Введение 2
Глава 1. Динамика развития трехсторонних отношений России, Монголии и Китая 11
1.1 Интересы Россий и Китая в Монголии 11
1.2 Проблемы взаимодействия в треугольнике КНР - Монголия - Россия 15
Глава 2. Развитие торгово-экономического сотрудничества России, Китая и Монголии 24
2.1 Реализация совместных проектов в Монголии 24
2.2 Регионально-приграничное сотрудничество 36
Глава 3. Взаимодействие России, Монголии и Китая по вопросам экологии 49
Заключение 61
Список источников и литературы 65
Актуальность темы. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время формирование “треугольника” Россия-Монголия- Китай несет выгоду всем его участникам. После проведения трехстороннего саммита в 2014 году, РФ и КНР могут эффективнее сдерживать активность “третьей силы” на монгольском направлении, наращивая и координируя свою монгольскую политику.
Сама же Монголия планирует за счет инвестиций иностранных держав развиваться, как экономически, так и политически. Ведь, МНР имеет богатое месторождение полезных ископаемых и протяженную сухопутную границу между Россией и Китаем. Также, Улан-Баторская железная дорогая, которая соединяет российско-китайский грузопоток, имеет сейчас важные темы для обсуждения и развития поставки грузов через границы Монголии. Ещё в постсоветском времени. Монголия на пути реформ проявляла удивительные способности к маневрированию, как во внутренней политической деятельности, так и во внешнеполитической многовекторной ориентаций. Сейчас Монголия воспринимается мировым сообществом, как равноправный партнер в Восточно - Азиатском регионе.
России, в условиях экономических санкций, как раз сейчас актуально поставлять мясо и мясопродукты из Монголии, чем из других стран. Но последние два года в экономической сфере российско-монгольских отношений снова появились отдельные проблемы, которые сохраняют дисбаланс между российским импортом (70 млн. долларов) и экспортом (1,6 млрд. долларов). В целом, РФ для МНР является надежным политическим союзником и экономическим партнером. Правда западные страны пытаются лишить этого преимущества, используя “мягкую силу” в МНР. Тем самым, вытесняя русский язык, российское образование и навязывая западные ценности. Но РФ не допускает этого, потому что считает МНР своим “младшим братом”.
Главным претендентом на развитие Восточно-Азиатского региона стал Китай, с которым у России были напряженные и сомнительные отношения. Вскоре, они переросли в расширенное стратегическое партнёрство, которое распространялось на все сферы экономики и политики. КНР в свою очередь активно идёт навстречу МНР, стремясь стать главным источником её развития. Ведь после встречи на саммите в 2014 г. планируется увеличить торговлю до 10 млрд. долларов к 2020 г. Также, монголам разрешено пользоваться морскими портами Северо-Восточного Китая и был подписан акт об инвестиционных отношениях.
На настоящий день, Россия, Монголия и Китай стремительно развивают своё торгово-экономическое сотрудничество. Стремительно набирают обороты транспортные перевозки, обмен трудовыми ресурсами, а также реализация совместных проектов. Но есть и недостатки в этих трансграничных отношениях. Особенно это связанно с экологией Китая, т.к. по данным ВОЗ КНР является одной из самых загрязнённых стран, 7 из 10 самых загрязненных городов мира являются китайскими. В 2013г. прошел экологический саммит, в котором присутствовали ученые из Японии, Китая и Кореи. Итогом анализа ученых стало то, что нужно создать сотрудничество по борьбе со смогом. Самая главная проблема, которую сложно решить- это быстро растущий экономический рост Китая, что сильно влияет на загрязнение окружающей среды. Для этого, правительства КНР в марте 2015 г. издало основополагающие документы, посвященные переходу к “экологической цивилизации”, потому что если сейчас не начать это делать, то в скором времени страну ждет чудовищный крах, несмотря на рост экономики и политики.
Так же хотелось бы рассказать про Монголию, у которой тоже есть проблемы с экологией, это показывает тот факт, что в столице Улан-Батор в юрточных кварталах невозможно дышать из-за огромного количества выброса газов при отопление юрт углем . В 2016 г. власти страны пытались перейти на альтернативные источники энергии, используя электричество, но старые ТЭЦ не справлялись с этим. А в 2019 г. власти запретили использовать уголь жителям и мелким предприятиям. Поэтому, МНР скупает электричество у КНР и РФ, что дает ей стабильность в обеспечение страны энергией.
