ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Возникновение проектной деятельности и метода проектов 6
1.2 Особенности формирования компетенции в системе художественного
дополнительного образования 10
1.3 Роль проектного обучения в системе художественного дополнительного
образования 14
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
2.1 Организационно-подготовительный этап создания творческого
проекта 18
2.2 Этапы разработки учебно-методического пособия по созданию
творческого проекта 21
2.3 Апробация учебно-методического пособия, творческий проект на тему
«Модульная картина» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 39
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Дополнительное образование детей в данное время приобретает большую значимость в жизни ребенка, особенно при условии стремительного перехода к так зазываемому «гуманистическому», развивающему образовательному процессу
Если обратиться к одним из первых законов об образовании, некоторые из них уже были изменены, то первый закон, который определил статус внешкольных учреждений как учреждений дополнительного образования был принят еще в 1992 , это Закон Российской Федерации «Об образовании», «Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы» (2002 г.), «Дети России» (2002 г.), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.), «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (2001 г.) [1]. Все это было отражено в Федеральных и региональных законах и программах, в дополнительном образовании детей именно они определяют направление деятельности учреждений дополнительного образования детей. Если смотреть на основные положения данных документов, то вся работа детей в дополнительном образовании должна быть ориентирована на реализацию собственных возможностей, на создание условий для социализации детей, общей поддержки, а также успешного освоения социокультурного опыта, самовоспитания и саморазвития. В дополнительном образовании, большая роль принадлежит технологии проектного обучения, эти технологии учитывают внутри-личностные факторы для мотивации учащихся, все это выявляет у ребенка потребность и стремление к самовыражению, саморазвитию, самоутверждению. Метод проектов способствовал решению многих педагогических задач, так как данный метод создавался по большей степени из философии прагматизма: научить ребенка мыслить,
стимулировать активность и самостоятельность, развивать познавательные способности, формировать приемы творческого учения[1] .
Технология проектного обучения ориентирована в первую очередь на приобретение и применение новых знаний, умений, отношений, все это является компонентом системы продуктивного образования. Через проектную деятельность идет стимул ребенка к решению, к различных проблем, что обеспечивает конкретных результат в виде культурного или материального продукта[12].
Актуальность проектной деятельности очевидна в обучении детей. К сожалению в настоящее время все общение подрастающего поколения сводится к социальным сетям, это все стремительно приводит к снижению потребности к саморазвитию и стремлению к самовыражению в творчестве. У детей нет потребности иногда даже создавать что-то свое, индивидуальное, нет фантазийного мышления, это все связано с тем, что все, что им нужно можно найти в сети интернет.
Таким образом, перед педагогами дополнительного образования актуализируется задача активного использования проектной деятельности в своей работе, так как метод проектов всегда направлен на развитие творческих способностей и обеспечивает формирование и развитие личности обучающегося. Основная идея проектных технологий заключается в обеспечении руководителем условий для самостоятельной работы обучающихся, создании продукта в определенном тематическом направлении.
Цель работы - Определить проектные технологии на практике художественного дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы современных образовательных и педагогических технологий.
2. Выяснить виды технологий проектного обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.
3. Исследовать роль использование проектных технологий в развитии творческих способностей детей.
4. Разработать учебно-методическое пособие по созданию
творческого проекта.
5. Апробация учебно-методического пособия в дополнительном образовании.
Объект исследования - дополнительное художественное образование детей.
Предмет исследования - проектные технологии, разработанные и применяемые в педагогической практике.
В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов теоретических и практических методов и принципов, применяемых в развитии творческих способностей детей.
Методы исследования - теория, синтез, анализ, сравнение, конкретизация, эксперимент.
В наше время развитие метода проекта не стоит на месте. Исследование показало, что с каждым годом появляются новые технологии проектного обучения. Учения современных исследователей показало, что у каждого свое определение и своя концепция метода проектов В.В. Гузеева, М.В. Кларина, И.Д. Чечель, Д.Г. Левитес, Е.С. Полата, Н.В. Матяша, все они по разному расписывают методы проектной деятельности. Мы в своем исследовании опирались на учения Е.С. Полата он говорит как раз о том что в создании проекта есть проблема, которая рождает идею ее решения, а это означает что и будет детальное изучение данной проблемы путем изучения и разбора разного рода материала, и приведет собой к созданию практически - конкретного результата который пригодится в применении в реальной жизни. Тем самым, все исследования и практическое достижение цели лучше всего приводят к развитию творческой способности ребенка.
Все эти показатели приобретения творческих способностей и становления личности подтверждаются апробацией учебно-методического пособия, при создании творческого проект на тему «Модульная картина», который был создан в ходе написания диплома. Темой проекта был: «Волшебный мир фантазий, в котором хочется затеряться». В ходе работы были применены на практике все основные этапы планирования и создания проекта. Таким образом при наборе группы для проекта, с учащимися проводилось обсуждение, учитывая их мнение по содержанию проекта, выявляется их интерес в определенном направлении этой же темы, и уже после этого происходил выбор лидера и распределение ролей. Перед участниками ставилась цель, задача, которые возможно решить только при тесном общении и обсуждении в группе. Поэтому при распределении ролей учитывались основные характеристики личности учащихся. В результате совместной работы расширились коммуникативные связи участников проекта, учащиеся приобрели новых друзей, это имеет важное значение, так как часто общение со сверстниками сводится к социальным сетям. При создании проекта ученики, в первую очередь искали себя, при этом, выполнение задания происходило через активность, самовыражение и саморазвитие, что раскрыло у ребенка оригинальные задумки по созданию проекта, а это и является основой развития творческого мышления ребенка и является фактором становления личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
3. Федеральный закон о дополнительном образовании ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 6. Порядок разработки и утверждения дополнительных образовательных программ
4. Федеральный закон о дополнительном образовании ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 10. Образовательные учреждения дополнительного образования детей и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования детей
5. Федеральный закон о дополнительном образовании ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 18. Компетенция Российской Федерации в области дополнительного образования
6. ФГОС 44.02.03 утвержден Федеральным законом от 1 декабря 2007годаа №309-Ф3
7. Бондаревская Е. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в свете особенностей современной социально-педагогической ситуации и проекта новых образовательных стандартов // Известия кафедры педагогики Южного федерального университета. Вып 2. Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе. Ростов н/Д. : Булат, 2010
8. Акулич, А. Технология проектной деятельности в коррекционно педагогическом процессе // Дошкольное образование (ПС). 2013.No2
9. Михалкина, Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Южный федеральный университет, Экономический факультет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 146 с.
10. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. - 1999. - № 7-8. - С. 37.
11. Фришман И.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. -
2007. - № 2. - С.
12. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
13. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
14. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей 2004. — 349 с
15. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская
энциклопедия, 1989. 1630 с.
16. Словарь русского языка изд., стер. - М. : Русские словари [и др.],
2008. - 667 с.С.И. Ожегов
17. Е.С. Полат. Метод проектов. История и теория вопроса
18. Дьюи Д. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку
19. Коменский Я.А. Великая дидактика, книга по требованию, (1657) 2012, 321с
20. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики, Лоркенидзе Д. Комеский Я.А. Педагогика, Чечель И.Д. /Антология гуманной педагогики/ 1970, 224с
21. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 1998 147 с. РГБ ОД, 61:98-13/1095-3;
22. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1998. - 147 с.
23. Акулич А. Технология проектной деятельности в коррекционно педагогическом процессе // Дошкольное образование. - 2013. - №.2.
24. Михалкина Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова. - Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 146 с.
25. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
26. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов: Изд-во «Учитель», 2007.
27. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000
28. Альмухабетов Б.А. Эстетическое воспитание средствами национального изобразительного искусства. - Алма-Ата, 1990. - 20 с.
29. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 567-572.
30. Калганова Ю.С. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству // Педагогика и психология. - С. 61-65.
31. Калинина Е. Натура и фантазия в декоративной композиции // Журнал Юный художник. - 1994.
32. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2005. - 448 с.
33. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства "Живопись" и сроку обучения по этой программе (утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 156) [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70053526/#ixzz5Hj1voyJw (дата
обращения: 04.03.2019).
34. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р) [Электронный ресурс]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/72/92/7292b420-de7e-4290- af0a-61f18a09294c.pdf (дата обращения: 04.03.2019).
35. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41) [Электронный ресурс]. - URL:
http://base.garant.ru/70731954/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата
обращения: 04.03.2019).
36. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008) [Электронный ресурс]. - URL: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz- minobrnauki-rf-ot-29082013-no-1008 (дата обращения: 04.03.2019).
37. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 613н) [Электронный ресурс]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/18/57/18572208-31bb-4bd4-a84f- 0a30e9876a85.pdf (дата обращения: 04.03.2019).
38. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) / Минобрнауки РФ, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование» [Электронный ресурс]. - URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112015-n-09-3242-o- napravlenii/ (дата обращения: 04.03.2019).
39. Методические рекомендации по разработке дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ (утв. приказом Министерства образования и науке Алтайского края от 19.03.2015 № 535) [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.educaltai.ru/upload/iblock/91c/535_19.03.2015.pdf (дата обращения: 04.03.2019)
40. Использование современных образовательных технологий в
дополнительном образовании. (http://nnov-nav-mou-
muk.edusite.ru/DswMedia/ispol-zovaniesovremennyix.doc)
41. Казакова Н. А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей (http://davaiknam.ru/text/sovremennie- pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelenom-obrazo)
42. Обзор современных педагогических
технологий http://zavuch.by/obzor.html)
43. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей (http://www.gddut.ru/sites/default/files/Педагогические%20технологии%20в%2 0дополнительном%20образованииДос)
44. Бродецкая Е.В. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe- obrazovanie/library/2015/01/14/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v)
45. Ивкина Н. Ю., Тестова Н. В. Возможности художественно-технологического образования в условиях неформального образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. [Электронный ресурс]. - URL: http://e- koncept.ru/2015/75248.htm. (дата обращения 10.12.2017).
46. Литвиненко В.А., Давалева Д.А. Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе //
Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 2(41). [Электронный ресурс]. - URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата
обращения: 28.03.2018).
47. http://сонмц.рф/site_get_file/2262/Metodicheskie%20rekomendatsп
%20po%20razrabotke%20uchebno-metodicheskogo%20posobiya.pdf
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Разворот учебно-методического пособия, обложка
2. Разворот учебно-методического пособия, стр. 1-2
3. Разворот учебно-методического пособия, стр. 3-4
4. Разворот учебно-методического пособия, стр. 5-6
5. Разворот учебно-методического пособия, стр. 7-8
6. Разворот учебно-методического пособия, стр. 9-10
7. Разворот учебно-методического пособия, стр. 11-12
8. Разворот учебно-методического пособия, стр. 13-14
9. Разворот учебно-методического пособия, стр. 15-16
10. Разворот учебно-методического пособия, стр. 17-18
11. Разворот учебно-методического пособия, стр. 19-20
12. Разворот учебно-методического пособия, стр. 21-22
13. Разворот учебно-методического пособия, стр. 23-24
14. Разворот учебно-методического пособия, стр. 25-26
15. Разворот учебно-методического пособия, стр. 27-28
16. Разворот учебно-методического пособия, стр.29-30
17. Разворот учебно-методического пособия, стр.31-32