ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ЮГОСЛАВСКОМ КРИЗИСЕ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI В.)
|
Summary 2
Введение 6
Глава 1. Исторические предпосылки Югославского кризиса 16
1.1. Особенности исторического развития югославских народов.
Исламизация Боснии и Косово и ее последствия 16
1.2. Национальная политика Тито. Административный статус
Боснии и Г ерцеговины и Косово в составе СФРЮ 23
Глава 2. Исламский фактор в Боснийских событиях Югославского кризиса. 29
2.1. «Исламская декларация» А. Изетбеговича. Боснийство и
панисламизм в идеологии Партии демократического действия 29
2.2. Участие внешних исламских акторов в Боснийской войне .... 34
2.3. Итоги Дейтона: этнорелигиозный вопрос в Боснии и
Герцеговине на современном этапе. Попытка построения в стране гражданского общества 48
Глава 3. Сербо-албанский конфликт в Косово как фактор дестабилизации в регионе 59
3.1. Столкновения в Косово в 1980-х гг. как катализатор
Югославского кризиса. Использование Косовского мифа как политического инструмента 59
3.2. Косовский конфликт и вмешательство международного
сообщества 67
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Введение 6
Глава 1. Исторические предпосылки Югославского кризиса 16
1.1. Особенности исторического развития югославских народов.
Исламизация Боснии и Косово и ее последствия 16
1.2. Национальная политика Тито. Административный статус
Боснии и Г ерцеговины и Косово в составе СФРЮ 23
Глава 2. Исламский фактор в Боснийских событиях Югославского кризиса. 29
2.1. «Исламская декларация» А. Изетбеговича. Боснийство и
панисламизм в идеологии Партии демократического действия 29
2.2. Участие внешних исламских акторов в Боснийской войне .... 34
2.3. Итоги Дейтона: этнорелигиозный вопрос в Боснии и
Герцеговине на современном этапе. Попытка построения в стране гражданского общества 48
Глава 3. Сербо-албанский конфликт в Косово как фактор дестабилизации в регионе 59
3.1. Столкновения в Косово в 1980-х гг. как катализатор
Югославского кризиса. Использование Косовского мифа как политического инструмента 59
3.2. Косовский конфликт и вмешательство международного
сообщества 67
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Югославский кризис - общее название процессов по распаду СФРЮ на отдельные государства, сопровождающихся вооружёнными конфликтами. По сей день Югославские войны остаются последним крупным конфликтом на территории Европы. Падение социалистических режимов, ставшее причиной упразднения биполярной системы международных отношений, послужило толчком для возникновения интереса к прежним формам идентичности, основанным, как правило, на цивилизационных аспектах. С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций» вводит понятие войн по линии разлома, под которыми подразумевает как раз столкновение представителей различных цивилизаций. Ярким примером такого конфликта, в том числе по версии самого учёного, являются Югославские войны. Согласно Хантингтону, Югославия стала ареной столкновения представителей православной, западной и исламской цивилизаций. С этим трудно не согласиться, если посмотреть на цели, которые преследовали различные стороны. В наше время цивилизационное противостояние продолжает набирать обороты, в том числе при участии представителей исламского мира. Югославский кризис стал примером этого процесса, сопровождаясь чередой войн по линии цивилизационного разлома. Некоторые события этого масштабного процесса иллюстрировали отдельные тенденции развития политического ислама последней четверти XX века. Это был первый конфликт подобного масштаба в процессе деконструкции социализма.
Балканский регион по сей день далёк от стабильности. Многие процессы в странах бывшей Югославии берут своё начало в период деконструкции прежней системы, о которой речь пойдёт в данном исследовании.
Важнейшую роль в данных процессах играли отдельные этнические группы, включавшие в себя представителей различных конфессий.
Дезинтеграция Югославии иллюстрирует, в миниатюре, глобальные процессы, имевшие место после падения социалистических режимов в Европе и 6
остальном мире. Попытка обретения новой, основанной на национальных и этнокультурных аспектах, идентичности взамен прежней идеологической стала обязательным атрибутом постсоциалистических стран. Данный процесс совпал также с т.н. «исламским возрождением» и попыткой исламского мира обрести своё место в новом, постбиполярном мире, что привело к попытке вмешательства его представителей в Югославский кризис, в первую очередь, в отдельные его сюжеты в Боснии и Герцеговине и Косово.
Роль мусульманского фактора в данных процессах предстоит оценить в данной работе. В ней рассматривается роль исламских акторов (как внешних, так и внутренних) в военно-политических процессах в Югославии, таких как Боснийская война и Косовский кризис. Изучение данной проблематики позволяет дать характеристику диалогу «Запад-Восток» в условиях распада биполярного мироустройства, а также частично раскрывает суть процессов, протекающих в исламском мире в их различных формах и проявлениях.
Стоит отметить, что, несомненно, мусульманская сторона была одной из наиболее заметных, а на некоторых этапах кризиса и наиболее активной. В отличие от сербов и хорватов, мусульмане в Боснии и Косово имели иные цели и полагались на совершенно иные силы в решении собственных проблем. В контексте изучения данной проблемы важно учитывать особенности исторического развития Боснии и Герцеговины и Косово, а также народов, населяющих эти земли, чему будет посвящена первая часть моей работы.
