Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения профессиональных перспектив молодых сотрудников полиции 7
1.1 Теоретические подходы к изучению профессиональной перспективы как
компонента жизненной перспективы личности 7
1.2 Социально-психологические особенности профессиональной
деятельности сотрудников полиции 19
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональных перспектив молодых сотрудников полиции 26
2.1 Программа исследования 26
2.2 Результаты исследования 33
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 62
Актуальность проблемы исследования. В последние десятилетия в российском обществе были проведены социальные и экономические реформы. Вследствие этого, у людей изменилось миропонимание, ценности, убеждения, представления о нравственности и морали, стремления построения жизни и профессиональной карьеры. Несколько десятков лет общество передавало систему ценностей, норм, направляя людей на собственную выгоду, скорое приобретение высшего качества жизни и удобства. Данный процесс принес изменение и организационной культуры организации органов полиции, и создал сегодняшнюю надобность реформирования организации. В результате долгого неблагоприятного социально-психологического действия на служащих, менялись их представления о профессиональных перспективах, лояльности, преданность организационным целям и ценностям. Одновременно служба в органах полиции стала рассматриваться новобранцами как скорое и легкое зарабатывание денег. В ежегодных обзорах состояние морально- психологического обеспечения служебной деятельности полиции
обнаруживается желание о замене нынешнего содержания будущей профессиональной деятельности в полиции, изменении ценностей, моральных норм, понимания организационного окружения. Таким образом, в настоящее время в условиях протекания замены кадров новым поколением служащих, это может стать успешным началом главных организационных изменений.
Степень изученности проблемы. На современном этапе развития психологического знания, изучение жизненных перспектив личности получило широкое распространение и прошло серьезный путь научного поиска теоретических, методологических оснований для исследования данной проблемы. В настоящее время принято выделять ряд подходов к осмыслению понятия «жизненная перспектива» следующих авторов: Ж. Нюттен, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, К. Левин и Б.В. Зейгарник, Н.Н. Толстых. Сопоставление различных подходов к определению понятия « жизненная перспектива» во многом похожи по смыслу. Так, в работах всех вышеперечисленных авторов рассматриваются представления человека о своем собственном будущем и его содержательных характеристиках.
Но, на наш взгляд, в понимании жизненной перспективы личности нужно выделить ее компонент - профессиональную перспективу личности, потому как ее представления о своем профессиональном будущем определенным образом корректируют ее жизненные цели и актуальные ценности, привносят изменения в ее жизненную перспективу.
В последние годы появились публикации отечественных авторов, в которых уделяется внимание изучению профессиональной перспективы (Ипполитова Е.А., Ральникова И.А..)
И.А. Ральникова предлагает следующее определение понятию «профессиональные перспективы»: это целостная картина
профессионального будущего во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающейся на ценностные ориентации личности и имеющей субъективное мотивационное измерение, которое поддерживает выполнение задач деятельности в сфере карьеры. И.А. Ральникова подчеркивает, что в планировании личностью своего будущего в профессиональной сфере, важную роль играют такие факторы как ценности, ценностные ориентации, мотивы и личностные смыслы.
Через систему перспективных жизненных целей личность имеет возможность жизни осуществления не по какому-то заданному масштабу, а всесторонне. Ее реальный жизненный процесс обретает в такой ситуации динамичный и насыщенный характер, ибо перспективные жизненные цели обладают эффектом стимулирования жизненной энергии и жизненной активности и тем самым повышения продуктивности жизни.
Таким образом, личная профессиональная перспектива приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека.
В условиях реформирования основ социально-экономической и политической систем современной России важнейшее значение имеет деятельность государства по обеспечению правопорядка. Принятие закона «О полиции», вступившего в силу в 2011 году стало новой вехой в истории российских органов внутренних дел, призванной обеспечить дальнейшее поступательное движение российских правоохранительных органов по пути модернизации.
