Введение 2
ГЛАВА 1. ВЕДОМСТВЕННЫЕ АРХИВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ .. 12
1.1 Понятие «ведомственный архив» и его виды. Задачи, функции,
структура. Профиль архива 12
1.2 Нормативно-правовая база работы ведомственных архивов 17
ГЛАВА 2. ВЕДОМСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ АРХИВА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 31
2.1 История создания и развития архива Главного управления образования
и молодежной политики Алтайского края 31
2.2 Характеристика, организационная структура, фонды архива 42
2.3. Организация работы архива 48
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИВА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 52
3.1. Комплектование архива. Проблемы комплектования ведомственных
архивов 52
3.2. Учет документов архива 61
3.3 Формы использования документов архива 79
Заключение 96
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 101
Приложения 108
Ежегодно 10 марта в России отмечают «День работника архивов» - профессиональный праздник для всех архивных служащих. В тот самый день Российский император Петр I в 1720 году подписывает «Генеральный регламент или Устав». Эта бумага становится одним из первых государственных актов в стране. Суть документа заключалась в изложении основ устроения российского государственного управления. Одно из повелений гласило, что обязательным нововведением должно стать появление архивов в каждом органе власти в государстве. Благодаря этому же указу Петра I в России появилась новая должность - государственная служба актуариуса или архивариуса, то есть архивного работника.
Работа сотрудников архивов имеет некоторую загадочную привлекательность. Как будто эти люди хранят и владеют некой тайной, знают то, что недоступно тысячам. В какой-то степени так и есть. За годы своего кропотливого и нелегкого труда поколение за поколением архивисты выработали определенные правила и главные направления своей профессии. В их обязанности входит слежение за безупречной сохранностью документов, собирание их по группам, сортировка, подбор для использования в научных целях.
Слово «архив» употребляется во многих значениях. Архив (от греч. archeion и лат. arhivum) означает присутственное место. Под архивом понимается совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей [33].
В настоящее время далеко не все наши граждане имеют достаточно четкое представление о работе архивов. А между тем их деятельность представляет как для общества в целом, так и для любого его гражданина значительный интерес.
На основании приказа Алтайского краевого управления профессионально-технического образования в 1985 году был создан Объединенный ведомственный архив для централизованного хранения и использования документов учреждений образования Алтайского края, который являлся самостоятельным учреждением. В рассматриваемый период этот архив функционирует как структурное подразделение.
Несмотря на открытие в 2006 году официального сайта Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края (далее - Главное управление), информации, касающейся деятельности архива Главного управления и его документов в целом, крайне мало.
В работе ведомственного архива, направленной на комплектование, хранение, учет, использование архивных документов, сложно расставить приоритеты, так как все виды работ взаимообусловлены:
• без правильной организации комплектования архива невозможно сформировать полноценные архивные фонды;
• без проведения мероприятий по обеспечению сохранности документов накопленный и постоянно пополняющийся массив документов может быть утрачен;
• без полноценного использования архивных документов теряется смысл в самом хранении документов.
Таким образом, от правильной организации работы ведомственных архивов зависят как перспективы пополнения Архивного фонда Российской Федерации, так и возможность информационного обеспечения государства, общества, граждан. Это определяет актуальность темы исследования, поскольку позволит рассмотреть организацию работы ведомственных архивов в современных условиях. Ведомственные архивы не являются публичными архивами, однако вся работа ведомственного архива (комплектование, экспертиза ценности, учет) направлена в конечном счете на обеспечение всестороннего использования обществом информации архивных документов. Важно помнить, что каждый, кто обращается в ведомственный архив организации, имеет право на максимально полное, точное и исчерпывающее исполнение своих информационных запросов. Ведомственный архив вправе защищать авторские права на архивные справочники и базы данных. Но архивные документы принадлежат обществу в целом.
С появлением новых форм хозяйствования, разнообразных форм собственности, стала очевидной потребность поиска оптимальных подходов к организации архивного дела, сохранению и использованию документального наследия. Именно с этих позиций и рассматривался весь комплекс работы архива Главного управления - комплектование, обеспечение сохранности документов, их учет, когда на практике сочетались традиционные, строго регламентированные подходы и новые, нестандартные решения. Так, в архив попали непрофильные фонды (ООО «РАС», Тальменское, Кулундинское, Змеиногорское медицинские училища).
