ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы к особенностям разработки спортивной сувенирной продукции для зрелищных предприятий 7
1.1. Закономерности потребительского восприятия сувенирной продукции .... 7
1.2. Методология разработки фирменного стиля спортивной сувенирной
продукции спортивных предприятий 12
1.3. Роль цветового решения в моделировании восприятия потребителей при
разработке фирменного стиля сувенирной продукции для зрелищных предприятий 18
Глава 2. Описание проектных решений разработки дизайн комплекта спортивной сувенирной продукции для зрелищных предприятий 23
2.1. Развитие хоккея в регионах Сибири и достижения Барнаульской команды "Динамо-
Алтай" 24
2.2. Оценка восприятия потребителей рекламной кампании 26
2.3. Эскизные поиски и выбор оптимального решения фирменного стиля для
ребрендинга логотипа как средство популяризации хоккейного клуба 34
Глава 3. Разработка дизайна комплекта спортивной сувенирной продукции хоккейного клуба для зрелищных предприятий 39
3.1. Концептуальное обоснование идеи спортивной сувенирной продукции . 39
3.2. Технологические возможности разработки проектного решения 45
3.3. Экономическое обоснование затрат и оценка экономической
эффективности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОТИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность темы исследования. На мировом рынке разработка творческой концепции или фирменного стиля стала нормой деятельности зрелищных предприятий. Современный товарный знак и выполненный на его основе фирменный стиль способствуют продвижению товаров и услуг как внутри страны, так и на зарубежный рынок благодаря созданию в сознании покупателей устойчивого образа (имиджа) фирмы. Как показывает практика, предприятие не может успешно конкурировать на мировом рынке, не имея в своём арсенале развитого, тщательно продуманного и спроектированного на высоком профессиональном уровне фирменного стиля, не создавая образа предприятия, свидетельствующего о его высокой культуре, динамичности, надёжности. Сувенирная продукция в процессе коммуникации, связи организации и потребителя. Сувенирная продукция обеспечивает, а также увеличивает эффективность этой коммуникации в связи с тем, что большую часть информации о компании потребитель получает через сувенирную продукцию, именно поэтому данная продукция является элементом фирменного стиля организации. Проблемой этого исследования является торговая марка организации, а значит сувениры. Главная задача сувенира - оставить память о компании или продукции, то есть сувенирная продукция, как фирменный стиль сувенирной продукции спортивного мероприятия. Сувенирная продукция напоминает клиенту о приобретенном товаре, напоминает об организации, с которой он когда- то работал, вследствие чего, он может обратиться туда еще не раз. Сувенир так же может стать предметом привлечения новых клиентов, вас заметят по определенному стилю, торговой марке, а также логотипу. Логотип, рекламный текст, отображающийся на сувенире должен нести полезную информацию о Вашей фирме или новом образце продукции, выпускаемой компании.
В последние годы активно выявляется при маркетинговых исследованиях, то, что сувенирная продукция становится одним из самых
популярных атрибутов торговой марки, что еще раз подчеркивает актуальность данной темы в наши дни.
Актуальность исследуемой темы связана с осознанием значимости сувенирной продукции в процессе коммуникации компании с потребителем.
Сувенирная продукция, как составляющая часть хоккейного турнира, помогает визуализировать настроение и эмоции, создаёт нужную атмосферу для гостей и хозяев, а также обеспечивает эффективность этой коммуникации в связи с тем, что большую часть информации о компании потребитель получает через сувенирную продукцию. В последние годы активно обсуждается то, что сувенирная продукция становится одним из самых важных атрибутов торговой марки, что еще раз подчеркивает актуальность данной темы.
Объект исследования - сувенирная продукция для зрелищных предприятий в современном коммуникационном процессе.
Предмет исследования - условия и этапы проектирования фирменного стиля.
