СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
Введение 4
Глава 1. Функционирование системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации 7
1.1 Федеральный уровень 7
1.2 Региональный и муниципальный уровни 17
Глава 2. Система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в регионах Сибирского федерального округа 23
2.1 Структура и состав управления в сфере природопользования и
охраны окружающей среды в Алтайском крае 24
2.2 Структура и состав управления в сфере природопользования и
охраны окружающей среды в Кемеровской области 36
Глава 3. Сравнительный анализ системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Алтайском крае и Кемеровской области 47
Заключение 53
Список использованной литературы и источников 56
Глава 1. Функционирование системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации 7
1.1 Федеральный уровень 7
1.2 Региональный и муниципальный уровни 17
Глава 2. Система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в регионах Сибирского федерального округа 23
2.1 Структура и состав управления в сфере природопользования и
охраны окружающей среды в Алтайском крае 24
2.2 Структура и состав управления в сфере природопользования и
охраны окружающей среды в Кемеровской области 36
Глава 3. Сравнительный анализ системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Алтайском крае и Кемеровской области 47
Заключение 53
Список использованной литературы и источников 56
Актуальность выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) заключается в том, в настоящее время в России проходит процесс усовершенствования государственной системы управления природопользованием и охраны окружающей среды. Одним из результатов проведения реформ является значительная передача полномочий в сфере природопользования на территориальный уровень - уровень субъектов Российской Федерации.
Территория Сибирского федерального округа представляет собой территорию с большим разнообразием природных ресурсов и как следствие концентрацией промышленных предприятий и объектов сельскохозяйственного производства на отдельных территориях. В субъектах, расположенных в южной части этого округа, сформировалась мощная база промышленного производства и сельского хозяйства, что привело к формированию экологических проблем и неблагоприятной экологической ситуации на их территории. Это и определило направления работы в сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды, как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
В нашей работе рассмотрена система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в пределах двух трансграничных регионов Сибирского федерального округа (Алтайского края и Кемеровской области), которые обладают значительным природно-ресурсным потенциалом, имеют развитое промышленное производство и сельское хозяйство, и межрегиональные экономические связи.
Цель данной работы - изучение системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды (на примере Алтайского края и Кемеровской области).
Поставленная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:
1) рассмотреть вопросы функционирования системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
2) проанализировать и систематизировать фактические данные о системе управления (структуре и составе) в сфере природопользования и охраны окружающей среды в регионах Сибирского федерального округа (на примере Алтайского края и Кемеровской области);
3) провести сравнительный анализ системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Алтайском крае и Кемеровской области как трансграничных регионов, имеющих важные межрегиональные экономические связи.
Объект исследования - система управления (структура и состав) в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Предмет исследования - сравнительный анализ системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Алтайском крае и Кемеровской области.
Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования исследования:
1) описательный метод (использовался при теоретическом обзоре вопроса о функционировании системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на разных уровнях; характеристике мер государственной политики (перечня реализуемых стратегий, программ планов, публикуемых докладов, отчетов и других документов в изучаемой сфере);
2) аналитический метод (применялся при анализе данных официальных сайтов организаций в сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды (анализ функций и полномочий структурных подразделений, входящих в состав организаций, содержания реализуемых стратегий, программ, планов и публикуемых докладов и других документов в изучаемой сфере и пр.));
3) сравнительно-географический метод (использовался при сравнении структуры и состава системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также при выявлении черт сходства и отличия в изучаемой сфере (на примере Алтайского края и Кемеровской области как трансграничных регионов)).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) заключается в том, что результаты исследования являются «продуктом», в котором систематизированы данные о системе управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на всех уровнях. На примере Алтайского края и Кемеровской области как трансграничных регионов, проведен системный анализ, который позволил выявить взаимосвязи в сфере управления природопользованием для решения задач в области охраны окружающей среды.