Во второй и третьей частях данного исследования более подробно будут рассмотрены разные варианты исламского ответа на события Югославского кризиса, а именно в Боснии и Герцеговине (вторая часть) и Косово (третья часть). Особое внимание в этих фрагментах уделено рассмотрению внешних связей мусульман с другими государственными и негосударственными акторами. В частности, стоит отметить несколько специфических явлений, рассмотренных в данной работе. В рамках рассмотрения боснийской войны, одним из главных вопросов становится изучение роли боснийских моджахедов в этом конфликте. Сама тема участия международного джихада в мировых конфликтах крайне интересна, и заслуживает отдельного исследования, однако в контексте темы нашего исследования, мы постарались оценить их значимость в локальном масштабе.
Не менее интересным выглядит рассмотрение косовского вопроса, также являющегося в каком-то роде прецедентным для международного права. Стоит заметить, что проблема Косова невероятно остра до сих пор, а ответа на вопрос о территориальной принадлежности данного края нет. Диалог международного сообщества по данному вопросу нельзя назвать продуктивным, а потому ситуация вполне может поменяться в ближайшие годы.
Данная тема частично освещена в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Особый интерес к данной теме возникает в среде выходцев из стран бывшей Югославии. Литературу по данной теме можно разделить на две ключевые группы: историко-политические и этнографические исследования. Для данной работы будут в равной степени важны оба подхода к исследуемой проблеме, т.к. в ней рассматривается не только непосредственные события Югославского кризиса и взаимодействия групп акторов, но и генезис различных этнокультурных и этноконфессиональных противоречий в среде югославянских народов.
Среди отечественных авторов-балканистов следует выделить Е.Ю. Гуськову12, В.И. Косика34, К.В. Никифорова1 2 3 4 5. В работах Е.Ю. Гуськовой и К.В. Никифорова проблема боснийских мусульман рассматривается как частная составляющая всего Югославского кризиса. Подробно в работах Гуськовой и Никифорова рассматривается взаимодействие боснийской и сербской стороны. Нередко авторы используют эмпирический опыт, в особенности это характерно для Е. Ю. Гуськовой, которая в 1990-х гг. работала в Загребе в штабе миротворцев ООН в качестве эксперта по странам бывшей Югославии. Особенно ценной является её работа «Агрессия НАТО против Югославии в 1999 году и процесс мирного урегулирования», целиком посвящённая Косовскому конфликту. Другой важной работой является “Балканы: «Порвалась цепь великая»” В.И. Косика, в которой автор также рассматривает влияние исламского фактора. Работы этих отечественных авторов можно характеризовать как попытку комплексного и системного исследования такого масштабного процесса как Югославский кризис. Несмотря на то что описываемой в данной работе проблематике в этих исследованиях отводится лишь небольшая часть, они представляют интерес как пример позиции наиболее авторитетных отечественных балканистов по вопросам боснийских и косовских мусульман.
Среди других работ, уже более локальных в плане проблематики, следует отметить несколько статей отечественных авторов. Среди них статья российского социального антрополога и этнолога Марии Мартыновой «Проблема Косово: этнический фактор»1, в которой автор рассматривает историческое развитие противоречий между сербами и албанцами в Косово в этнологическом ключе. Религиозная сторона конфликта также является предметом исследования Е.К. Вяземской в её работе, однако теперь уже касающейся боснийских мусульман6 7.
К группе этнографических исследований можно также отнести сборник Института славяноведения РАН «Славяне-мусульмане на Балканах: язык, культура, идентичность»8, в котором рассматриваются этнокультурные аспекты исследуемой проблемы.
Ещё более богат список работ зарубежных авторов. Среди профильных историко-политических исследований стоит отметить несколько работ. Особенно ценными являются исследования, посвященный отдельным аспектам данной проблематики. В «Religion, Conflict and Prospects for Peace in Bosnia, Croatia and Yugoslavia» Д. Пауэрса1 конфликт рассматривается через призму этноконфессиональных процессов. В “The Conflict in Former Yugoslavia as a «Fault Line War»?” Ф. Бибера9 10 автор накладывает на Югославский кризис теорию С. Хантингтона о войнах по линии разлома, которая, в целом, очень правдоподобно описывает происходящее в 90-е гг. на Балканах. «Islam in the Successor States of Former Yugoslavia - Religious Changes in the Post-Communist Balkans from 1989-2009» Х. Фазилича11 освещает развитие исламистских тенденций в послевоенные годы, что особенно важно при анализе современных тенденций в данном направлении. В статье «From Young Muslims To Party of Democratic Action: The Emergence of A Pan-Islamist Trend In Bosnia- Herzegovina» от Х. Бугареля и А. Рашида12 авторы анализируют процесс трансформации панисламистского движения в Боснии и Герцеговине от подпольных кружков в начале XX в. до наиболее влиятельной политической партии страны уже к началу 90-х гг. Особую значимость представляет часть, посвящённая идеологической основе Партии демократического действия, описанной в сочинениях Алии Изетбеговича. Работы освещают разные стороны вопроса, однако каждая из них дополняет друг друга и вписывается в проблематику данного исследования.
