Глава 1. Теоретические подходы к пониманию феномена готовности к деятельности 7
1.1 Готовность к профессиональной деятельности 7
1.2 Профессионально важные качества в обеспечении готовности к
профессиональной деятельности 10
1.3 Когнитивные процессы, обеспечивающие готовность к профессиональной
деятельности сотрудников МЧС 14
Глава 2. Эмпирическое исследование когнитивных процессов как параметра оценки на разных стадиях профессионализации сотрудников МЧС 20
2 . 1 Организация исследования когнитивных процессов как параметра оценки на разных стадиях профессионализации сотрудников МЧС 20
2.2 Анализ результатов исследования когнитивных процессов как параметра оценки на разных стадиях профессионализации сотрудников МЧС 25
Заключение 44
Список литературы 45
Приложение 51
Актуальность обоснована тем, собственно, что работники МЧС не владеющие необходимыми когнитивными возможностями, не лишь только важно подольше завладевают данным обликом работы, но и трудятся ужаснее иных, почаще допускают промахи, владеют наименьшей надежностью. Когнитивные процессы служащих МЧС разрешает им больше действенно использовать усвоенные способности, брать на себя адекватные заключения в быте недостатка времени, действенно работать в экстремальных обстановках.
Компетентная эффективность работника во многом детерминирована состоянием ведущих когнитивных процессов, к коим относятся: память, забота, мышление, разум и восприятие работника
Находясь в среднем нормативном разбросе, эти характеристики отличаются по их значениям, сочетаниям у всякого определенного работника. Когнитивные процессы имеют все шансы переменяться под действием конкретных моментов, в количестве и на различных стадиях профессионализации служащих МЧС.
Умелый психический отбор в системе МЧС РФ исполняется в целях обеспечения высококачественного комплектования структурных отрядов, профилактики досрочной утраты самочувствия под воздействием все возможных моментов проф. вредности, исследует более нередко встречающиеся формы отклоняющегося поведения у служащих и дает ансамбль научно-методических, организационных и практических событий, нацеленных на социально-психологическое исследование личности, интенсивное выявление и оценку персональных индивидуальностей психологического и физиологического становления.
Выполнение задач по ликвидации пожара в значимой степени ориентируется работой пожарных расчётов и во многом находится в зависимости от личных свойств, проф. и психической подготовленности, готовности к работы в экстремальных обстановках (А. В. Шленков, В. Л. Зверев, А. Б. Дмитриева)
Установлено, собственно, что недостающая компетентная готовность служащих МЧС РФ приводит к срыву выполнения ими казенной задачки, объединяет на нет их проф. познания, умения и способности. Триумф работы служащих МЧС РФ в критериях влияния не очень благоприятных моментов при выполнении казенных задач во многом находится в зависимости от их готовности к подобный работы (А. В. Шленков).
Ситуация исследования мастерски весомых свойств в «отечественной и забугорной психологии» дискуссируются абстрактные положения, а еще изучения российских и иностранных научных работников, приуроченных к сути и структуре мастерски весомых свойств (В. Анри, В. А. Бодров, Ф. Гизе, Б. Ф. Ломов)
Объект - когнитивные процессы.
Предмет - особенности требованиям к когнитивным процессам как профессионально важным сотрудникам МЧС на разных стадиях профессионализации.
Цель: профиль когнитивных процессов сотрудников МЧС на разных стадиях профессионализации.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Теоретический анализ источников по проблеме психологическая готовность к деятельности сотрудников МЧС, выделение предпосылок исследования когнитивный блока психологическая готовность к деятельности сотрудников МЧС.
2. Организация исследования когнитивных процессов, обеспечивающие готовность к профессиональной деятельности сотрудников МЧС.
3. Сравнительный анализ структуры профиля когнитивных процессов сотрудников МЧС на разных должностях и стадиях профессионализации.
4. Выделение профиля когнитивных процессов сотрудников МЧС на разных стадиях профессионализации.
Гипотезы:
1. Психологическая готовность к работе служащих МЧС подразумевает когнитивный блок: свойства, обеспечивающие восприятие, переработку и сбережение инфы, важной для выполнения проф. работы. В зависимости от должности эти свойства станут специфичны.
2. Динамическая конструкция состояния психической готовности к трудным обликам работы станет проявляться в различиях профиля когнитивных процессов служащих МЧС на различных стадиях профессионализации.
