить следующие результаты.
Урбанистика была рассмотрена как наука, которая изучает планирование городской среды, процессы, происходящие в городе, и занимается созданием новых городских общественных пространств, отвечающих потребностям разных слоев горожан. Также данная дисциплина была представлена и как актуальная тематика российских медиапродуктов. С начала 2010-х годов урбанистике в российских СМИ и медийном пространстве уделяется все больше внимания, так как интерес аудитории к улучшению городской среды продолжает расти.
Мы рассмотрели существующую терминологию в сфере мультимедиа и определили смысловые отличия различных понятий. Так лонгрид предполагает большой объем и преимущественно текстовое содержание, сопровождаемое мультимедийными элементами. Мультимедийной статьей можно назвать мультимедийный материал аналитического жанра со сложившимися характеристиками. Мультимедийная история содержит в себе один сюжет, а мультимедийный проект состоит из нескольких историй.
В ходе исследования были выявлены ключевые критерии оценки мультимедийного проекта, каждая из которых была подробно рассмотрена. Так качественный мультимедийный материал должен задействовать различные каналы восприятия человеком информации, использовать различные мультимедийные форматы, обладать качественным дизайном, высокой степенью юзабилити и интерактивности.
С учетом всех полученных данных в выпускной квалификационной работе была разработана идея собственного медиапродукта на тему урбанистики. Согласно концепции, мультимедийный проект под названием «Город, которого нет» должен состоять из семи историй, посвященных локациям Барнаула, которые город постепенно утрачивает или же уже утратил.
В перечень описываемых локаций вошли Нагорный парк, Обской бульвар, Демидовская площадь, дом купца Поскотинова, гостиница «Империал», речной вокзал и Ковш. Было принято решение разрабатывать данный проект на базе издательского дома «Алтапресс»; в качестве платформы для создания материала был выбран конструктор сайтов Tilda, используемый редакцией данного СМИ на регулярной основе.
Используя полученные в исследовании данные и знания, мы приступили к реализации вышеописанного мультимедийного проекта «Город, которого нет». Экспертами, прокомментировавшими состояние выбранных локаций, выступили историк и краевед Данил Дегтярев и архитектор и урбанист Максим Максименко.
Следующим этапом стало создание составляющих мультимедийный проект элементов. Было принято решение выдержать баланс между трудозатратностью производства данной публикации и ее перспективностью. Исходя из этого был написан текст оптимального объема, в разных источниках найдены архивные фото, а также сделаны новые кадры, использованы такие мультимедийные форматы, как слайдер, интерактивные карты, видео и другие.
Когда были подготовлены все материалы для проекта, мы вместе с дизайнером приступили к разработке концепции верстки. В качестве цветового решения были выбраны темно-зеленый и оранжевый цвета проекта; текст был оформлен с помощью шрифтовых гранитур Dela Gothic One и Merriweather. При верстке были реализованы такие концептуальные решения, как анимация, параллакс, списки, выносы и др. Для готового мультимедийного проекта была проработана адаптация для мобильных устройств.
Наконец, необходимо опубликовать проект на выбранной площадке и оценить его актуальность: http://altapress.ru.tilda.ws/gorod. В процессе подготовки мультимедийного проекта было решено применить нестандартный способ публикации материала. Он заключается в следующем: каждую неделю на сайте и на других площадках «Алтапресса» будет выходить по одной истории в формате обычных интернет-публикаций. После этого, приблизительно в середине июля 2021 года, будет опубликован сам мультимедийный проект. Такая стратегия поспособствует увеличению охвата аудитории и привлечет внимание тех читателей, которые не готовы ознакомиться с массивным проектом.
Таким образом, подготовив мультимедийный материал «Город, которого нет» и посмотрев на него как на отражение процесса развития Барнаула в целом, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, при подготовке перечня локаций для проекта уже можно было отметить, что подобных деградирующих или заброшенных мест в краевой столице довольно много. А вот примеров качественного благоустройства общественных пространств практически нет.
