Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативные основы организации работы с обращениями граждан 11
1.1. Нормативные основы работы с обращениями граждан 11
1.2. Общие требования к работе с обращениями граждан 19
Глава 2. Особенности организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления на примере администрации Хабарского района Алтайского края 29
2.1. Характеристика администрации Хабарского района Алтайского края 29
2.2. Порядок работы с обращениями граждан в администрации Хабарского
района Алтайского края 37
Глава 3. Совершенствование организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления 47
3.1. Анализ основных проблем в работе с обращениями граждан в органах местного самоуправления на примере администрации Хабарского района Ал
тайского края 47
3.2. Подходы к совершенствованию работы с обращениями граждан в органах
местного самоуправления 52
Заключение 58
Список источников и литературы 61
Список сокращений 70
Приложение 71
Актуальность темы исследования определяется тем, что Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим правовым ударством, высшей ценностью в котором является человек, его права и свободы. В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления1.
Принятый в 2006 г. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установил порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправ- ления2. Однако принятие данного законодательного акта актуализирует выработку нормативно-методических основ его реализации, в том числе разработку нормативно-методических документов, регламентирующих документационное обеспечение этой деятельности.
В последнее десятилетие в России активно формируется новое правовое государство, и в этих условиях работа с обращениями граждан в органах государственной власти должна быть направлена на достижение «информационной открытости» деятельности государственных структур и совершенствование диалога гражданина и государства.
Вопросы организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти в настоящее время приобретают особую актуальность. Причина - все более широкое распространение новейших информационных и коммуникационных технологий, когда в перспективе «предусматривается обеспечить возможность регистрации поступивших обращений заявителей в системе электронного документооборота соответствующего федерального органа исполнительной власти... и автоматического формирования выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей.»3.
В достаточно близкий период времени коренные изменения в отношения «гражданин - государство» внесет формирование «электронного правительства», которое будет способно оказать квалифицированную помощь гражданам через систему информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами и предоставления государственных услуг на основе многофункциональных центров4.
На первый план в настоящее время выходят вопросы наполнения работы с обращениями граждан качественным содержанием, повышения ее действенности и эффективности; актуальны также вопросы выработки и применения единых подходов к организации этого процесса и его совершенствования в органах местного самоуправления.
Степень разработанности проблемы. Заметное место в работах, показывающих насколько содержательно и подробно можно исследовать особенности деятельности государственных органов власти в работе с обращениями граждан, занимают две монографии М.А. Миронова. Обе монографии посвящены, главным образом, правовым аспектам работы с обращениями граждан, однако в них рассматриваются и вопросы организации этой работы и ее процедуры. Первая монография вышла под названием «Власть и народ: обратная связь»5. Главное внимание в ней уделено вопросам нормативно-правового обеспечения и организации рассмотрения обращений граждан в России; анализируется также зарубежный опыт работы с письмами. Вторая монография М.А. Миронова - «Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика»6. Основной объект исследования - обращения граждан - показан как средство защиты и реализации прав и свобод человека при помощи государственных органов. Монография содержит также обобщенный опыт работы с обращениями граждан в Российской Федерации за период с 1994 по 1998 годы. Автор монографий - руководитель подразделений по работе с обращениями граждан в Совете Министров Российской Федерации, позднее в Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан7.
Пониманию значения и влияния обращений граждан на работу министерства служит диссертация Н.Е. Усковой, в которой рассматривается организация работы с обращениями граждан и ее особенности, а также поднимается проблема изменения социального статуса гражданина России8.
Представляют интерес статьи разных авторов по юридическому обоснованию отдельных положений, опубликованные во время обсуждения проекта закона об обращениях граждан. В частности, Д.В. Замышляев высказывает мнение о предоставлении возможности обращаться в высшие органы власти не только гражданам России, но гражданам других стран и лицам без гражданства9. Заслуженный юрист Российской Федерации В. Гаршин отмечает несовершенство законодательства Российской Федерации в силу того, что оно регламентирует порядок разрешения обращений, поступающих только от граждан и только в адрес государственных и общественных органов или к должностным лицам государственных предприятий, учреждений и общественных организаций. И это тогда, когда в связи с приватизацией подавляющее большинство предприятий уже не являются государственными, когда их руководители и другие работники, осуществляющие управленческие функции, не относятся к категории должностных лиц10.
