Введение 3
Глава 1. Рэп как феномен современной культуры:
1.1. Основные этапы формирования рэпа как самостоятельного
жанра 8
1.2. Творчество Oxxxymiron’a в парадигме отечественного рэп-
дискурса 12
Глава 2.Альбом «Горгород» как художественный цикл:
2.1. История публикации альбома 16
2.2. Поэтика и особенности сюжетостроения 19
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 48
В марте 2019 года независимоеагентство «Zoom Market», специализирующееся на проведении маркетинговых и социологических исследований для коммерческих организаций, провело социологический опрос, в рамках которого выяснило предпочтения российских меломанов. По результатам проведённых в разных регионах страны опросов, самым популярным музыкальным жанром в России был признан хип-хоп.
По словам музыкального обозревателя«Ые,№ York Times», рэп - «самый быстрорастущий жанр народной музыки иизлюбленный саундтрек миллионов слушателей» [77: 329].
Существует версия, что«Яар - это аббревиатураот выражения ритмическая, а-то и радикальная американская поэзия» [75]. С английского термин переводится как «резко говорить/выкрикивать».
По мнению М.В. Вершинина и Е.В. Макаровой, формальный элементрэпа обусловлен тем, что «он изначально формировался как субкультурапротеста» и принимал лозунговые формы. Исследователи говорят о том, чторэп близок к мелодекламации - «соединение выразительного произнесениятекста (главным образом стихотворного) и музыки». Ритм слов, звукопись,подбор рифм и интонаций - всё это создает эффект мелодичностипроговариваемого текста [7]
Философия рассматривает рэп с позиций неопрагматической эстетики,поднимая проблему переоценки ценностной ориентации современнойкультуры и понятия «высокого» искусства. Данные тезисы раскрыты встатьях Г.Г. Коломиец «К вопросу о новых тенденциях прагматической эстетики» [35] и Н.Л. Соколовой «Популярная культура впарадигме Cultural Studies и философской эстетике» [61].
В 2010 году специалистами Йельского университета была опубликована книга «TheAnthologyofRap». В работе исследователи привели аргументы в пользу того, что рэп можно отнести к литературному канону. Одним из ключевых доводов стало то, что рэп-исполнители так же, как и поэты, вовлечены в процесс письма, который начинается с работы над текстом, а заканчивается самим исполнением. «Антология рэпа» вызвала много критики со стороны интеллектуалов и не вполне убедила научное сообщество в том, что рэп можно считать поэзией. Споры не утихают до сих пор.
С. В. Кардинская, в свою очередь, говорит о том, что в сравнении с литературным текстом, «рэп-поэзия представляет собой поток текста, структурированного ритмом (битом) и рифмой, такая структура выглядит достаточно свободной посравнению с классическими поэтическими формами...» [30: 73]. «Конфигурация рэп-текста формируется не только использованием звуковой «подкладки», определяющейся «битом», <...> но и обыгрыванием ряда субкультурных составляющих, таких как разговорный стиль речи, высказывания с использованием сниженного стилистического тона, отражающие специфические жизненные реалии людей, включенных в хип-хоп-культуру» [30: 71]. Между тем, естественной формой исполнения рэпаявляется речитатив, напрямую связанныйс фоническим строем поэтического текста. Здесь стоит упомянуть и тот факт, что термин сам «лирика» происходит от греческогоХир1ко<;-исполняемый под звуки лиры, а лира, в свою очередь - это музыкальный инструмент, подаккомпанемент которого античные поэты декламировали свои произведения. То есть, ещё с древности, имело место понимание того, что эмоциональный посыл строк текста лучше передаётся, будучи прочитанным в такт с музыкальным сопровождением. Символично, что знаменитой Пулитцеровской премией за альбом «Damn» в апреле 2017 года был удостоен репер Кендрик Ламар.
Что касается русского рэпа, то для него вообще характерна особая поэтичность: «В русском рэпе, текст трека воспринимается как
поэтический:культивируется высокий уровень качества текста и языковое мастерство, втом числе произносительное, где важны скорость и ритмичность; ценятсянеожиданные рифмы, оригинальные языковые находки»[74: 162]. Таким образом, рэп видится как «новый источник музыкальной поэтичности, атакже успешная попытка выявить в слове особую звучность, ритмичность имелодичность» [41: 79].
