Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование метода скрытого включенного наблюдения («маски») в современной российской журналистике

Работа №89869

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы61 с.
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОД СКРЫТОГО ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖУРНАЛИСТИКХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Общая характеристика методов сбора и обработки информации в
журналистике 6
1.2. Понятие и разновидности метода наблюдения в
журналистике 16
1.3. Классические примеры использования метода скрытого включенного
наблюдения в журналистике 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ
ПУБЛИКАЦИЙ, СОЗДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА
СКРЫТОГО ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ 33
2.1. Особенности публикаций, созданных с использованием метода «маски» в
2018 году 33
2.2. Специфика публикаций, созданных с использованием метода «маски» в
2019 году 40
2.3. Сравнительно-сопоставительный анализ современных журналистских
материалов и классических публикаций, созданных с использованием метода скрытого включенного наблюдения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57


Актуальность темы исследования заключается в том, что метод включенного наблюдения в современной журналистской практике очень часто используется не для глубокого исследования действительности, выявления социально значимых проблем и поиска путей их решения, а для развлечения аудитории того или иного СМИ. Многие журналисты, меняя на время собственную профессию на профессию продавца, повара или водителя, с удовольствием описывают свои трудовые будни и этим ограничиваются. Они используют данный метод, чтобы потешить собственное самолюбие («Да, я смог освоить профессию продавца»!) и рассказать об этом аудитории. К сожалению, серьезных глубоких исследований актуальных социально значимых проблем, основанных на использовании метода включенного наблюдения, становится в журналистской практике все меньше и меньше.
Еще одна важная проблема - юридические и этические ограничения использования данного метода.
Часто метод включенного наблюдения путают с методом эксперимента. Помимо отсутствия понимания общих признаков метода, есть еще и сложности с организацией этапов наблюдения и, как уже было сказано, с анализом собранных данных. Все это приводит к многочисленным ошибкам, проявляющимся, в том числе, и в искажении, и в неадекватном толковании фактов.
Степень разработанности проблемы исследования. Теоретическую основу исследования составили работы А.В. Колисниченко «Настольная книга журналиста» [Колисниченко 2013], М.Н. Кима «Технология создания журналистского произведения» [Ким 2001], А.А. Тертычного «Жанры периодической печати» [Тертычный 2000], N. Mack, C. Woodsong, K.M. Macqueen «Qualitative Research Methods: A Data Collector’s Field Guide» [Mack N, Woodsong C,Macqueen K.M. 2015]. А также исследования Кашинской Л.В, Коросенко С.Г. и др.
Однако на данный момент практически нет исследований, подробно раскрывающих этапы подготовки использования метода скрытого включенного наблюдения в журналистской практике и четко очерчивающих правовые и этические рамки применения данного метода.
Объектом исследования являются публикации, созданные журналистами с использованием метода скрытого включенного наблюдения («маски»).
Предмет исследования - специфика использования метода скрытого включенного наблюдения («маски») для создания журналистских публикаций.
Цель данного исследования - изучение специфики использования метода скрытого включенного наблюдения («маски») в практике современных российских журналистов.
Для достижения поставленной цели исследования, требуется постановка и решение следующих основных задач:
1. Охарактеризовать методы сбора и обработки информации в журналистике.
2. Рассмотреть понятие и виды наблюдений в журналистике.
3. Проанализировать классические и современные публикации, созданные на основе использования метода «маски».
4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ современных журналистских материалов и классических публикаций, созданных с использованием метода скрытого включенного наблюдения.
Эмпирической базой для исследования являются классические публикации и материалы современных авторов, созданные с использованием метода включенного наблюдения: Кольцова М.Е. «Три дня в такси», «Семь дней в классе», Рытовой В. «Журналист меняет профессию: Принцесса», Рахматуллиной А. «Журналист меняет профессию: Менеджер в
художественной галерее», Нимандова А. «Корреспондент «Фонтанки» провел день там, куда не пустили Милонова», Костюченко Е. «Журналистка «Новой газеты» рассказала о том, как под видом тренингов личностного роста скрываются секты», а также материалы - «Журналист меняет профессию: Продавец пирожков», «Спасают только сигареты и энергетик»: как живут и работают курьеры «Яндекс.Еды».
