Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование приемов самоконтроля при обучение учащихся решению задач

Работа №89828

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы24
Год сдачи2022
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ 6
1.1 Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности 6
1.2. Классификация самоконтроля 9
2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ 14
2.1. Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках математики 14
2.2 Описание деятельности педагога по формированию самоконтроля у младших школьников 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25


Выполнение различного рода заданий на уроках математики может быть устроено так, что обучающийся, допустив ошибку, найдет ее сам, сам (или с помощью дополнительной информации) исправит ее и перейдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, тем самым выполнив задание только правильно. Это произойдет, если у ребенка развит навык самоконтроля. С помощью самоконтроля человек всегда осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и работе. В практике преподавания необходимо учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности обучающихся при выполнении учебных заданий и степенью владения ими навыками самоконтроля.
К сожалению, проблема обучения самоконтролю в образовательных учреждениях до сих пор остается нерешенной, а возможности для развития у учащихся навыков самоконтроля практически не используются. В задачах, направленных на овладение сущностью приемов самоконтроля, предполагается использовать приемы, лежащие в основе различных видов верификации, используемых при решении математических задач. Большинство этих задач должен выполнять сам учитель, потому что учитель должен делать это сам. количество заданий с установкой на самоконтроль - это небольшое количество от общего количества заданий, имеющихся в учебных пособиях по математике.
Несмотря на то, что использование самоконтроля в учебном процессе, в частности в процессе обучения решению задач, не вызывает сомнений, такой методической литературы недостаточно. Поэтому эта тема актуальна.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников реше¬нию задач на уроках математики.
Предметом исследования является процесс организации самоконтроля учащихся при обучении решению задач на уроках математики.
Проблема исследования состоит в обосновании и разработке некоторых методических положений по организации самоконтроля при обуче¬нии решению задач по математике.
Целью исследования является разработка некоторых методических ре¬комендаций по организации самоконтроля обучения решению задач по математике.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:
- изучить психолого-педагогические аспекты самоконтроля учащихся младших классов в процессе решения задач;
- рассмотреть приемы формирования самоконтроля при обучении решению задач.
Для решения поставленных задач были привлечены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методиче¬ской литературы, школьных программ, учебников и учебных пособий; обобще¬ние работы учителей.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные методические рекомендации по организации самокон¬троля обучения в процессе решения задач могут быть использованы в работе с обучающимися начальной школы.
Новизна исследования: выделены общие и специфические условия формирования навыков самоконтроля и определены пути формирования навыков самоконтроля при решении задач на уроках математики.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наиболее важным для педагогической деятельности по формированию учебной деятельности является появление у младших школьников умений самостоятельно подходить к решению поставленной учебной задачи, осуществлять поиск выхода из учебной ситуации на основе принятия самостоятельных решений без побуждающих и поддерживающих действий со стороны учителя.
Успешное освоение учебной деятельности выступает основой качества образования в целом. Под качеством образования понимают «… интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучаемых». Для успешного овладения младшими школьниками учебной деятельностью особое значение имеют контроль и самоконтроль. Действие самоконтроля и самооценки, являясь важными компонентами учебной деятельности, на уровне начального образования способствуют формированию произвольности и сознательности действий субъекта. Однако проведенные нами анализ педагогической практики, анкетирование педагогов и младших школьников позволяют сделать вывод о том, что обучение самоконтролю остается одной из проблемных точек начального образования. С целью рассмотрения места контроля и самоконтроля в учебной деятельности и поиска эффективных путей формирования этого компонента учебной деятельности, необходимо еще раз проанализировать учебные действия, которые выполняет школьник для решения учебной задачи. Особую роль в формировании самоконтроля может играть моделирование осваиваемого действия.
Под самоконтролем мы понимаем операции, выполняемые ребенком с целью осуществления проверки и фиксации правильности выполняемого действия. Учащийся, обладающий высоким уровнем самоконтроля, способен обнаруживать, фиксировать, исправлять ошибки, давать себе установку не повторять ошибок, способен к творчеству и воссозданию алгоритма действия. Напротив, учащийся с низким уровнем самоконтроля не может самостоятельно отслеживать и тем более воспроизводить порядок выполняемых операций, не способен воссоздать алгоритм.
Использование приемов самоконтроля позволяет создать творческую среду на занятиях, что положительно сказывается на появлении самоконтроля.
Учащимся трудно контролировать себя в процессе самой деятельности. Другими словами, пошаговый контроль вызывает у них больше трудностей, чем конечный. Поэтому педагог должен следить за тем, чтобы в центре внимания ребенка была сама деятельность, а не ее конечный результат. Если контроль осуществляется по конечному результату, то даже его систематический характер не оказывает существенного влияния на качество усвоения учебного материала.
Необходимо систематическое сочетание самоконтроля, взаимного контроля и контроля со стороны учителя. Это способствует формированию у младших школьников умения объективно оценивать свою работу.
Взаимный контроль позволяет создать соревновательный эффект на уроке.
Самоконтроль способствует развитию способности корректировать свои действия, вносить собственные изменения, быстро устранять ошибки. Это важно не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни.
Мы предлагаем опираться на следующие требования к формированию разнообразных приёмов самоконтроля у учащихся начальных классов при решении задач, а также при выполнении упражнений и заданий:
решение другим способом;
составление и решение обратной задачи;
составление другой модели задачи;
составление и решение обратной задачи;
Проведенная нами работа и соответствующие исследования послужили решению важных проблем обучения и развития детей младшего школьного возраста, способствовали достижению поставленной цели и подтверждению выдвинутой гипотезы.



1. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б Эльконина,
В.В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1966. - с.240.
2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников /
Под ред. Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962. - 155 с.
3. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирова¬ние внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Издательство Московского университета, 1974. - 210 с.
4. Карпова, С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей Текст. / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова.- М. : Изд во Моск. ун -та, 1978. - 166 с.
5. Кузнецов, В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков / В.И. Кузнецов // Начальная школа. - №2. - 2014. – С. 8 - 10.
6. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в
процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А.С. Лында. - М.: Высшая школа, 1979. -45 с.
7. Манвелов, С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля
учащихся / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение, 2006. - 120 с.
8. Макарова, М.С. Историко-дисциплинарный аспект изучения самоконтроля речевой деятельности / М.С. Макарова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2 (30). - С. 118–123
9. Моро, М.И. Методика обучения Математике в 1-3
классах / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М., 1978. - 336 с.
10. Никифоров, Г.С. Психология самоконтроля / Г.С. Никифоров. - М.: Скифия, 2020. – 232 с.
11. Пойа, Д. Как решать задачу: пособие для учителя // перевод с анг-
лийского / под ред. Гайдука Ю.М. - М.: Учпедгиз, 1959. -207с.
12. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учеб¬-
ной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - с.98.
13. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младшего
школьника: Психология младшего школьника: сборник статей / Под ред Е.И.
Игнатова. - М.: АПН РСФСР, 1960. - с.128 - 146.
14. Рыжик, В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обу-чении математике / В.И. Рыжик // Математика в школе. - №3. - 2015. - с.8 - 11.
15. Самоконтроль при решении мат. задач / С. М. Чуканцев. - Тула : Приок. кн. изд-во, 1976. - 65 с.
16. Свечников, А.А. Решение математических задач в 1-3 классах: по-¬
собие для учителя / А.А. Свечников. - М.: Просвещение, 1976. - 160с.
17. Слепкань, З.И. Психолого- педагогические основы обучения мате-¬
матике: Метод, пособие / З.И. Слепкань. - К.: Рад. школа, 1983. - 192 с.

18. Статкевич, В.В. О начальном обучении решению задач /В.В. Слепкань. - Минск: Академия, 2015. - 208 стр.
19. Стойлова, Л.П. Математика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. Заведений / Л.П. Стойлова. - 2-е издание, испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 484с.
20. Эрдниев, П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике / П.М. Эрдниев. - М., 1957. -152 с.
21. Kuhl J.Action control: The maintenance of motivational states // Motivation, intention and volution / F. Halish, J.Kuhl (eds.). Berlin, 1987. P. 279–291.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