ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ 8
1.1 Понятие и методы визуализации 8
1.2 Особенности использования визуализации при создании веб-ресурса 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ВЕБ-РЕСУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ 46.03.02 «ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ»
(БАКАЛАВРИАТ) 42
2.1 Техническая реализация веб-ресурса 42
2.2 Дизайн и наполнение контентом 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
За последние годы мир осуществил скачок от текстовой цивилизации к цивилизации изображений. Действительно, если посмотреть на современный мир, то можно понять, насколько он стал высокотехнологичным и разнообразным. В нашем мире происходит множество процессов, которые соединяют в себе все, даже несоединимое: простое и сложное, новое и старое. Как разобраться в столь мощных потоках информации? Один из методов решения этой проблемы - это визуализация.
С визуализацией мы сталкиваемся почти ежедневно, даже не замечая этого. На экранах телевизоров и в сети интернет в прогнозах погоды мы видим движение циклонов. Это метеорологическая визуализация. Визуализацию в виде диаграмм, графиков, таблиц для представления сообщений с торговых площадок бирж применяют финансовые аналитики. Используя архитектурную визуализацию и компьютерную графику, архитекторы делают графическое изображение будущего объекта со всеми его характеристиками. Большинство людей делают медицинскую процедуру УЗИ или компьютерную томографию. Эти процедуры относятся к медицинской визуализации, где без вмешательства медицинских инструментов производят изображения внутренних органов человека1.
Как мы видим, визуализация присутствует во всех сферах деятельности человека. Науку и образование она тоже не обошла стороной. Визуализация в образовательном процессе присутствовала всегда, но на протяжении времени менялась ее роль и функции. В прошлом веке визуализация выполняла иллюстративную функцию, способствовала пониманию материала обучающимися, выполняла следующие основные задачи:
1. Обеспечение интенсификации обучения (передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний);
2. Активизация учебной и познавательной деятельности;
3. Формирование и развитие критического и визуального мышления; зрительного восприятия2.
Однако, в современном процессе образования визуализация играет немного другую роль. Главным ресурсом в образовательном процессе по- прежнему является учебная информация, но, по мнению многих исследователей, отмечается качественно иное отношение современных учащихся к информации: они все чаще отдают предпочтение медиаинформации, а не книжной. Эту тенденцию нельзя игнорировать. Следовательно, необходимо изменить учебное пособие таким образом, чтобы оно легко воспринималось и усваивалось, представляя собой информационный ресурс обучения.
По справедливому замечанию Н.А. Неудахиной, информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед ее предъявлением обучаемым. Назрела потребность в обосновании и активном внедрении специальной технологии, позволяющей решать проблемы компоновки знаний и их оперативного использования. В наибольшей степени данную проблему способна решить технология визуализации учебной информации, в основе которой лежат различные эффективные способы обработки и компоновки информации, позволяющие ее «сжимать», т.е. представлять в компактном, удобном для использования виде.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.
Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Человек, зрение которого обеспечивает ему около 90% информации, всегда стремился к наглядности3.
Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный гносеологический механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и тем самым оптимизировать. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно. Интерес к визуализации диктуется всем ходом развития человеческой деятельности, практики в самом широком смысле этого слова, нарастанием потока информации, для освоения которой становятся непригодны, громоздки традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта. Визуализация - одно из этих средств. Необходимость в более компактных, и эффективных средствах обучения становится одной из важнейших задач общества, нуждающегося в систематических знаниях. В результате анализа сделан вывод, что визуальная модель является итогом определенного этапа формирования знания, в том числе теоретического, в зримой форме выражает его результаты, обнаруживает недостатки и противоречия, служит для поиска путей углубления понимания и дальнейшего исследования. В качестве зримой наглядности визуализируются не только образы восприятии, но и идеи, мысли, теоретические конструкции. Визуализация облегчает преодоление антагонизма между явлением и сущностью4.