Объектом исследования является экономическое и стратегическое взаимодействие между Россией, Монголией и Китаем (1990-е - 2019 гг.)
Предмет исследования - характер стратегического партнерства России, Монголии и Китая.
Историография. В историографии проблематике взаимоотношений России, Монголии и Китая в посвящены работы Базарова В., Цзиньжитоутяо, Го Сицюна, Тома О’Коннора.
В частности, В. Базаров в своих работах анализирует факторы, которые способствуют развитию сотрудничества трех стран. Вместе с тем, он отмечает, что присутствуют проблемы в отношениях Китая, России и Монголии, такие как экологические проблемы и постоянная выкачка ресурсов Монголии, требующие немедленного решения. Так же, в своей работе, автор рассматривает социально-экономическое и политическое сотрудничество Дальнего Востока и Внутренней Азии.
Следующий автор, который подробно изучал политику Китая, является Цзиньжи Тоутяо . В своих исследованиях Цзиньжи Тоутяо анализирует отношения РФ и КНР по вопросу обеспечения безопасности и стабильности в регионе. Для этого проводятся часто деловые встречи, а также военные учения. Автор отмечает, что благодаря таким доверительным отношениям у КНР и РФ есть большое будущее в военно-техническом и геостратегическом развитии.
Коннор Джадж в своей исследовательской работе про экономический коридор между Россией, Монголией и Китаем подробно показывает нам, как будут разрабатываться трансграничные пути между странами 1. Для этого, были утверждены многие экономические проекты, в котором участвовали все три государства. В конце концов, Монголия не осталась в стороне между двумя великими державами, а наоборот, отстаивала свои интересы и своё видение будущего.
Го Сюцин рассматривает экологическую проблему между государствами. Исследователь отмечает, что Китай является загрязненной страной и решение экологической проблемы для него очень актуально. Поэтому были приняты решения очистить страну от выхлопных газов и токсичных отходов. В процессе этих решений, в КНР внедряется “зеленое производство”, которое помогает озеленить и сделать чище страну.
Г.В. Кондратенко так же рассматривает экологический фактор во взаимоотношениях России и Китая. Исследователь показывает, что трансграничное партнерство имеет как свои плюсы, так и минусы 3. В силу приграничного положения существуют ряд экологических проблем, которые имеют общий характер для России и Китая. Экологические проблемы создают социальную напряженность среди населения приграничных территорий, что сильно влияет на российско-китайские отношения.
Таким образом, в данной работе был использована обширная исследовательская база, основываясь на которой были определены основные тезисы дипломной работы. Было определено, что стратегические отношения России, Китайской Народной Республики и Монголии достаточно полно освещены различного рода источниками и научной литературой. Развитие стратегического сотрудничества трех стран было детально рассмотрено российскими, монгольскими и китайскими исследователями, благодаря работам которых стало возможным достоверное изучение характера стратегического треугольника: России, Монголии и Китая.
Цель работы - провести анализ стратегического партнерства России, Монголии и Китая на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выделить основные интересы России и Китая в Монголии; -проанализировать динамку развития трехсторонних отношений; -проанализировать основные направления экономического сотрудничества;
- рассмотреть меры по предотвращению экологических угроз.
Хронологический рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990-х по настоящее время. Так, отношения России, Монголии и Китая стали стремительно развиваться в различных сферах- политической, экономической, военной, культурной. Такие изменения произошли из-за того, что три страны поддерживали между собой двухсторонние отношения много лет, но никто не решался объединиться, пока не произошел трехсторонний саммит в 2014 г., который создал благоприятные условия для создания трехсторонних отношений России-Монголии-Китая. Эти доверительные отношения между тремя странами актуальны для рассмотрения на сегодняшний день.