Актуальностьнастоящего исследования обусловлена возрастающей популярностью такого жанракак рэп, и тем, что рэп-культура, будучи сложным явлением, затрагивающим самые разные аспекты гуманитарного знания (от философии и социологии, до музыковедения и филологии) является, при этом, крайне малоизученной.
Как любое молодое искусство, рэп, вплоть до сегодняшнего дня,находится в процессе постоянного развития. Изменению подвергаются как структура текстов и их художественное содержание (что вызывает интерес для филологического анализа), так и сама манера исполнения, включающая в себя наличие оригинальных вокальных вставок, особые техники читки под современные биты (музыка под аккомпанемент которой читается рэп-текст). Согласно наблюдениям некоторых исследователей, рэп в Россиистал новой формой языкового существования, в которой активность,креативность выступает как культурообразующий момент[32: 437].
Объектнастоящего исследования - тексты современного русского рэпера Оххушноп’а.
Предметом является поэтическая специфика текстов Мирона Фёдорова (Oxxxymiron).
В качестве материала исследования послужил альбом Охххушноп’а - «Г оргород» 2015 года;
Новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка анализа рэп-альбома как факта современной культуры в аспекте его художественной специфике.
Практическая значимостьзаключается в возможности использования результатов исследования в курсе литературоведения и
поэтикисовременногорусского языка, а также в теории и практике современных гуманитарныхисследований.
Цель работы- вписать творчество Oxxxymiron’a в парадигму русского рэпа, на примере текстов показать особенности поэтики. Достижение цели осуществлялось решением основных задач:
1. Представить описание рэпа в контексте
современныхлингвистических и общегуманитарных исследований;
2. Показать особенности поэтики творчества Мирона Фёдорова на примере альбома «Горгород».
В ходе работы использовались следующие методы: сравнительносопоставительный, структурно-семиотический, интертекстуальный.
Методологической базой исследования послужили работы таких учёных, как Ю. М. Лотман, Р. Барт, Ю. С. Кристева, А. К. Жолковский, М. Л. Гаспаров и др.
Сформулированные задачи и цели определили структуру работы:
Во введении представлены материалы , кратко описывающие представление рэпа в контексте современных общегуманитарных исследований, а также аргументы , обосновывающие актуальность, новизну и практическую значимость исследования.
Первая глава раскрывает основные этапы развития рэпа: от его формирования в Америке до последующей рецепции русской культурой. Предпринята попытка сопоставления западного поэтического рэп-текста и американского рэп-дискурсас российским, с целью выявления языковых особенностей, влияющих на ритмику и рифму.
Во второй главе производится филологический анализ рэп-альбома «Горгород» как концептуальногостихотворного цикла, который позволяет выявить особенности рэп-поэтики Охххутноп’а.
Заключение является резюмирующим: исходя из проделанной работы и опираясь на выводы, сделанные по отдельным главам, подводятся общие итоги всегоисследования.
В списке литературы представлены источники, которые были использованы при написании данной работы.Список насчитывает 77 источников
В качестве приложений к работе выступают обложка и тексты цикла «Горгород».
Апробация
Основные положения работы были изложены в докладах на следующих конференциях:
1. Всероссийский научно-практический семинар Четвертые «Воробьёвские чтения»: «Филология - XXI век: проблемы, перспективы, новации в науке и образовании» (г. Барнаул, 30 октября 2020 г.);
2. VIII Региональная молодежная научная конференция «Мой выбор - Наука!» (г. Барнаул, 22 апреля 2021 г.).
В данной работе была предпринята попытка осмыслитьрэп-творчество Oxxxymiron’a, описав и проанализировав особенности поэтики его текстов.
Во введении мы представили материалы, кратко описывающие феномен рэпа в контексте современных общегуманитарных исследований, а также аргументы, обосновывающие актуальность и практическую значимость. Кроме того, в рамках введения производится попытка сопоставления рэпа с классической поэзией, с целью обоснования резонности исследования жанра с позиции литературоведения.
