Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институционализация социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг в Алтайском крае

Работа №89864

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы128 с.
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические и методические основания исследования социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг 13
1.1. Институциональные условия существования рынка труда и
образовательных услуг 13
1.2. Социальные механизмы взаимодействия рынка труда и
образовательных услуг 22
1.3. Методика исследования востребованности выпускников на рынке
труда Алтайского края 33
Глава II. Анализ востребованности выпускников как результата социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг 54
2.1.Результаты эмпирического исследования востребованности выпускников на рынке труда Алтайского края 54
2.2.Оптимизация социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг в Алтайском крае 84
Заключение 92
Список литературы 98
Приложение 1. Реестр заинтересованных сторон. Список лиц - участников проектной команды 108
Приложение 2. Описание укрупненных процессов проекта 110
Приложение 3. Составление и предоставление структурированного
календарного плана 113
Приложение 4. Инструментарий экспертного опроса крупных предприятий г. Барнаула 115
Приложение 5. Инструментарий социологического опроса выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений Алтайского края 117


Работа подготовлена в рамках командного выполнения Администрации г. Барнаула по теме «Востребованность выпускников на рынке труда г. Барнаула: проблемы и перспективы», руководитель проекта - А. И. Попова, студентка группы 1071М по направлению подготовки 39.04.01 Социология, профиль «Социология управления» (Приложение 1, 2, 3).
В реализации проектной части государственного задания принимали участие следующие студенты и аспиранты факультета социологии:
Акчинова Руслана Сергеевна, студентка группы 1054 по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью;
Воеводина Земфира Эдуардовна, студентка группы 1071М по направлению подготовки 39.04.01 Социология, профиль «Социология управления»;
Гекман Яна Сергеевна, студентка группы 1071М по направлению подготовки 39.04.01 Социология, профиль «Социология управления»;
Гоношилова Татьяна Олеговна, студентка группы 1071М по направлению подготовки 39.04.01 Социология, профиль «Социология управления»;
Казачек Алена Сергеевна, студентка группы 1071М по направлению подготовки 39.04.01 Социология, профиль «Социология управления»;
Конушева Солунай, Евгеньевна, студентка группы 1054 по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью;
Перепелкина Ксения Владимировна, студентка группы 1071М по направлению подготовки 39.04.01 Социология, профиль «Социология управления»;
Попова Анастасия Игоревна, студентка группы 1071М по направлению подготовки 39.04.01 Социология, профиль «Социология управления»;
Савченко Александра Сергеевна, студентка группы 1071М по направлению подготовки 39.04.01 Социология, профиль «Социология управления».
Результаты проведенных исследований представлены в выпускных квалификационных работах студентов, принимающих участие в реализации гранта:
Акчинова Руслана Сергеевна, студентка группы 1054 по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью;
Конушева Солунай, Евгеньевна, студентка группы 1054 по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью;
Попова Анастасия Игоревна, студентка группы 1071М по направлению подготовки 39.04.01 Социология, профиль «Социология управления».
Актуальность темы исследования
Для экономического и социального роста государства ключевое значение имеют развитие человеческих ресурсов и подготовка квалифицированных кадров. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, социальной мобильности. Продолжительное время в России наблюдается противоречие между потребностями рынка труда в кадрах и их производством. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости. Одним из основных механизмов решения этой проблемы является эффективное социальное взаимодействие системы профессионального образования и рынка труда.
Требуются новые механизмы взаимодействия социально-экономической сферы общества, в связи с тем, что сложившаяся ситуация имеет долговременный характер. Возникшие противоречия между динамично изменяющимися потребностями общества в специалистах и рынком образовательных услуг носят объективный характер, так как для изменения образовательных программ с учетом требований работодателей необходимо определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать образовательные потребности своих абитуриентов.
Установка на получение высшего образования стала повсеместной нормой, при этом люди часто готовы платить за оказываемую образовательную услугу. Профессиональное самоопределение молодежи во многом зависит от сложившихся стереотипов о престижности и востребованности отдельных профессий и не всегда соответствует потребностям рынка труда. Назрела необходимость совершенствования региональной кадровой политики, направленной на улучшение качества профессионального образования, повышение эффективности воспроизводства и использования потенциала молодых специалистов.
Все это указывает на актуальность изучения институтов и механизмов взаимоотношений рынка труда и системы профессионального образования.
Степень научной разработанности
Разработка концепции изучения социального механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в обусловила обращение к широкому спектру работ. К настоящему моменту в социологии, экономике, социологии управления и социологии труда накоплен значительный опыт, полученный в ходе теоретических и эмпирических исследований.
