Журналистика и блогосфера: проблема границ и симбиоза
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Онтология и функции журналистики и блогосферы 8
1.1. Трансформация блогосферы: история феномена и динамика
функций 8
1.2. Журналистика и блогосфера: оппозиция двух понятий,
законодательный аспект 12
1.3. Классификация специфических черт журналистики и блогосферы
20
ГЛАВА 2. ТВ vs YouTube: сравнительный анализ информационно
аналитического контента телевидения и Интернет-хостинга 30
2.1. «Намедни» Леонида Парфенова в телевизионном эфире и на
YouTube 30
2.2. Феномен журналистики YouTube: «Редакция» Алексея Пивоварова
как альтернатива телевизионным аналитическим программам 33
2.3. Сравнительно-сопоставительный анализ портретного интервью на
ТВ и YouTube 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА 1. Онтология и функции журналистики и блогосферы 8
1.1. Трансформация блогосферы: история феномена и динамика
функций 8
1.2. Журналистика и блогосфера: оппозиция двух понятий,
законодательный аспект 12
1.3. Классификация специфических черт журналистики и блогосферы
20
ГЛАВА 2. ТВ vs YouTube: сравнительный анализ информационно
аналитического контента телевидения и Интернет-хостинга 30
2.1. «Намедни» Леонида Парфенова в телевизионном эфире и на
YouTube 30
2.2. Феномен журналистики YouTube: «Редакция» Алексея Пивоварова
как альтернатива телевизионным аналитическим программам 33
2.3. Сравнительно-сопоставительный анализ портретного интервью на
ТВ и YouTube 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
На сегодняшний день фиксируется повышенная заинтересованность к информационным связям в сети Интернет, которая является центральным местом для появления новых электронных технологий, а также получения, хранения и обмена информационными данными.
Интернет и, в частности, социальные сети позволили современным людям очень быстро и просто обмениваться информацией друг с другом, именно на этом фоне начали появляться виртуальные сообщества. Такие сообщества показывают абсолютно новые типы взаимодействия между пользователями сетей. В такой связи каждый человек становится солидарным, и солидарность не уступает традиционным нормам. Всемирная паутина способствует развитию нового общения и сотрудничества в невообразимых масштабах и самыми необычными способами. Связывая между собой пользователей, Интернет благоприятствует развитию их интересов и раскрытию невообразимого потенциала.
«Интернет предоставил человеку новые возможности в сфере межкультурной коммуникации и стал новым средством общемирового вещания. Открылись новые возможности, которые охватывают весь земной шар» [Муха 2014, с. 39]. Именно Интернет дал огромной площади фундамент для процветания нового вида журналистики - блогосферы.
Именно в последние годы всё более ощутимо увеличение численности блогов во Всемирной паутине. Более предпочтительным источником для получения своевременной информации у современного человека становится блог, который уже сейчас является конкурентом журналистики в традиционном представлении.
В 2007 году по данным, предоставленным сервисом «Поиск по блогам» (Blogs.yandex.ru), функционировало более миллиона блогов: «По статистике Technorati.com, ежедневно в мире тогда появлялось 1,6 млн новых записей, а в русскоязычной блогосфере, по данным поиска по блогам Яндекса, - чуть больше 106 тыс. Таким образом, количество российских блогов в мире составляло всего 2%». Средний возраст российского блогера составлял 21 год (что на несколько лет меньше возраста среднего пользователя Рунета). Также, по данным поисковой службы Яндекса, «русскоязычные блоги велись в основном на 14 блог-хостингах - это службы размещения дневников, в которых находилось свыше 200 блогов. Блог-хостинги, насчитывавшие от 50 до 350 тыс. блогов, составляли «большую четверку»: LiveJournal.com - 44,784%, LiveInternet.ru - 19,98%; Diary.ru - 13,15% и Blogs.mail.ru - 7,34%» соответственно.
В 2010 году Россия занимала десятое место в мире по количеству блогеров (исследование канадской компании Sysomos на тему мировой блогосферы). Доля россиян в мировой блогосфере составляла уже 2,31%. На первом месте стояли США, где проживало в тот момент более 29% всех авторов онлайн-дневников.