Мы увидели, что рэп-поэзия на уровне восприятия благодаря речитативной манере исполнения более близка к классической поэзии в сравнении с другими видами вокальной музыки. Анализ рэп-поэзии как литературного компонента рэп-культуры ичастного случая звучащей поэзии, в сопоставлении с письменной, позволяет утверждать, что рэп являетсяновым эволюционным этапом поэзии.
В первой главе кратко описаны этапы развития рэпа: от его формирования в Америке до последующей рецепции русской культурой. Кроме того, предпринята попытка выявления специфики американского рэп - текста в сопоставлении с российским.
В ходе анализа мы остановились на рифме как базовоминструменте создания рэп-текста. Так, мы убедились, что рифма являетсяисточником смыслопорождения, во многом определяет рецепцию иформирует структуру образа. Для творчества исследуемого автора характерно использование усложненных рифм, экспериментальный подход, тотальное рифмование.
Во второй главеанализируется рэп-альбом «Горгород» как факт современной культуры в аспекте его художественной специфики.Нами предпринята попытка филологического анализа текстов альбома. Среди приемов, который использует автор, выделяются сложно построенные каламбуры, многочисленные интертекстуальные отсылки и эксперименты в области рифмовки.
Альбом автобиографичен, потому не случайно, что все персонажи, за исключением Киры, были озвучены самим автором. Как человек, склонный к рефлексии, Мирон Федоров пытается построить максимально полную и, как следствие, парадоксальную картину мира, с целью отыскать своё в ней место. Тематику альбома можно определить как гражданскую. Открытый финал альбома, может указывать на то, что «Горгород» стоит рассматривать постмодернистское произведение. Философия постмодерна основана на постоянном использовании отсылок и аллюзий. Постмодернистское высказывание никогда не претендует на цельность. В нём ярко проявляют себя игра, комбинирование и интертекстуальность;
1. Алигьери Д. «Божественная комедия» перев. М. Лозинского, Издательство "Правда", М.: 1982 г. [Электронный ресурс]: http://dante.rhga.ru/upload/iblock/e2c/перевод%20Лозинского.pdf
2. Андерсен Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик» Часть сборника «Большая хрестоматия начальной школы (сборник), Издательство «Эксмо», Москва; 2012 г. [Электронный ресурс] :https://goo.su/64¥0
3. Барт Р. «От произведения к тексту» /- Р. Барт, Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: "Прогресс", "Универс", 1994 г. С. 413 - 423.
4. Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита» // Франкфурт-на-Майне. Издательство«Посев» /- М. А. Булгаков, Четвёртое издание 1977 г. [Электронный ресурс] :https://btfr.cc/yj6
5. Боярских О.С. «Прецедентные феномены со сферой-источником «Литература» в дискурсе российских печатных СМИ» (2004-2007 гг.)/- О. С. Боярских,Нижний Тагил, 2008 г. С. 230.
6. Богданов А.В. «Лингвокультурные характеристики афроамериканского рэп-дискурса» /- А. В. Богданов, Волгоград, 2007 г. [Электронный ресурс]: https://btfr.cc/ppq
7. Вершинин М.В., Макарова Е.В. «Современные молодёжные субкультуры: рэперы» /- М.В.Вершинин, Е.В. Макарова, 2007 г. [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/rap.htm
8. Веселовский А.Н. «Историческая поэтика». М.: «Высшая школа»/- А. Н. Веселовский, 1989 г.
9. Воронцова Т.А. «Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход» /- Т.А.Воронцова,Челябинск, 2006 г. [Электронный ресурс]: https://btfr.cc/qn1
10. Выготский Л.С. «Психология искусства». М.: «Искусство»/- Л. С. Выготский, 1986 г. С. 572.
11. Гайдар А. «Военная тайна». Издательство «Правда» 1990г. [Электронный ресурс]: https://www.100bestbooks.ru/files/Gaidar_Voennaya_taina.pdf
12. Гальцева Р., Роднянская И. «Помеха - человек: опыт века в зеркале антиутопий» // «Новый мир» /- Р. Гальцева, И. Роднянская, 1988 г. № 12.