К зрелищным предприятиям относятся сооружения, площадки, здания и т.п., предназначенные и специально оборудованные для производства зрелищного продукта и создания условий для восприятия зрелищного действия потребителями. В пространстве зрелищного предприятия создается «специфический продукт» - зрелище, которое может тотчас же потребляться относительно небольшой группой непосредственных зрителей или транслироваться для широкой рассредоточенной аудитории с помощью различных технических средств.
Цель работы - изучить особенности создания и представить дизайн- проект разработки фирменного стиля сувенирной продукции для зрелищных предприятий.
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи
исследования:
- рассмотреть понятие и этапы проектирования фирменного стиля;
- изучить психологию восприятия цифрового цветовоспроизведения элементов фирменного стиля;
- рассмотреть методологию разработки моделей функционирования и продвижения фирменного стиля с помощью рекламных средств;
- дать краткую характеристику основных направлений деятельности зрелищных предприятий;
- представить обоснование дизайн-концепции фирменного стиля для зрелищных предприятий;
- предложить эскизные поиски и выбор оптимального решения фирменного стиля сувенирной продукции для зрелищных предприятий;
- выявить технологические возможности разработки проектного решения;
- представить разработку рекламной кампании дизайн-проекта зрелищных предприятий;
- Описать социально-экономическое обоснование проектных решений.
Гипотеза исследования строится на предположении, что, если учесть элементы и факторы восприятия физического мира и применить их на разработку фирменного стиля зрелищных предприятий, в результате получим не стандартное решение проекта, тем самым привлечем внимание покупателя и повысить прибыли зрелищного предприятия.
Методология и методы исследования. Работа базируется на комплексном подходе к проблемам проектирования с позиций общеметодологического системного подхода. На отдельных этапах исследования использованы методы системного и логического анализа, сравнительный метод, методы проектно-типологического подхода к разработке дизайн-концепции, теории классификации и кодирования, социологических исследований, экспертной оценки, статистической обработки данных.
Практическая значимость: материал данной работы используется в реализации проекта, который посвящен разработке сувенирной продукции для ледового дворца спорта «Динамо». В приложении к данной работе представлю аналоги других компаний и разработки собственных макетов, так же ребрендинг фирменного стиля, который непосредственно используется в новом Ледовом дворце «Динамо». Данная работа поможет систематизировать имеющиеся научные достижения в области проектирования фирменного стиля. Практически разработанная методика позволит оптимизировать процесс создания раздела о цвете в руководстве по фирменному стилю с целью выведения дизайн-проекта зрелищного предприятия на рынок.
Структура исследования. Исследование структурно состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка на 31 наименование, содержит 64 страницы машинописного текста, а также приложения.
Резюмируя все вышесказанное, можно смело утверждать, что использование в рекламных кампаниях, на презентациях и PR акциях значков и других высококачественных аксессуаров в силу их относительно небольшой стоимости наверняка не нанесет серьезного финансового урона фирме- рекламодателю. В то же время вряд ли найдется столь же действенный инструмент для создания благоприятного имиджа и поддержания высокого реноме предприятия, что обязательно скажется на отношениях с партнерами и клиентами.
Если спортивным продуктом в сфере профессионального спорта презюмируется и объективно является исключительно прибыль организаторов спортивных мероприятий, спортивных вещателей, владельцев или пользователей-эксплуатантов спортивных технических объектов (стадионов, треков, бассейнов, многофункциональных спортивных центров и т.д.), наиболее медийно раскрученных спортсменов, то очевидно, что государству не следует тратить на эту сферу не копейки. Напротив, имело бы смысл обложить существенно более высокими налогами.
Однако обоснованно полагаем, что спортивный продукт, производимый в сфере профессионального спорта, рождаемый этой сферой, много более сложный, интерсекциональный характер, содержит и весьма значимые для публичных интересов элементы
Способ продвижения рекламы с помощью сувенирной продукции наилучшим образом воздействует на психику человека, служит легкой и не навязчивой, но очень действенной формой рекламного пиара в наше время.
