ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВНЕДРЕНИЕ И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП «КУЛЬТУРА РОССИИ» В 2001 - 2018 гг. В АРХИВНОЙ СФЕРЕ НА
ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 10
1.1. Внедрение ФЦП «Культура России» (2001-2005; 2006-2010;
2012-2018 гг.) в области архивного дела 10
1.2. Реализация ФЦП «Культура России» в архивной сфере на
территории Алтайского края 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ В СФЕРЕ
РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 27
2.1. Внедрение ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)», «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» и государственной программы
«Информационное общество (2011-2020 гг.)» 27
2.2. Итоги реализации и перспективы развития в архивной сфере
на территории Алтайского края 37
ГЛАВА III. ХОД И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 2006-2020 гг 41
3.1. Внедрение государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2006-2010; 2011-2015;
2016-2020 гг.) в области архивного дела 41
3.2. Итоги реализации государственных программ на примере
Алтайского края 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность исследования. Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере. Руководство деятельностью Федерального архивного агентства осуществляет Президент Российской Федерации1.
Федеральному архивному агентству непосредственно подчиняются 16 федеральных государственных архивов, Всероссийский научно - исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и 1 обслуживающая организация. В соответствии с Конституцией Российской Федерации архивное дело находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В определенной степени современный облик архивов - это результат действия различных программ, проводимых как Правительством России, так и федеральными органами исполнительной власти и направленных на модернизацию учреждений и систематизацию хранимых объектов.
Федеральные целевые программы - это один из инструментов развития отечественного архивного дела. Федеральные целевые программы и программно-целевой метод в целом являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на социальные и экономические процессы в стране.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Федеральные целевые программы помогают при развитии информатизации архивного дела. Для того чтобы архивы предстали перед нами в том виде, в каком находятся сейчас, были задействованы многие целевые программы, направленные на модернизацию учреждений и систематизацию хранимых объектов.
Политические и социально-экономические события, происходившие, в нашей стране способствовали позитивным явлениям в архивной сфере. За прошедшие годы были выполнены ряд мероприятий для преобразования архивного дела, в которых важное участие принимали федеральные целевые программы по развитию и сохранению культуры. Эти события способствовали созданию законодательного обеспечения архивного дела и увеличению объемов и состава Архивного фонда РФ, изданию справочников и публикаций о документах, хранящихся в архивах, улучшению положения государственных и других институтов в сфере архивной информации, а также обеспечению доступности архивов.
Историография проблемы. В написании ВКР нами использовались работы исследователей, опубликованные в отечественных журналах, сборниках статей как общероссийского охвата, так и регионального.
В учебниках под авторством Т.И. Хорхординой и Т.С.Волковой2 и Е.В. Алексеевой, Л.П. Афанасьевой, Е.М. Буровой3 рассматриваются проблемы становления и функционирования архивной сферы, ее правовое регулирование. Освещаются организационно-методические вопросы классификации, комплектования, экспертизы ценности, научно-справочного аппарата и использования документов Архивного фонда Российской Федерации.
Т.И. Бондарева рассматривает основные цели подпрограммы «Архивы России», систему программных мероприятий, ресурсное обеспечение, организацию управления подпрограммой и контроля за ходом её реализации4.
Работы В.П. Козлова содержат указания на основные направления деятельности Росархива за период с 2006 по 2008 годы. Так же В.П. Козлов говорит об основных факторах, воздействовавших на состояние и развитие архивного дела на федеральном уровне и затрагивает основные результаты работы архивных учреждений в указанный период.5
По вопросам реализации правительственной целевой программы «Культура России» изданы статьи А.Н. Артизова в журнале «Отечественные архивы», в которых описывалось выполнение действий в рамках программы и их реализация6.
Ю.Е. Хохлов затрагивает тему реализации «Стратегии информационного общества»7.
Информация об участии алтайских архивистов в рассматриваемых программах представлена на страницах «Алтайского архивиста» за разные годы. Так, статья В.В. Старцева содержит общие сведения о ФЦП «Культура России (2006 - 2010 гг.), а также общие направления деятельности Управления архивного дела Алтайского края в рамках реализации данной программы8.
Вопросам реализации на территории Алтайского края ФЦП «Культура России» посвящена статьях С.А. Хаустова, который пишет о подпрограмме «Архивы России»9.
