Введение 3
Глава 1. Особенности поэтики пьесы «Мандат» 7
1.1 Комедия в литературном творчестве Н. Эрдмана 7
1.2 Анализ пьесы «Мандат» 15
Глава 2. Особенности поэтики пьесы «Самоубийца» 18
2.1 Анализ первого действия пьесы «Самоубийца» 18
2.2 Анализ второго действия пьесы «Самоубийца» 26
2.3 Анализ третьего действия пьесы «Самоубийца» 33
2.4 Анализ четвёртого действия пьесы «Самоубийца» 37
2.5 Анализ пятого действия пьесы «Самоубийца» 40
Заключение 42
По своей природе драматические произведения сложены и многогранны, объединяют в себе множество компонентов, каждый из которых в частности заслуживает рассмотрения в аспекте филологического, литературоведческого анализов.
Текст художественного произведения, главным образом, выступает диалогом (с воображаемым собеседником), и в таком диалоге писатель нацелен на максимально точную передачу своих мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний и т.д. Именно для реализации этой цели автор применяет все средства выразительности, доступные ему.
Н. Эрдман - советский драматург, поэт, киносценарист. Родился будущий писатель 3 (16) ноября 1900 года в Москве. Литературную деятельность
писатель начал в 1922 году. В 1924 году он пишет первую большую пьесу состоящая из трёх действий под названием «Мандат». Комедия Эрдмана раскрывает советские реалии, которые были характерны для сатиры того времени. В пьесе изображается быт новой экономической политики, поэтому пьеса имела громкую, но не долгую славу. В течении года спектакль по комедии «Мандат» был показан более 100 раз.
Сразу же после написания пьесы «Мандат» Николай Эрдман начал работать над следующей пьесой, которая получила название «Самоубийца». Комедия состоит из пяти действий и была написана в 1928 году. Произведение Эрдмана принято считать первой «чёрной» комедией в литературе. Пьесу высоко оценили такие критики как К.С. Станиславский, М. Горький, А.В. Луначарский. В 1928 году Эрдман и Мейерхольд подсисали договор о постановке комедии на сцене, но Главрепертком наложил запрет на показ спектакля. В 1932 году Мейерхольд вновь ставит «Самоубийцу», но после закрытого показа спектакль был запрещён к показу партийной комиссией. Комедия Эрдмана была впервые опубликована в 1969 году в ФРГ. В этом же году впервые состоялась премьера спектакля на сцене в Швейцарии. В Советском Союзе пьеса была впервые опубликована в 1987 году в журнале «Современные записки».
На съёмках фильма «Весёлые ребята» осенью 1933 года вместе с Владимиром Массом (соавтором сценария) был задержан, а затем осуждён. Его фамилию убрали из титров «Весёлых ребят». Во время ссылки жил в Енисейске, затем в Томске. Николай Эрдман был освобождён осенью 1936 года. С 1941 года был участником Великой Отечественной войны. Далее, после окончания войны, основной вид деятельности заключался в написании сценариев для театральных постановок и детских мультипликационных фильмов. В 1960 - х годах состоял в художественном совете в театре на Таганке. Скончался Николай Эрдман 10 августа 1970 года. Драматург был похоронен на Донском кладбище в Москве.
Особенности повествования, манера письма позволили писателю поднимать острые социальные, философские, нравственные проблемы, что немаловажно для современного общества. Актуальность исследования тестов Эрдмана объясняется важностью литературного вклада писателя в развитие советской драматургии. Изучая тексты произведений Николая Эрдмана, мы проникаем не только в мир писателя, но и получаем эстетическое удовольствие от прочтения пьес, а достижение эстетической вершины происходит через ощущение художественного мира писателя.
В данной работе я рассматриваю особенности поэтики пьес Николая Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца». Проблема авторского повествования как средства выражения личного эмоционального, оценочного отношения, является одной из важнейших проблем поэтики текста.
Научная новизна. Научная новизна состоит в том, что в данной работе был произведён анализ обеих пьес Эрдмана с точки зрения специфики их поэтики.
Актуальность. Актуальность работы состоит в необходимости переоценки литературы советского периода. Анализ произведений Эрдмана позволить подробнее изучить идиостиль драматурга.
Методологическую и теоретическую базу настоящего исследования составляют труды О.В. Журчевой, Н.А. Пелипас, А. Коваловой, М.А. Мироновой, В.П. Петрова.
Цель: определить особенности поэтики и стиля комедий «Мандат» и
«Самоубийца».
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Произвести подробный анализ пьесы «Мандат»;
2. Произвести подробный анализ пьесы «Самоубийца».
Объект исследования: драматургия Н. Эрдмана.