Территория Сибирского федерального округа представляет собой территорию с большим разнообразием природных ресурсов и как следствие концентрацией промышленных предприятий и объектов сельскохозяйственного производства на отдельных территориях. В субъектах, расположенных в южной части этого округа, сформировалась мощная база промышленного производства и сельского хозяйства, что привело к формированию экологических проблем и неблагоприятной экологической ситуации на их территории. Это и определило направления работы в сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды, как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
В нашей работе рассмотрена система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в пределах двух трансграничных регионов Сибирского федерального округа (Алтайского края и Кемеровской области), которые обладают значительным природно-ресурсным потенциалом, имеют развитое промышленное производство и сельское хозяйство, и межрегиональные экономические связи.
Цель данной работы - изучение системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды (на примере Алтайского края и Кемеровской области).
Поставленная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:
1) рассмотреть вопросы функционирования системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
2) проанализировать и систематизировать фактические данные о системе управления (структуре и составе) в сфере природопользования и охраны окружающей среды в регионах Сибирского федерального округа (на примере Алтайского края и Кемеровской области);
3) провести сравнительный анализ системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Алтайском крае и Кемеровской области как трансграничных регионов, имеющих важные межрегиональные экономические связи.
Объект исследования - система управления (структура и состав) в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Предмет исследования - сравнительный анализ системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Алтайском крае и Кемеровской области.
Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования исследования:
1) описательный метод (использовался при теоретическом обзоре вопроса о функционировании системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на разных уровнях; характеристике мер государственной политики (перечня реализуемых стратегий, программ планов, публикуемых докладов, отчетов и других документов в изучаемой сфере);
2) аналитический метод (применялся при анализе данных официальных сайтов организаций в сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды (анализ функций и полномочий структурных подразделений, входящих в состав организаций, содержания реализуемых стратегий, программ, планов и публикуемых докладов и других документов в изучаемой сфере и пр.));
3) сравнительно-географический метод (использовался при сравнении структуры и состава системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также при выявлении черт сходства и отличия в изучаемой сфере (на примере Алтайского края и Кемеровской области как трансграничных регионов)).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) заключается в том, что результаты исследования являются «продуктом», в котором систематизированы данные о системе управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на всех уровнях. На примере Алтайского края и Кемеровской области как трансграничных регионов, проведен системный анализ, который позволил выявить взаимосвязи в сфере управления природопользованием для решения задач в области охраны окружающей среды.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что управление природопользованием и охрана окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Нами были достигнуты цель и решены поставленные задачи исследования. В итоге, нами были сформулированы следующие выводы.
1. полное решение экологических проблем невозможно только на одном уровне охраны окружающей среды, поэтому функционирование системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2. система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в регионах Сибирского федерального округа представляет собой организации, занимающиеся охраной окружающей среды в рамках своей компетенции (Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по СФО, Департамент лесного хозяйства по СФО, Сибирское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору). Данные организации осуществляют комплекс мер государственной политики, направленных на улучшение состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Для достижения целей в области охраны окружающей среды, организации в сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды разрабатывают документы (реестры, стратегии, программы, планы), направленные на охрану окружающей среды; проводят мероприятия по охране окружающей среды; выпускают сборники, доклады, отчеты.
В Алтайском крае реализуется перечень программ («Развитие мелиорации земель Алтайского края сельскохозяйственного назначения» на 2014-2О2Ог, «Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края» в 2013-2О2Ог, «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013- 2020гг.), на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ежегодно публикуются отчеты о проделанной работе, а также доклады о состоянии и об охране окружающей среды за отчетный период. На официальном сайте Алтайского ЦГМС можно изучить картографические материалы и другую информацию, связанную с гидрометеорологией и мониторингом окружающей среды, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприродназора на официальном сайте предоставляют информативные базы, реестры в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В Кемеровской области реализуется перечень стратегий, программ, планов в области охраны окружающей среды, ежегодно публикуются отчеты, доклады о проделанной работе, о проводимых конференциях в области природопользования и охраны окружающей среды. К изучению, на официальных сайтах организаций, представлены реестры в изучаемой сфере, а также информативные базы для природопользоватаелей.