В основу изучения понятий «рынок», «рынок труда» легли труды социальных мыслителей и экономистов Аристотеля, П. Бурдье, Г. Зиммеля, К. Маркса, А. Маршалла, Т. Парсонса, Платона, А. Смита, Ш. Фурье. Как социально-экономическая категория понятие «рынок» представлено в работах Л. Абалкина, А. Булатова, А. Ермишина, В.Зарубина, Г. Зимина, И. Золина, Н. Зоткина, В. Камаева, А. Кашепова, С.Михневой, И. Савина, В. Радаева, Ж. Тощенко, В. Тумалева, В. Ядова и др.
Специфика изменений структуры спроса на рынке труда современной России исследуются в трудах С. Белозеровой, В. Гимпельсона, Р. Нижегородцева, В. Плакси, А. Попова, И. Соболевой. Проблема востребованности молодых специалистов на рынке труда современной России освещается в трудах Е.Авраамовой, А. Кочетова, А. Овсянникова, Я. Рощиной, Л. Чижовой, В. Чупрова, В. Шуваловой.
Общие проблемы становления и развития рынка образовательных услуг в России исследуются Е. Геворкян, М. Лукашенко, В. Щетининым. Проблемы состояния современного образования отразились в исследованиях Е. Добреньковой, Г. Зборовского, М. Красильниковой, М. Ниязовой, Н. Панковой,
A. Панкрухина, С. Фуллер и др.
Изучению вопроса формирования кадрового потенциала с позиции оценки качества образования и других критериев посвящены работы М.Воскобойниковой, О. Крухмалевой, Н. Литвиновой, П. Малышевой, С.Мамонтова, В. Марковой, А. Попова, М. Потеева, Т. Старостиной,
B. Шереметовой и др.
Социально-экономические проблемы взаимодействия рынков труда и образовательных услуг рассмотрены в работах Г. Винстона, Т. Заславской, Г. Зборовского, А. Котляра, М. Красильниковой, Э. Ливни, Л.Полищук, Н.Сорокина, Е. Строгецкой, С. Филоновича, К. Фурсова, Г.Чередниченко,
C. Шишкина и др.
Механизмы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, диверсификация их отношений, условия сотрудничества работодателей и ожидания выпускников подробно рассмотрены в исследованиях В. Гимпельсона, Л. Ниязовой, Ю. Савенковой, А. Советкиной, Т. Ясоновой. Специфика рынка труда молодых специалистов и деятельность службы занятости по его регулированию анализируется в работах А. Швакова.
Из вышеизложенного следует, что проблема взаимоотношений рынка образовательных услуг и рынка труда имеет важное значение в теории и практике современной социологии и требует серьезного научного анализа. Вместе с тем, несмотря на возросший в последнее время интерес к рынку труда, большинство исследований не дает комплексной оценки некоторых его аспектов. В изучении данного вопроса интерес ученых и практиков направлен, в основном, на экономические законы формирования и развития рынка труда, а также проблему их применения на практике. Теоретико-методологические вопросы, особенно социально-управленческого характера, разработаны недостаточно.
Объект исследования: социальный механизм взаимодействия рынка труда и образовательных услуг.
Предмет исследования: институционализация социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг.
Цель исследования: исследование образовательных стратегий и востребованности на рынке труда молодых специалистов Алтайского края.
Задачи исследования:
1 .Рассмотреть институциональные условия существования рынка труда и образовательных услуг;
2. Изучить социальные механизмы взаимодействия рынка труда и образовательных услуг;
3. Разработать методику исследования востребованности выпускников на рынке труда Алтайского края;
4. Охарактеризовать положение молодых специалистов на рынке труда Алтайского края;
5. Разработать меры по оптимизации социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг в Алтайском крае.
Гипотезы исследования:
1. Вероятнее всего, наиболее важными теоретико¬методологическими основаниями при изучении институциональных условий существования рынка труда и образовательных услуг являются институциональный и структурно-функциональный подходы.
2. Роль социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг наиболее акцентирована в теоретических работах М.Вебера и П.А. Сорокина.
3. Методика исследования востребованности выпускников на рынке труда Алтайского края основана на анкетном опросе выпускников ВУЗов и ССУЗов, а также экспертном опросе представителей крупных компаний-работодателей, позволяющая оценить роль занятости молодых специалистов во взаимодействии рынка труда и образовательных услуг.
4. Успешное трудоустройство молодых специалистов по полученной специальности, вероятнее всего, зависит от соответствия уровня профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым работодателями на современном рынке труда Алтайского края.
5. Оптимизация социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг возможна только посредством объединенных усилий всех уровней государственной власти, работодателей и образовательных организаций.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по социологии, экономике и социологии управления, социологии труда и занятости, в которых раскрываются такие понятия, как «управление», «образовательная услуга», «рынок образовательных услуг», «рынок труда», «конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования», и исследуется проблема занятости молодых специалистов на рынке труда.
В основу магистерской диссертации положен институциональный подход М. Вебера, без которого рассмотрение рынка образовательных услуг и рынка труда как сложных социально-экономических систем было бы невозможно.
Сложность структур рынка образовательных услуг и рынка труда обусловливает необходимость использования в данном исследовании метода структурно-функционального анализа Т. Парсонса и Р.Мертона.