Применительно к образовательному процессу решаются вопросы методической подготовки будущих специалистов с целью формирования их готовности к эффективному решению педагогических задач с использованием методов структурирования, уплотнения и визуализации учебных знаний, в том числе с помощью средств мультимедиа, с умением эффективно подать учебный материал с условием его системного усвоения. Никакое знание не может претендовать на статус научности без наглядных визуальных моделей. Неотъемлемой составляющей процесса обучения преподавателей должна стать методология наглядности. Следует ответить, что не только студентам, но и абитуриентам нужна наглядность при выборе направления подготовки.
Таким образом, актуальность настоящей работы определяется, с одной стороны, тем, что в настоящее время визуальная информация имеет гораздо большее значение, чем раньше, с другой стороны, - эта информации как будет направлена на представления одной из образовательных программ Алтайского государственного университета для абитуриентов. Визуализированное представление об образовательной программе поможет воспринять ее более эффективно и результативно.
Цель выпускной квалификационной работы - создание мультиформатной визуализации образовательной программы по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» (бакалавриат) согласно ФГСО 3++. Представленная модель визуализации включает в себя основную информацию о данной программе, которая поможет передать всю необходимую информацию целевой аудитории. Визуализация программы осуществлена на основе создания соответствующего веб-сайта.
Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи:
• изложить общее представление о понятии и методах визуализации;
• рассмотреть особенности использования визуализации при создании веб-ресурса;
• разработать модель визуализации образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», включая техническую реализацию веб-ресурса, разработку дизайна и наполнение контентом, исходя из рассмотренных методов и принципов.
Объектом нашего исследования являются технологии визуализации образовательной информации в форме веб-ресурса. Предмет исследования - реализация указанных технологий при создании образовательного сайта по конкретной образовательной программе.
Целью настоящей работы было создание мультиформатной системы визуализации образовательной программы «Документоведение и архивоведение» (бакалавриат).
Данная тема представляет особую актуальность, так как на сегодняшний день большинство современных студентов, так и абитуриентов, лучше осваивают информацию в виде визуальных образах, которые становятся важнейшим фактором, обеспечивающим успех деятельности образовательной программы, включающей в себя основную информацию о направлении, программных дисциплин и другой информации, связанной с образовательной программой. Но все же особенно это применимо к нынешнему поколению, представители которого в скором времени начнут поступать в бакалавриат ВУЗов.
Для создания веб-ресурса использовалась платформа WordPress, которая отвечала всем требования при выполнении данной работы.
В ходе достижении цели были выполнены следующие задачи:
• изложено общее представление о понятии и методах визуализации;
-рассмотрены особенности использования визуализации при создании веб-ресурса;
• разработана модель визуализации образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», включающую в себя техническую реализацию веб-ресурса, разработку дизайна и наполнение контентом.
1. Back L. Listening with our Eyes: Portraiture as Urban Encounter // C. Knowles, P. Sweetman (eds.). Picturing the Social Landscape: Visual Methods and the Sociological Imagination. L., 2004. P. 132—146.
2. Berners-Lee T., Hendler J, Lassila O. The Semantic Web // Scientific American, May 2001. P. 29-37. 14.
3. Chaplin E. Sociology and Visual Representation. L., 1994.
4. J.J. Thomas and K.A. Cook (Eds.), Illuminating the Path: The Research and Development Agenda for Visual Analytics. IEEE Press, 2005.
5. Knowles C., Sweetman P. Introduction // C. Knowles, P. Sweetman (eds.). Picturing the Social Landscape: Visual Methods and the Sociological Imagination. L., 2004. P. 1—17.
6. Александров В.В. и др. Системное моделирование. Методы построения информационно-логистических систем: уч. пособие / В.В. Александров, Н.А. Андреева, С.В. Кулешов. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2006. 95 с.
7. Александров В.В. и др. Системное моделирование. Методы построения информационно-логистических систем: уч. пособие / В.В. Александров, Н.А. Андреева, С.В. Кулешов. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2006. 95 с.
8. Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., 2003.
9. Александров Е.В. Система визуальной антропологии в России: ступени «погружения» и проблемы // Материальная база культуры. М., 1997. Вып. 1. С. 60-65.
