Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДХШ

Работа №89807

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дизайн

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
1.1 Основные виды и понятия профессиональных компетенций 9
1.2 Средства и методы формирование профессиональных
компетенций 18
1.3 Особенности формирования профессиональных компетенций средствами
методического пособия 23
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ПОСОБИЯ 29
2.1 Проектирование учебно-методического пособия 29
2.2 Особенности реализации учебно-методического пособия в рамках курса
учебной дисциплины композиции в ДШИ И ДХШ 44
2.3 Проведения апробации методического пособия 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


В современных условиях динамично меняющегося мира и профессиональной среды, характеризующейся высоким уровнем конкуренции, у учащихся, как у будущих субъектов профессиональной деятельности, необходимо сформировать компетенции.
В перспективе они будут способствовать своевременному реагированию не только на изменения среды, но и на изменение потребностей и интересов людей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сфера дополнительного образования всей своей деятельностью должна быть нацелена на формирование профессиональных компетенций, подготовку обучающихся с активным творческим потенциалом, готовых к изучению и сохранению художественных традиций, созданию интеллектуальной творческой среды.
Сама тема посвящена немаловажной проблеме подготовки компетентного ученика, одним из показателей его профессиональной готовности является свободное владение профессиональными компетенциями.
Так же показателем компетентности специалиста является его способность не только применять знания умения и навыки, полученные в процессе учебы, но и самостоятельно творчески перерабатывать их в новых условиях профессиональной деятельности.
Сегодня востребованы люди, свободно владеющие профессией, способные к постоянному саморазвитию, самообразованию в конкурентной среде, обладающие высокой компетентностью.
При освоении профессиональных технологий, на первое место выдвигается не профессиональная информированность, а умение решать проблемы, возникающие, в ситуациях самоорганизации.
В современном мире компетентностный подход не отрицает академического подхода, а углубляет, расширяет и дополняет его. Сегодня он более соответствует условиям рыночного хозяйствования, так как предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНами, трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда.
Компетентность является центральным понятием компетентностного подхода.
Оптимальное решение профессиональных задач обеспечивает профессиональная компетентность; своевременное видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения.
О формировании профессиональных компетенций, учащихся писали многие ученые. В процессе изучения научно-педагогической литературы таких авторов, как П. П. Борисов, Н. В. Борисова, И. А. Зимняя, Ю. С. Кострова, З. С. Мазыр, А. В. Хуторской. Они отмечали что,
профессиональная компетенция - это приобретение обучающимися в процессе образования и воспитания углубленной информации о какой-либо профессии, а также знания, умения, навыки и опыт, личностные качества, необходимые для выполнения профессиональной деятельности. Вопросами формирования профессионально-творческой компетентности посвящены труды А. В. Тутолмина, Н. А. Пахтусовой и др.
При работе над дипломным проектом мною проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы по педагогике и обучению; учебно - методическая литература.
В учебном пособии Нестерова В.В, Белкина А.С. «Педагогическая компетентность» авторы выделяют несколько основных компетенций, например, когнитивную, психологическую, коммуникативную,
риторическую, профессионально-техническую. 
В статье Болотова В.А., Серикова В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе» дается определение компетентностной модели образования, возможные пути ее реализации в условиях общего среднего образования, определяются причины, делающие неизбежным переход на компетентностную модель формирования личности и специалиста.
Зимняя И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» рассматривает компетенции-компетентность как основа подхода в обучении. Общая характеристика видов и компонентного состава компетентности. Компетентностный подход в иерархии подходов к анализу и организации образовательного процесса.
В монографии Лернера И.Я. «Дидактические основы методов обучения» на основе результатов многолетнего теоретического и экспериментального исследования излагается целостная концепция методов обучения, обосновывается система дидактических методов, направленных на совершенствование процесса обучения и развитие творческих способностей школьников.
Байденко В. в пособии «Компетенции в профессиональном образовании» рассматривает, что формирование компетентности в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах.
