ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРОВИНЦИИ ЦЗИЛИНЬ: НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ .. 21
1.1. Основные тенденции развития сельского хозяйства 70-х-80-х
гг.: опыт развитых аграрных держав 21
1.2. Роль «Документов №1» ЦК КПК в проведении
сельскохозяйственной реформы КНР 26
1.3. Комплексная оценка развития сельского хозяйства провинции Цзилинь и основные результаты ее развития с 1978 по начало 2000-х гг. .. 33
ГЛАВА 2. ТРНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ПРОВИНЦИИ
ЦЗИЛИНЬ 40
2.1. Этапы сельскохозяйственного производства в провинции
Цзилинь 40
2.2. Анализ факторов, влияющих на общую производительность
труда в сельском хозяйстве провинции Цзилинь 44
2.3. Основные проблемы и предложения по их решению относительно сельского хозяйства провинции Цзилинь после вступления ВТО 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность исследования. Сельскому хозяйству Китая отводится огромная роль в экономическом развитии страны, поскольку до 70% поставок сырья в легкую промышленность осуществляется именно за счет собственного сырья. Занято работами в сельском хозяйстве более 313 млн. человек, а с членами семей около 850 млн. человек, что в 6 раз больше чем в России, Японии, Англии, Франции, Германии, Италии, Мексике, вместе взятых. К настоящему моменту ни в одной стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы, как в Китае. Большое значение в условиях Китая имеет выращивание технических культур. По выращиванию хлопка Китай занимает третье место в мире. Кроме того, широко распространено в стране выращивание масличных культур, служащих основным источником пищевых жиров.
Что касается интересующей меня провинции Цзилинь, которой посвящена данная научно-исследовательская работа, то данная провинция, по статистическим данным за 2018 год, не вошла в первую десятку провинций по развитию сельского хозяйства, и занимает почетное 22 место среди всех провинций и городов центрального подчинения Китая. В Цзилине находится главный приток Амура - река Сунгари, а через территорию Цзилинь проходит участок КВЖД от Чанчуня на юг страны, называемый также Южно-Маньчжурская железная дорога.
Развитие современного сельского хозяйства является важнейшей стратегической задачей сельскохозяйственного и экономического развития провинции Цзилинь в новый период. В настоящее время сельское хозяйство в провинции Цзилинь все еще находится на переходном этапе от
традиционного сельского хозяйства к современному. Традиционное сельское хозяйство - это вид сельского хозяйства, в котором используются человеческий труд, животноводство, ручные инструменты, железные орудия труда и другие методы ручного труда в естественных экономических условиях, он основан на традиционном опыте, накопленном поколениями. Это сельское хозяйство с использованием методов, унаследованных от истории. Традиционные технологии сельскохозяйственного производства отстают, эффективность производства низка, способность фермеров противостоять стихийным бедствиям очень ограничена, сельскохозяйственное производство сильно зависит от природной среды, и явление «зависимости от неба» встречается чаще. Современное сельское хозяйство - это сельское хозяйство с высоким доходом. Во всех развитых странах мира крестьяне относительно богаты и имеют высокие доходы, и этот высокий доход должен строиться на более широком масштабе сельскохозяйственных операций. Современное сельское хозяйство является сельскохозяйственным с высоким товарооборотом. Чтобы измерить уровень развития сельского хозяйства страны, очень важно увидеть уровень ее товаров сельскохозяйственной продукции, а уровень товарной продукции сельскохозяйственной продукции должен быть связан с более широкими масштабами сельскохозяйственных операций. Современное сельское хозяйство - высокотехнологичное сельское хозяйство. Поэтому для перехода от традиционного сельского хозяйства к современному сельскому хозяйству цель сельскохозяйственного производства должна быть изменена с максимизации объема производства для удовлетворения самодостаточного потребления до максимизации прибыли от промышленного производства. Основными условиями для завершения этой трансформации являются снижение доли сельскохозяйственного труда и ослабление давления на сельское население со стороны государства. И задача содействия модернизации сельского хозяйства является сложной. Чтобы способствовать развитию современного сельского хозяйства в провинции Цзилинь в будущем, необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании методов сельскохозяйственного производства и методов управления, а также опираться на современный научно-технический прогресс для повышения общего уровня современного сельского хозяйства в провинции Цзилинь.
Объектом исследования является экономические процессы современного Китая.
Предметом исследования является пореформенное развитие сельского хозяйства провинции Цзилинь.
Степень научной разработанности проблемы: для удобства анализа литературу можно разделить на четыре блока.