Общеизвестно, что в условиях рыночной экономики доминирует принцип «естественного отбора», следовательно, достижение цели исследования было бы невозможным без использования эволюционного подхода Г.Спенсера.
Использование функционального подхода Э.Дюркгейма обусловлено необходимостью выявления устойчивых социально-экономических взаимосвязей между рынком образовательных услуг и рынком труда.
Для понимания основных механизмов функционирования современных организаций и способов пополнения ими кадрового резерва, необходимо использование управленческой теории систем А.В. Этциони.
Раскрытие содержания понятий «рынок труда», «занятость», «безработица» представляется возможным в контексте теории занятости М. Бейли, Д. Гордона и теории гибкого рынка труда Г. Стендинга и Р. Бауе.
Применение данных подходов позволяет наиболее полно и всесторонне изучить управленческие аспекты взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в современных условиях.
Эмпирическая база исследования включает:
Крупные предприятия-работодатели г. Барнаула (32 объекта), студенты выпускных курсов ВУЗов и ССУЗов Алтайского края (n=1420).
Методы теоретического исследования:
Анализ литературных источников, классификация, систематизация.
Методы сбора и обработки информации:
Индивидуальное раздаточное анкетирование, экспертный опрос, анализ документов, методы математико-статистической обработки данных (программа SPSS и Excel).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Важными подходами при изучении институциональных условий существования рынка труда и образовательных услуг являются институциональный подход, в рамках которого исследуемые рынки рассматриваются как элементы общественных отношений, взаимодействующие с другими ее элементами, а также структурно-функциональный подход, в рамках которого исследуемые рынки рассматриваются с позиции их роли и влияния на социальные процессы.
2. При изучении социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг необходимо опираться на теоретические работы М. Вебера и П.А. Сорокина.
3. В качестве методики исследования востребованности выпускников на рынке труда Алтайского края выбраны метод анкетного опроса выпускников ВУЗов и ССУЗов, позволяющий оценить профессиональные установки молодых специалистов, а также метод экспертных интервью, позволяющий оценить перспективы развития рынка труда в Алтайском крае.
4. Успешное трудоустройство молодых специалистов по полученной специальности зависит от соответствия уровня профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым работодателями на современном рынке труда Алтайского края.
5. Оптимизация социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг предполагает: налаживание более тесных связей между образовательными организациями и компаниями-работодателями, интеграция работодателей в образовательный процесс, пересмотр образовательных программ в пользу более востребованных на рынке труда направлений подготовки, проведение ярмарок вакансий, введение системы обязательного распределения выпускников, расширение практики наставничества и адаптации молодых специалистов. Разработка адресных программ государственной поддержки, повышение уровня информированности выпускников о состоянии рынка труда, формирование у студентов старших курсов навыков поиска работы.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в углублении и расширении знаний о социальном механизме взаимодействия рынка труда и образовательных услуг. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки мер по улучшению
положения молодых специалистов на рынке труда, оптимизации
взаимодействия рынка труда и образовательных услуг.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Рассмотрены теоретико-методологические подходы -
институциональный и структурно-функциональный с позиции институциональных условий существования рынка труда и образовательных услуг.
2. Изучены теоретические работы М. Вебера и П.А. Сорокина с позиции регулирования социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг.
3. Разработана методика исследования востребованности выпускников на рынке труда Алтайского края, впервые проведен сравнительный анализ профессиональных установок студентов старших курсов высших и средний профессиональных образовательных учреждений.
4. Охарактеризовано положение молодых специалистов на рынке труда Алтайского края.
5. Разработаны меры по улучшению положения молодых специалистов на рынке труда Алтайского края.
Апробация результатов исследования:
Результаты и выводы диссертационного исследования представлялись в виде докладов и тезисов на следующих научных мероприятиях:
1. XIX городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (Барнаул, 2017).
2. Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования (Барнаул, 2018).
3. XX городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (Барнаул, 2018).
4. I Международный научный форум «Интеграционные процессы в этнокультурной сфере» (Барнаул, 2018).
5. I Региональная научно-практическая конференция «Социальная интеграция и развитие этнокультур в региональном социуме» (Барнаул, 2018).
6. Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования (Барнаул, 2017).
Материалы исследования изложены в следующих публикациях автора:
1. Попова, А.И. Высшее образование и рынок труда: проблемы
институционального взаимодействия / А.И. Попова // Сборник научных статей международной конференции. “Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники” - 2018 [Электронный ресурс] / АлтГУ ; отв. ред. Е.Д.Родионов. - Электрон. текст. дан. (250 Мб). - Барнаул: ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", 2018. - 1 электрон. опт. диск (DVD).
2. Попова, А.И. Востребованность выпускников ВУЗов на рынке труда г. Барнаула: проблемы и перспективы / А.И. Попова // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов региональной научной конференции / отв.ред. С.Г. Максимова. - Вып. 6. - Ч. 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2018. - С. 355 - 358.