Новизна результатов исследования состоит в сравнительно-сопоставительном анализе прецедентов применения метода включенного наблюдения на примере классических и современных журналистских публикаций, созданных с его использованием.
Методы исследования: качественный анализ текстов и сравнительно-сопоставительный анализ журналистских публикаций, созданных с использованием метода скрытого включенного наблюдения.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты данного изыскания можно применять при изучении метода «маски» в рамках ряда лекционно-практических курсов по журналистике, а также они будут полезны практикующим журналистам, использующим в своем профессиональном арсенале данный метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования была дана характеристика методам сбора и обработки информации в журналистике, рассмотрены понятие и различные виды наблюдения. Подробно исследован метод скрытого включенного наблюдения с различных сторон. А именно, дано развернутое описание метода скрытого включенного наблюдения, отмечены плюсы и минусы использования метода «маски» в журналистике, отличия метода включенного наблюдения от эксперимента, обозначены границы метода. Была разработана и применена схема анализа публикаций, созданных с использованием метода скрытого включенного наблюдения, проведен сравнительно-сопоставительный анализ классических и современных журналистских материалов, созданных с использованием метода скрытого включенного наблюдения («маски»).
Цель настоящего исследования - изучить специфику использования метода скрытого включенного наблюдения («маски») в практике современных российских журналистов - достигнута, поставленные задачи - решены в полном объеме.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Рассмотрены современные и классические примеры использования метода включенного наблюдения в журналистике. Были выявлены его сильные и слабые стороны. Отмечены отличия метода включенного наблюдения от эксперимента, обозначены четкие границы метода. На примере материалов, опубликованных в исследуемых веб-источниках и печати, мы смогли выделить признаки метода включенного наблюдения. Для таких материалов и публикаций, где используется метод «маски», характерны: событийный характер изложения, участие журналиста в самой ситуации. Проведенный анализ материалов показал, что включенное наблюдение позволяет раскрыть те факты и проблемы, которые изначально были скрыты от журналиста и общества, и которые без применения метода включенного наблюдения не удалось бы прояснить. В ходе исследования отмечено, что преувеличена важность подготовительного этапа работы с методом включенного наблюдения, хотя низкая осведомленность может привести к провалу в общении с героями будущего текста и нарушению этапов самого наблюдения, но как показывают данные публикации в более простых, в плане своей доступности, темах хватает общих навыков журналиста.
Результатом данного исследования является также разработанная схема анализа публикаций, написанных с применением метода скрытого включенного наблюдения. Её можно применять как в условиях современной действительности, так и при анализе классических публикаций. Помимо этого, данную схему можно использовать при проведении сравнительно - сопоставительного анализа, а также при разработке плана исследования и создания материала с помощью метода «маски».



1. Автаева Н.О. Социология журналистики: от теории к практике / Н.О Автаева, В.А. Бейненсон, Т.Е. Новикова. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. 526 с.
2. Бакшин В.В. Основы журналистики. М.: Флинта, 2016. 60 с.
3. Бергер Н.В. Расследование как метод журналистской деятельности: автореф. дис. ... доктор фил.наук: ВАК РФ 10.01.10. Спб., 2006. 32 с.
4. Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистки: монография. М.: Ростов н/Д., 2000. 344 с.
5. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная
концепция: Анализ журналистских текстов. М.: ЛКИ, 2013. 56 c.
6. Вершинин В.А. О возможности использования метода эксперимента в журналистике / В.А. Вершинин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология. Журналистика. 2014. №1. С. 133-135.
7. Виноградский В.С. Чутье правды и ответственность журналиста / В.С. Виноградский // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. №1. С. 158¬160.
8. Гильманова А.Н. Методы исследования в журналистике / А.Н. Гильманова // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. №1. С 60-63.