Богат список работ, касающихся истории Боснийской войны, ставшей пиком этнического напряжения в регионе. Особенно значимо в рамках данного исследования стоял вопрос об участии внешних акторов в данном конфликте. В качестве наиболее комплексного исследования по данной тематике следует привести работу C. Бурга и П. Шупа «The War in Bosnia-Herzegovina: Ethnic Conflict and International Intervention»1, в которой, в частности, описывается взаимодействие боснийского правительства со странами Ближнего Востока, с указанием различных данных от сумм спонсирования до количества военных добровольцев. В нашем исследовании также используется и множество других работ, так или иначе освещающих деятельность зарубежных союзников Боснии и Косова234. Отдельно необходимо выделить исследование роли в этих процессах Организации Исламская конференция Х. Карчича13 14 15 16 17.
Вестма важным исследованием по теме боснийских моджахедов является работа В. Азиновича «Al-Kai’da u Bosni i Hercegovini: Mit ili Stvarna Opasnost?». В ней представлен не только анализ процессов, связанных с вербовкой, участием и дальнейшим влиянием исламских моджахедов в Боснии, но также и множество свидетельств участников тех событий18. Схожая проблематика исследуется в работе Э. Кольмана «Al-Qaida's Jihad in Europe: The Afghan- Bosnian Network»19.
Среди работ зарубежных авторов стоит выделить также и
культурологическое исследование по аналогии с упомянутым ранее отечественным - «Balkan Islam a Barrier or a Bridge for Radicalisation?»20, монография ряда болгарских авторов, частично посвященная вопросу боснийских мусульман и косовских албанцев.
В качестве отдельной группы использованных исследований следует выделить экспертные оценки кризисного процесса. Ситуация в Боснии и Герцеговине становилась предметом внимания как множества международных аналитиков, так и непосредственных представителей российской внешней политики.
Цель исследования - определение роли исламского фактора в событиях Югославского кризиса
Задачи исследования:
1. Анализ исторических предпосылок Югославского кризиса.
2. Классификация мусульманских акторов в Югославском кризисе по различным признакам.
3. Проследить влияние исламского фактора на события кризиса.
4. Дать оценку роли различных исламских акторов в процессе Югославского кризиса.
Объектом исследования является процесс дезинтеграции Югославии в 1990-е гг.
Предметом исследования являются действия отдельных исламских акторов в процессе Югославского кризиса, направленные на достижение политических целей, а также последствия этих действий для дальнейшего развития событий на территории стран бывшей Югославии.
Исследование опирается на различные, в первую очередь, исторические методы исследования. В первой части работы необходимо рассмотрение предпосылок сложившейся непростой этноконфессиональной ситуации в Югославии, для чего автором использован историко-генетический метод. В рамках работы с данным методом широко используется периодизация, позволяющая установить границы тех или иных этапов развития феномена балканского этнонационализма. Также, в качестве одного из приоритетных методов в работе используется историко-сравнительный метод, с помощью которого автор проводит параллели между рассматриваемыми событиями и схожими сюжетами, проходящими в то же время в странах Ближнего Востока и постсоветского пространства. Сравнительный метод также позволяет рассматривать описываемые явления как универсальные в рамках цивилизационной парадигмы.
В качестве отдельных методов исследования можно выделить следующие:
• Периодизация. Позволяет выделить отдельные структурно отличающиеся друг от друга этапы развития этнического конфликта в регионе.
• Контент-анализ. Широко используется автором при работе с различного вида источниками, в первую очередь актового типа.
• Ивент-анализ. Позволяет отследить динамику взаимодействия
между различными акторами, как внешними, так и внутренними.
• Кросс-культурный анализ. Используется для сопоставления феномена боснийского и косовского исламизма с аналогичными явлениями в других частях света в схожей исторической перспективе.
Среди источников, использованных в рамках исследования, можно выделить следующие группы:
1. Источники личного происхождения: мемуары, письма и
воспоминания участников описываемых событий1.
2. Политические сочинения отдельных деятелей (в частности, А. Изетбеговича)23.
3. Устные источники (как правило, расшифрованные), в первую очередь интервью, публичные выступления и заявления участников кризиса123. 21 22 23
4. Актовые документы: международные договоры, резолюции Совбеза ООН, судебные приговоры (МТБЮ), выводы комиссий и правовые документы45.
5. Материалы мировых, российских и балканских СМИ24.
6. Фото/видео материалы времён военных конфликтов8.
Таким образом, можно отметить, что источниковая база исследования достаточно широка. Они отличаются по степени информативности и достоверности. Наиболее объективными и информативными из данных источников можно считать актовые документы, однако некоторые из них также могут быть в некоторой степени ангажированными (судебные акты). В количественном отношении актовые документы также преобладают над остальными типами источников. Также многочисленны фото/видео-материалы, несмотря на относительно небольшую информативность без уточнения контекста.
Хронологические рамки исследования. Периодизация Югославского кризиса охватывает период со второй половины 1980-х гг. до начала 2000-х, однако необходимость рассмотрения исторических предпосылок отдельных явлений вынуждает обратиться к отдалённым сюжетам, касающимся исламизации регионов Балкан в Средневековье и Новом времени. Также небольшая часть исследования будет посвящена периоду титовской Югославии.
Географические рамки исследования включают в себя территорию бывшей СФРЮ и ее административных образований, прежде всего Боснии и Герцеговины, Косово.