13. Гаспаров М. Л. «Избранные труды», Т. II «О стихах», Издательство «ФТМ» /- М. Л. Гаспаров, 1997 г.
14. Грибоедов А. С. «Горе от ума»,Серия «Список школьной литературы 9 класс», Издательство «Эксмо» 2008 г. [Электронный ресурс]: https://btfr.cc/ym2
15. Гриценко Е. С. «Вербальное поведение как способ конструирования молодежной идентичности: культурные коды и стилистические модели» // Вестн. Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н. А. Добролюбова /- Е. С. Гриценко, 2010 г. № 10. С. 46-56.
16. Гриценко Е. С. «Глобальное и локальное в речевых практиках молодежных субкультур» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19, «Лингвистика и межкультурная коммуникация»/- Е. С. Гриценко, 2012 г. № 2. С. 87-93.
17. Гриценко Е.С., Дуняшева Л.Г. «Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации» // «Политическая лингвистика»/- Е. С. Гриценко, 2013 г. № 2 (44). С. 141-147.
18. Гудков Д.Б. «Теория и практика межкультурной коммуникации». М.: «Гнозис» /- Д. Б. Гудков, 2003 г. С. 288.
19. Гусева А.А. «Интертекстуальность как переводческая проблема (на материале романа Дж. Джойса «Улисс» и его перевода на русский язык)»/- А. А. Гусева, 2009 г.
20. Давшан А. Н. «Homo scribens в русской прозе XX века» //«Русское слово в мировой культуре» /- А. Н. Давшан,М., СПб., 2003 г. Т. 1.
21. Даниленко О.А. «Язык конфликта как объект лингвосоциологии» // «Социологические исследования»/- О. А. Даниленко, 2006 г. № 4 (264). С. 89-97.
22. Дуняшева Л. Г. «Лингвокультурные особенности конструирования
гендера в афроамериканском песенном дискурсе (на материале жанров «блюз» и «рэп»)»/- Л. Г. Дуняшева, Н. Новгород, 2012 г.
23. Енина Л.В. «Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой ин формации» // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения: материалы исследований и научно-практической конференции / под общ. ред. А.Г. Асмолова /- Л. В. Енина, 2000 г. [Электронный ресурс]: http://www.tolerance.ru/RP-rech-agress.php?
24. Ефремова Т. Ф. «Новый словарь русского языка. Толково
словообразовательный». Издательство «Русский язык» /- Т. Ф. Ефремова, 2000 г.
25. Железняк А. «Язык как индикатор этнического менталитета» // «ТОПОС»
/- А. Железняк, 2017 г. [Электронный
ресурс]:http://www.topos.ru/article/4080.
26. Жолковский А. К. «Блуждающие сны и другие работы». — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература» /- А. К Жолковский, 1994 г. [Электронный ресурс] :https://btfr.cc/xuo
27. Жолковский А. К. «Очные ставки с властителем : статьи о русской литературе» /- А.К. Жолковский, М. : Издательский центр Российского гос. гуманитарного университета (РГГУ), 2011 г. - С. 637. - Примеч. и библиогр: С. 466-613. - Указ. имен. и произведений: С. 614-635.
28. Жолковский А. К, Щеглов Ю. К. «Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приёмы - Текст» / Предисл. М. Л. Гаспарова. - М.: АО Издательская группа «Прогресс» /- А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов, 1996 г. С 344.
29. Караулов Ю.Н. «Ассоциативная грамматика русского языка». М.: «Русский язык» /- Ю. Н. Караулов, 1993 г. С. 303.
