ГЛАВА I. Особенности анимационного творчества в современной культуре и образовании 8
1.1 Анимация как часть современной визуальной культуры 8
1.2 Анимация в структуре художественного образования 15
1.3 Особенности преподавания анимации в контексте современных тенденций
ее развития 19
ГЛАВА II. Разработка обучающего курса и особенности его применения 27
2.1 Специфика разработки учебного курса по двухмерной анимации 27
2.2 Конструирование электронных средств обучения по созданию анимации 31
2.3 Особенности применения обучающего материала в реализации учебного
курса по анимации 36
Заключение 41
Список литературы 44
Приложения 44
Приложение I 49
Актуальность темы обусловлена современными проблемами выбора учащимися их жизненных ориентиров, а также многостороннего развития и художественного воспитания детей. В век технологических инноваций заинтересованность людей в саморазвитии становится пассивным - новейшие компьютеры делают основную часть работы за нас, они призваны облегчить человеческую жизнь, но у этого есть свои минусы.. Из-за этого люди теряют способность к наблюдению за окружающим их миру, выявления каких-либо закономерностей, это так же может привести к потере интереса к искусству, так как оно построено на образном осмыслении действительности, это один из способов познания мира.[34] Небольшой объем знаний и ограниченный круг интересов ребенка в будущем может привести к выбору узкой специальности и в итоге ухудшения качества жизни и психоэмоционального состояния личности. Стремление к творчеству способствует формированию устойчивой здоровой психики ребенка [14] При анимационном творчестве у детей развиваются не только навыки рисования, но также и навыки сочинения сценариев, озвучивания и владения компьютерными технологиями, что в разы увеличивает кругозор ребенка. Анимация в настоящее время предполагает комбинирование технологических и материальных средств, что положительно отражается на усвоении полученной информации. Ребенок формирует компьютерную грамотность и развивает художественные навыки.
В работе была проанализирована следующая литература: основа для теоретической части - С. В. Капков « Энциклопедия отечественной мультипликации» [18], в которой отражены малоизвестные факты в истории отечественной анимации и 1000 биографий и фильмографий тех, кто посвятил свою жизнь анимационному кино. Эта энциклопедия позволит нам проследить исторические моменты, задающие направление развития анимации в России; Н. Г. Кривуля «Анимация как феномен культуры» из сборника материалов V Международной научно-практической конференции «Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями»[24], в котором раскрыто определение анимации, как самостоятельное и самобытное явление культуры, и роль анимации в различных сферах жизнедеятельности человека; Ф. С. Хитрук «Профессия аниматор» том 1 [32], Ф.С. Хитрук «Профессия аниматор» том 2 [33], произведения известного отечественного аниматора, автора любимых всеми Винни-пуха и льва Бонифация, в работах этого выдающегося человека собраны основные нюансы профессии художник- аниматор, к тому же он высказал свое мнение о преподавании анимации с точки зрения наставника курсов по созданию анимации.
Работа Б. А. Иванова «Введение в японскую анимацию» [17] первый монографический труд, посвященный истории и отличительным чертам такого явления, как японская анимация; С. В. Асенин «Волшебники экрана» в данной работе представлена советская мультипликация в своих лучших образцах. В ходе написания практической части исследовательской работы были изучены зарубежные работы авторов - Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей»[42] пособие для начинающих аниматоров, желающих создавать свои собственные, уникальные анимационные фильмы.
Престон Блэйр «Учимся рисовать анимацию»[44] - эта книга сконцентрирована на пяти аспектах анимации: разработка персонажей, их движения, на эмоциях, на технических особенностях и синхронизации камеры и звука ; работа студии Дисней «Иллюзия жизни»[40], в которой описаны основополагающие принципы анимации; Кристофер Харт «Все, что вы когда- либо хотели знать о карикатурах, но боялись нарисовать»[37], о изображении эмоций персонажей; « Краткий курс персонажной анимации» Эрика Голдберга[39]; «Тайминг в анимации» Гарольда Уитакера и Джона Халаса[41]; «Анимация: от сценария до экрана» Шамуса Кюль Хейна[45] и множество других работ известных авторов.