Уже в 2020 году, по данным InternetLiveStats, в Интернете существовало 1,7 миллиарда веб-сайтов. Около 36% работали на WordPress - самой популярной в мире CMS для ведения блогов. Аудитория видеохостинга YouTube на ноябрь 2020 года составляет 2 млрд пользователей по всему миру; в России же аудитория состоит из 80,1 млн пользователей. Количество каналов, у которых более 1 миллиона подписчиков, увеличилось за год более чем на 65%.
Изменилась и степень влияния блогосферы на общественнополитические процессы. Здесь достаточно привести пример Алексея Навального, которого официальные СМИ долгое время игнорировали как политическое явление, но после отравления вынуждены были вывести из «чёрного списка», при этом называя не иначе, как блогер, употребляя эту номинацию с определёнными отрицательными коннотациями. Однако цепочка событий, связанных с отравлением, расследованием этого отравления, выходом фильма о «резиденции Путина», митингами по всей стране и реакцией западных стран, но, что важнее, многомиллионными просмотрами соответствующего контента, заставила сменить риторику и сменить номинацию. Оказалось, что обычный блогер способен изменить социально-политическую повестку дня целой страны.
Ещё один важный фактор, актуализирующий проблематику блогосферы как в научном дискурсе, так и в практическом поле журналистики, - трансформация рекламного рынка. Будучи на Всероссийском образовательном форуме молодежи «Территория смыслов на Клязьме», Алексей Волин, заместитель министра массовых коммуникаций и цифровой связи Российской Федерации, сообщил: «По нашим подсчетам, в России сегодня насчитывается 15-17 тыс. блогеров, эти 15-17 тыс. блогеров, на минуточку, на сегодняшний день уже зарабатывают порядка 10 млрд рублей в год, что превращает блогерство в достаточно неплохой и интересный бизнес».
Так, за 15 лет изменились не только количественные, но и качественные характеристики блогосферы. Поэтому актуальным на данный момент представляется уточнить специфические черты блогосферы, её отличия от журналистской деятельности, динамику границ сближения двух сфер медиакоммуникации.
Степень изученности проблемы. Исследованиями блогинга, его новизны занимались многие знаменитые в узких кругах ученые, начиная от зарубежных (С. Р. Миллер, Р. Блуд), и заканчивая российскими исследователями сферы блогинга (А. В. Хитров, А. О. Алексеева и многие другие). Однако в данных работах незначительно затрагиваются вопросы специфики влияния российских блогеров-лидеров мнения на организацию и регулирование новостных потоков, а также эффективность данной деятельности.
Новизна данного исследования заключается в эмпирической проверке гипотезы о том, что с развитием информационных технологий и увеличением пользовательского спроса на Интернет границы между журналистикой и блогосферой становятся условными, постепенно исчезают.
Объект исследования: онтология журналистики и блогосферы.
Предметом исследования является динамика специфических черт журналистики и блогосферы, определяющих границы двух видов медиакоммуникации, процесс их симбиоза.
Цель данной работы: на основе сравнительного анализа продуктов блогинга и журналистского творчества выявить динамику специфических черт двух видов коммуникации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. определить понятие «блогосфера»;
2. проанализировать динамику функционирования блогосферы;
3. выявить изменения в законодательном статусе блогосферы, сравнить степень законодательного регулирования в сфере журналистики и блогосферы;
4. выбрать факторы, определяющие онтологические характеристики журналистики и блогосферы, и на их основе провести сравнительный анализ двух видов медиакоммуникации;
5. сравнить принципы работы и специфику контента блогов Алексея Пивоварова и Леонида Парфёнова с жанрово близкими продуктами традиционных СМИ;
6. провести сравнительный анализ портретных интервью на ТВ и YouTube.
Для выполнения вышеописанных задач использовались следующие методы работы: кроме общенаучных методов для выявления специфических черт журналистики и блогосферы применены функциональный и структурный методы, а также использовался метод классификации и факторный анализ.
