Введение 3
Глава 1. Федеральный государственный экологический надзор как система мер, направленная на улучшение состояния окружающей среды 6
1.1 Понятие о федеральном государственном экологическом надзоре 6
1.2 Государственный орган, осуществляющий федеральный
государственный экологический надзор 9
1.2.1 Деятельность Южно-Сибирского межрегионального управления
Росприроднадзора 18
1.2.2 Структура Южно-Сибирского межрегионального управления
Росприроднадзора 21
Глава 2. Организация федерального государственного экологического надзора 32
2.1 Порядок организации федерального государственного экологического
надзора 32
2.2 Организация федерального государственного экологического надзора
в Южно-Сибирском межрегиональном управлении Росприроднадзора 39
Глава 3. Проведение федерального государственного экологического надзора в Алтайском крае 44
3.1 Анализ данных о проведении федерального государственного
экологического надзора в Алтайском крае 44
3.2 Характеристика выявленных нарушений при проведении
федерального государственного экологического надзора в Алтайском крае ... 50 Заключение 54
Список использованной литературы и источников 57
Приложения 62
Актуальность. Данная тема является актуальной в настоящее время, потому что важным критерием для жизнедеятельности человека, а также животного и растительного мира является качество окружающей среды. Множество промышленных предприятий загрязняют атмосферный воздух, водные объекты, почву в результате выбросов, сбросов, образования отходов производства и потребления. Предприятия наносят огромный ущерб окружающей среде. Выбросы парниковых газов, золы, пыли в дальнейшем приводят к уничтожению растительного покрова, различным заболеваниям у человека. Формируются залежи твердых отходов, происходит эрозия почв, изменение ландшафтов. Промышленные предприятия Алтайского края не являются исключением, так как поставляют в окружающую среду различные поллютанты. Поэтому актуальным является проведение федерального государственного экологического надзора как системы мер, направленной на улучшение состояния окружающей среды. Такие полномочия имеет государственный орган исполнительной власти - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - выявление основных аспектов в организации и проведении федерального государственного экологического надзора в Алтайском крае.
В ходе работы были поставлены следующие задачи (см. ниже).
1. изучить теоретические материалы о федеральном государственном экологическом надзоре как системе мер, направленной на улучшение состояния окружающей среды.
2. рассмотреть систему организации федерального государственного экологического надзора, в том числе в Южно-Сибирском межрегиональном управлении Росприроднадзора.
3. провести анализ данных о проведении федерального государственного
экологического надзора в Алтайском крае (на основании данных, имеющихся в распоряжении Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора) и выявить наиболее часто встречающиеся правонарушения по направлениям контроля.
Объект исследования - федеральный государственный экологический надзор.
Предмет исследования - организация и проведение федерального государственного экологического надзора в Алтайском крае.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования (см. ниже).
1. описательный метод (применялся при обзоре теоретических материалов о федеральном государственном экологическом надзоре и процессе его организации).
2. аналитический метод (использовался при анализе и систематизации данных о проведении федерального государственного экологического надзора в Алтайском крае и выявлении наиболее часто встречающихся правонарушений по направлениям контроля).
3. статистический метод (был необходим при обработке количественных данных о проведенных проверках и результатах проведенных проверок на территории Алтайского края в области федерального государственного экологического надзора).
Практическая значимость. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) может быть применена для изучения выявленных нарушений требований природоохранного законодательства РФ в области федерального государственного экологического надзора по направлениям контроля: надзор за охраной атмосферного воздуха, надзор в области обращения с отходами, надзор за охраной водных объектов, надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор для устранения и недопущения таких нарушений.
Для написания выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) были использованы материалы, собранные в ходе производственной и преддипломной практик: выкопировки из федеральной государственной информационной системы «ПТК Госконтроль» за 2016-2020 гг. (по состоянию на 15.05.2020 г.), положения об отделах Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора.
В ходе выполненной работы мы решили все поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы.
1. федеральный государственный экологический надзор - система мер, направленная на улучшение состояния окружающей среды. Под федеральным государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти , направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды. Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором), который включает в себя 32 территориальных органа. На территории Алтайского края территориальным органом Росприроднадзора является Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора.
2. федеральный государственный экологический надзор проводится территориальными органами Росприроднадзора посредством плановых и внеплановых проверок. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Плановые проверки проводятся по утвержденному плану проведения проверок, а основанием для проведения внеплановых проверок является контроль за исполнением ранее выданного предписания, распоряжение руководителя органа государственного контроля (надзора), обращение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций. При проведении мероприятий по контролю применяется метод риск-ориентированного подхода, который позволяет усилить контроль за хозяйствующими субъектами, чья деятельность значительно влияет на качество окружающей среды и координировать работу федеральных органов исполнительной власти.
3. анализ данных о проведении федерального государственного экологического надзора в Алтайском крае (на основании данных, имеющихся в распоряжении Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора) показал, что в 2016 г. количество проверок превысило количество проверок в 2019 г. примерно в 3 раза. Такие изменения, в том числе, связаны с изменениями в законодательстве Российской Федерации. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 01.01.2016 г. плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся. При утверждении ежегодного плана проведения плановых проверок на каждом из этапов (согласование с центральным аппаратом Росприроднадзора, органами прокуратуры, утверждением Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводного ежегодного плана проведения проверок) количество хозяйствующих субъектов, подлежащих проверкам, сокращается. Большое количество проведенного предлицензионного контроля в 2016 г. связано, прежде всего, с тем, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности стала лицензированной. Хозяйствующими субъектами, планирующими осуществлять данные виды работ, была вызвана необходимость в получении лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности. Количество внеплановых проверок в определенной степени зависит от количества плановых проверок. Так, при меньшем количестве плановых проверок стало выявляться меньше нарушений, что обусловило снижение внеплановых проверок.