9. Глаголев В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации [Электронный ресурс]. С.В. 2016 Глаголев / Н.И. Бирюков, Н.Н. Зарубина, Т.В. Зонова. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/632682 (дата обращения 02.04.2019).
10. Гудимов А.И. Семь дней в такси. М.: Моск. рабочий, 1965. 207 с.
11. Гудимов А.И. Тайны чужой профессии. 1967. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://law.wikireading.ru/50638 (дата обращения 02.04.2019).
12. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Издательство: Уральского университета, 1998. 16 с.
13. Добреньков В.И. Методы социологического исследования. Издательство: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2004. 768с.
14. Дымова И.А. Профессиональная этика журналиста [Электронный ресурс]
: учеб. пособие / П. Г. Рыков, Г.И. Щербакова, Оренбургский гос. ун -т, И.А. Дымова. Оренбург: ОГУ, 2013. 164 с. Режим доступа:
https://rucont.ru/efd/227434 (дата обращения 17.04.2019).
15. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990- 2004. М.: Изд. Моск. университета, 2004. 547 с.
16. Исследования СМИ: методология, подходы, методы: сб. ст. / отв. ред. И.Д. Фомичева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 236 с.
17. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М.: 2010. 200 с.
18. Кашинская Л.В. Метод наблюдения в журналистике. [Электронный ресурс]. 1987. Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/book/1313429/ (дата обращения 11.04.2019)
19. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 320 с.
20. Кислая Л.Н. Метод включенного наблюдения как прототип телевизионного лайф-ту-тейп / Л.Н. Кислая // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №5. С 219 -231.
21. Климов Е.А. Путь в профессионализм. М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 2003. 320 с.
22. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М.: ИД Форум, 2007. 240 с.
23. Колисниченко А.В. Настольная книга журналиста. М.: Аспект-пресс, 2013. 400 с.
24. Колисниченко А.В. Практическая журналистика. М.: Издательство МГУ,
2008. 180 с.
25. Колодный Л.Е. Никитский бульвар. М.: ВЕЧЕ, 2014. 420 с.
26. Кольцов М.Е. Семь дней в классе [Электронный ресурс]. 1935. Режим доступа:
http://alexkrm.spb.ru/papers/Journalizm/szip/histjr/reader/Koltsov_Seven.days.in.clas sroom%20[1935].pdf (дата обращения 10.05.2019).
27. Кольцов М.Е. Три дня в такси [Электронный ресурс]. 1934. Режим доступа: http://mybiblioteka.su/tom2/1-80462.html (дата обращения 10.05.2019).
28. Кольцов М.Е. Три дня в такси. М., 1934. 3 с.
29. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. М.: Юрайт, 2016. 421 с.
30. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М.: Аспект-пресс, 2010. 569 с.
31. Коросенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 287 с.
32. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб.: Златоуст, 1999. 320 с.
33. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика/ Г.В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Высшая школа, 2002. 304 с.
34. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. [Электронный ресурс]. 2001. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm (дата обращения 21.04.2019).
35. Михалевская М. Б. Метод наблюдения в психологии/ М.Б Михалевская, Т.В Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2002. 43 с.
36. Нестерова И.А. Методы получения информации в журналистике. [Электронный ресурс]. 22.03.2018. Режим доступа http: //odiplom.ru/lab/metody - polucheniya-informacii-v-zhurnalistike.html (дата обращения: 30.05.2019).
37. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество [Электронный ресурс]. 2003. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text8/26.htm (дата обращения 10.05.2019).
38. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ",
2009. 480 с.
39. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: М: Аспект Пресс, 2009. 351 с.
40. Распопова С.С. Автор как реальный человек и образ автора в медиатексте // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. С 149-158.
41. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.
Издательство: Питер, 2008. 33 с.
42. Таловов В.П. Методика и техника организации журналистского
наблюдения. СПб, 1983. 20 с.
