Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АРХИВНЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ КЛЮЧЕВСКОГО РАЙОНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Работа №90043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

документоведение

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Архивное законодательство Российской Федерации 12
1.1 Нормативно-правовая база хранения документов в архиве 12
1.2 Нормативно-правовая база использования архивных документов 15
2. Архивный отдел Администрации Ключевского района 21
2.1 Деятельность архивного отдела Администрации Ключевского района .. 21
2.2 История архивного отдела Администрации Ключевского района 31
2.3 Использование архивных документов архивного отдела Администрации
Ключевского района 38
Заключение 47
Список источников 51
Приложения

Обеспечение сохранности документов является международной проблемой, имеющей важное политическое, народнохозяйственное и социально-культурное значение.
Необходимо выделить важность архива и документа. Согласно Федеральному закону «Об Архивном деле в Российской Федерации» архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов1.
Архивы недостаточно собрать - не менее важно обеспечить их сохранность. К сожалению, вся история развития архивной сферы в нашей стране связана с безвозвратной гибелью документов. Причиной этого являлись не только стихийные бедствия, но и очень часто безответственное отношение к документам.
Сегодняшний мир невозможно представить без информации. Она присутствует во всех сферах жизни современного человека. Информация является важнейщей составляющей общественного сознания. Современное информационное общество строится на оперативном получении достоверной информации. Таким образом, смысл и цель существования архивов - удовлетворение потребностей общества в ретроспективной информации, содержащейся в архивных документах. Этой задаче в конечном итоге посвящена вся деятельность сотрудников архивов.
В настоящее время большинство документов закреплены на электронных носителях. Этот факт обусловлен развитием цифровых технологий и широким применением её продуктов в процессе делопроизводства. Также на увеличение объема электронных документов влияет острая нехватка имеющихся архивохранилищ. Перед современными архивистами остро стоит вопрос хранения больших массивов архивных документов. Бороться с нехваткой архивохранилищ помогает применение новейших технологий. По мнению экспертов, данное решение позволит обеспечить сохранность исторически значимых документов. Так для создания электронной версии наиболее ценных и востребованных документов с выраженными признаками угасания текста применяется оцифровка документов.
Однако электронные носители, на которых закреплены документы, имеют существенный недостаток - срок использования. Максимальный срок использования наилучших электронных носителей составляет всего 50 лет. Для решения этой проблемы было предложено создание специализированных баз данных. Например, специалистами Федеральной налоговой службы был создан Единый государственный реестр (ЕГР ЗАГС). Другими словами это единая облачная среда, в которой уполномоченные сотрудники органов ЗАГС, после подтверждения права на доступ к системе, выполняют действия по государственным услугам в сфере гражданского состояния, используя преимущества централизованной системы хранения данных.
Но и данное решение имеет ряд несовершенств. Существенным недостатком данного решения является неумышленное искажение информации более ранних записей актов гражданского состояния, которые также подлежат внесению в единый Реестр. Для удобства и ускорения внесения более ранних сведений дополнительно было разработано программное обеспечение «Находка». С помощью данной программы специалистами архивных отделов органов ЗАГС вносятся сведения, содержащиеся на бумажных носителях, в электронную версию записи акта гражданского состояния. Неумышленное искажение информации происходит по нескольким причинам:
• неразборчивый почерк специалиста вносившего сведения;
• угасание текста;
• физические и химические повреждения бумаги;
• сокращения, используемые специалистом вносившем сведения.
Также не стоит забывать о главном недостатке современных устройств. Все они работают за счет потребления электроэнергии или же имеют ограниченный уровень заряда, что затрудняет доступ к документам и заключенной в них информации.
Технологии стремительно развиваются, но технологии и методы злоумышленников тоже не стоят на месте. Поэтому законодательная база в условиях технического прогресса вынуждена совершенствоваться снова и снова.
Таким образом, возрастает ценность документов, закрепленных на бумаге, следовательно, возрастает и значимость архивов. Российскими специалистами, в том числе и алтайскими, проделана большая работа по улучшению условий хранения документов и созданию вновь оборудованных архивохранилищ.
Актуальность выбранной темы заключается в сохранении архивов как национальной ценности, памяти народа, будущего источника исторического познания. Архивная служба предназначена для сохранения документальной части культурного и исторического наследия Российской Федерации. Важное значение имеет не только само наличие архивов, но и их содержимое. Архивы постоянно пополняются новыми документами, и сейчас они содержат множество сведений, необходимых стране для обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета, для эффективной внешнеполитической деятельности России, развития культуры, науки и т.д.
