Введение 3
Глава 1. Содержание и итоги пореформенного периода КНР (конец 1970-х -конец 1990-х) 14
1.1. Характеристика реформ Китая: политический и экономический аспекты
1.2. Административная и партийная реформа на местном уровне управления
Глава 2. Особенности проведения реформ и политики открытия в провинции
Ляонин (конец 1970-х - начало 1990-х гг.) 40
2.1. Аграрная реформа: основные принципы и итоги 40
2.2. Реформа промышленности и финансового сектора: от директивной
модели к рыночной (конец 70-х - начало 90-х гг. XX в.) 58
Заключение 80
Список используемой литературы 83
Приложения 91
Актуальность. Стремительно возрастающая на сегодняшний день роль Китая в процессах глобализации и впечатляющие итоги многолетних социально-экономических преобразований определяют интерес исследователей к истории социалистической модернизации Китая и вызывают острые научные дискуссии о сущности, последствиях и формах реализации рассматриваемого комплекса государственных мероприятий. Представители исторической науки предпринимают попытки выделения ведущих факторов и механизмов, которые уже вначале 2000-ых обеспечили Китаю быстрый подъем народного хозяйства, активизацию внешнеполитических торговых и культурных связей, а также растущее дипломатическое влияние как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в мире в целом. Рефлексия уникального исторического опыта Китая становится все более необходимой в ситуации, связанной с учащающейся фиксацией в общественном сознании фактов обращения крупных компаний, политиков, а также частных лиц к опыту Китая при осуществлении преобразований различного масштаба - от государственного до локального. В связи с этим все более востребованной становится прогностическая функция исторической науки, связанная с предвидением проблем и трудностей в экономическом реформировании, что невозможно без основательного изучения прошлого того или иного государства. В связи с этим неуклонно возрастает значение исследования частных вопросов масштабного процесса общегосударственных преобразований в Китае, начавшихся в 1978 г. и продолжающихся в настоящее время.
Провинция Ляонин является одной из важнейших территориальных единиц Китая. К территории провинции примыкает порт Далянь, являющийся единственным морским портом страны на Северо-Востоке, а также важным пунктом внешней торговли. В провинции Ляонин сосредоточено множество объектов промышленного значения - металлургические центры, центры научно-технической отрасли, предприятия нефтепереработки, угольной промышленности и т.д. Кроме того, провинция Ляонин является и одним из основных туристических центров Китая. Развитая инфраструктура, образование и выгодное территориальное положение провинции определяют ее неослабевающее значение для экономики Китая, а, следовательно, повышают историческую значимость исследований о реформировании, происходившем на ее территории в последние несколько десятилетий. Изучение путей политико-экономического развития провинции Ляонин, таким образом, является важной страницей в общем своде информации об историческом пути Китая, которая стремительно увеличивает свое значение в динамично развивающемся современном обществе.
Объектом исследования является комплекс общегосударственных экономических реформ Китая в 1978-1994 гг.
Предметом исследования является экономическое развитие провинции Ляонин в 1978-1994 гг. по пути комплекса общегосударственных реформ по созданию социализма с китайской спецификой.
Анализ литературы. По причине сравнительно небольшой удаленности изучаемых событий от современности, основной массив глобальных исторических исследований, посвященных экономическому реформированию в Китае, появился в конце девяностых - начале двухтысячных годов. Рассматриваемые исследования изначально остановились на разработке проблем широкого спектра: вопросов
политического реформирования, экономического реформирования, социальной динамики и т.д. Так, важным исследованием, посвященными реформированию системы государственного управления в КНР, является одноименная работа Л.М. Гудошникова, в которой автор останавливается на анализе точек соприкосновения экономической и политической сфер жизни китайского общества. Также сравнению опыта реформирования названных сфер жизни общества в Китае и в России посвящена масштабная работа А.Л. Бутенко. Важные данные о реформе госаппарата КНР содержит в себе статья Т.Н. Никитиной, исследующая изменения в государственной структуре от начала непосредственных мер по ее реформированию до сегодняшнего дня, отдельно останавливаясь на вопросах назревших проблем и путей их возможного разрешения.
