Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ УСТНОЙ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (на материале исследования речевого кода видео «Youtube» канала «Колдунья Татьяна Московская»)

Работа №89944

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7
1.1. Понятие речевого воздействия 7
1.2. Межличностная сфера коммуникации 12
1.3 Стратегии речевого воздействия 15
1.4 Виды и способы речевого воздействия 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ ВИДЕО «YOUTUBE» КАНАЛА 24
2.1 Цель и мотив речевой деятельности воздействующего 24
2.2 Реализация коммуникативных стратегий 36
2.3 Вид и способ применённого речевого воздействия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Речевое воздействие - очень важный компонент общения. В процессе коммуникации каждый индивид, вступающий в неё, так или иначе, сталкивается с феноменом речевого влияния, подвергается ему или же сам берёт на себя роль воздействующего и становится манипулятором, используя в речи определённые коммуникативные структуры.
Различные проявления эмоционально-психологического воздействия (сознательного или неосознанного, намеренного или ненамеренного, положительного или отрицательного) участников речевого общения происходят всегда и нередко вносят существенный вклад в коммуникацию - деловую, бытовую, рекламную, в публицистический дискурс [Филиппова, 2012, с. 5].
Речевая коммуникация в широком смысле - это общение, передача информации. Более точно это - осознанная, целенаправленная деятельность людей, предполагающая передачу информации и получение реакции на неё. Таким образом, речевая коммуникация жизненно необходима для всего человечества и затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни, тем самым создавая возможность применения речевого воздействия в любых дискурсах и ситуациях. Как утверждает Георгий Георгиевич Почепцов: «Вопросы
коммуникативного воздействия являются центральными в современной цивилизации. Это и кризисные коммуникации, и реклама, и паблик рилейшнз, и избирательные технологии, и разного рода проблемы, относящиеся к военной сфере» [Почепцов, 2006, с. 512]. Таким образом, наука о речевом воздействии - наука интегральная и затрагивает различные аспекты общения: лингвистический, психолингвистический, коммуникативный, этический и т.д.
В настоящее время речевое воздействие вызывает всё больший интерес в сфере филологических дисциплин и рассматривается в области коммуникативистики, которая изучает основные компоненты коммуникации:
A) Речь, текст. Речевое высказывание;
Б) Дискурс - речевая деятельность, ситуация;
B) Субъект коммуникации.
Обращение к вопросам речевого воздействия в лингвистике стало возможным, прежде всего, благодаря сформировавшейся к 1960-м годам новой научной дисциплине - прагматике, обозначившей переход от изучения языка как устоявшейся системы знаков, имманентной, замкнутой в себе структуры к анализу его употребления и функционирования в процессе коммуникации. «В центре внимания оказывается живой язык в действии, во всем многообразии его функций и социально-функциональных вариантов» [Сусов, 2009, с.37]. Для наименования языковедческой дисциплины, изучающей язык в его прагматической функции, т.е. как средства воздействия, Л.А.Киселева предлагает термин “прагмалингвистика”, синонимичный термину «теория речевого воздействия». Основная задача данного направления состоит в изучении «вербального управления человеческим поведением», в моделировании «социального индивидуального поведения людей посредством речи» [Киселева, 1978, с. 98].
Объектом нашего исследования является речевое воздействие и речевая манипуляция, используемые Татьяной Московской в видео на «Youtube» канале «Колдунья Татьяна Московская».
В качестве предмета данного исследования выступают приёмы речевого воздействия и воздействующие речевые высказывания на материале стенографированного текста видео, а также литература по теме исследования.
Гипотеза данного научного исследования основывается на предположении, что использование Татьяной Московской приёмов речевого воздействия и определённых языковых средств в совокупности оказывается эффективным при работе с целевой аудиторией «Youtube» канала «Колдунья Татьяна Московская».
Актуальность исследования речевого воздействия обусловлена востребованностью коммуникативных исследований в сферах филологии, лингвистики, риторики, психологии, психолингвистики и ряде других дисциплин. Феномен речевого воздействия настолько обширен, что изучается одновременно в нескольких областях науки и со временем только наращивает свою актуальность.
Цель данной научной работы - определить, какими способами и средствами осуществляется речевое воздействие в видео Татьяны Московской .
Вышеуказанная цель подразумевает постановку нескольких задач:
1. Исследовать явление воздействующего дискурса и речевых практик в воздействующем дискурсе, рассмотрев понятие речевого воздействия, его виды, цели, стратегии.
2. Сделать стенограмму видео «Youtube» канала «Колдунья Татьяна Московская».