Информация, касающаяся правительственных целевых программ в сфере информатизации и электронного документооборота, представлена в работе И.Н.Киселева10. Автор рассказывает об информационных технологиях в архивах на современном этапе.
Н.Р. Маслова проводит анализ нормативных актов, в которых получили конкретизацию основные положения Стратегии. Помимо этого автор размышляет о преимуществах «сознательной стратегии» по развитию информационного общества и формированию электронного правительства перед «стратегией частных решений» 11.
Среди работ, посвященных реализации программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в архивной сфере укажем, например, работу Ю.П. Квятковского12.
Целью работы является изучение основных задач, процесса реализации и итогов правительственных программ, внедряемых Федеральным архивным агентством в начале XXI века на примере Алтайского края.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить порядок внедрения, реализацию и итоги ФЦП «Культура России» (2001-2005; 2006-2010; 2012-2018 гг.) в архивной сфере на примере Алтайского края;
2. изучить особенности внедрения и специфику реализации федеральных целевых по вопросам развития информационного общества в архивной сфере;
3. рассмотреть ход и реализацию государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2006-2010; 2011-2015; 2016-2020 гг.) применительно к архивной сфере.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2001 по 2020 гг. Нижняя граница обусловлена началом реализации большинства анализируемых программ, верхняя - 2020 г. - это время окончания срока исполнения программ.
Объектом исследования явились правительственные целевые программы. Предметом изучения выступают рассматриваемые на основе актов Правительства РФ вопросы внедрения, реализации и итогов Федеральных целевых программ, внедряемых Федеральным архивным агентством в начале XXI века, как в архивной отрасли в целом, так и на примере Алтайского края.
Источниковую базу исследования составили нормативные правовые акты, принятые Правительством РФ, администрацией Алтайского края.
Первую группу составили постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие федеральные целевые программы «Культура России»13 14 15 16 17 18 19; правовые акты по вопросам развития информационного общества в архивной сфере20; документы, посвященные вопросам патриотического воспитания граждан21.
Вторую группу составили региональные правовые акты:
Закон Алтайского края «Об архивном фонде Алтайского края и архивах»22, регулирующий правоотношения в области формирования, организации хранения, учета, использования архивов и архивных фондов Алтайского края и управления ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства.
Постановление Администрации Алтайского края от 10.02. 2005 г. № 57 (утратило силу в 2009 г.) «Об утверждении положения об Управлении архивного дела Алтайского края»23, которое определяло структуру и основные полномочия Управления архивного дела Алтайского края. Постановление Администрации Алтайского края от 24 декабря 2009 года N 537 (утратило силу в 2017 г.) «Об утверждении Положения об управлении Алтайского края по культуре и архивному делу».
Постановление администрации Алтайского края от 05.06. 2003 № 290 (утратило силу в 2006 г.) «О реализации на территории Алтайского края федеральных целевых программ»24. Оно содержало перечень структурных подразделений администрации края, которые были назначены ответственными исполнителями по реализации федеральных целевых программ.
Рассматривались также постановления Администрации Алтайского края о введении на его территории целевых программ в области патриотического воспитания25.
Методологической основой данной работы послужили принципы историзма и объективности. Принцип историзма предполагает рассмотрение объекта и предмета исследования в связи с историческими обстоятельствами, сложившимися на данный период времени, а также рассмотрение самого объекта в контексте его последовательного развития. Принцип объективности предполагает анализ порядка внедрения и реализации правительственных программ в архивной сфере с различных точек зрения .
Применялись и общенаучные методы, такие как метод анализа, классификации. Из традиционных исторических методов исследования основными для нас стали историко-сравнительный и историко-описательный.
Структура работы. ВКР включает введение, три главы, каждая из которых разделена на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Изучив порядок внедрения, реализацию и итоги ФЦП «Культура России» (2001-2005; 2006-2010; 2012-2018 гг.) в архивной сфере можно сделать вывод, что наблюдается преемственность программ. В тоже время есть и отличия. Так законодатель со временем отказался от подпрограммного деления, благодаря чему распределение средств осуществлялось в соответствии с запросами учреждений культуры. Помимо этого в Программе 2006-2010 годов конкретнее сформулированы задачи, необходимые для достижения поставленных целей, расширились социально-экономические показатели, увеличился объем финансирования.