На территории Российской Федерации существует несколько типов архивов:
• государственные архивы;
• ведомственные архивы;
• негосударственные архивы;
• муниципальные архивы.
В рамках нашего исследования более подробно остановимся на изучении муниципальных архивов. Муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов2.
Муниципальные архивы принимают на хранение от учреждений из списка комплектования документы постоянного (вечного) хранения, имеющие историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, а также на долговременное хранение (75 лет) документы по личному составу (приказы о приеме, увольнении работников, ведомости по начислению заработной платы и др.) от ликвидированных организаций, необходимые для реализации социальных и пенсионных прав граждан. Также в муниципальные архивы поступают документы личного происхождения от граждан района (города), внёсших определенный вклад в различных сферах жизни. Интерес в этом смысле представляют личные и другие материалы к биографии, творческие материалы, переписка, изобразительные материалы государственных и общественных деятелей, известных ученых, деятелей культуры и искусства, граждан, имеющих почетные звания и награды, оставившие след в истории края.
Таким образом, муниципальные архивы хранят большое количество документов, представляющих несомненную ценность для всестороннего изучения истории как страны в целом, так и отдельных её регионов. Несомненно особую роль муниципальные архивы играют в локальной истории городов, районов и сельских поселений.
В целях комплектования документами муниципальные архивы взаимодействуют с органами местного самоуправления, учреждениями по вопросам архивного дела и делопроизводства. Муниципальные архивы обеспечивают необходимые условия для сохранности документов, учет и всестороннее использование архивных документов.
Согласно сведениям, предоставляемых Управлением архивного дела Алтайского края, по состоянию на 1 мая 2020 года в Алтайском крае осуществляют хранение, комплектование, учет и использование архивных документов один государственный архив и 69 муниципальных архивов.
Объем Архивного фонда Алтайского края (см. Приложение 1) и других архивных документов на 1 января 2020 года составляет 5705715 ед.хр., в том числе 5094423 ед.хр. находятся на хранении в краевом государственном учреждении «Государственных архив Алтайского края» и муниципальных архивах края, 420468 ед.хр. - в архивах организаций-источников комплектования краевого и муниципальных архивов, 190824 ед.хр. - в государственных музеях и библиотеках.
Муниципальные архивы Алтайского края располагают фондами досоветских, советских и постсоветских организаций, а также личными фондами, аудиовизуальными и электронными документами, активно комплектуются документами по личному составу ликвидированных организаций.
Особое место среди документов муниципальных архивов занимают фонды органов местной власти и управления: исполнительных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, депутатов трудящихся (1939 - 1977 гг.), народных депутатов (1977 - 1991 гг.) различного уровня (уездные, волостные, окружные, районные, городские, районные в городах, сельские, поселковые), а также местного самоуправления - собрания, советы, администрации - это наиболее информативные фонды, связанные с управлением политической, экономической, общественной, культурной жизнью соответствующей территории.
Обзор литературы. Исследования по указаной теме представлены общими работы по архивному делу, а также работами, освещающими отдельные направления в сфере архивоведения.
Так, в рамках первого направления можно выделить несколько работ. Например, учебник учебник Алексеевой Е.В., Афанасьевой Л.П., Буровой Е.М. «Архивоведение»3. В книге рассматриваются проблемы становления и функционирования архивной сферы, её правовое регулирование. Детально освещаются организационно-методические вопросы классификации, комплектования, экспертизы ценности, научно-справочного аппарата и использования документов Архивного фонда Российской Федерации.
В своей работе М.О. Чудакова «Беседы об архивах»4 рассказывает обычным обывателям о том, как архивисты работают с архивными материалами и как с ними работать исследователям. Особое внимание автор уделяет задаче сохранения документов сегодняшнего дня.
Также нельзя оставить без внимания работу выдающегося теоретика и историка архивного дела в России В.Н. Автократова « Теоритические проблемы отечественного архивоведения»5. Его исследование вносит значительный вклад в историографию современной отечественной научной мысли.
В рамках темы выпускной квалификационной работы внимание акцентируется на архивах муниципального уровня. Результатом архивно­краеведческой конференции, посвященной 70-летниму юбилею архивного отдела Ординского района Пермского края, стал выпуск сборника «Муниципальный архив в современном информационном пространстве»6. В сборник вошли материалы выступлений участников конференции, освещающие проблемы и перспективы муниципальных архивов.
Цель работы - охарактеризовать основные направления деятельности архивного отдела Администрации Ключевского района в 1994-2021 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать правовую базу, регламентирующую хранение и использование архивных документов.
2. Определить основные функции, задачи и структуру архивного отдела Администрации Ключевского района.
