Совершенствование механизмов государственного управления качеством образования
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 10
1.1 Механизмы государственного управления в бюджетных образовательных организациях 10
1.2 Механизмы государственного управления в частных образовательных организациях 19
1.3 Нормативно-правовое регулирование сферой образования 26
2 ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ НИЖНЕВАРТОВСКЕ 35
2.1 Современное состояние качества образования в городе Нижневартовске 35
2.2 Сравнительная характеристика управления качеством образования в государственных и частных организациях 45
2.3 Механизмы реализации государственных программ в сфере образования в городе Нижневартовске 60
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 76
3.1 Разработка проекта по совершенствованию механизмов системы управления образовательной деятельностью 76
3.2 Оценка эффективности проекта 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
1 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 10
1.1 Механизмы государственного управления в бюджетных образовательных организациях 10
1.2 Механизмы государственного управления в частных образовательных организациях 19
1.3 Нормативно-правовое регулирование сферой образования 26
2 ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ НИЖНЕВАРТОВСКЕ 35
2.1 Современное состояние качества образования в городе Нижневартовске 35
2.2 Сравнительная характеристика управления качеством образования в государственных и частных организациях 45
2.3 Механизмы реализации государственных программ в сфере образования в городе Нижневартовске 60
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 76
3.1 Разработка проекта по совершенствованию механизмов системы управления образовательной деятельностью 76
3.2 Оценка эффективности проекта 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
В стабилизации экономики предпринимательская деятельность играет особую роль. Она усиливает мотивацию труда, стимулирует использование эффективных методов хозяйствования, обеспечивает совершенствование инициативы и инновационной деятельности. Создание благоприятных условий для совершенствования предпринимательства в сложных социально-экономических условиях мирового экономического кризиса выступает одним из приоритетов государственной политики.
Образование является неотъемлемой частью успешного, современного человека. Открытие бизнеса, связанного с образовательной деятельностью востребовано, начиная с обучения малышей и заканчивая узкой специализацией профессионалов. Школы искусств, кулинарии, музыки – это образование творческого направления и отличная идея для создания бизнеса, которая собирает желающих открыть и развить свои таланты у людей разных возрастов.
Актуальность данной темы обусловливается тем, что предпринимательство в образовании связано не только с деятельностью самих бюджетных образовательных учреждений, но и иных коммерческих организаций, которые оказывают консалтинговые, информационные, методические, учебные услуги в системе образования, которые относятся к коду вида экономической деятельности (код ОКВЭД) 85.41 «Дополнительное образование детей и взрослых». Этот код объединяет такую деятельность: 85.41.1 – занятия спортом и отдых; 85.41.2 – культурное образование (искусство, драма, музыка); 85.41.9 – другие образовательные программы, не включенные в иные группировки. И поэтому они необходимы развивающемуся рынку образовательных услуг. Управление образованием со стороны органов власти нацелено на государственные бюджетные учреждения, а на предпринимательство органы власти не оказывают должного внимания. В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность в системе образования проявляется во всех направлениях данной деятельности: от оказания собственно образовательных услуг до обеспечения эффективного функционирования отрасли в целом [53].
Основополагающие положения теории предпринимательства, в том числе малого бизнеса, разработаны в научных трудах О.С. Бобровой [33, 34] и О.Ф. Быстрова [35].
За последние годы появились отдельные публикации, в которых обосновывается необходимость разработки и повышения эффективности государственной политики поддержки развития малых предприятий, а также анализируется содержание отдельных механизмов такой политики и рычагов их реализации. В частности, следует отметить следующих ученых, публикации которых посвящены проблемам государственной поддержки малого предпринимательства: Г.А. Багян [30], О.С. Боброва [33, 34] и Г.Б. Морозов [49].
Эффективность государственной поддержки в отечественной экономике рассматривается в работах В.В. Иванов и А.Н. Коробова [43].
Несмотря на значительное количество исследований в области предпринимательской деятельности, проблема регулирования предпринимательства в сфере образования не подлежала детальному изучению.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка механизма управления образованием в коммерческих организациях, позволяющего отслеживать качество образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Выявить механизм управления системой образования со стороны органов власти как для бюджетных учреждений, так и для коммерческих организаций.