Этому способствовало то, что в 2001-2005 гг. по сравнению с 1990-ми гг. в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста. Вследствие чего общество и государство вновь обратились к проблемам культуры.
ФЦП «Культура России (2012-2018 гг.)» по оценке Счетной палаты программа существенно не повлияла на развитие архивного дела в России. Средства федерального бюджета были распределены по бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы объектов, в том числе архивов.
Участие в реализации ФЦП «Культура России (2001-2005 гг.)» дало возможность улучшить материально-техническую базу, решить отдельные проблемы обеспечения сохранности документов и их государственного учета. Управление архивного дела администрации края смогло осуществить оснащение не только управления архивного дела, ГААК, но и ряда муниципальных архивов современным высокотехнологичным оборудованием.
Можно говорить о том, что все запланированные мероприятия прошли успешно. В программных мероприятиях приняли участие как федеральные так и региональные архивы. Успешно проводился ввод новых площадей архивохранилищ, была приобретена современная техника, которая усилила защищенность архивохранилищ, позволила повысить их вместимость для приема дел на постоянное хранение и т.д. Необходимо отметить их важную роль в укреплении позитивных тенденций, наметившихся в развитии архивного дела, а также в создании правовых, организационных и материальнотехнических предпосылок для устойчивого наращивания темпов развития архивной отрасли.
В программах «Культура России» была предпринята попытка сформулировать экономические количественные индикаторы, показатели, критерии, оценки результативности. Все больше процессов, происходящих в культуре, регулируется посредством товарно-денежных отношений. Современные условия социально - экономического развития диктуют условия комплексного финансирования культуры» .
Программы дали толчок к разработке преемственных программ, направленных на сохранение и преумножение культурного потенциала России. Объемы финансирования данной программы ФЦП «Культура России (2012 - 2018 годы)» существенно увеличились. На территории Алтайского края были реализованы такие значимые мероприятия как Шукшинский кинофестиваль, осуществлена реставрация музейных экспонатов из фондов краевых музеев и переведены архивные описи фондов в формат электронных баз данных.
Принятие ФЦП «Электронная Россия (2002 -2010 годы)» было вызвано необходимостью реконструировать систему государственного управления. Эту задачу необходимо решать на основе четкого законодательного определения функций всех элементов государственной системы и их открытости перед обществом.
В таких условиях возникает необходимость переподготовки государственных служащих для работы с новыми информационными технологиями, призванными обеспечить большую эффективность принимаемых управленческих решений. Во многом этому способствовало принятие ФЦП «Электронная Россия». Необходимо подчеркнуть, что организаторы мероприятия поставили перед собой задачу не только вызвать интерес к этой теме среди большой аудитории государственных деятелей и специалистов в сфере телекоммуникаций, но и организовать диалог с ними в электронной среде.
В свою очередь принятие «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» способствовало осуществлению работы по формированию системы государственных информационных ресурсов и переходу к электронному правительству обеспечивающей повышение качества государственного управления, тем самым способствуя повышению качества жизни граждан. В России внедряются ИКТ, строится сложная, многофункциональная система, которая позволяет наладить обратную связь с населением, повысить открытость и прозрачность власти, а значит, и укрепить доверие населения к ней. Программы направлены на решение насущных экономических и социальных проблем с учетом лучшего международного опыта.
Нельзя однозначно оценивать реализацию Правительственных мероприятий. Так, по состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась.1
Однако уже по итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства, улучшив свои позиции на 32 пункта - в прошлом рейтинге она находилась на 59 -м месте.
Органы управления архивным делом на территории Алтайского края не принимали участия в реализации ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)».
И все же в заключение хочется сказать, что, несмотря на некоторые негативные моменты, реализация всех программных мероприятий, направленных на развитие ИКТ, проходит успешно. Успехи данных программ обеспечили повышение качества государственного управления, тем самым способствуя повышению качества жизни граждан.
Программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» (2006-2010; 2011-2015; 2016-2020 гг.) были разработаны в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений) и религиозных конфессий.