Кононова О. В., Олешкевич Н.А., Садон Е.В. в пособии «Контроль за формированием профессиональных компетенций. Психолого¬
организационные формы» предложены возможности практической реализации компетентностного подхода к организации учебного процесса в вузе в современные условия в области контроля за формированием профессиональных компетенций.
В статье Матускова М.А. Новикова Е.В. «Обеспечение учебного

обеспеченности обучающихся учебно-методическими пособиями по
учебным дисциплинам, так же рассматриваются востребованность учебно-методических пособий, которые свидетельствуют о проявлении интереса к опубликованной учебной литературе. В статье «Структурные компоненты учебно-методического пособия для учителя» Старовойтовой О.В. , Иваненко Л.А. Эта Статья посвящена проблеме, связанной с созданием учебно¬методических комплексов для средней школы. Рассматривается одна из составляющих частей УМК - учебно-методическое пособие. В статье, на основе анализа существующих учебно-методических изданий, определены требования к пособию и его структура. Для формирование профессиональных компетенций, было разработано учебно-методическое пособие «по настенной росписи». Данное пособие является в своем роде уникальным, т.к. представляет из себя попытку ознакомить широкий учащихся и педагогов-практиков с авторской системой развития настенной живописи. Уникальность пособия состоит, прежде всего, в тщательно подобранном материале по критериям художественности, актуальности, доступности, целесообразности, тематическому многообразию.
В процессе разработки мы постарались учитывать возрастные возможности школьников, связанные с доступностью понимаемой информации для учеников.
Таким образом, учебно-методическое пособие представляет из себя единство теоретического и практического материала, что, несомненно, является весьма важным фактором подготовки будущего специалиста, стремящегося к вершинам профессионального мастерства.
Изложенная в пособии информация адресована, прежде всего, учащимся детской художественной школы, в рамках курса композиция. Пособие может быть использовано не только в рамках дисциплины «композиция», но и в ходе профессиональной практики.
Пособие - это, прежде всего, результат опыта работы в конкретной области знаний. Следует подчеркнуть, что любая творческая идея может реализоваться в виде какого-либо продукта только в том случае, когда будут преодолены все препятствия в период, предшествующий его созданию.
Проведения апробации методического пособия в рамках учебной дисциплины «композиция», выявление и анализ результатов, отбор наиболее эффективных форм изучения информации.
Первым этапом в реализации идеи создания пособия послужил анализ литературы по темам монументально-декоративной росписи и настенной живописи.
Анализ методической литературы показал, что, во-первых, имеется недостаток специальных учебных пособий по этой теме. Художественная роспись популярна в современном дизайне, а новейшие материалы и техники дают возможность прослужить декору долгое время.
Таким образом, проанализировав литературу, все книги не имеют достаточно полной учебной информации по этой теме, большинство книг рассчитано на опытных профессионалов. Таким образом, отсутствует пособие для самостоятельного изучения ребенком школьного возраста по росписи стен, где в доступной форме были бы изложены пошаговые уроки для изучения и овладения технологией от простого к сложному.
Само пособие было задумано как изучение теоретических знаний по теме, практическое изучение и самостоятельная работа учащихся. Особую важность в содержании учебно-методического пособия является преемственность при изложении материала, в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам.
Объект исследования - профессиональные компетенции.
Предмет исследования - особенности формирования
профессиональных компетенций.
Цель работы - разработать учебно-методического пособие по настенной живописи учащихся ДХШ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1. Рассмотреть основные виды и понятия профессиональных
компетенций.
2. Изучить средства и методы формирование профессиональных компетенций.
3. Проанализировать особенности формирования профессиональных компетенций средствами методического пособия.
4. Рассмотреть особенности реализации учебно-методического пособия по росписи стен в ДШИ И ДХШ.
5. Спроектировать учебно-методического пособие.
6. Проведения апробации методического пособия.
В процессе работы над дипломом мы опиралась на методы: теоретического анализа психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа.
Структура и объем выпускной работы разработаны в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из двух глав, включающих в себя шесть параграфов, введения и заключения, списка литературы, приложения, а также электронной презентации и демонстрационного стенда.