2. Сравнить основные параметры управления качеством образования в государственных и частных коммерческих организациях.
3. Адаптировать механизм лицензирования со стороны органов муниципальной власти для коммерческих организаций.
4. Рассчитать социальную эффективность выхода коммерческих организаций из теневой экономики.
Объектом выпускной квалификационной работы является образование в городе Нижневартовске.
Предметом выпускной квалификационной работы выступает механизмы управления образовательными организациями в городе Нижневартовске.
В выпускной квалификационной работе используется системный подход. Методологическую основу составляет совокупность методов, таких как сравнительно-правовой метод, использованный для исследования методов в управлении бюджетными учреждениями и коммерческими организациями, метод наблюдения и сопоставления в деятельности бюджетных и коммерческих учреждений, статистический на местном рынке образовательных услуг, детальный анализ правовых, нормативных актов и информационных материалов органов государственной власти и местного самоуправления, классификация коммерческих организаций в сфере образования, анкетирование предпринимателей.
Источниками исходной информации являются нормативно-правовые акты и документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Указы Президента Российской Федерации.
3. Постановления Правительства Российской Федерации.
4. Федеральные законы.
5. Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
6. Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
7. Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
8. Распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
9. Распоряжения администрации города Нижневартовска.
10. Отчеты о деятельности государственных и муниципальных органов власти.
Теоретической основой исследования явились ведущие идеи: системного подхода О.Ф. Быстрова [34]; методологические основы управления педагогическими системами Авилкиной С. [27], Волкова В.Н. [36], Медведевой Н.В. [47] и др.; особенности процессного подхода в управлении образованием Волкова В.Н. [36], Медведевой Н.В. [47]; результаты исследований в области государственных программ в сфере образования Поповой Я.А [51].
Структура работы состоит из введения, трёх взаимосвязанных глав, выводов и предложений, списка использованных источников и литературы. Во введении обоснована актуальность, определены цель и задачи исследования.
Первая глава посвящена изучению механизмов управления со стороны государства бюджетными и коммерческими образовательными организациями.
Вторая глава содержит в себе исследование рынка образовательных услуг в городе Нижневартовске, сравнительную характеристику управления качеством образования в государственных и частных организациях города, изучение механизмов реализации федеральных программ на примере образовательных организаций города Нижневартовска.
В третьей главе даны рекомендации для совершенствования механизмов управления деятельностью частных образовательных организаций, в том числе по вопросу получения лицензии, включения организации в реестр поставщиков образовательных услуг и внедрение системы менеджмента качества.
Тема работы была апробирована на XXIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета 7 апреля 2021 года.
Образование является неотъемлемой частью успешного, современного человека. Открытие бизнеса, связанного с образовательной деятельностью востребовано, начиная с обучения малышей и заканчивая узкой специализацией профессионалов. Школы искусств, кулинарии, музыки – это образование творческого направления и отличная идея для создания бизнеса, которая собирает желающих открыть и развить свои таланты у людей разных возрастов.
Актуальность данной темы обусловливается тем, что предпринимательство в образовании связано не только с деятельностью самих бюджетных образовательных учреждений, но и иных коммерческих организаций, которые оказывают консалтинговые, информационные, методические, учебные услуги в системе образования, которые относятся к коду вида экономической деятельности (код ОКВЭД) 85.41 «Дополнительное образование детей и взрослых». Этот код объединяет такую деятельность: 85.41.1 – занятия спортом и отдых; 85.41.2 – культурное образование (искусство, драма, музыка); 85.41.9 – другие образовательные программы, не включенные в иные группировки. И поэтому они необходимы развивающемуся рынку образовательных услуг. Управление образованием со стороны органов власти нацелено на государственные бюджетные учреждения, а на предпринимательство органы власти не оказывают должного внимания. В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность в системе образования проявляется во всех направлениях данной деятельности: от оказания собственно образовательных услуг до обеспечения эффективного функционирования отрасли в целом [53].