30. Кардинская С. В. «Предельные состояния языка современного искусства в структурах рэп-поэзии (на примере альбома «Горгород» (Oxxxymiron)» / [StudiaCulturae: Вып. 1 (39): Academia: С.В. Кардинская. ст. 70 - 81] /-С. В.Кардинская, 2019 г. [Электронный ресурс]: https://goo.su/2CTW
31. Карпушкин В., Шмелева Т.В. «Русский рэп как текст» // «Образ мира, в слове явленный...»: сборник в честь 70-летия профессора Ежи Фарыно / [Red. R. Bobryka, J. Urban, R. Mnicha. Siedlce]/- В. Карпушкин,Т.В. Шмелева, 2011. С. 605-614. [Электронный ресурс]: https://btfr.cc/qn3
32. Карпушкин В. Г. «Рэп как новая форма языкового существования в славянском мире» // «Славянские языки: единицы, категории, ценностные константы» сб. науч. ст. / отв. ред. Н. А. Тупикова. Изд-во «ВолГУ» /-В. Г. Карпушкин, Т. В. Шмелева, Волгоград, 2009 г. [Электронный ресурс] :https://btfr. cc/qpl
33. Козлов В. В. «Реальная культура: от альтернативы до Эмо».СПБ.: «Амфора» Серия: «Sub [культура]» /- В. В.Козлов, 2009 г.
34. Колесников А.А. «Особенности использования прецедентных имён в рэп- дискурсе» // «Вестник Московского государственного областного университета». Серия: «Лингвистика»/-А.А.Колесников, 2014 г. № 5. С. 66-71.
35. Коломиец Г.Г. «К вопросу о новых тенденциях прагматической эстетики»
/-Г. Г. Коломиец, Оренбург, 2014 г. [Электронный ресурс]:
https://btfr.cc/m6q
36. Коломиец, Г.Г. Искусство как способ быть в мире или к вопросу о коммуникативной функции искусства /- Г.Г. Коломиец // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007 г. - № 7. - С. 158162.
37. Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект /- Г.Г. Коломиец, Москва, 2009 г. (Изд.3-е)
38. Коломиец, Г.Г. Философско-антропологический статус музыки: аксиологический аспект /- Г.Г. Коломиец // Вестник Московского университета. - Серия 7: Философия. - 2006 г. - № 5. - С. 73-94
39. Коломиец, Г.Г. «Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром» /- Г.Г. Коломиец, Москва, 2006 г.
40. Коломийцева Е. Ю. «Русская литературная антиутопия: К проблеме
жанровой эволюции» У/ «Литературный процесс в зеркале рубежного сознания» /- Е. Ю. Колмийцева, Магнитогорск, М., 2004 г.
41. КорневаН. А. «Рэп как лингвокультурный феномен (на материале творчества ATL)» /-Н. А. Корнева, Красноярск, 2018 г. [Электронный ресурс]: https://goo.su/2Ctv
42. Косиченко Е.Ф. «Прецедентное имя как средство выражения субъективной оценки», М.: «МГЛУ»/- Е. Ф. Косиченко, 2006 г. С. 224.
43. Красных В.В. ««Свой» среди «чужих»: миф или реальность?», М.: «Гнозис» /- В. В. Красных, 2003 г. С. 375.
44. Кристева Ю. «Бахтин, слово, диалог и роман» // Вестник Московского Университета. Сер. 9 «Филология» /- Ю. Кристева, 1995 г. № 1 С. 97-124.
45. Кубрякова Е.С. «О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике» // «Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты», сб. обзоров. М.: ИНИОН /- Е. С. Кубряков, 2000 г. С. 7-25.
46. Лавкрафт Г. Ф.«Зов Ктулху», перевод: Ю. Соколова и др., серия: «Мастера мистического реализма» /- Г. Ф. Лавкрафт, Издательство: «Аст» 2016 г.
47. Ланин Б. А. «Антиутопия» // Литературная энциклопедия терминов и понятий, /- Б. А. Ланин, М., 2001 г.
48. Ланин Б. А. «Русская литературная утопия XX века» /- Б. А. Ланин,М., 1993 г.
49. Лассан Э. «Рэп-батлы как лингвокультурный феномен» /- Э.
Лассан,Вильнюсский университет (Вильнюс, Литва), 2018 г.
[Электронный ресурс]: https://btfr.cc/sr6
50. [Электронный ресурс]: https://www.labirint.ru/books/521110/
51. Лотман Ю. М. «О поэтах и поэзии» ББК 83.3(2)1 Л80. Издательство «Искусство СПБ» /- Ю. М. Лотман, Санкт-Петербург 1996 г.
