АНАЛИЗ УСТНОЙ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (на материале исследования речевого кода видео «Youtube» канала «Колдунья Татьяна Московская»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7
1.1. Понятие речевого воздействия 7
1.2. Межличностная сфера коммуникации 12
1.3 Стратегии речевого воздействия 15
1.4 Виды и способы речевого воздействия 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ ВИДЕО «YOUTUBE» КАНАЛА 24
2.1 Цель и мотив речевой деятельности воздействующего 24
2.2 Реализация коммуникативных стратегий 36
2.3 Вид и способ применённого речевого воздействия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7
1.1. Понятие речевого воздействия 7
1.2. Межличностная сфера коммуникации 12
1.3 Стратегии речевого воздействия 15
1.4 Виды и способы речевого воздействия 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ ВИДЕО «YOUTUBE» КАНАЛА 24
2.1 Цель и мотив речевой деятельности воздействующего 24
2.2 Реализация коммуникативных стратегий 36
2.3 Вид и способ применённого речевого воздействия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Речевое воздействие - очень важный компонент общения. В процессе коммуникации каждый индивид, вступающий в неё, так или иначе, сталкивается с феноменом речевого влияния, подвергается ему или же сам берёт на себя роль воздействующего и становится манипулятором, используя в речи определённые коммуникативные структуры.
Различные проявления эмоционально-психологического воздействия (сознательного или неосознанного, намеренного или ненамеренного, положительного или отрицательного) участников речевого общения происходят всегда и нередко вносят существенный вклад в коммуникацию - деловую, бытовую, рекламную, в публицистический дискурс [Филиппова, 2012, с. 5].
Речевая коммуникация в широком смысле - это общение, передача информации. Более точно это - осознанная, целенаправленная деятельность людей, предполагающая передачу информации и получение реакции на неё. Таким образом, речевая коммуникация жизненно необходима для всего человечества и затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни, тем самым создавая возможность применения речевого воздействия в любых дискурсах и ситуациях. Как утверждает Георгий Георгиевич Почепцов: «Вопросы
коммуникативного воздействия являются центральными в современной цивилизации. Это и кризисные коммуникации, и реклама, и паблик рилейшнз, и избирательные технологии, и разного рода проблемы, относящиеся к военной сфере» [Почепцов, 2006, с. 512]. Таким образом, наука о речевом воздействии - наука интегральная и затрагивает различные аспекты общения: лингвистический, психолингвистический, коммуникативный, этический и т.д.
В настоящее время речевое воздействие вызывает всё больший интерес в сфере филологических дисциплин и рассматривается в области коммуникативистики, которая изучает основные компоненты коммуникации:
A) Речь, текст. Речевое высказывание;
Б) Дискурс - речевая деятельность, ситуация;
B) Субъект коммуникации.
Обращение к вопросам речевого воздействия в лингвистике стало возможным, прежде всего, благодаря сформировавшейся к 1960-м годам новой научной дисциплине - прагматике, обозначившей переход от изучения языка как устоявшейся системы знаков, имманентной, замкнутой в себе структуры к анализу его употребления и функционирования в процессе коммуникации. «В центре внимания оказывается живой язык в действии, во всем многообразии его функций и социально-функциональных вариантов» [Сусов, 2009, с.37]. Для наименования языковедческой дисциплины, изучающей язык в его прагматической функции, т.е. как средства воздействия, Л.А.Киселева предлагает термин “прагмалингвистика”, синонимичный термину «теория речевого воздействия». Основная задача данного направления состоит в изучении «вербального управления человеческим поведением», в моделировании «социального индивидуального поведения людей посредством речи» [Киселева, 1978, с. 98].
Объектом нашего исследования является речевое воздействие и речевая манипуляция, используемые Татьяной Московской в видео на «Youtube» канале «Колдунья Татьяна Московская».
В качестве предмета данного исследования выступают приёмы речевого воздействия и воздействующие речевые высказывания на материале стенографированного текста видео, а также литература по теме исследования.
Гипотеза данного научного исследования основывается на предположении, что использование Татьяной Московской приёмов речевого воздействия и определённых языковых средств в совокупности оказывается эффективным при работе с целевой аудиторией «Youtube» канала «Колдунья Татьяна Московская».
