Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения социальных представлений солдат-срочников, склонных к суицидальному поведению, о самоубийстве 7
1.1 Теория социальных представлений 7
1.2 Теоретические подходы к изучению суицидального поведения
личности 14
1.3 Социально-психологические особенности солдат-
срочников 23
Глава 2 Эмпирическое исследование социальных представлений солдат-срочников, склонных к суицидальному поведению, о самоубийстве 30
2.1 Программа исследования 30
2.2 Результаты эмпирического исследования социальных представлений
солдат-срочников 33
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 62
Актуальность проблемы исследования. Сегодня в Российских Вооруженных Силах происходят значительные перемены, а именно: меняется конфигурация войск, формируется Национальная гвардия. Наряду с внешними изменениями происходят и внутренние. Происходящие перемены в обществе и Вооруженных Силах обусловили и углубили серьезные социально-психологические проблемы, связанные с личностью военнослужащего и его деятельностью в нынешних условиях службы.
Прохождение воинской службы связанно с большим количеством ограничений и трудностей для военнослужащего. Изменение режима дня, климата, принятие на себя новых обязанностей, интенсивные физические нагрузки, такой образ жизни приводит к фрустрации основных потребностей, а в дальнейшем и к стрессу. Для многих такая социальная ситуация может стать толчком к совершению самоубийства.
В этой связи, правомерным является выявление технологии предотвращения суицидального поведения через содержание социальных представлений, анализ их структуры и влияния на поведение человека.
Социальные представления - это сложное ментальное образование человека, они имеет связь с другими психическими процессами, и при этом являются частью картины мира человека и направляют его поведение.
Таким образом, проблематика социальных представлений военнослужащих о самоубийстве является актуальной для современной психологической теории и практики, однако эмпирических исследований по данной тематике недостаточно, что и определяет проблему нашего исследования.
Степень изученности проблемы исследования. Проблемой изучения и влияния социальных представлений на поведение человека занимались многие выдающиеся ученые, такие как С. Московичи, К. Херзлиш, И. Маркова, У. Дуаз, Т.П. Емельянова и А.И. Донцов. Содержание разработанных теорий по теме социальных представлений характеризуется высокой функциональной значимостью и многообразием, рассмотренных в рамках этих теорий, явлений. Так, С. Московичи определяет социальные представления, как осмысленные категории знания, как свойства обыденного мышления, направленные на освоение и осмысление материального, социального и идеального окружения. Г.М. Андреева выделяет в структуре социального представления три компонента: информацию, поле представления и установку.
Разработкой проблематики суицидального поведения занимались такие ученые, как А.Г. Амбрумова, Е.В. Змановская. А.Г. Амбрумова полагала, что суицидальное поведение является следствием микросоциального конфликта и социально-психологической дезадаптации личности [2]. Е.В. Змановская выделяет в структуре суицидального поведения непосредственно суицидальные действия; суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки) [28].
В.В. Логвиненко, С.Б. Целиковский рассматривали социально-психологические факторы риска суицидального поведения военнослужащих срочной службы [41].
Таким образом, анализ изученности проблемы социальных представлений солдат-срочников, склонных к суицидальному поведению, о самоубийстве позволяет сформулировать научные атрибуты данной выпускной квалификационной работы.
Объект выпускной квалификационной работы - социальные представления.
Предмет - социальные представления солдат-срочников о самоубийстве.
Цель - особенности содержания социальных представлений солдат- срочников, склонных суицидальному поведению, о самоубийстве.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Выделить и проанализировать теоретико-методологические основания изучения социальных представлений и социально-психологических особенностей солдат-срочников, а так же суицидального поведения.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования социальных представлений солдат-срочников, склонных суицидальному поведению, о самоубийстве.
3. Проанализировать содержание социальных представлений, установить различия в представлениях солдат-срочников склонных и не склонных к суицидальному поведению, выявить влияние содержательных характеристик представлений на параметры склонности к суицидальному поведению.
4. Разработать и апробировать программу психопрофилактики суицидального поведения в младшем юношеском возрасте.
Гипотезы:
1. Вероятно, содержание социальных представлений солдат- срочников, склонных к суицидальному поведению, носит амбивалентный характер.
2. Вероятно, солдаты-срочники, не склонные к суицидальному поведению, оценивают самоубийство как резко негативное явление.
3. Вероятно, содержание социальных представлений влияет на формирование склонности к суицидальному поведению.
Теоретико-методологические основания работы составляют теория социальных представлений С. Московичи, подходы к изучению склонности к суицидальному поведению А.Г. Амбрумовой и Е.В. Змановской, научные идеи по исследованию психологических особенностей солдат-срочников Е.В. Сафоновой.