Во-вторых, описанные нами истории имеют много общего друг с другом. Так, зачастую проблемы у какой-либо локации начинаются с того, что она передается государством в частные руки. Новый собственник, в свою очередь, действует исключительно в своих интересах, не учитывая мнения горожан, даже если работает с общественной территорией или памятником архитектуры. Также нередко точкой невозврата для важных объектов становится пожар, после которого здание уже не восстанавливают.
В-третьих, нередко за сохранение или восстановление подобных локаций борются местные активисты и эксперты, однако их усилий недостаточно. А обычные горожане зачастую либо не знают о масштабе проблемы, либо не догадываются даже о ее наличии. И, соответственно, не участвуют в полемике по поводу развития общественных пространств города.
Все это демонстрирует нам острые проблемы города, которые могут превратиться в закономерности, если ими не заниматься. Однако, есть и позитивный момент: эксперты отмечают, что большинство описанных ошибок еще можно исправить, хотя бы частично, а новых потерь не допустить. Конечно, для этого понадобятся немалые средства и общественный запрос, его и необходимо формировать в том числе с помощью СМИ и создания проектов, подобных «Городу, которого нет».
В целом российские СМИ уделяют освещению урбанистской тематики довольно много внимания, выпускают материалы, посвященные различным аспектам данной сферы. Однако мультимедийных спецпроектов среди них не так много; кроме того, необходимо учитывать качество данных материалов, которое в настоящее время является невысоким. Соответственно, перспективы дальнейшей разработки данной темы расширяются с каждым днем, а результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть применены другими журналистами и редакциями СМИ.
1. Абашев В. В. Городские сетевые издания как агенты урбанизации / В. В. Абашев, И. М. Печищев // Знак: проблемное поле медиаобразования.
2018. № 4. С. 202-203.
2. Базаров А. А. Город как предмет теоретико -методологического осмысления тенденций в современной урбанистике (на примере Улан-Удэ) /А.
А. Базаров, В. Р. Буртонова // Вестник БГУ. 2017. № 5. С. 52-53.
3. Барнаул: каким видят город его жители [Электронный ресурс] //
Открытый университет: образовательный онлайн-проект. 2016-2019. Режим доступа: https://openuni.io/course/24-zauralye-i-zapadnaya-
sibir/lesson/3/material/1139/ (дата обращения: 03.12.2020).
4. Бешкарев А. А. Мультимедиа в региональных сетевых СМИ (на примере республики Коми) // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 117 - 121.
5. Вершинина И. А. Социально-политические трансформации в контексте урбанистики: символические функции городского пространства / И. А. Вершинина, А. Р. Курбанов // Человек в мире культуры. 2017. № 4. С. 12 - 16.
6. Витков Г. В. Новые тренды в урбанистике с восточным колоритом: постановка проблемы / Г. В. Витков, М. В. Сапунова // Восточная аналитика.
2019. № 3. С. 49-51.
7. Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестник МГУ. 2014. № 4. С. 5-6.
8. Восемь главных трендов в дизайне в 2021 году [Электронный
ресурс] // vc.ru: платформа для предпринимателей и
высококвалифицированных специалистов в различных областях. 2020. Режим доступа: https://vc.ru/design/188441-8-glavnyh-trendov-v-dizayne-v-2021 -godu
(дата обращения: 26.01.2021).
9. Грабельников В. А. Корпоративный интернет-портал как конвергентное СМИ // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 3. С. 100-101.
10. Григорьева C. С. Индивидуальный дизайн или использование шаблонов // Достижения науки и образования. 2018. № 6. С. 23.
11. Жумаш Ж. М. Использование новых медиа для повышения лояльности аудитории // Медиасреда. 2019. № 1. С. 25-32.
12. Захарова О. А. Анализ тенденций web-дизайна в 2017-2018 годы / О. А. Захарова, Д. О. Цынко // Молодой исследователь Дона. 2018. № 6. С. 2630.