Эмпирическая база исследования: блоги Алексея Пивоварова и Леонида Парфёнова на платформе видео-хостинга YouTube («Редакция» и «Парфенон»), ТВ-программа «Познер» с Владимиром Познером, YouTube- канал Юрия Дудя «вДудь», а также интернет-шоу «А поговорить?» с Ириной Шихман.
Научная гипотеза: с развитием цифровых технологий и Интернета и кризисом традиционных СМИ границы между журналистикой и блогосферой размываются, становятся всё более условными.
Изучение интеграции традиционной журналистики и блогосферы обуславливает теоретическую значимость данного исследования.
Практическая значимость результатов данного исследования, отраженных в тексте ВКР, заключается в том, что они могут помочь увеличить эффективность взаимодействия журналистов и блогосферы. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, факты и выводы могут послужить основой для разработки решений проблем взаимодействия СМИ и блогосферы.
ВКР содержит 2 главы, в первой и во второй главе насчитывается по 3 параграфа. Исследовательская работа состоит из 60 страниц.
Интернет и, в частности, социальные сети позволили современным людям очень быстро и просто обмениваться информацией друг с другом, именно на этом фоне начали появляться виртуальные сообщества. Такие сообщества показывают абсолютно новые типы взаимодействия между пользователями сетей. В такой связи каждый человек становится солидарным, и солидарность не уступает традиционным нормам. Всемирная паутина способствует развитию нового общения и сотрудничества в невообразимых масштабах и самыми необычными способами. Связывая между собой пользователей, Интернет благоприятствует развитию их интересов и раскрытию невообразимого потенциала.
«Интернет предоставил человеку новые возможности в сфере межкультурной коммуникации и стал новым средством общемирового вещания. Открылись новые возможности, которые охватывают весь земной шар» [Муха 2014, с. 39]. Именно Интернет дал огромной площади фундамент для процветания нового вида журналистики - блогосферы.
Именно в последние годы всё более ощутимо увеличение численности блогов во Всемирной паутине. Более предпочтительным источником для получения своевременной информации у современного человека становится блог, который уже сейчас является конкурентом журналистики в традиционном представлении.
В 2007 году по данным, предоставленным сервисом «Поиск по блогам» (Blogs.yandex.ru), функционировало более миллиона блогов: «По статистике Technorati.com, ежедневно в мире тогда появлялось 1,6 млн новых записей, а в русскоязычной блогосфере, по данным поиска по блогам Яндекса, - чуть больше 106 тыс. Таким образом, количество российских блогов в мире составляло всего 2%». Средний возраст российского блогера составлял 21 год (что на несколько лет меньше возраста среднего пользователя Рунета). Также, по данным поисковой службы Яндекса, «русскоязычные блоги велись в основном на 14 блог-хостингах - это службы размещения дневников, в которых находилось свыше 200 блогов. Блог-хостинги, насчитывавшие от 50 до 350 тыс. блогов, составляли «большую четверку»: LiveJournal.com - 44,784%, LiveInternet.ru - 19,98%; Diary.ru - 13,15% и Blogs.mail.ru - 7,34%» соответственно.
В 2010 году Россия занимала десятое место в мире по количеству блогеров (исследование канадской компании Sysomos на тему мировой блогосферы). Доля россиян в мировой блогосфере составляла уже 2,31%. На первом месте стояли США, где проживало в тот момент более 29% всех авторов онлайн-дневников.
Уже в 2020 году, по данным InternetLiveStats, в Интернете существовало 1,7 миллиарда веб-сайтов. Около 36% работали на WordPress - самой популярной в мире CMS для ведения блогов. Аудитория видеохостинга YouTube на ноябрь 2020 года составляет 2 млрд пользователей по всему миру; в России же аудитория состоит из 80,1 млн пользователей. Количество каналов, у которых более 1 миллиона подписчиков, увеличилось за год более чем на 65%.
