Введение 13
1. Адаптация персонала в организации 16
1.1. Понятие адаптации сотрудника в новых условиях организации 16
1.2. Классификация и виды адаптации персонала в организации 19
1.3. Программы адаптации персонала в организации 25
2. Применение метода интеллект-карт в процессе адаптации специалистов
службы строительного контроля ИТЦ ООО «ГТТ» 40
2.1. Выявление проблемы процесса адаптации сотрудников компании и путь
решения 40
2.2. Проведение исследования на выявление востребованности интеллект-карт у
целевой аудитории 47
2.3. Внедрение карты «Введение в компанию» в процесс адаптации 53
2.4. Оценка целесообразности внедрения карты «Введение в компанию» 66
3. Корпоративная и социальная ответственность ПАО «Газпром» 68
Заключение 88
Список публикаций 91
Список использованных источников 92
Приложение A 95
Приложение Б 111
Приложение В 113
Отчет о проверке на плагиат 114
Объектом исследования является томское эксплуатирующее предприятие ООО «Газпром трансгаз Томск»
Предметом исследования является процесс адаптации новых специалистов
Цель работы - разработать и внедрить на основе метода интеллект - карт карту «Введение в компанию» для новых сотрудников ООО «Г азпром трансгаз Томск».
Актуальность работы
Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
В процессе исследования проводились: анализ процесса адаптации персонала в ООО «Газпром трансгаз Томск», проведено маркетинговое исследование на предмет востребованности интеллект-карт среди сотрудников, разработка и внедрение карты «Введение в компанию».
В результате исследования разработана и внедрена карта «Введение в компанию» для новых сотрудников ООО «Газпром трангаз Томск».
Теоретическая и практическая значимость работы:
По итогам выполненной работы разработана карта «Введение в компанию» для новых сотрудников ООО «Газпром трангаз Томск», пройден процесс апробации, интеллект- карта демонстрирует свою эффективность, видна положительная динамика.
Область применения: в компаниях с количеством штатных единиц от 10 человек
Введение
«Мы живем в век информации». Это утверждение мы слышим отовсюду все чаще и чаще, и оно уже набило многим оскомину. Большинство людей уже не обращают на него никакого внимания. Кроме тех, кто действительно понимает, насколько серьезно обстоят дела.
Количество офисных сотрудников растет. Представители бизнеса, начиная с металлургических заводов и заканчивая консалтинговыми компаниями, обмениваются отчетами, письмами, коммерческими предложениями. Все участвуют в презентациях, совещаниях, конференциях, готовят и проводят их. Все большее число компаний переходят к проектной системе управления как более эффективной, где чуть ли не каждый сотрудник становится руководителем проекта. Обмен информацией становится с каждым годом все интенсивнее. По данным исследователей, количество электронной информации, получаемой среднестатистическим офисным сотрудником, удваивается раз в 2-3 года!
Если 15 лет назад рабочий стол менеджера был завален кучей бумаг и документов, так как они были основным источником получения необходимой информации, то сейчас на рабочем столе может находиться только компьютер. Однако это нисколько не уменьшило стресс от работы с информацией, так как стоит менеджеру открыть компьютер, как на него обрушивается огромный поток сообщений, документов, задач и планов, что часто превращает рабочий день в хаос.
Когда мы приезжаем в незнакомый город, то сталкиваемся с проблемой адаптации в новой обстановке. Нам не известно, где и что находится, как добраться до интересующего нас объекта. Решить эту задачу нам помогает карта города. В аналогичную ситуацию попадает сотрудник, приходя на новое место работы. Однако на предприятиях в адаптационных мероприятиях подобная карта не предусмотрена.
Исследуя различные методы запоминания информации, был выбран метод ассоциативного запоминания ввиду того, что он применим для любого человека вне зависимости от того в каком направлении он работает в организации. При этом интеллект-карта представляет собой внешнюю фотографию сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени. И является более подходящей для такой большой, разнонаправленной и специфической организации как ООО «Газпром трансгаз Томск».
«Газпром трансзаз Томск» сегодня является крупнейшим предприятием города Томска, численность которого насчитывает 8000 человек. В условиях высокой конкуренции среди кандидатов важно уметь быстро адаптироваться и интегрироваться с компанией, что позволяет приступить к выполнению производственной деятельности в кротчайшие сроки. При этом важно не потерять знания, полученные на этапах обучения в процессе адаптации и уметь применить их в рабочем процессе. Составляющие процесса адаптации не измены: большая база знаний, сроки подготовки, экзамены, но подход к получению знаний и их запоминанию можно модифицировать и сделать более удобным нашему мозгу, что позволит повысить эффективность адаптационных мероприятий и снизить стрессовое состояние у оказавшихся в новых условиях сотрудников только что принятых на работу.