Структура и объем магистерской диссертации:
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, определяется объект, предмет и цель исследования. В первой главе представлены теоретико-методологические и методические основания изучения институционализации социального механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг. Во второй главе анализируется положение молодых специалистов на рынке труда, приведены результаты эмпирического исследования. В заключении обозначены основные выводы по всей работе. Основное содержание работы изложено на 97 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Взаимодействие рынка труда и образовательных услуг имеет ключевое значение для экономического и социального развития государства. Рынок труда и рынок образовательных услуг в современных социальных и экономических процессах занимают особое положение, поскольку обеспечивают все сферы материального и нематериального производства рабочей силой, наделенной определенными компетенциями. Механизм взаимодействия рынков представляет собой совокупность форм, методов и инструментов связей в процессах приспособления действий субъектов каждого рынка к требованиям и условиям функционирования другого. Одним из показателей эффективности взаимодействия рынка труда и образовательных услуг является уровень востребованности молодых специалистов на рынке труда, так как именно они являются залогом экономического развития.
В мае 2018 - феврале 2019 года было организовано социологическое исследование, направленное на изучение востребованности выпускников на рынке труда Алтайского края. В ходе исследования проведена серия экспертных интервью, в которых приняли участие представители крупных предприятий г. Барнаула, предоставляющие рабочие места выпускникам ВУЗов и ССУЗов, а так же представители центров трудоустройства и занятости ВУЗов г. Барнаула.
В интервью приняли участие представители отобранных предприятий, имеющие сотрудников в подчинении. Всего опрошено 32 эксперта, из них 27 экспертов от предприятий разных отраслей экономики г. Барнаула и 5 экспертов из центров трудоустройства и занятости при ВУЗах.
В рамках социологического исследования был проведен анкетный опрос студентов выпускных курсов высших и средних профессиональных государственных учебных заведений г. Барнаула. Всего в опросе приняли участие 1420 респондентов, из них 35,7% мужчин и 64,3% женщин, в возрасте от 18 до 25 лет. В общей совокупности опрошенных 59,2% молодых специалистов, обучающихся в учреждениях высшего профессионального 92
образования и 40,8% молодых специалистов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
По итогам экспертного опроса представителей предприятий и анкетного опроса студентов выпускных курсов получены следующие результаты:
1. В целом, представители предприятий промышленного сектора, аграрного сектора, образовательных организаций и сферы услуг отмечают, что экономическая ситуация в Алтайском крае нестабильна, по причине спада промышленного производства, вследствие развития в регионе туристического направления и сферы услуг. Большинство молодых специалистов оценивают Алтайский край как слаборазвитый и неблагополучный регион.
2. Среди наиболее актуальных проблем для г. Барнаула эксперты выделяют: низкий уровень заработных плат, сокращение и недостаток рабочих мест, трудоустройство молодежи, избыток торговых площадей и качество дорог, разрастание бюрократического аппарата. Немаловажными также являются вопросы роста тарифов на коммунальные услуги, качества работы управляющих компаний, сокращения и недостатка градообразующих предприятий, нерационально развивающейся инфраструктуры, недостатка учреждений детского и молодежного досуга, миграции населения и экологической обстановки. Экспертные оценки подтверждаются мнением респондентов. В представлении выпускников, проблему для города представляют: коррупция, кумовство во власти и произвол чиновников, безработица, неразвитость рынка труда, отсутствие перспектив для молодежи, низкое качество здравоохранения и отсутствие спроса на квалифицированные кадры.
3. Молодые специалисты скорее не очень удовлетворены своим материальным положением и возможностью трудоустройства. Не вызывает особого беспокойства у респондентов их личная безопасность, жизнь в целом в настоящее время, уровень образования, личное здоровье, жилищные условия. Молодые специалисты полностью удовлетворены своим семейным положением, количеством и качеством услуг, учреждений, мероприятий для досуга молодежи.
4. По мнению экспертов наиболее востребованными на рынке труда г. Барнаула являются профессии в промышленной отрасли (сварщики, технологи, токари, станочники, фрезеровщики, строители и т.д.), в сфере торговли (менеджеры, продавцы), в сфере услуг, IT - технологий, экономики и управления, в сфере здравоохранения, образования и сельского хозяйства. По мнению выпускников ВУЗов и ССУЗов в настоящее время наиболее востребованными являются профессии врача, учителя, специалиста IT- технологий, строителя/монтажника и инженера. Некоторые респонденты в дополнение отмечают, что в настоящее время востребована профессия автомеханика, журналиста, логиста, парикмахера, психолога, сварщика, сотрудника полиции и тракториста. Респонденты из средних специальных учебных заведений склоняются в сторону «рабочих» профессий, респонденты из высших учебных заведений склоняются к представителям высококвалифицированного труда.