10. Беззубова О. В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины ХХ века / Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012, №5. С. 75—79.
11. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Текст] / В. Беньямин // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996. - С. 15 - 65.
12. Бодрийяр, Ж. Дух Терроризма. Войны в Заливе не было / Ж. Бодрийяр; пер. А. Качалов. - Москва: Ри-пол Классик, 2016. - 224 с.
13. Бодров В.Н. Ориентированная на цели визуализация знаний / В.Н. Бодров, В.В. Магалашвили. // Международный журнал «Образовательные технологии и общество». - 2008. - Т. 11, №1. - C. 420-433.
14. Вахрушев А.А. Современная учебная книга: подготовка и издание / Под ред. С.Г. Антоновой, А.А. Вахрушева. - М., 2004.
15. Вейхер А.А. Социология образования: учеб. пособие / Вейхер А.А. СПб: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2014.
16. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
17. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Крут-кина. Саратов, 2010.
18. Денисов А. А. Анализ статистических данных в управлении вебсайтом на базе wordpress.com (на примере сайта журнала «Перспективы науки и образования») / А. А. Денисов // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 173-184.
19. Диковицкий В.В. и др. Применение метода семантического поиска на основе семантической сети с субтрактивными связями для реализации сервисов интернет-портала / В.В. Диковицкий, М.Г. Шишаев // Труды международной летней школы-семинара IsyT 2011.
20. Евдокимов Н. Создание сайтов / А. Бабаев, М. Боде, Н. Евдокимов. Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 304 с
21. Информационные технологии поддержки инноваций / А.Г. Олейник, Ю.С. Попков, В.А. Путилов, М.Г. Шишаев. М.: Едиториал УРСС, 2010. 503 с.
22. Крам, Р. Инфографика. Визуальное представление данных [Текст] / Р. Крам. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.
23. Кулешов С.В. Разработка автоматизированной системы семантического анализа и построения визуальных динамических глоссариев: автореф. ... дис. канд. техн. наук. СПб., 2005. 11 с.
24. Кулешов С.В. Разработка автоматизированной системы семантического анализа и построения визуальных динамических глоссариев: автореф. ... дис. канд. техн. наук. СПб., 2005. 20 с.
25. Ломов П.А. и др. Разработка метода семантической интеграции информации в сфере государственного и муниципального управления / П.А. Ломов, М.Г. Шишаев // Труды XI Всероссийской научной конференции Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009.
26. Лукин В.Б. Управление издательской деятельностью: Учебное пособие / В.Б. Лукин, В.В. Атаман, Н.А. Панова, Н.С. Зюков. - М: МГУП, 2016.
27. Магалашвили, В.В. Ориентированная на цели визуализация знаний [Текст] / В.В. Магалаш-вили, В.Н. Бодров // Educational Technology & Society. - 2008. - №11(1). - С. 420-433.
28. Макарова Е.А. Визуализация как средство формирования психологического комфорта при обучении / Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. №10. Ч. 2. С. 115-119.
29. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / М. Маклюэн; пер. И. О. Тю-риной. - Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. - 495 с. - (Концепции).
30. Никулова Г.А. Цветовое оформление учебных материалов и его влияние на восприятие информации // Вестник Пермского государственного педагогического университета, серия «Информационные компьютерные технологии в образовании» -2006. вып. 2. - С. 77 - 84.
31. Никулова Г.А., Подобных А.В. Графические акценты как одно из средств активации внимания пользователя // Дистанционное и виртуальное обучение, 2008, №8 (14). - С. 23-36.
32. Никулова Г.А., Подобных А.В. Графические акценты как одно из средств активации внимания пользователя // Дистанционное и виртуальное обучение, 2008, №8 (14). - С. 45-49.
33. Осипов Г.С. и др. Семантический поиск в сети Интернет средствами поисковой машины Exactus / Г.С. Осипов, И.А. Тихомиров, И.В. Смирнов // Труды 11-й национал. конф. по искусственному интеллекту КИИ- 2008. 2008. C. 323-328.