Л.П. Делюсин исследовал вопросы общественной реакции на начало масштабных государственных мероприятий в Китае. Важным для нашего исследования стал опыт знакомства с работой «Китай: полвека - две эпохи», в котором автор подробно останавливается на освещении мотивов, связанных с оценкой политических событий различными социальными группами китайского общества. Автором также приводится подробный материал об общественных дискуссиях по вопросу различных государственных решений и мер, что позволяет получить представление о являвшихся возможными вариантах того или иного реформирования частных вопросов. В.П. Курбатов также исследовал влияние экономических реформ на различные аспекты жизни китайского гражданина: например, демографию, экологию. Работой, содержащей важные сведения о социальной динамике, в том числе в провинции Ляонин, является монография Ю.М. Галеновича «Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае». Представляющие интерес статистические данные о динамике демографических показателей в провинциях Китая содержит статья В.В. Кузнецовой «Демографическое положение в КНР в 80-е годы». Важной работой, исследующей вклад студенчества в экономические преобразования в первый этап реформ является статья Р.К. Копкова «Китайское студенчество в первое десятилетие реформ».
Уникальной аналитической информацией отличается работа А.С. Селищева, посвященная сравнению социально-экономического развития государств Евразии . Не менее важная статистическая информация о заработной плате рабочих в провинции Ляонин на период экономических преобразований содержится в работе Г.А. Дубянской «Заработная плата в период реформ», статье А.А. Копкова «Модернизация кадровой политики КНР в условиях рынка».
Ценными аналитическими данными о глобальных перспективах действий китайского правительства отличается исследование В.Я. Портякова «Политика внешнеэкономической открытости в Китайской Народной Республике: основные итоги и перспективы», а также один из наиболее обстоятельных трудов автора «Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина». Созвучными по интересующему авторов кругу вопросов также являются работы Д.А. Смирнова «Дэн Сяопин и модернизация Китая», «Китай и Россия: общее и особенное в социально-экономическом развитии».
Не менее важными работами являются труды, посвященные обобщению имеющегося материала, нередко с наличием прогностического компонента. К таковым работам относится исследование Бао Юнцзян «Особый путь экономического развития Китая и его влияние на мировое экономическое развитие», монография О.Н. Борох «Стратегия экономической реформы в КНР в оценках западных и китайских ученых», а также книга Г.А. Ганшина «Экономическая реформа в Китае. Эволюция и реальные плоды».
Отдельно необходимо обратить внимание на работы китайских исследователей и научных коллективов, посвященные опыту рефлексии исторического прошлого своего государства. Особо стоит выделить работу «Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа» авторов Линь Ифу, Цай Фана и Ли Чжоу. Коллектив ученых из КНР разрабатывает оригинальный взгляд на историю реформ, ставших моделью перехода от плановой экономики к рыночной с наименьшими издержками для общества. Авторы анализируют проведенные реформы, отмечают недостатки в их реализации и обращают внимание на ранее неотмеченные факты положительной динамики.
Среди новейших исследований стоит назвать монографию «Опыт китайских экономических реформ и их теоретическая значимость» (2017 г.) китайского исследователя Чжан Юя - доктора экономических наук, профессора Китайского народного университета. Его научные изыскания касаются изучения феномена китайской экономики - одной из самых быстрорастущих экономик мира. Среди достоинств названного исследования стоит отметить большой объем информации о практическом опыте политики реформ и открытости, теоретические выводы о взаимодействии между сферами политической и экономической жизни.