Первая глава посвящена роли профессиональных компетенций в дополнительном образовании. Во второй главе описано проектирование учебно - методического пособия по настенной живописи для учащихся ДХШ. В заключении подводятся итоги работы, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях динамично меняющейся профессиональной среды, характеризующейся высоким уровнем конкуренции, у учащихся, как у будущих субъектов профессиональной деятельности, необходимо сформировать компетенции, способствующие своевременному реагированию не только на изменения среды, но и на изменения потребностей и интересов.
Сфера дополнительного образования всей своей деятельностью должна быть нацелена на формирование профессиональных компетенций, подготовку обучающихся с активным творческим потенциалом, готовых к изучению и сохранению художественных традиций, созданию интеллектуальной творческой среды.
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие основные выводы по теме:
Во время выполнения работы было разработано учебно-методическое пособие по настенной живописи для учащихся ДХШ.
При разработке дипломной работы решались следующие задачи: рассмотреть основные виды и понятия профессиональных компетенций;
изучить средства и методы формирование профессиональных
компетенций;
проанализировать особенности формирования профессиональных компетенций средствами методического пособия; рассмотреть особенности реализации учебно-методического пособия по росписи стен в ДШИ И ДХШ;
спроектировать учебно-методического пособие; проведения апробации методического пособия.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, сделали вывод, что профессиональные компетенции, помогают подготовить обучающихся с активным творческим потенциалом, готовых к изучению и сохранению художественных традиций, созданию интеллектуальной творческой среды.
Для достижения поставленной цели проведен анализ методической литературы, рассмотрены учебные пособия в современной педагогической практике, особенности реализации на практике, разработано учебно-методическое пособие по настенной живописи для учащихся ДХШ.
Отличительной особенностью этого учебно-методического пособия является новый взгляд на «настенную живопись» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе крупнейший художественный опыт народа, как целостность, состоящая из профессионально-художественного мастерства, которое находится в постоянном взаимодействии живущих по своим законам.
Создавая методическое пособие, мы старались излагать материал как можно более простым и понятным языком, т.к. пособие предназначено для учеников детской художественной школы, которые только знакомятся с росписью стен.
Дизайн пособия создавался таким образом, чтобы его восприятие было наиболее комфортным для учащихся, основой для этого пособия являются материалы по этой теме, в том числе и репродукции, фотографии. Основной акцент сделан на простоте и доступности изложения материала и подкреплении его практическими примерами.
Практической частью исследования стало проведения апробации методического пособия в рамках учебной дисциплины «композиция», для детей детской художественной школы №4, для выявления и анализа результатов, отбора наиболее эффективных форм изучения информации. Апробация методического пособия позволила выявить положительные моменты и недостатки.
Практическая значимость научного исследования заключается в том, что востребованность в изданиях подобного типа весьма высока, наше пособие может быть использовано на учебных занятиях.
Таким образом, использование учебно-методического пособия на занятиях по композиции является хорошей поддержкой для преподавателя в том случае, если они отвечают предъявляемым требованиям, основываются на принципах достоверности материала, профессиональной направленности, интенсивности и научности.
На основании проведенного исследования мы выяснили методическое пособие может быть использовано в школьной практике для обучения по росписи стен, в рамках курса по дисциплине «композиция».
В процессе выполнения дипломной работы задачи были выполнены, цели реализованы.



Литература
1. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования /
Г.В. Безюлева, Н.В. Иванова, М.В. Никитин, Г.М. Шеламова. - М.:
Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования. 2005. - 82 с.
2. Богачкина, Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2010. - 233 с.
3. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. - №10. С. 8-14
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 с.
5. Борисов П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 1. - С. 58-61.
6. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического
выбора в условиях реализации компетентностного подхода. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 100 с.
7. Буровкина Л.А. Педагогические условия творческого развития личности школьника в процессе обучения изобразительному искусству // Materialy 9 mezinarodni vedetsko- praktitska tsonferentse “Veda a tekhnologiya: krok do budoutsnosti 2013”. Dil 11. Pedagogika. Praha: Publ. House “Education and Science”, 2013. С. 64-67.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
10. Денисова, О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.П. Денисова. - М.: Флинта, МПСУ, 2008. - 240 с.