Первый блок литературы посвящен экономическим реформам Китая. Беглый просмотр списка литературы позволяет сделать вывод о том, что много работ посвящено реформированию аграрного сектора КНР, из них можно выделить работы Л.А. Волковой, П.М. Мозаиса и В.С. Потаева и Цяо Му Сэня, в которых они рассматривают проблемы и трудности в развитии сельского хозяйства в Китае. Л.А. Волкова и П.М. Мозаис утверждают, что после консолидации власти в КНР в руках Дэн Сяопина и его соратников в Китае наступило время перемен и реформ, которые проводились весьма решительно и смело, но также с крайней осторожностью, ибо надо «переходить реку, нащупывая камни на дне», - таков был и совет, и указание лидера КПК. Реформы было решено начать с деревни . Подробно описывается самая популярная и эффективная форма хозяйства - семейный подряд, когда семья или двор брали в аренду на 3-5 лет участок земли для семейного землепользования. Часть урожая продавалась по твердым ценам государству, другая часть передавалась производственной бригаде - в уплату за предоставленную технику или иную помощь. Остальная часть урожая, а это, как правило, было более чем половина, семья получала в свое полное распоряжение. Как вывод, говорится, что переход китайской деревни к семейному подряду привел к заметному росту производительности крестьянского труда, так же приводятся некоторые статистические данные . В.С. Потаев в своей статье проводит аналогию с сельским хозяйством Советского союза и говорит, что на XIII съезде КПК в 1987 году было принято принципиальное решение о легализации в Китае частной собственности, которая была ликвидирована во времена Мао Цзэдуна, и, которой не было во времена Сталинских репрессий . Автор утверждает, что это была правильная политика, и она принесла к концу 1980-х годов ощутимые результаты, как в производстве сельскохозяйственной продукции, так и в создании в сельской местности огромного числа волостно-поселковых предприятий, которые в течение 10-15 лет превратились не только в одну из опорных отраслей сельской экономики Китая, но и в важную часть всего народного хозяйства страны. Цяо Му Сэнь соей работе «Арарная реформа в Китае », где он отмечает успех китайских реформ в сельском хозяйстве, которые заложили основы для дальнейших преобразований. Из -за политики «сельское хозяйство первым делом» Дэн Сяпоин изначально мало уделял внимания промышленному развитию, в частности, 1 и 3 секторам экономики АПК. Однако затем, основываясь на опыте реформ в сельском хозяйстве, была сформулирована «политика промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт «о прибыли и убытках».
Второй блок уделяет внимание аграрному развитию КНР и северо-восточных провинций Китая, в совокупности, как отдельного региона. И тут можно выделить работы таких авторов, как А.Е. Шамин, Н.Г. Вождаева, А.Т. Гилева, Е.Б. Мясникова, в которых они анализируют этапы развития сельского хозяйства Китая. А.Т. Гилева и Е.Б. Мясникова утверждают, что за годы существования КНР система государственного регулирования с/х претерпела существенные изменения. Это стало возможным благодаря использованию прямых и косвенных методов экономического регулирования, а также коррекции финансово-бюджетной, финансово-кредитной, ценовой, налоговой и внешнеторговой политики. Теория и практика реформирования и регулирования китайского АПК показывают, что успех преобразований обусловливают: наличие политической воли руководства страны; выбор адекватной модели развития; использование передовых научно-технических решений при разработке концепций, программ и планов; экспериментальная апробация нововведений; учёт интересов сельхозпроизводителей. Далее, делают соответствующий вывод о том, что результатами осуществлённых в аграрном секторе Китая реформ стали значительный рост доходов сельских жителей, насыщение внутреннего рынка произведённым в стране продовольствием, снижение зависимости экономики от внешней конъюнктуры . А А.Е. Шамин и Н.Г. Вождаева в своей работе уделяют внимание огромной роли государства в аграрном комплексе Китая, говоря, что особая роль в увеличении производства сельскохозяйственной продукции принадлежит именно государственному регулированию ценообразования на основные виды продовольствия. Для товаропроизводителей установлены гарантированные цены, которые значительно превышали уровень среднемировых. За годы реформ резко увеличилось финансирование сельской экономики Китая. За пятилетку 1998-2002 гг. бюджетные ассигнования составили около 408 млрд. юаней, что в два раза больше предыдущего пятилетия. Особая поддержка выделялась на расширение и строительство инфраструктуры села, которая осуществлялась за счет выпуска государственных займов. Большие объемы выполнены по реконструкции и строительству электросетей, государственных зернохранилищ, водоохранных объектов. Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности в Китае с началом проведения реформ было выдвинуто на первый план. В короткие сроки удалось значительно нарастить объемы производства основных продуктов питания и обезопасить страну от угроз в продовольственной сфере. Это было достигнуто в первую очередь благодаря умелому государственному регулированию продовольственного рынка, значительной финансовой поддержке со стороны государства, широкомасштабному внедрению в сельскохозяйственное производство передовых технологий, развитию сельской инфраструктуры, улучшению социально-экономических условий в сельской местности. Нельзя не обратить внимание на работу А.Г., Папцова и О.В. Каменецкой «Развитие сельского хозяйства Китая в условиях вступления страны в ВТО», так как именно до этого периода и обозначены рамки моего научного исследования. Авторы утверждают, что китайская деревня не стала пассивно дожидаться удара извне, а вступила в процесс самостоятельного и активного участия в ВТО. Китай предпринял меры по повышению конкурентоспособности своей деревни. Продвижение стандартизации аграрной продукции, повышение ее качества, усиление специализации и регионализации и другие меры способствовали росту конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства. Путем использования отечественных и зарубежных сельскохозяйственных рынков, импорта сырья, экспорта трудоемкой продукции и т.д. Китай развернул внутреннее преимущество в отношении сельского хозяйства. Китайское правительство предпринимает ряд политических мер по решению «трех сельских вопросов» - вопросов села, сельского населения и сельского хозяйства - это также способствовало активному развитию китайской деревни. Вступление в ВТО по времени совпало с процессом регулирования согласованно.