Таким образом, на современном этапе развития исторической науки мы наблюдаем тенденцию, заключающуюся в появлении множества работ, избирающих объектом своего внимания выявление и изучение наиболее общих закономерностей стратегии государственных мер и решений, связанных с политикой реформирования. Тенденция выделения исторической наукой наиболее общих принципов и законов является естественным «откликом» на запрос общества, нуждающегося в исторических исследованиях, содержащих информацию, которую возможно будет приложить для актуальных практических преобразований. В соответствии с отмеченным фиксируется недостаток работ, исследующих частные вопросы экономического реформирования, в особенности ограничивающихся изучением исторического пути отдельно взятых административно-территориальных единиц. Исследования, посвященные опыту реформирования внутри той или иной провинции, на наш взгляд, позволяют создать более четкое представление о вариативности политических мер и их последствий, о специфике экономической стратегии и хода реформ в зависимости от территориальных или иных частных факторов. Попытка именно такого исследования исторического опыта экономических преобразований в отдельно взятой провинции Ляонин предпринимается в настоящем исследовании.
Целью работы является необходимость исследовать особенности и специфику проведения комплекса экономических преобразований на территории одной избранной провинции стратегического значения - провинции Ляонин - в начальный период общегосударственного реформирования.
Задачи исследования
1. Выявить предпосылки и причины начала экономического преобразования Китая по пути создания китайского варианта социализма и рыночной экономики.
2. Исследовать персональный вклад ключевых политических деятелей эпохи на стратегию и ход экономического преобразования в целом и преобразований внутри провинции Ляонин в частности.
3. Изучить специфику проведения в провинции Ляонин аграрной реформы, обратив особое внимание на статистические показатели и внутреннюю динамику рассматриваемого процесса. Предпринять попытку построения выводов о влиянии комплекса аграрных реформ на уровень жизни представителей различных социальных групп, проживавших в провинции Ляонин.
4. Проанализировать особенности реализации комплекса экономических мер по реформированию промышленной отрасли провинции Ляонин.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с конца 70-х по конец 90-х гг. ХХ в. Нижней рубежной датой избран 1978 г., в конце которого (18-22 декабря) прошел 3-й пленум ЦК КПК 11-созыва, ключевым решением которого являлся старт экономических реформ в КНР, направленный на достижение сочетания рыночной и планово - распределительной систем. Верхней рубежной датой избран 1994 г., в период которого была проведена фискальная реформа, в соответствии с которой финансовая самостоятельность регионов была урезана. Одним из основных моментов исследуемого периода стоит отметить 1982 г., в сентябре которого прошел XII съезд КПК, в ходе работы которого была сделана установка на построение социализма с китайской спецификой, что отразилось на преобразовательных процессах внутри актуального комплекса государственных мероприятий. В связи с названными событиями избранные годы в историографии принято считать рубежными для первого из четырех этапов политики реформ и открытости.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией северо-восточного Китая, провинцией Ляонин.
В качестве источников данная работа опирается, в первую очередь, на законодательные акты, публицистические и статистические материалы, отражающие как ход, так и итоги экономических преобразований внутри провинции Ляонин в исследуемый период.
Законодательные акты представлены в документах «Документ №1» центрального правительства по вопросам, касающихся сельского хозяйства, сельских районов и крестьян после реформы и открытия. Документы носили ключевой характер для развития сельского хозяйства: в первом «Документе № 1» резюмировалась быстрая реформа сельских районов. Второй «Документ № 1» : рассматривает вопросы современной экономической политики в сельских районах. В третьем «Документе №1» подчеркивается необходимость продолжения стабилизации и совершенствования системы ответственности по совместному производственному контракту, в которой предусматривается, что период действия земельного контракта должен составлять, более 15 лет, а период производства и разработки проектов должен быть более продолжительным.
Важные по значению статистические материалы представлены «Книгой китайского сельского хозяйства», в частности, одним из томов, который посвящен публикации данных непосредственно касающихся провинции Ляонин: [Чжун го нунъе цюань шу Ляонин цзюань Бэйцзин: Чжун го нунъе чубаньшэ]. Также были использованы «Ежегодники экономической статистики Ляонина».