Научная новизна работы заключается в попытке рассмотрения частных явлений (мусульманского фактора) в рамках более широкого процесса с помощью методов анализа международных отношений. Также нами предпринята попытка использования концепции цивилизационного противостояния и войн по линии разлома (С. Хантингтон) в качестве теоретической базы для изучения данной проблемы.
В качестве апробации, автор выступал с докладами по темам, затронутым в данной работе на нескольких конференциях разного уровня, таких как «Мой выбор - НАУКА!», ежегодная конференция «Современная Россия и мир: альтернативы развития» и международная конференции «Ломоносов-2020». По итогам выступлений опубликовано несколько статей в научных сборниках.
Балканский регион по сей день далёк от стабильности. Многие процессы в странах бывшей Югославии берут своё начало в период деконструкции прежней системы, о которой речь пойдёт в данном исследовании.
Важнейшую роль в данных процессах играли отдельные этнические группы, включавшие в себя представителей различных конфессий.
Дезинтеграция Югославии иллюстрирует, в миниатюре, глобальные процессы, имевшие место после падения социалистических режимов в Европе и 6
остальном мире. Попытка обретения новой, основанной на национальных и этнокультурных аспектах, идентичности взамен прежней идеологической стала обязательным атрибутом постсоциалистических стран. Данный процесс совпал также с т.н. «исламским возрождением» и попыткой исламского мира обрести своё место в новом, постбиполярном мире, что привело к попытке вмешательства его представителей в Югославский кризис, в первую очередь, в отдельные его сюжеты в Боснии и Герцеговине и Косово.
Роль мусульманского фактора в данных процессах предстоит оценить в данной работе. В ней рассматривается роль исламских акторов (как внешних, так и внутренних) в военно-политических процессах в Югославии, таких как Боснийская война и Косовский кризис. Изучение данной проблематики позволяет дать характеристику диалогу «Запад-Восток» в условиях распада биполярного мироустройства, а также частично раскрывает суть процессов, протекающих в исламском мире в их различных формах и проявлениях.
Стоит отметить, что, несомненно, мусульманская сторона была одной из наиболее заметных, а на некоторых этапах кризиса и наиболее активной. В отличие от сербов и хорватов, мусульмане в Боснии и Косово имели иные цели и полагались на совершенно иные силы в решении собственных проблем. В контексте изучения данной проблемы важно учитывать особенности исторического развития Боснии и Герцеговины и Косово, а также народов, населяющих эти земли, чему будет посвящена первая часть моей работы.
Во второй и третьей частях данного исследования более подробно будут рассмотрены разные варианты исламского ответа на события Югославского кризиса, а именно в Боснии и Герцеговине (вторая часть) и Косово (третья часть). Особое внимание в этих фрагментах уделено рассмотрению внешних связей мусульман с другими государственными и негосударственными акторами. В частности, стоит отметить несколько специфических явлений, рассмотренных в данной работе. В рамках рассмотрения боснийской войны, одним из главных вопросов становится изучение роли боснийских моджахедов в этом конфликте. Сама тема участия международного джихада в мировых конфликтах крайне интересна, и заслуживает отдельного исследования, однако в контексте темы нашего исследования, мы постарались оценить их значимость в локальном масштабе.
Не менее интересным выглядит рассмотрение косовского вопроса, также являющегося в каком-то роде прецедентным для международного права. Стоит заметить, что проблема Косова невероятно остра до сих пор, а ответа на вопрос о территориальной принадлежности данного края нет. Диалог международного сообщества по данному вопросу нельзя назвать продуктивным, а потому ситуация вполне может поменяться в ближайшие годы.
Данная тема частично освещена в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Особый интерес к данной теме возникает в среде выходцев из стран бывшей Югославии. Литературу по данной теме можно разделить на две ключевые группы: историко-политические и этнографические исследования. Для данной работы будут в равной степени важны оба подхода к исследуемой проблеме, т.к. в ней рассматривается не только непосредственные события Югославского кризиса и взаимодействия групп акторов, но и генезис различных этнокультурных и этноконфессиональных противоречий в среде югославянских народов.
Среди отечественных авторов-балканистов следует выделить Е.Ю. Гуськову12, В.И. Косика34, К.В. Никифорова1 2 3 4 5. В работах Е.Ю. Гуськовой и К.В. Никифорова проблема боснийских мусульман рассматривается как частная составляющая всего Югославского кризиса. Подробно в работах Гуськовой и Никифорова рассматривается взаимодействие боснийской и сербской стороны. Нередко авторы используют эмпирический опыт, в особенности это характерно для Е. Ю. Гуськовой, которая в 1990-х гг. работала в Загребе в штабе миротворцев ООН в качестве эксперта по странам бывшей Югославии. Особенно ценной является её работа «Агрессия НАТО против Югославии в 1999 году и процесс мирного урегулирования», целиком посвящённая Косовскому конфликту. Другой важной работой является “Балканы: «Порвалась цепь великая»” В.И. Косика, в которой автор также рассматривает влияние исламского фактора. Работы этих отечественных авторов можно характеризовать как попытку комплексного и системного исследования такого масштабного процесса как Югославский кризис. Несмотря на то что описываемой в данной работе проблематике в этих исследованиях отводится лишь небольшая часть, они представляют интерес как пример позиции наиболее авторитетных отечественных балканистов по вопросам боснийских и косовских мусульман.
