Психологическое здоровье семей подростков с девиантным поведением
|
Глава 1. Теоретико-методологический анализ подходов к феномену психологического здоровья семьи, воспитывающей подростка с девиантным поведением 9
1.1 Анализ теоретико-методологической основы исследования
психологического здоровья семьи 9
1.2 Девиантное поведение в подростковом возрасте как социально-психологическое явление 15
1.3 Психологическое здоровье семьи и девиантное поведение подростков, как
взаимовлияющие факторы 30
Глава 2. Эмпирическое исследование роли девиантного поведения
подростков в психологическом здоровье семьи 39
2.1 Программа эмпирического исследования 39
2.2 Анализ результатов исследования 41
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложения 60
1.1 Анализ теоретико-методологической основы исследования
психологического здоровья семьи 9
1.2 Девиантное поведение в подростковом возрасте как социально-психологическое явление 15
1.3 Психологическое здоровье семьи и девиантное поведение подростков, как
взаимовлияющие факторы 30
Глава 2. Эмпирическое исследование роли девиантного поведения
подростков в психологическом здоровье семьи 39
2.1 Программа эмпирического исследования 39
2.2 Анализ результатов исследования 41
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложения 60
Актуальность исследования. Психологическое здоровье семьи является важной интегральной характеристикой. Ребенок находится в семье с самого рождения и на протяжении большей части своей жизни, он состоит в семейных связях, что влечет за собой непосредственное влияние семейных отношений на развитие и социально-психологическую активность личности в целом. Личность, в первую очередь, формируется в семейных отношениях и важное влияние оказывает состояние психологического благополучия семьи, либо ее неблагополучие в контексте взаимоотношений. Семья закладывает нормы и правила поведения и определяет адекватность регуляции поведения в различных ситуациях, а также душевное состояние индивида, его психологическое здоровье. Следовательно, состояние психологического здоровья семьи целиком складывается из взаимоотношений всех ее членов.
В современном обществе особое внимание уделяется подростковому возрасту и особенностям его протекания, актуальность изучения сосредоточенно на девиантном поведении в подростковом возрасте. Внимание исследователей привлекает семья и определение того, что может формировать новые формы отклоняющегося поведения.
Психологическое здоровье - это показатель, нетождественный таким понятиям, как «психическое здоровье» и «социально психологический климат». Психологическое здоровье не затрагивает многие составляющие социально-психологических явлений семьи. Данный показатель является индикатором адекватности протекающих в семье социально¬-психологических отношений.
Анализ теоретических подходов позволяет сделать вывод о том, что психологическое здоровье семьи зависит от физического и психологического здоровья каждого из ее членов. Понятие психологического здоровья является многокомпонентным, поэтому, под психологическим здоровьем, подразумевают психологические аспекты психического здоровья (то, что относится в целом к личности, образует тесную взаимосвязь с высшими проявлениями духа человека). В общем виде, психологическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек способен адекватно осуществлять свою жизненную жизнедеятельность, противостоять стрессам и реализовывать свой собственный потенциал. Психологическое здоровье семьи - это обобщенный, комплексный показатель, при нарушении которого хотя у одного из членов семьи, общий уровень психологического здоровья семьи так же будет подвержен изменениям.
Степень разработанности проблемы.
В целом, изучением психологического здоровья семьи стали глубоко заниматься в последние десятилетия, проблематика исследования психологического здоровья представлена в работах представителей психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, А. Фрейд и другие). Согласно их взглядам, психическое здоровье и его нарушение напрямую зависит от индивидуальной социализации. В.А. Ананьев рассматривал психологическое здоровье, как условие для самовоплощения человека, а также, согласно данному подходу психологическое здоровье влияет на физическое здоровье человека. В.И. Слободчиков определяет психологическое здоровье, как систему, включающую в себя аксиологический, инструментальный и потребностно - мотивационный компоненты. То есть, психологически здоровый человек должен обладать ценностями своего «Я» и других людей, владеть рефлексией, как средством самопознания и иметь потребность в саморазвитии.
В.С. Торохтий определяет психологическое здоровье семьи, как комфортное, эмоционально окрашенное состояние функционирования семьи. Согласно его исследованиям, психологическое здоровье может оказывать влияние на формирование девиантного поведения у подростков.