В качестве публицистических материалов были использованы публикации «Народной ежедневной газеты», а также публикации газеты «Ляонин сегодня».
Важным источником послужили партийные документы: записи и стенограммы заседаний ЦК КПК, а также электронные ресурсы, посвященные профессиональной аналитике статистических показателей экономики. Одним из таких является электронный ресурс «Статистическое бюро Ляонина».
Также для исследования были использованы актовые документы, представленные сводом архива провинции Ляонин: [Ляонин шэн даньгангуан, Ляонин гунъе вэньхуа фачжань чжунсинь], который в настоящее время находится в ведении центра развития индустриальной культуры Ляонина.
Методология исследования.
В работе применяется системный подход, а также в отношении к избранной теме были осмыслены некоторые положения теории модернизации. С использованием системного подхода проводится попытка исследовать комплекс реформ в отдельно взятой территориально-административной единице в качестве взаимосвязанных элементов, образующих структуру и соподчиненных друг-другу. С помощью теории модернизации разрабатывается вариант объяснения процесса стремительного развития провинции Ляонин: исследуются социальные факторы, поспособствовавшие прогрессу, обстоятельств.
Также при анализе поставленной проблемы применялись общелогические методы и формально-логические средства исследования, к которым относятся абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др. В процессе исследования истории внешней и внутренней трансформации рассматриваемого комплекса экономических реформ в период их непосредственной реализации также использовались специальные методы, такие как идеографический, проблемно-хронологический, ретроспективный, историко-системный, компаративистский. Данный методологический набор позволяет рассмотреть исследуемый политико-экономический феномен социалистических реформ с различных сторон, выделить в его структуре общее и особенное, структурировать имеющуюся историческую информацию на основе различных критериев, а также произвести исследование о прямых и опосредованных причинах и последствиях рассматриваемого комплекса государственных мероприятий.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа. Первая глава представляет собой изложение результатов исследовательского опыта по изучению предпосылок и причин начала проведения комплекса экономических реформ, содержит информацию о роли в политическом процессе реформирования таких ключевых деятелей китайской истории как, например, Цюань Шужэнь, Жэнь Чжуньи, Чэнь Пужу, а также включает в себя анализ основных исторических процессов и событий избранного хронологического периода в масштабах страны в целом. Вторая глава посвящена многостороннему
непосредственному исследованию реализации теоретических положений партии о реформах в фактическом преобразовании экономики провинции Ляонин в частности.
Апробация исследования. Промежуточные результаты работы получили апробацию на VII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2020 г.).
Политика Китая на протяжении трех последних десятилетий XX в. обеспечила стране быстрый подъем народного хозяйства, активизацию внешнеполитических торговых и культурных связей, а также растущее влияние как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в мире в целом. Среди особенностей рассматриваемого политического реформирования, имевших значение для формирования общей стратегии преобразований, стоит назвать особый, индивидуальный подход к модернизации каждой административной единицы - провинции. Провинция Ляонин, исследованию процесса реформирования которой посвящено настоящее исследование, является одной из важнейших территориальных единиц Китая. К территории провинции примыкает порт Далянь, являющийся единственным морским портом страны на Северо-Востоке, а также важным пунктом внешней торговли. В провинции Ляонин сосредоточено множество объектов промышленного значения - металлургические центры, центры научно-технической отрасли, предприятия нефтепереработки, угольной промышленности и т.д. Совокупность названных «достоинств» провинции предопределило то, что процесс ее реформирования был связан с реализацией специального комплекса мер и направлялся особой стратегией.
