Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое здоровье семей подростков с девиантным поведением

Работа №90007

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологический анализ подходов к феномену психологического здоровья семьи, воспитывающей подростка с девиантным поведением 9
1.1 Анализ теоретико-методологической основы исследования
психологического здоровья семьи 9
1.2 Девиантное поведение в подростковом возрасте как социально-психологическое явление 15
1.3 Психологическое здоровье семьи и девиантное поведение подростков, как
взаимовлияющие факторы 30
Глава 2. Эмпирическое исследование роли девиантного поведения
подростков в психологическом здоровье семьи 39
2.1 Программа эмпирического исследования 39
2.2 Анализ результатов исследования 41
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложения 60


Актуальность исследования. Психологическое здоровье семьи является важной интегральной характеристикой. Ребенок находится в семье с самого рождения и на протяжении большей части своей жизни, он состоит в семейных связях, что влечет за собой непосредственное влияние семейных отношений на развитие и социально-психологическую активность личности в целом. Личность, в первую очередь, формируется в семейных отношениях и важное влияние оказывает состояние психологического благополучия семьи, либо ее неблагополучие в контексте взаимоотношений. Семья закладывает нормы и правила поведения и определяет адекватность регуляции поведения в различных ситуациях, а также душевное состояние индивида, его психологическое здоровье. Следовательно, состояние психологического здоровья семьи целиком складывается из взаимоотношений всех ее членов.
В современном обществе особое внимание уделяется подростковому возрасту и особенностям его протекания, актуальность изучения сосредоточенно на девиантном поведении в подростковом возрасте. Внимание исследователей привлекает семья и определение того, что может формировать новые формы отклоняющегося поведения.
Психологическое здоровье - это показатель, нетождественный таким понятиям, как «психическое здоровье» и «социально психологический климат». Психологическое здоровье не затрагивает многие составляющие социально-психологических явлений семьи. Данный показатель является индикатором адекватности протекающих в семье социально¬-психологических отношений.
Анализ теоретических подходов позволяет сделать вывод о том, что психологическое здоровье семьи зависит от физического и психологического здоровья каждого из ее членов. Понятие психологического здоровья является многокомпонентным, поэтому, под психологическим здоровьем, подразумевают психологические аспекты психического здоровья (то, что относится в целом к личности, образует тесную взаимосвязь с высшими проявлениями духа человека). В общем виде, психологическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек способен адекватно осуществлять свою жизненную жизнедеятельность, противостоять стрессам и реализовывать свой собственный потенциал. Психологическое здоровье семьи - это обобщенный, комплексный показатель, при нарушении которого хотя у одного из членов семьи, общий уровень психологического здоровья семьи так же будет подвержен изменениям.
Степень разработанности проблемы.
В целом, изучением психологического здоровья семьи стали глубоко заниматься в последние десятилетия, проблематика исследования психологического здоровья представлена в работах представителей психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, А. Фрейд и другие). Согласно их взглядам, психическое здоровье и его нарушение напрямую зависит от индивидуальной социализации. В.А. Ананьев рассматривал психологическое здоровье, как условие для самовоплощения человека, а также, согласно данному подходу психологическое здоровье влияет на физическое здоровье человека. В.И. Слободчиков определяет психологическое здоровье, как систему, включающую в себя аксиологический, инструментальный и потребностно - мотивационный компоненты. То есть, психологически здоровый человек должен обладать ценностями своего «Я» и других людей, владеть рефлексией, как средством самопознания и иметь потребность в саморазвитии.
В.С. Торохтий определяет психологическое здоровье семьи, как комфортное, эмоционально окрашенное состояние функционирования семьи. Согласно его исследованиям, психологическое здоровье может оказывать влияние на формирование девиантного поведения у подростков.
Феномен девиантного поведения изучается достаточно широко. В психологии девиантному поведению уделяли внимание такие авторы, как
З. Фрейд, А. Адлер, Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби, М. Малер, Эдвард Ли Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А.В. Хомич и многие другие. Представители психоанализа рассматривали отклоняющееся поведение на основе прошлого опыта, полученного человеком в детстве. Психологические характеристики девиантных подростков рассматривали Г.Д. Шмидт, В.Ф. Пирожков. В.Д. Менделевич определил понятие социальной нормы. Ю.А. Клейберг так же дает определение девиантному поведению, как отклонению от социальных норм, при этом относит к нему не только деструктивное, делинквентное и асоциальное, но и социальное творчество.