По мнению Д. А. Медведева, создание полиции — это не ребрендинг милиции в полицию, а новый правоохранительный институт, отвечающий всем современным требованиям. Бороться с преступностью в современных условиях невозможно без укрепления правоохранительных органов, их очищения от коррупционеров и предателей, повышения престижа милицейской службы и доверия граждан к органам внутренних дел.
Особую актуальность в этом плане приобретает обращение к историческому опыту, без учета которого невозможно успешно оградить российскую полицию от проникновения криминальных элементов, повернуть вспять кривую роста преступлений в самой полицейской среде. Следует сказать, что в настоящее время происходит формирование принципиально новой правоохранительной структуры. Важнейшей ее деталью является переход к партнерской модели отношений уровня государство — гражданин, общество — личность, усиление общественного контроля деятельности полиции, повышение правовой грамотности и правовой культуры, улучшение социальной защищенности сотрудников полиции и т. д.
В новой модели заложено два основных элемента: общество и полиция. Однако, не общество существует для полиции, а наоборот. Основная функция новой полиции — обеспечение прав, свобод и законных интересов населения в целом и каждого гражданина в частности вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Объект выпускной квалификационной работы - профессиональные перспективы личности.
Предмет - профессиональные перспективы сотрудников полиции.
Цель - особенности содержания профессиональных перспектив молодых сотрудников полиции.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению профессиональных перспектив сотрудников полиции.
2. Описать социально-психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции.
3. Охарактеризовать психологические особенности молодежи.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования профессиональных перспектив молодых сотрудников полиции.
5. Проанализировать и проинтерпретировать результаты
эмпирического исследования.
6. Осуществить практическое применение результатов исследования.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, профессиональные перспективы молодых сотрудников полиции характеризуются направленностью на ближайшее будущее, опорой на материальные ценности, противоречивостью эмоционального отношения к собственному профессиональному будущему, а также целеустремленным отношениям к целям и исполнительностью.
2. Скорее всего, профессиональные перспективы сотрудников полиции среднего возраста характеризуются направленностью на средне удаленное будущее, опорой на собственное здоровье, уважение и материальную достаточность, эмоциональную направленность в основном на жизненные цели, а так же развитым навыком самоорганизации и настойчивости.
Теоретико-методологическими основаниями работы выступили:
- взгляды на природу профессиональных перспектив Е.И. Головахи;
- подход к выделению измерений профессиональных перспектив И.А. Ральниковой;
- работы по изучению психологических особенностей сотрудников полиции занимались А.Г. Караяни и В.Л. Цветков.
В работе применялся следующий комплекс методов исследования: анализ вторичных источников по проблеме исследования; анкетирование, методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова); метод мотивационной индукции (ММИ) Ж. Нюттена, шкала временных установок (ШВУ) Ж. Нюттена, опросник самоорганизации деятельности, опросник 5 жизненных целей, статистические меоды обработки данных (критерий U-Манна-Уитни, факторный анализ, корреляционный анализ).
Выборка исследования. В исследовании приняли участие сотрудники полиции МО МВД России «Рубцовский» (Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Рубцовский») с различным стажем работы. Из них 20 молодых сотрудников в возрасте до 30 лет со стажем работы до 3 лет и 20 сотрудников со стажем работы выше 3 лет и старше 30 лет.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога полиции по профилактике и коррекции профессиональных перспектив сотрудников полиции.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 65 источника. Текст работы содержит иллюстрационный материал (рисунки и таблицы).