В частности, ввиду своего выгодного географического положения провинция Ляонин прошла несколько этапов преобразования по пути своего «открытия». Внутри провинции создавались различные комиссии и комитеты по регулированию внешнеэкономических дел, открывались представительства иностранных фирм, расширялись транспортные возможности морских портов. Город Далянь получил статус открытого порта, вошел в генеральный план экономического развития КНР, стал местом строительства зоны технико-экономического развития. Наконец, многие из городов и уездов были включены в экономически открытые зоны. В 1990 г. была построена скоростная дорога Шэньян - Далянь, вдоль которой начал
действовать самый протяженный в то время Даляньский высокотехнологичный производственный парк. Также значимым достижением этой политики стало придание зоне технического развития Шэньяна прав ЗТЭР открытых приморских городов.
Аграрная реформа в провинции также была реализована с достижением сравнительно неплохих результатов. Так, по сравнению с довоенным временем в 80-е гг. XX в. общий объем сельскохозяйственного производства в провинции увеличился в 3,7 раза, при этом среднегодовой прирост составил 4,8%, что несколько выше, чем среднегодовой темп роста по стране в 4,7%. Средняя стоимость сельскохозяйственной продукции, произведенной в провинции Ляонин, увеличилась в 2,2 раза. К концу 80-х гг. она достигла 401 юаня, что на 28% выше среднего показателя по стране. Важно, что Китай смог в целом удержать обозначенную положительную статистику и в следующие десятилетия, обезопасив страну от имевших место в прошлом частых аграрных кризисов. Применительно к провинции Ляонин в частности стоит отметить, что благодаря политическим мерам, направленным на сотрудничество и расширение рынка, экономика получила большой импульс к развитию и диверсификации. Был осуществлен переход от дотационного к самообеспечиваемому сельскому хозяйству, внутри провинции вводились новые технологии хозяйствования, перестроившие его с экстенсивного пути на путь интенсификации. Увеличились доходы граждан, трудящихся в сельском хозяйстве и в промышленности, вырос уровень жизни населения в целом.
Таким образом, обозначенный нами выше комплекс реформ, реализованный в провинции Ляонин, стал как предпосылкой, так и, собственно, основой экономического подъема провинции, продолжающегося и сегодня. В качестве факторов, повлиявших на ситуацию в целом, необходимо назвать удачно разработанный и довольно детализированный план реформ, принявший во внимание специфику и особые потребности провинции, личный вклад политиков-реформаторов (например, Цюань Шужэня) и, безусловно, трудовые успехи народа, который был готов сделать вклад в будущее своей страны, как известно, вполне оправдавшийся на сегодняшний день.
1.1. Первый «Документ № 1» по вопросу «Сельское хозяйство, сельские районы и крестьяне», январь 1982. [Электронный ресурс] URL: http://www.china.com.cn/(дата обращения: 5.09.2019).
1.2. Второй «Документ № 1: О вопросах современной экономической политики в сельских районах», январь 1983. [Электронный ресурс] URL:http://www.china.com.cn/(дата обращения: 5.09.2019).
1.3. «Уведомление о сельской работе в 1984 г.». [Электронный ресурс] URL:http://www.china.com.cn/(дата обращения: 5.09.2019).
1.4. Чжунгонунъецюань шу ЛяонинцзюаньБэйцзин [Книга китайского
сельского хозяйства
Пекин : Чжунгонунъечубаньшэ [ФЭ^#Ш^ДЙ] - 1983.- 1208 с.
1.5. Ляонин цзинцзи тунцзи няньцзянь [Ежегодник экономической статистики Ляонина = ^^!АМ-Ж+^^] - 1983. - 605 с.
1.6. Жэньминь Жибао [китайская ежедневная газета = AKS^]: Издание 1. - Пекин, 19.12.2008.
1.7. Цзин жи Ляонин [Ляонин сегодня [Электронный ресурс]- URL:
http://qikan.whqikan.top/qk/7351 ?e creative=39513028364&e keywordid=175644032563&e keywordid2=94233245641 (дата обращения:
5.04.2020).