5. К факторам, влияющим на уровень безработицы молодых специалистов, эксперты относят: поведение молодых специалистов на рынке труда, стратегию поиска сотрудников работодателями и деятельность образовательных организаций. Подавляющее большинство опрошенных выпускников считает, что отсутствие желания работодателей брать в штат сотрудников без опыта является главной причиной безработицы среди молодых специалистов. Эксперты связывают это с большими временными и экономическими затратами на обучение нового сотрудника, которые не желают нести работодатели.
6. По мнению экспертов у выпускников часто наблюдаются завышенные ожидания относительно заработной платы, высокий уровень которой могут обеспечить далеко не все работодатели. Ожидаемый уровень заработной платы от будущего места работы у молодых людей, чаще всего, находится в диапазоне от 16 до 30 тысяч рублей. Выпускники ССУЗов готовы после окончания учебного заведения трудиться за 16 - 20 тысяч рублей. Выпускники ВУЗов оценивают свой труд чуть выше и хотели бы получать 21 - 25 тысяч рублей.
7. При выборе будущего места работы молодые специалисты чаще всего обращают внимание на высокий уровень заработной платы, стабильное положение самой организации на рынке и возможность для самореализации. Различий в оценках данного вопроса у двух групп опрошенных не обнаружено.
8. По мнению экспертов, самыми распространенными мерами поддержки молодых специалистов являются: система наставничества и стажировок, производственная практика для студентов, надбавки к заработной плате, возможность участия в государственных программах поддержки, сотрудничество с Центом занятости населения г. Барнаула, активное привлечение к творческой деятельности.
9. К соискателям чаще всего предъявляются следующие требования:
наличие высшего образования, необходимый для той или иной должности уровень знаний, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, исполнительность, целеустремленность, желание развиваться,
дисциплинированность.
10. Большинство молодых специалистов видят соответствие своей подготовки требованиям работодателей и профессиональной компетенции на среднем уровне. При этом молодые люди уверены, что их знаний и умений достаточно для успешной реализации трудового потенциала, подтверждая мнение экспертов.
11. Эксперты сходятся во мнении, что основной причиной миграции молодых специалистов за пределы Алтайского края является его неблагополучное экономическое положение, которое проявляется в низком уровне заработных плат, отсутствии достойных предложений на бирже труда, в отсутствии перспектив для карьерного роста, неблагоприятных условиях труда и жизни. Это подтверждают данные анкетного опроса. Также желание молодых людей переехать эксперты связывают с их амбициями экономического и социального характера, которые в крае реализовать сложно.
12. Чуть более трети опрошенных студентов выпускных курсов не планируют менять место жительства после окончания учебного заведения. Каждый пятый респондент планирует переехать в другой регион России. Почти для четверти опрошенных не столько важно место миграции, сколько сам факт смены места жительства. Планирующие сменить место жительства связывают это с экономическими факторами, однако более половины молодых специалистов оценивают свое материальное положение на среднем уровне. Наиболее перспективными для переезда являются Дальний Восток, Ханты- Мансийский Автономный Округ, Новосибирская область, Ленинградская и Московская область. Желающие переехать в другую страну указывают на наиболее благополучные государства: США, страны Евросоюза, Китай и Японию.
13. Трудоустройство молодых специалистов по полученной специальности зависит, во-первых, от того, насколько их подготовка позволяет реализовать трудовой потенциал и соответствует требованиям, предъявляемым работодателями и актуальности проблемы качества предоставляемых образовательных услуг.
На основе результатов социологического исследования для улучшения положения молодых специалистов на рынке труда Алтайского края даны следующие рекомендации:
1. Наладить более тесные связи между образовательными организациями и компаниями - работодателями (расширение баз практик, использование целевого обучения);
2. Интегрировать работодателей в образовательный процесс (проведение встреч представителей профильных компаний со студентами, организация базовых кафедр для подготовки необходимых предприятиям специалистов);
3. Пересмотреть образовательные программы в пользу более востребованных на рынке труда направлений подготовки;
4. Регулярно проводить ярмарки вакансий с участием учебных заведений, работодателей и обучающихся;
5. Ввести систему обязательного распределения выпускников профессиональных образовательных организаций на государственные предприятия;
6. Расширить практики наставничества и адаптации молодых
специалистов на рабочем месте;
7. Разработать адресные программы государственной поддержки выпускников высших и средних профессиональных организаций;
8. Повысить уровень информированности студентов старших курсов об имеющихся вакансиях, прогнозах развития рынка труда.
9. Сформировать у студентов старших курсов навыки составления резюме, умения себя презентовать, информировать о существующих стратегиях поиска работы.
Таким образом, все поставленные в работе задачи были решены, в ходе исследования были доказаны гипотезы и достигнута цель исследования.



1. Абрамов, Р.А., Пронина, И.В., Халатенкова, Е.Ю. Повышение
профессиональной востребованности выпускников ВУЗов // Образование и наука. 2016. №10 (139). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/povyshenie-
professionalnoy-vostrebovannosti-vypusknikov-vuzov (дата обращения:
13.05.2019).