Изменилась и степень влияния блогосферы на общественнополитические процессы. Здесь достаточно привести пример Алексея Навального, которого официальные СМИ долгое время игнорировали как политическое явление, но после отравления вынуждены были вывести из «чёрного списка», при этом называя не иначе, как блогер, употребляя эту номинацию с определёнными отрицательными коннотациями. Однако цепочка событий, связанных с отравлением, расследованием этого отравления, выходом фильма о «резиденции Путина», митингами по всей стране и реакцией западных стран, но, что важнее, многомиллионными просмотрами соответствующего контента, заставила сменить риторику и сменить номинацию. Оказалось, что обычный блогер способен изменить социально-политическую повестку дня целой страны.
Ещё один важный фактор, актуализирующий проблематику блогосферы как в научном дискурсе, так и в практическом поле журналистики, - трансформация рекламного рынка. Будучи на Всероссийском образовательном форуме молодежи «Территория смыслов на Клязьме», Алексей Волин, заместитель министра массовых коммуникаций и цифровой связи Российской Федерации, сообщил: «По нашим подсчетам, в России сегодня насчитывается 15-17 тыс. блогеров, эти 15-17 тыс. блогеров, на минуточку, на сегодняшний день уже зарабатывают порядка 10 млрд рублей в год, что превращает блогерство в достаточно неплохой и интересный бизнес».
Так, за 15 лет изменились не только количественные, но и качественные характеристики блогосферы. Поэтому актуальным на данный момент представляется уточнить специфические черты блогосферы, её отличия от журналистской деятельности, динамику границ сближения двух сфер медиакоммуникации.
Степень изученности проблемы. Исследованиями блогинга, его новизны занимались многие знаменитые в узких кругах ученые, начиная от зарубежных (С. Р. Миллер, Р. Блуд), и заканчивая российскими исследователями сферы блогинга (А. В. Хитров, А. О. Алексеева и многие другие). Однако в данных работах незначительно затрагиваются вопросы специфики влияния российских блогеров-лидеров мнения на организацию и регулирование новостных потоков, а также эффективность данной деятельности.
Новизна данного исследования заключается в эмпирической проверке гипотезы о том, что с развитием информационных технологий и увеличением пользовательского спроса на Интернет границы между журналистикой и блогосферой становятся условными, постепенно исчезают.
Объект исследования: онтология журналистики и блогосферы.
Предметом исследования является динамика специфических черт журналистики и блогосферы, определяющих границы двух видов медиакоммуникации, процесс их симбиоза.
Цель данной работы: на основе сравнительного анализа продуктов блогинга и журналистского творчества выявить динамику специфических черт двух видов коммуникации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. определить понятие «блогосфера»;
2. проанализировать динамику функционирования блогосферы;
3. выявить изменения в законодательном статусе блогосферы, сравнить степень законодательного регулирования в сфере журналистики и блогосферы;
4. выбрать факторы, определяющие онтологические характеристики журналистики и блогосферы, и на их основе провести сравнительный анализ двух видов медиакоммуникации;
5. сравнить принципы работы и специфику контента блогов Алексея Пивоварова и Леонида Парфёнова с жанрово близкими продуктами традиционных СМИ;
6. провести сравнительный анализ портретных интервью на ТВ и YouTube.
Для выполнения вышеописанных задач использовались следующие методы работы: кроме общенаучных методов для выявления специфических черт журналистики и блогосферы применены функциональный и структурный методы, а также использовался метод классификации и факторный анализ.
Эмпирическая база исследования: блоги Алексея Пивоварова и Леонида Парфёнова на платформе видео-хостинга YouTube («Редакция» и «Парфенон»), ТВ-программа «Познер» с Владимиром Познером, YouTube- канал Юрия Дудя «вДудь», а также интернет-шоу «А поговорить?» с Ириной Шихман.
Научная гипотеза: с развитием цифровых технологий и Интернета и кризисом традиционных СМИ границы между журналистикой и блогосферой размываются, становятся всё более условными.
Изучение интеграции традиционной журналистики и блогосферы обуславливает теоретическую значимость данного исследования.
