Актуальность темы исследования. В сложных условиях обострилась потребность в более тонком подходе к управлению персоналом, возникла необходимость владения не только профессиональными навыками, но и навыками побуждение к росту и развитию подчиненных, помощи в становлении и самореализации, что обуславливает гармоническое развитие личности, ее эффективную социальную адаптацию. Поэтому на сегодня актуализировалось необходимость развития интеллектуальной лабильности. Интеллектуальная лабильность является одной из главных составляющих в достижении максимального успеха в любой профессии. Активное внимание к проблеме интеллектуальной лабильности возникла в организационной психологии в последнее десятилетие, в связи с несостоятельностью традиционных тестов на интеллект в качестве предикторов успешности деятельности, а в более общем контексте, адаптации. Другой причиной взрыва «интеллектуальной революции» стало формирование управления нематериальными активами организации, в результате возникли методы управления эмоциями как части интеллектуального капитала.
Из современных требований к эффективности деятельности сотрудников МЧС приоритетное значение приобретают задачи совершенствования системы профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение, определения профессиональной пригодности и интеллектуальной лабильности сотрудников МЧС к службе на научно обоснованных принципах. Интеллектуальная лабильность создана для того, чтобы иметь возможность прогнозировать успешность в профессиональном обучение или освоении любого нового вида деятельности. Кроме этого, возможна и оценка трудовой практики.
Степень разработанности проблемы. Проблема интеллекта на сегодня основывается на научных положениях отечественных и зарубежных специалистов: Д. Гоулмен, Н. Холл, Дж. Мейер, П. Селовей, Д. Карузо, Г.
Барон, К.К. Кордялис, Е. Н. Ейдимтайте, С. Деревянко, С. Колот и др. но в контексте взаимосвязи интеллектуальной лабильности с развитием профессиональных качеств требует более углубленного исследования. В научных трудах отечественных и зарубежных ученых рассматриваются различные аспекты проблемы психодиагностики профессиональной пригодности и интеллектуальной лабильности сотрудников МЧС, а частности: В.А.Бодрова, Л.Ф.Бурлачук, К.М.Гуревича, Л.И.Казмиренко,
М.В.Костицкого, Я.Ю.Кондратьева, В.Кулагина, Н.В.Макаренко,
А.Г.Маклакова, В.С.Медведева, А.М.Морозова, Т.И.Резника,
О.В.Шаповалова, С. И.Яковенко и других.
Целью работы: профиль индивидуально-типологических свойств интеллектуальной лабильности сотрудников МЧС как основы пригодности и психологической готовности к профессиональной деятельности.
Объект исследования: интеллектуальная лабильность личности.
Предмет исследования: особенности индивидуально-типологических свойств интеллектуальной лабильности сотрудников МЧС.
Задачи:
- теоретический анализ проблемы интеллектуальной лабильности как профессионально важного качества сотрудников МЧС;
- организация и проведения исследования интеллектуальная лабильность сотрудников МЧС;
- сравнительный анализ проявлений интеллектуальной лабильности сотрудников МЧС
- выделить профиль индивидуально-типологических свойств интеллектуальной лабильности сотрудников МЧС на разных должностях.
Гипотезы:
1. Требования должности связанных с разной степенью напряженности деятельности будет характеризовать различия сотрудников МЧС по уровню интеллектуальной лабильности.
2. Сотрудники МЧС с разным уровнем интеллектуальной лабильности будут в разной степени подвержены нарушению адаптации и социальной фрустрированности, что будет характеризовать психологическую готовность к дестабилизирующим проявлениям и состоянию эмоционального реагирования в профессиональных кризисных ситуациях.
Теоретическую основу исследования составляют:
- концепций профессионального развития личности (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков);
-понятие профессионально важных качеств было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым;
- теории негативного реагирования человека на стрессогенные ситуации (Лебедев В. И., Александровский Ю.А);
- положения о дестабилизирующих проявлениях и состояниях эмоционального реагирования в кризисных ситуациях (Авруцкий Г.Я., Недува А.А.);
- исследования специфики готовности к профессиональной деятельности сотрудников МЧС Ю.А. Дежкина, И.Н. Панкин, готовности к деятельности в экстремальных ситуациях (А. В. Шленков, В. Л. Зверев, А. Б. Дмитриева);
- выделение ПВК сотрудников МЧС Осипов А.В., Арапов, Е.Д.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ первичных источников.
2) Методы сбора эмпирических данных, представлены психодиагностическими методиками:
- методика «Уровень социальной фрустрированности» (Л.И Вассерман);
- методика «Моторная проба» Шварцландера;
- методика «Интеллектуальная лабильность»;
- опросник травматического стресса (И.О. Котенев).
3) Методы математико-статистической обработки данных: регрессионный анализ, t-Критерий-, однофакторный дисперсионный анализ, двухфакторный дисперсионный анализ, реализованных при помощи статистического пакета SPSS 23.0.
Эмпирическая выборка исследования. Настоящее исследование было проведено среди сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). В исследовании приняли участие 80 сотрудников данной организации 69 сотрудника мужского и 11 сотрудников женского пола.
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В исследовании были изучены особенности интеллектуальной лабильности, а так же как они влияют на структуру личности, в какой степени они проявляется и как они влияют на деятельность сотрудника МЧС, чтобы он мог конструктивно помогать людям, попавшим в экстремальную ситуацию.
Экстремальный характер условий профессиональной деятельности сотрудников МЧС определяет повышенные требования к его физической подготовленности и индивидуально-психологических особенностей. Для сотрудников МЧС с высоким уровнем успешности профессиональной деятельности, названные особенности определяются такими профессионально важными качествами как открытость, проницательность, эмоциональная пластичность, умение контролировать свое поведение и психическое состояние, уверенность в себе, сдержанность и благоразумие и тому подобное. Все эти качества могут быть комплексно рассмотрены как основные компоненты интеллектуальной лабильности. В этом контексте последний выступает в качестве значимого внутреннего фактора успешной профессиональной деятельности работников МЧС.
Нам удалось выявить, каким уровнем интеллектуальной лабильности обладают сотрудники МЧС, работающие на различных должностях, а так же уровнем адаптации с разным уровнем интеллектуальной лабильности.
Выявить, что интеллектуальная лабильность сотрудников МЧС оказывает значимое влияние на степень выраженности диссимуляции и на уровень развития социальной фрустрированности.
Из чего мы делаем вывод, что должность сотрудников МЧС оказывает значимое влияние на уровень развития интеллектуальной лабильности.
Уровень интеллектуальной лабильности сотрудников МЧС оказывает значимое влияние на степень диссимуляции. У сотрудников МЧС с высоким и средним уровнем интеллектуальной лабильности выявлен более высокий уровень развития диссимуляции, а у сотрудников МЧС с высоким уровнем интеллектуальной лабильности наблюдается более низкий уровень выраженности диссимуляции.
Между сотрудниками МЧС с разным уровнем развития интеллектуальной лабильности существует значимое различие по степени выраженности социальной фрустрированности.