Предмет исследования: особенности стиля и поэтики в пьесах «Мандат» и «Самоубийца» Н. Эрдмана.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть учтены для дальнейшего исследования идиостиля писателя, его драматических текстов, а также теоретическая часть исследования может быть предложена как алгоритм для анализа творчества других писателей. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются общетеоретические понятия и производится анализ комедии «Мандат», вторая глава посвящена исследованию комедии «Самоубийца». Анализ произведений выполнен с опорой на исследования выдающихся лингвистов и литературоведов. Список литературы содержит теоретическую и исследовательскую литературу, использованную для проведения качественного анализа произведений.
В данном исследовании были выявлены особенности поэтики пьес Николая Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца». Говоря о проблеме и актуальности данной работы, мы объяснили её важностью литературного вклада писателя в развитие российской драматургии. Произведения писателя отличаются простым языком, который будет понятен читателю. Писатель поднимает острые социальные, философские, нравственные проблемы, что немаловажно для современного общества. Изучая особенности поэтики драматургии Эрдмана, читатель проникает не только в литературный мир писателя, но и получает эстетическое удовольствие от прочтения пьесы.
В данной работе мы рассматривали особенности поэтики комедий, персонажей, их характеристики тем самым проанализировали пьесы «Мандат» и «Самоубийца».
Нами были выделены стилистические особенности пьес; особенности диалогов и монологов действующих лиц; проанализированы понятия «анекдот», «комизм», «каламбур», «народный театр»; произведён анализ героев пьес «Мандат» и «Самоубийца» и отдельных частей этих произведений. Автор активно использует сниженную лексику, каламбуры и поэтику анекдота для создания речевых портретов персонажей и передачи основной идеи произведений.
Данное исследование может быть использовано для дальнейшего изучения литературного творчества Николая Эрдмана, поскольку были рассмотрены основные стилистические особенности идиостиля писателя. В более широком смысле работа может помочь в исследованиях, избравших в качестве материала для изучения советской драматургии.
1. Багратион - Мухранели Ирина Леонидовна. «Традиции фольклора в русской комедии начала XIX и начала XX века. Грибоедов. Эрдман». // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. С. 7 - 10.
2. Балаганный дискурс и коммуникативные стратегии в драматургии Николая Эрдмана // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2008. С. 137-145.
3. Баринова К.В. Карнавальный гротеск в осмыслении темы смерти в
творчестве Н. Эрдмана [Электронный ресурс]. URL:
https: //superinf.ru/view_helpstud.php?id=484
4. Баринова К. В. «Особенности проявления карнавального начала в
комедиях Н. Эрдмана «Мандат» и В. Маяковского «Клоп». // Вестник ТГУ. с. 11-14. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-karnavalnogo- nachala-v-komediyah-n-erdmana-mandat-i-v-mayakovskogo-klop/viewe
5. Вестерман В. Николай Эрдман: Гоголь эпохи социализма. [Электронный
ресурс]. URL: https://story.ru/istorii-znamenitostej/lichnoe-delo/nikolay-
erdman-gogol-epokhi-sotsializma/
6. Гандурин К. Отзыв о пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца». [Электронный
ресурс]. URL: https://alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-
doc/1014680
7. Головчинер В. Е. К юбилею Николая Эрдмана / Вестник томского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 5 -6.
8. Головчинер В. Е., Русанова О. Н. «Эрдман как повод размышлений о комическом». // Сибирский филологический журнал. 2011.
9. О. В. Журчева. Жанровая структура анекдота в пьесе Н. Эрдмана
«Мандат». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-struktura-anekdota-v-piese-n- erdmana-mandat/viewer
10. Ищук-Фадеева Н.И. Концепт самоубийства в русской драматургии
(«Самоубийца» Н. Эрдмана) // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 7. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kontsept-
samoubiystva-v-russkoy-dramaturgii-samoubiytsa-n-erdmana/viewer
11. Ищук-Фадеева Н.И. «Призраки» новой драмы. В сборнике: ДРАМА И ТЕАТР. Сборник научных трудов. Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»; Редколлегия: Н. И. Ищук-Фадеева (отв. ред.), Н. В. Глушенко (отв. секретарь). 2005. С. 104-111.
12. Каблуков В.В. «Драматургия Н. Эрдмана. Проблема поэтики». 1997.
[Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/dramaturgiya-n-
erdmana-problemy-poetiki
13. Квятковский А.П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. - М.: Сов. Энцикл., 1996. С. 376
14. Киселёв Н.Н. Комедия Н. Эрдмана «Самоубийца». [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7komediya-n-erdmana-
samoubiytsa/viewer
15. Каблуков В.В. Динамика экзистенциального самоопределения маленького человека в пьесах Н. Эрдмана. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.zpu-j ournal .ru/e-zpu/1 (2)/Kablukov/
16. Колпащикова А.М. «Маленький человек» в драматургии Николая Эрдмана. Сборник «Молодёжный исследовательский потенциал». / Петрозаводск, 2021. С. 123 - 132
17. Ковалова А. Новаторство в драмах Николая Эрдмана «Мандат» и
«Самоубийца». [Электронный ресурс]. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/2015-03-027-kovalova-a-novatorstvo-v- dramah-nikolaya-erdmana-mandat-i-samoubiytsa-kovalova-a-drama- innovations-in-nikolai-erdman-s-the-warrant/viewe
18. Балаганный дискурс и коммуникативные стратегии в драматургии Николая Эрдмана // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2008. С. 137-145.
19. Махлин В. Л. Карнавализация // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А. Н. Николюкин. — ИНИОН РАН: Интелвак, 2001. — С. 338—340. — 1596 с. — 3000 экз.
20. Мейерхольд В.Э. «Самоубийца». Записи репетиций. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-e-meyerhold-samoubiytsa- zapisi-repetitsiy/viewer
21. Миронова М. А. «Восприятие пьесы и спектакля «Мандат» формальной
театральной критикой. // Вестник ТГПУ. 2011. № 7. с.30 - 33.
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZvospriyatie- piesy-i-spektaklya-mandat-formalnoy-teatralnoy-kritikoy/viewer
22. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Русское сквернословие. Краткий, но выразительный словарь. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. С. 197 - 220
23. Н. А. Пелипас. Интертекст в произведениях Н. Эрдмана. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekst-v-proizvedeniyah-n- erdmana/viewer
24. Петров В. Б. «Приемы фельетонной поэтики в пьесе Н. Эрдмана
«Мандат». // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences с. 76 - 81. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-
felietonnoy-poetiki-v-piese-n-erdmana-mandat
25. Романова Е.Г. Эрдман и Маяковский: диалог на фоне эпохи.
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/erdman-i-
mayakovskiy-dialog-na-fone-epohi/viewer
26. Руднев В. П. Карнавализация // Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 1997. — С. 126—127. — 382 с. — 5000 экз.
27. Сафаргалина З.К. «Художественная аксиология Н. Р. Эрдмана в
контексте драматургии 1920-1930-х гг.». 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://www. dissercat. com/content/khudozhestvennaya-aksiologiya-nr-
erdmana-v-kontekste-dramaturgii-1920-1930-kh-gg
28. Сафонова Е.В. Статья «Формы, средства и приёмы создания комического в литературе». [Электронный ресурс]. URL: https://liricon.ru/leksicheskij- povtor-v-poeticheskom-tekste-funktsii-primery.html
29. Сборник русской поэзии. Статья «Алогизм как понятие, разные толкования и способы употребления». [Электронный ресурс]. URL: https: //liricon.ru/chto-takoe-alogism.html
30. Сборник русской поэзии. Статья «Лексический повтор в поэтическом
тексте: его функции, примеры». [Электронный ресурс]. URL:
https://liricon.ru/leksicheskij-povtor-v-poeticheskom-tekste-funktsii- primery.html
31. Селиванов Ю.Б. Художественно - философская проблематика части и целого в пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-filosofskaya-problematika- chasti-i-tselogo-v-piese-n-erdmana-samoubiytsa/viewer
32. Скубачевска-Пневска А. Карнавализация // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. - РГГУ: Intrada, 2008. - С. 91-93. - 360 с. - 800 экз.
33. Словарь личных имён. [Электронный ресурс]. URL:
https: //gufo .me/dict/names
34. Смирнова Е. А. «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана в постановке В. Е. Малахова (2011) / Музыка и время. 2018. №4. С. 9 - 15
35. Тернова В. А. Феномен маргинальности в литературе русского авангарда первой трети ХХ века / Воронеж, 2018. С.15
36. Толковый словарь С. И. Ожегова. [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/
37. Хализев В.Е. Теория литературы. 4-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. С. 317 - 322. [Электронный ресурс]. URL: https://may.alleng.org/d/lit/lit359.htm
38. Шеленок М. А. Путь к «Мандату» / Жанрово - стилевые искания в ранней драматургии Н. Эрдмана. Саратов, 2018. 2 - е издание. С. 52
39. Щитов А.В. Аудиовизуальная выразительность в пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца»// Томский государственный педагогический университет. С.85 - 87
40. Эрдман Н.Р. «Мандат». //Эрдман Н.Р. "Мандат". - М: У - Фактория, 2000
41. Эрдман Н.Р. «Самоубийца» [Электронный ресурс]. URL: http: //lib .ru/PXESY/ERDMAN/samoubij ca.txt