Если говорить о северо-восточных провинциях Китая, то тут я выделила работы Д.А., Изотова, В. Е.Кучерявенко, которые на основе анализа данных официальной статистики КНР подвели промежуточные итоги реализации плана возрождения экономики Северо-Востока КНР и оценили эффективность предпринимаемых мер в 2003—2007 гг. Показали, что масштабные преобразования, осуществляемые в настоящее время в Северо-Восточном Китае, неизбежно отразятся на его торгово-экономических взаимоотношениях с сопредельными субъектами РФ и будут в значительной мере определять внешние условия развития их экономики в обозримой перспективе. В этот блок хочу отнести работы Красовой Е. В., Сунь Юаньюе, которые в своей статье освещают вопросы, связанные с развитием северо-восточных провинций Китая (СВК), занимающих весомое место в пространственном развитии Китая. Стратегически важное географическое положение, богатая ресурсная база обусловливают высокую актуальность изучения экономических проблем СВК. Основной научно-практической проблемой статьи является отставание СВК от восточных провинций по темпам экономического развития. В работе этих авторов определены и обоснованы места и роли северо-восточных провинций (Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян) в экономическом развитии современного Китая на основе анализа важнейших макроэкономических показателей, рассмотрения внутриполитической заинтересованности страны в развитии указанных провинций.
Третий - достаточно объемный блок литературы, посвящен проблемам регионального развития Китая на примере северо - восточной провинции Цзилинь. Тут я выделила работы таких авторов, как М.В. Александрова, В.С. Потаев. Александрова в своей работе говорит о том, что после вступления в новую эру провинция Цзилинь сделала строительство современного сельского хозяйства одним из главных приоритетов, настаивая на координации городского и сельского развития экономики, постоянном внедрении инноваций, быстром росте сельскохозяйственной производительности и содействии строительству новой социалистической деревни, придавая сельскому облику, обширных сельских кадрам и массам большое мировоззрение. Изменения заставили сельскую местность показать новую атмосферу процветания и гармонии. В.С. Потаев говорит, что после 24 лет развития с 1978 по 2002 год сельское хозяйство постепенно развивалось так же как лесоводство, животноводство, но в основном опираясь на развитие растениеводства. Развитие животноводства происходит быстрее, чем развитие лесного хозяйства и рыболовства. К 2002 году разница между сельским хозяйством и сельским хозяйством 1978 г. составляла 73,11 процентного пункта, а в 2002 г. доля животноводства была на 0,77 процентного пункта выше, чем в сельском хозяйстве. С этой точки зрения структурная перестройка сыграла очень важную роль, не только увеличив общую стоимость сельскохозяйственной продукции, но и сыграв важную роль в развитии сельского хозяйства, лесного хозяйства, животноводства и рыболовства. Фермеры меняют свою структуру производства и управления в соответствии со структурными изменениями правительства и рынка. Также отдельно хочу выделить автора Шицай Вана, который является директором Института России Академии общественных наук провинции Цзилинь. В своей работе говорит, что ресурсы являются основной стратегической предпосылкой экономического развития, особенно в период индустриализации, а их не достаток — серьезным ограничением. Он утверждает, что Дальний Восток России и Сибирь имеют богатые природные ресурсы, Китай, в том числе провинция Цзилинь, — большие трудовые ресурсы. Таким образом, обе стороны обладают огромным потенциалом сотрудничества в освоении и добыче даров природы. Но Провинция Цзилинь в этом отношении представляет собой полную противоположность российскому Дальнему Востоку. Она обеспечивает себя зерном, овощами и мясом и имеет их излишки. Дальнему Востоку России не хватает товаров легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, что есть в достатке у провинции Цзилинь. Именно поэтому есть большая выгода в сотрудничестве этих стран. Для понимания ситуации в сельском хозяйстве провинции Цзилинь на последующем этапе развития в период с 2005-2010 гг. я выделила работу Ян Фенвеня и Лу Джина, которые утверждают, что в соответствии с исходными данными основного городского и сельского развития, строительство деревень и городов постепенно выходит на верный курс. Органы управления провинции Цзилинь устанавливают дополнительные духовные и культурные требования по строительству деревень и городов. В срочном порядке усиливают оптимизацию городского и сельского строительства, улучшают мероприятия по застройке сельских районов и постепенно уменьшают разрыв между городом и сельской местностью, способствуя их общему благосостоянию. Их работа не только отражает достижения и очевидные проблемы строительства в селах и городах провинции Цзилинь, но и предлагает предварительные исследования в области применения системы индексной оценки в строительстве, осуществляемом в провинции Цзилинь. Данная система основана на анализе строительства провинций, деревень и городов, городских и сельских уровней экономического развития, а также анализе законов и нормативных актов. Цель данной системы заключается в создании общих принципов планирования и оценки сельского строительства для руководства будущей строительной практики в провинции Цзилинь.
