ГЛАВА I. Современные и интерактивные методы в воспитании молодежи 8
1.1 Цели, задачи и современные методы в воспитании молодежи 8
1.2 Интерактивные методы в воспитании молодежи 16
1.3 Интерактивные квесты как форма взаимодействия 19
ГЛАВА II. Особенности разработки путеводителя в форме интерактивного квеста 25
2.1 Функции и задачи путеводителя как вида научно-популярного
Издания 25
2.2 Принципы отбора содержания путеводителя по достопримечательностям
города Барнаула 32
2.3 Методы и средства разработки путеводителя в форме интерактивного
квеста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ИЛЛЮСТРАЦИИ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Культурное наследие - это наше достояние из прошлого: сегодня мы оберегаем его и должны донести этот пример до будущих поколений. Всемирное культурное наследие играет ключевую роль и является отправной точкой отсчёта эволюции общества. Сохранение и познание объектов всемирного наследия - общий долг всех народов мира, независимо от территории, на которой они проживают.
Формирование культурных ценностей, как страны, так и отдельного субъекта или города, является непосредственно педагогической задачей.
Проблема правильного распределения ценностей одинакова для всех людей и, следовательно, наиболее важна. Можно выделить следующие направления в работе по формированию нравственной культуры: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений; организация нравственной среды, организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.
Народные традиции и обычаи, систематизируются народными знаниями об образовании и являются наиболее эффективным средством нравственного обучения. Духовные ценности людей - это невидимые, но мощные объединяющие силы, на основе этих сил основаны гражданский мир и этническая гармония.
Но проблема стоит не в том, что дается мало информации, а в том, что прилагается недостаточно усилий для внедрения новых, инновационных методов по заинтересованности и привлечению молодежи. Ведь особую тревогу вызывает сегодня молодое поколение, которое всё больше удаляется от духовной культуры.
Принцип народности научно обосновал К.Д. Ушинский: «Священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность». Великий педагог - просветитель сумел воплотить в жизнь национальные творческие идеи и святость. Три принципиальные установки К.Д. Ушинского имеют определяющее значение:
1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»;
2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»;
3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». [43]
В работах такого автора как Я.А. Коменский говорится, что визуализация и графическое изложение информации намного лучше способствует запоминанию данных учащимися. Пример этому можно увидеть из взятых источников — это современные путеводители такие как: «Барнаул. Путеводитель» издательства ООО «Мамонтов» [1], «Журнал. Алтай. Справочник-путеводитель» от издательства «Комсомольская правда» [3], картинки в них чередуются с текстом, можно увидеть то, о чем говорится в тексте, что позволит информации лучше усвоиться и запомниться.
Визуальный контент сегодня является одним из наиболее эффективных способов выявления и понимания образов взаимодействия. Мозгу необходимо всего % секунды, чтобы запустить процесс восприятия визуальной информации, а вот для прочтения текста требуется намного больше времени и усилий. В связи с этим необходимо чаще использовать методы визуализации информации во всех областях человеческой деятельности. [45]
По мнению известного испанского профессора Х. Коста (Joan Costa), - «визуализация делает некоторые явления и части реальности видимыми и понятными; многие из этих явлений недоступны для просмотра невооруженному глазу, а многие просто не имеют визуальной природы» [47].
«Еще большее усвоение информации достигается, за счет интерактивного метода воспитания» [2], - говорится в монографии Т.Н. Добрыниной.
Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие
характеризуется интенсивностью коммуникаций между участниками, их взаимоотношениями, сменой и разнообразием форм и методов. Во-вторых, интерактивное обучение основано на опыте детей и их отношениях с друзьями, поскольку большинство интерактивных упражнений применяются к опыту ребенка. Новые знания и навыки основаны на этом опыте.
Анализируя все вышесказанное, становится логичным использовать интерактивный метод обучения. Можно сделать путеводитель, с использованием квеста по достопримечательностям города Барнаула, ведь проблема культурного ознакомления молодежи с культурными ценностями нашего города является достаточно острой, потому как некоторые представители молодого поколения попросту не знают, где находятся места значимые для города.
У города очень богатая история, множество памятников архитектуры, почти в каждом дворе, возможно, увидеть отголоски прошлых веков.
В монографии Т.М. Степанской [41] на материалах историко-культурного наследия Алтая привлекается внимание к зарождению архитектурных образов городов Алтайского края, в том числе города Барнаул, говорится о необходимости сохранения поколениями культурной преемственности. Тамара Михайловна рассказывает об истории Барнаула, его зарождении и памятниках истории как города, так и людей. Отмечается улица Ползунова и здания, составляющие её ансамбль, являющиеся ценными памятниками архитектуры, истории, науки. Декоративные постройки, декоративные кирпичные ограды, возведенные архитектором Я.Н. Поповым. Улица Ползунова (ранее Петропавловская линия) овеяна дыханием Петербурга, который незримо присутствует там.