Основополагающие положения теории предпринимательства, в том числе малого бизнеса, разработаны в научных трудах О.С. Бобровой [33, 34] и О.Ф. Быстрова [35].
За последние годы появились отдельные публикации, в которых обосновывается необходимость разработки и повышения эффективности государственной политики поддержки развития малых предприятий, а также анализируется содержание отдельных механизмов такой политики и рычагов их реализации. В частности, следует отметить следующих ученых, публикации которых посвящены проблемам государственной поддержки малого предпринимательства: Г.А. Багян [30], О.С. Боброва [33, 34] и Г.Б. Морозов [49].
Эффективность государственной поддержки в отечественной экономике рассматривается в работах В.В. Иванов и А.Н. Коробова [43].
Несмотря на значительное количество исследований в области предпринимательской деятельности, проблема регулирования предпринимательства в сфере образования не подлежала детальному изучению.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка механизма управления образованием в коммерческих организациях, позволяющего отслеживать качество образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Выявить механизм управления системой образования со стороны органов власти как для бюджетных учреждений, так и для коммерческих организаций.
2. Сравнить основные параметры управления качеством образования в государственных и частных коммерческих организациях.
3. Адаптировать механизм лицензирования со стороны органов муниципальной власти для коммерческих организаций.
4. Рассчитать социальную эффективность выхода коммерческих организаций из теневой экономики.
Объектом выпускной квалификационной работы является образование в городе Нижневартовске.
Предметом выпускной квалификационной работы выступает механизмы управления образовательными организациями в городе Нижневартовске.
В выпускной квалификационной работе используется системный подход. Методологическую основу составляет совокупность методов, таких как сравнительно-правовой метод, использованный для исследования методов в управлении бюджетными учреждениями и коммерческими организациями, метод наблюдения и сопоставления в деятельности бюджетных и коммерческих учреждений, статистический на местном рынке образовательных услуг, детальный анализ правовых, нормативных актов и информационных материалов органов государственной власти и местного самоуправления, классификация коммерческих организаций в сфере образования, анкетирование предпринимателей.
Источниками исходной информации являются нормативно-правовые акты и документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Указы Президента Российской Федерации.
3. Постановления Правительства Российской Федерации.
4. Федеральные законы.
5. Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
6. Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
7. Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
8. Распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
9. Распоряжения администрации города Нижневартовска.
10. Отчеты о деятельности государственных и муниципальных органов власти.
Теоретической основой исследования явились ведущие идеи: системного подхода О.Ф. Быстрова [34]; методологические основы управления педагогическими системами Авилкиной С. [27], Волкова В.Н. [36], Медведевой Н.В. [47] и др.; особенности процессного подхода в управлении образованием Волкова В.Н. [36], Медведевой Н.В. [47]; результаты исследований в области государственных программ в сфере образования Поповой Я.А [51].
Структура работы состоит из введения, трёх взаимосвязанных глав, выводов и предложений, списка использованных источников и литературы. Во введении обоснована актуальность, определены цель и задачи исследования.
Первая глава посвящена изучению механизмов управления со стороны государства бюджетными и коммерческими образовательными организациями.
Вторая глава содержит в себе исследование рынка образовательных услуг в городе Нижневартовске, сравнительную характеристику управления качеством образования в государственных и частных организациях города, изучение механизмов реализации федеральных программ на примере образовательных организаций города Нижневартовска.
В третьей главе даны рекомендации для совершенствования механизмов управления деятельностью частных образовательных организаций, в том числе по вопросу получения лицензии, включения организации в реестр поставщиков образовательных услуг и внедрение системы менеджмента качества.
Тема работы была апробирована на XXIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета 7 апреля 2021 года.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Разработка системы оценки качества образования в общеобразовательном учреждении (Московский Государственный Университет Технологий и Управления)
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы управления качеством образования на основе образовательных результатов обучающихся
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление качеством образования в ВУЗе
на примере Института Управления, Экономики и Финансов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Управление качеством в сфере образовательных услуг
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование механизмов государственного управления качеством образования (нет заключения, Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018