Объект исследования: психологическое здоровье семьи.
Предмет исследования: психологическое здоровье семьи,
воспитывающей подростка с девиантным поведением.
Цель исследования заключается в изучении особенностей структуры и компонентов психологического здоровья в семьях с девиантными подростками
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1. провести теоретико - методологичекий анализ существующих подходов к исследованию психологического здоровья в семьях, воспитывающих подростков с девиантным поведением;
2. изучить структуру психологического здоровья семьи, воспитывающей подростка;
3. составить программу эмпирического исследования и подобрать методики для изучения психологического здоровья семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, по результатам которого сформировать выборку семей с подростками с девиантным поведение и родителей подростков не имеющих склонности к девиантному поведению.
4. составить психопрофилактическую программу по гармонизации психологического здоровья семьи подростка с девиантным поведением.
В результате изучения теоретического материла, были сформированы следующие гипотезы исследования, которые строились на предположении о том, что:
1. стиль поведения родителей, изменения в социальных ролях членов семьи, будет оказывать существенное влияние на детско-родительских отношениях, а также может способствовать формированию в подростковом возрасте склонности к девиантному поведению, и проявляться в воспитательной неуверенности;
2. вероятно содержательные характеристики психологического здоровья в семьях с девиантными подростками дадут структурные изменения, отражающиеся в социально-ролевой адекватности, что возможно изменит ролевую структуру семьи.
Теоретико-методологическими основаниями работы явились:
- теория психологического здоровья В.С. Торохтий
- концепция девиантного поведения подростков Ю.А. Клейберг
- концепция психического развития Д.Б. Эльконина;
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования психологического здоровья семей подростков с девиантным поведением;
2. Методы сбора эмпирических данных (психологическое тестирование: с целью диагностики девиантного поведения был использован диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений, разработанный в Санкт-Петербурге в военно-медицинской академии, на кафедре психиатрии); для диагностики психологического здоровья семьи мы применили методики В.С. Торохтия «Функционально-ролевая согласованность», «Адаптивность в микросоциальных отношениях» и «Эмоциональная удовлетворенность».
3. Методы математике - статистической обработки данных - анализ достоверности различий (U- критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона с использованием программы компьютерной обработки «SPSS 23.0».
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 8-9 классов (с письменного согласия родителей) МБОУ «Лицей №73», МКОУ «Березовская СОШ».
В ходе обработки данных, на основании методики ДАП-П были сформированы две независимые группы семей - группа семей подростков со склонностью к девиантному поведению и группа семей, воспитывающих подростков, не имеющих склонности к девиантному поведению. В каждой группе было выделено 25 семей с детьми подросткового возраста. Критерием для формирования выборки послужила методика ДАП - П, которая определяет наличие/отсутствие склонности к различным формам девиантного поведения.
В ходе беседы с психологами школ было подтверждено, что часть семей являются неблагополучными, а подростки, набравшие высокие баллы по шкалам методики ДАП - П состоят на учете у школьных психологов из- за нарушения правил поведения.
Семьи с подростками без склонностей к девиантному поведению являются благополучными: 17 полных семей и 8 неполных семей.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на научной конференции:
- XX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (АГГПУ им. В.М. Шукшина, Бийск, 27 апреля 2018 г.);
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2019).
Опубликованы материалы исследования:
Материалы исследования были представлены на научной конференции:
- XX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (АГГПУ им. В.М. Шукшина, Бийск, 27 апреля 2018 г.), по результатам участия была опубликована научная статья «Девиантное поведение подростков в контексте детско-родительских отношений. Наука и образование: проблемы и перспективы» // Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во время проведенного исследования были проанализированы теоретико - методологические исследования подходов к психологическому здоровью в целом, к психологическому здоровью семьи, а также к девиантному поведению в подростковом возрасте. Были изучены подходы к взаимосвязи между психологическим здоровьем семьи и девиантным поведением подростков. Был подобран диагностический инструментарий к изучению данных феноменов. Было сформировано две независимых группы исследуемых семей и проведен анализ различий показателей психологического здоровья в данных семьях. На основании исследования, выявили структурные изменения в компонентах психологического здоровья семьи и нашли взаимосвязь между девиантным поведением подростков и психологическим здоровьем.