В рамках исследования документационного обеспечения работы с обращениями граждан основное внимание уделялось научно-методическим разработкам Всероссийского научно-исследовательского института документоведе- ния и архивного дела (ВНИИДАД) нового периода, которые использовались для формирования нормативно-методической базы документационного обеспечения работы с обращениями и для решения архивоведческих задач. Подробно проанализированы также те работы (монографии, диссертации, материалы научно-практических конференций, статьи), в которых рассматривались данные вопросы.
Изучению исследуемой проблемы способствовали материалы научнопрактических конференций, в которых находилось множество интересных идей и анализ практического опыта по тематике данного исследования11.
Широко использовались публикации по исследуемой проблеме журналов «Делопроизводство», «Секретарское дело», «Отечественные архивы», «Вестник архивиста»12. Обзор статей показывает, что некоторые элементы, важные для организации работы с обращениями граждан, освещены с документоведческих, архивоведческих позиций недостаточно. Такими, в частности, являются вопросы документирования исполнения обращений, их оценки, отбора и анализа, экспертизы и выборки обращений граждан с целью передачи на государственное хранение, специфики нормативных документов - тематических классификаторов, нормативов времени на обработку обращений. Важное место в разработке темы занимали отдельные работы по документоведению как монографического, так и практически-прикладного плана1.
Анализ литературы показал, что проблема работы с обращениями граждан достаточно актуальна, но, в основном, она изучается с позиций права и частично, делопроизводства без учета специфики деятельности юридического лица. Таким образом, отсутствуют комплексные междисциплинарные научнопрактические исследования организации и осуществления работы с обращениями граждан. Поэтому целью исследования является анализ организации работы с обращениями граждан и разработка рекомендаций по его совершенствованию в администрации Хабарского района Алтайского края.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и нормативные основы организации работы с обращениями граждан;
• провести анализ организации работы с обращениями граждан в администрации Хабарского района Алтайского края;
• предложить пути совершенствования организации работы с обращениями граждан в администрации Хабарского района Алтайского края.
Объектом исследования является организация работы с обращениями граждан
Предметом исследования является организация и документирование работы с обращениями граждан в администрации Хабарского района Алтайского края.
Методологическая база и методы исследования. Методологической основой исследования стал системный подход. Работа с обращениями граждан рассматривалась как комплекс взаимосвязанных мер. Определена последовательность этапов и их роль в системе.
В работе использованы следующие методы исследования: источниковедческий метод, (позволил проанализировать документы с точки зрения их происхождения и содержания), функциональный метод (был проведен анализ документов с точки зрения полноты информации по определенным функциям), информационный метод (позволил изучить полученную информацию), структурный метод (позволил систематизировать полученную информацию по разделам).
Источниковой базой исследования послужили следующие официальные документы: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 31 декабря 2008 г.) где определяется, что российские граждане имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; Федеральный закон от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 27 июля 2010 г. №227-ФЗ), где урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами; Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 года № 152- ЗС «О рассмотрении обращений граждан РФ на территории Алтайского края», регулирующий правоотношения, связанные с реализацией на территории Алтайского края гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; Административный регламент рассмотрения обращения граждан в администрации Хабар- ского района Алтайского края, утвержденный Распоряжением главы администрации Хабарского района от 12 апреля 2020г. №1137, устанавливающий основные термины, принципы, порядок и сроки рассмотрения обращений граждан, направленных в администрацию муниципального образования; Инструкция по делопроизводству в администрации Хабарского района Алтайского края, утвержденная Распоряжением главы администрации Хабарского района от 28 августа 2019 г. №144 и устанавливающая общие требования к срокам и оформлению обращений граждан в администрации муниципального образования и другие13.