Последний - четвертый блок, полностью посвящен иностранной литературе, на которой строится большая часть научно-исследовательской работы. Тут я выделила «Зеленую книгу по экономике деревни. Анализ положения в экономике китайской деревни и прогноз », где проанализировано состояние природных комплексов Китая, самого аграрного и многонаселенного государства мира. Растущие противоречия между 1,3 миллиардным населением и сокращением пахотных земель, стремительным экономическим ростом и инерционно-экстенсивным способом производства становятся масштабным вызовом устойчивому мировому развитию. Сельское хозяйство играет жизненно важную роль в экономике КНР, является основным источником продовольствия и сырья для легкой промышленности, занимает значительное место в экспорте , во многом определяет уровень развития и материальное благосостояние страны, но до настоящего времени продолжает оставаться самым слабым звеном народного хозяйства. Производство зерна на душу населения практически не увеличивается с 90-х годов прошлого века. Основная причина - деградация агроэкологических систем, ослабление природного базиса агросферы. Также выделила работу по сельской экономике Китая и «Зеленую Книгу по сельской экономике Китая», где анализируется ситуация в агросфере КНР, которая характеризуется как кризисная; рассматривается динамика развития растениеводства, лесного, водного хозяйства и животноводства в период социально-экономических реформ 1978-2006 гг.
Цель исследования состоит в анализе проведения реформ сельского хозяйства в провинции Цзилинь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Провести исторический обзор реформ в аграрном секторе Китая.
2) Дать комплексную оценку развитию аграрного сектора северо-восточной провинции Цзилинь.
3) Рассмотреть этапы реформирования в провинции Цзилинь.
4) Описать трансформационные процессы в сельском хозяйстве провинции.
5) Выявить степень ориентации сельского хозяйства на рынок.
6) Описать перспективы дальнейшего развития.
Хронологические рамки: с начала реформ открытости в 1978 г. и до 2000 -х гг. Верхняя граница объясняется проведением в декабре 1978 г. 3 пленума XI съезда КПК, на котором была инициирована целая программа аграрных преобразований. В качестве эксперимента в одной из провинций была ликвидирована коллективная система хозяйствования, а земля была передана в аренду крестьянам. Благодаря этому в этой коммуне были резко увеличены сборы зерна и другой продукции. Тогда в Китае перенесли опыт на национальный уровень. Решения пленума соответствовали тенденциям исторического развития и символизировали реальное вступление китайского общества на путь исторических перемен - полной реформы традиционного общества, экономической системы; они открыли возможности для начала модернизации Китая и на протяжении всего этого периода наблюдаются изменения в сельском хозяйстве провинции Цзилинь. Нижняя граница объясняется наступлением нового этапа во внутренней и внешней экономике страны, а именно, в декабре 2001 г. Китай вступает во Всемирную Торговую Организацию и становится полноправным ее членом, это событие со временем очень сильно сказывается на многих экономических сферах Китая, в том числе и на сельском хозяйстве.
Территориальные рамки: совпадают с современным территориально- административным делением провинции Цзилинь. Для выявления специфики аграрной реформы в провинции я обращалась к сравнительно - историческим материалам двух других северо-восточных провинций: Ляонин и
Хэйлунцзян.
Методологическая основа исследования: Концептуальной основой модернизации является теория строительства социализма с китайской спецификой. При осуществлении модернизации в Китае обязательно учитывается руководящая роль марксизма в идеологии страны. В исследованиях модернизации китайскими учеными большое внимание уделяется проблеме китаизации марксизма, утверждается, что «в процессе практического сочетания модернизации Китая и марксизма происходит китаизация последнего », именно поэтому в основу системы взглядов на развитие сельского хозяйства Китая и отдельно провинции Цзилинь легла марксистская методологическая основа. После 1978 г. модернизация становится целенаправленным, долговременным курсом развития Китая. За основу был взят прагматизм и соединение истин марксизма с китайской спецификой. Сельское хозяйство было поставлено на первое место в экономике, аграрная реформа осуществила переход от народных коммун с колхозной формой собственности на землю к семейному подряду с правом пожизненного владения землей. Для реализации поставленных задач использовался также комплекс взаимодополняющих методов исследования. Был использован системный метод, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов . Так благодаря этому, в процессе изучения данной темы рассмотрение провинции Цзилинь не как обособленного субъекта, а как части Китая, в которой происходили реформы, охватившие всю страну. Сравнительно - исторический метод позволил выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития и рассмотреть эволюцию реформ сельского хозяйства, производственных отношений, так как в работе анализируются экономические процессы в сельском хозяйстве за большой промежуток времени, Китайское сельское хозяйство сравнивается с Европейским, сельское хозяйство Провинции Цзилинь рассматривается на национальном уровне, и на уровне северо-восточных провинций Китая. Отдельно выделяется синхронный метод исследования, который близок к сравнительно - историческому, где параллельно изучаются и сравниваются сельскохозяйственные процессы, которые происходят отдельно в Китае, отдельно в северо - восточных провинциях и на уровне подробно изучаемой провинции Цзилинь.
Источниковая база: для достижения поставленной цели мы использовали законодательные акты, статистические данные, опубликованные документы ЦК КПК и местных провинкомов, а также материалы периодической печати.