Документы, подлежащие приёму на государственное или муниципальное хранение временно, в течение установленных законодательством сроков, хранятся в ведомственных архивах. Таким образом, качественное комплектование государственных и муниципальных архивов напрямую зависит от сохранности документов на стадии ведомственного хранения. Конечная цель организационной, методической и практической работы сотрудников ведомственного архива - это количество и качество документов, поступивших на хранение [33].
В процессе исследования были изучены и проанализированы работы известных отечественных документоведов и архивистов. Предметом анализа стало в первую очередь наличие материала о ведомственных архивах. На основе анализа имеющейся литературы было отмечено, что учебная литература по архивоведению написана на высоком научном уровне. Это фундаментальные труды признанных отечественных специалистов: Е.В. Алексеевой, Л.П. Афанасьевой, Е.М. Буровой, А.Г. Голикова, Д.И. Раскина и А.Р. Соколова, А.К. Макаровой, М.В. Шульгиной, Е.В. Булюлиной и другими. В этих изданиях развитие отечественного архивного дела представлено с учетом коренных изменений в развитии гуманитарных наук, архивном деле, политической и культурных областях в целом, начало которым было положено почти 30 лет назад [43]. Эти учебники и пособия были созданы на основе новейших отечественных и зарубежных исследований, последних достижений отечественного архивного дела и фундаментальных трудов недавнего прошлого - работ В.Н. Автократова, И.Л. Маяковского, В.Н. Самошенко, С.О. Шмидта, В.В. Максакова и других.
В учебном пособии О.В. Вовкотруба, Л.Р. Фионовой, посвященном архивоведению, рассмотрены вопросы организации государственных архивов в Древнерусском государстве, Российской империи, в годы советской власти и в настоящее время, а также особенности ведомственных архивов. В отдельном разделе разобраны теоретические и методические вопросы архивоведения [40].
В учебнике Е.В. Алексеевой «Архивоведение» рассматриваются проблемы становления и функционирования архивной сферы, ее правовое регулирование. Детально освещаются организационно-методические вопросы классификации, комплектования, экспертизы ценности, научно-справочного аппарата и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, учета и обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, а также менеджмент в архивах и информатизация архивного дела[33].
В учебно-методическом пособии А.А. Бакшаева «Государственные, негосударственные и ведомственные архивы» даны более четкие понятия «государственный архив» и «ведомственный архив», их соотношение и различия, автор раскрывает историю создания современных государственных и ведомственных архивов; охарактеризованы их типы, состав фондов, функции, традиции ведомственного хранения архивов федерального уровня [35].
В учебном пособии М.В. Шульгиной «Архивоведение» рассматриваются история и современное состояние архивов в России, раскрываются основы теории и практики организации архивного дела, поясняется архивная терминология. Приложения знакомят читателя с нормативно-правовой базой и этическими аспектами работы с документами архивиста и пользователя [56].
Учебник признанных специалистов Т. И. Хорхординой и Т. С. Волковой «Российские архивы. История и современность» является одним из лучших в смысле полноты и методики изложения материала, основное внимание уделяется технологиям организации архивного фонда, хранения, современного отбора на хранения, описания документов. Принцип изложения материала в данном учебнике можно определить как «проблемно-хронологический» - таким ключевым темам, как история отечественного архивного дела, описание документов и научно-справочный аппарат архивов, федеральные и ведомственные архивы, архивное законодательство, а также архивное образование и др., посвящены отдельные обстоятельные разделы, в которых представлены, помимо прочего, ход развития и эволюция в конкретной области [43].
Учебник «Архивоведение (теория и методика)» - это дополненное и переработанное издание учебника для вузов к.и.н., доц. Буровой Е.М., к.и.н., доц. Алексеевой Е.В. и к.и.н., доц. Афанасьевой Л.П. В нем рассмотрены основные проблемы теории и методики архивоведения. Освещаются такие вопросы, как научные основы российского архивоведения; организация хранения, комплектования, учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов; создание справочно-поисковых средств к архивным документам (научно-справочный аппарат); использование и маркетинг архивных документов и архивной информации. Затронуты вопросы по изучению архивной эвристики и особенности работы с ретроспективной документной информацией. Детально освещаются организационно-методические вопросы классификации, комплектования, экспертизы ценности, научно-справочного аппарата и использования документов Архивного фонда Российской Федерации [37].