Научная значимость исследования. Работа является междисциплинарным исследованием организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти. Были систематизированы разрозненные знания правовых основ работы с обращениями граждан, а также документоведческих, делопроизводственных и архивных правил. Продемонстрировано приложение теоретических знаний в практике деятельности администрации Хабарского района Алтайского края. Таким образом, работа выступает одной из первых попыток научно-практического исследования порядка работы с обращениями граждан в органах государственной и муниципальной власти.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования были представлены главе администрации Хабарского района Алтайского края для дальнейшего внедрения в деятельность муниципального образования. Практическое значение имеют разработанные и содержащиеся в исследовании рекомендации по подготовке ведомственных инструкций по делопроизводству и методических пособий по организации работы с обращениями граждан, по составлению тематических классификаторов.
Структура работы включает введение, три главы, объединяет шесть параграфов, заключение, список используемых источников и литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, степень разработанности проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования, методологическая база и методы исследования, источниковая база и структура работы, практическая и научная значимость результатов исследования.
В первой главе работы рассмотрены теоретические и нормативные основы, а также основные требования к работе с обращениями граждан.
Во второй главе работы дана организационная характеристика администрации Хабарского района Алтайского края», а также рассмотрен порядок работы с обращениями граждан в администрации данного муниципального образования.
В третьей главе работы проведен анализ основных проблем в работе с обращениями граждан в администрации, а также предложены рекомендации по рационализации работы с обращениями граждан в администрации Хабарского района Алтайского края.
В заключении сделаны основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Рассмотрев особенности работы с обращениями граждан, можно сделать следующие выводы.
Обращение гражданина представляет собой направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления должностному лицу.
Единой классификации обращений граждан не существует. Вместе с тем, проведение законодателем четкого разграничения между различными видами обращений играет положительную роль в упорядочении рассмотрения этих категорий дел, в осуществлении анализа в целях выявления степени удовлетворения потребностей граждан. Каждый из видов обращений имеет свою специфику, и, следовательно, свой статус, который должен быть нормативно определен. Различные виды обращений требуют и различной процедуры их рассмотрения, что подтверждает необходимость системы рассмотрения обращений граждан, с разработанной процедурой и полной классификацией обращений.
Право на обращения реализуется в определенных формах: индивидуальной (предложение, заявление, жалоба) и коллективной (коллективное обращение и петиция). Обращения могут подаваться в устной или письменной форме. Обращения подаются в государственные органы, органы местного самоуправления и должностному лицу, они могут подаваться непосредственно субъектами данного права или опосредованно. Обращения могут содержать различную информацию и содержать в себе сведения о фактах нарушения законности, рекомендации по совершенствованию деятельности органов публичной власти и иную информацию, не связанную с нарушением законодательства.
В ходе исследования был проведен анализ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Закона Алтайского края «О рассмотрении обращений граждан РФ на территории Алтайского края». Был сделан вывод, что региональный законодатель при создании местной базы по обращениям граждан полностью опирался на федеральное законодательство. Некоторые положения федерального законодательства более точно расписаны в Законе Алтайского края, что не дает поводов двусмысленно трактовать то или иное положение.
Анализ деятельности администрации Хабарского района Алтайского края показывает, что наиболее типичными нарушениями при работе с обращениями граждан, являются перенаправление обращений граждан тем должностным лицам или в те органы, которые некомпетентны принимать решение по поставленным вопросам; нарушение порядка рассмотрения обращений, не подведомственных адресату; уклонение органов и должностных лиц рассмотрения всей совокупности доводов и требований заявителя, когда ответ затрагивает лишь часть доводов; придание ответу законообразной формы, когда большая часть ответа содержит изложение положений нормативно-правовых актов; введение заявителя в заблуждение в части того, что его права могут быть восстановлены только в судебном порядке и другие.
Существующие проблемы могут быть решены нормативно-правовым и организационным способами. Так, в работе предложено ввести новый вид дисциплинарного правонарушения - нарушение установленного порядка работы с обращениями граждан, выразившегося в несоблюдении правил учета и хранения данных обращений.