Наиболее часто встречающиеся правонарушения по направлениям контроля показали, что нарушения требований природоохранного законодательства связаны с несоблюдение требований федеральных норм и правил. Так, например, в области обращения с отходами, наиболее часто выявляются такие правонарушения, как неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. Например, в области охраны атмосферного воздуха были выявлены такие правонарушения, как нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, отсутствие мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий. За нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации предусмотрена ответственность, как для юридических лиц, так и для должностных лиц.
Таким образом, мы достигли поставленной цели, а именно выявили основные аспекты в организации и проведении федерального государственного экологического надзора в Алтайском крае.
1. Об охране окружающей среды: федеральный закон Российской
Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) / ст. 65 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ivo. garant.ru/#/document/12125350/paragraph/80030/highlight/7%D 1 %84%D 0%B7:1. - Заглавие с экрана.
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) / ст. 26 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //ivo. garant.ru/#/document/12164247/paragraph/192559/doclist/294:0. -
Заглавие с экрана.
3. О федеральном государственном экологическом надзоре:
постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 (ред. от 21.03.2019) / п. 4 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/499094845.- Заглавие с экрана.
4. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 (ред. от 27.07.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/187266/. - Заглавие с экрана.
5. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора: приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191
(ред. от 08.11.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //ivo. garant.ru/#/document/70263226/paragraph/1 /highlight/приказ министерств а природных ресурсов и экологии Российской Федерации Минприроды России от 29 июня 2012 n 191 г:2. - Заглавие с экрана.
Библиографический список
6. Дмитренко, В.П. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / В.П. Дмитриенко, Е.М. Мессинева, А.Г. Фетисов - СПб.: Издательство «Лань», 2019. - 224 с.
7. Силантьева, М. М. Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права : учеб. пособие / М. М. Силантьева, Н. В. Карлова, О. Н. Мироненко. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008. - 340 с.
8. Яцков, И.Б. Экологические основы природопользования: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 224 с.
Электронные ресурсы
9. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/70263226/.- Заглавие с экрана.
10. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://base.garant.ru/71174144/.- Заглавие с экрана.
11. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую
среду [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://ecopromcentr.ru/postanovka-na-uchet-obektov-nvos/.- Заглавие с экрана.
12. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://rpn.gov.ru/.- Заглавие с экрана.
13. ПТО УОНВОС [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://onv.fsrpn.rU/#/public/registry/32-0142-000120-%D0%9F. - Заглавие с экрана.
14. Положение о Южно-Сибирском межрегиональном управлении
Росприроднадзора [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://42.rpn.gov.ru/node?qt-to_2017=1#qt-to_2017. - Заглавие с экрана.
15. Применение риск-ориентированного подхода [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://www.ecotech-
expo.ru/ecotech/press/detail_news.php?ELEMENT_ID=48237. - Заглавие с экрана.
16. Структура Южно-Сибирского межрегионального управления
Росприроднадзора [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://42.rpn.gov.ru/sites/default/files/struktures/struct_yusmu.jpg.- Заглавие с экрана.
17. Схема размещения территориальных органов Росприроднадзора
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://rpn.gov.ru/upload/about_rpn_2020.pdf. - Заглавие с экрана.
18. Территориальные органы Росприроднадзора [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://rpn.gov.ru/about/structure/territory/.- Заглавие с экрана.
19. Устав ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.clati-sfo.ru/about/charter/. - Заглавие с экрана.
20. Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sar-ecoinst.org/. - Заглавие с экрана.
21. Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fcao.ru/. - Заглавие с
экрана.
22. ФБУ «ТОтехмордирекция» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nadzornamore.ru/main/missia/.- Заглавие с экрана.
23. ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.clati-sfo.ru/about/history/.- Заглавие с экрана.
24. ФГБУ «Камчаттехмордирекция» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ktmd.ru/activity.- Заглавие с экрана.
25. Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора
[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://42.rpn.gov.ru/. - Заглавие с
экрана.
Фондовые материалы
26. Положение об отделе государственного геологического, земельного надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования / Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. - Барнаул, 2019. - 8 с.
27. Положение об отделе государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования / Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. - Барнаул, 2019. - 7 с.
28. Положение об отделе государственного экологического надзора по
Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования / Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. - Барнаул, 2019. - 7 с.
29. Положение об отделе разрешительной деятельности по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования / Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. - Барнаул, 2019. - 7 с.
30. Положение о Межрегиональном отделе администрирования платежей Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования / Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. - Барнаул, 2019. - 5 с.
31. Положение о Межрегиональном отделе информационно- аналитического обеспечения и делопроизводства Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования / Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. - Барнаул, 2019. - 6 с.
32. Положение о Межрегиональном отделе кадрового обеспечения, профилактики коррупционных и иных правонарушений Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования / Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. - Барнаул, 2019. - 7 с.
33. Положение о Межрегиональном отделе правового обеспечения Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования / Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. - Барнаул, 2019. - 5 с.
34. Федеральная государственная информационная система «ПТК
Госконтроль» / Южно-Сибирское межрегиональное управление
Росприроднадзора. - Барнаул.