В ходе исследования, нами была подтверждена гипотеза о структурных изменениях психологического здоровья семьи, воспитывающей подростка с девиантным поведением.
Следовательно, психологическое здоровье семьи взаимосвязано с девиантным поведением подростка, воспитывающейся в данной семье, а также, выявлено, что уровень склонности к девиантному поведением повышаясь, будет ухудшать психологическое здоровье семьи и наоборот.
По результатам эмпирического исследования, была составлена психопрофилактическая программа по работе с семьей «Гармонизация психологического здоровья семьи подростка с девиантным поведением». Комплекс мероприятий позволяет стабилизировать и выявить причины низкого уровня психологического здоровья семьи, для включения ее в нормальное, адаптивное состояние, и адекватно функционирование в обществе.



1. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: "Класс", 1999. 208 с.
2. Ананьев В.А. Психология здоровья. Спб: Речь, 2006. 384 с.
3. Артемьева В.В. Семья подростка с девиантным поведением как объект психологического воздействия // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 2. С. 7-11.
4. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности // Избранные труды по психологии личности. Т. 2 / под ред. Л.А. Коростылевой, Г.С. Никифорова. СПб.: Алетейя, 1999. 283 с.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
6. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение. М.: Флинта, 2000. 88 с.
7. Варга А. Введение в системную семейную психотерапию. М.: ЛитРес, 2015. 240 с.
8. Верховцев А.Ю. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения в процессе социализации учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Вестник МГТУ, 2008. № 1. С. 155-162
9. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004, 160 с.
10. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие. Спб.: Филиал Института социологии РАН, 1993. 167 с.
11. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними /Народное образование, 2002. № 6. С. 98.
12. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие. М.: Просвещение, 1991. 158 с.
13. Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях: учеб. пособие / отв. ред. М. С. Игнатенко. РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 184 с.
14. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. 132 с.
15. Демина, Л.Д. Психологическое здоровье и психологическая культура личности в структуре профессиональной подготовки студентов в вузе// Вестник Алтайской науки: Проблемы социологии и психологии, 2006. №2. С. 101-108.
16. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования, 2009. №3(20). С. 17-21.
17. Егорова У. Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2013. № 2. С. 964-968.
18. Захарова Г. И. Особенности детско-родительских отношений в семьях подростков с девиантным поведением // Наука ЮУрГУ Материалы 69-й науч. Конф, 2017. С. 440-448.
19. Зеленцова Т.В. Психологическое здоровье личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Ч. III. Новосибирск: СибАК, 2011.
20. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения): учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику. М.: Academia, 2006. 288 c.
21. Ильин Е.П. Психология взрослости. Спб.: Питер, 2012. 544 с.
22. Каменская В.Г. Психологическое здоровье и социальная адаптация. Сборник материалов / под ред. Каменской В.Г. СПб: «7 Студия РИК», 2009. 382 с.
23. Капустин С.А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании. М.: Когито-Центр, 2014. 240 с.
24. Карабанова О.А. Дисгармоничность детско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Защити меня, 2014. №4. С. 46-51.
25. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999. 301 с.
26. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. М.: Сфера: Юрайт, 2001. 160 с.
27. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
28. Кремнева Т.Л., Ю.А. Кадурина Методы и формы работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением // Лучшая научная статья 2018: сб. ст. XVII Междунар. науч.-исследовательского конкурс / отв. ред. Г. Ю. Гуляев, 2018. С. 259-263.
29. Кузин А. Ю. Стратегический и краткосрочный подходы в консультировании семей, обратившихся по поводу проблем поведения подростков // Семейная психология и семейная терапия, 2013. № 1. С. 55-65.
30. Кушка М.Г. Девиантное поведение подростков как искажение семейного воспитания // Kant, 2018. No2(27). С. 98-102.
31. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 259 с.
32. Лозовенко А.С., Коноплева И.Н. Стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением // Психология и право, 2012. № 2. С. 33-43.
33. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2008. 224 с.