2. Абрамова, Е.Г., Борщ В.В. Показатели востребованности выпускников на рынке труда // Высшее образование в России. 2010. №11. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pokazateli-vostrebovannosti-vypusknikov-na-rynke- truda (дата обращения: 06.04.2019).
3. Адамчук, В. К., Романов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ, 2005.
4. Ашин, Г.К. Проблемы элитного образования в зарубежной
социологии // Социс.- 2005. - №2.
5. Белокрылова, О. С. Экономика труда : конспект лекций / О. С. Белокрылова, Е. В. Михалкина. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 224 с.
6. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе // «Молодой учёный. - 2001. - №13 (72). - С. 166.
7. Боговиз, А.В., Бушмин, И.А., Оскорбин, Н.М., Панюкова, А.Б.
Методика и программный комплекс прогнозирования востребованности выпускников высшего профессионального образования // Известия АлтГУ. 2012. №1-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodika-i-programmnyy-
kompleks-prognozirovaniya-vostrebovannosti-vypusknikov-vysshego- professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.06.2019).
8. Буланова, В. С. Рынок труда / В. С. Буланова, Н. А. Волгина. - 3-е изд. - М. : Экзамен, 2007. - 479 с.
9. Бурделова, Т.Н. и др. Бренд и экономическая устойчивость ВУЗа. - М., 2012.
10. Васина, Е.В. Занятость и рынок труда: взаимосвязь понятий / Е.В. Васина // Журнал правовых и экономических исследований. — 2011. — №2. — С. 103-105.
11. Вебер, М. Основные понятия стратификации // Социс. - 1994. - №5.
12. Вебер, М. Основные социологические понятия // Социологическое обозрение . - 2008. - №2. - С. 89-127.
13. Восканян, Э.С. Карьера социолога: проблемы трудоустройства //
Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kariera-sotsiologa-problemy-trudoustroystva (дата
обращения: 25.07.2018).
14. Гидденс, Э. Социология. Учебник, — 2-е издание, выпол. по 4-му англ. изд., доп. и перераб. — М.: Эдиториал УРСС, 2005. — 632 с.
15. Гневашева, Т.В. Перспективы трудоустройства выпускников
учебных заведений среднего профессионального образования (результаты социологического анализа ожиданий студентов) // Вестник ЧелГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-trudoustroystva-vypusknikov-
Uchebnyh-zavedeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-rezUltaty- sotsiologicheskogo (дата обращения: 16.03.2019).
16. Голенкова, З. Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социс. - 1998. - №10.
17. Гударенко, Ю.А. Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-kak-sotsialnyy-institut-v- sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 19.06.2018).
18. Гуртов, В.А., Серова, Л.М., Степусь, И.С., Федорова, Е.А., Мороз, Д.М. Развитие системы мониторинга трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- sistemy-monitoringa-trudoustroystva-vypusknikov (дата обращения: 26.08.2018).
19. Давыдова, Е. А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России / Е. А. Давыдова // Экономика образования. - 2004. - № 5. - С. 25-26.
20. Дикусарова, М. Ю., Данильчук С. В., Перевалова К. В. Специфика молодежного рынка труда Приморского края // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 152-154. — URL https://moluch.ru/archive/139/39202/ (дата обращения: 18.05.2019).
21. Дмитренко, В.А., Лурья, Н.А Образование как социальный институт. (Тенденции и перспективы развития). . - ч. 1 изд. - Красноярск : 2001. - с. 1
22. Дмитриева, Н. В. Рыночный механизм взаимодействия рынка
образовательных услуг ВУЗов и рынка труда // Сервис в России и за рубежом. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynochnyy-mehanizm-
vzaimodeystviya-rynka-obrazovatelnyh-uslug-vuzov-i-rynka-truda (дата обращения: 05.06.2019).
23. Дюркгейм, Э.Д. Социология образования / Э.Д. Дюркгейм. - Москва : Директ-Медиа, 2007. - 115 с. - ISBN 978-5-94865-944-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26510(31.05.2019).
24. Ендовицкий, Д.А. Востребованность выпускников ВУЗов на рынке
труда // Высшее образование в России. 2010. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vostrebovannost-vypusknikov-vuzov-na-rynke-truda (дата обращения: 10.05.2019).
25. Ендовицкий, Д.А., Титов, В.Т. Компетенции и востребованность
выпускника: кто нужен работодателю? // Высшее образование в России. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-i-vostrebovannost-
vypusknika-kto-nuzhen-rabotodatelyu (дата обращения: 05.06.2019).
26. Завьялова, К. А. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / К. А. Завьялова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 17-21.
Т1. Захарчук, Л.А. Экономика образовательного учреждения //2-е изд. -
М., 2011.
28. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. - 2000. - № 6.