В исследовании применялся следующий комплекс методов: анкетирование, субъективное шкалирование, тест суицидального поведения М.В. Горской, опросник суицидального риска, адаптированный под
руководством А.Г. Шмелева, а так же методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ, регрессионный анализ).
В исследовании приняли участие 30 военнослужащих по призыву, в возрасте от 18 до 24 лет, проходивших службу в авиационном полку войск Национальной гвардии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, включающего в себя 70 источников. Текст работы содержит 11 рисунков.
Итак, мы описали в данной работе теоретико-методологические основания изучения социальных представлений, суицидального поведения и социально-психологических особенностей солдат-срочников, а так же провели эмпирическое исследование социальных представлений солдат- срочников о самоубийстве, опросили респондентов, обработали результаты исследования и дали интерпретацию полученных данных, на основании которых нами была разработана психопрофилактическая программа суицидального поведения в младшем юношеском возрасте. Исходя из проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Социальные представления являются сложноорганизованной формой познания реальности, которая, тем не менее, может трансформироваться и послужить источником формирования и склонности к суицидальному поведению. Срочная служба в армии, как переломный момент жизни, потенциально содержит в себе предпосылки для повышения риска воспроизводства суицидального поведения, в том числе вследствие не сформированных или деформированных социальных представлений о самом явлении самоубийства.
2. Содержание социальных представлений солдат-срочников, склонных к суицидальному поведению, носит противоречивый характер, что выражается в таких оценках самоубийства как обыденное, раздражительное, безболезненное и самокритичное.
3. Содержание социальных представлений солдат-срочников, не склонных к суицидальному поведению выражается такими характеристиками как недопустимое, отталкивающее, тяжелое и спланированное, что свидетельствует о негативном отношении респондентов к этому явлению.
4. Нами было обнаружено влияние компонентов содержания социальных представлений на параметры склонности к суицидальному поведению (фрустрация, демонстративность, агрессия, тревожность и др.). Характеристика самоубийства в представлениях респондентов как вызывающее сочувствие, спланированное, групповое, жестокое, публичное, быстрое, отталкивающее, альтруистическое и болезненное снижает склонность к суицидальному поведению.
5. На основании результатов проведенного эмпирического исследования была разработана психопрофилактическая программа суицидального поведения в младшем юношеском возрасте, направленная на создание условий для формирования и закрепления в содержании социальных представлений о самоубийстве, негативного к нему отношения.
Таким образом, гипотезы исследования подтверждены, задачи, поставленные в работе, решены, цель достигнута. Исследование содержания социальных представлений солдат-срочников о самоубийстве может способствовать выявлению возможных путей решения выше поставленных проблем, восполнить недостаток эмпирических данных по данной теме, составлению рекомендаций для профилактической работы в данной области.
1. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский медицинский журнал. 1996. № 2. С. 3 - 12.
2. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г., Ратинова Н.А. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций // Шестой Всероссийский съезд психиатров. Томск, 1990. Т. 1. С. 105 - 106.
3. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М., Комарова Л.Э. Суицидальное поведение в
ряду других девиаций подростков: Комплексные исследования в
суицидологи / Под общ. ред. В.В. Новалева М., 1986. 379 с.
4. Амбрумова А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения / Комплексные исследования в суицидологи. Сб. науч. тр. М., 1986. С. 7 - 25.
5. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социальнопсихологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии: Труды МНИИП. 1978. Т. 82. С. 6 - 28.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. М.: Аспект Пресс, 2007. 288с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс. 2004. 365 с.
8. Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnoe-poznanie-i-sotsialnye-problemy (дата обращения: 14.12.2018).
9. Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г.,
Голынчик Е.О. Россия в современном мире: подход теории социальных представлений // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», Педагогика. Психология. 2009. №2
URL:http://www.zpUjoUrnal.rU/ezpU/2009/2/Bovina&Stefanenko&Tikhomandritsk aya&Malysheva&Golynchik/ (дата обращения: 18.07.2015).
10. Бовина И.Б. Социальное значение здоровья и болезни: от представлений к поведению // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект пресс. 2002. С. 287 - 301.
11. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. №3. С. 5 - 20.
12. Бражникова А.Н., Тищенко Ю.В. Динамика ценностей личности в раннем
юношеском возрасте // Вестник БГУ. 2012. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dinamika-tsennostey-lichnosti-v-rannem- yunosheskom-vozraste (дата обращения: 15.12.2018).
13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 352 с.
14. Вагин Ю.Р. Вопросы феноменологической суицидологии ZZ Суицидология. 2011. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/voprosy-
fenomenologicheskoy-suitsidologii (дата обращения: 28.02.2019).
15. Вагин Ю.Р. Корни суицидальной активности // Суицидология. 2011. №4.