В данное издание включены последние достижения и изменения в сфере работы с архивными документами в стране, они характеризуют изменение отношения к документам, в том числе к архивным документам, происходящее в последнее время. [37].
Учебник Е.М. Буровой и Т.И. Хорхординой «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»- это двухтомное издание для обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования по профессиональному архивоведческому направлению. Он охватывает материалы по проблематике организации архивного дела в России и методики работы с архивными документами в архивах, о современной организации архивного дела и государственных механизмах его регулирования, современной сети государственных и муниципальных архивов и отраслевых фондах, а также материал к.и.н., доц. Буровой Е.М. по вопросам современного архивного права. Детально раскрывается методика архивного дела по основным его функциям: классификация, комплектование, учет и использование архивных документов. Значительное внимание уделено вопросам обеспечения сохранности архивных документов и информационнокоммуникационным технологиям в современном архивном деле [38].
Учебник Раскина Д.И. «Архивоведение» является уникальным изданием. Наряду с базовыми вопросами теории архивного дела, организации Архивного фонда Российской Федерации и сети государственных архивов, их комплектования, учета и хранения документов, системы научно-справочного аппарата и использования архивных материалов, учебник содержит ценную справочную информацию по истории архивов, составу и содержанию государственных и муниципальных архивов России и стран Ближнего зарубежья, а также практические указания по методике поиска документов в архивах. В настоящем издании учтен новейший опыт применения информационных технологий в архивном деле [53].
В учебном пособии А. Д. Тельчарова «Архивоведение» даются понятия архивоведения, рассматриваются история и современное состояние архивов в России, теория и практика организации архивного дела. Раскрываются основные положения организации архивной работы, что необходимо непосредственно работникам архивов [55].
Важным достоинством указанных работ, является внимание к выработке у будущего специалиста навыков самостоятельного поиска документов в архиве - основам архивной эвристики и системе научно-справочного аппарата архивов посвящены отдельные главы или разделы большинства учебников и пособий. Учебники Г. А. Голикова и Д. И. Раскина - А. Р. Соколова можно отметить как наиболее полные и обстоятельные. В ряде учебников и пособий справедливо указывается на такие принципы современного архивоведения, как всесторонность, комплексность, социально-политическая нейтральность, и на противоположный последнему принцип партийности, свойственный советскому архивоведению (учебники Л. П. Афанасьевой, Е. В. Алексеевой, Е. М. Буровой) [43].
Такие авторы как Т. И. Хорхордина - Т. С. Волкова и Е. М. Бурова - Т. И. Хорхордина, А. Г. Голиков и Д. И. Раскин - А. Р. Соколов, дают описание документальных комплексов федеральных и некоторых ведомственных архивов - тех из них, что содержат документы по многим важнейшим сторонам жизни общества, документы ведомств - предшественников, которые в советский период были наделены правом постоянного хранения документов и имеют в настоящее время право депозитарного хранения (МВД, ФСБ, МИД, Министерство обороны). Однако описание скорее схематизированное и на наш взгляд можно заключить, что учебники и пособия по архивоведению содержат недостаточное количество информации по теме организации работы в ведомственном архиве.
Также следует отметить, что, несмотря на существующие исследования, данная тема нуждается в дальнейшей проработке по нескольким причинам. Во-первых, по мере реализации архивного и смежного законодательства выявляются практические проблемы, что, в свою очередь, предполагает необходимость его оценки и выявления направлений совершенствования. Во- вторых, систематические изменения условий деятельности архивов определяют необходимость постоянного пересмотра принципов организации их деятельности. Кроме того, требования к организации работы архивов и выполнению конкретных видов работ закреплены в Правилах организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. При этом условия в архивах, как материально-технические, так и организационные и кадровые, у них отличаются.
В данной работе рассматриваются теоретические и практические аспекты деятельности ведомственных архивов, их применение будет рассмотрено на примере архива Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края (с 2017 года - Министерство образования и науки Алтайского края).
Целью работы является анализ организации работы ведомственного архива на примере архива Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края за 2006-2017 гг.
На основе поставленной цели можно выделить ряд задач:
1. Рассмотреть определение «ведомственный архив» и виды ведомственных архивов;
2. Сделать обзор нормативно-правовых актов и организационнораспорядительных документов, которыми руководствуются ведомственные архивы при организации работы;
3. Проанализировать организацию работы архива Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
Объект исследования - архив Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование и организация работы ведомственного архива.