1.8. Ляонин шэн тунцзицзюй [Статистическое бюро Ляонина, Обзор
промышленного развития Ляонина - China Academic Journal Electronic Publishing House. URL:http://www.cnki.net(дата обращения: 16.04.2020).
1.9. Ляонин шэн даньгангуан, Ляонин гунъе вэньхуа фачжань чжунсинь
[Архив провинции Ляонин, Центр развития индустриальной культуры Ляонина [Электронный ресурс] - URL:http://www.lndangan.gov.cn/lnsdai/index.html(дата обращения: 12.04.2020).
1.10. Цзун цзецзин янь цзэнцян синь синь ба во шэннун е тигао дао и гэ
синь шуйпин - цзай Ляонин шэннун цунь гунцзо хуэй и шан дэ цзун цзецзян хуа (Чжай яо) [Общие итоги. Укрепление веры. Мы достигли в сельском хозяйстве нашей провинции новый уровень в развитии — общие выводы докладов на конференции сельских тружеников провинции Ляонин (конспект) =
аа®&шя»йт«Я!Швжа1-^«*¥—
га^Ш«ИТ^^Ж±Ю®а»й(Жв)] // Сельская экономика
[Нун е цзинцзи= #^^] - 1989. - № 1. - С. 3.
1.11. Ляонин шэн тунцзицзюй [Статистическое бюро Ляонина, Обзор
промышленного развития провинции Ляонин House. [Электронный ресурс]
URL:https://wenku.baidu.com/view/c2410f2d88eb172ded630b1c59eef8c75ebf9507.html(дата обращения: 1.04.2020).
1.12. Ню Цзецюнь, Ши хай гуаньлань, Ляонин гоци гайгэ 40 нянь. Ляонин: 2018 нянь, 04 юэ [Ню Цзецюнь 40 лет реформирования государственных предприятий в Ляонине // Ши хай гуаньлань. 2018, апрель - 2018. - 55 с.
1.13. Ляодун баньдао дуйвай кайфан юй Ляонин дуйвай кайфан юй Ляонин дуй вайкай фангэ цзюй дэ синчэн - Чжун хуа сянь фэнван. [Расширение внешних связей Ляодунского полуострова и формирование структуры открытости внешнему миру провинции Ляонин - передовой опыт Китайской Народной Республики[Электронный ресурс]. НВЬ: http://www.zhxf.cn/
ш£о/2405/150310.Ыш ( дата обращения: 6.04. 2020).
2. Литература:
2.1. Александрова, М.В. Внешнеэкономическая деятельность провинции Ляонин в период реформ и открытости / М. Александрова // Проблемы Дальнего Востока. - 2011. - № 5. - С. 75-92.
2.2. Александрова М.В. Внешнеэкономический комплекс провинции Ляонин: современное состояние и проблемы развития // Китай в мировой и региональной политике. История и современность / отв. ред. Е.И. Сафронова. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2011. - Вып. 16. - С. 172¬213.
2.3. Александрова М.В. Северо-Восток Китая // КНР: экономика регионов / отв. ред. АВ. Островский. - М.: ООО «Издательство МБА», 2015. С. 145 - 237.
2.4. Афонасьева А.В. К вопросу развития инновационного потенциала регионов КНР // Экономика КНР в свете решений XVIII съезда КПК. Часть 2. М.: ИДВ РАН, 2014. - С. 143 - 160.
2.5. Балюк М.А., Балюк И.А. Экономическая реформа в КНР: государство и рынок // Информационный бюллетень Института Дальнего Востока РАН. - 1996. - № 5.
2.6. Белоусова М.В. Реформа институциональной структуры иностранного
инвестирования КНР: направленность и динамика / М.В.
Белоусова // Государственное управление. Электронный вестник. -
2018. - № 69. - С. 381-409.
2.7. Бергер Я. М. Экономическая стратегия Китая. - М.: ИД «ФОРУМ», 2009. - 560 с.