URL: https:ZZcyberleninka.шZarticleZn/korni-sшtsidalnoy-aktivnosti (дата
обращения: 16.01.2019).
16. Васильева Н.Ю. Развитие представления о здоровье и здоровом образе
жизни в подростковом и юношеском возрасте // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №125. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-
predstavleniya-o-zdorovie-i-zdorovom-obraze-zhizni-v-podrostkovom-i- yunosheskom-vozraste (дата обращения: 14.12.2018).
17. Военная психология. Методология, теория, практика: учебное пособие/ под ред. П.А. Корчемного. М., 1998. 199 с.
18. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. СПб., 1999. 338 с.
19. Голуб-бережная М.П. Витальная и авитальная активности человека как формы выхода из отчужденного бытия // Logos et Praxis. 2010. №7. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZvitalnaya-i-avitalnaya-aktivnosti-cheloveka-kak- formy-vyhoda-iz-otchuzhdennogo-bytiya (дата обращения: 28.02.2019).
20. Дарвиш О.Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Концепт, 2014. №S23. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obrazovatelnaya- sreda-kak-faktor-formirovaniya-psihologicheskoy-ustoychivosti-yunoshey-i- devushek-v-usloviyah-kolledzha (дата обращения: 15.12.2018).
21. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: МГУ, 1987. 128 с.
22. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: МПА. 1991. 303 с.
23. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: 1994. 339 с.
24. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: 2006. 400 с.
25. Емельянова Т.П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия ZZ Психологический журнал. 2001. Т. 22, №6. С. 39 - 47.
26. Жоделе Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория ZZ Социальная психология Z под ред. С. Московичи. 7-е изд. СПб.: Питер. 2007. С. 372 - 394.
27. Зацепин Э.Э., Абакумова И.В. Исследование агрессивности военнослужащих срочной службы частей Министерства обороны Российской Федерации, совершивших тяжкие преступления (убийство, причинение вреда здоровью) ZZ Молодой ученый. 2016. №14. С. 503 - 505. URL
https:ZZmoluch.ruZarchiveZ118Z32616Z (дата обращения: 03.05.2019).
28. Змановская Е.В Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр "Академия". 2004. 288 с.
29. Зотов П.Б., Уманский С.М. Клинические формы и динамика суицидального поведения ZZ Суицидология. 2011. № 1. C. 3 - 7.
30. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и
молодости // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. №9. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskaya-ustoychivost-lichnosti-kak- faktor-protivodeystviya-negativnym-vliyaniyam-sotsialnoy-sredy-v-ranney- yunosti-i (дата обращения: 15.12.2018).
31. Ильинский С.В. Психологические особенности военнослужащих по
призыву из неполных семей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticle/n/psihologicheskie-osobennosti-voennosluzhaschih- po-prizyvu-iz-nepolnyh-semey (дата обращения: 05.03.2019).
32. Каубиш В.К. О некоторых факторах, способствующих суицидальному поведению подростков и молодых людей // Проблемы организационной и социальной психиатрии. М.: 2000. 315 с.
33. Кисенова Р.Х. К проблеме исследования факторов адаптации личности // Актуальные проблемы психологии личности: материалы межрегион. заочной научно-практ. конф. / НГПУ. НП «Сибирская Ассоциация Консультантов». 2009. 155 с.
34. Кондратенко В.Г. Девиантное поведение у подростков. Минск. 1988. 204 с.
35. Кочкарева И.В. Актуализация стремления к значимости собственной
личности как ресурса совладающего поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/aktualizatsiya-stremleniya-k-
znachimosti-sobstvennoy-lichnosti-kak-resursa-sovladayuschego-povedeniya-v- preodolenii-trudnyh (дата обращения: 15.12.2018).
36. Кудрявцева Е.В. Психолого-акмеологическая программа преодоления
деструктивного отчуждения в юношеском возрасте // Вестник ТГУ. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-akmeologicheskaya-
programma-preodoleniya-destruktivnogo-otchuzhdeniya-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 15.12.2018).
37. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера». 2001. 464 с.
38. Лавринова Н.Н. Особенности культуры общения военнослужащих //
Аналитика культурологии. 2009. №15. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-kultury-obscheniya- voennosluzhaschih (дата обращения: 05.03.2019).
39. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: 1983. 256 с.
40. Ловпаче Ф.Г. Жизненные перспективы как основной показатель личностного развития в юношеском возрасте // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2011. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zhiznennye-perspektivy-kak-osnovnoy-pokazatel- lichnostnogo-razvitiya-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 14.12.2018).