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические подходы к изучению профессиональной перспективы как компонента жизненной перспективы личности, выделены психологические особенности профессиональной деятельности полицейских, разработана и апробирована программа эмпирического исследования профессиональных перспектив сотрудников полиции молодого и среднего возраста.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональные перспективы, являющиеся одной из подсистем жизненной перспективы, представляют собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, связанные с более или менее отдаленным будущим. Перспективы профессиональной деятельности могут деформироваться под влиянием экстремальных ситуаций, что выражается в негативном, противоречивом отношении человека к собственному будущему, его слабой событийной насыщенности, низкой стратегичности и реалистичности профессионального планирования, неуверенности в осуществлении задуманного. Для труда полицейских также характерна степень личного риска, повышенная ответственность. Таким образом, видим, что изучение профессиональных перспектив сотрудников полиции, возможное при помощи единства четырех измерений (ценностно-смыслового, эмоционально-оценочного, когнитивного, организационно-деятельностного) важно, потому как от заинтересованности полицейских в своем профессиональном будущем зависит эффективность их труда.
2. Профессиональные перспективы молодых сотрудников полиции характеризуются ориентацией на ценности, связанные с деньгами, помощью людям и карьерным ростом. Данная группа полицейских планирует свою профессиональную деятельность лишь на ближайшее будущее и представляет ее в положительном свете.
3. Профессиональные перспективы полицейских среднего возраста, характеризуются наличием ориентации на сферу здоровья, показатели которого выше в сравнении с первой группой, ориентацией на средне удаленное будущее и противоречивым отношением к профессиональному будущему.
4. В качестве практического применения результатов исследования была разработана программа психологического тренинга, направленного на оптимизацию процесса профессионального планирования для молодых сотрудников полиции (приложение 4).
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи, поставленные в работе, решены, цель достигнута. Данная работа может использоваться в изучении профессиональных и жизненных перспектив представителей профессий, связанных с ситуациями повышенного риска.
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 112-145.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. С. 299
3. Ананьев, Б.Г. Психология человека / Б.Г. Ананьев - СПб.: Питер, 1997. С. 13-21.
4. Анцыферова Л.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях // Психологический журнал. 1996. Т. 12. №1. С. 3-15.
5. Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагания в мыслительной деятельности / Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №3. С. 16 - 25.
6. Бовин Б.Г., Мягких Н.И., Сафронов А.Д. Классификация основных видов деятельности в системе МВД России и критерии психологической пригодности к службе и учебе. - М.: МВД РФ Научно-исследовательский центр проблем медицинского обеспечения, 1997. С. 90-165
7. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы личности. / Л. И. Божович. - М. : Академия, 2012. С. 212
8. Бороздина, Л. В. Возрастные изменения временной
трансспективы субъекта / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. - 2008. - № 2. - C. 87-98.
9. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. 1999. - № 11. - С. 81- 89.
10. Буданов А.В. Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. - М.: ГУК МВД России, 1994. С. 109-131.
11. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. С. 263-269.
12. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.
Киев, 1984. С. 207-211.
13. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е.И. Головаха. - Киев, Наукова думка, 2011. С. 366-370.
14. Головаха, Е.И., Кроник, А.А. Понятие психологического времени / Категория материалистической диалектики в психологии. - М.: Педагогика. -1988. С. 199-215.
15. Гурова, О.С., Ральникова, И.А. Проблема изучения жизненных перспектив личности как системного образования на примере исследования представлений о будущем участников локальных войн // Личность: психологические проблемы субъектности. - Барнаул, 2005. - С. 230-244.
16. Дегтяренко Т.А. Основные направления профессиональной психологической подготовки личного состава ОВД МВД России. - М.: ДКО МВД РФ, 2005. С. 23-71.
17. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2002. С. 27-33.
18. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» с изменениями и дополнениями.
19. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф Зеер. - М.:
Академический проект, 2008. С. 456-458.
20. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981. С. 218-298.
21. Зимбардо Ф. Психология временной перспективы. Санкт-
Петербург. - 2008. С. 111-117.
22. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств
деятельности. // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С 352-359.
23. Климов Е.А. — «Психология профессионального
самоопределения» : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов . - 4-е изд., стер. - М. ..Издательский центр «Академия», 2010. С 355¬359.
24. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов.- М.. Культура и спорт, юнити, 1997. С. 295-299.
25. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека: сб. науч. трудов. Черновцы, 1991. С. 5-15.
26. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. С. 252-259.
27. Кочнева Е.М. Концептуальные основы подготовки студентов к проектированию будущей профессиональной деятельности. Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2013. С. 156-161.
28. Краснорядцева О.М. Рефлексия как условие актуализации мотивопорождающих смыслов в процессе профессиональной подготовки // Психология обучения. 2008. №8. С 22-27.
29. Кроник A.A. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 149-152.
30. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001. С. 76-81.
31. Левин К. временная перспектива и моральное состояние // гражданское общество. Н. Ю.,1942. С. 88-92.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 2007. С. 396-401.
33. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М; Воронеж, 1996. С. 111-116.
34. Лотова И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы: Дисс. . докт. психол. наук: 19.00.13 М., 2004. С. 30¬36.
35. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №4. С. 54-65.
36. Марьин М.И., Шестаков А.Г. Профессиональная
психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. - Махачкала: ГУК МВД России, МВД Республики Дагестан, 2003. С. 39-55.
37. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2006. С. 357-359.
38. Мягких Н.И., Шутко Г.В., Колос И.В., Кислов А.Н. Методические указания «Факторы «группы риска» и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в ОВД и учебу в образовательные учреждения системы МВД России». - М.:ГЦПД МВД РФ, 1999. С. 89-95.
39. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / О.Г. Носкова; под ред. Е.А. Климова. - М. Издательский центр «Академия», 2013. С. 386-390.
40. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. С. 81-84.
41. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и
экстремальных ситуациях. М., 2008. С. 288-291.
42. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. С. 98-101.
43. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 2010. С. 255-259.
44. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: «Академия», 2007 . С. 32-33.
45. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное
самоопределение. — М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 131-137.
46. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. М. ; Минск, 2001. С. 422-428.
47. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности
(психологический контекст) : монография. Барнаул, 2002. С. 152-162.
48. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения: монография. Барнаул, 2012. С. 286-289.
49. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - №2/1 (69). - С. 60-62.
50. Ральникова, И.А., Гурова, О.С., Ипполитова, Е.А. Психология жизненного пути человека : учебное пособие // И.А. Ральникова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. С. 237-240.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1. С. 293-300.
52. Сергиенко Е.А. Психология субъекта: поиски и решения // Психологический журнал. 2008. - Т. 29. - №2. - С. 16-26.
53. Серый A.B. Система личностных смыслов : структура, функции, динамика // под ред. М.С. Яницкого. Кемерово, 2004. С. 272-277.
54. Соловьева C.JI. Психология экстремальных состояний. СПб., 2003. С. 128-131.
55. Сохан, Л.В. Жизненный путь личности / Л.В. Сохан. - М.: Смысл, 2012 - С. 281-290.
56. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 1999. С. 460-463.
57. Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии, 1984, № 3 С.79 - 89.
58. Туманов В.Т. психология готовности сотрудника ОВД к действиям в экстремальных условиях. - Домодедово: РПК МВД России, 1996. С. 12-47
59. Fraisse P. Psychologic du temps. Paris, 1957. С. 19-25.
60. Gjesme, Т. (1996). Будущее-время ориентации и мотивации // т. Gjesme, р. Nygerd (ЭЦП.) Успехи в мотивации. - Осло - Стокгольм - Copengagen - Оксфорд - Бостон. С. 41-47.
61. Lens W., Paixao M., Herrera D., Grobler A. Future time perspective as a motivational variable : content and extension of future goals affect the quantity and quality of motivation // Japanese psychological research. 2012. Vol. 54. N3. С. 321-333.
62. Lewin K. Time perspective and morale // Civilian morale. N.Y., 1942. С. 19-27.
63. Nuttin J.R. The time perspective in human motivation and learning: proceedings of 17-th international congress of psychology. Amsterdam, 1964. С. 23-27.
64. Zaleski Z. Personal future in hope and anxiety perspective // Psychology of future orientation. Lublin, 1994. С. 83-91.