52. Лотман Ю. М. «Семиосфера» Издательство «Искусство СПБ» /- Ю. М. Лотман, Санкт-Петербург, 2010 г.
53. Максименко О. И. «Нейминг как особая форма номинации» // «Аксиомы и парадоксы языка; структура, коммуникация, дискурс». Материалы VII международной науч. конф. ВУ. М.: ЗАО «Книга и бизнес» /- О. И. Максименко, 2013 г. С. 433-442.
54. Малаховская М. Л. «Интертекстуальные связи в художественном тексте в сопоставительно-переводческом аспекте (на материале произведений К.С. Льюиса)» /- М. Л. Малаховская, СПб., 2007 г. 18 с.
55. Морсон Г. С. «Границы жанра» // «Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы» /- Г. С. Морсон,М., 1991 г.
56.Ожегов С. И., Шведова, Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Издательство: М.: «ИТИ Технологии», Издание 4-е, доп. /- С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, 2006 г. С. 1185.
57. Пушкин А. С. Сочинения: Комментированное издание. Вып. 2: «Борис
Годунов». М.: Новоеиздательство 2008 г[Электронный
ресурс]:https://imwerden.de/pdf/pushkin_vyp2_boris_godunov_2008.pdf
58. Пушкин А. С. «Евгений Онегин». Серия «Список школьной литературы 9 класс», Издательство«Астрель», «АСТ», Москва, 2004 г. [Электронный ресурс] :https://btfr.cc/ymu
59. Серебренников Б. А. «Номинация и проблема выбора» // «Языковая номинация. Общие вопросы» /- Б. А. Серебренников, 1977 г. Т. 1, С. 147188.
60. Смирнов А. Ю. «Антиутопия в парадигме современного
литературоведения» // «Весшк БДУ», серия 4 /- А. Ю. Смирнов, 2005 г. №3, С. 32-36. [Электронный ресурс]:
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/165359/1/32-36.pdf
61. Соколова Н. Л. «Популярная культура в парадигме Cultural Studies и философской эстетике» // «Известия высших учебных заведений» / Поволжский регион. Гуманитарные науки. Философия /- Н. Л. Соколова, 2010 г. № 3 (15). - С. 62-69. [Электронный ресурс]: https://btfr.cc/m6r
62. Степанов Ю.С. ««Интертекст», «интернет», «интерсубъект» (к основаниям сравнительной концептологии)» // «Известия РАН». Сер. литературы и языка /- Ю. С. Степанов, 2001 г, Т. 60 №1. С. 3-11.
63. Степин В. С. «Цивилизация и культура». СПБ.: «СПБГУП» /- В. С. Степин, 2011 г.
64. Тимофеева А. В. «Жанровое своеобразие романа-антиутопии в русской литературе 60-80-х годов XX века» /- А. В. Тимофеева,М., 1995 г.
65. Толкиен Дж.Р. Р. «Хранители. Властелин Колец. Том 1». Пер. В.Муравьева, А Кистяковского /- Дж. Р. Р. Толкиен, Издательство «Радуга», 1990 г.
66. Толкиен Дж.Р.Р. «Две твердыни. Властелин Колец. Том 2». Пер. В. Муравьева /- Дж. Р. Р. Толкиен, Издательство «Радуга», 1991 г.
67. Толкиен Дж. Р. Р. «Возвращенье Государя. Властелин Колец.Том 3». Пер. В. Муравьева /- Дж. Р. Р. Толкиен, Издательство «Радуга», 1992 г.
68. Хотинец В.Ю. «Этническая идентичность и толерантность», Изд-во «Ур. ун-та»/- В.Ю.Хотинец, Екатеринбург, 2002 г.
69. Чаликова В. А. «Утопия и свобода» /- В. А. Чаликова, M., 1994 г.
70.ЧернецЛ. В, Хализев В. Е. и др. «Ведение в литературоведение» (под ред. Чернец Л. В.) /- Л. В. Чернец и др. Москва 1999 г.