Специфичность темы анимации все больше интересует молодых художников и учащихся художественных студий. Но для создания анимации требуется особые технические средства и необходимые источники информации. Литература, касающаяся этой темы крайне редка, а доступ в специализированные учебные заведения, для заинтересованных этой темой людей, весьма ограничен.[21] Поэтому было принято решение создать небольшой видеокурс по созданию двухмерной анимации, который ориентирован на детей с базовыми навыками рисования.
Обучающий курс нацелен помочь учащимся детской художественной студии освоить базовые знания и навыки по созданию двухмерной анимации, что может развить их интерес к изучению нового направления в искусстве. Анимация призвана решить проблемы потери интереса к саморазвитию, выбора нравственных ценностей и жизненного благополучия. Анимация объединяет в себе многие виды творчества, что способствует расширению круга интересов и здоровому психическому развитию ребенка. Также специалисты-аниматоры высоко ценятся на рынке услуг. Так как современные дети больше склонны к технологически развитой учебной среде, чем к традиционной, было решено создать видеоматериалы по созданию двухмерной анимации в качестве мультимедийных средств обучения.
Цель работы - определить дидактические возможности и задачи преподавания анимации, разработать средства обучения двухмерной анимации в детской художественной студии.
Задачи, поставленные в данной работе:
1. Раскрыть значение термина «визуальная культура», проследить историю (пути) развития анимационной деятельности и значимость анимации в современном мире.
2. Раскрыть роль анимации в структуре художественного образования
3. Изучить особенности использования анимации в образовательном процессе
4. Систематизировать основные материалы по разработке обучающего курса
5. Разработать обучающий курс по созданию анимации
6. Определить особенности реализации обучающего курса по анимации в учебном процессе творческой студии
Объект исследования - обучение компьютерной графике детей и подростков.
Предмет исследования - специфика преподавания двухмерной анимации учащимся старшего школьного возраста.
Также был проведен тщательный анализ над источниками: одним из главных источников стала онлайн-платформа для бесплатного дистанционного обучения анимации детей и подростков «Анимация и Я».[ 1] Проект создан как масштабное практическое руководство по анимационному творчеству в разных техниках и жанрах - от идеи до окончательной обработки результата. Платформа ориентирована на детей всех возрастов и разного местоположения. Для 30 ребят может появиться возможность создания анимационного кино под непосредственным руководством опытных педагогов из команды создателей проекта. Проект осуществляется совместно с «Национальным детским фондом» и Большим фестивалем мультфильмов с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских Грантов. Программа состоит из двух частей: лекции и практическая часть. «Анимация и Я» является некоммерческим проектом. Юрий Борисович Норштейн, выдающийся режиссер и мультипликатор также внес свой вклад в создание этого проекта.
Также было проанализировано множество курсов, открытых уроков и мастер-классов по работе с детьми над созданием анимированного кино. Одним из таких является методическая разработка Кузнецовой Марии Викторовны «Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения»[2], содержащая в себе выдержки из программы по основам анимационного творчества и анализ компетенций, развивающихся у детей в процессе анимационного творчества, которые, в свою очередь, влияют на благополучие во взрослой жизни.
Современным источником, на который опиралась исследовательская работа, послужил видеокурс зарубежного аниматора, режиссера кино и мультипликаций, дважды лауреата премии «Оскар», Ричарда Уильямса «Набор для выживания аниматора» [5], о различных аспектах анимации. Курс, а также одноименная книга, включает в себя приемы, советы, хитрости и общую информацию по истории анимации. Он был оценен как один из лучших курсов по анимации.
Классик отечественного анимационного кино Федор Савельевич Хитрук в своей автобиографии «Профессия аниматор. Том 2»[4] привел полную программу курсов для художников-аниматоров, включающую в себя конспекты лекций, задания для самостоятельного выполнения и методические указания для преподавателей.