Среди других работ, уже более локальных в плане проблематики, следует отметить несколько статей отечественных авторов. Среди них статья российского социального антрополога и этнолога Марии Мартыновой «Проблема Косово: этнический фактор»1, в которой автор рассматривает историческое развитие противоречий между сербами и албанцами в Косово в этнологическом ключе. Религиозная сторона конфликта также является предметом исследования Е.К. Вяземской в её работе, однако теперь уже касающейся боснийских мусульман6 7.
К группе этнографических исследований можно также отнести сборник Института славяноведения РАН «Славяне-мусульмане на Балканах: язык, культура, идентичность»8, в котором рассматриваются этнокультурные аспекты исследуемой проблемы.
Ещё более богат список работ зарубежных авторов. Среди профильных историко-политических исследований стоит отметить несколько работ. Особенно ценными являются исследования, посвященный отдельным аспектам данной проблематики. В «Religion, Conflict and Prospects for Peace in Bosnia, Croatia and Yugoslavia» Д. Пауэрса1 конфликт рассматривается через призму этноконфессиональных процессов. В “The Conflict in Former Yugoslavia as a «Fault Line War»?” Ф. Бибера9 10 автор накладывает на Югославский кризис теорию С. Хантингтона о войнах по линии разлома, которая, в целом, очень правдоподобно описывает происходящее в 90-е гг. на Балканах. «Islam in the Successor States of Former Yugoslavia - Religious Changes in the Post-Communist Balkans from 1989-2009» Х. Фазилича11 освещает развитие исламистских тенденций в послевоенные годы, что особенно важно при анализе современных тенденций в данном направлении. В статье «From Young Muslims To Party of Democratic Action: The Emergence of A Pan-Islamist Trend In Bosnia- Herzegovina» от Х. Бугареля и А. Рашида12 авторы анализируют процесс трансформации панисламистского движения в Боснии и Герцеговине от подпольных кружков в начале XX в. до наиболее влиятельной политической партии страны уже к началу 90-х гг. Особую значимость представляет часть, посвящённая идеологической основе Партии демократического действия, описанной в сочинениях Алии Изетбеговича. Работы освещают разные стороны вопроса, однако каждая из них дополняет друг друга и вписывается в проблематику данного исследования.
Богат список работ, касающихся истории Боснийской войны, ставшей пиком этнического напряжения в регионе. Особенно значимо в рамках данного исследования стоял вопрос об участии внешних акторов в данном конфликте. В качестве наиболее комплексного исследования по данной тематике следует привести работу C. Бурга и П. Шупа «The War in Bosnia-Herzegovina: Ethnic Conflict and International Intervention»1, в которой, в частности, описывается взаимодействие боснийского правительства со странами Ближнего Востока, с указанием различных данных от сумм спонсирования до количества военных добровольцев. В нашем исследовании также используется и множество других работ, так или иначе освещающих деятельность зарубежных союзников Боснии и Косова234. Отдельно необходимо выделить исследование роли в этих процессах Организации Исламская конференция Х. Карчича13 14 15 16 17.
Вестма важным исследованием по теме боснийских моджахедов является работа В. Азиновича «Al-Kai’da u Bosni i Hercegovini: Mit ili Stvarna Opasnost?». В ней представлен не только анализ процессов, связанных с вербовкой, участием и дальнейшим влиянием исламских моджахедов в Боснии, но также и множество свидетельств участников тех событий18. Схожая проблематика исследуется в работе Э. Кольмана «Al-Qaida's Jihad in Europe: The Afghan- Bosnian Network»19.
Среди работ зарубежных авторов стоит выделить также и
культурологическое исследование по аналогии с упомянутым ранее отечественным - «Balkan Islam a Barrier or a Bridge for Radicalisation?»20, монография ряда болгарских авторов, частично посвященная вопросу боснийских мусульман и косовских албанцев.
В качестве отдельной группы использованных исследований следует выделить экспертные оценки кризисного процесса. Ситуация в Боснии и Герцеговине становилась предметом внимания как множества международных аналитиков, так и непосредственных представителей российской внешней политики.
Цель исследования - определение роли исламского фактора в событиях Югославского кризиса
Задачи исследования:
1. Анализ исторических предпосылок Югославского кризиса.
2. Классификация мусульманских акторов в Югославском кризисе по различным признакам.
3. Проследить влияние исламского фактора на события кризиса.
4. Дать оценку роли различных исламских акторов в процессе Югославского кризиса.
Объектом исследования является процесс дезинтеграции Югославии в 1990-е гг.
Предметом исследования являются действия отдельных исламских акторов в процессе Югославского кризиса, направленные на достижение политических целей, а также последствия этих действий для дальнейшего развития событий на территории стран бывшей Югославии.
Исследование опирается на различные, в первую очередь, исторические методы исследования. В первой части работы необходимо рассмотрение предпосылок сложившейся непростой этноконфессиональной ситуации в Югославии, для чего автором использован историко-генетический метод. В рамках работы с данным методом широко используется периодизация, позволяющая установить границы тех или иных этапов развития феномена балканского этнонационализма. Также, в качестве одного из приоритетных методов в работе используется историко-сравнительный метод, с помощью которого автор проводит параллели между рассматриваемыми событиями и схожими сюжетами, проходящими в то же время в странах Ближнего Востока и постсоветского пространства. Сравнительный метод также позволяет рассматривать описываемые явления как универсальные в рамках цивилизационной парадигмы.