Практическая значимость результатов данного исследования, отраженных в тексте ВКР, заключается в том, что они могут помочь увеличить эффективность взаимодействия журналистов и блогосферы. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, факты и выводы могут послужить основой для разработки решений проблем взаимодействия СМИ и блогосферы.
ВКР содержит 2 главы, в первой и во второй главе насчитывается по 3 параграфа. Исследовательская работа состоит из 60 страниц.
В результате исследования, целью которого было на основе сравнительного анализа продуктов блогинга и журналистского творчества выявить динамику специфических черт двух видов коммуникации, можно сделать следующие выводы.
Блогосфера стала особым информационным пространством, которое составляет высокую конкуренцию традиционным СМИ. Среди её преимуществ: большой охват аудитории, многофункциональность,
интерактивность (возможность прямого отклика аудитории) и отсутствие прямого контроля со стороны государства.
Традиционные СМИ активно используют эти преимущества, размещая контент в сети: так они расширяют аудиторию, видят обратную связь и обрабатывают аналитические данные, что позволяет повысить качество производимого контента. Поэтому практически все традиционные
электронные СМИ для того, чтобы продвигать свои медиапродукты, создали свои собственные каналы на YouTube.
Это классические примеры симбиоза традиционной журналистики и блогосферы. YouTube стремительно синтезируется с телевидением, образуя общее информационно-развлекательное медиапространство.
До настоящего времени непопулярные контент-мейкеры в Интернете и, в частности, в видеохостингах обрели огромную популярность как блогеры, имеющие стабильное количество просмотров и большую аудиторию. Так, можно заметить следующую тенденцию: востребованными у аудитории стали не интервью, которые выпускают на телевидении, а те, что выкладывают в сети Интернет. На это указывают объективные данные медиаизмерений.
Ведение блога больше не заявляется как «занятие для бездельников», а самих блогеров можно встретить на строчках Forbes, что также показывает значимость явления блогосферы в наши дни. Номинация «видеоблогер» более не считается оскорблением, так как на видеоплатформы приходят уважаемые на телевидении люди, которые не нашли себе иного места, кроме как Интернет, для свободного творческой деятельности, когда основным ограничением становится только самоцензура, этические и профессиональные установки, а также реакция аудитории.
Минимальное количество ограничений привлекает интервьюируемых гостей, которые могут общаться с блогером как в обычной жизни, без формальностей и скованности, что также привлекает аудиторию.
Был также рассмотрен законодательный аспект проблемы. Блогосфера хоть и не имеет институционального статуса, однако законодательные ограничения последних лет ставят её перед необходимостью соблюдать различные правила и требования, что сближает зону ответственности блогера с зоной ответственности журналиста. Блогер может не иметь профессионального образования, но сегодня он обязан осознавать, что несет ответственность за любую недостоверную информацию так же, как и работник журналистской сферы, даже если эта информация носит исключительно развлекательный характер.
Также в работе доказано, что функционально журналистика и блогосфера не имеют различий, развитие цифровых технологий, доступность техники, приход в блогосферу журналистов и большие рекламные бюджеты блогинг-производства позволяют нивелировать различия в качестве продукции, а отсутствие прямого контроля со стороны государства позволяют блогерам существенно расширить тематические и жанровые рамки, привлекая широкую аудиторию. Чёткая граница между блогингом и журналистикой можно было бы провести по наличию/отсутствию такой специфической черты как профессиональный, этический кодексы, однако кризис журналистики, её сращение с государственной пропагандой делают и эту границу размытой и на сегодняшний день мало заметной.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу данного научного исследования: с развитием цифровых технологий и Интернета и кризисом традиционных СМИ границы между журналистикой и блогосферой размываются, становятся всё более условными.
Сравнительный анализ телевизионного продукта и блога, проведённый на примере выпусков каналов «Редакция», «Парфенон», «А поговорить ?», «вДудь» и программ канала НТВ, показал, что и по качеству исполнения, и по выбору социально важной тематики, блогосфера может составлять конкуренцию традиционным СМИ. А отсутствие привязки к эфирной сетке лишь отвечает на запрос аудитории, которая отказывается от линейного просмотра ТВ.