Законодательные акты представлены: семь «Документов № 1» центрального правительства по вопросам, касающимся сельского хозяйства, сельских районов и крестьян после реформы и открытия. Документы носили ключевой характер для развития сельского хозяйства:
1. 1 января 1982 г. ЦК КПК выпустил первый «Документ № 1» по вопросу «Сельское хозяйство, сельские районы и фермеры», в котором резюмировалась быстрая реформа сельских районов.
2. В январе 1983 года был официально обнародован второй «Документ № 1» по "Некоторым вопросам современной экономической политики в сельских районах".
3. 1 января 1984 года ЦК КПК издал «Уведомление о сельской работе в 1984 году», которое является третьим «Документом № 1». В документе подчеркивается необходимость продолжения стабилизации и совершенствования системы ответственности по совместному производственному контракту, в которой предусматривается, что период действия земельного контракта должен составлять, как правило, более 15 лет, а период производства и разработки проектов должен быть более продолжительным.
4. В январе 1985 года ЦК КПК и Госсовет выпустили «Десять политик по дальнейшему развитию сельского хозяйства» - четвертый «Документ № 1». В нем объясняется, что за последние 30 лет система коллективных закупок и распределения сельскохозяйственной и побочной продукции была упразднена. Затем была принята новая политика государственных закупок нескольких важных сельскохозяйственных продуктов - зерна и хлопка.
5. 1 января 1986 года ЦК КПК и Госсовет издали «Развертывание сельских работ в 1986 году», пятый «Документ № 1». В документе подтверждается, что руководящие принципы и политика для сельской реформы являются правильными и должны постоянно реализовываться.
6. В январе 2004 года, в ответ на продолжающийся медленный рост чистого дохода фермеров на душу населения в последние годы, Центральное правительство опубликовало «Мнения Центрального комитета Коммунистической партии Китая о нескольких стратегиях стимулирования фермеров к увеличению своих доходов», став шестым «Документом № 1» центрального правительства после реформы и открытия.
7. 30 января 2005 года были объявлены «Мнения Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета о дальнейшем укреплении сельского труда и повышении всестороннего сельскохозяйственного производственного потенциала», седьмой «Документ № 1». Документ требует, чтобы мы придерживались политики «давать больше и брать меньше», а также стабилизировать, улучшать и укреплять различные стратегии поддержки сельского хозяйства. В настоящее время и на предстоящий период необходимо усилить строительство сельскохозяйственной инфраструктуры, ускорить прогресс сельскохозяйственной науки и техники и увеличить объем всестороннего сельскохозяйственного производства в качестве важной и неотложной стратегической задачи.
8. 31 декабря 2005 г. Были изданы «Несколько мнений о содействии строительству новой социалистической деревни», восьмой «Документ №1». Документ требует общего экономического и социального развития городов и сел, решительного содействия строительству новой социалистической деревни, продвижения строительства современного сельского хозяйства, усиления промышленной поддержки строительства новой деревни, содействия постоянному увеличению доходов фермеров, консолидации экономической основы строительства новой деревни, укрепления сельской основы.
Законодательные акты показывают намерение и волю государства при реализации той или иной политики, но не раскрывают сложности и не показывают специфику в регионах. Устанавливают основные нормы, вводят подряды, регламентируют их, регламентируют налогообложение.
Статистические данные представлены в статистических ежегодниках провинции Цзилинь с 1984 по 2001 гг. Статистический ежегодник стал издаваться с 1984 г. Год, указанный на «Ежегоднике», указывает на время публикации, но информация в нем содержится на конец предыдущего года. Таким образом, в ежегоднике за 1990 г. Содержатся данные 1989 г., за 1991 г. - 1990 и т.д. Ежегодники представляют собой сводный доклад, в котором подробно отражено не только экономическое и социальное развитие провинции Цзилинь за предыдущий год, но и значительные статистические данные, начиная с 1950 г. Структура Ежегодников устойчивая и содержит в себе следующие рубрики: «специальный раздел», «общие сведения», «административное деление и природные условия», население, «трудовые ресурсы и заработная плата служащих и работников».
Газеты: (ASSÎO Жэньминь жибао. (Народная ежедневная газета);
Вестник Госсовета КНР; Чжунго тунцзи чжайяо (Китайский статический ежегодник).
В целом, комплексное использование источников позволяет нам решить задачи, поставленные перед исследованием. Сельскому хозяйству Китая уделяется большое внимание, но очень многие аспекты остаются не изученными, следовательно, анализ литературы показал, что в проанализированных мною работах все также остаются малоизученными конкретные меры сельского хозяйства, особенно на провинциальном уровне. Именно поэтому имеет место быть подробное исследование сельского хозяйства провинции Цзилинь.
Структура работы: введение, две главы, в каждой главе по три раздела, заключение, список источников и литературы. Во введении была обозначена актуальность научного исследования, указан объект и предмет исследования, проанализирована степень научной разработанности проблемы, поставлены цели и определены задачи исследования, написана методология, определены хронологические рамки исследования, также указаны территориальные рамки, подробно расписана источниковая база исследования и структура всей научной работы.
Апробация научного исследования: промежуточные результаты работы получили апробацию на VII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2020 г.).