Теоретико-методологические основания:
• Концепция профессионального развития личности (Е.А. Климов);
• Понятие профессионально важных качеств было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым;
• Теории негативного реагирования человека на стрессогенные ситуации (Лебедев В.И., Александровский Ю.А);
• Положения о дестабилизирующих проявлениях и состояниях эмоционального реагирования в кризисных ситуациях (Авруцкий Г.Я., Недува А.А.);
• Исследования специфики готовности к профессиональной деятельности сотрудников МЧС Ю.А. Дежкина, И.Н. Панкин, готовности к деятельности в экстремальных ситуациях (А. В. Шленков, В.Л. Зверев, А.Б. Дмитриева);
• Выделение когнитивного блока ПВК сотрудников МЧС (Осипов А.В., Арапов Е.Д).
Методы исследования. Для проведения исследования были выбраны следующие методы:
1. Теоретический анализ источников.
2. Методы сбора и фиксации данных:
• Тест возрастающей трудности (30 заданий) (Дж. Равен);
• Методика «моторная проба» (Шварцландер);
• Методика «оперативная память» (А.Р. Лурия);
• Методика «память на образы»
• Методика «память на числа» (Дж. Миллер);
• Методика «Простые аналогии» (У. Гордон);
• Проба на «ассоциативную память»
3. Методы математико-статистической обработки данных:
• Дисперсионный анализ.
Эмпирическая выборка исследования
Сотрудники Федерального Казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Алтайскому краю, мастер-пожарный, водитель автомобиля (пожарного), командир отделения, начальник караула, диспетчер связи.
В исследовании принимали участие сотрудники МЧС, занимаемые следующие должности: мастер-пожарный, водитель автомобиля (пожарного), командир отделения, начальник караула, диспетчер связи, 65 сотрудников, в возрасте от 25 до 59 лет, со средним стажем 12 лет.
В предоставленной работе были исследованы когнитивные процессы, обеспечивающие готовность к проф. работы служащих МЧС.
Выделен профиль когнитивных процессов служащих МЧС на различных стадиях профессионализации, и свойства обеспечивающие восприятие, переработку и сбережение инфы, важной для выполнения проф. работы.
Индивидуальность предоставленной сферы работы предъявляет особенные запросы готовности к проф. работе.
1. Арапов, Е.Д. Программа тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны / Е.Д. Арапов. - М.: ВНИИПО, 1972. - 110 с
2. Бабушкин Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена. - Омск: Изд-во Сиб ГУФК, 2006. - С. 77-80
3. Батаев В.В. Типы социально-психологической адаптации //
Психопедагогика в правоохранительных органах - 1999 - № 3 - 28 с.
4. Беляева Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. -М.: 2001. С. 531-533.
5. Бовин Б.Г., Мягких Н.И. Основные вилы деятельности и психологическая пригодность к службе в системе внутренних дел. -М.: 1997.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
7. Блохина В. П., Витенко И. С., Спирина И. Д., Лиса Г. И., Кетков Д. Ф. Общая и медицинская психология (практикум). - Донецк, АРТ-ПРЕСС, 2002.176с.
8. Горанина Н.С., Маричева М.А., Шленков А.В.Методы оценки уровня психологической подготовки сотрудников МЧС России к действиям в экстремальных условиях (учебно-методическое пособие). СПб.: СПб И ГПС МЧС России, 2005. С 109 4.5 п.л
9. Горанина, Н.С. Методы оценки уровня психологической подготовки сотрудников МЧС России к действиям в экстремальных условиях: учеб. - метод, пособие/ Н.С. Горанина, М.А. Маричева, A.B. Шленков.-СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.- 109 с.
10. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика
функциональных состояний. -М.: Изд-во МГУ, 1992. - 192с.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. БГУ, 1985. Т. 120.
12. Дружинин В.Н. Учебник для гуманитарных вузов Санкт-Петербург 2001.
13. Дебольский М.Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. -М.: 2001. С. 312-324
14. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата псих. Наук. - С-Пб.: РГПУ, 2008.
15. Дежкина, Ю.А. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны / Ю.А. Дежкина // Институционализация социально-экономического развития региона материалы Всероссийской научно-практической конференции (Набережные Челны, 10-11 ноября 2006г) -Казань Изд-во Казанского Государственного университета им В.И.Ульянова-Ленина, 2006 - С 139-143 0,4 п л
16. Дежкина, Ю. А. Психологическая характеристика профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны в условиях риска / Ю.А. Дежкина // Сборник научных трудов Национального института имени Екатерины Великой - М Изд-во НИЕВ, 2007 -С 101-103 0,3 п л
17. Дежкина, Ю.А. Изучение профессионально важных качеств сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации / Ю.А. Дежкина // Вестник Университета / Государственный университет управления. Серия: Социология и управление персоналом. - 2007. - No 10 (36). - С. 52-55.0,4 п.л.