Адаптация персонала в больших компаниях неразрывно связана со стратегическим планированием, системой мотивации сотрудников,
корпоративной культурой. Адаптация новых сотрудников должна способствовать эффективному приспособлению нового работника, ускорять процесс достижения им высокой продуктивности и качества работы. Сотруднику нужно не только войти в коллектив в сжатые сроки, но и почувствовать удовлетворенность работой, не потерять мотивацию.
На сегодняшний день в нашем городе (стране) отмечается, высока
конкуренция на рынке труда. Отчасти это обусловлено наличием Высших
учебных заведений, готовящих специалистов практически по всем
направлениям жизнедеятельности человека.
Предприятия и организации, подбирая специалиста для работы,
предъявляют высокие требования к соискателям. От них ожидают не только
глубокого знания особенностей деятельности организации, но и умения
обеспечить стабильное и качественное выполнение поставленных задач в
сжатые сроки, т.е. быть высокоэффективным и конкурентоспособным
специалистом. А это невозможно достичь при низкой эффективности
программы адаптации.
Проведя анализ всех предоставляемых новому сотруднику нормативных
документов, регламентов и положений, можно сделать вывод, что текущая
программа адаптации нового сотрудника ООО «Газпром трангаз Томск» имеет
ряд недостатков на каждом этапе. А это в свою очередь может негативно
отразится на сотруднике во время выполнения его непосредственных
обязанностей в будущем.
Также для новичка в коллективе могут быть непонятны требования,
предъявляемые к нему руководством, структура взаимодействия между
службами и отделами. А существующие штрафные санкции могут свести
адаптацию нового сотрудника на нет.
Целью данной работы была разработка и внедрение на основе метода
интеллект – карт карту «Введение в компанию» для новых сотрудников
ООО «Газпром трансгаз Томск».
Цель работы выполнена в полном объеме и каждый вновь принятый
специалист с ее помощью может с лёгкостью разобраться в структуре
организации, в нормативных документах и освоить работу со
специализированными программами.89
Разработанная карта «Введение в компанию» помогла решить проблему с
обработкой большого объема информации новыми сотрудниками,
структурируя и визуализируя ее.
Все поставленные задачи также были выполнены:
1. Рассмотрен и проанализирован процесс адаптации нового сотрудника,
а так же дана его характеристика.
2. Проведено исследование и определены методы улучшения
прохождения адаптации новыми сотрудниками.
3. Разработана анкета для проведения маркетингового исследования на
выявление востребованности интеллект - карты у специалистов.
4. Дана оценка востребованности интеллект - карт в период адаптации.
5. Разработана карта «Введение в компанию» на основе метода интеллекткарт для новых сотрудников ООО «Газпром трансгаз Томск».
6. Проведена и пройдена апробация карты «Введение в компанию» и дана
оценка о целесообразности внедрения.
Впервые карта «Введение в компанию» была выдана сотрудникам,
принятым на работу в 4 квартале 2016 года. На протяжении адаптационного
периода новый сотрудник изучал и готовился к тестированию при помощи
данной карты.
В первом квартале 2017 года группа сотрудников, у которых
адаптационные мероприятия подходили к завершению, проходили итоговое
тестирование на проверку знаний о компании. По итогам прохождения
тестирования сотрудников компании был проведен анализ полученных данных.
Сравнили результаты тестирования экспериментальной группы (№2) и группы
не участвующей в апробации продукта (№1). При этом группа № 1 проходила
проверку знаний в первом квартале 2016, а группа № 2 в первом квартале 2017
года. Результат выразили в процентном соотношении успешных и неудачных
попыток сдачи итогового теста.
Исследования показали, что процент успешной сдачи экзамена группой
№2 увеличился в 2 раза, а это говорит о том, что адаптационный срок у90
сотрудников уменьшился, информация стала восприниматься легче, а так же
быстрее и лучше запоминаться.
После прохождения итоговой проверки знаний сотрудникам
экспериментальной группы было предложено пройти соц. Опрос для выяснения
целесообразности использования разработанного продукта на производстве.
Анализ данного анкетирования показал, что респонденты не испытывали
сильного стресса при прохождении итогового тестирования, а так же
запоминали информацию быстрее и качественнее. При этом за счет функции
самопроверки в конце каждого блока карты «Введение в компанию» время на
подготовку к итоговому экзамену сократилось до 3 взамен запланированных 5
дней.
После апробации и внедрения данной карты для всех сотрудников
Общества, нашей целью стало модифицировать карту в зависимости от
направления деятельности филиалов и служб Администрации. В частности в
службе строительного контроля при ИТЦ данная карта уже разрабатывается с
учетом специфики отделов.
Райзберг Б. А., ЛозовскийпроцесЛ. Ш., Стародубцева Е. Б., Современный
быстрого экономическийкомпанияхсловарь. -5-е изд., посколькуерераб. и доп. -М., 2006 – 126 с.
