ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1 Субъекты инвестиционной деятельности 5
1.2 Стратегия государственной поддержки инвестиций 10
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 16
2.1 Развитие государственной поддержки инвестиций в Санкт-Петербурге 16
2.2 Опыт поддержки инвестиций 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Актуальность темы исследования. Развитие инвестиционной деятельности города – важное направление экономической политики Санкт-Петербурга. Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2040 г.», объемы инвестиций в 2022 г. должны достичь 2533,0 млрд. рублей.
Данная концепция будет выполняться благодаря развитию инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге, как с привлечением средств частных инвесторов, так и с привлечением бюджетных средств.
В связи с данной темой, основное внимание уделяется инвестиционным проектам, поскольку вопросы, связанные с вложением средств в город, нуждаются в непосредственном исследовании в виду своей ценности в современных условиях.
Следует сказать, что существуют определенные проблемы в связи с особенностями формирования денежных потоков в инвестиционную деятельность. Почти все исследования подтверждают недостаточно оптимальные условия для привлечения инвестиций. Самый простой способ оценки эффективности инвестиционной деятельности показывает результаты в неправильном виде и не способен быть надежным ориентиром в принятии инвестиционных решений. Из-за этого, на сегодняшний момент самым актуальным является улучшение инвестиционного климата в Санкт-Петербурге.
Цель курсовой работы – исследование инвестиционной политики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге.
2. Проанализировать особенности инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге.
3. Проанализировать государственную нормативную документацию.
Предметом исследования являются практические, методические и теоретические вопросы, связанные с оценкой инвестиционной деятельности.
Объект исследования – основные формы и методы государственной поддержки инвестиций в Санкт-Петербурге.
Эмпирической базой исследования послужил официальный сайт администрации Санкт-Петербурга, а также интернет-сборник нормативных актов «КонсультантПлюс».
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как Бочаров В.В, Леонтьев В.Е., Касьяненко Т.Г., Теплова Т.В. и др.
В работе были использованы классические методы исследования: синтез, анализ, обобщение.
Курсовая включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
Инвестиционная деятельность – одна из ведущих отраслей деятельности Санкт-Петербурга. От эффективности ее функционирования во многом зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность экономики города. В результате решения поставленных задач были получены следующие результаты.
В международной практике применяются разные методы оценки эффективности инвестиций. Современные методы оценки эффективности инвестиционных проектов компаний основываются на дисконтированных и недисконтированных оценках денежных потоков и включают широкий набор показателей. Также инвестиционные проекты сопровождаются рисками. Однако данные теоретические аспекты были рассмотрены без учета отраслевой специфики Санкт-Петербурга.
Помимо стратегического значения эксперты выделяют следующие проблемы развития инвестиционной деятельности: в городе недостаточно хорошая инвестиционная политика; сохраняется кадровый голод; отсутствуют современное отечественное программное и информационное обеспечение.
По итогам работы отмечены особенности инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге. Во-первых, ее особый объект – недвижимость. Во-вторых, сложность оценки эффективности инвестиционного проекта. В-третьих, высокая значимость институциональных факторов и институциональных субъектов, институционального регулирования посредством установления требований технического характера. В-четвертых, необходимость учета экологических факторов. И, наконец, объективная необходимость государственного регулирования инвестиционной сферы.
Существуют следующие основные схемы финансирования инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге с характерными для них денежными потоками: финансирование проекта за счет собственных средств предприятия, долевое участие и (или) за счет заёмного финансирования.
При вариантах финансирования проекта за счет кредитных средств или средств дольщиков формируются знакопеременные денежные потоки. Это определяет необходимость совершенствования оценки эффективности инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге.
Таким образом, учитывая особенности реализации инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге, можно выделить следующие ключевые факторы риска, которые характерны для данного города:
-организационные риски;
-рыночные риски;
-строительные риски;
-риски, связанные с финансированием;
-юридические риски.
Обнаружение зон рисков осуществления инвестиционных проектов позволяет своевременно внести корректировки в тактические, порой и в стратегические цели города, свести к минимуму влияние негативных политических, производственно-технологических, экономических и других факторов, которые обуславливают снижение проектной стоимости. Снижение рискованности различных бизнеспроцессов отражается в уровне ставки дисконтирования, которая при определении стоимости инвестиционного проекта является основным инструментом отражения его рисков.
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // КудаИнвестируем URL: https://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/gosudarstvennoeregulirovanie. html, (дата обращения 17.03.2022)
2. Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. Закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс – 1994 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/,(дата обращения 17.03.2022)
3. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга: закон Санкт-Петербурга от 30.07.1998 N 185-36 (ред. от 19.10.2017) // КонсультантПлюс – 1994 URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=191854&rnd=44B8BC790FA0B2C08ACE744D46F20C9D#0017908078302995234, (дата обращения 17.03.2022)
4. О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования: закон Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 (ред. от 28.02.2018) // КонсультантПлюс – 1994 URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=197102&rnd=44B8BC790FA0B2C08ACE744D46F20C9D#09031718658527408, (дата обращения 17.03.2022
5. О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга: закон Санкт-Петербурга от 3.12.2008 N 742-136 (ред. от 19.04.2017) // КонсультантПлюс – 1994 URL: (дата обращения 17.03.2022)
6. Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования: постановление от 21.07.2015 N 656 (ред. от 22.03.2018) // КонсультантПлюс – 1994 URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=197996&rnd=44B8BC790FA0B2C08ACE744D46F20C9D#037403332092596253. (дата обращения 17.03.2022)
7. Об инвестиционной деятельности в РСФСР: закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 26.07.2017) // КонсультантПлюс – 1994 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89/, (дата обращения 17.03.2022)
8. Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении недвижимости, находящейсяв собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования: постановление от 21.07.2015 N 656 (с изменениями на 22.03.2018) официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга // URL:https://www.gov.spb.ru/law?d&nd=822405051&nh=0, (дата обращения 17.03.2022).
9. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: учебный курс. – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. С. 17-18
10. Гущин В.В. А.А. Овчинников – Инвестиционное право, Эксмо, г. Москва 2009 год.
11. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга, Прирост инвестиций в основной капитал // http://spbinvestment.ru/ru/news/28-11-2020-prirostinvesticiy-v-osnovnoy-kapital-organizaciy-sankt-peterburgaza-9-mesyacev-2020-goda-sostavil-33-2, (дата обращения 17.03.2022).
12. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник / Ковалев В.В. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2016. – 504 с.
13. Краснова Н.А. Финансы, инвестиции, банки: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума, 2017 , 263 с.
14. Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская – 2-е
15. Нешитой А.С. Инвестиции, Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 год.
16. Образовательный портал для финансовой свободы. Продюсерский центр «Бизнес и свобода». // URL: https://utmagazine.ru/posts/7869-investicionnaya-politika-rf,(дата обращения 17.03.2022)
17. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, Инвестиции в Санкт-Петербург // URL:https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/statistic/development/, (дата обращения 17.03.2022).
18. Проекты, Инвестиционный портал Санкт-Петербурга // URL: http://spbinvestment.ru/ru/projects. (дата обращения 17.03.2022)
19. Теслюк Л.М. Оценка эффективности инвестиционного проекта / Л.М. Теслюк, А.В. Румянцева // Электронный научный архив УрФУ. – 2014. – Екатеринбург,2014. – URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/27977/1/tesliyk_ryma%D1%83nceva_2014.pdf (дата обращения 17.03.2022).
20. Уварова Л.Ф., Уваров А.А. Инвестиционный потенциал Санкт-Петербурга, С. 3-6.