Глава 1. Теоретико-методологические подходы в исследовании акцентуаций личности подростков, проявляющих девиации в поведении 9
1.1 Акцентуации характера: понятие, классификации 9
1.2 Проблема девиантного поведения подростков с акцентуациями
характера 33
1.3 Психологическая характеристика современных подростков 38
Глава 2. Особенности акцентуации характера личности подростков, проявляющих девиации в поведении 54
2.1 Организация и методы исследования 54
2.2 Анализ результатов исследования акцентуации характера личности
подростков с девиантным поведением 60
Заключение 75
Список используемой литературы 77
Приложения 84
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция увеличения подростковой преступности, чаще связанная с определенными девиациями. Девиантное поведение в подростковом возрасте формируется под воздействием внешних средовых факторов и внутренних факторов (психологические характеристики личности), так как в подростковом возрасте возникает определенное состояние реализуемое через желание постичь (пережить) все виды взрослости, к последствиям которых подросток не всегда готов, поэтому подростки оказываются в трудных жизненных обстоятельствах, которые воспринимаются как некий барьер. Эти проблемы сказываются на затруднениях в социально-психологической адаптации подростков в обществе в целом, особенно если поведение подростка проявляется акцентуация характера.
Девиантное поведение является предметом множества научных дисциплин - психологии, социологии, криминологии, статистики и других. Ещё Я.И. Гилинский замечал, что со временем девиантное поведение встречается все чаще и чаще, приобретая огромное значение и становясь «всеобщей проблемой».
Важным является и то, что самым уязвимым для девиантного поведения является именно подростковый возраст. Это вызывает огромное внимание со стороны ученых, поскольку именно в этом возрасте, который сам по себе является кризисным и сложным, девиантное поведение серьезно влияет на будущую жизнь и вызывает наибольшее количество проблем. Подростки тяжело привыкают к новым условиям и серьезным переменам в их жизни, и девиантные поступки серьезно влияют на них, изменяя процесс осмысления множества важных проблем.
Недостаточно изученным аспектом в девиантном поведении является связь между ним и личностью самого подростка, его характером. Его исследование может помочь найти факторы, которые подталкивают к совершению девиантных поступков и подобрать эффективную методику коррекции подобного поведения.
Психологические особенности подросткового возраста в совокупности со стрессогенными факторами среды являются основными причинами возникновения отклоняющегося поведения.
Степень изученности проблемы.
Изучению подросткового возраста посвящены многочисленные работы, рассматривающие подростковый период развития в культурно- историческом контексте (JI.C. Выготский, М. Мид, Ф. Ариес, Э. Шпанглер и др.). Проблемам подросткового возраста посвящены многочисленные работы, рассматривающие различные аспекты подросткового периода (Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Г. Ниссен, Л.И. Божович, Э. Штерн). Особенностям формирования акцентуаций характера и их траюисторным проявлениям, а так же влиянием этих особенностей на формирование личности, определяется ведущая роль такими авторами как А.Е. Личко, Н.Я. Иванов, И.С. Кон, В.В. Ковалев, JI.K. Хохлов, В Н. Ильина, Д.Д Исаев, В.Г. Горохов, Б.Б. Ершов, А.П. Файн и др.
Л.С. Выготский девиацию рассматривал через социальную
дезорганизацию и выделил категорию трудновоспитуемых подростков, определив понятие социальной нормы. Г.Д. Шмидт, В.Ф. Пирожков. Х. Ремшмид обозначают эмоциональные нарушения как причину отклонений в поведении.
В связи с этим актуальным становится выявление факторов, способствующих не только совершению непосредственно преступлению, но и факторов, формирующих личность с отклоняющимся поведением. Нам представляется важным исследование акцентуаций характера современных подростков для построения взаимосвязанных профилактических мероприятий для девиантных подростков, где под девиантным поведением мы подразумеваем систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, или морали (И.С. Кон, 1989).
Объектом исследования является девиантное поведение.
Предметом исследования является акцентуации характера современных подростков с девиантным поведением
Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления акцентуации характера у подростков с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. осуществить теоретико-методологичекий анализ психологических подходов к исследованию акцентуаций характера и девиантного поведения в подростковом возрасте;
2. подобрать и апробировать диагностический инструментарий для эмпирического исследования;
3. провести эмпирическое исследование, по результатам которого сформировать выборку подростков с девиантным поведением и контрастную группу - подростков, у которых по результатам тестирования девиации не были выявлены;
4. сравнить средние значения по проявляющимся акцентуациям характерам в подростковом возрасте между контрастной группой и группой подростков с девиантным поведением;
5. составить профилактическую программу «Твой выбор», направленную на развитие у подростков «оптимальных» моделей образа жизни, включить в нее тренинговые упражнения на личностную рефлексию, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала и как следствие способствующие социально-психологической адаптации в целом.
В результате изучения теоретического материала, у нас возникли
следующие гипотезы исследования:
1. существуют социально-психологические особенности
определяющие акцентуации характера у современных подростков, которые могут формировать девиантное поведение;
2. вероятно, что у подростков с девиантным поведением акцентуации характера будут более выражены, чем в контрастной группе;
3. возможно, у современных подростков с девиантным поведением будут проявлять такие акцентуации характера, как демонстративность, гипертимность, возбудимость.