3. система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Алтайском крае и Кемеровской области как трансграничных регионах имеет сходства и отличия. Министерства природных ресурсов и экологии изучаемых регионов включают в себя разные структурные подразделения. Минприроды Алтайского края включает в себя полный перечень структурных подразделений (Управлений), которые в свою очередь включают отделы, которые охватывают все отрасли на региональном уровне надзора, в то время как у Минприроды Кемеровской области на региональном уровне надзора в подчинении находятся только отделы.
Как таковых отличий в таких организациях как: центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды изучаемых регионов, отделов геологии и лицензирования Алтайского края и Кемеровской области, Верхне-Обское бассейновое водное Управление в рамках своих компетенций нет.
Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора до объединения отличалось только территорией экологического надзора, после объединения Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора охватывает территорию Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области.
Нами были достигнуты цель и решены поставленные задачи исследования. В итоге, нами были сформулированы следующие выводы.
1. полное решение экологических проблем невозможно только на одном уровне охраны окружающей среды, поэтому функционирование системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2. система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в регионах Сибирского федерального округа представляет собой организации, занимающиеся охраной окружающей среды в рамках своей компетенции (Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по СФО, Департамент лесного хозяйства по СФО, Сибирское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору). Данные организации осуществляют комплекс мер государственной политики, направленных на улучшение состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Для достижения целей в области охраны окружающей среды, организации в сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды разрабатывают документы (реестры, стратегии, программы, планы), направленные на охрану окружающей среды; проводят мероприятия по охране окружающей среды; выпускают сборники, доклады, отчеты.
В Алтайском крае реализуется перечень программ («Развитие мелиорации земель Алтайского края сельскохозяйственного назначения» на 2014-2О2Ог, «Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края» в 2013-2О2Ог, «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013- 2020гг.), на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ежегодно публикуются отчеты о проделанной работе, а также доклады о состоянии и об охране окружающей среды за отчетный период. На официальном сайте Алтайского ЦГМС можно изучить картографические материалы и другую информацию, связанную с гидрометеорологией и мониторингом окружающей среды, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприродназора на официальном сайте предоставляют информативные базы, реестры в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В Кемеровской области реализуется перечень стратегий, программ, планов в области охраны окружающей среды, ежегодно публикуются отчеты, доклады о проделанной работе, о проводимых конференциях в области природопользования и охраны окружающей среды. К изучению, на официальных сайтах организаций, представлены реестры в изучаемой сфере, а также информативные базы для природопользоватаелей.
3. система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Алтайском крае и Кемеровской области как трансграничных регионах имеет сходства и отличия. Министерства природных ресурсов и экологии изучаемых регионов включают в себя разные структурные подразделения. Минприроды Алтайского края включает в себя полный перечень структурных подразделений (Управлений), которые в свою очередь включают отделы, которые охватывают все отрасли на региональном уровне надзора, в то время как у Минприроды Кемеровской области на региональном уровне надзора в подчинении находятся только отделы.
Как таковых отличий в таких организациях как: центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды изучаемых регионов, отделов геологии и лицензирования Алтайского края и Кемеровской области, Верхне-Обское бассейновое водное Управление в рамках своих компетенций нет.
Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора до объединения отличалось только территорией экологического надзора, после объединения Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора охватывает территорию Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области.
Подобные работы
- Социально-правовой механизм охраны леса в современной России (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Тенденции и перспективы развития этнокультурного туризма в Алтайском крае
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Современное состояние и перспективы развития агротуризма в Алтайском крае
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ГЕОИНФОРМАЦИОННО-КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ПРИРОДНОМ ПАРКЕ «БЕЛУХА»
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития в Уральском федеральном округе
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2023