3. Выявить особенности истории и развития архивного отдела Администрации Ключевского района.
4. Изучить использование архивных документов архивного отдела Администрации Ключевского района.
Объектом исследования является архивное дело в Алтайском крае.
В качестве предмета исследования выступили особенности истории и развития архивного отдела Администрации Ключевского района.
В качестве источниковой базы в работе были использованы следующие документы:
• Конституция Российской Федерации7;
• Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г.8;
• Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006г.9 10;
• Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июня 2006
• Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г.11;
• Закон о внесении изменений в закон Алтайского края «Об архивном фонде Алтайского края и архивах»12 и иные законодательные акты, регулирующие деятельность архивов на территории Российской Федерации;
• Отчеты о работе архивного отдела Администрации Ключевского района за 2001-2020 годы;
• Статьи, составленные по материалам архивного отдела опубликованные в районной газете «Степной маяк»;
• Фотодокументы, находящиеся на хранении в архивном отделе Администрации Ключевского района.
Хронологические рамки исследования. В ходе исследования мы рассмотрим историю архива Администрации Ключевского района Алтайского края в период с 1994 по 2021 годы. Верхняя граница исследования связана с нормативным закреплением деятельности муниципальных архивов в Законе «Об архивном фонде Алтайского края и архивах»13.
Территориальные рамки исследования. Ключевский район как административно-территориальная единица существует с 4 августа 1920 года, но назывался он тогда не районом, а Ключевской волостью, входившей в состав Славгородского уезда Алтайской губернии. Район расположен в западной части Алтайского края. Общая площадь территории - 3043 кв.км. На севере граничит с Кулундинским и Благовещенским, на востоке - с Родинским и Волчихинским, на юге - с Михайловским районами Алтайского края; на западе - с Павлодарской областью республики Казахтан. Расстояние от райцентра до г. Барнаула - 380 км.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Первая глава посвящена изучению основных норм правового обеспечения архивного дела в Российской Федерации. В рамках исследования были рассмотрены законодательные и нормативно - методические документы по архивному делу, а также смежные законодательства и статьи отдельных законодательных актов, связанных с архивной сферой.
Во второй главе исследуется история и развитие архивного отдела администрации Ключевского района. Рассматривается деятельность архивного отдела на современном этапе, а также анализируется использование архивных документов архивного отдела Администрации Ключевского района.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя исследование современной деятельности и истории архивного отдела Администрации Ключевского района, можно сделать ряд выводов. Архивный отдел Администрации Ключевского района осуществляет функции органа управления архивным делом и архивного учреждения, реализующего полномочия муниципального образования в области архивного дела в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере архивного дела. Другими словами, руководитель архивного отдела, как представитель органа местного самоуправления, осуществляет полномочия по организации архивного дела на территории Ключевского района, а также определяет приоритеты и перспективы развития и организует хранение, учёт и использование архивных документов, которые создаются в процессе деятельности организаций на территории района.
Важными направлениями работы архивного отдела являются:
• обеспечение сохранности документов;
• оперативное исполнение запросов граждан и организаций;
• создание на основе архивных документов информационных продуктов.
Архивный отдел Администрации активно сотрудничает с различными учреждениями и организациями Ключевского района. За годы сотрудничества был накоплен опыт. Наиболее традиционными, привычными для специалистов архивного отдела и чаще всего используемыми являются семинары, встречи и школьные уроки.
Муниципальный архив Ключевского района решает задачи по обеспечению сохранности фондов, в которых собраны подлинные, уникальные материалы об истории района. В архивных документах запечатлена история людей, предприятий и организаций нашего родного района.
В течение года работа архива строится на основе годового плана, квартальных планов, прогнозных показателях в сфере архивного дела, отдельных планов работы. Планы разрабатываются, исходя из основных направлений государственной политики в сфере архивного дела, распоряжений и рекомендаций агентства по делам архивов Алтайского края.
Архивный отдел Администрации Ключевского района является не только хранителем истории района, но и крупнейшим информационным ресурсом, обеспечивающим реализацию законных прав и интересов граждан. С каждым годом поток обращений граждан и организаций за получением информации, содержащейся в архивных документах, возрастает.
Главной целью архивного отдела является обеспечение всестороннего использования обществом информации архивных документов. Использование документов - сложная и ответственная работа, которая требует высокого профессионализма, знания в совершенстве научно­справочного аппарата архива, источниковедения и архивной эвристики. Архивный отдел Администрации Ключевского района организует работу в этом направлении исходя из имеющегося опыта и в соответствии с требованиями времени. Несмотря на все созданные условия в архивном отделе Администрации Ключевского района сложилась определенная тенденция использования архивных документов. В большинстве случаев жители района обращаются в архивный отдел для исполнения социально­правовых запросов.