2.8. Борох О. Экономика знаний: дискуссии в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 4. - 127 с.
2.9. Бутенко А.Л., Рыночная экономика и рыночный социализм в свете опыта СССР, России и Китая. Москва, 1996. - 327 с.
2.10. Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. Москва, 2006. - 197 с.
2.11. Ганшин Г.А. Восточный Китай - «локомотив» экономического развития//ИМ ИДВ РАН. Серия: «Проблемы экономического развития и сотрудничества в Северо-Восточной Азии». Вып. 11. М., 1999. - 85 с.
2.12. Глазунов Д.А. Реформаторская деятельность Цюань Шужэня: становление региональной модели экономики провинции Ляонин // Изв. Алт. Гос. Ун-та. 2017. №2 (94). С. 19-26.
2.13. Гудошников Л. М. Политическая система и право КНР в процессе реформ (1978-2005)/ Л. М. Гудошников; Российская акад. наук, Ин-т Дальнего Востока. - М.: 2007. - 464 с.
2.14. Гудошников Л.М. Реформирование системы государственного управления в КНР // Гудошников Л.М. Проблемы Дальнего Востока. Москва, 2006. - № 4. С. 27-42.
2.15. Данилов В.Е. Государственные промышленные предприятия КНР в условиях экономической реформы (1978 -1990) // Инф. бюллетень ИДВ АН СССР. М., 1991. № 7. С. 26-28.
2.16. Дарбасов В.Р. Аграрная реформа в Китае: опыт и проблемы / В. Р. Дарбасов, В. Д. Борисов; Акад. наук Респ. Саха (Якутия). Ин-т регион. экономики. - Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002. - 58 с.
2.17. Делюсин Л.П. Китай: полвека - две эпохи. Москва, 2001. - 371 с.
2.18. Дубянская Г.А. Заработная плата в период реформ // Дубянская Г.А. Экономист. Москва, 1996. -№7. - С. 11-23.
2.19. Изотов Д.А. Северо-Восток Китая в условиях реализации плана возрождения экономики / Д.А. Изотов, В.Е. Кучерявенко; ДВО РАН. - №2. - Хабаровск. - 2009. - С. 148-150.
2.20. Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в 80-90¬е гг. ХХ века. Коллективная монография / Под ред. М.Л. Титаренко. - М., 2001. - 418 с.
2.21. Китайская Народная Республика в 1997 г.: политика, экономика, культура. Ежегодник. М.: РАН. Институт Дальнего Востока, 1999. - 283 с.
2.22. Корнейчук Н.Н. Региональная экономическая политика КНР (1978¬1997 гг.) / Н.Н. Корнейчук; Ин-т международных экон. и полит. исследований - М. - 1998. - 38 с.
2.23. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа. М.: ИДВ РАН, 2001. - 367 с.
2.24. Манежев С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М.: Наука, 1990. - 271 с.
2.25. Мо Лань. Пути повышения эффективности жилищного строительства в прибрежных территориях (на примере провинции Ляонин и Цзянсу КНР). - М.: 1999. - 150 с.
2.26. Муромцева З.А. Государственные предприятия КНР: Реформы и развитие / З.А. Муромцева, Шао Жань; ИДВ РАН. - М.: 2017. - 191с.
2.27. Новосёлова Л.В. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. М.: «Восточная литература», 1996. - 310 с.
2.28. План возрождения Северо-Восточного Китая / Пер. с англ. В. Е. Кучерявенко // Пространственная экономика. 2009. № 1. - С.140-158.
2.29. Портяков В.Я. Политика внешнеэкономической открытости в Китайской Народной Республике: основные итоги и перспективы // Портяков В. Я. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Москва, 2004. - №1. - С. 44-68.
2.30. Портяков В.Я. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. Москва, 2002. - 431 с.
2.31. Разов С.С. Внешнеэкономическая политика «открытых дверей» Китайской Народной Республики // ИБ ИДВ АН СССР. М., 1985. № 130. - 214 с.