В данной работе были использованы следующие методы: метод анализа источников, статей, зарубежной и отечественной литературы по данной тематике, разработка плана и содержания уроков, создание материала для самостоятельного выполнения.
Данная работа включает в себя: введение; первую главу, в которой представлена теоретическая составляющая данной работы, в первом параграфе первой главы анимация рассмотрена как часть современной визуальной культуры и отражен путь ее развития, во втором параграфе данной главы - значимость анимационного творчества в художественном воспитании, последний параграф первой главы раскрывает особенности преподавания анимации в контексте современных тенденций ее развития; вторую главу, которая также включает три параграфа и отражает специфику разработки учебного курса по двухмерной анимации, конструирование электронных средств обучения для учебного курса и особенности применения обучающих материалов в реализации учебного курса.
Исходя из актуальности выбранной темы о том, что в настоящее время существует проблема выбора учащимися их жизненных ориентиров и будущей профессии, а также проблемы многостороннего развития и художественного воспитания детей, мы можем предположить, что эти проблемы решаются путем преподавания инновационных областей искусства, таких как анимация.
В процессе анимационного творчества у детей развивается многостороннее мышление, расширяется кругозор. Процесс создания анимации совмещает в себе различные сферы деятельности, которые ребенок может попробовать на себе и найти подходящее, исходя из его способностей и предпочтений. Это может быть режиссура, написание сценария, озвучание, зарисовки, процесс съемки и так далее. Что может облегчить выбор будущей профессии в сфере различных искусств. К тому же анимационное творчество положительно сказывается на психики ребенка. Он учится работать в команде, так как процесс создания анимации, в целом, коллективный процесс, развивает коммуникабельность; учится решать поставленные перед ним неординарные задачи; развивает воображение и, вследствие, навыки рисования; ребенок становится творцом культурного произведения, которое несет в себе нравственные и личностные ценности, индивидуальный замысел, ребенок выражает свои чувства и мысли посредством создания уникального анимационного мира. Все, что нельзя выразить словами, может быть выражено в анимации.
Но чтобы ребенок мог иметь такую возможность, ему необходимо освоить базовые знания, которые помогут его развитию в сфере анимации. Важно понимать, какой способ передачи информации наиболее эффективен в работе с подростками. В современном мире не обойтись без технических устройств - они стали частью обыденной жизни человека. Также они эффективно применяются в учебном процессе, в качестве интерактивных средств обучения. Мультимедиа является одним из самых популярных средств в образовательном процессе. Дети хорошо воспринимают визуальную информацию, особенно если она сопровождается звуковым оформлением. Оптимальным средством для обучения основам создания анимации являются видеокурсы. Наглядный материал повышает процент запоминания информации, а технические средства упрощают процесс создания анимации и воспитывают в детях компьютерную грамотность, что немаловажно в современном мире.
Но прежде чем стать практически общедоступной сферой творчества, анимация преодолела огромный путь своего развития, как в техническом, так и в культурном плане: от желатиновых пластинок с картинками Эмиля Рейно до инновационной SD-технологии, от простых незамысловатых сюжетов до каждой продуманной детали, и от закрытых показов до анимации как части современной визуальной культуры.
В процессе работы над обучающим курсом по созданию анимации был сделан упор на аналогичные обучающие материалы, такие как проект «Анимация и Я», созданный ассоциацией художников-аниматоров Российской Федерации, методическая разработка Кузнецовой Марии Викторовны «Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения», видеокурс зарубежного аниматора, режиссера кино и мультипликаций, дважды лауреата премии «Оскар», Ричарда Уильямса «Набор для выживания аниматора», полная программа курсов для художников-аниматоров из автобиографического материала Федора Савельевича Хитрука «Профессия аниматор.Том 2»[33] и т.д. Были учтены основные нюансы в области преподавания анимации и уникальный подход к образовательному процессу в сфере анимации.