Архивный отдел является гарантом социальной защищенности граждан, предоставляя пользователям архивные справки или копии архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также для получения льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организуя использование документов в исследовательских целях, популяризируя историю родного края, архив выступает в качестве культурно- просветительского учреждения. Все виды деятельности архива направлены на то, чтобы документы были сохранены и востребованы. Востребованность в документной информации для решения каких-либо вопросов делает архив адресным и оперативным информационным звеном управленческой деятельности.
Архив — место соединения прошлого, настоящего и будущего. Благодаря архиву сохраняется связь времен, история развития культуры и общественной жизни. В этом заключается значение архива как источника культурно-исторической информации.
Муниципальные архивы находятся в центре политических и социально-экономических процессов, происходящих в стране. Так финансовый кризис и нестабильная обстановка приводит к сокращению количества работников архивов. Такое отношение в целом негативно сказывается на работе архивных учреждений. В таких условиях архивы исключительно концентрируются на исполнении запросов граждан и организаций, во избежание несоблюдения установленных законом сроков их исполнения. Остальные направления деятельности уходят на задний план, поскольку физически не удается успеть сделать что-либо кроме запросов. Результатом всего этого может стать задолженность по обработке документов и их передачи на хранение.
С момента создания архивного отдела Администрации Ключевского района на протяжении 10 лет штатная численность отдела составляла всего один специалист. В конечном итоге перед новым руководителем архивный отдел предстал в ужасном состоянии. Ситуация изменилась только с ноября 2002 года, когда распоряжением главы района была введена вторая единица специалиста младшей муниципальной должности. Основным направлением деятельности нового сотрудника был прием посетителей и оформление архивных справок. Благодаря этому у руководителя появилась возможность проведения колоссальной работы по улучшению функционирования архивного отдела. Повысился процент упорядочения документов в учреждениях - источниках комплектования, а также была ликвидирована задолженность по передаче документов на государственное хранение. Архивные документы, находящиеся на хранении в архивном отделе Администрации Ключевского района, и заключенная в них историческая информация стали всесторонне использоваться.
Комплектование архивного отдела Администрации Ключевского района основано не только на взаимодействии с организациями - источниками комплектования, но и на инициативном документировании. Архивный отдел принимает от жителей района на хранение фотодокументы и документы личного происхождения. Однако основным источником поступления фотодокументов в архивный отдел является Администрация Ключевского района и редакция районной газеты «Степной маяк».
Архивный отдел Администрации Ключевского района принимает большое количество документов по личному составу ликвидированных организаций. В связи с увеличением объема документации, находящейся на хранении в архивном отделе, возникает необходимость расширения площади архивохранилищ. Ввиду этого на повестке дня стоят вопросы изменения материально-технической базы архивного отдела администрации Ключевского района:
• увеличение площади помещений, выделенных для хранения документов;
• оборудование помещения для работы исследователей (читальный зал);
• организация выставочного пространства.
Роль муниципальных архивов в сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации чрезвычайно высока. Ведь именно здесь хранятся информация о становлении и развитии органов местного самоуправления, о деятельности учреждений образования, культуры, здравоохранения, общественных организаций. Все изменения, происходящие в городе или районе, какой бы сферы они ни касались, обязательно находят отражение в документах. За каждым документом стоит история предприятия, города или села, района, края, а в целом - история нашей страны.


• Конституция Российской Федерации;
• Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 05.04.2021) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/
• Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2004 г. №125-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1406/
• Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 61798/
• О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61801/
• О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 59999/
• Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 44571/
• Об архивном фонде Алтайского края и архивах: Закон Алтайского края от 28.12.1994 (ред. от 04.10.2017) [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //docs. cntd. ru/document/424084778
• Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и
других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях: Приказ Минкультуры России от 31.03.2015 №526 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 185738/
• Правила организации хранения, комплектования, учета и
использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук: Приказ Минкультуры РФ от 18.01.2007 №19 (ред. от 16.02.2009) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 66972/
• Порядок использования архивных документов в государственных
и муниципальных архивах Российской Федерации: Приказ Росархива от 01.09.2017 №143 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 282098/
• Национальный стандарт Российской Федерации. Система
стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: ГОСТ Р 7.08­2013 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 163800/
• Отчеты о работе архивного отдела Администрации Ключевского района за 2001-2020 гг.;
• Фотодокументы, находящиеся на хранении в архивном отделе Администрации Ключевского района.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