Методология исследования. В качестве методологической основы исследования мы использовали теорию Воскресенского А.Д. “Многофакторное равновесие в международных отношениях”. В теории Воскресенского говорится о том, как новые системы государств адаптируются в международной среде. Эти государства стараются защищать свои национальные и государственные интересы вне зависимости от положения страны в системе международных отношений. В общем, в системе есть неупорядоченное равновесие, а именно нет контролирующего политического органа, который мог бы контролировать и обеспечивать мировой порядок. Таким образом, государствам приходится поддерживать равновесие между собой. Суть многофакторного равновесия состоит в том, что необходимо изучить не только государственные, но и те отношения, которые помогли бы понять ход развития событий, как в настоящем, так и в будущем времени.
Анализ источников. Одним из важных источников для анализа развития стратегического треугольника является документ “Перспективы трёхстороннего сотрудничества России, Китая и Монголии”. Документ просвещен проекту создания экономического коридора России, Монголии и Китая, потому что реализация такого проекта, поможет не только увеличить рост ВВП всех трех стран, но и улучшить сферу жизни граждан в плане транспортных перевозок. Например: автомобильные, грузовые и железнодорожные перевозки. Так же, железные коридоры, которые будут связывать три главных маршрута грузовых железнодорожных перевозок.
Следующим источником, который был использован в работе, стала “Декларация о развитии всеобъемлющих стратегических отношений”. В ходе визита Председателя КНР Си Цзиньпина в МНР 22 августа 2014 г., лидеры двух стран решили установить стратегическое партнерство. Также, обе стороны согласились на проведение в дальнейшем встреч на высшем уровне с Россией, чтобы укрепить механизм трехстороннего сотрудничества между тремя странами.
Для анализа содержания взаимодействия трех стран в экономической сфере был полезен документ “План строительства экономического коридора между Россией, Монголией и Китаем” 1. По программе “Одна дорога-один путь”, три страны планируют совместное сотрудничество по реализации этой программы, а сам экономический коридор нацелен на создание и расширение взаимовыгодного экономического пространства для трех государств. Так же, РФ, КНР и МНР должны будут содействовать общему процветанию в совместной конкурентоспособности на международном рынке.
Интерес с точки зрения анализа усилий государств по защите географической среды представляет документ “Зеленое- это золото. Стратегия и действия китайской экологической цивилизации” 2. Организация “ЮНЭП” составила программу для Китая по борьбе с загрязнениями в экологии окружающей среде. Данная программа должна решить проблему с выбросами отходов и загрязнения рек.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, в которой была обозначена актуальность данной темы дипломной работы и установлена проблема исследования, имеющая интерес в наши дни характер отношений Монголии и Китая. В первой главе затрагивает тему динамики двусторонних отношений между КНР и Монголии, которые принесли, как плюсы, так и минусы в развитиях дружественного союза обеих стран. Также, проводится анализ проявления интереса Китая к Монголии. Тем самым, отражая характер взаимоотношений друг с другом. Во второй главе раскрываются торгово-экономические отношения КНР и Монголии. Рост ВВП стран с 1990 г. по наши дни, также создания совместных экономических проектов, которые принесли вклад развития отношений двух стран.
Апробация исследования. Отдельные положения работы представлялись на VII Региональной конференции “Мой выбор-НАУКА!”, (г. Барнаул, 24 марта 2020 г.), Тема доклада: “Проблемы взаимодействия в треугольнике КНР - Монголия - Россия”.
Таким образом, в настоящее время формирование «треугольника» Россия- Монголия-Китай имеет выгоду всем его участникам. У каждой страны есть свои проблемы и претензии от этих отношений, но также и стремление укрепить их. В данный момент, МНР после развала СССР подвергается влиянию КНР, что очень сильно сказывается на экономике Монголии. Так же, Китай является главным инвестором для МНР, вкладывая в горнодобывающую промышленность около 86 млн. долларов США. Но в тот же момент, Монголия имеет и плюсы от того, что благодаря вкладам и кредитам с китайской стороны, МНР удалось подняться и выбраться из кризиса 1990г. И на сегодняшний день, тем самым успешно балансируя между Россией и Китаем, поддерживает независимость и геополитическую значимость. Ведь, геополитическое соперничество великих держав в Монголии выгодно для небольшой кочевой страны.