Актуальность исследования речевого воздействия обусловлена востребованностью коммуникативных исследований в сферах филологии, лингвистики, риторики, психологии, психолингвистики и ряде других дисциплин. Феномен речевого воздействия настолько обширен, что изучается одновременно в нескольких областях науки и со временем только наращивает свою актуальность.
Цель данной научной работы - определить, какими способами и средствами осуществляется речевое воздействие в видео Татьяны Московской .
Вышеуказанная цель подразумевает постановку нескольких задач:
1. Исследовать явление воздействующего дискурса и речевых практик в воздействующем дискурсе, рассмотрев понятие речевого воздействия, его виды, цели, стратегии.
2. Сделать стенограмму видео «Youtube» канала «Колдунья Татьяна Московская».
3. Выявить приёмы речевого воздействия в рамках разных классификаций воздействующего дискурса.
4. Описать систему приёмов речевого воздействия, используемых Татьяной Московской применительно к её целевой аудитории.
Методологическая база исследования включает в себя общенаучные методы выявления, определения, классифицирования речевого воздействия.
Характеристика материала: текст, который использует в воздействующей практике Татьяна Московская. Видео текста размещено на «Youtube» канале «Колдунья Татьяна Московская»
[https://www.youtube.com/watch?v=A4gYEJrqJBU&list=PLkK91 lF78GT_o7MoOS KJApdrq9E2STn1i&index=2]. Количество подписчиков: 24100. Количество просмотров видео: 3243.
Характеристика целевой аудитории: люди с определённой картиной мира, поддающиеся внушению, убеждению и готовые воспринять используемые говорящим речевые приёмы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Различные проявления эмоционально-психологического воздействия (сознательного или неосознанного, намеренного или ненамеренного, положительного или отрицательного) участников речевого общения происходят всегда и нередко вносят существенный вклад в коммуникацию - деловую, бытовую, рекламную, в публицистический дискурс [Филиппова, 2012, с. 5].
Речевая коммуникация в широком смысле - это общение, передача информации. Более точно это - осознанная, целенаправленная деятельность людей, предполагающая передачу информации и получение реакции на неё. Таким образом, речевая коммуникация жизненно необходима для всего человечества и затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни, тем самым создавая возможность применения речевого воздействия в любых дискурсах и ситуациях. Как утверждает Георгий Георгиевич Почепцов: «Вопросы
коммуникативного воздействия являются центральными в современной цивилизации. Это и кризисные коммуникации, и реклама, и паблик рилейшнз, и избирательные технологии, и разного рода проблемы, относящиеся к военной сфере» [Почепцов, 2006, с. 512]. Таким образом, наука о речевом воздействии - наука интегральная и затрагивает различные аспекты общения: лингвистический, психолингвистический, коммуникативный, этический и т.д.
В настоящее время речевое воздействие вызывает всё больший интерес в сфере филологических дисциплин и рассматривается в области коммуникативистики, которая изучает основные компоненты коммуникации:
A) Речь, текст. Речевое высказывание;
Б) Дискурс - речевая деятельность, ситуация;
B) Субъект коммуникации.
Обращение к вопросам речевого воздействия в лингвистике стало возможным, прежде всего, благодаря сформировавшейся к 1960-м годам новой научной дисциплине - прагматике, обозначившей переход от изучения языка как устоявшейся системы знаков, имманентной, замкнутой в себе структуры к анализу его употребления и функционирования в процессе коммуникации. «В центре внимания оказывается живой язык в действии, во всем многообразии его функций и социально-функциональных вариантов» [Сусов, 2009, с.37]. Для наименования языковедческой дисциплины, изучающей язык в его прагматической функции, т.е. как средства воздействия, Л.А.Киселева предлагает термин “прагмалингвистика”, синонимичный термину «теория речевого воздействия». Основная задача данного направления состоит в изучении «вербального управления человеческим поведением», в моделировании «социального индивидуального поведения людей посредством речи» [Киселева, 1978, с. 98].