В качестве отдельных методов исследования можно выделить следующие:
• Периодизация. Позволяет выделить отдельные структурно отличающиеся друг от друга этапы развития этнического конфликта в регионе.
• Контент-анализ. Широко используется автором при работе с различного вида источниками, в первую очередь актового типа.
• Ивент-анализ. Позволяет отследить динамику взаимодействия
между различными акторами, как внешними, так и внутренними.
• Кросс-культурный анализ. Используется для сопоставления феномена боснийского и косовского исламизма с аналогичными явлениями в других частях света в схожей исторической перспективе.
Среди источников, использованных в рамках исследования, можно выделить следующие группы:
1. Источники личного происхождения: мемуары, письма и
воспоминания участников описываемых событий1.
2. Политические сочинения отдельных деятелей (в частности, А. Изетбеговича)23.
3. Устные источники (как правило, расшифрованные), в первую очередь интервью, публичные выступления и заявления участников кризиса123. 21 22 23
4. Актовые документы: международные договоры, резолюции Совбеза ООН, судебные приговоры (МТБЮ), выводы комиссий и правовые документы45.
5. Материалы мировых, российских и балканских СМИ24.
6. Фото/видео материалы времён военных конфликтов8.
Таким образом, можно отметить, что источниковая база исследования достаточно широка. Они отличаются по степени информативности и достоверности. Наиболее объективными и информативными из данных источников можно считать актовые документы, однако некоторые из них также могут быть в некоторой степени ангажированными (судебные акты). В количественном отношении актовые документы также преобладают над остальными типами источников. Также многочисленны фото/видео-материалы, несмотря на относительно небольшую информативность без уточнения контекста.
Хронологические рамки исследования. Периодизация Югославского кризиса охватывает период со второй половины 1980-х гг. до начала 2000-х, однако необходимость рассмотрения исторических предпосылок отдельных явлений вынуждает обратиться к отдалённым сюжетам, касающимся исламизации регионов Балкан в Средневековье и Новом времени. Также небольшая часть исследования будет посвящена периоду титовской Югославии.
Географические рамки исследования включают в себя территорию бывшей СФРЮ и ее административных образований, прежде всего Боснии и Герцеговины, Косово.
Научная новизна работы заключается в попытке рассмотрения частных явлений (мусульманского фактора) в рамках более широкого процесса с помощью методов анализа международных отношений. Также нами предпринята попытка использования концепции цивилизационного противостояния и войн по линии разлома (С. Хантингтон) в качестве теоретической базы для изучения данной проблемы.
В качестве апробации, автор выступал с докладами по темам, затронутым в данной работе на нескольких конференциях разного уровня, таких как «Мой выбор - НАУКА!», ежегодная конференция «Современная Россия и мир: альтернативы развития» и международная конференции «Ломоносов-2020». По итогам выступлений опубликовано несколько статей в научных сборниках.
По итогам исследования нами было сформировано несколько выводов. Сразу следует оговориться, что современные Балканы — крайне нестабильный и всё ещё неспокойный регион, поэтому любые прогнозы в отношении него, как это бывало уже не раз, могут быть ошибочными. Потому, подводя итоги, следует сконцентрироваться на отдельных вопросах, проработанных нами выше.
В работе были рассмотрены действия отдельных мусульманских акторов, их прямых союзников и противников, а также проанализированы итоги этой деятельности, как для региона, так и для международных отношений в целом. Описываемые процессы включали в себя несколько прецедентных эпизодов, ставших впоследствии объектом повышенного внимания исследователей. Особенно дискуссионной нам кажется проблема влияния нелегальных террористических и криминальных организаций на Балканах, которое существовало и, отчасти, сохраняется и в Боснии и Герцеговине, и в Косово. Именно этот фактор выглядит наиболее проблемным в свете интеграции этих стран (в случае Косово, частично признанных) в европейское культурное, политическое и экономическое сообщество.
Югославский кризис стал отражением дестабилизации международных отношений последней четверти XX века. Падение биполярной системы привело к отсутствию возможности немедленной и организованной реакции международного сообщества на события в Юго-Восточной Европе. Именно недооценка угрозы и, поначалу, сдержанная реакция мировых лидеров на ситуацию в Югославии сделали возможной самую кровопролитную войну в Европе за последние 50 лет. Ключевым фактором, недооценка которого сделала ситуацию неконтролируемой, стала межэтническая напряжённость в регионе. Европейская мультикультурная общественность, привыкшая решать конфликты в рамках диалога, совершенно неверно оценила направление конфликта в регионе на начальном этапе кризиса. Другим не менее важным
фактором стала неготовность противоборствующих сторон идти на компромисс и отвержение попыток диалога как таковых. Примером этому может служить отказ от проектов по мирному урегулированию в Боснии (Лиссабонское соглашение и план Вэнса-Оуэна) и Косово (проект мирного урегулирования НАТО). Инициаторами отказа в отдельных случаях была и мусульманская сторона.