Что касается России и Китая в этих отношениях, то они укрепляются в более сильной ноте, не только в экономическом, но и в военном плане. Потому что безопасность Восточно-Азиатского региона зависит как раз от этих двух великих держав. В 2013 г. Россия и Китай перешли к “всестороннему стратегическому партнёрству и взаимодействию”, в 2014 г. уровень отношений между Китаем и Монголией также был повышен до “всесторонних стратегических партнёрских отношений”, а затем в 2016 году между РФ, КНР и Монголией было подписано соглашение о создании экономического коридора “Монголия - Россия - Китай”, которое принесло хорошие результаты, а именно: таможенный контроль в отношении отдельных видов товаров, реализация совместных проектов в строительстве Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, а также монгольской инициативы “Степной путь”. В основе создания экономического союза, динамика отношений между РФ-КНР-МНР была проявлена хорошим образом. Происходят совместные встречи, заключаются договора по укреплению двухсторонних отношений, а в конце концов подписывается бессрочный договор “о мире и дружбе”. Всё это делается для того, чтобы создать благоприятные условия во взаимодействий двухсторонних отношений. Современный Китай активно пытаются поддержать лидирующие позиции в экономическом росте, но их замедление в несколько раз, требует найти новых партнеров, чтобы удержать экономический баланс страны. Поэтому, власти КНР активно продвигают программу экономического коридора, чтобы укрепить сотрудничество в области связи, а также содействовать развитию транспортной инфраструктуры, создать производственные мощности, наращивать инвестиции и торговлю.
Власти Монголии стремятся достичь нового уровня развития страны и найти своё место на мировой арене. Для этого, МНР прикладывает все усилия, чтобы восстановить и модернизировать горнодобывающую промышленность, так как она составляет 90% от общего дохода страны. Одним из таких важных проектов являются “Шивоэнерджи” и “ТаванТолгой”. В силу поддержки РФ и КНР, у МНР есть все шансы реализовать свои планы и достичь намеренных целей. На сегодняшнем этапе, по показателям развития экономики страны можно сказать, что экономика Монголия зависит от экспорта сырьевых ресурсов и мировых цен на эти ресурсы. МНР приходится рационально использовать имеющиеся ресурсы, а также планировать устойчивую экономику развития страны. В конце концов, по программе “Степной путь” у МНР есть все шансы на достижения желаемого результата.
Насчёт развития приграничных регионов России и Китая можно сказать так, что большинство проектов, таких как “Экономический пояс Шёлкового пути” реализованы по программе “Один пояс- один путь”, но часть проектов двух стран не выполняется должным образом. Предполагалось создать благоприятную среду для сотрудничества, как экономически, так и в научно-технических сферах. Но обе стороны нарушила эти условия, делая выгоду для себя. К примеру, во время развития Дальнего Востока и Сибири использовались российско-китайские инвестиции, что в 2015 г. составляло 8,94 млрд долл. США при том, что общая стоимость зарубежных прямых инвестиций КНР уже превысила 1 трлн долл. Из 336 млрд долл. российских накопленных прямых зарубежных инвестиций на долю Китая приходится лишь 947 млн долл. Это говорит о том, что Россия получает деньги с китайской стороны, но не реализует данные проекты, а наоборот, всё оттягивает на неопределенный срок и требует большего. В конце концов, в Амурской и в Приморской областях произошли изменения: построили мосты между городами, приграничные пункты и морские порты, которые привели к колоссальному экономическому росту регионов. Туризм постепенно развивается и Приморский край стал очень популярен для китайских туристов. КНР и РФ приняли решения об укреплении сотрудничества, так как их товарооборот на туризме принёс отличный доход.
Но есть одна проблема у всех трёх стран, а именно их экология. Самой грязной страной остается КНР, которая стремится стать “зеленой” страной и у неё получается. МНР пытается решить проблему с загрязнением воздуха при отопление домов углём. Дым, что распространяется по всему городу очень сильно влияет на здоровье граждан. Власти РФ ведут борьбу с загрязнением китайских отходов на Амуре и разрабатывают проекты по его очищению. Было решено, что всем трём странам нужно переходить на “низкоуглеродную политику” и взаимодействовать друг с другом для сохранения окружающей среды. правительство Китая планирует ускорить освоение чистых источников энергии на севере Китая, в МНР и РФ, чтобы затем передавать электроэнергию на восток Китая, также происходит поставка лесов из России по городам КНР для очистки воздуха, но жители Иркутской области жалуются на то, что им самим не хватит скоро деревьев из-за вырубки китайских компаний. На данный момент, вырубка лесов так и не прекратилась и китайские компаний вырубают наши деревья, считая, что наша страна должна быть благодарна, что они вкладывают такие огромные инвестиции. В таком случае, правительство РФ решило провести упорядочивание лесной промышленности и запретить экспорт деревьев в Китай. Сам Китай поддержал усилия Россий и решил помочь с решением проблемы незаконной вырубки лесов.