Необходимо выделять в структуре государственных органов и органов местного самоуправления подразделения по работе с обращениями граждан, работа которых должна строиться с применением автоматизированных систем по учёту и контролю обращений.
Предлагается опубликовывать в средствах массовой информации ответы должностных лиц на обращения, направленные в орган государственной власти или орган местного самоуправления определённым количеством лиц по одному и тому же вопросу, который имеет ярко выраженный публичный интерес или характеризуется общественной значимостью;
Органам местного самоуправления предлагается сократить общий срок рассмотрения обращений граждан с 30 дней до 15 дней, а также установить обязанностью регулярно публиковать аналитические обзоры и отчёты, содержащие статистические данные по поступившим обращениям; конкретные предложения, рекомендации, меры, принятые к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав граждан; факты нарушения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Предлагается усовершенствовать некоторые нормативные документы, регламентирующие организацию работы с обращениями граждан. Необходимо подготовить «Типовой тематический классификатор обращений граждан для муниципальных органов исполнительной власти» на основании типичных тем заявителей. Разработать «Основные правила работы с обращениями граждан для муниципальных органов исполнительной власти», в которых обязательно отразить вопросы формирования дел обращений граждан, экспертизы ценности и выборки обращений граждан, особенно для периодов реорганизации и ликвидации министерств и ведомств в ходе административных реформ.
Предлагается разработать «Типовое положение для федеральных органов исполнительной власти о ведении делопроизводства по работе с обращениями граждан: предложениями, заявлениями, жалобами» на основе Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» и действующей типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.
Разработать по тем же основаниям «Типовую инструкцию по ведению делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти по предложениям, заявлениям, жалобам граждан».
Предложенные выводы и рекомендации направлены на дальнейшее совершенствование института права граждан на обращение.
1. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы : Принята Резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 года // Права человека: Сборник международно-правовых документов. Мн.: Белфранс, 1999. - С. 13-27.
2. Конституция Российской Федерации : от 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 31 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; 2008. - 31 декабря.
3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ (в ред.Федерального закона от 27 июля 2010 г. №227-ФЗ) // Российская газета. - 2006. - 05 мая.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 08 октября.
5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Федеральный закон от 04 сентября 2003 г. №547 // Российская газета. - 2003. - 16 сентября.
6. Об информации, информационных технологиях и защите информации : Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 29 июля.
7. Об электронной подписи : Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. №63- ФЗ // Российская газета. - 2011. - 08 апреля.
8. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 // Российская газета. - 2005. - 21 января.
9. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р // СЗ РФ. - 2008. - № 20. - Ст. 2372.
10. Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» : Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р // Российская газета. - 2010. - 22 октября.
11. О рассмотрении обращений граждан РФ на территории Алтайского края: Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 года №152-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. - 2006. - №128. - Ч.2. - С.36.
12. О статусе и границах муниципальных и административнотерриториальных образований Хабарского района Алтайского края : Закон Алтайского края от 06 июля 2006 года № 68-ЗС // Алтайская правда. - 2006. - 10 июля.
13. Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления : Постановление Администрации Алтайского края от 30 октября 2009 г. №453 // Алтайская правда. - 2009. - 02 ноября.
14. Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих : Постановление Администрации Алтайского края от 31 января 2008 г. № 45 // Алтайская правда. - 2009. - 10 января.
15. Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края : Утвержден решением Хабарского районного Совета депутатов от 14 августа 2020 г. №15.
16. Комплексная программа социально-экономического развития Хабарского района на 2018-2020 годы : Утверждена Решением Хабарского районного Совета депутатов 28 июня 2018 г. №9..
17. Об утверждении Административного регламента рассмотрения обращения граждан в администрации Хабарского района Алтайского края : Распоряжение главы администрации Хабарского района от 12 апреля 2020 г. №1137.
18. Инструкция по делопроизводству в администрации Хабарского района Алтайского края: Распоряжение главы администрации Хабарского района от 28 августа 2019 г. №144.
19. Отчет Главы администрации муниципального образования «Хабарский район Алтайского края» и работе администрации в 2019 году.