13. Захваткина А. «Нет смысла постоянно заниматься производством контента»: Оксана Силантьева — о силе разных медиаформатов [Электронный ресурс] // Агентство социальной информации. 2019. Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2019/10/25/silanteva-multimedia/ (дата обращения: 25.12.2020).
14. Зиновьев И. В. Возможности мультимедийной журналистики на современном этапе развития российских масс-медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. Т. 1. № 9. С. 82-85.
15. Зубко Д. В. Медиа в интернете: новые возможности для публицистики // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11. С. 23.
16. Как новые медиа изменили журналистику /А. Амзин, А. Галустян,
В. Гатов [и др.]. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
17. Какой контент делать для визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов [Электронный ресурс] // Журналист: электрон. журн. М., 2018. Режим доступа: https://jrnlst.ru/type-of-perception (дата обращения: 12.11.2020).
18. Карпова А. И. Диверсификация медиаконтента в российских медиахолдингах на примере «РБК», «Газпром-медиа», «Национальной медиа группы» // Вестник КемГУ. 2015. Т. 2. № 4. С. 112-115.
19. Качкаева А. Г. Как это делается: продюсирование в креативных индустриях. М.: Издательские решения, 2016. 380 с.
20. Колчина Е. С. Интерактивность как ресурс data-журналистского материала // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014. № 1. С. 51 -53.
21. Корконосенко С. Г. Журналистика сетевых СМИ: смена исследовательских парадигм или продолжение традиций? // Ученые записки ЗабГПУ. 2012. № 2. С. 235-238.
22. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник. М.: Аспект Пресс, 2004. 272 с.
23. Кульчицкая Д. Ю. Мультимедиа и СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 101.
24. Кульчицкая Д. Ю. Мультимедиа как коммуникационный феномен: анализ зарубежных исследований // Вестник Московского университета. 2018. № 6. С. 94-112.
25. Кушева Д. С. Важность соблюдения юзабилити-правил при создании и поддержке интернет-ресурса // Научные исследования. 2017. № 2.
С. 11.
26. Лайкова А. А. Юзабилити сайта: принципы и методы оценки // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т. 2. № 12. С. 745 -746.
27. Лукина М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. 146 с.
28. Манскова Е. А. Портрет региона: комфорт и склероз аграрной столицы [Электронный ресурс] // Открытый университет: образовательный онлайн-проект. 2016-2019. Режим доступа: https://openuni.io/course/24- zauralye-i-zapadnaya-sibir/lesson/3/material/1135/ (дата обращения: 23.01.2021).
29. Мисонжников Б. Я. Мультимедийные системы в журналистике: герменевтический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. № 4. С. 176-179.
30. Моделирование эстетического оформления веб-сайта / М. И. Корзина, А. А. Лысенко, О. А. Костюченко [и др.] // Вестник САФУ. 2013. № 1. С. 117-118.
31. Мультимедийная журналистика: учебник / А. Г. Качкаева, С. А.
Шомова, А. А. Мирошниченко [и др.]. М.: Изд. дом Высшей школы
экономики, 2017. 67 с.
32. Муращенков С. В. Визуальная составляющая интернет-издания как фактор его позиционирования и продвижения / С. В. Муращенков, И. А. Лабзина, С. Г. Трошина // Современные исследования социальных проблем.
2017. Т. 8. № 3. С. 113-118.
33. Оводова С. Н. Урбанистический дискурс о благоустройстве города в городе: от нарративов к институтам / С. Н. Оводова, Р. И. Чупин, А. Ю. Жигунов // Журнал институциональных исследований. 2018. Т. 10. № 3. С. 125.
34. Пойдина Т. В. Веб-дизайн в профессиональной культуре современного дизайнера / Т. В. Пойдина, Ю. В. Савченко // Ученые записки.
2018. № 3. С. 169.
35. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник. М.: Аспект Пресс, 2011. 351 с.