Хронологическими рамками работы (кроме истории создания) является период с 2006 года по 2017 год, т.к. первичные учетные, регистрационные документы временного срока хранения на бумажных носителях до 2006 года уничтожены (5 лет ст. 252 ТП), что затрудняет проведение анализа некоторых показателей.
Следует отметить, что, несмотря на актуальность темы исследования, публикации в рамках данного направления занимают незначительное место в общем объеме публикаций в профильных периодических изданиях (в частности, в журналах «Отечественные архивы» и «Вестник архивиста»). В основном, исследования посвящены вопросам развития и реализации архивного законодательства, например, работы Буровой Е.М., Кюнга П.А., Кузнецова С.Л., Храмцовской Н.А., либо по вопросам, связанным с оценкой современного статуса и проблематики деятельности государственных и муниципальных архивов, например, работы Пушкаревой Н.Г., Алексеевой Е.В., Жуковой М.П., Наумовой О.А., Садретдиновой Г.С.
При написании работы был использован широкий круг источников. В первую очередь - действующие общегосударственные законодательнонормативные и нормативно-методические акты различной юридической силы, опубликованные на страницах официальных изданий, в тематических сборниках и т.п., устанавливающие порядок и организацию работы с архивными документами: Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» [2]; «Регламент государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации» [20]; «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» [12]; методические рекомендации по применению «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» [48], Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской Академии наук [13] (с 2020 года действуют Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях) и другие. В них декларируется целостность государственного архивного дела независимо от формы собственности на документы; что ведомственное хранение архивных документов играет существенную роль в архивной системе страны, а работник архива является тем, кто отвечает за надлежащее функционирование этой важной сферы жизнедеятельности общества, и это еще раз подтверждает актуальность выбранной темы работы.
Дополнительными источниками для написания работы стали также архивные документы и локальные акты Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края. Таким образом, можно констатировать, что мы имеем достаточное количество источников для анализа интересующей нас темы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Ведомственные архивы - это хранилища важнейших документов, которые играют значительную роль, позволяющую структурам государства слаженно функционировать, взаимодействовать, давая информацию для развития культурной и научной сфер.
Деятельность ведомственных архивов в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, обеспечивает возможность использования исторического опыта для принятия обоснованных управленческих решений, определения политических, экономических, социальных и иных приоритетов, формирования прогнозов и программ развития общества и государства.
Ведомственные архивы являются первой ступенью хранения архивных документов, передавая их затем (по истечению срока хранения) в государственные архивы.
Вопросы организации архивного хранения документов в Российской Федерации регламентируются действующими нормативно-правовыми и методическими документами, важнейшими из которых являются федеральные законы, типовые инструкции и регламенты, ГОСТы. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ведомственных архивов на современном этапе имеет комплексную природу и регулируется нормами нескольких отраслей права. Большую роль в организации работы с документами в любой организации играет комплекс нормативно-методических документов, разрабатываемых самой организацией.
При написании работы были рассмотрены виды ведомственных архивов, определены функции, задачи, права и ответственность ведомственных архивов, проанализирована нормативно-правовая база деятельности ведомственного архива, рассмотрена организация работы ведомственных архивов на примере архива Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
В период с 1984 года по настоящее время при неоднократной реорганизации органа исполнительной власти, осуществляющего управление системой образования края, архив входил в его структуру с различными механизмами финансирования и организации работы.
Цели, задачи и функции ведомственных архивов сводятся к следующим:
1. комплектование архива документами, состав которых предусмотрен положением об архиве;
2. обеспечение сохранности, учета, качества обработки, отбора и использования документов, хранящихся в архиве, а также подготовка и передача документов на государственное хранение;
3. осуществление методического руководства и проверок состояния организации документов в делопроизводстве структурных подразделений и подведомственных организаций.
Правильная и чёткая организация деятельности ведомственных архивов необходима для обеспечения пополнения фондов документов, оперативной и эффективной работы с ними, а также хранения необходимых данных в течение положенного времени и уничтожения документов, срок хранения которых истёк. В этой связи знание функций архива, теоретических основ архивно-технической обработки, комплектования, учета, хранения, использования архивных документов и их чёткое выполнение являются залогом слаженной и эффективной работы каждого ведомственного архива.