2. Официальныесвязаные периодические издания [сказывается Электронныйпроцесресурс]:
электрон. необходимость Путеводитель /Библиотека Электронных прогресивная УчебныхотношениюКурсов. [Москваособентями ],
2007−2012 Режим доступа: http: //уменьшение wwwадаптация. ecollege.
ru/xbooks/xbook099/book/index/index. филипов html? go=part-007*page. htm
3. Учебник для вузов /когда Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -- 2-е изд.,
медицинской перерабпрогресивная . и доп. - М: ЮНИТИопределения, 2002. - 560 с.
4. рост КибановимеютА. Я. Управление персоналом этапы организации. — М.: Изд.
ИНФРА М, 2003 - 359 с.
5. Кибанов А. Я. Управление передерсоналомизготовление . — М.: КноРус, 2010.использование— 208 с.
6. Сульдина Г. А. труда Управлениеперсоналомколегив системе государственноговажно
и муниципального управления/ - поручений Казаньобобщение : Казанский государственный
результатовниверситет им. В. И. Ульянова — когда Ленинаизготовление , 2014 — 131ссвязан .
7. определеную Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент имено персоналабудет / - М.: Изд.
ЭКСМО — Пресссвязаные , 2015 -. 272. с.
8. Виноградов Е. А., еремина МаусовопределитьН. К., Ламскова О. М. Персонал авторыфирмах
индустриально развитых предел странработника . — М.: ЭКО-ПРО, 2000.большинство— 386 с.
9. Ганов К. В. Экспресспровалов— адаптация работников процесна предприятиианализ //
Бизнес без проблем. собствено Персонал, 2013-№ 11 -особено 53−58.отношениюс.
10. Zagorsek, B. and Szarkova, M. ‘Personnel Audit as a Function of Personnel
Marketing and Personnel Management’ Ekonomical casopis, Volume 63 (5), 551-
552.93
11. Лукьянов О. И. и др. Как категория помочь новичку войти регресивная коллективадаптаци
и приспособиться к работепоскольку//Управление человеческим первыхотенциаломбудет . — № 3
(11). — 2007.
12. знакомится МасловправилаЕ. В. Управление персоналомобъективнопредприятия: Учебное формы пособиеусловиям/
Под ред, П. В. Шеметова. — М.: ИНФРА-М; програмНовосибирск: НГАЭиУ, 2012. -
свое 106−111сотрудникс.
13. адаптация Филиппов А. В. Работа с кадрами: системе Психологическиевзаимодействияаспекты. — М.:
Экономикаотношения , 2002. — 361 с.
14. Ламскова О. М., МаусовН. К. Адаптация персонала в организации//
Управление персоналом — 2004 — № 13 — стр. 53−56.
15. Долгих А. Инструменты HR-менеджера // Менеджер по персоналу. —
№ 3. -С. 52
16. Процессы памяти [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. и
электрон. граф. дан. – Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/articles/view/processy_pamyati
17. Запоминание и другие процессы памяти [Электронный ресурс]. –
Электрон. текстовые дан. и электрон. граф. дан. – Режим доступа:
http://medportal.ru/enc/psychology/personalitypsychology/8/
18. Улучшаем память – в любом возрасте [Электронный ресурс]. –
Электрон. текстовые дан. и электрон. граф. дан. – Режим доступа:
http://www.center-nlp.ru/
19. Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью
интеллект-карт /Сергей Бехтерев; Под ред. Глеба Архангельского. — М.:
Альпина Паблишерз, 2009. — 308 с.
20. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2003. — С. 31.
21. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: mind map порусски [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. и электрон. граф.
дан. – Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html94
22. Интеллект журнал [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан.
и электрон. граф. дан. – Режим доступа http://www.point.ru/
23. Тренинг эффективного мышления [Электронный ресурс]. – Электрон.
текстовые дан. и электрон. граф. дан. – Режим доступа: http://www.mind-map.ru/
24. Mind Maps – опыт использования [Электронный ресурс]. – Электрон.
текстовые дан. и электрон. граф. дан. – Режим доступа:
http://www.improvement.ru/zametki/mindmap
25. Dockalikova, I. and Kashi, K. (2013), ‘Selection of Employees: Multiple
Attribute Decision Making Methods in Personnel Management’, 9th European
Conference on Management Leadership and Governance, 367-375;
26. Kiseleva E.S. (2016) ‘The Essence, Purpose and Principles of Marketing
Relationships’, Source of the Document Proceedings of the 27th International
Business Information Management Association Conference - Innovation
Management and Education Excellence Vision 2020: From Regional Development
Sustainability to Global Economic Growth, IBIMA 2016, 2909-2915;
27. Krinitcyna, Z.V. and Menshikova E.V. (2015) ‘Discrimination Issues in the
Process of Personnel Selection’, Proceedings of The International Conference on
Research Paradigms Transformation in Social Sciences, Volume 166, 12-17 ;
28. Sidorenkov A.V. and Koval E.S. (2015) ‘Interrelation between group
phenomena and socio-psychological adaptation of employees in the organization.’
Psychological journal 36 (1), 34-45