3. Выявить приёмы речевого воздействия в рамках разных классификаций воздействующего дискурса.
4. Описать систему приёмов речевого воздействия, используемых Татьяной Московской применительно к её целевой аудитории.
Методологическая база исследования включает в себя общенаучные методы выявления, определения, классифицирования речевого воздействия.
Характеристика материала: текст, который использует в воздействующей практике Татьяна Московская. Видео текста размещено на «Youtube» канале «Колдунья Татьяна Московская»
[https://www.youtube.com/watch?v=A4gYEJrqJBU&list=PLkK91 lF78GT_o7MoOS KJApdrq9E2STn1i&index=2]. Количество подписчиков: 24100. Количество просмотров видео: 3243.
Характеристика целевой аудитории: люди с определённой картиной мира, поддающиеся внушению, убеждению и готовые воспринять используемые говорящим речевые приёмы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Речевое воздействие - крайне важная составляющая абсолютно любой коммуникации. Любая ситуация общения предполагает «осуществление власти, т.е. воздействие на восприятие и структурирование мира другим человеком» [Блакар, 1987, с. 91]. Именно поэтому речевое воздействие зачастую становится очень важным аспектом целого ряда научных дисциплин. Речевое воздействие подвергается исследованию не только на филологической, но и на психологической основе - всё большее количество исследователей интересует изучение «эмоционально-психологических способов убеждения» [Стернин, 2001, с. 56], а также средств их языкового выражения. Таким образом, в современных исследованиях речевого воздействия выделяются два основных подхода: психологический и лингвистический [Тарасов, 1990, с. 5]. В психологии воздействие рассматривается как «проникновение» одной личности или группы лиц в психику другой личности или группы лиц [Куликов, 1983, с. 160]. Цель и результат такого «проникновения» - наступление определенных сдвигов в психике объекта воздействия, влияющих на его деятельность и поведение, что конкретно выражается в изменении его взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.д. [Куликов, 1978, с. 7]. Попытка объединить психологический и лингвистический подходы для изучения речевого воздействия была предпринята психолингвистикой, в рамках которой исследуется «влияние языковых и речевых особенностей текста на усвоение, запечатление и переработку информации» [Леонтьев, 2005, с. 258].
Изучив литературу по теме и овладев теоретическими знаниями, мы смогли точно определить значение терминов «межличностная коммуникация» и «речевое воздействие» как в широком, так и в узком смысле, типы стратегий речевого воздействия и его виды.
В ходе нашего исследования было найдено и изучено множество научных работ на тему речевого воздействия, что подтверждает его актуальность. «На современном этапе развития науки отмечается повышенный интерес к изучению феномена речевого воздействия <...> - как в массовой
коммуникации, что связано с появлением СМИ и необходимостью формирования общественного мнения, так и в повседневном общении» [Криворучко, 2010, с.131]. Таким образом, в настоящее время изучение
манипулятивных элементов в воздействующем дискурсе является одним из наиболее актуальных в современной лингвистике [См. Кочкин, 2000]. Исследование речевого воздействия осуществляется в различных формах межличностной, массовой и межкультурной коммуникации.
Нами были изучены различные источники и в соответствии с ними произведён анализ стенографированного текста видео «Youtube» канала «Татьяна Московская» на предмет наличия речевого воздействия. Подтвердилась наша гипотеза о том, что речевое воздействие присутствует в видео, имеет цель и достигается определёнными стратегиями, и набор речевых приёмов Татьяны Московской является оптимальным для её целевой аудитории. Подтвердилось предположение о том, что используемые Татьяной Московской речевые приёмы (позиционирование себя определенным образом, стремление получить одобрение со стороны слушающего и сделать коммуникацию максимально рентабельной, отстаивание своих моральных и материальных ценностей, управление ситуацией, общение с позиции советчика и родителя, использование преувеличивающих и приуменьшающих высказываний, исключение и ввод в ситуацию объектов и событий, использование ссылок, влияние на рациональную и эмоциональную стороны психики, использование внушения и убеждения) являются эффективными. Об этом свидетельствует большое количество подписчиков канала (24100) и количество просмотров видео (3243).
Подводя итог проделанной научной работе, мы можем уверенно сделать вывод о том, что проблема речевого воздействия является и будет являться чрезвычайно актуальной во все времена, поскольку речевое воздействие в межличностной сфере коммуникации неизбежно оказывается на каждого человека, и каждый человек выступает в роли воздействующего. Как в межличностной сфере, так и художественном и прочих дискурсах речевое воздействие всегда будет занимать важнейшую роль. Это показывает и исследованная нами коммуникация.


1. Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: University Press, 1987.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс //Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990 [Электронный ресурс]. URL: http://tapemark.narod.ru/les/136g.html
3. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений : [16+] / Эрик Берн ; [перевод с английского А. Грузберга]. - Москва : Э, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://modernproblems.org.ru/attachments/article/291/transl v2 Berne.pdf
4. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.
5. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова / Карстен Бредемайер ; Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://nataliaakulova.ru/wp-
content/uploads/2015/02/01/Karsten Bredemai 774 er Chernaya ritorika Vla st i m.pdf
6. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций [Пер. И. Авидон, П. Румянцева]. - СПб. : Речь : Гуманитар. акад., 2000. [Электронный ресурс]. URL:
https://books.google.ru/books?id=IZuYAQAAQBAJ&pg=PT126&hl=ru&sour ce=gbs toc r&cad=3#v=onepage&q=%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BB %D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81 %D1%82%D0%BD%D0%B 0%D1%8F&f=false
7. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. - 2-е изд., стер. - Москва : КНОРУС, 2017. [Электронный ресурс. Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=IZuYAQAAQBAJ&pg=PT126&hl=ru&sour ce=gbs toc r&cad=3#v=onepage&q=%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BB %D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81 %D1%82%D0%BD%D0%B 0%D1%8F&f=falsehttps://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1017274540.pdf]
8. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - 2-е изд.- Минск : Харвест, 2003. - (Б-ка практической психологии). [Электронный ресурс]. URL: https://elenamatichina.ucoz.net/literatura/slovar prakticheskogo psikhologa.pd f
9. Голоднов А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы): Автореф. ... канд. филол. наук. Спб., 2001.
10. Горина, Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности: [учеб.-метод. пособие] / Е. В. Горина ; [науч. ред. Э. В. Чепкина] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. [Электронный ресурс] URL:
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/42384/1/978-5-7996-1807-0 2016.pdf
11. Гришечко Е.Г. Определение понятия речевое воздействие и виды этого воздействия / Ростов-на-Дону : Гуманитарные и социальные науки : Педагогический институт ЮФУ, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hses-online.ru/2008/04/10_02_04/10.pdf
12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.
— СПб.: Речь, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://libarch.nmu.org.ua/bitstream/handle/GenofondUA/44695/4fa42deac644b e 1 fd4e5d610ddc 1e8d3.pdf?sequence=1 &isAllowed=y
13. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://static.freereferats.ru/ avtoreferats/01002625583.pdf
14. Жура В.В. Эмоциональный дейксис в вербальном поведении английской языковой личности: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2000.
15. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
16. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. - Изд. 5-е. - Москва : Лки, 2008.
17. Иссерс О.С. Речевое воздействие : учебное пособие : для студентов вузов, обучающихся по направлению (специальности) "Связи с общественностью" / О. С. Иссерс. - Москва : Флинта : Наука, 2016.
[Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/reader/book/85890/#1
18. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М. : Алгоритм, 2000. [Электронный ресурс] URL: http://www.kara- murza.ru/manipul.htm
19. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. - Л. : ЛГУ, 1978.
20. Копнина Г.А. Речевое манипулирование : учебное пособие / Г.
А. Копнина. - 2-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2008.
21. Копнина, Г. А. Повтор / Г. А. Копнина // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. - Красноярск : Изд-во Сибирского федерального университета, 2012.
22. Кочкин, М. Ю. О манипуляции в современном политическом дискурсе / М. Ю. Кочкин // Языковая структура и социальная среда. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. техн. ун-та, 2000.
23. Криворучко С.И. Речевое воздействие как объект лингвистических исследований, Вестник ХНУ, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/profile/Sergiy-
Kryvoruchko/publication/310820164 RECEVOE VOZDEJSTVIE KAK OB EKT LINGVISTICESKIH ISSLEDOVANIJ/links/583880d308aed5c614885a 6c/RECEVOE-VOZDEJSTVIE-KAK-OBEKT-LINGVISTICESKIH-
ISSLEDOVANIJ.pdf
24. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные исследования социальной психологии. - М. : Наука, 1983.
25. Куликов В.Н. Теоретические и прикладные проблемы психологического воздействия // Проблемы психологического воздействия. - Иваново, 1978.
26. Левин Ю.И. Избранные труды : Поэтика. Семиотика / Ю. И. Левин. - Москва : Шк. "Языки рус. культуры" : Кошелев, 1998.
27. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М. : Смысл, 2005.
28. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора / А. А. Леонтьев. - М. : Знание, 1981.
29. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. : Просвещение, 1969.
30. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции, личность // Психология личности. Тексты. М., 1982.
31. Лисоченко Л.В. Убеждение как назначение судебной речи в дидактическом и методическом освещении // Личность, речь и юридическая практика. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 6.
32. Лосев А.Ф. // Античные риторики. - М., 1978.
33. О'Коннор Д., Сеймор Д.; Введение в нейролингвистическое программирование : Как понимать людей и как оказывать влияние на людей / Джозеф Предисл. Р. Дилтса и Д. Гриндера; Вступ. слово Д. О'Коннора. - 2. изд. - Челябинск : Б-ка А. Миллера, 1998. [Электронный
ресурс] URL: http://lib.ru/NLP/nlp.txt with-big-pictures.html#111
34. Почепцов Г.Г. Коммуникативные аспекты семантики / Г. Г. Почепцов (мл.). - Киев : Вища шк., 1987.
35. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / - Москва : Рефл-бук : Ваклер, 2006. - с. 512 [Электронный ресурс]. URL:
http://socium.ge/downloads/komunikaciisteoria/pochepcov%20teoria%20komu nikacii.pdf
36. Руднев Ю. Концепция дискурса как элемента литературоведческого метаязыка. - [Электронный ресурс]. URL: http://zhelty- dom.narod.ru/literature/txt/discours jr.htm
37. Сергеева З.Н. Технологии социального манипулирования = Technologies of social manipulation / З. Н. Сергеева. - Новосибирск : НГТУ, 2017.
[Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/reader/book/118412/#1
38. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие / И.А. Стернин. - Воронеж, 2001. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.vsu.ru/ru/university/structure/communicate/pdf/monographs/verba l-infl_2001.pdf
39. Стернин И.А. Основы речевого воздействия: учебное издание / И. А. Стернин. - Воронеж : Истоки, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://sterninia.ru/files/757/4 Izbrannye nauchnye publikacii/Rechevoe vozde jstvie/Osnovi rechevo go vozdeistviya2013.pdf
40. Сусов И.П. Лингвистическая прагматика. - Винница : Нова Книга, 2009.
41. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория// Оптимизация речевого воздействия [Текст]/ Е.Ф. Тарасов, - М.: 1990.
42. Тарасов, Е.Ф. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации [Текст]/ Е.Ф. Тарасов. - М.: Наука, 1990.
43. Филиппов К.А. Лингвистика текста : курс лекций. - СПб. : Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2003.
44. Филиппова О.А. Обучение эмоциональному речевому воздействию: учебное пособие / О. А. Филиппова. - Москва : Флинта : Наука, 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/reader/book/108227/#1
45. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно -прагматический аспект. - М. : Рус. яз., 2002.
46. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь / Г. Г. Хазагеров. - Москва : Флинта : Наука, 2009. [Электронный ресурс] URL: https://e.lanbook.com/reader/book/2653/
47. Хазагеров, Г.Г. Риторика для делового человека : Учеб.-метод. пособие / Г. Г. Хазагеров, Е. Е. Корнилова; Рос. акад. образования. Моск. психол.- соц. ин-т. - М. : Флинта : Моск. психол.-соц. ин-т, 2012.
48. Хоменко. И. В. Логика. Теория и практика аргументации: учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2011.
49. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса [Текст] : учебное пособие / В. Е. Чернявская. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://e.lanbook.com/reader/book/106837/#1
50. Шарков Ф.И. Коммуникология : основы теории коммуникации : учебник
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Связи с общественностью" / Ф. И. Шарков. - 4-е изд., перераб. - Москва : Дашков и К0, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://iub.at.ua/ld/0/61. .pdf
51. Шейнов, В. П. Скрытое управление человеком / В. П. Шейнов. - Минск : АСТ, Харвест, 2008.
52. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования, Челябинск : Энциклопедия, 2008. [Электронный ресурс]. URL:
http://shelestiuk.narod.ru/publications/Shelestiuk Rechevoye Vozdeistvie 1- 1.pdf
53. Шмелева Т.В. Речевой жанр: возможность описания и использования в преподавании языка. // Русистика (Берлин). 1990.
54. Шостром, Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. - М. : Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008.
55. Штайн К.Э. Манипулятивная стратегия как средство гармонизации общения в рамках рекламного текста // Этика и социология текста: Сб. ст. науч.-метод. семинара «TEXTUS». Вып. № 10. Санкт-Петербург. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