43. Темникова Л.Б. О многообразии медиа жанров в современной Российской и зарубежной журналистике. Политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета, 2016. №115. С. 999.
44. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. [Электронный
ресурс]. 2002. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text9/27.htm (дата
обращения 10.04.2019).
45. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 320 с.
46. Туманов Д.В. Научно-исследовательская работа студентов. Казань: Изд- во Казанск. гос. ун -та, 2007. 100 с.
47. Уразова С.Л. Конвергентная журналистика в цифровой медиа-среде. М.: ИПК, 2014. 131 с.
48. Федотова Л Н. Социология рекламной деятельности. М.: Гардарики, 2002. 272с.
49. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. 414 с.
50. Чистые перья. Сборник журналистских расследований (1999 - 2001): сб. ст. [Текст] / Леонид Никитинский, М. К. Симонова, Гильдия судебных репортеров, Фонд защиты гласности. М.: Галерия, 2001. 270 с.
51. Шарков Ф.И. Правовые основы коммуникации: в рекламе, связях с
общественностью, журналистике [Электронный ресурс] : учеб.пособие / В.И. Захарова, Ф.И. Шарков. М.: Проспект, 2016. 224 с. Режим доступа:
https://rucont.ru/efd/666989 (дата обращения 12.04.2019).
52. Шестеринкина Л.П. Универсальная журналистика. М.: Аспект Пресс, 2016. 480 с.
53. Штанько В.И. Философия и методология науки. Харьков: ХНУРЭ, 2002. 292 с.
54. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Омега-Л, 2007. 567 с.
55. Bly N. 10 days in amadhouse. М.: L. Munro, Publisher, 1887. 159 p.
56. Evans-Pritchard E.E. The Nuer, a description of the modes livelihood and political institutions of a Nilotic people. Oxford: ClarendonPress, 1940. 348 p.
57. Mack. N. Qualitative Research Methods: A Data Collector's Field Guide / N. Mack, C. Woodsong, K.M. Macqueen [и др.]. М.: Family Health International, 2005. 137 p.
58. Malinowski, Bronislaw. The sexual life of savages in north-western Melanesia: an ethnographic account of courtship, marriage and family life among the natives of the Trobriand Islands, British New Guinea. NewYork: HalcyonHouse, 1929. 748 p.
59. Margaret Mead. Coming of age in Samoa: a psychological study of primitive youth for Western civilisation. NewYork: WilliamMorrow&Co, 1928. 348 p.
60. V. Blain. The Feminist Companion to Literature in English: Women Writers from the Middle Ages to the Present / V. Blain, I. Grundy, P. Clements. М.: NewHaven: YaleUniversityPress, 1990. 220 p.
Эмпирическая база
61. Кольцов М.Е. Семь дней в классе // alexkrm.spb.ru [Электронный ресурс].
1935. Режим доступа:
http://alexkrm.spb.ru/papers/Journalizm/szip/histjr/reader/Koltsov Seven.days.in.clas sroom%20[1935].pdf
62. Журналист меняет профессию: Продавец пирожков // dragon-news.ru [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: http://dragon-news.ru/archives/5773
63. Рытова В. Журналист меняет профессию: Принцесса // dragon-news.ru [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: http://dragon-news.ru/archives/7 715
64. Рахматуллина А. Журналист меняет профессию: Менеджер в
художественной галерее // dragon -news.ru [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: http://dragon-news.ru/archivesZ8108
65. Нимандов А. Корреспондент «Фонтанки» провел день там, куда не пустили Милонова // fontanka.ru [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: https://www. fontanka. ru/2019/02/18/036/
66. «Спасают только сигареты и энергетик»: как живут и работают курьеры «Яндекс.Еды» // yandex.ru [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: https: //yandex. ru/turbo?text=https%3A%2F %2F www. business-
gazeta. ru%2F article%2F423157
67. Костюченко Е. Журналистка «Новой газеты» рассказала о том, как под видом тренингов личностного роста скрываются секты // snob.ru [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: https://snob.ru/news/177107/



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