18. Эстак А.Л. Личность военнослужащего в стрессовых условиях действительности // Военное время. - 2006. - № 4. - С. 6.
19. Дежкина Ю.А. Анализ результатов исследования связей психологических характеристик сотрудников пожарной охраны в процессе профессионализации / Ю.А. Дежкина // Психология зрелости и старения 2008 -No 1 (41) - С 114-124 0,6пл.
20. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е. - М.: 2001. - 256 с.
21. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.
22. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. - М.: Наука, 1966. - 114 с.
23. Зайцев А. Н. Методика оценки готовности сотрудника МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях // III Межведомственная науч.-практ. конф.: Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации (17 апреля 2009 года). - Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России,
2009.
24. Иванников В.А. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал 1990 №3
25. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - Спб.: изд-во Питер, 2003.12. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - М:. 2005.
26. Ильина Е.С. Экстремальная профессия - сотрудник УИС // Развитие личности. 2002. № 4. С. 169-173. С. 171
27. Ковтун В.Н. Организационные проблемы становления и функционирования психологической службы ИТУ // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. Домодедово, 1996. С.
28. Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - Минск, 1985.
29. «Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия», М.: Ломоносовъ, 2011.
30. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 221 с
31. Кузнецов В.В., Солнцев В.О., Шленков А.В. Принципы психологического обеспечения в кадровой работе при приеме кандидатов в ГПС МЧС России// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России № 2 (9) 2005. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005С85-91./0,3 п.л.
32. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2011. - № 12.
33. Козубовский В.М. Общая психология. Познавательные процессы. 2004.
34. Лаухина, И.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в период профессионального становления: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ И.В. Лаухина; СПб УГПС МЧС России.- СПб.,2009.- 23с.
35. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. докт. дис. Л., 1982.
36. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 16—24.
37.3.Маркова А.К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г. с. 84.
38. Марьин М.И., Ловчан С.И., Иванихина И.В. и др. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы»: Методическое пособие / Под ред. Мешалкина Е.А.. - 2-е изд. - М.: ВНИИПО, 1998. - 101с.
39. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов-на-Дону, 2009
40. Общее учение об установке Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.
41. Платонов К.К. О системе психологии. -М.: 1972.
42. Панкин И.Н. Личная безопасность сотрудников внутренних дел: тактика и психология безопасной деятельности. -М.: 1996.
43. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МЧС России: пособие / ред. М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков и др.. - Mi: ВНИИПО, 1998. - 132 с.
44. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
45. Психологический словарь, 1983, с. 353.
46. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. - М.: ВНИИПО, 2003. - 148с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-284с.
48. Самонов А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях / А.П.
49. Фонарев, А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А.Р. Фонарев// Вопросы психологии. - 2004,- № 6.- С. 72-83.
50. Чичикин В. Профессиональная готовность и ее измерение // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 491-492.
51. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.с86-87; с144.
52 . Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: изд-во Логос, 1996.
53. Шойгу Ю.С. Профессиональный психологический отбор курсантов вузов МЧС России будущих спасателей: обоснование психодиагностического инструментария: автореф.дис. канд. психол. наук : спец 05.26.02 /Безопасность в ЧС/ - СПб., 2003.
54. Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Дисс. На соиск. Ученой степени доктора псих. Наук. - С-Пб.: 2009.
55. Шленков А. В. Концептуальные подходы профессионального психологического отбора в определении профессиональной пригодности и поведения сотрудников ГПС МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2010. - № 3 (8).
56. Шленков, A.B. Психологическая подготовка личного состава ГПС МЧС России: Монография/ А.В.Шленков. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России,
2010. - 84 с.
57. Шленков, А.В. Психологический контроль и коррекция негативных психических состояний у сотрудников ГПС МЧС России/ А.В. Шленков // Вестник психотерапии Международного института резервных возможностей человека.-2005.-№13 (18).-С. 76-88.
58. Шленков, А.В. Психологическое сопровождение кадровой работы в Государственной противопожарной службе МЧС России: учеб.-метод. пособие/ А.В. Шленков.- СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004,- 245 с.
59. Шленков А.В. Методы профессионального психологического отбора в структурные подразделения МЧС России (учебно-методическое пособие). СПб.: СПб ИГПС МЧС России, С 263 2004.