Качество комплектования архива Главного управления зависело от качества хранения документов в структурных подразделениях управления и архивах подведомственных учреждений. В связи с этим архивом разрабатывались памятки, методические рекомендации, которые оказывали помощь при подготовке документов для сдачи на архивное хранение, ежегодно для сотрудников, ответственных за делопроизводство, проводились семинары по формированию и хранению дел в текущем делопроизводстве и подготовке для сдачи в архив. Значение комплектования состоит в том, что, являясь начальным этапом формирования архивного фонда, оно практически определяет собой не только остальные его этапы, но и вообще всю работу архивов, поэтому в современных условиях необходимо совершенствовать организацию комплектования архивных фондов ведомственных архивов.
В данной работе рассмотрены основные учетные документы архива Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края. Под учетным документом понимается документ установленной формы, фиксирующий поступление, выбытие, количество, состав и состояние архивных документов в единицах учета. Состав и порядок ведения документов государственного учета архивных документов, в том числе формы паспорта архива и паспорта источника комплектования архива, и порядок их представления устанавливаются Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации (1997 г.). В архиве имеются квалифицированные сотрудники, в компетенцию которых входят обязанности по ведению учета архивных документов.
Повышение качества использования документов архива достигается комплексным подходом: усовершенствование системы делопроизводства в организациях (введение электронного делопроизводства (программа «Дело»); контроль внедрения Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (2015 г.); проведение работы по внедрению в практику методических рекомендаций, подготовленных ВНИИДАД.
Вся работа архива (комплектование, экспертиза ценности, создание справочников системы НСА, учет) направлена в конечном счете на обеспечение всестороннего использования обществом информации архивных документов. Важно помнить - каждый, кто обращается в архив организации, имеет право на максимально полное, точное и исчерпывающее исполнение своих информационных запросов. И хотя работа по информационному обслуживанию организаций и граждан зачастую бывает тяжелой и кропотливой по объективным причинам - большое количество запросов при небольшом штате сотрудников архива, неудовлетворительное качество архивных справочников, отсутствие автоматизированных поисковых систем и т.п., - архивист должен помнить, что он не только хранитель, а одно из важнейших звеньев в цепи информационного обмена. Каждый архивный работник должен прекрасно разбираться в целях, формах использования документов, знать виды информационных документов, составляемые в архиве в ответ на запросы, и правила их оформления.
Таким образом, архив Главного управления в соответствии с законодательством обеспечивает: право граждан на доступ к документированной информации о них; право знать, кто и в каких целях использует и использовал эту информацию. Отказ гражданину в доступе к документам о нем может быть обжалован в судебном порядке. Архив Главного управления образования не исполняет запросы на платной основе. Использование документов архива как бы подводит черту под всей деятельностью службы делопроизводства и архивных работников по отбору документов на хранение в процессе экспертизы их ценности, комплектованию архива, созданию информационнопоисковых справочников, учету документов.
Вместе с тем, в настоящее время существует ряд проблем, снижающих эффективность работы ведомственных архивов. В значительной мере это связано с утратой ведомственной системы подчинения, тенденцией к оптимизации штатной численности без учета нагрузки сотрудников, снижением статуса учреждений архивной отрасли, материально-техническими и кадровыми проблемами архивов. Одним из факторов, определяющих способность архивов полно и точно удовлетворять всё возрастающую потребность в ретроспективной информации, является степень автоматизации архивных технологий, охватывающих процессы комплектования архивных фондов, учета и обеспечения их сохранности, работы с научно-справочным аппаратом, выполнения информационных запросов и учета использования фондов.
Для архива Главного управления разработка и внедрение автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем, обеспечение компьютерными технологиями, программными продуктами, современными персональными компьютерами- это пока задача будущего, решение которой будет способствовать рациональному функционированию архива.
1. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 г. - Москва : Юрист, 2012. - 48 с.
2. Об архивном деле в Российской Федерации: федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ (в редакции от 23.05.2016 № 43-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016. - № 10. - ст. 1317.
3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в редакции от 27.11.2017 № 355- ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017. - № 49. - ст. 7327.
4. Об информации, информационных технологиях и защите информации: федеральный закон от 27.06.2006 № 149-ФЗ (в редакции от 25.11.2017 № 327- ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017. - № 48. - ст. 7051.