Объектом нашего исследования является речевое воздействие и речевая манипуляция, используемые Татьяной Московской в видео на «Youtube» канале «Колдунья Татьяна Московская».
В качестве предмета данного исследования выступают приёмы речевого воздействия и воздействующие речевые высказывания на материале стенографированного текста видео, а также литература по теме исследования.
Гипотеза данного научного исследования основывается на предположении, что использование Татьяной Московской приёмов речевого воздействия и определённых языковых средств в совокупности оказывается эффективным при работе с целевой аудиторией «Youtube» канала «Колдунья Татьяна Московская».
Актуальность исследования речевого воздействия обусловлена востребованностью коммуникативных исследований в сферах филологии, лингвистики, риторики, психологии, психолингвистики и ряде других дисциплин. Феномен речевого воздействия настолько обширен, что изучается одновременно в нескольких областях науки и со временем только наращивает свою актуальность.
Цель данной научной работы - определить, какими способами и средствами осуществляется речевое воздействие в видео Татьяны Московской .
Вышеуказанная цель подразумевает постановку нескольких задач:
1. Исследовать явление воздействующего дискурса и речевых практик в воздействующем дискурсе, рассмотрев понятие речевого воздействия, его виды, цели, стратегии.
2. Сделать стенограмму видео «Youtube» канала «Колдунья Татьяна Московская».
3. Выявить приёмы речевого воздействия в рамках разных классификаций воздействующего дискурса.
4. Описать систему приёмов речевого воздействия, используемых Татьяной Московской применительно к её целевой аудитории.
Методологическая база исследования включает в себя общенаучные методы выявления, определения, классифицирования речевого воздействия.
Характеристика материала: текст, который использует в воздействующей практике Татьяна Московская. Видео текста размещено на «Youtube» канале «Колдунья Татьяна Московская»
[https://www.youtube.com/watch?v=A4gYEJrqJBU&list=PLkK91 lF78GT_o7MoOS KJApdrq9E2STn1i&index=2]. Количество подписчиков: 24100. Количество просмотров видео: 3243.
Характеристика целевой аудитории: люди с определённой картиной мира, поддающиеся внушению, убеждению и готовые воспринять используемые говорящим речевые приёмы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Речевое воздействие - крайне важная составляющая абсолютно любой коммуникации. Любая ситуация общения предполагает «осуществление власти, т.е. воздействие на восприятие и структурирование мира другим человеком» [Блакар, 1987, с. 91]. Именно поэтому речевое воздействие зачастую становится очень важным аспектом целого ряда научных дисциплин. Речевое воздействие подвергается исследованию не только на филологической, но и на психологической основе - всё большее количество исследователей интересует изучение «эмоционально-психологических способов убеждения» [Стернин, 2001, с. 56], а также средств их языкового выражения. Таким образом, в современных исследованиях речевого воздействия выделяются два основных подхода: психологический и лингвистический [Тарасов, 1990, с. 5]. В психологии воздействие рассматривается как «проникновение» одной личности или группы лиц в психику другой личности или группы лиц [Куликов, 1983, с. 160]. Цель и результат такого «проникновения» - наступление определенных сдвигов в психике объекта воздействия, влияющих на его деятельность и поведение, что конкретно выражается в изменении его взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.д. [Куликов, 1978, с. 7]. Попытка объединить психологический и лингвистический подходы для изучения речевого воздействия была предпринята психолингвистикой, в рамках которой исследуется «влияние языковых и речевых особенностей текста на усвоение, запечатление и переработку информации» [Леонтьев, 2005, с. 258].
Изучив литературу по теме и овладев теоретическими знаниями, мы смогли точно определить значение терминов «межличностная коммуникация» и «речевое воздействие» как в широком, так и в узком смысле, типы стратегий речевого воздействия и его виды.
В ходе нашего исследования было найдено и изучено множество научных работ на тему речевого воздействия, что подтверждает его актуальность. «На современном этапе развития науки отмечается повышенный интерес к изучению феномена речевого воздействия <...> - как в массовой
коммуникации, что связано с появлением СМИ и необходимостью формирования общественного мнения, так и в повседневном общении» [Криворучко, 2010, с.131]. Таким образом, в настоящее время изучение
манипулятивных элементов в воздействующем дискурсе является одним из наиболее актуальных в современной лингвистике [См. Кочкин, 2000]. Исследование речевого воздействия осуществляется в различных формах межличностной, массовой и межкультурной коммуникации.