Таким образом, блогосфера, стремительно нарастив аудиторию, сегодня является важным каналом медиакоммуникации, степень влияния которого на общество будет лишь нарастать, всё активнее включая при этом в зону своего влияния и традиционные формы журналистской деятельности.
Блогосфера стала особым информационным пространством, которое составляет высокую конкуренцию традиционным СМИ. Среди её преимуществ: большой охват аудитории, многофункциональность,
интерактивность (возможность прямого отклика аудитории) и отсутствие прямого контроля со стороны государства.
Традиционные СМИ активно используют эти преимущества, размещая контент в сети: так они расширяют аудиторию, видят обратную связь и обрабатывают аналитические данные, что позволяет повысить качество производимого контента. Поэтому практически все традиционные
электронные СМИ для того, чтобы продвигать свои медиапродукты, создали свои собственные каналы на YouTube.
Это классические примеры симбиоза традиционной журналистики и блогосферы. YouTube стремительно синтезируется с телевидением, образуя общее информационно-развлекательное медиапространство.
До настоящего времени непопулярные контент-мейкеры в Интернете и, в частности, в видеохостингах обрели огромную популярность как блогеры, имеющие стабильное количество просмотров и большую аудиторию. Так, можно заметить следующую тенденцию: востребованными у аудитории стали не интервью, которые выпускают на телевидении, а те, что выкладывают в сети Интернет. На это указывают объективные данные медиаизмерений.
Ведение блога больше не заявляется как «занятие для бездельников», а самих блогеров можно встретить на строчках Forbes, что также показывает значимость явления блогосферы в наши дни. Номинация «видеоблогер» более не считается оскорблением, так как на видеоплатформы приходят уважаемые на телевидении люди, которые не нашли себе иного места, кроме как Интернет, для свободного творческой деятельности, когда основным ограничением становится только самоцензура, этические и профессиональные установки, а также реакция аудитории.
Минимальное количество ограничений привлекает интервьюируемых гостей, которые могут общаться с блогером как в обычной жизни, без формальностей и скованности, что также привлекает аудиторию.
Был также рассмотрен законодательный аспект проблемы. Блогосфера хоть и не имеет институционального статуса, однако законодательные ограничения последних лет ставят её перед необходимостью соблюдать различные правила и требования, что сближает зону ответственности блогера с зоной ответственности журналиста. Блогер может не иметь профессионального образования, но сегодня он обязан осознавать, что несет ответственность за любую недостоверную информацию так же, как и работник журналистской сферы, даже если эта информация носит исключительно развлекательный характер.
Также в работе доказано, что функционально журналистика и блогосфера не имеют различий, развитие цифровых технологий, доступность техники, приход в блогосферу журналистов и большие рекламные бюджеты блогинг-производства позволяют нивелировать различия в качестве продукции, а отсутствие прямого контроля со стороны государства позволяют блогерам существенно расширить тематические и жанровые рамки, привлекая широкую аудиторию. Чёткая граница между блогингом и журналистикой можно было бы провести по наличию/отсутствию такой специфической черты как профессиональный, этический кодексы, однако кризис журналистики, её сращение с государственной пропагандой делают и эту границу размытой и на сегодняшний день мало заметной.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу данного научного исследования: с развитием цифровых технологий и Интернета и кризисом традиционных СМИ границы между журналистикой и блогосферой размываются, становятся всё более условными.
Сравнительный анализ телевизионного продукта и блога, проведённый на примере выпусков каналов «Редакция», «Парфенон», «А поговорить ?», «вДудь» и программ канала НТВ, показал, что и по качеству исполнения, и по выбору социально важной тематики, блогосфера может составлять конкуренцию традиционным СМИ. А отсутствие привязки к эфирной сетке лишь отвечает на запрос аудитории, которая отказывается от линейного просмотра ТВ.
Таким образом, блогосфера, стремительно нарастив аудиторию, сегодня является важным каналом медиакоммуникации, степень влияния которого на общество будет лишь нарастать, всё активнее включая при этом в зону своего влияния и традиционные формы журналистской деятельности.