36. Прохорова А. М. Понятие юзабилити сайта: показатели и стандарты проектирования // Новый университет. 2016. № 9. С. 87-88.
37. Прохорова Н. В. Феномен спецпроектов в современном российском медиапространстве // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014. № 5. С. 54-61.
38. Робежник Л. В. Ориентиры в современной городской среде: архитектурно-дизайнерская трактовка и философское осмысление // Пра^нма. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 3. С. 114-127.
39. Россошанский А. В. Политические особенности конвергентных медиа // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 5. С. 170 - 175.
40. Сидорова С. Ю. Моделирование стиля жизни в урбанистических медиапроектах [Электронный ресурс] // Медиаскоп: электрон. науч. журн. М., 2016. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2235 (дата обращения: 14.03.2021).
41. Силантьева О. 92 мультимедийных формата. Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero. 2018. 156 с.
42. Силантьева О. Кроссмедийное планирование, или Выращивание истории на нескольких медиаплатформах [Электронный ресурс] // Журналист: электрон. журн. М., 2018. Режим доступа: https://jrnlst.ru/cross-media (дата обращения: 05.10.2020).
43. Симакова С. И. Мультимедийная история и ее особенности /С. И. Симакова, С. А. Панюкова // Вестник ЧГУ. 2017. № 9. С. 59.
44. Симакова С. И. Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление / С. И. Симакова, А. П. Енбаева, Т. Б. Исакова // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 1. С. 222-229.
45. Система средств массовой информации России: учеб. пособие / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова [и др.]. М.: Аспект Пресс, 2003. 259 с.
46. Скворцов В. Н. Философия городского пространства. Опыт проектной деятельности Центра урбанистики Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина / В. Н. Скворцов, И. Ю. Юреску // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 3. С. 130-137.
47. Скрипникова Н. Н. Мультимедиатизация региональной журналистики: формирование современного контента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1. С. 135-138.
48. Смирнов А. В. Что такое мультимедиа? // Наука и Школа. 2006. № 4. С. 54-56.
49. Суворова К. Мультимедийные спецпроекты: как, зачем и для чего [Электронный ресурс] // AdIndex.ru: сетевое издание. М., 2017. Режим доступа:
https://adindex.rU/publication/opinion/internet/2017/04/5/159073.phtml (дата
обращения: 22.04.2021).
50. Ткаченко А. А. Современная урбанистика как инструмент формирования новой модели и алгоритма брендинга территорий // Инновации и инвестиции. 2019. № 4. С. 321-326.
51. Уварова Е. В. Чтение в эпоху мультимедиа: постановка проблемы // Культура: теория и практика. 2017. № 1. С. 1-4.
52. Универсальная журналистика: учеб. пособие / Л. П. Шестеркина, Л. И. Беглова, М. Н. Булаева [и др.]. М.: Аспект Пресс, 2016. 480 с.
53. Фомичева И. Д. Продолжение пути, или в поисках интерактивности // Вестник МГУ. 2011. № 1. С. 26.
54. Шпилева Д. В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. 2019. № 4. С. 103-106.
55. Шумакова Е. А. Влияние трендов в дизайне на визуальный контент брендов в социальных сетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 3. С. 182-188.
56. Якутова О. М. Шрифт как элемент дизайна веб-сайта // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. № 9. С. 273-274.
57. Яшина А. А. Юзабилити интернет-СМИ: медиаобразовательный потенциал / А. А. Яшина, В. В. Антропова // Медиасреда. 2019. № 3. С. 188 - 191.
58. El Saddik A. Digital Twins: The Convergence of Multimedia Technologies // IEEE MultiMedia. 2018. Volume 25. Issue 2. 92 р.
59. Giaccardi С. Media and The City: Urbanism, Technology and Communication / C. Giaccardi, M. Tarantino, S. Tosoni. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2013. 162 p.
60. Gripsrud J. Understanding Media Culture. London: Bloomsbury Academic, 2017. 154 р.