Монголия пытается наладить проблему с Россией из-за экологический нарушений во время постройки ГЭС возле озера Байкал. Строительство монгольской ГЭС было приостановлено и российские сторонники против того, чтобы монгольская ГЭС существовала, так как она может повредить природу и само озеро Байкал. Всё решение теперь зависит от нашего президента, потому что ни Монголия, ни Китай не могут согласиться с тем, что нужно отменить постройку электростанций.
Современный Китай стабильно следует за “зеленой” политикой, чтобы сохранить свою природу и очистить загрязнения в атмосфере. Были многие споры и отстранения в сотрудничестве с КНР из-за загрязнения. Ведь, РФ и МНР во-многом страдали из-за китайских заводов и их отходов, которые поступали в земли и водоемы, что сильно портило окружающую среду. Но в конце концов, всё изменилось и Китай стал внедрять свои технологии по борьбе с загрязнением природы. На данном этапе, ученые и аналитики КНР до сих пор разрабатывают всё новые и новые технологии по борьбе с выбросом углекислого газа в атмосферу. Россия и Монголия внедряют больше людей по охране окружающей среды, разрабатывают проекты совместно с КНР по очистке рек и озёр. Власти трёх стран верят, что их усилия и стремления по реализаций проектов, помогут укрепить не только сотрудничество, но и откроют новые пути решения тех или иных проблем. Остается верить, что стратегическое партнерство России, Монголии и Китая смогут преодолеть все преграды и создать светлое будущее.
1) Декларация «Ассоциации экспертных центров Китая, Монголии и России» о совместных действиях. URL:http://imbt.ru/wp-
content/uploads/09/2017.рй£(дата обращения 25.04.2020г.)
2) Китаю грозит 176 млрд. долл., чтобы очистить загрязнение
воздухаНКЪ: https://www.theguardian.com/environment/2013/dec/20/china-ЬШ-с1еап-ан-ро11ийоп(дата обращения 25.04.2020г.)
3) Межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог .
URL:http://www.mid.ru/foreign policy/international contracts/multilateral contract/-/storageviewer/mu1ti1atera1/page-5/51803(дата обращения 25.04.2020г.)
4) Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
URL:http://krem1in.ru/events/president/news/15177(дата обращения 25.04.2020г.)
5) Перспективы трёхстороннего сотрудничества России, Китая и Монголии URL:https://riss.ru/images/pdf/journa1/2017/6/07.pdf(дата обращения 25.04.2020г.)
6) Совместная декларация КНР и МНР об установление всеобъемлющего стратегического партнерства. URL:http://www.xinhuanet.com/wor1d/2014-08/22/c 1112179283.htm(дата обращения 25.04.2020г.)
7) Green is gold. The strategy and actions of china’s ecological civilization URL:https://re1iefweb.int/sites/re1iefweb.int/fi1es/resources/greenisgo1d en 20160519^Ддата обращения 25.04.2020г.)
8) Цзианши джонг менг ыа дзингцзи цзоуланг гуйхуа ган яо [План строительства Китайско-Монголийско-Российского экономического коридора] М тЯФЖ^^^^ВЖ^О Ш ™. URL:
https://wenku.baidu.eom/view/e523c0d6a1116c175f0e7cd184254b35effd1a05.htmh05.03.2015)(дата обращения 25.04.2020 г.)
Литература
1) Абдуллаев Т., Сербина Е. Россия-Китай-Монголия: перспективы трехстороннего сотрудничества. ПЕЛ:https://tpprf.ru/ru/news/rossiya-kitay-mongoliya-perspektivy-trekhstoronnego-sotrudnichestva-i147360/(дата обращения 25.04.2020г.)