5. О государственной тайне: федеральный закон от 21.06.1993 № 5485-1(в редакции от 29.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018. - № 31. - ст. 4845.
6. О персональных данных: федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в редакции от 22.02.2017 № 16-ФЗ)//Собрание законодательства Российской Федерации, 2017. - № 9. - ст. 1276.
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая (в редакции от 29.07.2017 № 260-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации, 2017. - № 31. - ст. 4809.
8. Об архивном фонде Алтайского края и архивах [Электронный ресурс]: закон Алтайского края от 28 декабря 1994 г. № 168 (в редакции от 04.10.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http: //www. pravo. gov. ru/
9. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - Москва: Издательство стандартов, 2003. (данный ГОСТ действовал до 01 июля 2018 г.).
10. ГОСТ Р 7.08-2013 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - Москва: Издательство стандартов, 2014.
11. ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. - Москва: Стандартинформ, 2017.
12. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 № 526 [Электронный ресурс]: // ГА- РАНТ.РУ. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71083090/.
13. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. Утверждены приказом Минкультуры Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 [Электронный ресурс]:// КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_66972/.
14. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организация. Утверждены приказом Росархива от 2.03.2020 № 24 [Электронный ресурс]:// Федеральное архивное агентство. - URL: https://archives.gov.ru/documents/rules/pravila-2020.shtml
15. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. Утвержден приказом Минкультуры РФ от 25 августа 2010 г. № 558 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011. - 19 сентября.
16. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. Утвержден приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 [Электронный ресурс]: //Федеральное архивное агентство. - URL: https://archives.gov.ru/documents/ 2019-perechen-typdocs-organization.shtml
17. Примерное положение об архиве организации: приказ Федерального
архивного агентства от 11.04.2018 № 42 [Электронный ресурс]: //Федеральное архивное агентство. - URL:
http://archives.ru/documents/position/primernoe-pologenie-arhiv-rganization.shtml
18. Примерное положение об архиве государственного учреждения, организации, предприятия от 18.08.1992 № 176 [Электронный ресурс]:- URL: https://archives.gov.ru/documents/position/primernoe-pologenie-archive-org.shtml
19. Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации. Приложение к приказу Ро- сархива от 1 сентября 2017 г. № 143. [Электронный ресурс]:- URL: http: //archives.ru/documents/other/2017-order-use-documents. shtml.
20. Регламент государственного учета документов Архивного фонда Рос
сийской Федерации. Утвержден приказом Росархива от 11.03.1997 № 11 [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_15216/.
21. Положение о Главном управлении образования и молодежной политики Алтайского края. Утверждено Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2012 № 283.
22. Положение об архиве Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края. Утверждено заместителем Губернатора Алтайского края, начальником Главного управления от 02.11.2012.
23. Письмо управления Архивного дела Алтайского края от 28.09.2006 № 1048 // Алтайское краевое управление профессионально-технического образования. Ф. 7. Дело фонда.
24. Приказ АКУПТО от 05.02.1986 № 40к «О приеме» // Алтайское краевое управление профессионально-технического образования. Ф. 1. Оп. 5. Д. 46. Л. 31.
25. Приказ АКУПТО от 24.06.1988 № 249к «Об увольнении» // Алтайское краевое управление профессионально-технического образования. Ф. 1. Оп. 5. Д. 56. Л. 238.
26. Приказ АКУПТО от 30.06.1988 № 276к «О приеме» // Алтайское краевое управление профессионально-технического образования. Ф. 1. Оп. 5л. Д. 56. Л. 265.
27. Приказ Главного управления от 15.08.2013 № 609 л/с «Об увольнении» //Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края. Ф. 10.Оп. 9л. Д. 3024. Л. 64.
28. Приказ Главного управления от 10.09.2013 № 670 л/с «О приеме» // Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края. Ф. 10. Оп. 8л. Д. 2052. Л. 17.
Архивные документы
29. Краевое государственное казенное учреждение «Государственный архив Алтайского края» (КГКУ ГААК) Ф. Р-573. Оп. 5. Д.3702.
30. КГКУ ГААК Ф. Р - 573. Оп. 5. Д. 3701, 4095, 5871, 7718.
31. Алтайское краевое управление профессионально-технического образования (АКУПТО) Ф. 7. Дело фонда.
32. АКУПТО Ф. 7. Оп. 3л. Д. 5, 7, 10, 11, 15, 16, 20, 21.