Определено, что фирменный стиль — единые принципы оформления, объединяющие внешнюю символику организации, от простого бумажного бланка до фасада здания. Носителями фирменного стиля являются визитные карточки, бланки, вывески, стенды, реклама. Выделено несколько основных этапов разработки фирменного стиля хоккейного клуба: описание миссии хоккейного клуба, а также ее преимуществ перед конкурентами; разработка базовых элементов, включая логотип; разработка фирменной документации, а также POS-материалов; разработка интернет-представительства хоккейного клуба и пакета рекламных материалов.
Определено, что главными задачами PR-кампании являются: информирование аудитории об организации и ее деятельности; демонстрация собственной открытости и лояльности по отношению к аудитории; демонстрация экономической состоятельности и достижений в бизнесе; демонстрация корпоративной социальной ответственности; поддержание отношений со средствами массовой информации.
«Динамо» — единственная команда, принимавшая участие во всех чемпионатах страны в классе сильнейших. Бело-голубые одиннадцать раз становились чемпионами страны, рекордное количество раз (48) оказывались в числе призёров первенства, становились обладателями Кубка СССР, МХЛ, Кубка Г агарина, Кубка Европейских чемпионов, побеждали в многочисленных международных турнирах.
Новый логотип строится на основе буквы А, которая символизирует Алтайский край. Так же в логотип вписан силуэт алтайских гор, что в свою очередь подчёркивает стремление вверх и надёжность. Помимо этого, в логотип графически вписан знак Динамо, который был переработан в новую форму, с перечёркнутыми двумя линиями от лезвий хоккейных ботинок.
Логотип хоккейного клуба динамо Алтай, представляет собой сочетание индивидуального знака и шрифтового написания ХКДА. Знак может использоваться отдельно от шрифтового написания, в зависимости от формата издания или же от размера сувенирного носителя.
Использовать логотип можно только в том виде, в котором он представлен на электронном носителе, прилагаемом к данному руководству. Знак и текстовая надпись под знаком ни в коем случае не должны трансформироваться или видоизменяться.
Для более динамичного и зрелищного вида можно использовать альтернативную цветовую версию логотипа с использование градиента. Можно использовать в печатной полиграфии и web.
В заключительной третьей главе обосновано технологическое решение разработка фирменного стиля с целью выведения дизайн-проекта.
В 2017 г. на все рекламные действия было запланировано расходование денежных средств в сумме 1160,3 тыс. руб., а израсходовано в сумме 1060,4 тыс. руб., или на 90,9 тыс. руб. меньше запланированного, что составляет 91,5%. В 2017 г. должное внимание уделялось лишь радиорекламе и оформительским материалам, остальным рекламным средствам уделялось меньше внимания, несмотря на то, что они продолжали функционировать.
В 2019 г. в связи с сокращением оказания услуг было запланировано выделить 920,3 тыс. руб., что на 240 тыс. руб. меньше, чем в 2017 г
Повышение эффективности маркетинговой деятельности хоккейного клуба возможно, несколькими путями: совершенствование организации маркетинговой деятельности, совершенствование планирования маркетинговой деятельности, совершенствование комплекса маркетинга. Экономический эффект от реализации данных мероприятий составит 49,2 млн. руб. Таким образом, разработанная рекламная хоккейного клуба на основе фирменного стиля является эффективной, рентабельность по прибыли от реализации увеличится на 7%.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. Федеральных законов № 18-ФЗ от 09.02.2007 г., № 193-ФЗ от 21.07.2007 г., № 70-ФЗ от ред. от 18.07.2017г.).
2. Андреев А.Ф. Предприятие в условиях рынка (планирование бизнеса) // Учебное пособие по курсу «Организация, планирование и управление предприятием». - М.: ГАНГ, 2018. - 190 с
3. Вернадская, Ю. С. Текст в рекламе [Электронный ресурс]: учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700)
«Реклама» / Ю. С. Вернадская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 288 с.
4. Вудрин А. Г. Методология формирования и управления взаимоотношениями предприятий на рынке на основе концепции маркетинга: монография / А. Г. Вудрин. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2017. - 420 с.