Ключевой чертой исламского сопротивления в период распада Югославии становится частое обращение его лидеров к третьей стороне. Множество исследований посвящено роли США в рамках Боснийской и Косовской войн, однако не только американцы стали фактором, повлиявшим на исход конфликта. В случае с Боснией, стоит говорить о серьёзном интересе всего исламского мира к данному, казалось бы, локальному конфликту. Без участия множества стран Ближнего Востока, таких как Иран, Саудовская Аравия, Пакистан, Ливан, Турция и др. Босния вряд ли смогла бы претендовать на тот статус, который она имеет сейчас. Другим, не менее важным фактором, становится участие в конфликте международного джихада в лице добровольцев-моджахедов. Их появление в стране также было связано с ближневосточными деньгами и серией финансовых операций, проходящих при прямом содействии политической верхушки Боснии и Герцеговины. Их роль, однако, не ограничивается только лишь военными действиями, а многие исследователи связывают дальнейшую радикализацию в боснийском обществе именно с остатками джихадистов в стране. И если посмотреть на этот конфликт со стороны самих моджахедов, то стоит заметить, что Босния стала плацдармом для множества радикальных группировок, впоследствии связанными как с другими локальными конфликтами (Ирак, Чечня, Афганистан), так и с терроризмом (теракт 11 сентября).
Говоря о Косово, необходимо отметить особую роль трёх внешних акторов, а именно Албании, Швейцарии и США. Именно Албания, вполне логично, стала опорой, поддерживающей антисербские настроения в Косово. Сам регион был неспокоен ещё во времена Тито, однако об этнических чистках 79
речи не было. Косовский кризис можно рассматривать как развитие тех тенденций, что получили начало ещё во времена Османского завоевания. Именно медленное изменение этнической картины региона сделало возможным такой исход данного конфликта. Следует также учитывать мотивы сербской стороны и её апелляции к историческому праву, особенно ярко проявившиеся ещё в последние годы существования СФРЮ. Однако оценивая ситуацию объективно, на текущий момент именно демографический фактор, набиравший вес ещё со времён Османской империи, являлся ключевым в процессе отделения Косово.
Таким образом, следует заключить, что мусульманский фактор стал решающим в процессе распада Югославии. Для сербов он стал миной замедленного действия, заложенной несколько сотен лет назад. С точки зрения баланса сил на мировой арене, примеры Косова и Боснии и Г ерцеговины стали показателем усиления роли исламской стороны. Более того, их в каком-то смысле можно рассматривать как османский реванш, ведь, несмотря на распад Османской империи, плоды её национальной политики стали видны спустя почти век с момента её ухода с этих территорий.
Острая ситуация в Косово и Боснии и Герцеговине вряд ли будет сглажена в ближайшее время, однако на данный момент очевидно, что мнение мусульманской стороны более не будет рассматриваться как второстепенное, а диалог по вопросам этих земель невозможен без участия широкого спектра различных акторов, среди которых есть и наиболее влиятельные исламские страны.
Косовский конфликт показывает, что, несмотря на возрастающую роль различных международных субъектов, ключевое место в системе европейской безопасности всё ещё занимают США посредством руководства в НАТО. Безусловно, бомбардировки Югославии в 1999 г. стали серьёзным прецедентом в международных отношениях, однако, фактически, возможность повторения подобного сценария не была исключена в дальнейшем. Это положение требует пересмотра сложившихся норм международного права, если мы говорим о необходимости соблюдения принципа суверенитета отдельных государств, одним из которых бесспорно являлась Югославия в то время.
События в Боснии и Герцеговине стали определяющими для судьбы федерации, трещавшей по швам после смерти её главного идеолога. Осада Сараево, города который называли Югославией в миниатюре, стала символом упадка прежних политических, культурных и общественных принципов. Схожая ситуация произошла в Косово, «сердце Сербии», в котором, однако, существовали иные причины для столь радикального исхода конфликта. Подъём мусульманской идентичности, вновь обретённой после утраты прежних социалистических идеалов, отвергающих этнический фактор, стал важнейшей чертой для сложного и многоступенчатого процесса разрушения единого югославского пространства. Одновременно с этим усиливалась роль мировых мусульманских акторов как в международных отношениях в целом, так и в Югославии в частности. Таким образом, уместно заключить, что мусульманский фактор сыграл ключевую роль как в распаде СФРЮ в начале 1990-х гг., так и в дальнейшем упразднении СРЮ и вычленением из её состава Сербии и Черногории.
В работе были рассмотрены действия отдельных мусульманских акторов, их прямых союзников и противников, а также проанализированы итоги этой деятельности, как для региона, так и для международных отношений в целом. Описываемые процессы включали в себя несколько прецедентных эпизодов, ставших впоследствии объектом повышенного внимания исследователей. Особенно дискуссионной нам кажется проблема влияния нелегальных террористических и криминальных организаций на Балканах, которое существовало и, отчасти, сохраняется и в Боснии и Герцеговине, и в Косово. Именно этот фактор выглядит наиболее проблемным в свете интеграции этих стран (в случае Косово, частично признанных) в европейское культурное, политическое и экономическое сообщество.