Материалы к видеоурокам созданы в программе Clip Paint Studio, для создания анимированных изображений, видеоуроки записаны с помощью программы Free Cam 8. Основным источником знаний об основополагающих принципах анимации был труд аниматоров студии Дисней «Иллюзия жизни».
В итоге, проделанная работа соответствует целям и задачам, поставленным в ходе выпускной квалификационной работы. Данный курс призван послужить источником базовых знаний о создании анимации и, в дальнейшем, стимулом для углубленного изучения, что позволит детям открыть для себя новые возможности в различных областях знаний. Анимационное творчество является одним из самых эффективных средств для развития индивидуальных способностей детей, так как оно является синтезом различных искусств. Ребенок может найти себя в любой сфере деятельности, связанной с анимационным творчеством, что послужит ориентиром для будущей профессии.
Источники:
1. Анимация и я. Онлайн-платформа для бесплатного дистанционного обучения анимации детей и подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://multazbuka.ru/#rec67443519
2. Кузнецова М. В. Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения: методическая разработка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-
obrazovanie/library/2012/12/19/effektivnost-detskogo-animatsionnogo-tvorchestva
3. Петров А. А. Классическая анимация: учебное пособие - изд-во М.: ВГИК, 2010. - 197 с [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21558519
4. Хитрук Ф. С. Профессия-аниматор в 2тт. том. 2. - М.: Гаятри, 2007. - 304 с.
5. Richard Edmund Williams. The Animator’s Survival Kit [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL1A1FEDA47ADC18D4
6. Смолянов Г. Г. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме: учебное пособие. - М.: ВГИК им. С.А. Герасимова, 2005. - 128 с.
Литература:
7. Алиев Ю.Б. Три базовых фактора повышения качества школьного художественного образования // - - С. 1-3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.instrao.ru/index.php/component/content/article/42- jaroslavlconfmater/120-2011-10-03-14-49-31
8. Алкасс Нарт Создание персонажа и его анимация // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 404-408 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //moluch.ru/archive/67/11292/
9. Анимация: история больших успехов // Открытые системы.
СУБД/[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osp.ru/os/2011/05/13009443/ (дата обращения: 11.05.2019).
10. Асенин С. В. Волшебники экрана. - М.: Искусство, 1974. - 145 с.
11. Бекназарова С.С. Компьютерная анимация в качестве средства развития творческих умений //Сборники конференций НИЦ Социосфера . - 2014. - №1. - С. 130-132 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21192122
12. Волкова А.А, Берндт Жаклин, Катасонова Е.Л. Манга в Японии и России. Субкультура отаку, история и анатомия японского комикса. - Екатеринбург : Comics Factory, 2015. - 352 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litra.studentochka.ru/book?id=13 5179015
13. Габова М.В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // 2017. - С. 30-40. cyberleninka./[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/vizualnaya-kultura-sovremennogo- obschestva-opyt-tipologii
14. Давыдовская Н. А. Нейрофизиологические преимущества биоадекватной методики преподавания учебных дисциплин // Cyberleninka/[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/neyrofiziologicheskie- preimuschestva-bioadekvatnoy-metodiki-prepodavaniya-uchebnyh-distsiplin (дата обращения: 11.05.2019).
15. Загребин Г.Г. Сопротивление материалов. - М.: Бибком, 2011. - 423 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litra.studentochka.ru/book?id=8465943
16. Зинкевич А. В. Образное мышление, компьютерная графика и анимация в системе образования // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. - 2013. - С.
2.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://readera.ru/140129854
17. Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию. - М.: Наука, 2001. - 782 с.
18. Капков С. Б. Энциклопедия отечественной анимации. - М.: Алгоритм, 2006. - 816 с.