2.32. Романова Г.Н. Переход Северо-Восточного Китая к политике «открытости» во внешнеэкономических связях // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 2. - С. 106-118.
2.33. Романова Г.Н. Политика «Открытости» Северо-Восточного Китая в 80-е гг. ХХ в. / Г.Н. Романова; ИИАЭ ДВО РАН. - №1 - Владивосток. - 2016. - С. 330-338.
2.34. Смирнов Д.А. Дэн Сяопин и модернизация Китая. Москва, 2004. - 213 с.
2.35. Ставров И.В. Социально-экономическое развитие северо-восточного региона КНР в программных документах Центра//Китай в процессе модернизации государства и общества (к итогам XVIII съезда КПК) (по материалам круглого стола). У карты Тихого океана. № 28 (226). - С. 34-40.
2.36. Ставров И.В. Тенденции экономического развития Северо¬
Восточного Китая в начале XXI в. / И.В. Ставров; ДВО РАН. - №18 - Владивосток. - 2011. - С. 173-189.
2.37. Ставров И.В. Экономическое развитие провинции Ляонин КНР в начале XXI в.: планы и результаты / И.В. Ставров; ДВО РАН. - №4 (74) - Владивосток. - 2011. - С. 118-125.
2.38. Чжан Юй. Опыт китайских экономических реформ и их теоретическая значимость: пер. с кит. Ефановой В.А. М.: ООО «Шанс», 2017. - 239 с.
2.39. Шабалин В.И. Аграрная проблема Китая (конец ХХ - начало XXI века) / В.И. Шабалин; ИДВ РАН. - М.: 2009. - 303с.
2.40. Экономическая реформа в КНР: Преобразования в деревне, 1978- 1988: Документы: [Перевод] / Рос. АН, Ин-т Дальнего Востока; [Отв. ред. Л. Д. Бони]. - М.: 1993. - 246 с.
2.41. Экономика КНР в 80-е годы: стратегия, проблемы и тенденции развития. М.: Наука, 1991. - 252 с.
2.42. China Statistical Yearbook 2001. Beijing: China Statistics Press, 2001. URL:https://www.chinayearbooks.com/tags/beijing-statistical-yearbook(дата обращения: 10.04.2020 г.).
2.43. Liaoning Statistical Yearbook 2003. Beijing: China Statistics Press, 2003. URL:https://www.chinayearbooks.com/tags/liaoning-statistical-yearbook(дата обращения: 10.04.2020 г.).
2.44. Kueh Y.Y. and Howe Ch. China's international trade: policy and organizational change and their place in the "Economic readjustment" //China quarterly. L., 1984. № 100.
2.45. Shi Dan. China's Energy Policy: Past and Present // China Economist, July, 2007. P. 63-64.
2.46. Sigurdson J. Northeast China - cradle of change. A preliminary review of changing technological and industrial structures // Journal of Technology Management in China. Vol. 1. № 1. 2006.
2.47. Zhang Jianping. Chinese Perceptions of Energy Security and the Strategy for the Future of Northeast Asia // Erina Report, Sept. 2007, vol.77. P. 3.
2.48. Zhong Nan Liaoning Steps Up Revitalization Efforts China Daily Business. 2019. August 15. P. 15.
2.49. Ляонин шэхуэй кэсюэюань, Вэнь Сяоли, Чэнь Сяоруй, Ляонин цзинцзи 2009 нянь 10 юэ [Академия социальных наук Ляонин, Вэнь Сяоли, Чэнь Сяоруй, Экономика Ляонина, октябрь 2009 г. 2009. - 55 с.
2.50. Цюань Шужэнь, Цзинь и бу цзе фан сы сян цзинь и бу цзе фан
шэнчань ли [Раскрепостить сознание, значит раскрепостить
производительные силы
// Данцзянь [Партийное строительство - 1988. - № 5. - 4 с.