Нами были изучены различные источники и в соответствии с ними произведён анализ стенографированного текста видео «Youtube» канала «Татьяна Московская» на предмет наличия речевого воздействия. Подтвердилась наша гипотеза о том, что речевое воздействие присутствует в видео, имеет цель и достигается определёнными стратегиями, и набор речевых приёмов Татьяны Московской является оптимальным для её целевой аудитории. Подтвердилось предположение о том, что используемые Татьяной Московской речевые приёмы (позиционирование себя определенным образом, стремление получить одобрение со стороны слушающего и сделать коммуникацию максимально рентабельной, отстаивание своих моральных и материальных ценностей, управление ситуацией, общение с позиции советчика и родителя, использование преувеличивающих и приуменьшающих высказываний, исключение и ввод в ситуацию объектов и событий, использование ссылок, влияние на рациональную и эмоциональную стороны психики, использование внушения и убеждения) являются эффективными. Об этом свидетельствует большое количество подписчиков канала (24100) и количество просмотров видео (3243).
Подводя итог проделанной научной работе, мы можем уверенно сделать вывод о том, что проблема речевого воздействия является и будет являться чрезвычайно актуальной во все времена, поскольку речевое воздействие в межличностной сфере коммуникации неизбежно оказывается на каждого человека, и каждый человек выступает в роли воздействующего. Как в межличностной сфере, так и художественном и прочих дискурсах речевое воздействие всегда будет занимать важнейшую роль. Это показывает и исследованная нами коммуникация.
Изучив литературу по теме и овладев теоретическими знаниями, мы смогли точно определить значение терминов «межличностная коммуникация» и «речевое воздействие» как в широком, так и в узком смысле, типы стратегий речевого воздействия и его виды.
В ходе нашего исследования было найдено и изучено множество научных работ на тему речевого воздействия, что подтверждает его актуальность. «На современном этапе развития науки отмечается повышенный интерес к изучению феномена речевого воздействия <...> - как в массовой
коммуникации, что связано с появлением СМИ и необходимостью формирования общественного мнения, так и в повседневном общении» [Криворучко, 2010, с.131]. Таким образом, в настоящее время изучение
манипулятивных элементов в воздействующем дискурсе является одним из наиболее актуальных в современной лингвистике [См. Кочкин, 2000]. Исследование речевого воздействия осуществляется в различных формах межличностной, массовой и межкультурной коммуникации.
Нами были изучены различные источники и в соответствии с ними произведён анализ стенографированного текста видео «Youtube» канала «Татьяна Московская» на предмет наличия речевого воздействия. Подтвердилась наша гипотеза о том, что речевое воздействие присутствует в видео, имеет цель и достигается определёнными стратегиями, и набор речевых приёмов Татьяны Московской является оптимальным для её целевой аудитории. Подтвердилось предположение о том, что используемые Татьяной Московской речевые приёмы (позиционирование себя определенным образом, стремление получить одобрение со стороны слушающего и сделать коммуникацию максимально рентабельной, отстаивание своих моральных и материальных ценностей, управление ситуацией, общение с позиции советчика и родителя, использование преувеличивающих и приуменьшающих высказываний, исключение и ввод в ситуацию объектов и событий, использование ссылок, влияние на рациональную и эмоциональную стороны психики, использование внушения и убеждения) являются эффективными. Об этом свидетельствует большое количество подписчиков канала (24100) и количество просмотров видео (3243).
Подводя итог проделанной научной работе, мы можем уверенно сделать вывод о том, что проблема речевого воздействия является и будет являться чрезвычайно актуальной во все времена, поскольку речевое воздействие в межличностной сфере коммуникации неизбежно оказывается на каждого человека, и каждый человек выступает в роли воздействующего. Как в межличностной сфере, так и художественном и прочих дискурсах речевое воздействие всегда будет занимать важнейшую роль. Это показывает и исследованная нами коммуникация.