Феномен девиантного поведения изучается достаточно широко. В психологии девиантному поведению уделяли внимание такие авторы, как
З. Фрейд, А. Адлер, Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби, М. Малер, Эдвард Ли Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А.В. Хомич и многие другие. Представители психоанализа рассматривали отклоняющееся поведение на основе прошлого опыта, полученного человеком в детстве. Психологические характеристики девиантных подростков рассматривали Г.Д. Шмидт, В.Ф. Пирожков. В.Д. Менделевич определил понятие социальной нормы. Ю.А. Клейберг так же дает определение девиантному поведению, как отклонению от социальных норм, при этом относит к нему не только деструктивное, делинквентное и асоциальное, но и социальное творчество.
Объект исследования: психологическое здоровье семьи.
Предмет исследования: психологическое здоровье семьи,
воспитывающей подростка с девиантным поведением.
Цель исследования заключается в изучении особенностей структуры и компонентов психологического здоровья в семьях с девиантными подростками
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1. провести теоретико - методологичекий анализ существующих подходов к исследованию психологического здоровья в семьях, воспитывающих подростков с девиантным поведением;
2. изучить структуру психологического здоровья семьи, воспитывающей подростка;
3. составить программу эмпирического исследования и подобрать методики для изучения психологического здоровья семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, по результатам которого сформировать выборку семей с подростками с девиантным поведение и родителей подростков не имеющих склонности к девиантному поведению.
4. составить психопрофилактическую программу по гармонизации психологического здоровья семьи подростка с девиантным поведением.
В результате изучения теоретического материла, были сформированы следующие гипотезы исследования, которые строились на предположении о том, что:
1. стиль поведения родителей, изменения в социальных ролях членов семьи, будет оказывать существенное влияние на детско-родительских отношениях, а также может способствовать формированию в подростковом возрасте склонности к девиантному поведению, и проявляться в воспитательной неуверенности;
2. вероятно содержательные характеристики психологического здоровья в семьях с девиантными подростками дадут структурные изменения, отражающиеся в социально-ролевой адекватности, что возможно изменит ролевую структуру семьи.
Теоретико-методологическими основаниями работы явились:
- теория психологического здоровья В.С. Торохтий
- концепция девиантного поведения подростков Ю.А. Клейберг
- концепция психического развития Д.Б. Эльконина;
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования психологического здоровья семей подростков с девиантным поведением;
2. Методы сбора эмпирических данных (психологическое тестирование: с целью диагностики девиантного поведения был использован диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений, разработанный в Санкт-Петербурге в военно-медицинской академии, на кафедре психиатрии); для диагностики психологического здоровья семьи мы применили методики В.С. Торохтия «Функционально-ролевая согласованность», «Адаптивность в микросоциальных отношениях» и «Эмоциональная удовлетворенность».
3. Методы математике - статистической обработки данных - анализ достоверности различий (U- критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона с использованием программы компьютерной обработки «SPSS 23.0».
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 8-9 классов (с письменного согласия родителей) МБОУ «Лицей №73», МКОУ «Березовская СОШ».
В ходе обработки данных, на основании методики ДАП-П были сформированы две независимые группы семей - группа семей подростков со склонностью к девиантному поведению и группа семей, воспитывающих подростков, не имеющих склонности к девиантному поведению. В каждой группе было выделено 25 семей с детьми подросткового возраста. Критерием для формирования выборки послужила методика ДАП - П, которая определяет наличие/отсутствие склонности к различным формам девиантного поведения.
В ходе беседы с психологами школ было подтверждено, что часть семей являются неблагополучными, а подростки, набравшие высокие баллы по шкалам методики ДАП - П состоят на учете у школьных психологов из- за нарушения правил поведения.
Семьи с подростками без склонностей к девиантному поведению являются благополучными: 17 полных семей и 8 неполных семей.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на научной конференции:
- XX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (АГГПУ им. В.М. Шукшина, Бийск, 27 апреля 2018 г.);
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2019).
Опубликованы материалы исследования:
Материалы исследования были представлены на научной конференции:
- XX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (АГГПУ им. В.М. Шукшина, Бийск, 27 апреля 2018 г.), по результатам участия была опубликована научная статья «Девиантное поведение подростков в контексте детско-родительских отношений. Наука и образование: проблемы и перспективы» // Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, библиографического списка и приложений.
В современном обществе особое внимание уделяется подростковому возрасту и особенностям его протекания, актуальность изучения сосредоточенно на девиантном поведении в подростковом возрасте. Внимание исследователей привлекает семья и определение того, что может формировать новые формы отклоняющегося поведения.