34. Первезенцева, Э.А. Разработка комплекса электронных образовательных ресурсов и его использование для самостоятельной информационной учебной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. тех. наук / Э.А. Первезенцева. - М., 2013. - 19 с.
35. Петров, В. О. Музыкальный акционизм: перформанс, хепенинг, мультимедийное событие / В. О. Петров // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские научные чтения», г. Волгоград, 17-19 апреля 2008 г.: в 2 кн. Кн.1: Музыковедение. - Волгоград: Экспо, 2010. - С. 37-61.
36. Подобных А. В., Никулова Г. А. Дизайн компьютерного текста как один из инструментов управления вниманием пользователя // Новые технологии в образовании. - Воронеж: Научная книга, №5(18), 2006. - С.55-59.
37. Сидельникова Т. Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 2. С. 281-292.
38. Смирнова Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. — 2012. — №. 11.
39. Сорокин, П. А. Система социологии / П. А. Сорокин. - Москва: Астрель, 2008. - 1003 с. - (Социальная мысль России).
40. Сырина, Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку [Текст] / Т.А. Сырина // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2016. - № 7 (172). - С. 8184.
41. Учебник фиксированного формата: концепция создания и материалы к разработке / Под ред. Г.А. Бордовского. - М.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
42. Чубукова И.А. Data Mining: уч. пособие. М.: Интернет- университет информационных технологий; БИНОМ: Лаборатория знаний, 2006. 382 с.
43. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа [Текст]/ Шапиро М. // Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики. - М.: ЛКИ, 2007. - С. 136 - 163.
44. Шевченко В. Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения //Журналистский ежегодник. — 2013. — №. 2-2.
45. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
46. Нефедова М.И. Методические рекомендации. - 2018. - «Использование сервисов для создания видео-инфографики (скрайбинга)»
47. Рапуто, А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей [Текст] / А.Г. Рапуто // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№ 5. - С. 138-141.
48. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн; пер. с англ. В. Г. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. - Москва; Жуковский: КАНОН-Пресс-Ц: Кучково поле, 2003. - 462 с. - (Центр фундаментальной социологии).
Электронные ресурсы:
1. Robertson G., Card S.K., Mackinlay J.D. The Cognitive Coprocessor for
Interactive User Interfaces [Электронный ресурс]. - Статья 1989 - URL: https://dl.acm.org/doi/10.1145/73660.73662 - (Дата обращения:
13.05.2021)
2. Бархатов А.В. Разработка и интеграция веб-ресурсов на основе их семантического представления в виде онтологий. - URL: http://rrc.krasu.ru/node/1885 - (Дата обращения: 16.05.2021)
3. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Электронный ресурс] / В. Беньямин. - URL: http://forlit.philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm. - (Дата обращения: 13.05.2021)
4. В. С. Склярова, Визуальные повороты и зрелищная культура: теоретические аспекты и культурные практики. [Электронный ресурс].
- 2017. - URL: https://cyberleninka.ru/articli/n/vizualnye-povoroty-i- zrelischnaya-kultura-teoreticheskie-aspekty-i-kulturnye-praktiki - (Дата обращения: 13.05.2021)
5. Гершкович, Е. Комиксы: девятое искусство [Электронный ресурс] / Е. Гершкович // EUROMAG. Всё о Европе. - URL: https://www.euromag.ru/specprojects/arts-in-brussel/45806.html. - (Дата обращения: 16.05.2021)
6. Пескова О.В. О визуализации информации [Электронный ресурс]. - Статья от 2016. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vizualizatsii- informatsii -(Дата обращения: 11.05.2021).
Источники:
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02.
Документоведение и архивоведение [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/460302_B_3_03122 020.pdf - (Дата обращения: 13.05.2021)
8. Образовательная программа 46.03.02 "Документоведение и
архивоведение" (бакалавриат) [Электронный ресурс]. - URL: http://daii.hist.asu.ru/ - (Дата обращения: 14.05.2021)