29. Илясов, Е.П. Взаимодействие ВУЗов и работодателей в условиях
развития рыночных отношений в экономике и проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2008. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-vuzov-i-rabotodateley-v-usloviyah- razvitiya-rynochnyh-otnosheniy-v-ekonomike-i-problema-trudoustroystva- vypusknikov (дата обращения: 05.06.2019).
30. Илясов, Е.П. Трудоустройство и занятость выпускников ВУЗов:
система содействия // Высшее образование в России. 2005. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-i-zanyatost-vypusknikov-vuzov- sistema-sodeystviya (дата обращения: 26.01.2019).
31. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для ВУЗов. Ответственный редактор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2006. — 576 с.
32. Капичникова, И.Ю., Никитина, Е.А. Востребованность, трудоустро
йство и сопровождение профессиональной карьеры выпускников // Magister Dixit. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostrebovannost-
trudoustroystvo-i-soprovozhdenie-professionalnoy-kariery-vypusknikov (дата
обращения: 25.06.2018).
33. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. - М. : ЭКСМО, 2007. - 153 с.
34. Кехян, М.Г. Востребованность выпускников высших учебных
заведений на региональном рынке труда // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. №4 (53).
URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vostrebovannost-vypusknikov-vysshih-
uchebnyh-zavedeniy-na-regionalnom-rynke-truda (дата обращения: 05.04.2019).
35. Кибанов, А. Я. Экономика и социология труда / А. Я. Кибанов. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 592 с.
36. Кирдина, С. Г. Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы//Журнал социологии и социальной антропологии. - 2001. - Т. 4. №1.
37. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы - научная монография - 1999 г. - Социум - 351 с.
38. Коган Л.Н. Социология культуры : Учеб. пособие / Л. Н. Коган. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. — 120 с.
39. Колтунова, Ю.И. Трудности трудоустройства и профессиональной
адаптации выпускников ВУЗов // Вестник челгу. 2014. №24 (353). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/trudnosti-trudoustroystva-i-professionalnoy- adaptatsii-vypusknikov-vuzov (дата обращения: 01.06.2018).
40. Кравченко, А. И. Социология : учебник для ВУЗов / А. И. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2011. — 523 с.
41. Крыжанова, Л.С. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг для обеспечения сбалансированности национального рынка труда // Вестник КРСУ. - 2018. - Т. 18. №3. - С. 14 - 18.
42. Кузьмина, Е.Е. Маркетинг образовательных услуг. - М., 2012.
43. Кутасова Т. Л., Королева К. Образование как социальный институт
// Теория и практика общественного развития. 2005. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obrazovanie-kak-sotsialnyy-institut (дата
обращения: 17.09.2018).
44. Куцев, Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики / Г. Ф. Куцев // Педагогика. - 2004. - № 3. - С. 12-23.
45. Лапшин, В.Ю., Лапшина, И.М. Рынок образовательных услуг:
природа дисбаланса и необходимость трансформации государственного механизма управления // Вестник ТГУ. 2013. №5 (121). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rynok-obrazovatelnyh-uslug-priroda-disbalansa-i-
neobhodimost-transformatsii-gosudarstvennogo-mehanizma-upravleniya (дата
обращения: 10.03.2019).
46. Лукьянова, В.В. Многоплановость понятия рынка труда как составляющая его регулирования/В.В. Лукьянова // Основы экономики, управления и права. — 2013. — №5 (11). — С. 82-86.
47. Магера, И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // СЭПТП. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-molodezhnoy- zanyatosti-i-bezrabotitsy-v-kontekste-nesootvetstviya-rynka-obrazovatelnyh-uslug-i- rynka-truda (дата обращения: 30.01.2019).
48. Михнева, С. Г. Теория и методология системно-эволюционного исследования рынка труда / С. Г. Михнева. - М. : Высшая школа, 2002. - 344 с.
49. Морозова, И. А. Проблемы рынка образовательных услуг / И. А. Морозова // Современная экономика : проблемы и решения. - 2010. - № 7. - С. 26-31.
50. Мухаметзянова Ф. Ш., Мухаметзянова Ф. Г., Гильманов А. З.
Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника ВУЗа на современном рынке труда // КПЖ. 2013. №6 (101). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/indikatory-kachestva-professionalnoy-podgotovki- vypusknika-vuza-na-sovremennom-rynke-truda (дата обращения: 08.09.2018).
51. Нечаев, В.Я. Социология образования. Курс лекций.. - ч. 1 изд. - М. : 1998. - С. 105 - 106.
52. Одегов, Ю.Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). Учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Н.К. Лунева. — М.: Альфа-Пресс, 2007. — 900 с.
53. Олегов, Ю.Г., Абдурахманов К. Х. Рынок труда и политика занятости // Известия Академии труда и занятости. - 2009. - №1-2.
54. Полоневич, Т. Б. Адаптация выпускника ВУЗа к условиям рынка труда : проблема конкурентоспособности / Т. Б. Полоневич // Социология. - 2011. - № 2. - С. 105-112.