Теоретико-методологическими основаниями работы явились:
- теории, определяющие склонность к девиантному поведению через психологическую предрасположенность индивида И. Кон, З. Фрейд;
- подходы, в которых подчеркивается, что отклоняющееся поведение сопряжено с наличием у человека высокого уровня агрессивности, тревожности, комплекса неполноценности А. Бас, Л. Берковица, Т.Н. Курбатовой, А.А. Реана и др.;
- концепция психо-социального развития Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования акцентуации характера современных подростков с девиантным поведением.
2. Методы сбора эмпирических данных (психологическое тестирование: с целью диагностики девиантного поведения Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения (А.Н. Орел); для определения акцентуаций характера в подростковом возрасте был взят опросник К. Леонгарда; Опросник Басса-Дарки (авторы А. Басс и А. Дарки в 1957г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций).
3. Методы математико - статистической обработки данных - анализ достоверности различий (U-критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона.
Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 20.00.
Эмпирическую базу исследования составили обучающиеся 7-8 классов МБОУ «Лицей №73», с письменного согласия их родителей (которые хранятся у школьного психолога).
Субъективным критерием формирования выборок послужили результаты теста-опросника, предназначенные для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения (А.Н. Орел). Обучающиеся набравшие высокие баллы по тесту, вошли в группу со склонностью к девиантному поведению (всего - 36 человек)
У подростков из контрастной группы не было зафиксировано нарушений поведения и большая часть из них была из полных семей (всего - 35 человек).
Социальный статус девиантных подростков, вошедших в первую выборку: 38%-подростки из неполных семей, 36% подростки из полных семей, 26% - подростки, из многодетных семей.
У подростков контрастной группы не зафиксированы факты нарушения поведения. Социальный статус подростков контрастной группы: 92% подростки из полных семей, 12% - из которых многодетные семьи, 8%-подростки из неполных семей.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на научной конференции:
- XX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (АГГПУ им. В.М. Шукшина, Бийск, 27 апреля 2018 г.);
- XVI всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2019).
Опубликованы материалы исследования:
Материалы исследования были представлены на научной конференции:
- XX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (АГГПУ им. В.М. Шукшина, Бийск, 27 апреля 2018 г.), по результатам участия была опубликована научная статья «Акцентуации характера подростков с девиантным поведением. Наука и образование: проблемы и перспективы» // Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, библиографического списка и приложений.
В ходе исследования мы проанализировали теоретические подходы к исследованию девиантного поведения и акцентуаций характера современных подростков. При развитии акцентуации личности можно выделить две основные разновидности изменений: первая разновидность - это временные, приходящие изменения и вторая группа изменений при акцентуациях - относительно стойкие изменения психики.
Девиантное поведение формируется в тех случаях, когда развивающаяся личность не усваивает моральные нормы и правила поведения, которые приняты в обществе. У подростков оно имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы. При этом, огромную роль играют особенности характера. Речь идет об акцентуациях, которые проявляют себя в подростковом возрасте и влияют на поведение подростка. Акцентуация рассматривается в качестве предпосылок девиантному поведению подростков.
В практической части дипломной работы мы подобрали диагностический инструментарий для измерения данных психологических конструктов. Затем сравнили средние значения по шкалам склонности к девиантному поведению, акцентуаций характера и склонности к агрессивному поведению между контрастной группой подростков и подростов с девиантным поведением.
Выявили особенности структуры взаимосвязей между компонентами склонности к девиантному поведению и особенностями проявления акцентуаций характера в группе подростков с девиантным поведением и в контрастной группе подростков. А так же связи между акцентуациями характера и типами проявления агрессии у подростков с девиантным поведением.
В результате эмпирического исследования можно заключить, что все гипотезы подтверждены статистически достоверными данными.
Практическая значимость состоит в использовании результатов исследования в работе со школьниками подросткового возраста для профилактики девиантного поведения. Данная программа может быть рекомендована для использования педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, заинтересованным в решении проблем формирования адаптивных форм поведения, что опосредованно повлияет на улучшение коммуникаций.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2012. 811 с.
2. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток. Книга для родителей. М.: Академия, 2008. 128 с.
3. Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 128-139.
4. Анисимова Р. А. Психологическая служба школы и мастеров педагога // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 38-41.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 2000. 376 с.
6. Бадиев И. В. К проблеме определения характера // Вестник НГУ. Сер. Психология. 2011. Т. 5, Вып. 1. С. 109-111.
7. Байярд Р. Т. Ваш беспокойный ребенок. М.: Академический проект, 2005. 208 с.
8. Бороздина Л. В. Исследования уровня притязания: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. 142 с.
9. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровье, 1989. 163 с.
10. Витилак Г. Основы психодиагностики. М.: Сфера, 2006. 56 с.
11. Волков Д. Н. Анализ концепций девиантного поведения несовершеннолетних. М.: РГБ, 2003. 205 с.
12. Ганушкин П. Б. Избранные труды. М.: Медицина, 2004. 292 с.