Результатом данной преемственности явилось создание мощной системы патриотического воспитания, что способствует формированию у граждан Российской Федерации патриотического сознания, верности Отчеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Проведение всех мероприятий в рамках программ сыграло значительную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения - воспитании патриотов. А единство целей и задач государственной, краевой и муниципальных программ по патриотическому воспитанию, с одной стороны, и многообразие направлений патриотической работы, связанное с богатым историческим наследием края, уникальными природными ресурсами и многонациональным населением, с другой стороны, создают основу совершенствования системы гражданского, патриотического и духовно - нравственного воспитания детей и молодежи Алтайского края.
Программы дали толчок к созданию преемственных программ направленных на дальнейшее формировании патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. При разработке новых программ учитывались, имевшие место недоработки и упущения предыдущих периодов.
1) Об утверждении Плана мероприятий Федерального архивного агентства по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: Приказ Федерального архивного агентства от 26 апреля 2016 г. N55 // Справочная правовая система Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71405032/#ixzz6wsqpIzlP
2) "Об утверждении Программы Федерального архивного агентства по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы" 24 января 2011. Приказ Федерального архивного агентства от 28 декабря 2010 г. N 109 // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6646537/
3) «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)"». Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №313 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/
4) О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 г. № 422 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901941206
5) О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420327349
6) О подпрограмме Росархива по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010т годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archives.gov.ru/programs/patriotic_06-10.shtml
7) Организационно-финансовый план реализации ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в части мероприятий Росархива на 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archives.gov.ru/programs/fcp/plan- fcp-rosarchive/2012. shtml
8) «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base. garant.ru/71670570/
9) О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. №65 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102120318&backlink=1&&nd= 102074602
10) О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)" (с изменениями на 9 ноября 2018 года). Постановление правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года N 186 // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70149760/
11) О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)" (с изменениями на 25 мая 2016 года). Постановление правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740 // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://base. garant.ru/6195736/
12) "О Федеральной Целевой Программе "Культура России (2001 - 2005 Годы)". Постановление Правительства РФ от 14.12.2000 N 955 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/1584672/
13) Информация о реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Плана мероприятий Федерального архивного агентства по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2016-2020
2018 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://archives.gov.ru/programs/patriotic/report-2018.shtml
14) Отчет о реализации ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в части мероприятий Росархива за 2018 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archives.gov.ru/programs/fcp/report-2018.shtml
15) Порядок реализации ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в
части мероприятий Росархива. Приложение №1 к приказу Росархива от 30.03.2012 №23. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://archives.gov.ru/programs/fcp/order_2012.shtml
16) Об утверждении государственной программы Алтайского края
"Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае" на 2016 - 2020 гг. Постановление администрации Алтайского края от 11 октября 2016 года N 349 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/441768617?marker
17) Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае" на 2011-2015 гг. Постановление Администрации Алтайского края от 31 мая 2011 года N 283 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http ://www. sibinfo. su/alt/ officiality/1824.html
18) Об утверждении положения об Управлении архивного дела Алтайского края»: Постановление Администрации Алтайского края от 10.02. 2005 г. № 57 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://altai.news- city.info/docs/sistemsa/dok_ieysni.htm
19) Об итогах реализации Основных направлений развития архивного
дела в Алтайском крае за 2019 год, задачах на 2020 год и среднесрочную перспективу (доклад на расширенном заседании коллегии министерства 23 марта 2020 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.culture22.ru/upload/iblock/b87/SoDoklad23.03.2020-_-sayt.pdf
20) Об утверждении концепции использования и развития информационно-коммуникационных технологий в Администрации края и органах исполнительной власти Алтайского края на период до 2015 года. Распоряжение Администрации Алтайского края от 12.05.2009 № 154-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/441735852
21) Об утверждении краевой межведомственной программы "Патриотическое воспитание детей и молодежи в Алтайском крае" на 20062010 годы. Постановление Администрации Алтайского края от 24 июня 2006 года N 262 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/7313918/
22) «О программе информатизации архивных учреждений
Алтайского края». Постановление Администрации Алтайского края от 04.05.95 №165 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/940101961
23) О реализации на территории Алтайского края федеральных целевых программ»: Постановление администрации Алтайского края от 05.06. 2003 № 290 (ред. от 04.12. 2003). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altlaws.ru/index.php?ds=540244.
24) О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». Постановление Правительства Алтайского края от 28.01.2002 г. №65 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/184120/