Подводя итог проделанной работы, стоит отметить, что сельское хозяйство провинции Цзилинь проделало огромный путь перехода от традиционного к современному. Чтобы полностью исследовать сельское хозяйство провинции Цзилинь за указанный период, необходимо было обратиться к 3 пленуму ЦК КПК 11-го созыва в 1978 г., где партия и государство уделяет пристальное внимание решению «трех сельских вопросов», а именно проблеме села, крестьян и сельского хозяйства. Как следствие этого было выпущено 8 «Документов № 1» , касающихся «трех сельских вопросов», и общего экономического и социального развития села. С одной стороны, представилась возможность еще больше углубиться в понимание стратегической идеи ЦК партии по решению «трех сельских вопросов» в качестве главного приоритета всей партии и китайской нации, повысить осведомленность о ее важности и актуальности; а с другой стороны, это также помогло в полной мере понять и усвоить политику партии в новом периоде и на новом этапе и внести вклад в детальное изучение сельского хозяйства на примере провинции Цзилинь.
В ходе исследования выяснилось, что сельское хозяйство провинции Цзилинь проделало несколько этапов. Этап развития естественного сельского хозяйства с 1978 по 1983 год, на котором все еще применяется традиционный режим производства и эксплуатации, что позволяет сравнивать экономическое развитие сельского хозяйства с медленным. После 1992 г. национальная экономика ускорилась, экономическое развитие сельского хозяйства и сельских районов показало дисбаланс, а некоторые сельскохозяйственные продукты продемонстрировали тенденцию к сокращению производства. На этапе с 1984 по 1999 гг. в провинции Цзилинь постепенно внедрялась система ответственности по контрактам с домохозяйствами, и экономическая система была переведена из плановой экономической системы в рыночную экономическую систему. На последнем этапе ускорения модернизации сельского хозяйства с 2000 года по настоящее время был сделан переход от количественного сельского хозяйства к качественному сельскому хозяйству.
После вступления Китая в ВТО в 2001 г. больше всего пострадало сельское хозяйство. Растущая связь между сельским хозяйством Китая и мировым сельским хозяйством не только открыло возможности для провинции Цзилинь, но и заставило ее более непосредственно сталкиваться с серьезными проблемами международного рынка, иностранных товаров и технологий. Но северо-восточная провинция Китая - Цзилинь сделала строительство современного сельского хозяйства одним из главных приоритетов, настаивая на координации городского и сельского развития экономики, постоянном внедрении инноваций, быстром росте сельскохозяйственной производительности и содействии строительству новой социалистической деревни, придавая сельскому облику, обширных сельских кадрам и массам большое мировоззрение. Изменения заставили сельскую местность показать новую атмосферу процветания и гармонии.
Но все-таки сельское хозяйство, претерпев значительные изменения, развивается в русле современных тенденций, и смогло получить статус кормилицы Китая. За исследуемы период в провинции Цзилинь значительно возросли объемы сельскохозяйственного производства. Уровень товарных запасов зерна, занятость на душу населения, объемы перевалки зерна и объем экспорта кукурузы всегда занимали и занимают первое место в стране, и эти показатели внесли значительный вклад в смягчение национального баланса зерна и содействие здоровому развитию национальной экономики. Структура сельского хозяйства становится все более разумной. Скорость перевода рабочей силы в сельскую местность ускоряется. По сравнению с 1978 г. структура сельской, первичной, вторичной и третичной промышленности на момент начала 2000-х гг. была скорректирована до соотношения 5: 3: 2. В сельской местности сформировалась модель совместного развития различных форм собственности, сельский рынок активен, а сельское хозяйство стабильно развивается в направлении высокой урожайности, высокого качества и высокой эффективности. Жизнь крестьян значительно улучшилась, и активно развиваются различные социальные начинания в сельских районах. Благодаря быстрому развитию сельской экономики, сельского научно-технического образования, медицины и здравоохранения, транспорта и связи, культурной жизни, массового спорта и других начинаний были достигнуты большие успехи. Заложен прочный фундамент для дальнейшего экономического развития провинции.
Законодательные акты
1.1 Первый «Документ № 1» по вопросу «Сельское хозяйство, сельские районы и фермеры» от 1 января 1982 г.
1.2 Второй «Документ № 1» - «Некоторые вопросы
современной экономической политики в сельских районах» от января 1983 г.
1.3 Третий «Документ № 1» - «Уведомление о сельской
работе в 1984 году» от 1 января 1984 г.
1.4 Четвертый «Документ № 1» - «Десять политик по
дальнейшему развитию сельского хозяйства» от января 1985 г.
1.5 Пятый «Документ № 1» - «Развертывание сельских работ в 1986 году» от 1 января 1986 г.
1.6 Шестой «Документ № 1» - «Мнения Центрального
комитета Коммунистической партии Китая о некоторых стратегиях стимулирования фермеров к увеличению своих доходов» от 1 января 2004 г.
1.7 Седьмой «Документ № 1» - «Мнения Центрального
комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета о дальнейшем укреплении сельского труда и повышении всестороннего сельскохозяйственного производственного
потенциала» от января 2005 г.
1.8 Восьмой «Документ №1» - «Несколько мнений Центрального Комитета Коммунистической партии Китая и Государственного Совета о содействии строительству новой социалистической деревни» от декабря 2005 г.