20. Отчет Главы администрации муниципального образования «Хабарский район Алтайского края» и работе администрации в 2018 году.
21. Отчет Главы администрации муниципального образования «Хабарский район Алтайского края» и работе администрации в 2020 году.
22. Докладная записка заместителя Главы администрации муниципального образования «Хабарский район Алтайского края» по работе с территориями и социальному развитию сёл Главе администрации муниципального образования «Хабарский район Алтайского края» от 05 июля 2020 г.
Литература
23. Алексеева, Е.В. Научные основы оценки и отбора документов / Е.В.Алексеева, Л.П.Афанасьева, Е.М. Бурова, Г.А.Осичикина // Делопроизводство. - 2003. - №1. - С.39-41.
24. Алистратов, Ю.Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России: Дис. ... к.ю.н./ Ю.Н.Алистратов. - М., 1995. - 214 с.
25. Астахов, Л.В. Документационное обеспечение деятельности как отрасль управления / Л.В.Астахов // Делопроизводство. - 2005. - № 2. - С.67.
26. Баласанян, В.Э. Электронный документооборот - основа эффективного правления современным предприятием / В.Э.Баласян //Секретарское дело. -
2002. - №2. - С.46-48.
27. Бондарчук, Р.Ч. Комментарий к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный) / Р.Ч.Бондарчук, Е.В.Прокопьев. - М.:Юстицинформ, 2007. - С.9.
28. Булаков, О.Н. Нормативно-правовое регулирование реализации гражданами конституционного права на обращения / О.Н.Булаков // Адвокат. - 2000. - №2. - С.34-38
29. Васильева, С.В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации / С.В.Васильева // Законодательство и экономика. - 2005. - №5. - С.34-38
30. Ветров, К.В. Модель процесса информирования населения о деятельности органов власти в условиях информационного общества / К.В.Ветров // // Аналитический вестник. Информационно-аналитическое обеспечение законодательной деятельности: проблемы и опыт. - 2006. - №2(158). - С.109-113
31. Вялова, Л.М. Законодательное регулирование работы с обращениями граждан в городе Москве / Л.М.Вялова // Секретарское дело. - 1999. - № 4. - С.45.
32. Гаршин, В. Нужен закон «Об обращениях граждан» / В.Гаршин // Российская юстиция. - 2004. - № 6. - С. 2-3.
33. Гришаева, Ю.И. О некоторых аспектах правового регулирования доступа граждан к информации о деятельности органов публичной власти / Ю.И. Гришаева // Юрист. - 2007. - № 3. - С. 6-9
34. Документация в информационном обществе: административная реформа и управление документацией: докл. и сообщ. на XI Междунар. науч.-практ. конф., 23-25 нояб. 2004 г., г. Москва / Росархив, ВНИИДАД. - М., 2005. - 368 с.
35. Документация в информационном обществе: законодательство и стандарты: докл. и сообщ. на XII Междунар. науч.-практ. конф., 22-23 нояб. 2005 г., г. Москва / Росархив, ВНИИДАД. - М., 2006. - 464 с.
36. Документация в информационном обществе: парадигмы XXI века: докл. и сообщ. на X Междунар. науч.-практ. конф., 25-26 нояб. 2003 г., г. Москва / Федер. арх. аг-во, ВНИИДАД. - М., 2004. - 350 с.
37. Документация в информационном обществе: современные технологии документооборота: докл. и сообщ. на XIII Междунар. науч.-практ. конф., 22-23 нояб. 2006 г., г. Москва / Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. - 360 с.
38. Документация в информационном обществе: унификация и стандартизация межведомственного и корпоративного документооборота: докл. и сообщ. на IX Междунар. науч.-практ. конф., 5-6 дек. 2002 г., г. Москва / Росархив, ВНИИДАД. - М., 2003. - 264 с.
39. Документация в информационном обществе: электронное делопроизводство и электронный архив: докл. и сообщ. на VI междунар. науч.-практ. конф., 24-25 нояб. 1999 г., г. Москва / Росархив, ВНИИДАД, РОИА. - М., 2000. - 240 с.