Поэтому, разрабатывая путеводитель по самым известным памятникам архитектуры и узнаваемым местам города, начало было взято именно с этой улицы, ведь её архитектурный ансамбль собрал, наверное, самое большое количество памятников и является истоком зарождения города. Именно из-за такого исторического содержания и не осведомлённости современной молодёжи в нем хочется заинтересовать её в дальнейшем самостоятельном изучении этого вопроса.
Анализируя краеведческие источники истории нашего города [10], [11], понимаешь, что объем территории, на которой расположены достопримечательности весьма велик и самым информативным способом показать всю информацию, маршрут и объекты является путеводитель.
В создании своего путеводителя, информационная составляющая была взята из различных источников по регионоведению [2], путеводителей [1], [10], [11] и всевозможной туристической литературы [20], [19].
В путеводитель было решено внедрить интерактивный квест. Участники при взаимодействии друг с другом во время квеста, в игровом формате смогут получить полезную информацию по основным достопримечательностям и занять свое свободное время.
Объект исследования: процесс культурного обогащения и развития молодежи г. Барнаула.
Предмет исследования: интерактивный метод в процессе культурного развития молодежи г. Барнаула.
Цель исследования: определить задачи и особенности использования интерактивного метода в культурно-просветительских целях на примере путеводителя по достопримечательностям г. Барнаула.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные методы обучения.
2. Выявить особенности интерактивного метода обучения.
3. Рассмотреть интерактивные квесты как формы взаимодействия.
4. На основе проведенного анализа разработать оригинальный маршрут и придумать задания для квеста.
5. Разработать путеводитель и включить его в интерактивный квест.
6. Включить методические рекомендации в апробирование путеводителя.
Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ литературы и
источников, практическое применение.
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, содержания с нумерацией страниц, двух глав, заключения, списка источников, приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты современных и интерактивных методов в воспитании молодежи, а также понятие и технология разработки интерактивных квестов.
Во второй главе рассмотрена история создания путеводителей, принципы отбора его содержания, описаны методы разработки путеводителя в форме интерактивного квеста, даны методические рекомендации по внедрению.
Путеводители прочно вошли в мир не только путешественников, но и обычных людей. Так же широко используются в сфере интернет, существует множество интернет путеводителей, но печатные издания, на данный момент так же устойчиво пользуются спросом. Путеводители широко используются туристическими компаниями, для краткого, но информативного показа, своих услуг.
В образовании путеводители в полном их понимании используются очень редко, но при правильном внедрении их, ситуация может повернуться в другую сторону. Визуальные формы подачи учебного материала занимают все большее место в методической и методологической структуре образования. Путеводители как способ визуализации в образовании находят применение на всех ступенях образовательного процесса. Методы визуализации всегда присутствовали в образовательном процессе, особенно в дошкольном и школьном образовании, что касается профессионального обучения - здесь методы наглядности использовались и продолжают использоваться.
Развитие современных информационных технологий позволяет осуществить этот непростой процесс. Для ознакомления с культурными составляющими города, был создан путеводитель на основе квест-игры, который поможет с легкостью почерпнуть информацию о различных достопримечательностях как нашего города, так и других субъектов страны и мира, при определенных условиях использования данного средства.
Путеводитель как метод визуализации учебной информации обладает высоким развивающим потенциалом, который заключается в первую очередь в развитии визуального мышления. Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что путеводитель выступает как многофункциональный инструмент с широчайшей областью применения в образовании и обычной жизни.
Исходя из этого, мы понимаем, что обращаться к инновационным методам воспитания и обучения молодежи необходимо, ведь такие средства как визуализация, аудирование, взаимодействие обучающихся друг с другом и т. д., являются одними из основных и самых эффективных для овладения элементами культуры.
Список источников
1. Барнаул. Путеводитель. - Санкт-Петербург: ООО «Мамонтов», 2010. - 96 С.
2. Гребенникова Т.Г. Введение в регионоведение. Учебное пособие / Т.Г.
Гребенникова, Д.С. Глазунов, И.В. Анисимова. - Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2015 - 94 С. [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. Режим доступа:
http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1048/read.7book?sequence=1&isAll owed=y (дата обращения: 13.05.2019)
3. Журнал Алтай. Справочник-путеводитель. - Барнаул: Комсомольская правда, 2017. - 87 С.