Периодическая печать
1.3. Л^ВЖ [Жэньминь жибао]-[Народная ежедневная газета]
1.4. Вестник Госсовета КНР
1.5. Ф S^H^W [Чжунго тунцзи чжайяо]-[Китайский статический ежегодник]
2. Литература:
1. Agriculture in China = Сельское хозяйство в Китае. Пекин. 1983.
2. China aktuell. 1998. № 7. Р. 756.
3. Smit B., Yunlong C. Climate change and agriculture in China // Global environmental change. 1996. №3. P. 205-214.
4. Thiers P.R. Green food: the political economy of organic agriculture in China // Dissertation. 2000.
5. Xu X., Jeffrey S.R. Efficiency and technical progress in traditional and modern agriculture: evidence from rice production in China // Agricultural economics. 1998. №18. P. 157-165.
6. XV Всекитайский съезд КПК // Жэньминь Жибао он -
лайн. URL: http://www.russian 1 .peopledaily
.com.cn/31521/6283847.html
7. Yin R., Hyde W. F. Trees as an agriculture sustaining activity: the case of northern china // Agroforestry systems. 2000. №2. P. 179-194.
8. Аграрная проблема Китая (конец ХХ - начало ХХ1 века) / Отв. ред. Л. Д. Бони [и др.]. - М.: ИДВ РАН, 2009. - 304 с.
9. Александрова М. В. Развитие внешнеэкономической провинции Цзилинь в период экономических реформ // Проблемы Дальнего Востока. 2013. С. 69-87.
10. Александрова М. В. Сельское хозяйство // Статья в сборнике статей. КНР: экономика регионов. 2015. С. 210-220.
11. Александрова М. В. Торгово-экономические отношения провинции Цзилинь с Россией и план Чанцзиту // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. С. 294-321.
12. Александрова М.В. Сельское хозяйство северо - востока Китая в первой половине XX века: эндогенные и экзогенные факторы формирования цивилизации// Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. Т. 20. № 20. С. 315-342.
13. Антонова З.Г. Модернизация экономики как главный фактор экономического роста // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. № 6. С. 10-15.
14. Безрукова Т. Л., Яковлева Е.А., Цзян Чжаося, Цзян Суй. Новая экономическая реальность Китая: Перспективы сельского хозяйства // Статья в сборнике трудов конференции. 2010. С. 62-63.
15. Бельчук А. Вновь об оценке реформ в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 4. С. 86-93.
16. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М.: ИД «Форум», 2009. 560 с.
17. Блауберг И.В., Э. Г. Юдин Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.
18. Бони Л. Д. Модернизация зерновой отрасли // Статья в сборнике статей. Основные отрасли и сферы экономики современного Китая. 2012. С. 61-86.
19. Бони Л.Д. Китай: на пути к новой модели развития сельского хозяйства// Азия и Африка сегодня. 2014. № 12 (689). С. 37-41.
20. Бухарин Н. И. Избранные произведения. М., Издательство политической литературы. 1988. С. 39-49.
21. Бухарин Н. И. Учение Маркса и его историческое значение. Теория и практика социализма. М.: Политиздат, 1989.
22. Бухарин Н.И. Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы. - М.: Орбита, 1988.
23. Ван Вэй. Вопросы Российско-китайского
взаимодействия в сфере сельского хозяйства в трудах китайских ученых // Статья в сборнике трудов конференции. 2019. С. 276¬281.
24. Ван Лань, Чжао Инин. Связь между китаизацией марксизма и модернизацией Китая // Реформа и открытость. 2010. № 3. С. 16-17.
25. Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Исследование
социально-экономических и политических процессов. 2009. М.
26. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации: социально политические и социокультурные аспекты: автореферат. М., 2006. С. 39.
27. Волкова Л. А. Сельское хозяйство Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 6. С. 26-31.
28. Выступление Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК//
Жэньминь Жибаоон-лайн.иРИ:
й11р://гизз1ап1.реор1ейа11у.сот.сп/31521/6283847.й1т1
29. Вэй Фэн, Покровская Н.Н. Цифровые технологии в сельском и лесном хозяйстве и опыт отраслевых взаимодействий России и Китая // Статья в сборнике трудов конференции. 2019. С. 353-359.
30. Гилева А.Т., Мясникова Е.Б. Экономический рост в сельском хозяйстве Китая// Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2018. № 1. С. 62-64.
31. Гудошников Л.М, Асланов Р.М., Степанова Т.А. Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти) // Экспресс-информация ИДВ РАН. № 1 /1996. С. 13.
32. Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Реформа государственного аппарата КНР (90-е годы) //Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. С. 433.
33. Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М.: Муравей, 2003. 208 с.
34. Зеленая книга по экономике деревни, 2010-2011. С. 005.
35. Изотов Д. А., Кучерявенко В. Е. Северо-восток Китая в условиях реализации плана возрождения экономики // Пространственная экономика. 2009. С. 140-158.
36. Илларионов А. Секреты китайского экономического «чуда» // Вопросы экономики. 1998. № 4. С. 14-26.
37. Каменецкая О. В. Сельское хозяйство Китая и меры его государственной поддержки // Статья в журнале - научная статья. Аграрная Россия. 2006. №3. 21 -22.
38. Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. С. 432-433.
39. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. 1987. М.
40. Кожевникова Л. М. Исторический опыт внедрения рыночных отношений в сельское хозяйство Китая // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: история и политические науки. 2011. №3. С. 211-217.
41. Корытко Я. Ф. Сельское хозяйство Китая // Статья в сборнике трудов конференции. 2001. С. 174-176.
42. Кранина Е.И. Экологические проблемы сельского хозяйства Китая (1978 - 2006 гг.). М., 2007.
43. Красова Е. В., Сунь Юаньюе Место и роль северо-восточных провинций в экономическом развитии современного Китая // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2016. С. 55-61.
44. Лю Бин. Совершенствование экономического регулирования сельского хозяйства Китая // Автореферат диссертации. 2008.
45. Милосердов В. В. Вот бы нам китайских реформаторов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 10. С.1- 5.
46. Мозиас П.М. Трансформационные процессы в сельском хозяйстве Китая // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. Реферативный журнал. 2018. № 3. С. 123-140.
47. Непомнин О. Е. Генезис капитализма в сельском хозяйстве Китая. М., 1966.
48. Нунцунь цзинцзи люйпишу. Чжунго нунцунь цзинцзи синши фэньси юй юйцэ (2010-2011) [Зеленая книга по экономике деревни. Анализ положения в экономике китайской деревни и прогноз]. Пекин, 2011. С. 044. (Далее — Зеленая книга по экономике деревни, 2010-2011).
49. Нунъе цзинцзи яньцзю = сельскохозяйственные экономические исследования. 2010. № 2. С. 114.
50. Островский А. В. Современная экономика КНР: проблемы, угрозы, перспективы // ЭКО. - 2008. -№ 8. - С. 102¬111.
51. Папцов А. Г., Каменецкая О.В. Развитие сельского хозяйства Китая в условиях вступления страны в ВТО. М., 2004.
52. Плугов, А. Г. Опыт Китая в области обеспечения продовольственной безопасности и его возможное использование в России / А. Г. Плугов // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 5. - С. 82-85.
53. Подолько Е. 17-й съезд КПК: укрепление власти и кадровые перестановки //Политический журнал. 2007. №30 (173). [Электронныйресурс]иРЕ:й11р:/^1^^ро111)оигпа1.ги/тбех.рйр?ас1юп=Аг11с1ез&1ззие=205&1ек=7472&ата=40
54. Полозюкова О.Е. Экономическое развитие Китая на современном этапе // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. №4. С. 360-365.
55. Потаев В. С. Организация крестьянских (фермерских) хозяйств: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 1999. С. 56-60.
56. Потаев В.С. Сельское хозяйство Китая: реформы, состояние и перспективы// Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2014. № 3. С. 59-64.
57. Соколова И.А. Аграрные реформы России: от Ивана Грозного до наших дней// Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2009. - №3. - С. 245-250.
58. Ставров И. В. Тенденции экономического развития северо-восточного Китая в начале XXI в. // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2018. №18. С. 173-189.
59. Титаренко М.Л., Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999; М. 1999. С. 430-431.
60. Тутов Л. А. Марксизм как революция в
экономической науке // Идеи и идеалы. 2018. № 4. Т 2. С. 61-70.
61. Тяоча чжунго нунцунь = обследуя китайскую
деревню // гл. ред. Вэй Сюнь. Пекин, 2009. С. 31—32.
62. Ху Цзиньтао: 16-й Всекитайский съезд КПК
увенчался полным
успехом.иРН:й11р://’№УУУУ.ейтаеопзи1а1е.кйЬ.ги/гиз/7д71/з1б71/11180 48.html.
63. Цзилинь шеен джун е гайгы шидзиен 40 ниен = 40 лет практики реформирования семеноводства в провинции Цзилинь. Чаньчунь, 2018.
64. Цяо Му Сэнь. Аграрная реформа в Китае // Сельское хозяйство России. - 1997. - № 7. - С. 35.
65. Черкасова О.В. Государственное регулирование сельского хозяйства Китая // Автореферат диссертации. 2009.
66. Чжан У. Проблемы развития уездной экономики провинции Цзилинь // Статья в сборнике трудов конференции. 2013. С. 323-330.
67. Чжу Чжисинь об экономическом и социальном развитии Китая в годы с 16-госъезда КПК // Жэньминь Жибао он-лайн. иКЬ: й11р://гизз1ап1.реор1еба11у.сот.сп/31521/6283847.й1т1
68. Чжунго нунцунь цзинцзи = Сельская экономика Китая. 2010. № 10. С. 66.
69. Чжунго нунцунь цзинцзи Люйпишу = Зеленая книга по сельской экономике Китая .2010—2011. С.34.
70. Шамин А. Е., Вождаева Н. Г. Опыт решения аграрных проблем в сельском хозяйстве Китая // Вестник НГИЭИ. 2011. С. 5-19.
71. Шицай Ван. Об инвестиционном сотрудничестве
провинции Цзилинь с Россией // Россия и АТР. 2007. С. 83-89.
72. Ян Фенвен, Лу Джин. Исследование системы индексной оценки для сельского строительства в провинции Цзилинь // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2013. С. 442-447.