41. Логвиненко В.В., Целиковский С.Б. Социально-психологические факторы
риска суицидального поведения военнослужащих срочной службы // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. №S26. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialno-psihologicheskie-
faktory-riska-suitsidalnogo-povedeniya-voennosluzhaschih-srochnoy-sluzhby (дата обращения: 21.05.2019).
42. Меннингер К. Война с самим собой / Пер. с англ. Ю. Бондарева. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 477 с.
43. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия. 2006. 608 с.
44. Мыльникова Ю.А., Наджарьян С.С. Клинические и социальные
предикторы аутоагрессивного поведения лиц допризывного и призывного возраста // Тюменский медицинский журнал. 2014. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/klinicheskie-i-sotsialnye-prediktory- autoagressivnogo-povedeniya-lits-doprizyvnogo-i-prizyvnogo-vozrasta (дата
обращения: 02.04.2019).
45. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 263 с.
46. Невенчанный С.В. Психологические особенности агрессивного поведения
военнослужащих по призыву // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2011. №5. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskie-osobennosti-agressivnogo- povedeniya-voennosluzhaschih-po-prizyvu (дата обращения: 05.03.2019).
47. Немов Р.С. Психология. М.: КНОРУС. 2014. 720 с.
48. Неронова О.Э. Специфика адаптации военнослужащих к службе в армии // Вестник ВГТУ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika- adaptatsii-voennosluzhaschih-k-sluzhbe-v-armii (дата обращения: 28.02.2019).
49. Пащенко И.Е., Левинсон А.А., Солоненко А.В., Демьянов А.В. К проблеме аутоагрессии в армии // Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы первого национального конгресса по социальной психиатрии. Москва 2-3 декабря 2004 г. М.: ГЕОС. 2004. С. 95 - 96.
50. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15 - 30.
51. Попова Ю.Н., Карабин К.В., Кузёмина Е.Ф., Кабанова С.В.
Психофизиологические особенности военнослужащих // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihofiziologicheskie-osobennosti- voennosluzhaschih (дата обращения: 18.03.2019).
52. Почебут Л.Г., Мейерс И.А. Социальная психология. СПб.: Питер. 2010. 672 с.
53. Психологический словарь / Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат. 1990. С. 473 - 474.
54. Рабочая книга психолога внутренних войск / под общ. ред. генерал- лейтенанта Кувана С.Ф. М.: 1999. 221с.
55. Ромасенко Л.В. Социально-стрессовые факторы аутоагрессивного поведения, проявляющегося психосоматическими расстройствами // Гетероагрессивные и аутоагрессивные действия при шизофрении, коморбидной с бронхиальной астмой // Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы первого национального конгресса по социальной психиатрии. Москва 2-3 декабря 2004 г. М.: ГЕОС. 2004. С. 104 - 105.
56. Руженков Л.А., Лобов Г.А., Боева А.В. К вопросу об уточнении
содержания понятия «аутоагрессивное поведение» // URL: http: //www.vsma.ac.ru/publ/ve st/032/article/index4. htm (дата обращения:
11.04.2009).
57. Сафонова Е. В. Особенности самоотношения военнослужащих в процессе
адаптации к воинской службе // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
samootnosheniya-voennosluzhaschih-v-protsesse-adaptatsii-k-voinskoy-sluzhbe (дата обращения: 05.03.2019).
58. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: 2002. 335 с.
59. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: КогитоЦентр. 2005. 376 с.
60. Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей / Сост. А. Н. Мохо-виков. М.: 2001. 658 с.
61. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. 368 с.
62. Abric J.-Cl. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representations. 1993. V. 2. P. 75 - 78.
63. Freud S. Thoughts for the times on war and death // Standard Edition of the Complete Psychological Works of S. Freud. 1961. V. 14. Р. 112 - 118.
64. Freud-Jung Letters. W. McGuire, ed. London: Howard, 1974. 20. Minutes of
the Vienna Psychoanalytic Society. N.Y., 1975. V. 4. Р. 112 - 118.
65. Markova I. Towards an epistemology of social representations // Journal for the theory of social behaviour. 1996. V. 26. P. 177 - 196.
66. Moscovici S. On Social representations // Social cognition: Perspectives on everyday understanding. / Ed. By P.J.Forgas. London, 1981. P. 181 - 209.
67. Spielrein S. Die Destruction als Ursache des Werdens // Jarbuch fur psychanalytische und psychopatologische Forschungen. 1912. № 4. P. 18 - 22.
68. Social representations. Cambridge: 1984. P. 345.
69. Taylor Ch. Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition. Etziony A. Next. The Road to the Good Society. N.Y., 2001. P.62 - 68
70. Wagner W. The Social representation paradigm // The Japanese journal of experimental social psychology. 1996. V. 35. №3. P. 247 - 255.