34. Мартюшов В.Ф. Социальная релевантность адаптации. Тверь: ТГТУ, 2005. 103 с.
35. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А.
М. Татлыдаевой; Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. Спб.: Издат. группа «Евразия», 1997. 430 с.
36. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 398 с.
37. Менделевич В.Д Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. Спб.: Речь, 2005. 445 с.
38. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. С. 256.
39. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 263 с.
40. Никитская Е.А. Работа школы с семьей подростка девиантного поведения // Социальная педагогика, 2011. № 2. С. 33-38.
41. Никитская Е.А. Родительский клуб как форма работы с семьями проблемных подростков // Народное образование, 2011. № 1 (1404). С. 251-254.
42. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для. СПб.: Питер, 2006. 607 С.
43. Николаев Е.Л, Захарова, А.Н. Психическое здоровье населения на постсоветском пространстве: кросскультурный подход (Гомель, 15 - 16 мая 2014 года): материалы/ Гомель.: Гом ГМУ, 2014. С. 174 - 176.
44. Чаадаева Е.В. Опыт системной психотерапии семьи, имеющей подростка с девиантным поведением// Вестник науки, 2019. № 2 (11). С. 177¬186.
45. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.
46. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для академического бакалавриата; под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. Москва: Юрайт, 2018. 327 с.
47. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте: учеб. пособие // Саратов: Вузовское образование, 2015. 235 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/29300.html (дата обращения: 13.03.2019).
48. Перетолчина Д.С. Семья и отклоняющееся поведение подростков // Семейная психология и семейная терапия, 2012. № 1. С. 90-95.
49. Пономарева Д.И., Пономарева Е.А. Особенности социализации агрессии у несовершеннолетних правонарушителей // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. Ростов-н/Д: КРЕДО, 2007. С. 62.
50. Пономарева Д.И., Пономарева Е.А. Социально-психологические факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования, 2018. № 1А. С. 14-21.
51. Психологическое здоровье и социальная адаптация / Сборник
материалов; под ред. Каменской В.Г. СПб: «7 Студия РИК», 2009. 382 с
52. Птичкина Е.Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 119 с.
53. Романова Е.С., Макшанцева Е.С. Психологическая помощь семьям, воспитывающих подростков с девиантным поведением // Человеческий капитал, 2018. № 6 (114). С. 77-91.
54. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. 384 с.
55. Санникова А.И. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №4. С. 251-254.
56. Сапрыкина К. В. Особенности взаимоотношений девиантных подростков с родителями // Психотерапия. 2012. № 12. С. 53-56.
57. Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии, 1998. № 6. С. 3-17.
58. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопр. Психол, 2000. № 3. С. 3-13.
59. Снимщикова Э. В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития, 2009. №2. С. 17-25.
60. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М.: Московский университет, 1988. 200 с.
61. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. зав. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 560 с.
62. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. М.: МГСУ «Союз», 2000. 152 с.
63. Торохтий В.С., Прохорова О. Г. Психологическое здоровье семьи (Учебно-методическое пособие). - М.: Каро, 2008. 160 с.
64. Торохтий В.С. Семейная инфраструктура: состояние и перспективы развития / /Семья в России, 1999. №1-2. С. 54-61.
65. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
66. Фрейд З. Введение в психоанализ. Донецк: Сталкер, 1999. 416 с
67. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ACT, 2006. 571 с.
68. Хисматуллина З.Н. Принцип деятельности в социальной адаптации детей-инвалидов // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 4. С. 105
69. Хорни К. Психоаналитическая терапия; общ. редакция В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. 371 с.
70. Хорни К. Характерологический анализ // Техники консультирования и психотерапии; ред. и сост. У. С. Сахакиан; науч. ред. Н. Бурыгина, Р. Римская. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО Пресс, 2000. С. 174-206.
71. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: Владос-пресс, 2003. 272 с.
72. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.:
Академический проект; Трикста, 2005. 336 с.
73. Шогенов М.З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения: дис. ... канд. психол. Наук. Ульяновск, 2003. 242 с.
74. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002. 315 с.
75. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. 278 с.
76. Юнг К. Психологические типы. Минск: Попурри, 1998. 656 с.
77. Avison, WR. Family structure and mental health // London, Ontario, Canada: The University of Western Ontario. 2002. p. 279.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