40. Доронина, О.Н. Проблемы законодательного регулирования права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления / О.Н.Доронина // Ученые записки РАГС. - М.: Изд-во РАГС, 2005, Вып. 2 (4). - С. 101-109
41. Емышева, Е.М. Законодательно-нормативные акты о работе с обращениями граждан / Е.М.Емышева, О.В.Мосягина // Секретарское дело. - 1997. - № 1.
• С.67.
42. Жеребцова, Л.А. Основы организации работы с устными обращениями граждан (на примере Минтруда Российской Федерации) / Л.А.Жеребцова // Делопроизводство. - 2004. - № 1. - С. 49-52.
43. Жеребцова, Л.А. Основы организации работы с устными обращениями граждан / Л.А.Жеребцова// Делопроизводство. - 2004. - № 1. - С. 49-52
44. Жеребцова, Л.А. Работа с письменными обращениями граждан в федеральных органах государственной власти: Аналитический обзор / Л.А.Жеребцова. - М.: Логос, 2009. - С.117.
45. Жукова, М.П. Взгляд на отбор документов на хранение с точки зрения повторения информации / М.П.Жукова // Вестник архивиста. - 2006. - № 6 (96).
• С.72-74.
46. Замышляев, Д.В. Реализация гражданами права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления / Д.В.Замышляев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2003. - № 4. - С. 43-47.
47. Илюшенко, М.П. Организационные документы и их значение в регулировании управленческой деятельности / М.П.Илющенко // Делопроизводство. -
2003. - №3. - С.29-32.
48. Илюшенко, М.П. Перечень документов со сроками хранения, его значение в документировании управленческой деятельности и методическом обеспечении делопроизводства / М.П.Илющенко // Делопроизводство. - 2004.- №6. - С. 29-33.
49. Калинина, С.В. Правовое регулирование реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления / С.В.Калинина // Развитие законодательства на современном этапе . Доклады и сообщения, VIII Международная научная конференция. Москва, 17 апреля 2008 г.. - М.: РГГУ, 2008. - С. 34-39.
50. Каменева, Е.М. Реквизиты, отражающие этапы обработки документов и ход их исполнения / Е.М.Камененва // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2007. - №1. - С.56.
51. Кенжаев, С.К. Вопросы теории и практики работы с обращениями граж- дан/С.К.Кенжаев //Советское государство и право. - 1980. - № 10. - С. 86-94
52. Козлов, В.П. Перспективы развития нормативной базы делопроизводства и архивного дела в РФ / В.П.Козлов // Справочник секретаря и офис - менеджера.- 2006.- №4. - С.8-15.
53. Кузнецова, Т.В. Организация и документирование работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан / Т.В.Кузнецова, С.В. Мосягина, Н.В. Овчинникова. - М.: РГГУ, 2008. - 74 с.
54. Кузнецова, Т.В. Проблемы организации службы документационного обеспечения управления (ДОУ) на современном этапе (тезисы доклада) / Т.В.Кузнецова // Делопроизводство. - 2001. - № 1. - С. 11-12.
55. Ларин, М.В. Управление документацией в организациях / М.В.Ларин. - М.: Научая книга, 2002. - 288 с.
56. Лория, В. А. Роль административных жалоб в охране прав граждан / В.А.Лория // Правоведение. -1984. - №5. - С. 63 - 68
57. Мальков, В.В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях /
B. В.Мальков. М., 1967. - 214 с.
58. Маслов, Б.В. Институт обращений граждан / Б.В.Маслов // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. - 2007. - № 7. - С. 12-15.
59. Миронов, М.А. Власть и народ: обратная связь / М.А. Миронов. - М. : Юридическая литература, 1999. - 312 с.
60. Миронов, М.А. Обращения граждан как конституционно-правовой институт. Проблемы реализации: дис. ... д-ра юрид. наук / М.А.Миронов. - М.:РАГС, 2002. - 228 с.
61. Миронов, М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика / М.А.Миронов. - М. : Юридическая литература, 2001. - 392 с.