2) Аслаханов С.А. Современные Западно-Российско-Азиатские экономические отношения// ФГУ 8С!ЫСЕ. 2019. №3. С. 18-22. иКЪ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41417280(дата обращения 25.04.2020г.)
3) Базарваань Г. Концепция “третьего соседа” Монголии // Актуальные вопросы современных российско-монгольских отношений: сборник научных статей/отв. ред. Родионова В.А.,2014. С. 18-21.
4) Базаров В.Б. Россия, Монголия, Китай: восточноазиатский треугольник // Власть и управление на Востоке России 2012. С.146-149.
5) Балакин В. И. Монголия в интеграционных процессах Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока 2014. №3. С. 77-81.
6) Базаров В. Б.: Визиты В.В. Путина и Си Цзиньпина в Монголию в 2014г.// Власть и управление на Востоке России 2015. С. 205-208.
7) Базаров В. Б. Монголо-китайские внешнеэкономические и внешнеполитические отношения//Власть и управление на Востоке России
2018. №1.С. 61-66.
8) Белик И.С. Механизм реализации низкоуглеродного развития экономики/И.С. Белик, Н.В.Стародубец, Т.В.Майорова, А.И.Ячменева// Рос. ин-т экономики и транспорта УрГУПС. - М.: Омега Сайнс. 2016. С. 119.
9) Бойкова Е.В. Россия, Монголия, Китай: Вместе навстречу вызовам современности// Восток 2012. №2. С. 144-152.
10) Ван Гуаньцзюнь. Экологическая дипломатия Китая: история развития и современные проблемы.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-ekologicheskaya-politika-kitaya-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-problemy/viewer(gaTa обращения 25.04.2020г.)
11) Ван Фань. Исследование пути сотрудничества Китая, РФ и Республики Монголия в рамках стратегии “один пояс-один путь” // Экономика и право
2019. №3. С. 63-66.
12) Воскресенкий А.Д.: Многофакторное равновесие в международных отношениях.
URL:https://www.politology.vuzlib.su/book o236 page ЗО.МтДдата обращения 25.04.2020г.)
13) Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином и президентом Монголии Цахиагийн Элбэгдоржем.
URL:http://kremlin.ru/events/president/news/52211(дaтa обращения 25.04.2020г.)
14) Го Сюцин. Задачи китайской экологической дипломатии в новом веке // Вестник Наньцзинского политического института 2008. № 4. С. 46-76. URL:https://inosmi.ru/politic/20180906/243172874.html(дата обращения 25.04.2020г.)
15) Глазырина И.П. “Экологическая цивилизация” Китая: новые вызовы или новые перспективы для России /Глазырин И.П., Симонов E.A.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-tsivilizatsiya-kitaya-novye-vyzovy-ili-novye-perspektivy-dlya-rossii/pdf(дaтa обращения 25.04.2020г.)
16) Големан М. Монголия и Китай: переход к всеобъемлющим стратегическим отношениям. URL:https://ru.journal- neo.org/2014/10/04/mongoliya-i-kitaj-perehod-k-vseob-emlyushhim- strategicheskim-otnosheniyam/Сдата обращения 25.04.2020г.)
17) Даваасурэн А. Новые вызовы российско -монгольским торгово-экономическим отношения // Улан-Удэ. изд-во Бурятского гос. ун-т.2013.
С. 82-102.
18) Зуенко И.Ю., Сонин В.В. Правовые ограничения и неформальные практи-ки землепользования китайских фермеров на Дальнем Востоке России // Правоприменение. 2017. № 1. С. 57-65.
19) Зуенко И.Ю., Зубань С.В. Китай и ЕАЭС: динамика трансграничного дви-жения товаров и будущее евразийской интеграции // Таможенная политика России и на Дальнем Востоке. 2017. № 2. С. 5-24.
20) КНР: [wikipedia.org]. URL:https://ru.wikipedia.org(дата обращения 25.04.2020г.)
21) Кондратенко Г.В. Проблемы и возможности трансграничного сотрудничества Китая и России в сфере экологии.
иКЕ:й1±рз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/ргоЫешу-Еуо7шо7кпозй-transgranichnogo-sotrudnichestva-kitaya-i-rossii-v-sfere-eko1ogii/viewer(дата обращения 25.04.2020г.)