Югославский кризис стал отражением дестабилизации международных отношений последней четверти XX века. Падение биполярной системы привело к отсутствию возможности немедленной и организованной реакции международного сообщества на события в Юго-Восточной Европе. Именно недооценка угрозы и, поначалу, сдержанная реакция мировых лидеров на ситуацию в Югославии сделали возможной самую кровопролитную войну в Европе за последние 50 лет. Ключевым фактором, недооценка которого сделала ситуацию неконтролируемой, стала межэтническая напряжённость в регионе. Европейская мультикультурная общественность, привыкшая решать конфликты в рамках диалога, совершенно неверно оценила направление конфликта в регионе на начальном этапе кризиса. Другим не менее важным
фактором стала неготовность противоборствующих сторон идти на компромисс и отвержение попыток диалога как таковых. Примером этому может служить отказ от проектов по мирному урегулированию в Боснии (Лиссабонское соглашение и план Вэнса-Оуэна) и Косово (проект мирного урегулирования НАТО). Инициаторами отказа в отдельных случаях была и мусульманская сторона.
Ключевой чертой исламского сопротивления в период распада Югославии становится частое обращение его лидеров к третьей стороне. Множество исследований посвящено роли США в рамках Боснийской и Косовской войн, однако не только американцы стали фактором, повлиявшим на исход конфликта. В случае с Боснией, стоит говорить о серьёзном интересе всего исламского мира к данному, казалось бы, локальному конфликту. Без участия множества стран Ближнего Востока, таких как Иран, Саудовская Аравия, Пакистан, Ливан, Турция и др. Босния вряд ли смогла бы претендовать на тот статус, который она имеет сейчас. Другим, не менее важным фактором, становится участие в конфликте международного джихада в лице добровольцев-моджахедов. Их появление в стране также было связано с ближневосточными деньгами и серией финансовых операций, проходящих при прямом содействии политической верхушки Боснии и Герцеговины. Их роль, однако, не ограничивается только лишь военными действиями, а многие исследователи связывают дальнейшую радикализацию в боснийском обществе именно с остатками джихадистов в стране. И если посмотреть на этот конфликт со стороны самих моджахедов, то стоит заметить, что Босния стала плацдармом для множества радикальных группировок, впоследствии связанными как с другими локальными конфликтами (Ирак, Чечня, Афганистан), так и с терроризмом (теракт 11 сентября).
Говоря о Косово, необходимо отметить особую роль трёх внешних акторов, а именно Албании, Швейцарии и США. Именно Албания, вполне логично, стала опорой, поддерживающей антисербские настроения в Косово. Сам регион был неспокоен ещё во времена Тито, однако об этнических чистках 79
речи не было. Косовский кризис можно рассматривать как развитие тех тенденций, что получили начало ещё во времена Османского завоевания. Именно медленное изменение этнической картины региона сделало возможным такой исход данного конфликта. Следует также учитывать мотивы сербской стороны и её апелляции к историческому праву, особенно ярко проявившиеся ещё в последние годы существования СФРЮ. Однако оценивая ситуацию объективно, на текущий момент именно демографический фактор, набиравший вес ещё со времён Османской империи, являлся ключевым в процессе отделения Косово.
Таким образом, следует заключить, что мусульманский фактор стал решающим в процессе распада Югославии. Для сербов он стал миной замедленного действия, заложенной несколько сотен лет назад. С точки зрения баланса сил на мировой арене, примеры Косова и Боснии и Г ерцеговины стали показателем усиления роли исламской стороны. Более того, их в каком-то смысле можно рассматривать как османский реванш, ведь, несмотря на распад Османской империи, плоды её национальной политики стали видны спустя почти век с момента её ухода с этих территорий.
Острая ситуация в Косово и Боснии и Герцеговине вряд ли будет сглажена в ближайшее время, однако на данный момент очевидно, что мнение мусульманской стороны более не будет рассматриваться как второстепенное, а диалог по вопросам этих земель невозможен без участия широкого спектра различных акторов, среди которых есть и наиболее влиятельные исламские страны.
Косовский конфликт показывает, что, несмотря на возрастающую роль различных международных субъектов, ключевое место в системе европейской безопасности всё ещё занимают США посредством руководства в НАТО. Безусловно, бомбардировки Югославии в 1999 г. стали серьёзным прецедентом в международных отношениях, однако, фактически, возможность повторения подобного сценария не была исключена в дальнейшем. Это положение требует пересмотра сложившихся норм международного права, если мы говорим о необходимости соблюдения принципа суверенитета отдельных государств, одним из которых бесспорно являлась Югославия в то время.
События в Боснии и Герцеговине стали определяющими для судьбы федерации, трещавшей по швам после смерти её главного идеолога. Осада Сараево, города который называли Югославией в миниатюре, стала символом упадка прежних политических, культурных и общественных принципов. Схожая ситуация произошла в Косово, «сердце Сербии», в котором, однако, существовали иные причины для столь радикального исхода конфликта. Подъём мусульманской идентичности, вновь обретённой после утраты прежних социалистических идеалов, отвергающих этнический фактор, стал важнейшей чертой для сложного и многоступенчатого процесса разрушения единого югославского пространства. Одновременно с этим усиливалась роль мировых мусульманских акторов как в международных отношениях в целом, так и в Югославии в частности. Таким образом, уместно заключить, что мусульманский фактор сыграл ключевую роль как в распаде СФРЮ в начале 1990-х гг., так и в дальнейшем упразднении СРЮ и вычленением из её состава Сербии и Черногории.