11. Ефремов, О. Педагогика: Учебное пособие / О. Ефремов. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
12. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Инфра-М, 2017. - 248 с.
13.Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 с.
14.Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования:
компетентностный подход: учеб.пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. М., 2004. - 215 с.
14.Зимняя И. А. Ключевые компетентности. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
15.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2003. - 544 с.
16. Иванов Д. А. О ключевых компетенциях и компетентстном подходе в образовании // Шк. технологии. - 2007. - № 5. - С. 51-61.
17. Корешков В.В. Художественное образование для всех // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна: сб. ст. / отв. ред. М.С. Соколова, М.В. Соколов. Новосибирск: НГПУ, 2015. Вып. 13. С. 267-273.
18. Карпенко О. М. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании // Инновации в образовании. - 2004. - № 6. - С. 5-13.
19. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. - 2011. - № 12, т. 2. - С. 102-104.
20. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 с.
21. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2017. - 144 с.
22. Кузин, В. С. Психология / В. С. Кузин. - М., 1982. -С. 10-12.
23. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. - С. 360-362.
24. Ловцова И.В. Проблемы формирования учебного материала и форм его трансляции в учебниках, учебных пособиях в области изобразительного искусства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 87-93.
25. Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 с.
26. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
27. Михеева Е.Н., Перова Л.А. Разработка учебно - методического пособия как показатель компетентности педагога // Научные исследования в образовании. 2011. № 10. С. 67-70.
28. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 с
29. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебник / П.И. Пидкасистый. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
30. Радионова Н. Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. - 2006. - № 4/5. - С.7-14.
31. Сухомлинский В.А. об умственном воспитании / сост. М.И. Мухин и др. - К.: Рад. Школа, 1983. - 224 с.
32. Тудаков А.А. Становление профессионально-значимых компетенций в условиях дополнительного образования // Вестник Института образования человека. - № 1. - 2017.
33. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. -2005 N 7. - С. 9-11.
34. Филатова М. Социальные компетенции и современное образование / М. Филатова, Л. Волкова // Высшее образование в России. №11. - 2007. С. 104-108
35. Фролко М.С. Рекомендации преподавателям по созданию учебно- методических материалов. М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2013. 35 с.
36. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
37. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского
государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Психология». - 2006. - № 1. - С. 15-21.
38. Шаронова С. А. Компетентностный подход и стандарты в образовании: (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социологические исслед. - 2008. - № 1. - С. 138-145.
39. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студ. педвузов. М.: Академия, 2000. 228 с.
40.Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию. Красноярск. -- 2002.
Источники
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)-23с.
2. Концепция развития детских школ искусств в рамках проекта «Программа развития системы дополнительного образования детей в РФ до 2020 г». - М.: Минкультуры, 2014. - 9 с.
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)-12с.
Методические рекомендации по разработке дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ (утв. приказом Министерства образования и науке Алтайского края от 19.03.2015 № 535) - 10с.
4. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 613н) - 11с.
5. Мазыр З. С. Формирование гражданской компетенции учащихся в процессе обучения в школе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Самара, 2005. - 176 с.
6. Ушаков А.А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Май- коп, 2008. 26 с.
7. Рощин С.П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника- педагога: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: МГПУ, 2010. 54 с.
8. Буровкина Л.А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: МГПУ, 2011. 38 с.
Электронный источник
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа ; http://legalacts.ru/doc/273 FZ-ob-obrazovanii/.
2. Методические указания по разработке учебного пособия [Электронный ресурс] // Сайт Якутского колледжа технологии и дизайна. - http://www.yctd.ru/?q=content/методические-указания-по-разработке- учебного-пособия.
3. Кузьминская А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 349-351. — URL https://moluch.ru/archive/75/12824/.
4. Официальный сайт муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Барнаульская детская школа искусств № 4» [Электронный ресурс]. - URL: http://bdshi4.ru (дата обращения: 05.04.2019).
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008) [Электронный ресурс]. - URL: http://273-фз.рф/akty_mmobmauki_rossп/prikaz-mmobmauki- rf-ot-29082013-no-1008 (дата обращения: 05.03.2019).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