Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое положение субъектов и участников обязательного медицинского страхования в РФ (Российский университет транспорта)

Работа №90000

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы49
Год сдачи2022
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
240
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Всего 49 страниц.

Введение……………………………………………………………………...
1. Общие положения обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………………………. …
1.1. История развития обязательного медицинского страхования в России……………
1.2. Понятие и принципы обязательного медицинского страхования………………
1.3. Понятие и виды субъектов и участников обязательного медицинского страхования…………
2. Правовое положение отдельных субъектов и участников обязательного медицинского страхования………………………………………….……… …
2.1. Правовое положение застрахованных лиц
2.2. Правовое положение страхователей……
2.3. Полномочия Федерального Фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов……………………….………… ……
2.4. Правомочия медицинской и страховой медицинской организаций…
Заключение…………………………………………………………… ……
Список использованных источников


Медицинское страхование проводится за счёт отчисления от прибыли предприятий или личных средств населения путём заключения соответствующих договоров. Договор о медицинском страховании представляет собой соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией. Последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинскую помощь определённого вида и качества (или иных услуг в соответствии с программами обязательного или добровольного медицинского страхования).
Актуальность выбранной темы обусловливается также отсутствием научно-теоретических исследований финансово-правовых аспектов деятельности субъектов ОМС, определяющих их финансово-правовой статус, состав и особенности правового положения в правоотношениях по планированию, использованию и контролю за использованием средств ОМС как системно организованной модели. Специфика сферы здравоохранения, особенности ее правового регулирования, особенности отношений по разграничению полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами требуют комплексного исследования, базирующегося на политических, экономических, социальных и юридических аспектах рассматриваемых отношений, позволяющих формировать обоснованные предложения в части финансово-правового регулирования деятельности субъектов ОМС.
Изложенное предопределяет значимость комплексного теоретического и практического исследования финансово-правового регулирования деятельности субъектов ОМС.
Степень научной разработанности темы исследования. В настоящее время отсутствуют исследования, посвященные системному анализу финансово правового регулирования деятельности субъектов ОМС. Научные изыскания сосредоточены на отдельных проблемах, связанных с деятельностью конкретных субъектов ОМС, в основном медицинских учреждений и государственных социальных внебюджетных фондов.
Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых как: В.В. Гришин, В.Г. Бутова, И.А. Гехт, Л.С. Мельникова, А.Н. Пищита, Н.А. Соколова, Л.С.Шульман, В.Г. Бутова, А.П.Архипов, В.Л. Кулапова, И.В. Полякова, А.В. Решетников, С.П. Данченко, М.А. Климова, Т.А. Федорова, А.В. Малько, В.В. Филипков, Д.М. Селуянов, В.В. Бехер, Н.Н. Лайченкова, Ю.А. Крохина и т. д., а также экономические и социологические исследования в данной области, опубликованные в виде монографий, учебных пособий, статей.
Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования граждан, участников и субъектов ОМС.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют правовые нормы, регулирующие отношения участников и субъектов в обязательном медицинском страховании.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование правового положения субъектов и участников обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать историю развития обязательного медицинского страхования в России;
- раскрыть понятие и принципы обязательного медицинского страхования;
- рассмотреть понятие и виды субъектов и участников обязательного медицинского страхования;
- исследовать правовое положение застрахованных лиц;
- рассмотреть правовое положение страхователей;
- рассмотреть полномочия Федерального Фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов;
- рассмотреть правомочия медицинской и страховой медицинской организации.

Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных (системный, анализ, синтез, описание, сравнение и т.д.) и частнонаучных методов (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования и пр.), основанных на достижение поставленной цели и задач исследования.
Нормативную базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы, регламентирующие финансовые отношения с участием субъектов ОМС, подзаконные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Степень достоверности результатов проведенного исследования. Полученные результаты диссертационного исследования обеспечены непротиворечивыми теоретическими положениями, взятыми за основу, научнотеоретическим аргументированием, логикой исследования, комплексным подходом, применением общих и специальных методов научного познания, выбор которых обусловлен поставленной целью и решаемыми задачами исследования, обобщением правоприменительной практики. Основные значимые положения, касающиеся особенностей финансово правового регулирования деятельности субъектов ОМС, исследованы и критически оценены с позиции соответствия их положениям правовой теории, законодательства и правоприменительной практики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Охрана здоровья граждан – важная составляющая социальной политики государства, которая необходима России не только с гуманистической, но также и с прагматической позиции. Плохое здоровье нации усиливает финансовую нагрузку по обеспечению медицинских учреждений и иных социальных выплат. В данном контексте представляется необходимым развитие профилактических медицинских услуг, предоставляемых за счет финансовых ресурсов ОМС.
В настоящее время финансовое обеспечение в данной сфере складывается из нескольких источников: за счет страховых ресурсов и в рамках бюджетного финансирования. При этом в Российской Федерации наблюдается отсутствие четкой концепции государственной политики относительно сочетания данных механизмов финансового обеспечения прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи.
Для обеспечения системного финансово-правового регулирования необходимо, чтобы цели и принципы рассматриваемой деятельности были отражены в содержании нормативных правовых актов, регулирующих ее. В условиях многочисленности таких актов решалась задача их систематизации в целях уяснения объема комплекса правового регулирования, который должен соответствовать указанным принципам и обеспечивать достижение обозначенной выше цели. Аргументировано, что особое внимание в этой части необходимо уделять содержанию подзаконных нормативных актов: постановлений Правительства РФ, приказов Министерства здравоохранения РФ, актов органов власти субъектов РФ, актов Федерального фонда ОМС, тарифных соглашений по ОМС.
Современная действительность характеризуется расширением состава общественных отношений, регламентированных одновременно несколькими отраслями права. Правоотношения в области здравоохранения и предоставления медицинской помощи не являются исключением.
Рассматриваемые общественные отношения обладают межотраслевым характером, что позволяет утверждать о функционировании медицинского права как самостоятельной комплексной отрасли законодательства.
Финансовая деятельность субъектов ОМС неотделима от самого осуществления медицинской деятельности, в связи с чем правовые нормы в области финансово-правового регулирования системы ОМС образуют институт финансового обеспечения оказания медицинской помощи средствами ОМС и входят в предмет медицинского права.
Разграничение в законодательстве понятий «субъекты ОМС» и «участники ОМС» потребовало проверки его обоснованности и анализа на предмет соответствия принципам финансово-правового регулирования ОМС. Наличие двух категорий лиц, участвующих в данных правоотношениях, приводит к возможности ошибочного толкования законодательных актов. В целях устранения возможных коллизий и спорных ситуаций представляется необходимым отказаться от такой дифференциации и выделять только субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию. В этой связи разработаны рекомендации о внесении изменений в статью 9 федерального закона № 326-ФЗ. Осуществлено рассмотрение основных характеристик финансово-правового статуса субъектов правоотношений по ОМС в их взаимодействии друг с другом (Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации, застрахованные лица, страхователи, медицинские организации).
Таким образом, в условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан.
Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.
Важным аспектом развития обязательного медицинского страхования является разработка схемы взаимодействия между страховой медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, лечебно - профилактическое учреждение - исполнителя. Такой механизм реализации обязательного медицинского страхования будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования.
Конкуренция медицинских учреждений различных форм собственности оказывает положительное влияние на качество лечебно-профилактических услуг, рост профессионального уровня персонала. Одновременно создаются условия для повышения имущественной (экономической) и правовой ответственности лечебных учреждений перед финансовыми органами и профессиональной ответственности врачей перед пациентами за результаты клинико-диагностических обследований и лечебных мероприятий. Обязательное условие прогресса страховой медицины – это развитие отношений собственности в здравоохранении.
Существующие в настоящее время федеральные стандарты медицинской помощи разрабатываются с учетом лучших достижений медицинской науки и включают значительное число манипуляций, необходимых для более точной диагностики и наилучшего лечения. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечение таких стандартов в отношении всего населения будет иметь исключительно благоприятные последствия для граждан. Однако реалии российского здравоохранения показывают, что не только в рамках обязательного медицинского страхования, но и в рамках совмещения обязательного медицинского страхования и платных разовых услуг пациенты не получают всего объема услуг и манипуляций, предусмотренной этими стандартами.
Для современной России чрезвычайно важно обеспечить права застрахованных в системе медицинского страхования в части получения медицинских услуг необходимого объема и качества. Кроме разработки нормативной базы, обеспечивающей права застрахованных, необходимо определить конкретные механизмы компенсации причиненного ущерба пострадавшим.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.; СЗ РФ. – 2020. – № 11
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 09 марта 2021 г. № 33-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32, ст. 3301; 2021. – № 11
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 22 декабря 2020 г. № 448-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 31, ст. 3823; 2020. – № 52 (ч. I)
4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 31, ст. 3824; 2021. – № 8
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ) // СЗ РФ. – 2000. – № 32, ст. 3340; 2021. – № 8
6. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (с изм. и доп. от 24 февраля 2021 г. № 20-ФЗ) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. – № 49, ст. 6422; Рос. газета. – 2021.
7.Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (с изм. и доп. от 30 декабря 2020 г. № 514-ФЗ) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Рос. газета. – 1993. – 12 янв.; СЗ РФ. – 2021. – № 1 (ч. I)
8. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (с изм. и доп. от 24 февраля 2021 г. № 28-ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 30, ст. 3032; 2021. – № 9
9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (с изм. и доп. от 22 декабря 2020 г. № 438-ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2011. – № 48, ст. 6724; 2020. – № 52 (ч. I) 10. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021 № 429-ФЗ) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4832, «Парламентская газета», N 238-239, 20.12.2001, «Российская газета», N 247, 20.12.2001.
11. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.07.1999, № 29, ст. 3699, с изменениями и дополнениями 29.12.2015 № 388-ФЗ.
12. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27.07.2009, № 30, ст. 3738, с изменениями и дополнениями 29.12.2015 № 394-ФЗ.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г, № 857 «Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 10.08.1998, № 32, ст. 3902, с изменениями и дополнениями от 31.10.2015 № 1173.
14. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 (с изм. и доп. от 19 марта 2021 г. № 417) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2012. – № 26, 2021. – № 13 (ч. II)
15. Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2001 № 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 26.03.2001, № 13, ст. 1216, с изменениями и дополнениями от 18.01.2010 № 80.
16. Приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 г. № 108н (с изм. и доп. от 25 сентября 2020 г. № 1024н) «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» // Рос. газета. 2019. 22 мая; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru.
17.Андреев В.С. Право социального обеспечения. 1987. (переиздала Шашкова О. В. 2013г.). М.: «Феникс», 2013.
18. Архипов А.П. Страхование. Современный курс: учебник Архипов А.П., Галилля В.Б., Туленты Д.С.: под ред. Коломина Е.В.. – М.: «Финансы и статистика», 2007.
19. Бехер В.В., Лайченкова Н.Н. К вопросу о роли оптимизации бюджетного законодательства Российской Федерации в процессе формирования бюджетной грамотности населения // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 1.
20. Воробьева Л.В., Савина Л.В., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л.В. Воробьевой. М., 2014. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
21. Годин А.М., Максимов Н.С., Бюджетная система Российской Федераций: учебник, издательство торговая корпорация – М.: «Дашков и К», 3-е изд., 2006.
22. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования. М., 2011. С. 78.; Ганин О.В., Мещерякова С.В. Правовые основы медицинского страхования граждан Российской Федерации. Тамбов, 2014.
23. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Права социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: «Юрайт», 2015.
24. Гришин В.В., Семенов В.Ю. «Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование». – М.: «Медицинское страхование», 2005.
25. Грищенко Н. Б. «Основы страховой деятельности»: учеб. пособ. Н. Б. Грищенко. – М.: «Финансы и статистика», 2008.
26. Гусова К.Н. «Право социального обеспечения России»: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Изд-во Проспект», 2008.
27. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов //Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. /Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2010.
28.Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2014.
29. Исаев М.А. История Российского государства и права: Учебник. — М.: Статут, 2012.
30.Каменева З.В. О правовой природе отношений пациентов с медицинскими организациями / З.В. Каменева // Адвокат. – 2019. – № 12.
31.Канева С.Ю. Правовое положение субъектов и участников в обязательном медицинском страховании (правовые проблемы застрахованного лица) // Вестник Московского университета МВД России. 2014.
32. Качаева Т.М., Дей А.А. Исторические аспекты становления страховой медицины // Тихоокеанский медицинский журнал. 2015. № 1. С. 99.
33.Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. - М.: «Юрайт», 2014.
34. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
35. Кошелев Н.С Социальное обслуживание и права населения. Практическое пособие. – М.: «Омега-Л», 2013.
36. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. М: Норма, 2008.
37. Кучина, Д.В. Анализ распределения квот ОМС между государственными и частными медицинскими учреждениями Д.В. Кучина // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2020. – №1 (15).
38.Мамедов А.А. Финансово-правовое регулирование страховой деятельности (проблемы и перспективы). - М.: ИД «Юриспруденция». - 2009.
39. Малышева, А.А. Принципы финансово-правового регулирования системы обязательного медицинского страхования А.А. Малышева // Вестник СГЮА. – 2019. – № 5 (130).
40. Марченко Н. Бесплатное здравоохранение – величайший обман XX века / Н. Марченко // Медицинская газета. – 2019. – № 5.
41. Мохов А.А. Основы медицинского права Российской Федерации: Правовые основы медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2018.
42. Мошкова Д.М. К вопросу о субъектах финансового права // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 11 (72).
43.Ногина О.А. Проблемы правового регулирования сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов // Известия вузов. Правоведение. 2011. № 2.
44. Отчетные данные отдела ЗПЗ и ИСОМС ООО «Капитал МС» г. Омск, 2019 г. Сетевое издание «Информационное агентство «Финмаркет». URL: http://www.finmarket.ru/.
45. Никонов Д.А. «Право социального обеспечения России»: курс лекций Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В.; под ред. Стремоухова А.В. - М.: «Норма», 2003.
46. Пешкова Х.В. Место Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджетном устройстве России / Х.В. Пешкова // Медицинское право. – 2019. – № 12. –
47. Пешкова Х.В., Бондарева Э.С., Лысенко Т.И., Митричев И.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». М., 2017. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
48. Полякова И.В. Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании. // Под ред. проф. И.В. Полякова, В.В. Гришина. - М.: «Медицинское страхование», 2006.
49.Романовский, Г.Б. Проблемы становления медицинского права как учебной дисциплины. [Электронный ресурс] – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
50. Рогова М.А Современное состояние медико-социальной реабилитации. - М.: «Норма». – 2011
51. Старченко А.А. Модернизация ОМС: несущие требования к законопроекту «Об Обязательном медицинском страховании в РФ» // Страховое дело. - 2010. - № 6.
52.Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004.
53. Теория государства и права: учебник / под ред. О.Ю. Рыбакова. – М.: Юстиция, 2021.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