4. Крым, orangeвый путеводитель - изд. Бомбора М. 2019, - 15 С.
5. Психология и педагогика. Москва—Новосибирск ИНФРА. М— НГАЭиУ 2000 [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/index.htm (дата обращения: 15.01.2019)
6. Это Париж / Мирослав Шашек [Пер. англ. - Ю. Шипков] М. Карьера Пресс, 2013. - 64 С.
7. Questguide.ru [Электронный ресурс]. - Пешеходные квесты (дата обращения: 17.01.2019)
8. Wiki voyage [Электронный ресурс]. - Электронный путеводитель. https://ru.wikivoyage.org (дата обращения: 17.01.2019)
9. 10 архитектурных памятников, которые следует знать в Барнауле [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://project27223.tilda.ws/, (дата обращения: 15.05.2019)
10. 10 людей, внесших вклад в развитие Барнаула [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://long.altapress.ru/var/10_istoricheskih_lichnostei.pdf, (дата обращения: 15.05.2019)
11. 10 легенд, которые следует знать о Барнауле [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://long.altapress.ru/var/10_legend.pdf, (дата обращения:
15.05.2019)
Список литературы
12. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
13. Басалин П. Д. Интерактивные формы обучения в образовательном процессе / П.Д. Басалин, И.И.Белоусова //Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2014. № 3
14. Березовая Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для СПО / Л. Г. Березовая. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 477 С.
15. Богаченко Е. А. Игра как современный метод воспитания //Начальная школа. Издательство «Начальная школа и образование» №6. 2010.
16. Бордовская Н. В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000
17. Бородавкин А. П. Алтай в XVIII - первой половине XIX в. // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1995. Т. 1.
18. Бугорский В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 165 С.
19. Ветитнев А. М. Информационные технологии в туристской индустрии: учебник для академического бакалавриата / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 340 С.
20. Гриньков, В. Крым. Отпуск за рулем. Путеводитель / В. Гриньков. - М.: Welcome, 2011. - 216 С.
21. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 С.
22. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -239 С.
23. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография /Т.Н. Добрынина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 С.
24. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. - М.: Педагогика, 2002. -164 С.
25. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: 2001.
26. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. З. И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
27. Каменева Н. А. Развитие творческих способностей студентов в целях создания нового знания // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(25). - Новосибирск: СибАК, 2013.
28. Коваленко Л. А. Образ Свердловска-Екатеринбурга в современных детских путеводителях Урала /Сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. 2018.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 38 С.
30. Лебедева О. Ю. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в учебном процессе туристского. - М., 2004. - 27 С.
31. Лихачев Б. Т. Педагогика: Учебное пособие. - М., 2003
32. Макаренко А. С. Собрание сочинений - М.: Педагогика 2012.
33. Милицина, М. А. Игровые технологии обучения в
естественнонаучном образовании / М.А. Милицина // Инновации в естественнонаучном образовании: VIII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция / Отв. ред. Т. В. Голикова. - Красноярск, 2015.
34. Николаенко В. М. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 С.
35. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., Педагогическое общество России, 2009. - 603 С.
36. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.
пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 С.
37. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 2: Процесс воспитания. - 96 С.
38. Радугин А. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Центр, 1999.
39. Рерих Н. К. О культуре. - М.: РОССАЗИЯ, 2006. - 288 С.
40. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений/. - 3-е изд. - М.: Школа - Пресс, 2000.
41. Степанская Т. М. Архитектура городов Алтая - наследие России: монография / Т. М. Степанская. - Барнаул: изд - во Алт. ун-та, 2016. - 140 С.
42. Степанская Т. М. Влияние петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв. : монография / Т. М. Степанская, А. Г. Степанская ; АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. фак. искусств "Изобраз. искусство и архитектура Сибири". - Барнаул: Изд. АлтГУ, 2014. - 142 С.
43. Ушинский К. Д. Русская школа / Сост., предисл. коммент. В.О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов - М.: Институт русской цивилизации,
2015. - 688 С.
44. Шарапова Н. С. Игровые технологии в процессе формирования гуманистических ценностей у молодежи //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств № 1(63). 2015
45. Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной
журналистики. - М.: Московский государственный университет им. М.В.
Ломоносова, 2014. - 19 С.
46. Шокорова Л. В. Общие закономерности дизайнобразовании: учеб. пособие / Л. В. Шокорова. - Барнаул: АлтГУ, 2015. - 94 С.
47. Costa J. La esquematica: Visualisar la informacion. Barcelona, Paidos Iberica Publ., 1998.
48. Friendly М. A Brief History of Data Visualization // Psychology Department and Statistical Consulting Service York University, 2006.