Психологическое здоровье - это показатель, нетождественный таким понятиям, как «психическое здоровье» и «социально психологический климат». Психологическое здоровье не затрагивает многие составляющие социально-психологических явлений семьи. Данный показатель является индикатором адекватности протекающих в семье социально¬-психологических отношений.
Анализ теоретических подходов позволяет сделать вывод о том, что психологическое здоровье семьи зависит от физического и психологического здоровья каждого из ее членов. Понятие психологического здоровья является многокомпонентным, поэтому, под психологическим здоровьем, подразумевают психологические аспекты психического здоровья (то, что относится в целом к личности, образует тесную взаимосвязь с высшими проявлениями духа человека). В общем виде, психологическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек способен адекватно осуществлять свою жизненную жизнедеятельность, противостоять стрессам и реализовывать свой собственный потенциал. Психологическое здоровье семьи - это обобщенный, комплексный показатель, при нарушении которого хотя у одного из членов семьи, общий уровень психологического здоровья семьи так же будет подвержен изменениям.
Степень разработанности проблемы.
В целом, изучением психологического здоровья семьи стали глубоко заниматься в последние десятилетия, проблематика исследования психологического здоровья представлена в работах представителей психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, А. Фрейд и другие). Согласно их взглядам, психическое здоровье и его нарушение напрямую зависит от индивидуальной социализации. В.А. Ананьев рассматривал психологическое здоровье, как условие для самовоплощения человека, а также, согласно данному подходу психологическое здоровье влияет на физическое здоровье человека. В.И. Слободчиков определяет психологическое здоровье, как систему, включающую в себя аксиологический, инструментальный и потребностно - мотивационный компоненты. То есть, психологически здоровый человек должен обладать ценностями своего «Я» и других людей, владеть рефлексией, как средством самопознания и иметь потребность в саморазвитии.
В.С. Торохтий определяет психологическое здоровье семьи, как комфортное, эмоционально окрашенное состояние функционирования семьи. Согласно его исследованиям, психологическое здоровье может оказывать влияние на формирование девиантного поведения у подростков.
Феномен девиантного поведения изучается достаточно широко. В психологии девиантному поведению уделяли внимание такие авторы, как
З. Фрейд, А. Адлер, Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби, М. Малер, Эдвард Ли Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А.В. Хомич и многие другие. Представители психоанализа рассматривали отклоняющееся поведение на основе прошлого опыта, полученного человеком в детстве. Психологические характеристики девиантных подростков рассматривали Г.Д. Шмидт, В.Ф. Пирожков. В.Д. Менделевич определил понятие социальной нормы. Ю.А. Клейберг так же дает определение девиантному поведению, как отклонению от социальных норм, при этом относит к нему не только деструктивное, делинквентное и асоциальное, но и социальное творчество.
Объект исследования: психологическое здоровье семьи.
Предмет исследования: психологическое здоровье семьи,
воспитывающей подростка с девиантным поведением.
Цель исследования заключается в изучении особенностей структуры и компонентов психологического здоровья в семьях с девиантными подростками
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1. провести теоретико - методологичекий анализ существующих подходов к исследованию психологического здоровья в семьях, воспитывающих подростков с девиантным поведением;
2. изучить структуру психологического здоровья семьи, воспитывающей подростка;
3. составить программу эмпирического исследования и подобрать методики для изучения психологического здоровья семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, по результатам которого сформировать выборку семей с подростками с девиантным поведение и родителей подростков не имеющих склонности к девиантному поведению.
4. составить психопрофилактическую программу по гармонизации психологического здоровья семьи подростка с девиантным поведением.
В результате изучения теоретического материла, были сформированы следующие гипотезы исследования, которые строились на предположении о том, что:
1. стиль поведения родителей, изменения в социальных ролях членов семьи, будет оказывать существенное влияние на детско-родительских отношениях, а также может способствовать формированию в подростковом возрасте склонности к девиантному поведению, и проявляться в воспитательной неуверенности;
2. вероятно содержательные характеристики психологического здоровья в семьях с девиантными подростками дадут структурные изменения, отражающиеся в социально-ролевой адекватности, что возможно изменит ролевую структуру семьи.