55. Пропп, О. В. Влияние состояния экономики региона на развитие регионального рынка труда специалистов / О. В. Пропп // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 4, № 12. - С. 156-158.
56. Пугач, В.Ф., Федорова, Е.А. Трудоустройство выпускников
российских ВУЗов (статистико-социологический анализ) // Высшее образование в России. 2011. №10. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-vypusknikov-rossiyskih-vuzov- statistiko-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 01.06.2019).
57. Радаев, В. В. Новый институциональный подход // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - Т. 4. № 3.
58. Радаев, В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход. Препринт WP4/2006/07. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 48 с.
59. Рейтинг востребованных профессий на регистрируемом рынке труда Алтайского края по итогам 1 кв. 2018 года. URL: https://www.altairegion22.ru/territory/altnumber/reyting-vostrebovannykh-professiy- 1-kv-2018.php.
60. Рейтинг востребованных профессий на регистрируемом рынке труда Алтайского края по итогам 4 квартала 2018 года. URL: https://portal.aksp.ru/content/рейтинг_востребованных_профессий_на_регистрир уемом_рынке_труда_алтайского_края.
61. Рикардо, Д. Начало политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. - М. : ЭКСМО, 2007. -960 с.
62. Рофе, А.И. Экономика труда
Учебник для ВУЗов / А.И. Рофе. — М.: Кнорус, 2010. — 400 с.
63. Рынок труда: Учебник / под ред В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. - М.: Экзамен, 2010. - 479 с.
64. Синиченко, О.А. Особенности формирования мониторинга
востребованности выпускников ВУЗов // ИВД. 2011. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-monitoringa- vostrebovannosti-vypusknikov-vuzov (дата обращения: 05.06.2019).
65. Синютин, М.В.Институциональный подход в экономической социологии СПб.: Изд-во НИИХ С-Петербургского университета, 2008. - 313 с.
66. Синявская, О. В. Основные факторы воспроизводства человеческого капитала // Экономическая социология. - 2001. - Т.2 №1.
67. Система современных обществ/Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 2003.-270 с.
68. Скаржинская, Е. М. Рынок образовательных услуг и его экономические субъекты / Е. М. Скаржинская,В. В. Чекмарев // Экономика образования. - 1999. - № 2. - С. 57-61.
69. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М. : ЭКСМО, 2016. - 960с.
70. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. ь— М.: Эксмо, 2017. — 1056 с.
71. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992.
72. Сорочайкин, А.Н. К построению общей теорией управления персоналом / А.Н. Сорочайкин, В.М. Цлаф // Вестник Самарского государственного университета. — 2012. — №1 (92). — с. 98-107.
73. Социально-экономическое положение Алтайского края. Январь- апрель 2018 года. Стат. Докл./ Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - Б., 2018. - 148 с.
74. Социология. Основы общей теории: Учебник для ВУЗов / РАН- МГУ им. М.В. Ломоносова; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2008.
75. Сухочев, В.И. Востребованность выпускников как критерий
качества образовательной услуги // Вестник ТГУ. 2008. №11. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vostrebovannost-vypusknikov-kak-kriteriy- kachestva-obrazovatelnoy-uslugi (дата обращения: 07.08.2018).
76. Сэй, Ж.Б. Трактат по политической экономии / Ж.Б. Сэй. - Москва :
Директ-Медиа, 2007. - 67 с. ; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http:ZZbiblioclub.ru/index.php?page=book&id=26847 (05.06.2019).
77. Сюлькова, Н.В. и др. Экспорт образовательных услуг. - М., 2011.
78. Теличева, Е. Г. Формирование рынка труда как социального института в условиях трансформирующегося российского общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03, 22.00.04. - Хабаровск, 2003. - 183 с.
79. Торстейн, В. Теория праздного класса: экономическое исследование
институций. — Перевод с английского. Вступительная статья кандидата экономических наук С. Г. Сорокиной. Общая редакция доктора экономических наук В. В. Мотылёва. — М., 2005. // Электронная публикация: Центр
гуманитарных технологий. —
05.10.2012. URL: https:ZZgtmarket.ruZlaboratoryZbasisZ5890Z5892.
80. Филиппова, Д.Г. Механизм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / Д.Г. Филиппова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. - №12(12). - С. 26-39.
81. Фридман, М. Методология позитивной экономической науки / М. Фридман // THESIS. - 1994. - № 4. - C. 20-52.
82. Численность и структура безработных в алтайском крае
по уровню образования 2017 года. URL:
http:ZZakstat.gks.ruZwpsZwcmZconnectZrosstat_tsZakstatZresourcesZ10cd0d804e9b24d59 1 beb3 a638e2bbf1 Zбезработные+по+образованию .html.
83. Шумилов, А.Г. Проблема востребованности выпускника ВУЗа и
пути ее преодоления // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2012. №5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problema-vostrebovannosti-vypusknika-vuza-i-puti- ee-preodoleniya (дата обращения: 05.06.2019).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