5. Воронов А. А., Максимова М. И., Ломзина М. Л., Шардинова Т. В. Пути повышения эффективности мониторинга конкурентов в маркетинговой стратегии зрелищного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2018.
- № 4(33). - С. 478-485.
6. Дмитриева Л. М. Философия рекламной деятельности: Учебное пособие / Л.М. Дмитриева, Д.К. Красноярова, Н.А. Анашкина; Омский государственный технический университет. - М: Магистр: НИЦ ИНФРА-М,2013 -256с.
7. Данилова, О.Н. Визуальные символы как составная часть имиджа / О.Н. Данилова, Т.А. Зайцева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2018.
- №1. - С. 154-161
8. Зайцева А. Ф. Рекламные коммуникации в системе эстетических ценностей современного поколения//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2018. -№ 1 (63). -С. 111-116.
9. Иванов И.Г. Внедрение фирменного стиля: миссия выполнима. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2018.
10. Исаева Е. В., Дусь Ю. П. Программы взаимоотношений с потребителями как основа разработки маркетинговой стратегии // Экономические науки. - 2018. - № 106. - С. 39-42.
11. Ладнова А.В. и др. Адаптивный маркетинг как способ повышения эффективности взаимодействия производителя и потребителя// Экономика, статистика и информатика. - 2017. - № 6. - С. 58-63
12. Липартелиани Н.Н. Маркетинг отношений в системе повышения конкурентоспособности регионального туристического агентства// Экономика, статистика и информатика. - 2017. - № 4. - С. 44-49
13. Паблик рилейшнз [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.alazonta.ru/our-products/biznes-imidg/formirovanie-biznes-imidga- korporativnoy-personi/ (Дата обращения 05.05.2019)
14. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://imagemaker.su/services/services_add/image_cons/business/ (Дата обращения 01.05.2019)
15. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на компаниях в условиях рыночной экономики. - М.: Международные отношения, 2017. - 345 с.
16. Романенкова О. Н. Поведение потребителей: Учебник/О.Н.Романенкова - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 320 с.
17. Руденко М. Ресурсный подход к моделированию маркетингового потенциала хоккейного клуба// Маркетинг. - 2017. - № 2. - С. 40-48
18. Руденко М., Письменников Д. Маркетинговый потенциал хоккейного клуба// Маркетинг. - 2017. - № 3. - С. 28-43
19. Рыкалина О. Маркетинговый инструментарий в реализации логистических инноваций// Маркетинг. - 2017. - № 4. - С. 44-56
20. Синяева, И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности [Электронный ресурс]: Учебник для вузов / И. М. Синяева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 414 с.
21. Создание сильного бренда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.dizkon.ru/blog/firmennyj-stil (Дата обращения 03.05.2019)
22. Стеценко Ю.В. Маркетинговые исследования хоккейного клуба GfK Group// Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 5. - С. 25-41
23. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления/ Учебное пособие. - М.: Феникс, 2018. - 506 с.
24. Хруцкий В.Е., Корнееева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособ. - 2 изд., перераб., доп. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 528 с.
25. Шоул Джон. Лояльный клиент: Как превратить разгневанного покупателя в счастливого за 60 секунд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 114 с.
26. Ульяновский А.В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса - М: Эксмо, 2012. - 398 с.
27. Фадеев, Д.А. Социокультурный подход к исследованию имиджа / Д.А. Фадеев, Т.В. Метляева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 11. Ч. 3. - С. 438-441.
28. Хворостов Д.А. Современные методы преподавания дизайна среды//1 mropeanSocialScienceJounial.- 2018. - № 1- 2 (52). - С. 169- 174.
29. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 560 с.
30. Экономика маркетинга [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://72.ru/text/person/61392.html (Дата обращения 06.05.2019)
31. Янборисова Р., Карманов К., Славинский С. Фирменный стиль хоккейного клуба: разработка, внедрение, примеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kom-dir.ru/article/837-firmennyy-stil-kompanii. (Дата обращения 05.05.2019)