19. Кириллова Н.Б. Медиакультура: словарь терминов и понятий. - 2 изд. - М.: Флинта, 2019. - 196 с [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //litra. studentochka.ru/book?id= 146871861
20. Кольцова С. В основе фильма движение и ритм // Искусство в школе. - 2006. - №7. - С. 38-47 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //animasfera.narod.ru/school/koltcova.html
21. Кононыхина И.А. Анимация в системе освоения спецкурса студентами художественных специальностей // Вестник Сургутского государственного педагогического университета . - 2014. - №1. - С. 28. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21232409
22. Красный Ю .Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. - М.: Просвещение , 1990. - 176 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sheba.spb.ru/shkola/multfilm-1990.htm
23. Кривуля Н.Г. Аниматология. Эволюция мировых аниматографий (комплект из 2 книг). - Екатеринбург : Аметист, 2012. - 808 с [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://litra.studentochka.ru/book?id=20396547
24. Кривуля Н.Г.Анимация как феномен культуры / Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями / Кривуля Н.Г., Орлов А. М., Нестерова М.А., Спицына К.А., Березовчук Л.Н., Смирнова О.Н., и др. - М.: ВГИК им. С.А. Герасимова , 2009. - 365 с [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/animaciya_i_multimedia_mejdu_trad iciyami/read_online.html
25. Кривуля Н.Г. Лабиринты анимации. Исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины XX века. - Екатеринбург : Грааль, 2002. - 308 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //litra. studentochka.ru/book?id=22164046
26. Лихачев Б.Т. Педагогика- 2001- с.147-153
27. Мещенко В. "Узкая специализация" - не для детей! // Искусство в школе.
- 2006. - №7. - С. 44-45.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //animasfera.narod.ru/school/meshenko. html
28. Норштейн Ю. Б. Волчок из "Сказки Сказок" // Искусство в школе. - 2006.
- №7. - С. 4-11.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //animasfera.narod.ru/school/norshtein.html
29. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник. 2006
30. Тихонова Е. Мультипликация-синтез искусств // Искусство в школе. - 2006. - №7. - С. 45-48.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //animasfera.narod.ru/school/tihonova.html
31. Толковый словарь русского языка Ефремовой // Толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 11.05.2019).
32. Хитрук Ф. С. Профессия-аниматор. в 2тт. том.1. - М.: Гаятри, 2007. - 304 с.
33. Хитрук Ф. С. Профессия-аниматор. в 2тт. том.2. - М.: Гаятри, 2007. - 304 с.
34. Хрузина Т.А., Бакеева Л.В. Создание обучающих видеокурсов для поддержки самостоятельной работы студентов // Cyberleninka/[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sozdanie-obuchayuschih- videokursov-dlya-podderzhki-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 11.05.2019).
35. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. — 1910.
36. Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера // Лексикографический интернет-портал: онлайн-словари русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://lexicography.online/etymology/vasmer/ (дата обращения: 03.05.2019).
37. Christopher Hart Everything you ever wanted to know about cartooning but were afraid to draw . - London: Watson-Guptill publications, 1994. - 143 с.
38. Ed Hooks Acting for animators. Heinemann, 2003. - 130 с.
39. Eric Goldberg Character animation crash course. - Los-Angeles: Silman- James press, 2008. - 219 с.
40. Frank Thomas, Ollie Johnston The Illusion of Life. Disney animation, 1981.
41. Harold Whitaker, John Halas Timing for animation. - 2 изд. Elsevier, 2009. - 157 с.
42. Mark Simon Producing Independent 2D character animation: making and selling short film. - London: Focal Press, 2006. - 334 с.
43. Morr Meroz Making an animated short. 2014. - 32 с.
44. Preston Blair Advanced Animation . 1947. - 40 с.
45. Shamus Culhane Animation from Script to Screen. 1990. - 336 с.
46. Richard Edmund Williams Timing and Spacing. 2008.
47. Richard Williams The Animator's survival kit. 2008. - 340 с.
48. Walter Foster Animation. ACT, 2011.
49. Wayne Gilbert Simplified Drawing for Planning Animation. 2014. - 96
50. 51 Great Animation Exercises to Master -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.animatorisland.com/51 -great-animation-exercises-to- master/?v=f9308c5d0596
51. Pixar in a box -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. khanacademy.org/partner-content/pixar/storytelling