Теоретико-методологическими основаниями работы явились:
- теория психологического здоровья В.С. Торохтий
- концепция девиантного поведения подростков Ю.А. Клейберг
- концепция психического развития Д.Б. Эльконина;
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования психологического здоровья семей подростков с девиантным поведением;
2. Методы сбора эмпирических данных (психологическое тестирование: с целью диагностики девиантного поведения был использован диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений, разработанный в Санкт-Петербурге в военно-медицинской академии, на кафедре психиатрии); для диагностики психологического здоровья семьи мы применили методики В.С. Торохтия «Функционально-ролевая согласованность», «Адаптивность в микросоциальных отношениях» и «Эмоциональная удовлетворенность».
3. Методы математике - статистической обработки данных - анализ достоверности различий (U- критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона с использованием программы компьютерной обработки «SPSS 23.0».
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 8-9 классов (с письменного согласия родителей) МБОУ «Лицей №73», МКОУ «Березовская СОШ».
В ходе обработки данных, на основании методики ДАП-П были сформированы две независимые группы семей - группа семей подростков со склонностью к девиантному поведению и группа семей, воспитывающих подростков, не имеющих склонности к девиантному поведению. В каждой группе было выделено 25 семей с детьми подросткового возраста. Критерием для формирования выборки послужила методика ДАП - П, которая определяет наличие/отсутствие склонности к различным формам девиантного поведения.
В ходе беседы с психологами школ было подтверждено, что часть семей являются неблагополучными, а подростки, набравшие высокие баллы по шкалам методики ДАП - П состоят на учете у школьных психологов из- за нарушения правил поведения.
Семьи с подростками без склонностей к девиантному поведению являются благополучными: 17 полных семей и 8 неполных семей.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на научной конференции:
- XX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (АГГПУ им. В.М. Шукшина, Бийск, 27 апреля 2018 г.);
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2019).
Опубликованы материалы исследования:
Материалы исследования были представлены на научной конференции:
- XX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (АГГПУ им. В.М. Шукшина, Бийск, 27 апреля 2018 г.), по результатам участия была опубликована научная статья «Девиантное поведение подростков в контексте детско-родительских отношений. Наука и образование: проблемы и перспективы» // Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, библиографического списка и приложений.
Во время проведенного исследования были проанализированы теоретико - методологические исследования подходов к психологическому здоровью в целом, к психологическому здоровью семьи, а также к девиантному поведению в подростковом возрасте. Были изучены подходы к взаимосвязи между психологическим здоровьем семьи и девиантным поведением подростков. Был подобран диагностический инструментарий к изучению данных феноменов. Было сформировано две независимых группы исследуемых семей и проведен анализ различий показателей психологического здоровья в данных семьях. На основании исследования, выявили структурные изменения в компонентах психологического здоровья семьи и нашли взаимосвязь между девиантным поведением подростков и психологическим здоровьем.
В ходе исследования, нами была подтверждена гипотеза о структурных изменениях психологического здоровья семьи, воспитывающей подростка с девиантным поведением.
Следовательно, психологическое здоровье семьи взаимосвязано с девиантным поведением подростка, воспитывающейся в данной семье, а также, выявлено, что уровень склонности к девиантному поведением повышаясь, будет ухудшать психологическое здоровье семьи и наоборот.
По результатам эмпирического исследования, была составлена психопрофилактическая программа по работе с семьей «Гармонизация психологического здоровья семьи подростка с девиантным поведением». Комплекс мероприятий позволяет стабилизировать и выявить причины низкого уровня психологического здоровья семьи, для включения ее в нормальное, адаптивное состояние, и адекватно функционирование в обществе.
В ходе исследования, нами была подтверждена гипотеза о структурных изменениях психологического здоровья семьи, воспитывающей подростка с девиантным поведением.
Следовательно, психологическое здоровье семьи взаимосвязано с девиантным поведением подростка, воспитывающейся в данной семье, а также, выявлено, что уровень склонности к девиантному поведением повышаясь, будет ухудшать психологическое здоровье семьи и наоборот.
По результатам эмпирического исследования, была составлена психопрофилактическая программа по работе с семьей «Гармонизация психологического здоровья семьи подростка с девиантным поведением». Комплекс мероприятий позволяет стабилизировать и выявить причины низкого уровня психологического здоровья семьи, для включения ее в нормальное, адаптивное состояние, и адекватно функционирование в обществе.
Подобные работы
- Особенности воспитания подростков с девиантным поведением (Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологического времени подростков с девиантным
поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Особенности механизмов соморегуляции подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Педагогическая реабилитация подростков с девиантным
поведением средствами хип-хоп культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Акцентуализация характера современных подростков с девиантным
поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Копинг-стратегии подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП НА ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4590 р. Год сдачи: 2021