62. Николаева, Т.А. Обращения физических и юридических лиц в органы конституционной юстиции / Т.А.Николаева // Закон. - 2008. - №3. - С. 210-216
63. Новиков, А.В. Структура института обращений граждан : материальные и процессуальные элементы / А.В. Новиков // Правовая наука и реформа юридического образования : сб. науч. тр. / под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: Изд- во ВГУ, 2005. - Вып. 18. - С. 154-167.
64. Озерских, А.П. Альтернатива судебной защиты прав, свобод и законных интересов личности - институт обращений граждан в органы государственной власти / А.П.Озерских, В.Г.Румянцева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - № 5. - С.6-9
65. Пащенко, В.Г. Как проанализировать документ (методы анализа документов) / В.Г.Пащенко // Секретарское дело. - 2001. - №3. - С.34-36.
66. Петрик, А.С. Информационное взаимодействие органов местной власти и населения / А.С.Петрик // Федерализм. - 2007. - №3. - С.35-37
67. Плешкевич, Е.А. Объект и предмет исследования в документоведении: сравнительный анализ / Е.А.Плешкевич// Делопроизводство. - 2007. - №4. -
C. 28-31.
68. Помазуев, А.Е. О праве граждан на информацию о деятельности публичной администрации / А.Е. Помазуев // Административное право и процесс. - 2007. - № 1. - С.23-26
69. Прокопьев, Е.В. Комментарий к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный) / Е.В.Прокопьев. - М.: Юстицинформ, 2009. - 314 с.
70. Ремнёв, В.И. Предложения, заявления и жалобы граждан / В.И.Ремнев - М., 1972. - 112 с.
71. Румянцев, А.В. Место конституционного права на обращения в системе основных прав и свобод человека и гражданина / А.В.Румянцев // Право и жизнь. - 2006. - № 105 (15). - С.21-25
72. Румянцева, В.Г. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание / В.Г.Румянцева // История государства и права. - 2008. - № 14. - С. 2-4.
73. Сергеев, Е.А. Конституционно-правовые формы взаимодействия государственных органов Российской Федерации по поводу обращений граждан / Е.А.Сергеев // Право и закон. - 2010. - №4 - С.57.
74. Сокова, А.Н. Понятие вида в документоведении (документная систематика) / А.Н.Сокова// Делопроизводство. - 2002. - №3. - С.21-24.
75. Точки над «и» // Российская газета. - 2008. - 16 февраля.
76. Трофимов, Ф.А. Конституционное право граждан России на информацию и его правовое регулирование / Ф.А. Трофимов // Использование современных информационных технологий в правоохранительной деятельности и актуальные проблемы информационной безопасности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Калининград: Изд-во Калинингр. ЮИ МВД России, 2009. - С. 182-188
77. Ускова, Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей (геронто-социологический анализ): автореф. дис. ... канд. со- циол. наук / Н.Е.Ускова. - М.: МГСУ, 2000. - 205 с.
78. Хаманева, Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (проблемы законодательного регулирования) / Н.Ю.Хаманева // Государство и право. - 2006. - №11. - С. 10
79. Химина, Н.И. О современном состоянии методического обеспечения работы с историко-биографической документацией / Н.И.Химина // Вестник архивиста. - 2001. - №4-5. - С.19-21.
80. Черешня, А.Г. Стратегия формирования Архивного фонда Российской Федерации / А.Г.Черешня // Отечественные архивы. - 2003. - №5. - С.46-49.
81. Черниченко, С. В. Статус личности в международном праве и право петиции /С. В. Черниченко. // Правоведение. -1992. - № 1. - С. 87 - 93
82. Юдин, А.В. Злоупотребление процессуальными правами в гражданском судопроизводстве / А.В.Юдин. - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. - С. 184 - 225.
Электронные ресурсы
83. Сайт Президента Российской Федерации [электронный ресурс] - Режим доступа // http: www.president.kremlin.ru.
84. Сайт краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» [электронный ресурс] - Режим доступа // http: ^^^.мфцрф.