13. Гилинский Я. Глобализация и девиантность в России // Глобализация в российском обществе. СПб.: Питер, 2008. С. 399-508.
14. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности,
наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Питер,
2007. 256 с.
15. Гилинский Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы). СОЦИС. 2009. № 8. С. 70-72.
16. Гиппенрейтер Ю. Б. Темперамент, характер, личность: проблемы и решения // Психология индивидуальных различий. М.: Наука, 2008. С. 331-354.
17. Горшкова Е. А. Трудный подросток - это интересно // Детский дом. 2007. № 22. С. 18-21.
18. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров
Б.А. Девиацияподростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, простит уция. М. 2001. 48 с.
19. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. М.: Питер, 2004. С. 24-67.
20. Жамкочьян М. Агрессия не исчезает и не проявляется // Знание - сила. 2000. № 7. С. 18-32.
21. Залунина Л. М. С подростком каждый день.полезные советы для родителей. СПб.: Питер, 2004. 143 с.
22. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 2000. 157 с.
23. Зеленко Г. Агрессия. Главное модели поведения // Знание - сила. 2000. № 7. С. 18-20.
24. Зимелева З. А. Агрессивное поведение и личность родителей // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 22-27.
25. Змановская Е. В. Девиантология: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 288 с.
26. Иванова Л. Ю. Агрессивность, жестокость и отношения подростков к их проявлениям // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. М.: Архангельск, 1993. С. 14-28 .
27. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 749 с.
28. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 364 с.
29. Клепиков В. Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2013. № 3. С. 39-46.
30. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО, 2011. 121 с.
31. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
32. Корчагина Ю. И. Агрессивные дети // Здоровье детей. Прил. к газете «1сентября», 2008. № 2. С. 2.
33. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. 289 с.
34. Кузнецова Н. В. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ, 2003. № 14. С. 13-48.
35. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: Питер, 2001. 464 с.
36. Кулаков С. А. На приеме у психолога: подросток. СПб.: РГПУ, 2001. 350 с.
37. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. 390 с.
38. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
39. Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2013. 256 с.
40. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Прогресс, 1994. 272 с.
41. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. М.: Речь, 2007. 368 с.
42. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998. 208 с.
43. Можгинский Ю. Агрессия подростков : эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Лань, 1999. 127 с.
44. Олпорт Г. Личность: норма и аномалия. М.: Педагогика-Пресс, 2005. 168 с.
45. Ольшанская Е. Агрессия под контролем // Семья и школа. 1999. № 7-8. С. 14-16.
46. Орлова Т. Г. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 261 с.
47. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000. 512 с.
48. Петровский В. А. Исследование девиантного поведения в США и Великобритании. М.: Просвящение, 2012. 165 с.
49. Поколение Z: те, кто будет после : из интервью А. Сычёвой с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским URL: http:// www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1450249 (Дата обращ. 1.04.2014).
50. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие; Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2006. 672 с.
51. Психология неадаптивной личности. М.: Ин-т молодежи, 2001. 243 с.
52. Психология развития: учебное пособие / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.:ЧеРо, 2005. 524 с.
53. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие / под ред. И. Ю. Леченко, С. Д. Забрамная и др. ;реценз. В. И. Лутовский, Н. Б. Шабалина. М.: Академия, 2004. 320 с.
54. Рабочая книга практического психолога: учебное пособие / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Дергач, Л. Г. Лаптева. Мю: Изд-во ин-та Психотерапии, 1996. 640 с.
55. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М.:Санкт- Петербург, 2010. 812 с.
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
57. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Воронеж, 1996. 96 с.
58. Семикашева И. А. Социально-психологическая идентичность подростков - участников территориальных группировок. Социальная норма, девиантное поведение, конфликт :автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 22 с.
59. Сиденко Е. А. Жизнь дана на добрые дела: тренинг для старших подростков // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С. 32-35.
60. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 3-9.
61. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С. 30-32.
62. Собчик Л. Н. Психологические аспекты противоправного поведения // Психологическая газета «Мы и мир». М., 2006. № 10.
63. Степанов С. Агрессивный ребенок // Школьный психолог. 2001. № 18. С. 17-25.
64. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития
личности и малых групп. М., 2005. 490 с.
65. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития
личности и малых групп : учебное пособие. М.: Психотерапия, 2009. 539 с.
66. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения. М.: Владос, 2013. 350 с.
67. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка : пособие для психологов и педагогов. М.: Владос, 2004. 319 с.
68. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект, 2005. 334 с.
69. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии : метод. пособие. СПб.: Фолиум, 1996. 63 с.
70. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 2005. - 47 с.
71. Karen E. AdolphIn Defense of Change Processes // Psychology Today.
2008. № 79 (6). Р. 164-167.
72. Davies P. T. Interparental Discord and adolescentadjustmenttrajectories: the Potentiating and protective role of intrapersonal attributes // Child development. 2003. Vol.72. Р. 63-78.
73. Jean M. ,The Decline in Adult Activities Among U.S. Adolescents // Child development. 2017. Vol.143. Р. 34-63.