22) Лувсанжов Ж. Отношение между Монголией и КНР(1990 -2012) // Проблемы Дальнего Востока 2012. №1. С. 58-69.
23) Лузянин С. Возрождение треугольника Россия-Монголия Китай. Возможности и проблемы. URL:http://asiarussia.ru/пews/4190/(дата обращения 25.04.2020г.)
24) Лузянин С. Экология с китайской спецификой: между желаемым и действительным. ПРЕ: https://шgiшo.ru/aЬout/пews/ /240932/(дата обращения 25.04.2020г.)
25) Мажинский С. В.Китайская политика во Внутренней Монголии в XII- Х1Хвв.//Вестник Томского государственного университета 2012. № 5. С. 32-33.
26) Монголия: [wikipedia.org]. URL:https://ru.wikipedia.org.(дата обращения 25.04.2020 г.)
27) Миронова М.Н. Потапенко М.В. Современные тенденции экономического сотрудничества Монголии с Китаем и Россией.
URL:https://cyЬer1eпinka.ru/artic1e/п/sovreшeппye-teпdeпtsii-ekonomicheskogo-sotrudmchestva-mongolii-s-kitaem-i-rossiey/viewer(дата обращения 25.04.2020г.)
28) Муратшина К.Г. Россия-Китай: риски сотрудничества в сфере использования трансграничных водоемов [elar.urfu.ru] // Электронный научный Архив УрФу - Электронная библиотека Юэду - Электрон. дан. - М., 2015. иРЕ:http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/35083/1/uv6 2015 10.pdf(дата обращения 06.10.2015).
29) Носова С.Ф. Россия-Китай: правовое регулирование отношений природопользования в бассейне реки Амур // Власть и управление на Востоке России 2007. №3. С. 133-140.
30) Родионов В.А., Бураев Д.И. Выборы президента Монголии — 2017: внешнеполитические аспекты // Проблемы Дальнего Востока. 2017. №1. С. 41-43.
31) Рогожина Н.Г. Альтернативные источники энергии - Азия лидирует // Ежегодник: Север-Юг-Россия 2010.С. 140-155.
32) Россия: [wikipedia.org]. иРЕ:https://ru.wikipedia.org.(дата обращения 25.04.2020г.)
33) Суходолов А.П. Российско-монгольские отношения в начале XX века(1900-1921гг.) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013г.С. 92-99.
34) Фролова И.Ю. Перспективы трехстороннего сотрудничества России, Китая и Монголии // Проблемы национальной стратегии. 2017. №6. С. 84-102.
35) Цзиньжи Тоутяо. От совместных учений к участию Китая в маневрах. Россия и Китай совместно противостоят. иРЕ: https://inosmi.ru/politic/20180906/243172874.html.(дата обращения 25.04.2020г.)
36) Экологические риски российско-китайского трансграничного сотрудничества: от “коричневых планов” к “зеленой” стратегии. Под ред. А. В. Лаврентьева. - М., 2002.
37) Connor Judge. “What does the China-Mongolia-Russia Economic Corridor mean for Mongolia?” .URL: https://beltandroad.ventures/beltandroadblo g/china-mongolia-russia-economic-corridor(дата обращения 25.04.2020г.)
38) Song LinLin. Strategic priorities of cooperation between Heilongjiang province and Russia - Harbin, China. Heilongjiang Provincial Academy of Social Siences—2019. - Vol. 5. - № 1. - Р. 13-18.URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/68516(gaTa обращения 25.04.2020г.)
39) Suocheng Dong. Ecological environment risks and green development modes of China-Mongolia-Russia economic corridor— IOP Conference Series Earth and Environmental Since. URL: https://www.researchgate.net/publication/328613874 Ecological environment
risks and green development modes of China-Mongolia-Russia economic corridor(gaTa обращения 25.04.2020г.)
40) Ван Кхаюнь: Хыацзуо гонг дзиен “джонгменгыацзингцзицзоуланг”: шенхуаджанлюедзяджирен джи, джаоджунджонгдиан джоули фангсианг [Ван Хайюнь: Сотрудничество в создании «Китайско-Монголийско- Российского экономического коридора»: углубление признания стратегической ценности и определение ключевых направлений] URL:https://www.sohu.com/a/215743945 766286(дaтa обращения 25.04.2020г.)